Плюсы работы на радио

Опубликовано: 17.09.2024


Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?
Самых главных этапа у меня два:
6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).
7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.
А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.
Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?
Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.
Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?
Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.
А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?
Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.
Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.
Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?
Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!
Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?
У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.
Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.
Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?
В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.
Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?
В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.
В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Аппаратура для записи голоса на радио

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Бытует мнение, что работа на радио — это скорее что-то среднее между хобби и подработкой, а также лёгкий путь к славе и большим деньгам. Сегодня мы развенчаем мифы о работе радиоведущего.

Миф 1: Радиоведущие читают по бумажке

Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.

Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей — сам себе редактор и копирайтер.

За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.

И само собой, это не действие «ctrl c — ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.

Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.

Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.

Миф 2: Радиоведущие мало работают

Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.

Это тоже совсем не так.

Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).

Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.

Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.

Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.

То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.

Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают

Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, — работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.

Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.

Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.

Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.

Миф 4: Болтать в микрофон — это просто

А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.

Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.

В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.

Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).

Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.

Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.

Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»

На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.

Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.

Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».

Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).

Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят

А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.

…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.

Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.

Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.

Однажды ты просыпаешься и вдруг понимаешь, что загорелся какой-то мечтой. Так у меня получилось с радио. Это было неожиданно, я училась на 3 курсе в университете на факультете режиссуры, у меня были перспективы работать в театре или преподавать, но я захотела работать на радио. Я помню, в то время был популярным фильм о радио «Питер FM». Я загорелась радио, и мне хотелось почувствовать, каково это, говорить что-то в микрофон и позитивно влиять на настроение других людей.

Тогда я впервые взяла в руки свой старенький телефон, включила на нем диктофон и стала на него рассказывать, как меня зовут, и желать хорошего дня своим слушателям. Я представляла, что эти люди, мои слушатели, реально существуют.

В моей жизни всегда получается так, что я каждый раз убеждаюсь — все наши желания, так или иначе, сбываются. Так получилось, что я оказалась на радио. Это было радио «Астана», которому я служу уже восемь лет. Многие прекрасные моменты, мое взросление происходило на этом радио.

За время работы на радио у меня было много проектов. Каждый проект соответствовал определенному периоду в моей жизни, это то, чем я жила и горела на тот момент. Четыре года в эфир выходил один из моих любимых проектов «Я — женщина». Сейчас я закрыла проект, потому что считаю, что нужно вовремя останавливаться, так ты даешь место новому. Это закон природы. Сейчас родился новый утренний проект «Проснись с Чулановой», это значит проснись навстречу хорошему дню, пробудись от забот, открой широко глаза и увидь, что вокруг гораздо больше вариантов, чем ты себе представляешь.

Мой второй авторский проект — международный, он называется «Просто о важном» с Фатимой Хадуевой и Вениамином Никора. За неделю к нам приходит 700 писем с вопросами. География писем такая: Беларусь, Германия, Голландия, Камчатка, многие отдаленные города России и весь Казахстан. Я считаю, это значит, что проект нужен, что люди его слушают и видят в этом надежду. Когда передача идет в прямом эфире, телефон становится в прямом смысле горячим.

Еще один мой проект — курсы радиоведущего, который мне предложила преподавать Медиа школа. Я внедряю в проект много практики, люди обучаются два месяца. Для меня приятно, что в основном обучаются взрослые люди, они приходят два раза в неделю, несмотря на то, что у всех семьи, работа. Сначала мы проходим теорию, затем практику и по окончании курса каждый должен сделать свой собственный готовый авторский проект на любую тему, которую захочет.

ОБ ОЖИДАНИЯХ

Я хотела работать на радио, но у меня в голове было много барьеров. Например, я думала, что для работы на радио нужно в совершенстве владеть английским языком.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

Радио — один из самых настоящих и искренних видов журналистики. Потому что здесь нет картинки, есть только голос, уровень твоей искренности виден сразу. Со слушателями нельзя говорить свысока, здесь должна быть только дружба.

Работая на радио, ты должен помнить, что в этот момент твой слушатель может быть где угодно. Радио тем и интересно, для того чтобы послушать его не нужен специальный ритуал — взять газету, сесть за стол и начать читать, либо включить телевизор, взять в руки пульт и сесть удобно на диван. Ты можешь совершать утреннюю пробежку, можешь ехать за рулем или стоять в пробке, быть на башенном кране, готовить ужин и в это время слушать радио.

Когда я готовлюсь к интервью, всегда стараюсь больше узнать о человеке, читаю о нем. Пока собираю весь материал, настолько проникаюсь личностью человека, что начинаю восхищаться им. Люблю и уважаю всех моих гостей. Каждый из тех, кто приходил к нам на интервью, мой учитель, они помогают что-то увидеть по-другому. Особенно сильно люблю Марата Бисенгалиева, он скрипач и гордость не только нашей страны, а вообще всего мира. Для меня этот человек гений, невозможно быть спокойным, когда слушаешь, как он играет на скрипке. За время всех моих интервью я убедилась, что чем человек талантливее, тем он более искренен и прост в общении.

На курсах радиоведущего первая моя лекция начинается с фразы, которую я обожаю: «По представлению древних греков, эфир — это место, где живут боги». Те люди, которые имеют отношение к этому красивому слову «эфир» все время должны стремиться к интеллектуальному и духовному росту, так как имеют возможность влиять на людей. Перед микрофоном ты должен чувствовать, что тебе есть что сказать, и ты достоин того, чтобы быть здесь.

У каждого радиоведущего есть свой стиль работы. У меня, в силу моих внутренних принципов, есть такое ощущение, что все люди, которые приходят ко мне на интервью — мои гости. И я должна создать условия, чтобы человеку было комфортно, уютно и хорошо, чтобы мы могли поговорить откровенно и искренне, а после интервью у него осталось приятное послевкусие.

Хочу развеять тот миф, что на радио работают люди, которые много говорят, смеются и улыбаются. Это не правда, мы тоже живые люди и иногда болеем, у нас могут быть проблемы. Чтобы вести утреннее шоу, ты должен вставать в 6 утра и быть в хорошем настроении. Нужно помнить, что люди слушают тебя и это большая ответственность.

Каждый радиоведущий — человек творческий, и чтобы у него постоянно были новые эмоции и впечатления, чтобы он сам горел изнутри, ему нужно постоянно вдохновляться: посещать творческие проекты, ходить в театр, кино. Если ему будет не интересно, то однозначно не будет интересно и слушателям.

Радиоведущие работают по праздникам, у нас нет выходных.

Работа на радио эмоционально сложная, потому что это большие энергетические затраты, быть в тонусе, постоянно общаться с людьми. Поэтому, чтобы восстановиться, мне нужно побыть в одиночестве. Один день в неделю я отключаю телефон и хожу в спа, просто сижу дома или занимаюсь женскими делами, домашней магией.

Еще одна сложность работы на радио в том, что, так или иначе, ты становишься медийной личностью. Ты ответственен даже за поведение в свое свободное от работы время, потому что ты становишься частью бренда радиостанции и сам становишься брендом. На тебя смотрят люди, и ты должен показывать хороший пример.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ РАДИОВЕДУЩЕГО

Радиоведущий, в первую очередь, должен сильно любить радио. Нужно обязательно быть оптимистом, который любит жизнь и людей, и уметь видеть прекрасное в простых вещах, радоваться хорошей погоде, улыбке прохожего, интересным, ярким событиям. Если ты будешь черствым сухарем, что ты сможешь дать в эфире?

Радиоведущему нельзя говорить в эфире неграмотно, неправильно ставить ударения.

Ведущий на радио должен быть по своей натуре хорошим психологом, потому как слушателей много, они могут быть совершенно разные, ты не знаешь, кто сейчас позвонит и что скажет. А во время эфира ты ответственен за каждый звонок.

работа диктором на радио

С момента возникновения радио и его стремительного развития на первый план стали выходить не только технические специалисты, но и работники средств массовой информации. Радио в начале XX века очень быстро превратилось в систему глобального оповещения и информирования людей, потеснив газеты. Самое важное при этом было найти человека с хорошим тембром голоса и поставленной речью. Так и возникла профессия диктора. Позднее с возникновением телевидения дикторы перешли освоили и эту нишу. Однако на этом развитие профессии и завершилось. В интернете дикторы не востребованы.

Чем конкретно занимается диктор

Под диктором принято представлять сотрудника радиостанции или телевидения, который занимается читкой текстов в прямом эфире или под запись. Характер информации может быть разным: новости, реклама, художественные произведения и т.д.

Долгое время именно диктор был визитной карточной канала или станции, его голос давал четкие ассоциации с определенной компанией. В связи с этим ответственность специалиста была крайне высока. Правда, мало кто это понимает. Если диктор случайно допускал ошибку в прямом эфире, подчас это могло стоить ему карьеры. В наши дни стандарты профессии значительно мягче, но тем не менее ответственность дикторов, особенно на центральных телеканалах, никуда не исчезла.

В работе диктором первостепенное значение имеет его голос, дикция, умение интонационно выражать смысловые точки текста. И после того, как дикторы стали работать еще и телевидении, стало необходимым следить за своим внешним видом, мимикой. Данные специалисты стали в большей степени публичными личностями.

Диктор телевидения

Источник фото: ConvertKit/unsplash

Обязанности диктора

В перечень обязанностей специалиста входит следующее:

    подготовка материалов для программ радио- и телепередач;

читка материалов в записи или прямом эфире;

редактура текстов, а также проведение различной подготовительной работы, вплоть до интервьюирования экспертов-специалистов.

Для того, что работать в качестве диктора необходимо знать:

    основные журналистские жанры, их особенности;

правила речевой культуры;

работа с камерой, микрофонами, а также звукозаписывающим оборудованием.

Требования к диктору

Самым главным требованием к специалисту в данной области является его голос. Он должен быть приятным и не иметь речевых дефектов. В то же время стоит отметить, что требования по состоянию здоровья к специалистам почти не предъявляют. Так что подобную вакансию с успехом могут занимать и лица, имеющие некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Если речь идет о телевизионных дикторах, то еще одним требованием является и располагающий к себе внешний вид. Диктор должен вызывать симпатию и доверие, располагать зрителя к тому, чтобы продолжать просмотр программы и внимательно относиться к предоставляемой информации. Для этого диктор должен знать и основы профессионального мастерства, ораторского искусства.

Место работы и условия труда

У современного диктора достаточно много мест для профессиональной реализации. Основных направлений несколько:

театр и концертные площадки;

компании, имеющие внутреннюю радиосвязь;

предприятия, использующие для информирования клиентов радиосвязь (вокзалы, метрополитен);

разработка аудиотоваров (начитка аудиокниг).

Тем не менее, основными направлениями по-прежнему остаются радио и телевидение.

В связи с этим у диктора есть возможность как заниматься сразу несколькими проектами, так и иметь основное место работы с официальным трудоустройством и четко регламентированным графиком работы.

Где выучиться профессии диктор?

Диктор – это одна из специализаций в области журналистики. Поэтому для ее освоения необходимо поступить в университет с соответствующей специальностью. На сегодняшний день все вузы предлагают обучение в формате бакалавриата, когда его продолжительность в очной форме составляет 4 года. Кроме того, существуют еще и разнообразные школы журналистского мастерства, где обучение длится несколько лет.

Поступить на необходимую специальность возможно после 11 класса при сдаче экзаменов, а также прохождения творческого испытания. Чаще всего на журфак необходимо подготовить эссе на определенную тему. Хотя возможны и другие варианты: например, видеоматериал.

Стоит также отметить, что существуют и регулярно проходят мастер-классы и профессиональные тренинги. Они могут быть как в онлайн, так и оффлайн-режиме.

Но еще одна особенность профессии заключается в том, что для работы по специальности необязательно иметь именно журналистское образование, многие гуманитарные области также готовят специалистов, которые имеют поставленный голос, грамотную речь. Выпускники актерских училищ также могут вполне реализоваться в профессии диктора.

Карьерные перспективы для дикторов

Карьера диктора может развиваться в различных направлениях, все зависит от того, где работает специалист. Самыми яркими примерами являются профессионалы, которые имеют стойкую ассоциацию с голосом иностранного актера или определенной передачей. Зритель не может уже представить себе иное звучание. Поэтому узнаваемость голоса полностью определяет успешность диктора.

Как устроиться на работу диктором, личные качества

Для того, чтобы работать диктором необходимо иметь приятный, правильно поставленный голос, без дефектов произношения. Но это не единственные требования. Большое значение имеют и личные качества. В число необходимых черт характера следует включить следующее:

раскрепощенность и открытость.

Сколько зарабатывают дикторы

Величина оклада зависит от места и условий работы. Так, диктор, который работает в компании и отвечает за внутреннюю радиосвязь, может зарабатывать около 20 000 рублей. Если же специалист находится на фрилансе, то чаще всего он имеет сдельную зарплату – по количеству аудиофайлов. В этом случае цена определяется сложностью и продолжительностью работы. Самые простые и короткие аудиофайлы могут стоить в районе 500 рублей за одну штуку.

Диктор на радиостанции или телеканале чаще всего является штатным сотрудником, который работает полный рабочий день, и получает около 30 000 рублей.

Читайте также: