Плюсы и минусы работы в частной школе

Опубликовано: 03.10.2024


Частная школа — хорошая альтернатива государственной. Маленькие классы, индивидуальный подход, чуткое руководство. Но и здесь есть свои подводные камни. Ученику в маленьких классах, конечно, лучше. А чем отличается работа учителя в частной школе? Об этом рассказывает Елена Савицкая.

Шестой год я преподаю русский язык и литературу в частной школе. За это время я наслушалась всякого: от презрительных комментариев по поводу неуместной «коммерциализации» святого процесса до жаркого интереса к тому, почему школа не государственная. Так ли вообще отличаются две эти «платформы».

Не буду долго томить, сразу отвечу: да, отличаются. Да, сильно. Да, многим. Да, имею право говорить так категорично, потому что имею опыт работы и там, и там. Теперь расскажу вам. Плюсов масса. Бояться частных школ не стоит. Нюансы есть, но обо всём по порядку.

Плюсы

1. Комфорт. Как для ребёнка, так и для педагога. В нашей школе 93 ребёнка. Нет, не в параллели, а всего — с 1 по 11 класс. В одном классе максимум 12 детей. Стоит ли говорить об отсутствии проблем с дисциплиной, концентрацией внимания, возможности нестандартного подхода к обучению?

Да, тетради! У меня нет кучи до потолка, зато есть шикарная возможность уделять им максимум час в день.

2. Простор для творчества. В маленьком классном коллективе, где все настроены на учёбу, гораздо легче проводить нестандартные уроки, заинтересовывать конкурсами, олимпиадами и прочим.

3. Стопроцентный результат. Нет, мы не работаем только с отобранными одарёнными детьми. Есть разные. И разное в работе с ними. Но результат, как правило, стопроцентный. Успеваем больше, копаем глубже, работаем индивидуально и качественно.

4. Реализация скрытого потенциала. Опять же, как учителя, так и ребёнка. То, на что в рутинной суете можешь не обратить внимания, в нашей школе становится явным. Например, скромный новенький, который не любит отвечать перед аудиторией. Ты тащишь его читать наизусть заданный на дом текст стихотворения к доске. Он упирается, отказывается, плачет. Оставляешь в покое, чувствуешь свою вину. Просишь зайти после уроков. Мягко узнаёшь причины, объясняешь, что страшного ничего нет, смеяться некому — в классе шесть человек, все дружат с первого класса и ему помогут.

Дальше выясняется, что однажды он рискнул прочитать в своём классе собственное стихотворение. Хохотал весь класс вместе с учителем

Внутренне негодуя, просишь разрешения почитать сочинения ученика. Среди не совсем ладных находишь пару прекрасных — о любви и дружбе. Ещё два месяца, и этот ребёнок читает те самые стихи на концерте к 8 марта.

5. Меньше бумаг — больше дела. Ни для кого не секрет, что каждый учитель мечтает только вести уроки. Для ведения отчётной документации хочется нанять помощника. Так вот, в количественном отношении, как вы понимаете, у нас всего значительно меньше. А значит, больше времени на «живой» педпроцесс.

Тем не менее, частная школа — не райский островок в бежбрежном школьном океане.

Нюансы

1. Плата за обучение. К сожалению, не всем дано понять, что мы не в магазине, поэтому торговаться не стоит. «Я вам тут деньги плачу, а у него „тройки“!» — да, такие разговоры бывают. Но если вы отдаёте ребёнка в школу, частную или нет, вы же платите за образовательные услуги, а «тройки» с «двойками» будут, если не стараться. Деньги тут ни при чём.

2. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации инклюзивного подхода к обучению мы на передовой. Понятно, что дети, требующие особого подхода в обучении, гораздо легче адаптируются именно в частной школе, где мало детей в классе. Здесь есть возможность обратить внимание на каждого и найти подход. Порой всё непросто, к этому надо привыкнуть детям и родителям. Хотя это своебразная проверка на прочность, проходят её не все.

Я не призываю к негативу в адрес государственных школ. Я училась в самой обыкновенной школе абсолютно бесплатно у чутких педагогов, мастеров своего дела. А вот как учителя нашла себя именно в частной. У меня прекрасные коллеги и потрясающее руководство. Тут я точно знаю, что могу. Могу делать больше, лучше и глубже, потому что у меня есть на это время и силы.

Традиционно считающийся наиболее мобильным сектором экономики, малый бизнес быстрее других реагирует на происходящие изменения, создает дополнительные рабочие места и внедряет новые технологии. Появившиеся шестнадцать лет назад, после выхода Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", частные образовательные школы не исключение. Являясь по сути некоммерческими организациями, они сталкиваются с теми же проблемами, что и любые другие бизнес-структуры. Самые острые вопросы здесь — аренда помещений и строительство зданий для собственных нужд.

За что платить деньги?

Прежде чем перейти к чисто экономическим вопросам, посмотрим, чем же привлекательны частные школы, или, как их еще называют, негосударственные общеобразовательные учреждения (НОУ). Начнем с возможности получить более качественное среднее образование и с наличия более комфортных условий для учебы. Как правило, в таких школах — около ста человек, а в каждом классе — по десять-пятнадцать учеников. Это тоже имеет свое значение: в относительно маленьких коллективах каждый ребенок — как на ладони, учителя знают его индивидуальные особенности и внимательно наблюдают за его развитием.

Конек многих частных школ — изучение иностранных языков. На английский дают по шесть часов в неделю, а с пятого класса в обязательном порядке вводят второй язык. Практически все успешные частные школы сориентированы на конкретные престижные университеты и работают по принципу: что нужно выпускнику. Исходя из намерений ребенка, уже в девятом-десятом классе ему подбирают специальную программу подготовки к поступлению в институт, в соответствии с которой он зачастую и учится у преподавателей из вузов-партнеров.

В частной школе учителя получают довольно высокую зарплату, что позволяет администрации собирать под одной крышей квалифицированных педагогов. Там, где есть продленка, преподаватели работают с детьми в течение всего дня: сначала — уроки, потом — кружки, бассейн, теннис, общение с психологом, индивидуальные занятия. В таких "пансионах" — обязательное четырехразовое питание, свой транспорт (учащихся вечером развозят по домам, а утром возвращают в школу).

В отличие от государственных частные средние учебные заведения не сдают отчеты в различные инстанции: их работу оценивают своими деньгами родители. Поэтому там нет того, чем заражены многие госучреждения, — показухи и скрытых поборов в пользу директорского кармана. Вместе с тем частная школа не становится некой образовательной вольницей, где учат чему хотят. На самом деле любое НОУ находится под пристальным вниманием государства в лице органов управления системы образования, которые решают вопросы аккредитации и лицензирования, выдают аттестаты.

Бизнес ли это?

Доход частных школ формируется за счет вступительных платежей (3–7 % всех поступлений), ежемесячной платы за обучение (70 % поступлений), а также за счет грантов и нерегулярной помощи спонсоров (15–20 %). Кроме того, некоторые заведения зарабатывают на проведении дополнительных платных занятий (а ведь в условиях частной школы их, по идее, быть не должно), но их доля в прибыли редко превышает 2–5 %. Расходы (на аренду помещения, зарплату персонала, питание, транспорт и налоги) составляют 97 %. Даже в столице, где немало состоятельных семей, прибыль в наиболее массовом, среднеценовом, сегменте школ невелика — 4000–9000 $. Причем большую ее часть владельцы вынуждены вкладывать в организацию учебного процесса или тратить на непредвиденные нужды. Поэтому сторонние инвесторы, несмотря на желание мэра Москвы Юрия Лужкова привлечь их для строительства негосударственных школ, не рассматривают рынок частных образовательных услуг как доходный и старательно обходят его своим вниманием.

Согласно Закону РФ "Об образовании" частные учебные заведения — это некоммерческие организации. Все заработанные деньги они должны расходовать в соответствии с уставом. Прибыль может быть получена владельцами только в виде начисленной им зарплаты. "Накапливать средства на счетах школ директора не имеют права: возникнут проблемы с налоговыми органами, — говорит президент АСНООР (Ассоциация негосударственных образовательных организаций России), директор лицея "Столичный" Александр Вильсон. — Также частная школа не должна брать любые деньги. Если она начнет это делать, то превратится в коммерческое заведение. А школа как таковая вообще не может быть бизнесом. Это особый вид услуг. Деятельность, которую она осуществляет, связана с обучением детей по государственным программам. То есть нам только делегированы определенные полномочия и передан норматив, который заложен на каждого ребенка, имеющего, кстати, по Конституции РФ право на бесплатное среднее образование. Но абсолютно бесплатных школ сегодня просто нет, так как государственное образование тоже становится в некотором смысле частным, то есть происходит его естественная коммерциализация".

Непредсказуемая аренда

Государство все заметнее дистанцируется от забот о средней школе и вместе с тем методично, год от года, лишает "частников" льгот. До 1 января 2005 года аккредитованные частные школы получали из федерального бюджета по 5500 руб. в квартал на каждого ученика. Для многих заведений это было серьезным подспорьем, такое положение позволяло формировать практически треть бюджета. Однако с начала года НОУ лишили и таких денег. К тому же на частные школы возложили обязанность оплачивать коммунальные услуги, за что до тех пор отвечал муниципалитет.

Более ощутимым ударом по бюджетам частных образовательных учреждений стала отмена льготной арендной ставки за найм помещения (по договору сроки аренды, как правило, не превышают 11 месяцев с возможностью пролонгации). Это привело к росту арендной платы на 30–40 %. Некоторые школы заранее подготовились к такому повороту событий, повысив плату за обучение. Однако насколько именно возрастут расходы на аренду — угадали не все. Тот, кто промахнулся, пожал горькие плоды: одни заведения попросту закрылись, другие были проданы.

Александр Вильсон: "Здание лицея "Столичный" находится в долгосрочной, на 15 лет, аренде. И можно только удивляться тому, что здесь было, когда местное население тащило из помещений детского сада, принадлежавшего заводу имени Лихачева (три года здание не эксплуатировалось и не имело охраны), все, что удавалось отодрать и отковырять, — и тому, во что все превратилось. Но и на тот момент, когда мы брали здание, по официальной оценке "МИЭЛЬ-Недвижимости", оно стоило 350 000 $, и мы представляли, какие вложения нам еще предстоит сделать. Каждый вклад или перепланировку я согласовывал с собственником, и сегодня дом не имеет ничего общего с детским садом. Сейчас в месяц за 2100 кв. м мы платим около 300 000 руб. Я считаю, что сумма разумная. Вопрос о выкупе помещения не стоит, потому что за нами нет структуры, которая могла бы сразу потратить около четырех с половиной миллионов долларов (именно в такую сумму оценивают этот объект)".

Катком по НОУ

Остальным частным школам приходится искать новые помещения самостоятельно. Найти их непросто, к тому же для этого требуются немалые средства. Каждый выходит из сложившейся ситуации в соответствии с собственными возможностями, и уже есть нестандартные решения этого вопроса. Например, в свое время руководство "Перспективы" купило плавучую пристань. На ней выстроили здание из модульных конструкций, и в столице появилась частная школа "на воде".

Иногда некоторые учебные заведения лишь объявляют о том, что у них собственное помещение, но на деле выясняется, что оно либо находится в процессе оформления в собственность, и еще неизвестно, куда телега вывезет, либо это заявление вообще не соответствует истине.

Вопреки трудностям

Однако Москве повезло. Мэр столицы Юрий Лужков сдержал свое слово, когда обещал профинансировать из московского бюджета то, что было отобрано федеральной властью. Приведем высказывание Александра Вильсона: "Прежде всего надо отметить, что образовательным сообществом была проведена определенная работа, и первоначальное решение о том, чтобы не выдавать денег из бюджета, было пересмотрено. В результате Мосгордума проголосовала за введение нормативного финансирования для аккредитованных негосударственных школ, а затем Юрий Михайлович подписал это распоряжение. Но в первый, 2005 год, право на такое финансирование сумели получить только 60–70 % школ, а остальные оказались не у дел в связи с тем, что три округа города были недофинансированы. В нынешнем году ситуация в корне изменилась. Негосударственная школа наконец-то прописана отдельной строкой, четко определены цифры: норматив — 26 000 руб. на одного ребенка в год. Теперь не надо думать, сколько дадут и дадут ли вообще, а само финансирование осуществляется казначейством и больше не зависит от чьей-либо воли".

Предел выживаемости

Сегодня предел выживаемости для частных школ находится на отметке в 400 $ в месяц с одного ребенка. Опуститься ниже и при этом соблюсти приемлемое качество образования невозможно.

Школы, в которых с учеников берут по 400–500 $, относятся к первой группе НОУ и считаются недорогими, ориентированными на людей с ежемесячным доходом в 1000–2000 $. Такие заведения хорошо заполняются, пользуются стабильным спросом, но не могут похвастаться хорошими бытовыми условиями — современным оснащением классов, отличным питанием. Как правило, эти школы располагаются в переоборудованных детских садах или арендуют часть госшкол. Вторая группа НОУ ориентируется на тех представителей среднего класса, которые имеют доход в 2000–2500 $ в месяц. Это люди, работающие в инофирмах, банках или открывшие собственный бизнес. Они могут позволить себе платить за обучение ребенка от 500 до 800 $ в месяц. Там, где установлена плата такого уровня, обычно сделан отличный ремонт, обустроена прилегающая территория, есть современная спортивная база, компьютерные классы и прекрасная столовая.

Третья группа школ рассчитана на очень состоятельных людей. Обучение одного ребенка обходится тут в 1000–2000 $ в месяц. Хотя в общем-то образовательные программы в дорогих учебных заведениях такие же, как и в относительно дешевых. Прин-ципиально иной является только материально-техническая база. Престижная школа нередко имеет даже собственную обсерваторию и лошадей для обучения детей верховой езде. Кроме того, повышенную цену родители платят за репутацию элитарного заведения. При очевидных плюсах у этих учебных учреждений есть и свои минусы. Их владельцам приходится дрожать за каждого ученика (как бы не потерять!), можно себе представить, что будет, если в учебном году такой оазис покинут хотя бы два человека.

О своей классификации школ рассказывает Александр Вильсон: "Первая категория — это топовые учебные заведения, где главным является качественное обучение, гарантированное многолетней историей школы, где существует крепкая материальная база и есть широкий спектр возможностей дополнительного образования. Таких объектов в Москве не больше двадцати-тридцати. Примерно столько же в городе и государственных топовых школ. Вторая категория — базовые заведения, работающие на протяжении пяти-семи лет. Обучение в них достаточно стабильное и качественное, но зачастую более слабая материальная база. Такие школы выполняют свои обязательства не хуже государственных средних, а в ряде случаев и лучше их. Это и есть стабильная середина нашего негосударственного образования. Третья категория (30 % от общего количества НОУ) — бюджетные учебные заведения, работающие на пределе выживания. Их вполне можно назвать неполноценными. Учителя из государственной школы вечером переходят преподавать в частную. Получается своеобразный симбиоз государственной и негосударственной школ. Такие НОУ первыми очень остро ощущают на себе все проблемы: именно они не выдерживают страшного удара — когда им отказывают в дальнейшей аренде".

Как у других?

Бесконечная борьба с трудностями тормозит рост количества НОУ, но меньше их тоже не становится. Сегодня у "частников" обучаются приблизительно 20 000 — 25 000 человек (эта цифра "плывет"), что составляет 4–5 % от общего числа учащихся Москвы. По России данный показатель значительно ниже и равен 1,2–1,3 % (350-000 учащихся). Эта статистика не учитывает дополнительное образование, которое также относится к негосударственному. Здесь счет идет уже на миллионы.

Цифра в 4–5 % по частной школе характерна и для Европы, и для Америки, так что со всей определенностью можно сказать, что по данному показателю Россия находится на мировом уровне. Среди передовиков частного образования — Новая Зеландия. Там доля НОУ составляет 95 %. А наш восточный сосед Китай, взяв все самое лучшее из мирового опыта, снова пошел своим путем. До 2001 года в стране культурной революции доминировал принцип — поддерживать сильнейших независимо от формы собственности. Затем ситуация изменилась. После очередного пленума ЦК Компартии Китая было официально объявлено, что негосударственная образовательная система действует в интересах народа, поэтому ее надо всячески поддерживать. В частное образование китайцы стали вкладывать огромные средства. Помещения для НОУ там предоставляют без арендной платы, а в некоторых провинциях и вовсе строят специальные здания для таких школ. Более того, китайские частные и государственные учебные заведения получают из бюджета абсолютно одинаковые средства по всем статьям, а не только выплату на ребенка, как это происходит у нас. Ученики и учителя государственных школ и НОУ уравнены в правах — у нас это далеко не так. В общем, есть с кого брать пример, было бы желание.

"Что лучше – частная или государственная школа?" – согласитесь, такая дилемма может возникнуть только у тех родителей, которые теоретически могут себе позволить оплачивать образование. Малоимущие семьи просто не задаются подобными вопросами. Бессмысленно рассуждать о преимуществах частного образования, когда у вас нет средств даже не базовые нужды. Поэтому сегодня мы обсудим плюсы и минусы государственных и частных школ с точки зрения состоятельного родителя. Речь не идет о баснословно богатых семьях – у подобных людей просто нет выбора, из соображений безопасности для них существует только одна опция – частные школы. Мы рассмотрим ситуацию со стороны представителя middle class (среднего класса), к каковым я отношу и себя.

Рад приветствовать вас сегодня, я Mr. Great, и мы исследуем преимущества и недостатки государственных и частных школ.


Что такое частная школа

Согласно определению Википедии, частная школа – это негосударственное учебное заведение начального или среднего образования, средства на содержание которого частично или полностью окупаются за счет платы, взимаемой с учащихся.

Говоря простым языком, частная школа финансируется родителями учеников. Будучи человеком бизнеса, я (возможно, несколько цинично) рассматриваю модель частной школы с коммерческой точки зрения. В отличие от государственной школы, частной жизненно необходимо сохранять и преумножать удовлетворенность родителей качеством обучения, возможностями внеклассного развития и академическими показателями учеников.


Помимо базовых обязательных составляющих частные школы заинтересованы в формировании некоего комьюнити, собственной атмосферы, "духа" школы, который бы выделил ее на фоне других. Определенная репутация, традиции, сообщество, объединенных общими идеями педагогов составляют облик частной школы. Для родителей, выбирающих частное образование, во главе угла могут стоять как статус школы и ожидаемые высокие результаты в учебе, так и психологический комфорт, доброжелательная учебная среда, гарантированная в негосударственных учебных заведениях.

Частная школа или государственная. Основные отличия

Для меня, как для человека, привыкшего в определенному уровню в общении и отношении к себе и к моим детям, важные отличия частных школ от государственных - стиль коммуникаций и отсутствие жесткой иерархии в школьной системе. Мои сыновья учатся в Heritage School, я могу быть уверенным в том, что их мнения важны и будут услышаны, а в случае возникновения каких-то проблем в классе педагог найдет время и возможность всесторонне рассмотреть ситуацию и при необходимости обсудить ее со мной. Ребята не побоятся даже обратиться к директору, если посчитают нужным. Mr. Matthew знает каждого поименно и всегда рад пообщаться с учениками!


Государственная школа не в состоянии обеспечить такой подход. Прежде всего, в силу того, что учителя перегружены, а уделить внимание каждому из 25-30 ребят в классе физически невозможно. Авторитарный стиль общения как с учениками, так и с родителями, к сожалению, превалирует в большинстве государственных школ.

По оснащению и состоянию материально-технической базы многие государственные школы в столице сейчас ничем не уступают частным. В регионах, насколько я знаю, ситуация иная, но возможности убедиться в этом лично у меня не было.

Как для родителя, не исключающего возможность получения высшего образования за рубежом, для меня важно, чтобы школа работала по международной программе. Это еще одно из ключевых отличий частных школ. Если государственные школы работают по стандартам Министерства просвещения, и программа обучения включает только общеобразовательные предметы, то в частных школах часто есть возможность учиться как по российской, так и по международной программе одновременно. Так, в Heritage School вместе с российским аттестатом ученики получают сертификат A-Levels, британский документ о среднем образовании.

Плюсы и минусы частной школы

Обучение ребенка в частной школе существенно облегчает родителям жизнь! Поверьте мне, это так!

Сыновья находятся в школе с 8 до 19.00. Вопрос с внеклассным развитием у нас закрыт. Помимо основной академической программы сыновья занимаются ментальной арифметикой и французским. Младший играет в футбол по вторникам и четвергам, а старший выбрал бразильское джиу-джитсу в качестве дополнительной физической нагрузки. Только представьте себе, сколько времени и усилий нам с супругой пришлось бы приложить, чтобы обеспечить посещение этих кружков и секций в разных местах Москвы! Одна мысль о планировании логистики сводит меня с ума!


Отдельный плюс – педагогический состав. С переходом в частную школу у сыновей не осталось нелюбимых уроков. Мои дети по природе очень любознательны, и, безусловно, педагогические таланты учителей падают на благодатную почву. Но факт остается фактом, увлечь ребят во время занятий педагогам частных школ удается лучше, чем их коллегам из школ государственных (в большинстве случаев).

Учиться в частной школе дорого – это существенный минус. Ну а если в семье не один, а двое школьников, как у нас, расходы на оплату обучения приходится планировать заранее. Бюджет на учебу сыновей мы с женой откладывали с рождения мальчиков. Приятный бонус, в Heritage School предусмотрены скидки на второго и третьего ребенка, обучающего в школе!

Плюсы и минусы государственной школы

В условиях мегаполиса важное значение имеют расстояния. Особенно это критично в начальной школе – я глубоко убежден, что в младших классах расстояние в пути от школы до дома не должно превышать 30 минут. У родителей детей, обучающихся в государственных школах, вопрос близости школы решается автоматически. Большинство учеников живут в шаговой доступности, ведь распределение в государственные школы осуществляется по территориальному принципу – по прописке! Безусловно, это удобно!

Однако, есть и обратная сторона медали – попасть в начальные классы государственной школы не в своем районе практически невозможно, даже если родители готовы возить ребенка на другой конец Москвы. Хотите, чтобы ваше чадо пошло в первый класс в легендарной 57-ой? Извольте жить в Хамовниках!

При переходе в среднюю школу процедура "приписки" к школе несколько упрощается, и возможность выбора школы в том или ином виде появляется. Однако, попасть в "элитные" государственные школы зачастую бывает сложнее, чем пройти конкурс в МГУ!

Обучение в государственной школе бесплатно. Довольствуясь базовым набором учебных часов и дисциплин, родители действительно не платят за обучение. Однако, факультативные и индивидуальные занятия приходится оплачивать.


Существенный минус, на мой взгляд, недостаточное внимание внеклассной активности в государственных школах. Продленка после занятий не дает возможности качественно развивать творческие или спортивные навыки. А для нашей семьи, например, пребывание детей в школе полный день критично!

В каком-то смысле обучение в государственной школе закаляет детей. Мотивированный ребенок борется за внимание преподавателей, учится брать максимум из доступного. Немаловажен и навык коммуникации – приходится общаться как с положительными отличниками, так и со сложными ребятами, двоечниками из неблагополучных семей. Наверное, так или иначе, подобный опыт формирует личность. Возможно, дети из частных школ в меньшей степени готовы к жизненным сложностям. Однако, для своих сыновей я предпочту благоприятную среду, считаю, что ресурсы лучше тратить на развитие, а не на то, чтобы отвоевывать себе место под солнцем!

Резюме


Оказавшись в России, я посвятил довольно много времени анализу возможностей государственного и частного образования в Москве. Мы с супругой учились в Англии, поэтому опираться на собственный опыт при выборе школы для детей не могли. Посетив с десяток государственных и частных школ и пообщавшись с другими родителями, друзьями и коллегами по работе, мы приняли решение в пользу частной школы.

Безусловно, обучение детей обходиться нам не дешево! Но наблюдать, как твои мальчишки ежедневно радостью бегут в школу и им интересно всё на свете – бесценно! Дети развиваются и наполняются уверенностью в себе и своих силах буквально на глазах!

Мы с супругой не всегда можем контролировать ребят, но уверены, что в Heritage School созданы все условиях для их комфортного пребывания в течение всего дня. А это дорогого стоит!

Частная школа

Каждый родитель желает отдать своего сына или свою дочь в такое учебное заведение, в котором образовательный процесс будет основываться на творческом подходе, а одноклассники не будут мешать учиться. Ведь от этого зависит будущее ребенка. Считается, что школы частног типа преобладают над государственными. Действительно ли это так?

Плюсы и минусы частной школы

Что представляет собой частная школа?

Когда человек слышит словосочетание «платная школа», он представляет себе следующее: в классе интерьер оборудован новейшей техникой, учатся дети только из обеспеченных семей, а учитель вкладывает в свою профессию и учеников всю душу.

У некоторых людей вырисовывается иное представление о частной школе: «золотая» молодежь, которая не учится, поскольку зачем им это делать, если за них заплатили папа с мамой. Особых детей там нет – такие же, как и в других учебных заведениях, только их родители более состоятельные. У учеников формируется мировоззрение, что Вселенная вертится вокруг них, а педагоги относятся к ним не столько обходительно, сколько либерально.

Преимущества частной школы

Обучение в платных школах не гарантирует того, что знания ребенка будут на высшем уровне. Тем не менее, имеется ряд превосходств перед государственными.

Плюсы частных школы

Почему большинство пап и мам отдает ребенка в частную школу? Объясняется это тем, что платные учебные заведения имеют такие преимущества:

  • Качество образовательного процесса. В частных центрах работают только высококвалифицированные педагоги, не представляющие своей жизни без этой профессии. Они не желают работать в государственных школах за мизерную заработную плату.
  • Хорошее школьное техническое оснащение. Безусловно, во многих государственных школах также имеется современная компьютерная техника. Наличие оборудования в таких заведениях зависит от спонсирования и честности руководства, которое вынуждено улучшать финансовое положение непорядочным путем.
  • Интерес к качественному обучению. Такая заинтересованность особо заметна в профильных учебных заведениях, в которые ученики идут по окончании 9 класса. В школах государственного типа дети «протирают штаны» целых 11 лет.
  • Применение новаторских дидактических технологий. В первую очередь, это касается правильной планировки класса. Рекомендуется, чтобы в классе находилось не более 9 учеников. В государственных образовательных организациях не представляется такой возможности, что негативно сказывается на качестве образования. В частных школах такая проблема исключена.
  • Атмосфера в классе. В платных школах педагоги стараются воспитать всесторонне развитую личность, вкладывая все свои усилия и передавая знания. В государственных общеобразовательных заведениях учителя просто обучают школьников. В частных школах имеются собственные традиции, правила, которые сплочают педагогический и ученический состав друг с другом. В такой атмосфере лучше работается, дети чувствуют себя уверенней, а учителям легче воспитывать школьников.
  • Индивидуальное отношение. Небольшое количество детей в классе упрощает процесс обучения. При длительности урока 45 минут невозможно передать знания детям, которых в кабинете сидит 30 человек. Получается, что учитель сможет выделить на одного школьника не более 1 минуты. Поэтому он выделяет для себя любимчиков, которым объясняет новый материал. Остальные дети занимаются своими делами – чем-то другим, но только не обучением. Еще одна проблема заключается в том, что учитель запоминает всех детей лишь к середине учебного года. Какой индивидуальный подход здесь может быть?
  • Качественное питание и бытовая обстановка. В столовой детей всегда ждут вкусные блюда из свежих продуктов. В туалете всегда убрано, мебель – современная. В некоторых частных заведениях имеются уголок для отдыха, оборудованный всем необходимым для ого, чтобы школьники смогли отдохнуть и восстановить силы по окончании тяжелого учебного дня.
  • Контингент обучающихся. В платных школах исключено, что с детьми интеллигентных родителей будут учиться дети из неблагополучных семей – алкоголиков или наркоманов. А престижные организации посещают дети, родители которых имеют иной склад ума. Он же передается их чадам. Факт нахождения в одном классе с детьми благополучных родителей доказан – это благоприятно сказывается на обучении и развитии в целом.
  • Времяпровождение. Состоятельным родителям часто некогда проводить время со своими детьми, поскольку они постоянно находятся на работе. Частные образовательные учреждения способны не только обучать детей, но и организовывать для них досуг с учетом возраста и интересов.

Это поводы, которые являются ключевыми при принятии решения – стоит ли отдавать своего ребенка в частную школу.

Минусы частных школ

Несмотря на немалое количество преимуществ, у обучения в частных образовательных организациях имеются недостатки. Это:

  • Перевод образования в рыночные отношения. Некоторым родителям приходится нелегко от общения с педагогом только после предъявления квитанции об оплате обучения. Они к этому не были готовы.
  • Высокомерие детей. В коллективе имеются мальчики и девочки, желающие выделиться из толпы, быть лучшими. В обычных школах дети хвастаются друг перед другом вещами и предметами средней ценовой категории. В частных заведениях школьники выделяются за счет самых дорогих айфонов, домов и прочего. Если у ребенка из класса меньший достаток, он чувствует себя ущемленным, серой мышью. Чтобы этого не допустить, не нужно тратить все финансы, чтобы попасть в платную школу. Но только если ее не будут посещать дети таких же состоятельных родителей.
  • Качество обучения не оправдывает надежды. Часто предоставляемые частными образовательными организациями знания оказываются такими же, как и в государственных. Знания ребенка зависят не только от квалификации педагога, но и от него самого. Если у школьника нет тяги к знаниям, частная школа ему не поможет.
  • Стоимость обучения. Посещение частных образовательных организаций – удовольствие не из дешевых. В некоторых школах администрация просит заплатить на несколько месяцев вперед, что может позволить себе не каждый родитель, даже если он состоятельный. Дополнительно оплачиваются различные мероприятия: экскурсии, путешествия.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, частные учреждения отличаются от государственных не во многом. В обычной школе тоже учатся дети состоятельных родителей. Некоторые государственные заведения обустроены лучше, чем платные. Качество обучения зависит не только от школы, но и от педагогов, администрации.

Больше всего довольны работой частные преподаватели

Каждый третий преподаватель, работающий в вузе, техникуме, колледже или как частное лицо, имеет опыт работы в школе. При этом 42% школьных учителей считают, что количество молодых преподавателей в школах за последние годы уменьшилось.

Был ли у вас опыт работы школьным учителем?

Вопрос задавался только преподавателям техникумов/колледжей, вузов и работающим как частное лицо.

  • ответили «да» — 33%;
  • ответили «нет» — 67%.

В целом более половины преподавателей, принявших участие в опросе, удовлетворены своей работой (53%), однако среди школьных учителей эта доля значительно ниже и составляет лишь 39%, зато неудовлетворенных работой среди них — 53%. Довольных работой среди преподавателей вузов — 48%, среди частных преподавателей — 61%.

Насколько вы удовлетворены своей работой?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Зарплатой на основном рабочем месте чаще всего тоже удовлетворены частные преподаватели (34%), а вот неудовлетворенных зарплатой больше всего среди преподавателей вузов (81%).

Насколько вы удовлетворены зарплатой на основной работе?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Постоянные переработки — норма для 36% школьных учителей и для каждого третьего преподавателя вуза. Часто и очень часто сверхурочно работают 31% школьных учителей, а также 32% частных преподавателей и 22% преподавателей вузов.

Насколько часто вам приходится работать сверхурочно, перерабатывать?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Плюсы и минусы профессии

Основными плюсами работы преподавателем респонденты назвали:

  • возможность помогать людям становиться умнее (41%);
  • летний отпуск (39%);
  • пользу и значимость профессии (38%).

Уровень зарплаты является плюсом лишь для 5% респондентов, а престиж профессии в обществе — для 8%.

Как вы считаете, какие основные плюсы у работы преподавателем?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Для школьных учителей главными плюсами являются летний отпуск (65%), официальное трудоустройство (52%), а также польза и значимость профессии (41%). Для преподавателей вузов главными плюсами являются также летний отпуск (42%), свобода действий и возможность творчества (38%), а также удобный график работы (38%). Для частных преподавателей главные плюсы работы — это возможность помогать людям становиться умнее (46%), дополнительный заработок (43%), а также польза и значимость профессии (41%).

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Основными минусами работы преподавателем назвали:

  • уровень зарплаты (52%);
  • эмоциональное выгорание и стресс (39%);
  • большое количество бессмысленной бюрократической работы (38%).

По 28% частных педагогов и преподавателей вузов отмечают низкую вовлеченность студентов в учебу.

Как вы считаете, какие основные минусы у работы преподавателем?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Подработки и мысли о смене профессии

Примерно половина преподавателей, за исключением частников, имеют подработку, которая также примерно в половине случаев тоже связана с преподаванием (репетиторство и так далее). Но среди школьных учителей тех, кто подрабатывает, значительно меньше, чем среди преподавателей вузов (39% против 68%). При этом подработка школьных учителей чаще связана с репетиторством (74%), чем подработка преподавателей вузов (34%).

Есть ли у вас подработка вне основного места работы?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Эта подработка связана со сферой образования или нет?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Полностью сменить профессию хотели бы 49% преподавателей, причем среди школьных учителей эта доля составляет 64%.

Хотели бы вы полностью сменить профессию?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Портрет типичного учителя

Мы также изучили резюме учителей и преподавателей, размещенные на hh.ru. Типичный учитель — это женщина (мужчин — 22%, женщин — 78%) в возрасте 36–45 лет (самая высокая доля соискателей этой профессии, а именно — 31%) с высшим образованием (81%).

По ожидаемой зарплате среди учителей в два раза выше, чем в среднем по рынку, доля тех, кто рассчитывает на зарплату до 20 000 рублей (6% против 13%). И почти в четыре раза, чем в среднем по рынку, ниже доля тех, кто рассчитывает на высокую зарплату от 100 000 рублей (3% против 11%).

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Учитель как профессия мечты

Профессия учителя, преподавателя является второй по распространенности среди профессий мечты детства у респондентов старше 25 лет: 6,7% прошедших опрос на hh.ru указали, что мечтали стать учителями или преподавателями. Обошла ее только профессия врача, которую выбрали 7,2% респондентов.

Но из тех, кто мечтал стать учителем, лишь 11% добились осуществления этой мечты. У 31% мечта осуществилась лишь частично, а 58% работают по другой специальности.

Те, кто мечтал стать учителем, но не стал, чаще всего объясняют это сменой взглядов (41%), низкой зарплатой (33%) и низким престижем профессии (16%).

Но большинство респондентов, мечтавших стать учителями или преподавателями, хотели бы сменить свою профессию при появившейся возможности (55%). Из них 19% хотели бы вернуться к профессии мечты и начать преподавать.

Читайте также: