Платят ли пенсию работникам церкви

Опубликовано: 17.09.2024

фото 1262_1

В соответствии с основами законодательства РФ в нашей стране государство отделено от религиозных институтов и организаций.

На практике, кроме прочего, это означает, что священнослужители не являются государственными служащими и не имеют каких-либо дополнительных льгот и преференций.

Бесплатно по России

Сложившаяся еще в Советском Союзе практика долгое время вообще предполагала отсутствие какого-либо социального обеспечения для представителей духовенства. Однако после 2004 года, когда были достигнуты определенные договоренности между РПЦ и ПФР, касаемо пенсионных прав служителей церкви, священники стали уравнены в правах с остальными гражданами страны, поэтому так же могут претендовать на материальное обеспечение в старости.

Предусмотрены ли в России пенсии священнослужителям

Чтобы понять, есть ли пенсия у священнослужителей и могут ли рассчитывать священники на выплаты по старости, следует понимать взаимоотношения внутри РПЦ.

Русская православная церковь представляет собой огромную структуру, крайне неоднородную по своему составу. Ее основой является приход, который, как правило, имеет в своем распоряжении здание храма, где проводятся богослужения и все необходимые обряды.

Приходом руководит настоятель – лицо, имеющее священный сан, а также в штате могут быть и другие священники. Кроме этого, в храме есть не только священнослужители, но и церковнослужители – регенты, певчие, работники иконных лавок. Канонически приходы находятся в подчинении у епархиального управления, которое возглавляет епископ. При епархии могут быть различные отделы и службы.

С правовой точки зрения приходы и епархии являются некоммерческими организациями, ведущими свою деятельность как самостоятельные юридические лица.

Служители храмов имеют официальную занятость, у священников имеются трудовые книжки, а их служение на приходе входит в соответствующий стаж. За них выплачиваются все необходимые взносы во внебюджетные фонды, поэтому каждый священнослужитель, как участник ОПС, имеет право на предоставление ему пенсионных выплат в старости.

На какой вид пенсии могут рассчитывать священники

Равно как и остальные граждане РФ, представители духовенства имеют право на получение следующих видов пенсионного обеспечения:

    Выплачивается в том случае, если к моменту достижения соответствующего возраста священнослужитель имеет достаточный для ее начисления страховой стаж и ИПК. Пенсионная реформа, проводимая в нашей стране, также затронула и служителей алтаря. В результате нее критерии, необходимые для установления выплат, будут постепенно ужесточаться.
    Если священник не имеет достаточного стажа и ИПК, то он сможет претендовать только на социальную пенсию, на которую выходят позже, а выплаты значительно меньше, чем по страховой.
    . Священнослужитель вправе формировать накопительную пенсию на тех же основаниях, что и граждане РФ, не имеющие сана.

Кроме этого, при установлении инвалидности священнику будет также выплачиваться материальное пособие.

Как происходит начисление пенсии для священников

Наличие священного сана не предполагает каких-либо особенностей в оформлении выплаты при выходе на пенсию. По достижению соответствующего возраста (60,5 лет, после повышения пенсионного возраста в 2019 году) духовное лицо подает в ПФР пакет необходимых документов, среди которых:

  • паспорт;
  • СНИЛС (при наличии);
  • трудовая книжка;
  • иные документы, подтверждающие стаж;
  • военный билет;
  • бумаги, свидетельствующие о наличии льготного стажа (при наличии последнего).

Пенсионный фонд рассматривает представленные документы и в соответствии с законом выносит решение о возможности назначения выплат или об отказе в этом. Опротестовать неправомерное решение ПФР можно в суде.

фото 1262_3

Размер пенсии

Какой-либо фиксированной суммы пенсии у священников не предусмотрено. Она зависит от количества набранных пенсионных баллов.

Если же священнослужитель оформил социальную пенсию, то ее базовый размер составляет 5304,57 рубля в 2019 году, однако на руки по факту он получает сумму в размере прожиточного минимума пенсионера, а в каждом отдельном регионе он разный.

Священнослужители в России получают пенсию в том же размере и на тех же основаниях, что и остальные граждане. Однако следует отметить, что подавляющее большинство из них не прекращает служения у алтаря и после достижения преклонного возраста, даже выйдя на «покой», что по церковным канонам происходит в 75 лет.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:


Понятие пенсионного возраста имеется в соответствии с действующим законодательством, хотя фактически это редко соблюдается. Если священник не находится в очень тяжелом состоянии здоровья, он до последних своих дней старается исполнять пастырские обязанности в меру сил: службу, исповедь и т. д. А формально считаются вышедшими на пенсию те, кто достиг пенсионного возраста согласно действующему законодательству.


О. Алексий Касатиков. Протоиерей, настоятель храма Во Имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первой городской больнице (Краснодар)

Зарплата, конечно, есть. Установленного размера не существует, все зависит от того храма, в котором священник служит. В разных храмах все совершенно по-разному. Одно дело — столичный храм, куда приходят богатые люди или проводится множество экскурсий, делают щедрые пожертвования, другое — храм в маленьком населенном пункте. И одно дело даже на Кубани такой маленький сельский пункт, другое — в Средней России. Могут быть совершенно разные доходы. Поэтому единого размера нет. Конечно, церковный народ заботится о своих пастырях — в меру этой заботы и бывает доход священника.

Тут можно упомянуть пресловутые «мерседесы». Далеко не все священники ездят на таких машинах. Конечно, бывает, найдется богатый человек, который и небогатому приходу подарит машину, но часто бывает и так, что священник живет очень бедно.


О. Максим Белов. Священник, проректор по учебной работе Екатеринодарской духовной семинарии

Для начала стоит отметить, что зарплату получает тот, кто зарабатывает деньги, — топ-менеджер, бизнесмен, сотрудник компании или учреждения. Священнослужители не занимаются зарабатыванием денег. Каждый из нас призван на служение — это предполагает полную отдачу себя делу, при этом без ожидания какой-либо выгоды. Это проще понять на примере учителей и врачей. Их дело — тоже призвание. Как правило, эти люди — энтузиасты. Они заняты любимым делом, посвящают ему не только рабочее время, но и свободное. Спросите, какая у них зарплата, — обычно хватает на коммунальные платежи да на еду. И все. Не слишком большие деньги выделяет им государство.

А священник? Тех пожертвований, которые люди приносят в храм — кто-то за свечу пожертвовал, кто-то за молитву, а кто-то просто на благое дело дал, — не всегда хватает даже налог заплатить. Не забывайте, что согласно законодательству Церковь отделена от государства и вынуждена обеспечивать сама себя: нужно оплатить земельный налог, налог на имущество, коммунальные платежи — за электроэнергию, отопление (представьте себе сумму, учитывая размеры храма), в некоторых случаях даже аренду. На остаток необходимо приобрести для храма облачения, утварь, угли, ладан — словом, все, что нужно для отправления богослужения.

Храм требует большого внимания: за зданием нужно постоянно следить. Если храм новый, его необходимо и благоукрашать. Если все это сделано и каким-то чудом еще остались деньги — нет ничего плохого в том, чтобы разумную часть взять на обеспечение себя жильем и едой. В Священном Писании сказано, что служитель алтаря питается от алтаря. Священнику тоже нужно где-то жить и что-то есть. Помимо этого у него еще есть жена и дети, которых нужно накормить, одеть-обуть. В крупных храмах есть возможность платить штатным клирикам зарплату, но, как правило, она находится в пределах 3000—12 000 рублей, еще и облагается налогом, так как церковь с юридической точки зрения — некоммерческая организация, а священники — ее сотрудники, а не служители. При этом сам всегда помнишь, что в церковь шел не за деньгами и служить хотел не за блага земные. Поэтому такой вопрос почти не беспокоит.

У нас любят порассуждать об иномарках священников, даже мем появился — «поп на «мерседесе» (кстати, «проповедник на «ауди» воспринимается при этом почему-то спокойно). Но эти рассуждальщики упускают из виду, что в храмы ходят, в том числе, очень обеспеченные люди, для которых не составит труда по дороге подвезти священника до дома или привезти на службу. А для некоторых такие затраты, как подарить многодетному батюшке автомобиль, совсем не ударят по кошельку. Да, мы все помним нашумевшую историю иеромонаха на «гелендвагене», но она потому и нашумела, что была из ряда вон выходящей. Этого иеромонаха запретили в священнослужении не за «мерседес», за канонические нарушения, в том числе и касающиеся его образа жизни. А большинство священников ездит на очень скромных машинах.

Что касается понятия пенсионного возраста, так как с юридической точки зрения Церковь — это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма начиная от сторожа и заканчивая настоятелем есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и платят налоги. Что касается отношений внутри Церкви, то это другой вопрос. Трудового стажа, или выслуги лет, или церковного пенсионного фонда не существует. Как правило, священник не уходит на пенсию, а служит, пока живет. Однако, согласно церковным нормам, по достижении 75 лет все, включая епископов, пишут прошение о почислении на покой. Это мудрая практика — у пожилых священнослужителей есть возможность освободиться от административных обязательств, справляться с которыми в преклонном возрасте нелегко. Но, повторюсь, они все равно продолжают молиться за богослужениями и совершать их.

Обзорная статья, посвященная пенсионному обеспечению служителей Церкви: общим условиям назначения пенсий, подтверждению периодов, включаемых в стаж, документальному подтверждению данных периодов времени.

Общие условия назначения пенсий

Обязательное социальное страхование священнослужителей в России было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». До вступления в силу этого закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, потому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время и работники религиозных организаций, и священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 24 Закона РФ от 26.09.97 № 125-ФЗ). Анализ положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» позволяет утверждать, что священнослужители также имеют право на страховую пенсию, являясь специфической категорией застрахованных лиц

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие:

  • архиереи;
  • священники;
  • диаконы;
  • церковнослужители, в т. ч. регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений;
  • иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.90 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (см. образец).

Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) Сергею Ивановичу СОКОЛОВУ, 1940 года рождения в том, что он с 1 апреля 1965 года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.

При этом:

1 апреля 1965 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по 15 ноября 1970 года.

Основание: Указ Управляющего Московской епархией от 1 апреля 1965 года за N 465.

16 ноября 1970 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по 10 июля 1991 года.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 16 ноября 1970 года за N 3545.

11 июля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 11 июля 1991 года за N 2575.

Общий стаж служения с 1 апреля 1965 года по настоящее время.

Подтверждающие документы сохранены.

Руководитель Общего отдела,

Заведующий Канцелярией

Московской Патриархии прот. В. ДИВАКОВ

Как оцениваются пенсионные права

Зачет в общий трудовой стаж периодов работы до 25 октября 1990 года является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Заработок за период до 25 октября 1990 года может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Уточнение пенсионных прав священнослужителей осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, но не ранее чем с 30 января 2005 года (даты вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280) (ст. 20 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для уточнения пенсионных прав следует обратиться с соответствующими заявлениями в территориальные органы ПФР, представив документы, подтверждающие работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25 октября 1990 года.

Соответствующие разъяснения даны письмом ПФР от 18.04.05 № ЛЧ-25-26/3935, которым одновременно направлен образец подтверждающей справки (см. выше).

По достижении 75 лет

Достигнув этого возраста каждый клирик, занимающий должность:

  • игумена (игумении) или наместника монастыря;
  • настоятеля прихода;
  • председателя приходского совета;
  • благочинного;
  • секретаря епархиального совета;
  • председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии;
  • председателя, секретаря или члена епархиального суда

обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей.

Однако окончательное решение вопроса о времени удовлетворения этого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея (в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря – на благоусмотрение Священного Синода, по представлению епархиального архиерея).

Епархиальный архиерей имеет попечение о достойных условиях для продолжения литургического и пастырского служения клириков, освобожденных по возрасту от несения должностных обязанностей.

О периодах работы, включаемых в стаж

Порядком включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов (утв. приказом Минздравсоцразвития от 24.11.04 № 280, зарег. Минюстом России 30.12.04 № 6253) разъяснено, что периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж. Указанные периоды подтверждаются документами в общеустановленном порядке.

До 25 октября 1990 года сводного перечня лиц, принимающих участие в совершении религиозных обрядов, не существовало. Поэтому в спорных случаях отделениям ПРФ необходимо обращаться за подтверждением стажа лиц, участвующих в религиозных обрядах, в Епархиальные управления (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.06 № 1842, доведено до сведения органов ПФР письмом от 09.06.06 № ЛЧ-25-26/6167).

В страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, до 1 января 1991 года – платились взносы на государственное социальное страхование. Уплата взносов на государственное социальное страхование подтверждается документами финансовых органов и справками архивных учреждений.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015).

Тезисы для суда

К сожалению, в бумажной сфере на приходах, как правило, царит беспорядок. Вв справках о заработной плате отсутствуют обязательные реквизиты, основания выдачи и т. д., что часто порождает споры с органами ПФР.

На что можно ссылаться? Вот несколько тезисов для искового заявления.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя в том числе и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4) (согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Аналогичные нормы содержал и Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 10).

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками (ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом работники религиозных организаций, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Впервые для священнослужителей обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». В период до принятия указанного Закона лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию и, следовательно, не имели права на государственное пенсионное обеспечение.

Периоды работы в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке (разъяснения о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280).

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, также иные лица, которые совершают религиозные обряды, либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 Правил). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, в частности:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение факта работы могут быть представлены справка прихода, справка приходского совета, справки о зарплате, платежные извещения и квитанции об уплате подоходного налога и т. д.

Еще раз подчеркнем: от вас не могут потребовать подтверждения уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, поскольку до принятия Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию.

Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.

Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст

Образование

Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.

В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.

Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.

В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.

Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.

была стипендия в семинарии

Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.

Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.

В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.

Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.

На пятом курсе меня тоже постригли в чтецы. В мои обязанности входила помощь священникам при совершении богослужений, уборка алтаря после службы и небольшие хозяйственные поручения. Практически всегда было два выходных в неделю. Зарплата у чтецов небольшая: я, например, получал 20 000 Р .

После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.

получал в чине чтеца в подмосковном храме

После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.

Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.

Суть профессии

Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной. Сегодня в условиях бесконечной земной суеты это непросто, так как, во-первых , священник сам во все это погружен, а во-вторых — рыночный, информационный мир берет свое: все сейчас заточено на то, чтобы человек не думал о душе, о Боге, о вечной жизни. Нам приходится плыть против течения, бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.

Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.

На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.

У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».

Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.

Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.

Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.

Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.

Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.

Место работы

Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.

В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.

Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.

В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.

Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.

Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:

Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.

Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.

Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.

В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.

У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.

Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.


Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.

Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.

Рабочий день

Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.

Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.

По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.

В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.

В церковные праздники у нас все то же самое, но людей больше — человек 40—50 , поэтому и времени в храме проводишь больше. Для меня каждый праздник хорош по-своему . Страстная Седмица и Светлая Седмица — пожалуй, самые долгожданные и насыщенные в плане посещения людей.

Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.

Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.

Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.

Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.

Вот если бы патриархия не тронула хрущевскую систему, священник числился бы "наемным работником" и мог бы претендовать на пенсию по шмаковской модели. А так - живи на старости на "добровольные пожертвования".

Напомню, в советские времена государство пенсии попам не платило. В патриархии был свой пенсионный фонд (полулегальный, т.к. благотворительность запрещалась государством). Его главой был митр. Алексий Ридигер (вот и повод помянуть именинника).
В 1990-м государство разрешило церковным работникам получат госпенсию. Но трудовой стаж считался с этого момента. И лишь в 2004 добились того, что советский стаж церковной службы также считался трудовым. (см. http://www.patriarchia.ru/db/text/162291.html).

Тем временем патриархийный пенсионный фонд радостно закрыли (ибо не может мириться начальство с тем, что оно кому-то отдает деньги, а не берет). И вот - возвращается ветер на круги своя.

А в общем это позорище, когда глава профсоюзов выступает с такими предложениями. Кстати, именно при Хрущеве колхозникам стали платить пенсию. Мужики, если шмаковская инициатива пройдет - найдите эту продажную морду.

Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину

26 ноября 1990 года

Многоуважаемый Борис Николаевич!

Русская Православная Церковь с удовлетворением восприняла основные положения Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" и Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" в части нормы о гарантиях социального обеспечения граждан, работающих в религиозных организациях.

В то же время Русская Православная Церковь отмечает, что упомянутыми Законами, а также Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" не приняты во внимание особенности и характер формирования и расходования финансовых средств в религиозных организациях.

Доходы приходов в Русской Православной Церкви складываются из личных пожертвований в основном малоимущих слоев населения, не являются регулярными и стабильными, а в условиях рыночной экономики ожидается их резкое сокращение; расходы религиозных организаций состоят в основном из затрат на заработную плату (около 60%), а также из затрат на благотворительность и милосердие.

При этих условиях установленный повышенный процент отчислений (37% по Постановлению Верховного Совета СССР от 30 мая 1990 г.) окажется непосильным для большинства религиозных объединений Русской Православной Церкви и особенно для вновь организуемых приходов. Это ставит под сомнение гарантированность уплаты страховых взносов религиозных организаций в Государственный пенсионный фонд.

В связи с этим просим для религиозных организаций и объединений установить тарифы взносов на государственное социальное страхование в размерах, предусмотренных для общественных организаций пенсионеров.

Поскольку в настоящее время пенсионное обеспечение священнослужителей производится за счет церковных средств из Пенсионного фонда Московской Патриархии, считаем целесообразным функционирование двух параллельных систем социального обеспечения и социального страхования, которое позволит религиозным организациям в зависимости от их финансовой возможности пользоваться или Государственным пенсионным фондом, или Пенсионным фондом Московской Патриархии.

Просим учесть это предложение Русской Православной Церкви при рассмотрении Закона РСФСР "О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР".

С искренним уважением

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, народный депутат СССР

Пенсионное обеспечение граждан из числа священнослужителей

Впервые обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации для священнослужителей было введено Законом РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» (далее Закон от 25.10.90 № 267-1). До вступления в силу данного закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, поэтому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В соответствии со статьей 31 Закона от 25.10.1990 № 267-1 граждане, включая священнослужителей, работающие в религиозных объединениях, на их предприятиях и в их учреждениях, стали подлежать социальному обеспечению и социальному страхованию наравне с рабочими и служащими государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций.

В этих целях религиозные объединения, их предприятия и учреждения стали производить отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения в порядке и размерах, установленных для общественных организаций.

С 29 сентября 1997 года Закон от 25.10.1990 № 267-1 утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон от 26.09.97 № 125-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 24 Закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что данная норма не противоречит Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а лишь дополняет его специфической категорией застрахованных лиц, священнослужители также имеют право на страховую пенсию.

Под священнослужителем Русской Православной церкви понимается «лицо, имеющее благодать совершать таинства или непосредственно участвовать в их совершении». По сообщению Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (письмо от 03.04.2006 № 1842), сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, в период до 25 октября 1990 года не существовало.
В соответствии с письмом Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.2008 № 5068 в совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений, а также иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение.
Принимая во внимание, что в период до 25.10.1990 сводного перечня лиц, принимавших участие в совершении религиозных обрядов, не существовало, в необходимых случаях отнесение лица к участвующим в религиозных обрядах осуществляется соответствующим Епархиальным управлением (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.2006 № 1842).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 ноября 2004 года № 280 утверждено Разъяснение «О порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов».

Согласно указанному Разъяснению периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.1990 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (примерная форма справки приведена ниже).

КАНЦЕЛЯРИЯ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
-----
119034, Москва, Чистый пер., 5
Тел. 201-23-40
N ____________
"__" ________ 200 г.

Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) ______________, 19___ года рождения в том, что он с ________ 19___ года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.
При этом:
______________ года Указом митрополита _______________________ назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по ___________ 19___ года.
Основание: Указ Управляющего Московской епархией от _______ 19___ года за N _____.
__________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси __________ назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по _______ 19______ года.
Основание: Указ Святейшего Патриарха от ________ 19_____ года за N _____.
____________ 19_____ года Указом Святейшего Патриарха _______ назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.
Основание: Указ Святейшего Патриарха от _________ 19____ года за N _____.
Общий стаж служения с ______ 19______ года по настоящее время.
Подтверждающие документы сохранены.

Руководитель Общего отдела,
Заведующий Канцелярией
Московской Патриархии

Читайте также: