Почему у госслужащих такая маленькая зарплата в россии

Опубликовано: 17.09.2024

Контекст этой записки - оптимизация численности госаппарата, которую инициировал премьер-министр Михаил Мишустин, открывает окно для дальнейших изменений.

Команда, подготовившая записку (Центр перспективных управленческих решений при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании "ЭКОПСИ консалтинг" и исследовательской группы "ЦИРКОН"), предлагала похожие меры еще в 2018 году в концепции реформы госуправления в период работы в Центре стратегических разработок, которым тогда руководил Алексей Кудрин, нынешний глава Счетной палаты. Сейчас, публикуя записку, Счетная палата выступает в роли дискуссионной площадки, сообщили в ее пресс-службе.

Эксперты предлагают восемь взаимоувязанных шагов, которые, как они считают, к 2024 году приблизят систему государственного управления к лучшим практикам при сохранении прежнего или близкого к прежнему уровня затрат.

Первый шаг: повышение оплаты труда

Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.

Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве. Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты. Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.

Фото: iStock

Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты. "Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, - пишет Шклярук. - В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений".

Пятый шаг: гибкий график и опен-спейсы

Эксперты считают, что на госслужбе перевод сотрудников в опен-спейсы и введение гибкого графика дадут такой же положительный результат, как в бизнес-организациях. При этом уже есть успешный опыт переезда в современное рабочее пространство трех министерств и четырех подведомственных им служб (в 2019 году они разместились в башне в Москва-Сити), а также масштабный опыт временной удаленной работы в пандемию.

Удаленный или смешанный формат работы эксперты предлагают закрепить на постоянной основе при использовании методов, которые позволяют отслеживать эффективность работников вне зависимости от времени их физического присутствия на рабочем месте. Они считают достаточным зафиксировать три-четыре часа в день, в течение которых сотрудник должен быть всегда доступен для выполнения рабочих задач.

Какой позиции придерживаются в Счетной палате

Привязать вознаграждение госслужащих не к прежним заслугам, а к реальным результатам, которые достигаются здесь и сейчас - это действительно эффективный инструмент развития госслужбы, считает директор Департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов (его комментарий "РГ" передала пресс-служба).

Фото: Анна Исакова / ТАСС

Коридорно-кабинетная система чисто физически создает барьеры для коммуникации, практика крупных организаций, где преобладает open space, дает возможность сотрудникам больше общаться и выстраивать межличностные связи, а это помогает быстрее обмениваться информацией и повышает качество выработки решений, способствует росту доверия, а значит, повышает эффективность совместной работы, считает Алексей Суханов.

"Что касается гибкого графика, то на это тоже нужно смотреть в связке с другими решениями, - говорит он. - Если в основу всей системы ставится оценка по достигнутым результатам, то фактор того, где находился сотрудник, когда обеспечивал эти результаты, очевидно, становится вторичным. Кроме того, гибкий график в современных условиях уже стал нормой, и те организации, которые не предоставляют такой возможности, начинают проигрывать в глазах сотрудников и кандидатов. Если кандидат сильный, то он всегда выбирает из нескольких работодателей - и выберет в итоге того, кто предлагает больше возможностей. В данном случае, гибкие условия работы - это как раз одна из важных опций".

После перевода на "удаленку" в связи с пандемией свыше 60% руководителей и сотрудников Счетной палаты до сих пор предпочитают работу в удаленном или смешанном режиме, а каждый четвертый из опрошенных руководителей отметил, что гибкий режим очень позитивно повлиял на эффективность их команд, говорит Алексей Суханов.

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих. Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год. Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

Позиция Минфина

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

Расчёт заработной платы

Как пояснил Министр финансов Антон Силуанов, возникла острая необходимость сократить расходы по социальному обеспечению на 10%. Поэтому придется пропустить очередное повышение зарплат госслужащих в 2021 году. Единственная категория работников, которым выплаты будут проиндексированы в изначально предусмотренном объеме, — это военнослужащие. Им оклады будут повышены уже осенью следующего года. Рассчитывать на индексацию также могут прокуроры и следователи, учитывая, что соответствующая правка уже была внесена в проект бюджета. Индексироваться будут не только оклады, но и предусмотренные законом премии и надбавки. У этой категории госслужащих выплаты вырастут на 5,7%.

Министр отметил, что вынужденное сокращение расходов обусловлено необходимостью сбалансировать бюджет на фоне уменьшения объема поступлений. Только путем реализации такой непопулярной меры удастся сократить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование других социальных статей.

Частичная компенсация

Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.

Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.

Кошелёк с зарплатой

Таким образом, чиновники получат свои надбавки, но только через несколько лет. Впрочем, это только планируемое увеличение. Если ситуация в экономике не улучшится, правительство может снова заморозить индексацию или пересмотреть ее размер.

Кому были проиндексированы зарплаты

Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.

Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:

  • детских садах;
  • высших учебных учреждениях;
  • больницах и поликлиниках;
  • среднеобразовательных школах;
  • культурных учреждениях;
  • научных институтах и т. д.

Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.

Госслужащие на работе

Кому будут проиндексированы зарплаты в 2021 году

В отличие от бюджетных организаций, частные коммерческие предприятия и учреждения обязаны ежегодно повышать заработные платы своим сотрудникам. Соответствующая норма предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января работодатели будут индексировать зарплаты своих сотрудников. В зависимости от ситуации, они могут это делать не один, а несколько раз в год. При этом законом предусмотрено, что минимально допустимый размер индексации должен соответствовать уровню годовой инфляции за предыдущий период. Но работодатель вправе превысить данный минимум на свое усмотрение, руководствуясь своей корпоративной политикой и финансовыми результатами. На данный момент нет точной информации об официальном уровне годовой инфляции. Но, согласно предположениям экспертов, речь идет о 4%. А это значит, что с 1 января россиянам, трудоустроенным на коммерческих предприятиях, оклады будут проиндексированы минимум на 4%.

Но далеко не во всех случаях работнику стоит рассчитывать на удовлетворение заявленных требований. Предприятие может оспорить предписание об индексации зарплат, сославшись на наличие дополнительных выплат (премий, надбавок). При этом важно, чтобы их размер был весьма внушительным.

С 1 января зарплаты будут повышены в первую очередь сотрудникам, оклады которых ниже 12 392 руб. Именно до этого значения будет увеличен федеральный минимальный размер оплаты труда в 2021 году. В отдельных регионах действуют местные ограничения по МРОТ.

Видимо, дела совсем плохи, власть начинает резать зарплаты госслужащим

"Денег нет, но вы держитесь" : Кремль замахнулся на святое - зарплаты чиновников

Государственная Дума на пленарном заседании приняла закон о приостановлении индексации окладов госслужащих до 1 января 2022 года.

Согласно действующему законодательству, оклад госслужащего, а также размер фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации и депутата Госдумы ежегодно индексируются в соответствии с законом о федеральном бюджете на будущий год с учетом уровня инфляции.

Как говорится в пояснительной записке к проекту «О приостановлении действия части 11 статьи 50 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отмечается, что в соответствии с решениями президента РФ, принятыми ранее по итогам совещания по федеральному бюджету на 2021 — 2023 годы, в 2021 году предусматривается индексация окладов военнослужащих и приравненных к ним лиц. В отношении должностных окладов госслужащих индексация в 2021 году не запланирована.

Как это понимать? Зарплаты населению уже урезали, теперь взялись за чиновников? Кризис прижал? Больше деньги взять неоткуда?

— Мера эта обусловлена кризисом, но тут есть и элемент игры на публику: де, чиновников мы тоже не щадим, — считает руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Пензенской области Анна Очкина.

— Но нужно понимать, что чиновники разные, и подобные меры ударят по муниципальным и мелким госслужащим, работникам налоговой инспекции Для крупных чиновников это комариный укус. Но эффектненько смотрится — вроде как решение объективной и справедливой власти. Не думаю, что дело именно в отсутствии других мер, средств или ресурсов. Просто это простой выход: чиновники, несмотря на их локальную власть, зависимы от власти вышестоящей: крупные чиновники повязаны взаимными интересами, мелкие подавлены рутиной и маленькой зарплатой и, как правило, не имеют сколько-нибудь степеней свободы для поиска другой занятости, другой карьеры.

«СП»: — А бюджет с этого много получит? Или так, чисто символически?

— Трудно сказать, что получит бюджет, нужно точно знать цифры. Можно только предсказать, что на благосостоянии граждан эта мера вряд ли отразится заметно.

«СП»: — Почему, кроме, как урезанием выплат мы ничем заработать не можем?

— Потому что нет желания перестраивать экономическую и социальную политику, использовать имеющиеся ресурсы, создавать рабочие места там, где они выгодны обществу, а не там, где они выгодны капиталу.

«СП»: — На чем еще ждать экономии по мере развития кризиса? Что они тронут в последнюю очередь?

— Защищенными останутся доходы сверхбогатых и монополии, в том числе и государственные, немногие, самые крупные банки. Их будут беречь и лелеять до последнего. Можно ожидать сокращения доступа к бесплатной медицинской помощи путем манипуляции со страховым законодательством, будет рост коммунальных тарифов, в регионах добьют общественный транспорт

— Пандемия коронавируса значительно усилила нараставший экономический кризис, — напоминает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.

— Тут не нужно быть дипломированным экономистом, чтобы по курсу валюты начала 2020 -го (начала ограничительных мер) и конца года увидеть, что покупательная способность рубля, а также зарплаты наших сограждан резко сократились. Да, это не скачок от 30 рублей к 60 за доллар как в 2014-м, но весьма существенное обесценивание покупательной способности людей, ведь в большинстве случаев зарплаты, в отличие от курса, не росли. Что же касается целой армии мелкого бизнеса, разорившегося и терпевшего убытки в период локдауна, меры по его поддержки не были обеспечены в той степени, в которой существовала реальная необходимость. Обращаю также внимание, что даже такой крупный и богатый регион как Москва, оказывал компенсацию за отнятые проездные билеты у пенсионеров только два месяца, сейчас же он отключил людям старше 65 и имеющим хронические заболевания проездные без всякой компенсации.

Касаемо мер по отмене индексации зарплаты госслужащим, это скорее популистская мера, чтобы указать, что мы и себя урезали. Ведь совсем не все госслужащие получают высокую оплату труда. Понятно, что помощник депутата или министра не получает зарплату депутата или министра. Индексация в условиях кризиса важна и пенсионеру, и служащему. Увы вместо реального поиска средств для нужд бюджетной сферы, всё происходит по уже сложившейся плохой традиции: так чтобы провести пенсионную реформу и как бы увеличить пенсии, руководство страны проталкивает людоедский закон, повышая пенсионный возраст, просто уменьшая число пенсионеров за счёт естественной возрастной убыли. Итог — пенсии всё равно не растут.

Тоже самое во всех сферах, так сокращение медучреждений не привело к улучшению качества медобслуживания, напротив в период пандемии продемонстрировало ошибочность и преступность таких действий.

— Немного прижать чиновников на фоне кризиса — хороший пиар-ход, — убежден политолог Андрей Милюк.

— Люди такое любят. Реальность, как всегда, немного отличается от пропагандистской картинки.

Минфин еще летом предложил урезать траты по ряду статей бюджета на общую сумму в 1,428 трлн рублей. И где-то там, среди других предложений, затесалась и эта оптимизация. Сколько точно удастся сэкономить — неизвестно. Если посчитать «на пальцах», выходит что-то между 70 и 80 млрд рублей. Неплохо, но в общей сумме экономии — малая доля.

В теории, это логичный и правильный ход. Когда у государства наступают трудные времена, дополнительное бремя должны нести госслужащие — слуги государства. На практике выходит издевательство. Мелкие клерки будут страдать наравне с высшим руководством, а то и больше. А что там с представительскими расходами, их тоже будут урезать? Как-то не верится. Вспомните прошлогодний скандал с министром промышленности Мантуровым: как оказалось, в командировках он предпочитает останавливаться в президентских люксах.

Топ-менеджеры Газпрома, Роснефти, Сбербанка и прочих «окологосударственных» компаний — на них тоже никто экономить не будет. Формально это частные компании, но по факту ими в значительной степени владеет государство и даже выстраивает свою внешнюю политику с учетом их интересов.
«СП»: — Почему военнослужащих и приравненных к ним лиц не тронули? А кого реально затронет отмена индексации? И кто ее заметит, а кто нет?

— Прямо сейчас было бы крайне глупо резать зарплаты силовикам. Внутри страны все больше проблемных точек, в протесты начинает влезать «глубинный народ». А во внешнем мире настроения таковы, что России, скорее всего, придется в ближайшие годы влезть в еще одну войну.

Госслужащих у нас около 1,2 млн. человек. Тоже своего рода армия из мелких чиновников. Именно она и потащит на себе всю тяжесть отмены индексаций. Вряд ли высшие чиновники вообще это почувствуют: у них совершенно иные источники доходов.

«СП»: — А разве эта миллионная армия мелких чиновников не является опорой власти? Не боятся потерять ее лояльность?

—. Пример Белоруссии показал: сколько им не плати, как только власть зашатается, они начнут переходить на сторону победителя. Силовики Кремлю должны казаться более надежными.

C последним явно не согласен директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.

Если правительство отбирает у бюджетников, значит — партия власти вообще больше не надеется на голоса живых избирателей.


Размеры зарплат большинст­ва министров вызвали большой резонанс в обществе: они перешагнули за отметку в 1 млн руб. в месяц (данные за 2016 г.). И это в кризисный год, когда само правительство призывало народ «потуже затянуть пояса».


Бывший директор НИИ статистики Росстата Василий Симчера

Враньё и статистика

Средняя зарплата в России за 2016 г., по данным Росстата, - 36 746 руб. Эта сумма высчитывается путём сложения заработков директоров госкорпораций и тех же министров с зарплатами нянечек в больницах и уборщиц в сельских школах. Одни в месяц получают больше 1 млн руб., другие и до 10 тыс. недотягивают, а «на круг» выходит 35 тыс. руб. на человека. В относительно «богатых» регионах средняя зарплата (половина работников получает больше, половина - меньше) составляет около 53-59 тыс. руб., в бедных - менее 20 тыс. (в Брянской области - 17,6 тыс.). В 14 регионах России средняя зарплата выше 30 тыс. руб., в 33 субъектах - меньше 20 тыс. Говоря простым языком, чиновники едят мясо, а я - капусту, но в среднем мы едим голубцы.

Фокусы статистики на этом не заканчиваются. Говорят, бедных у нас «всего» 22 млн человек. В то же время официально признаётся, что только работающих бедных сегодня больше 15 млн, а не имеющих постоянной работы (это без учёта их иждивенцев) - от 20 до 30 млн человек! Нас уверяют, что инфляция снизилась до 2,5% годовых - при реальном повышении цен на 7,8% в год. За 3 года при общем приросте потребительских цен более 45% (в том числе 10,5% за 2017 г., 12,9% в 2016 г. и 16,5% в 2015 г.) официальная оценка инфляции не превышала 14,1%, в том числе 2,5% в 2017-м, 4,5% в 2016-м и 6,5% в 2015 г. Повысили пенсии и пособия за эти годы на 14,1%, а должны были на 45%! Получается, что пенсии растут, вот только купить на них можно всё меньше.

Космические зарплаты

Дело, видимо, в том, что сознание слуг народа определяет совсем другое бытие. По данным Минфина, которые привёл РБК, зарплата Антона Силуанова, главы ведомства, превысила среднюю по стране в 47 раз и составила 1 млн 730 тыс. руб. в месяц. Главы Минэкономразвития Алексей Улюкаев (которого в течение всего 2017 г. судили за взятку и в итоге приговорили к 8 годам колонии) и Максим Орешкин в 2016 г. получали по 1 млн 220 тыс. руб. (в 33 раза больше среднего). Среди тех, чьи доходы были раскрыты (не опубликованы зарплаты министров силового блока и президента), больше всего порадовала своими успехами глава Центробанка Эльвира Набиуллина - её заработок превысил средний по стране в 61 раз и составил 2 млн 250 тыс. руб. Самыми скромными оказались зарплаты членов Совета Федерации - 385 тыс. руб. в месяц, или всего в 10,5 раза выше средней по России. А вот средняя зарплата всех федеральных чиновников составила в 2016 г. «всего» 116 тыс. руб. - следует из данных Росстата.


С 1 января 2018 г. оклады бюджетников, включая перечисленных, ещё и проиндексированы на 4%. Это требование знаменитых «майских указов», согласно которым в том числе предполагалось, что зарплата учителей, врачей, спортсменов и учёных будет выше средней по России в 2 раза. Однако если брать зарплаты всех работников образования и здравоохранения, то сегодня только у 40% представителей этих групп бюджетников зарплата выше средней, у остальных 60% она гораздо ниже средней по стране.

. и прочие бонусы

Зарплаты чиновников не индексировались 4 года из-за экономической ситуации в стране. Не индексировались, но. при этом всё равно могли увеличиваться - например, потому, что ведомствам разрешено в ограниченном масштабе использовать зарплатный фонд по вакантным должностям для дополнительных выплат работникам. Разрешены (в прошлом, правда, на некоторое время приостановленные президентом) многомиллионные выплаты за совмещение многими крупными чиновниками должностей «зиц-председателей» или выполнение других представительских (читай - лоббистских) функций в госкомпаниях и иных частно-государственных и общественных организациях (например, один вице-премьер В. Мутко представительствовал в ряде олимпийских и футбольных организаций России).

Валерий Гергиев.

Рост не остановился даже после 2015 г., когда президент Путин подписал указ о сокращении зарплаты себе, премьер-министру, парламентариям, сотрудникам аппарата правительства и собственной администрации, а также руководству спецслужб. Кстати, президент продлил действие указа о снижении зарплаты главы государства и премьер-министра на 10% до 31 декабря 2018 г.; его доходы в 2016 г., по данным пресс-службы, составили 8,86 млн руб., или более 738 тыс. руб. в месяц.

Нужно отметить, что высшие чиновники отличаются от нас и структурой доходов. Зарплата в нём составляет не самый большой процент - у того же Силуанова, согласно декларации, - всего пятую часть. Самый большой разрыв между зарплатой и доходами журналисты обнаружили у министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, ранее работавшего в бизнесе. При заработке 453,9 тыс. руб. он задекларировал ежемесячный доход аж на 48,5 млн, или в 1320 раз больше среднего заработка. Чтобы заработать столько, обычному работнику потребуется 110 лет!

Откуда же у государевых людей берутся такие деньги? Злые языки говорят о наличии у некоторых высших чиновников дополнительных доходов, бонусов и гонораров, отражённых в закрытых данных банковских, страховых и риелторских компаний, размеры которых подчас многократно превышают официальные зарплаты.


А как «у них»?

Заработки наших чиновников несравнимы с заработками их зарубежных коллег. Так, зарплата служащих администрации Трампа не может превышать минимальную зарплату в США более чем в 4-7 раз - в соответствии со стандартами Международной организации труда. Зарплата самого президента США - 400 тыс. долл. в год (более 1,9 млн руб. в месяц; эксцентричный богач Дональд Трамп от неё и вовсе отказался), 20 высших должностных лиц получают в год по 172 тыс. долл. (или 831 тыс. руб. в месяц), а минимальная зарплата чиновников в Белом доме - 41 тыс. долл. Разрыв в доходах не так велик, как у нас, - профессор американского университета получает 100-150 тыс. долл. в год. А для того чтобы увеличить зарплату высшего чиновника, нужно специальное постановление Конгресса.

Европейские чиновники тоже значительно отстают от российских по уровню доходов. Даже депутаты Госдумы получают вдвое больше европарламентариев. А зарплата канцлера ФРГ Ангелы Меркель - немногим более 20 тыс. евро в месяц (1,5 млн руб.), членов её кабинета - 15 тыс. евро. Оклад премьера Италии - 20 тыс. евро в месяц. Годовая зар­плата премьер-министра Великобритании - 150 тыс. фунтов стерлингов (менее 1 млн руб. в месяц). Зар­плата британских министров немногим ниже - 130 тыс. фунтов. Премьер Норвегии получает 150 тыс. евро в год (900 тыс. руб. в месяц).


Дорого и плохо

Словом, у нас министры и главы агентств, имея гигант­ские оклады, уподобляются сотрудникам акционерного общества, где занимаются коммерческой деятельностью. Ведь зарплаты, сопоставимые с заработком наших министров, получают только высшие менеджеры ведущих транснациональных корпораций - их в мире не более 20. Даже для таких суперприбыльных компаний, как Microsoft, Enron или Apple, столь высокие оклады топов - большая роскошь. Если судить по темпам роста заработков наших министров, эти менеджеры не просто эффективны, а суперэффективны.


Но почему же тогда наша промышленность производит в разы меньше товаров, а население живёт на порядок хуже, чем где-либо в развитом мире? Почему у нас такие низкие средние зарплаты, тогда как в Европе, где чиновники и депутаты обходятся народу вдвое дешевле, заработная плата составляет в пересчёте на рубли от 43 тыс. в бедных балканских странах до 416 тыс. - в богатых и социально ориентированных скандинавских государствах? По уровню эффективности управления мы отстаём от стран Запада в ­10-15 раз и теряем едва ли не 2/3 прироста производительности труда, тогда как в развитых странах теряют не более 5%. Хотя работаем мы в разы больше.

При этом только в прошлом, 2017 г. из России было выведено 1,7 трлн руб. (данные Центробанка), всего же за постсоветские годы на Запад увели около 60 трлн. А число нарушений при использовании бюджетных средств, по данным Счётной палаты, выросло за прошлый год на 97% (до 1,9 ­трлн руб.).

Не слишком ли дорого обходятся стране её менеджеры? По справедливости, при нынешних наших мизерных успехах и нищенских заработках подавляющих масс простых людей надо бы изрядно поубавить неумеренные аппетиты и рекордные доходы наших чиновников.

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Читайте также: