Положена ли доплата школьному библиотекарю за работу с учебниками

Опубликовано: 17.09.2024

Эти вопросы регулируется исключительно локальными (внутренними) документами. Законов нет.

В федеральном законодательстве подобные вопросы не регулируются. В договоре или положении о з/п должны быть указания на надбавки.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Если в вашей трудовой книжке указана должность "библиотекарь-педагог", то 27 часов в неделю (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601). Если наименование другое, то 30 часов в неделю (как работник культуры, с нормой времени на 1 ставку - 40 часов).

ответы на вопрос:

этому школьному библиотекарю будет положена доплата за вредность если внутренними документами в этой организации такая вредность будет установлено в этой организации и Кроме того это должно быть предусмотрено вашим трудовым договором советую вам обратиться с жалобой в инспекцию по труду вашего города.

В соответствии с 426 ФЗ, статьи 147 ТК РФ, Списков N 1 и N 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ВРЕДНЫМИ И ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, работа библиотекаря не относится к вредным условиям.

Всего Вам наилучшего!

В данном случае вам лучше обратится по данному обстоятельству в трудовую инспекцию. Спасибо, что вы с нами, мы были рады вам помочь!

ответы на вопрос:

Нет единого документа, нужно измерять вредность - пригласите государственного инспектора по труду, он может обратиться к работодателю о соблюдении безопасности труда и о доплате за вредность.

Алина, к сожалению, просто не внесена такая профессия в список. Вы можете уточнить данный вопрос в трудовой инспекции.

Всего Вам наилучшего!

В данном случае вам лучше обратится по данному обстоятельству в трудовую инспекцию. Спасибо, что вы с нами, мы были рады вам помочь!

ответы на вопрос:

Школьный библиотекарь не относится к педагогам, поэтому ему не идет педагогический стаж, следовательно и считать ничего не нужно. Эта должность относится к работникам сферы культуры.

Педагогический стаж идет по должности педагог-библиотекарь, если же должность звучит иначе, То никакой педагогический стаж в данном случае не идёт.

Например не идет Педагогический стаж у заведующей библиотекой, которые относятся к Административному персоналу.

ответы на вопрос:

Должен ли школьный библиотекарь проводить библиотечные уроки бесплатно?

---Здравствуйте, что значит бесплатно? Это входит в ваши должностные обязанности, не нравится работа можете её сменить. Удачи Вам и всего хорошего.

Нет такой обязанности у школьного библиотекаря А вообще согласно ст 3 ТК РФ бесплатный труд является одной из форм дискриминации в сфере труда А это запрещено законом.

ответы на вопрос:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2011 года N 448 н

О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

Раздел III "Должности педагогических работников" дополнить после квалификационной характеристики должности "Тьютор" квалификационной характеристикой должности "Педагог-библиотекарь", изложив ее в следующей редакции:"Педагог-библиотекарь.

Нет, библиотекарь школы никак не относится к педагогическим работниками школы.

Благодарим за обращение на наш сайт.

ответы на вопрос:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 8 августа 2011 г. N 03-495

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ

ПРИКАЗА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 31 МАЯ 2011 Г. N 448 Н

Департамент общего образования Минобрнауки России информирует, что в целях повышения статуса школьного библиотекаря Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена и направлена в Минздравсоцразвития России квалификационная характеристика должности "Педагог-библиотекарь" с предложением о включении данной должности в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования Единого квалификационного справочника.

Минздравсоцразвития России издан Приказ "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" от 31 мая 2011 г. N 448 н, который дополняет раздел III "Должности педагогических работников" квалификационной характеристикой должности "Педагог-библиотекарь" (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Наименование указанной должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести данный Приказ до сведения образовательных учреждений.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367 (с изменениями и дополнениями) присутствует должность библиотекаря (отнесена к должности работников культуры, искусства и кинематографии) и должность педагога-библиотекаря (отнесена к должности работников образования).

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий, рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т. е. Министерством здравоохранения и социального развития России.

Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании", в которое могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь.

Библиотечным работникам образовательных учреждений продолжительность отпуска может быть увеличена за счет предоставления им дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, если указанные работники привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность дополнительного отпуска работников с ненормированным рабочим днем не может быть установлена менее 3 календарных дней. Принимая во внимание, что действующее законодательство не устанавливает предельную продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, то образовательное учреждение вправе самостоятельно определить конкретную ее продолжительность, предусмотрев ее в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре.

Доходы библиотекарей в 2021 году, по данным правительства, должны вырасти. На сегодняшний день средняя заработная плата сотрудников библиотечных учреждений, в том числе и в школах, составляет 10 тыс. рублей.

Зарплата библиотекаря РФ

Библиотекарь в частных школах может получать 12–15 тыс., а вот в сельских регионах России сумма варьируется в пределах 9 тыс. в месяц. При этом к специалистам, работающим в государственных областных, районных, сельских, научных библиотеках, как и в частных заведениях, предъявляются высокие требования. В первую очередь, это наличие специализированного образования или педагогического, эрудированность, широкий кругозор.

Зарплата библиотекаря в России: обзор ситуации

Больше всего вакансий библиотекаря в следующих регионах:

  • Московская область, в том числе в Москве максимальное количество предложений.
  • Нижегородская область.
  • Ленинградская область.
  • Самарская область.
  • Краснодарский край.

Тенденции 2015–2017 гг. показывают, что размер средней зарплаты практически остается на прежнем уровне. Небольшое повышение наблюдалось в 2016 году, но потом показатели снова вернулись к отметке 10–11 тыс. р., не смотря на растущий прожиточный минимум.

Самая высокая заработная плата библиотекарей зафиксирована в таких регионах:

  • Камчатка – 25,114 р.
  • Москва – 21,114 р.
  • Республика Саха, Ненецкий автономный округ и Ленинградская область – 20–21 тыс. р.
  • Республика Крым – 18 тыс. р.

Далее в видео 1 день из жизни библиотекарей в профессиональный праздник. День библиотекаря:

Зарплаты школьных библиотекарей

Такие цифры характерны для специализированных библиотечных учреждений, а ситуация в школах несколько иная. Сколько же получают школьные библиотекари? Средняя зарплата в месяц не большая, как у воспитателей РФ либо других работников школы, и не превышает 15 тыс. рублей.

Если государственные и частные библиотеки способны самостоятельно зарабатывать на своих услугах, то школьные библиотеки подобными возможностями не обладают.

Таким образом, заработать библиотекари могут только там, где есть спрос. В госучреждениях и научных структурах такая тенденция наблюдается всегда. Во-первых, сотрудники могут книги продавать. Во-вторых, организовывать распродажи литературы. В-третьих, руководство библиотек разрабатывает прайс-листы услуг, позволяющие читателям получить дополнительные возможности пользоваться книгами. Это и сканирование редких изданий, и выдача литературы на выходные, и подборка списка научной литературы для статей, курсовых, дипломных, проектов.

В школьных библиотеках такие мероприятия не проводятся, поскольку учащиеся не всегда готовы платить дополнительные деньги за пользование книгами или учебниками.

Зарплата библиотекаря РФ

Чего ждать библиотекарям в 2021 году: тенденции

В 2021 году планируется увеличение размера заработной платы, что предусмотрено государственной программой. Соответственно, повышение ставок будет не только у директоров школы, но и у библиотекарей тоже должно в наступившем году произойти. Реальное же увеличение доходов могут получить сотрудники библиотек, которые проходят по должности, как педагог-библиотекарь, благодаря наличию педагогического образования. В этом случае, таких сотрудников просто приравнивают к учителям, которым зарплата рассчитывается по более высокой ставке. В других случаях, работники библиотечной сферы могут пока ожидать индексации заработной платы.

Главной тенденцией, касающейся увеличения заработной платы библиотекарей, является проведение индексации окладов.

Повышение зарплат бюджетникм 2018

Тенденции повышения зарплат в бюджетной сфере

Среди изменений, которые относятся к сотрудникам библиотечной сферы, стоит отметить:

  • Право специалиста – сотрудника библиотеки сдать экзамен на профессиональную пригодность, чтобы двигаться по карьерной лестнице и ожидать того, что зарплату повысят.
  • Можно пойти на курсы повышения квалификации, что позволит сдать потом экзамен. Только за него человек должен платить самостоятельно. Или это может сделать руководитель предприятия.
  • Шанс получить компенсации, но они будут выплачиваться только тем, кто работает в сложных условиях, совмещает несколько должностей, трудится по ночам.
  • Надбавку могут получить те, кто работает с архивным или книжным фондом, где на одного человека приходится 1 тыс. книг.
  • Льготы положены за выслугу лет.
  • Сокращений в 2021 году в библиотечной сфере не планируется, поскольку оптимизация уже была проведена.

Вакансии и зарплаты в начале 2021 года

Зарплата библиотекарей в России, как и, например, медсестры, отличается в разных городах. Самая высокая заработная плата в Москве и Московской области. В различные организации требуются не только библиотекари, но и такие работники бюджетной сферы, как библиографы, помощники библиотекарей, архивариусы, библиотекари-педагоги.

Перечень основных вакансий представлен в таблице:

Вакансии на должность главного библиотекаря

Актуальные вакансии по профессии «библиотекарь» в Минске, а также в других регионах Беларуси представлены в следующей таблице.

Библиотекарь на Украине, в частности, в Киеве, зарабатывает в пределах 8,20–9,84 тыс. российских рублей в месяц. В таблице представлены данные о заработной плате библиотекарей на Украине за 2014-2017 гг. (в гривнах)

Месяц 2017 год 2016 год 2015 год 2014 год
январь 2 800
февраль 3 600 1 913 4 000
март 3 600 1 913
апрель 3 600 2 000
июнь 5 300 2 000
июль 3 550 7 000
август 3 750 3 000 2 250
сентябрь 3 000 1 850 2 000
октябрь 2 000 2 080 3 000
ноябрь 2 500 2 330 3 000
декабрь 2 350 1 660

Данные о зарплате библиотекаря в Казахстане по разным городам страны собраны в следующей таблице:

В завершение статьи, предлагаем ознакомиться с видео о том, как Тула станет библиотечной столицей России.

Действующих нормативных правовых актов, предусматривающих доплату сотрудникам школьных библиотек за работу с фондом учебников, не существует.

Что касается Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 24 ноября 1977 г. № 1029 «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ», на которое Вы ссылаетесь в письме, то оно не содержит каких-либо указаний на доплаты школьным библиотекарям за работу с фондом Школьных учебников

Отвечаем на вопрос 2.

Работники школьных библиотек не причислены к педагогам. Они относятся к категории работников, осуществляющих библиотечно-информационную деятельность. Вместе с тем в настоящее время действуют два документа, на которых хотелось бы остановиться.

В соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации № 06-51-2ин/27-06 от 14 января 1998 г . «О направ­лении Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и Рекомендаций по составлению примерных пра­вил пользования библиотекой об­щеобразовательного учреждения» заведующий библиотекой или рядовой ее сотрудник, даже если таковой в одном лице, «.является членом педагогического коллектива, входит в состав педа­гогического совета общеобразовательного учреждения».

Согласно этому документу, выпущенному еще до принятия Трудового кодекса Российской Федерации, школьный библиотекарь имеет право «На ежегодный отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

Сведений об отмене этого документа нет.

Кроме того, 23 марта 2004 г. за № 14-51-70/13 Письмом Минобразования Российской Федерации введено в действие «Примерное положение о библиотеке общеоб­разовательного учреждения». Согласно пункту 33-«з»этого документа, работники школьных библиотек имеют право на «ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами».

Помимо этого, заведующий библиотекой или библиотекарь «может являться членом педагоги­ческого коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения».

Как видите, исходя из более позднего документа, вопрос о причастности руководителя школьной библиотеки или единственного библиотекаря числу педагогов будет определяться директором школы, который утверждает ее устав и «Положение о библиотеке».

Таким образом, если в Вашем трудовом или коллективном договоре, заключаемом между работниками школы и ее администрацией или в уставе школы, в которой Вы трудитесь, а также в каком-либо ином документе (приказе, распоряжении) за подписью директора школы или руководителя районным отделом образования указано, что библиотекарь школы имеет право на дополнительный отпуск, то таковой предоставляется, а если не указано, то не предоставляется.

Отвечаем на вопросы 3—4.

Согласно пункту 31 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» (введенному в действие Письмом Минобразования Российской Федерации от 23 марта 2004 № 14-51-70/13), работники библиотек на добровольной основе могут осуществлять педагогическую деятельность. в этом случае будет иметь место совмещение библиотечно-информационной и педаго­гической деятельности.

Если наряду с работой библиотекаря Вы выполняете работу, предусмотренную другой, в том числе педагогической, должностью, то должны быть оформ­лены как совместитель, что, по Вашему желанию, может быть отражено в Вашей трудовой книжке и оплачивается дополнительно.

Что касается доплаты, связанной с ведением Вами библиотечного кружка, то, согласно вышеупомянутому «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г., работники библиотек общеобразовательных учреждений имеют право:

- «проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры»(пункт 33-«б»);

- «вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг их основных обязанностей; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере)» (пункт 33-«е»);

- «самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образова­тельного и воспитательного процессов в соответствии с це­лями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» (пункт 33-«а»).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 27 «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2004 г. именно заведующий библиотекой или единственный ее работник разрабатывает и представ­ляет на утверждение директору школы следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования учреждением

б) структуру и штатное расписание, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3февраля 1997 г. №6);

в) положение о платных услугах, предоставляемых учреждением;

г) планово-отчетную документацию;

д) технологическую документацию.

Таким образом, оказание платных услуг (например, читателям, не являющимся учащимися этой школы) может стать дополнительным источником финансирования школьной библиотеки. Если в трудовой договор между Вами как работником и школой как работодателем или в коллективный договор будет внесен пункт о выплатах Вам вознаграждения как библиотекарю в размере определенного процента от суммы, полученной за оказание платных услуг, то эти выплаты будут производиться бухгалтерией на законных основаниях. Не забудьте только внести пункт о таких выплатах в «Положение о платных услугах библиотеки школы» и в «Положение о библиотеке школы».

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Набрала я все 100 баллов. Денежный вес одного балла составил в нашей школе около 100 рублей. Вот и представьте размер моей добавки к главной зарплате в 4236 руб. Может быть, и не принято обсуждать денежные дела, но итог всей работы мы получаем и в денежном выражении.

Критерии Стимулирования Педагога-Библиотекаря

2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 года № 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учреждений”.

Критерии для расчёта выплат стимулирующей части
фонда оплаты труда библиотекаря

Согласно указанному документу в продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) всех педагогических работников включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утверждёнными в установленном порядке.

Третью часть зарплаты составляют стимулирующие выплаты. Они определяются руководителями учреж­дений на основе перечня стимулирующих выплат. Они предполагают определение качественных и количест­венных показателей, при достижении которых дан­ные выплаты производятся. Стимулирующие выпла­ты составляют примерно 30% от зарплаты работни­ков школ Москвы.

Как оценить труд школьного библиотекаря

Прокомментируйте!

Известно, что Модельная методика формирования сис­темы оплаты труда и стимулирования работников го­сударственных образовательных учреждений субъек­тов РФ и муниципальных образовательных учрежде­ний, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, утвержден­ная 22 ноября 2021 года, предполагает, что заработная плата работников школы состоит из трех частей.

  1. Риск переориентации образовательного процесса в пользу достижения количественных, а не качественных критериев («натаскивание» учеников на выполнение типовых заданий вместо развития универсальных компетенций).
  2. Сложность внедрения справедливой оценки педагогического труда ввиду отсутствия методологической базы и сохранения субъективного фактора восприятия.
  3. Практически полная невозможность выделения личного вклада работника ОУ в результат коллективного труда, особенно если речь идет о вопросах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  4. Получение ошибочных мониторинговых данных о повышение показателей результативности системы обучения ввиду оценивания сложного процесса по его отдельным показателям.

Идея мотивации лучших сотрудников посредством начисления дополнительных материальных вознаграждений не нова: она много лет практикуется в частных организациях, но в сфере государственного регулирования образовательной сферы понятие стимулирующих выплат педагогам было введено относительно недавно, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда. » от 05.08.2021 No 583. С целью реструктуризации оплаты педагогического труда и согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ новая правительственная инициатива предусматривала:

В каком случае возможна отмена стимулирующих выплат учителям

  • обеспечение справедливой оплаты труда педагогам, проявляющим усердие и находящихся в постоянном поиске путей самосовершенствования;
  • повышению социальной значимости педработников;
  • популяризации карьеры школьного учителя среди выпускников педагогических вузов.
  • наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
  • отслеживание особых достижений подопечных;
  • взаимодействие с родителями;
  • внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
  • организация и проведение оздоровительных мероприятий;
  • работа с детьми из неблагополучных семей;
  • участие в создании наглядных образовательных элементов и др.
  • привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
  • общедоступность критериев оценки;
  • размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

Чем эффективнее труд работника, тем успешнее организация, где он трудится. Работодатели напрямую заинтересованы в повышении мотивации сотрудника для его более продуктивной работы. Для этого существуют различные способы вознаграждения за профессиональные достижения. И человек, трудящийся по совести на благо организации, может получить стимулирующие надбавки к заработной плате. Таким образом, стимулирующие выплаты — это различного рода вознаграждения, которые сотрудник может получить за хороший труд поверх положенного оклада.

Система показателей выплат стимулирующего характера в библиотеке вуза

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Правовая основа

  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Инструкция Минкультуры об учете библиотечного фонда и Методические рекомендации Минобразования по ее использованию утратили свою силу. На данный момент действует приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2021 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

Критерии Стимулирования Педагога-Библиотекаря

Наши партнеры

Об утверждении перечней примерных критериев для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений и методических рекомендаций по их применению (с изменениями на 3 ноября 2021 года)

Перечень примерных критериев для расчета стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников

Количество занятий с обучающимися (в том числе уроков, факультативных занятий, кружковых занятий и др.) с использованием мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео-, аудиоаппаратуры и пр., здоровье-
сберегающих технологий (на основе результатов внутришкольного контроля)

  1. За учебные достижения детей полагается от 0,5 до 5 баллов. К достижениям относят участие в различных соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах. Причем чем масштабнее мероприятие, тем выше балл. Например, за олимпиаду, проводимую лишь в пределах школы, полагается самый минимум – 0,5 баллов. Но если ребенок участвует в конкурсах общероссийского масштаба, то и оценка преподавателю ставится максимальная – 5. Дополнительные баллы начисляются, если ученик занял призовое место. Оценка выставляется за каждого ученика и за каждый предмет отдельно. То есть если у учителя один ребенок участвовал в городской олимпиаде, а другой – в региональной, то за первого участника, допустим, ставится 2 балла, а за второго – 3. Итого оценка равна 5.
  2. От 1 до 3 баллов оценивается качество знаний у учеников. Чем больше в классе ударников и отличников, тем выше премия. Отдельными баллами оценивается подготовка к ЕГЭ. Если во время промежуточного тестирования обнаруживается, что ребенок выполнил задания на 100%, то учителю полагается надбавка к окладу.
  3. От 3 до 5 баллов могут поставить преподавателю, который занимается своим самообразованием и участвует в педагогических конкурсах. Посещение различных курсов, демонстрация своих профессиональных качеств в конкурсах позволяет увеличить заработную плату.
  4. От 1 до 9 баллов полагается педагогам, которые делятся своим профессиональным опытом с коллегами и научным сообществом. Если учитель участвует в различных конференциях, выпускает собственные методические разработки, конспекты занятий, ведет профессиональный блог или видеоаккаунт, пишет научные статьи, издает собственные книги, то руководство обязано его премировать.
  5. От 0,5 до 5 баллов проставляется за эффективную работу с классом и родителями учеников. Если дети кушают в школьной столовой, с ними проводятся классные часы, родители посещают школьные собрания, все вместе устраивают различные мероприятия (субботники, экскурсии, ярмарки), участвуют в школьных и городских праздниках, то преподаватель получает соответствующие надбавки.
  6. От 1 до 5 баллов получают педагоги за своевременное оформление документов, отчетов, выполнение поручений директора или завуча, проверку надлежащего состояния дневников у обучающихся.
  • Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
  • Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
  • Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
  • Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
  • Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
  • Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
  • Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
  • Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
  • Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
  • Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
  • Посещение курсов для повышения личной квалификации.

Как распределяются баллы в оценочном листе?

Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:

Можно ли учителю ставить оценки за работу в рабочей тетради, которую купила мама ребенка? Как обойтись в начальной школе без такого удобного помощника? И есть ли цифровая замена? В ситуации разбирались корреспонденты "РГ".

Фото: Егор Алеев/ТАСС

В клеточку

- У меня сын-третьеклассник. В прошлом году мы покупали рабочие тетради сами - окружающий мир, английский, математика. Они обошлись всего в 400 рублей и были очень удобные! А сейчас все поменялось: работаем в обычной "клеточке", - рассказала председатель родительского комитета одной из пермских школ Ольга Головкова. - В начале этого учебного года хотели снова скинуться. Деньги-то небольшие. Но классный руководитель буквально умоляла этого не делать: очень боялась увольнения и прокуратуры. Так что рабочие тетради нам теперь и самим купить нельзя, и школа не выдает. А ведь в них ребенку было гораздо проще и визуализировать материал, и запоминать его, и выполнять задания с наглядными картинками.

В этом году региональные органы прокуратуры вынесли уже десятки представлений и предостережений директорам школ в регионах. А родители школьников Удмуртской Республики даже обратились к Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой. Причина? По настоянию школ родители приобретали рабочие тетради за свой счет. По итогам прокурорской проверки нарушения закона были выявлены в 55 школах региона.

- Надеюсь, поборы прекратятся, - заявила детский омбудсмен. - Важно, чтобы администрации учебных заведений, педагоги, да и сами родители были своевременно проинформированы на этот счет. Факт того, что рабочие тетради заполняются учеником и не могут быть переданы по окончании учебного года следующему школьнику, не является основанием для сбора средств с родителей на их закупку.

А деньги чьи?

- Рабочие тетради, которые идут в дополнение к учебникам, придумали издательства. И позиционируют их как полноценную часть учебно-методического комплекса. Нельзя отрицать: тетради действительно помогают, в них какие-то темы можно пройти эффективнее и быстрее. Но в федеральный перечень учебников они не включены, - говорит сопредседатель регионального штаба ОНФ в Марий Эл, директор школы № 29 Йошкар-Олы Александр Кузнецов.

По словам эксперта, отдельных бюджетных средств на такие "расходники" школа не получает.

- Чтобы официально закупить тетради за счет школы, мы должны включить их в список необходимой учебной литературы для реализации своей образовательной программы, - замечает директор. - Однако проблема в том, что в разных регионах стоимость обучения ребенка отличается. У нас она на уровне 25-30 тысяч рублей в год. В других эта сумма может быть в два или даже в пять раз выше. Из этих денег самая весомая часть - зарплата учителя, а еще коммуналка, разные хозяйственные работы. На закупку учебников остается не так много. Я знаю школы, которые до сих пор не до конца заменили старые учебники, выпущенные еще в 90-х годах. Что уж говорить про рабочие тетради.

Кстати, еще в прошлом году вышло поручение президента о том, что нужно рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей, в том числе с учетом внедрения современных цифровых технологий. А еще провести анализ уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, теми же рабочими тетрадями, и при необходимости принять меры по оказанию адресной социальной помощи семьям.

Исполняя поручение, Министерство просвещения тогда же выпустило разъясняющее письмо. Из документа № ВБ-47/04: "Если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для закупки за бюджетные средства. В целях более углубленного изучения предмета учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

- Иными словами, если тетради куплены на деньги родителей, то заниматься по ним на уроках и ставить за эту работу оценки в журнал учитель не имеет права. Это в теории. Как на практике? Думаю, каждый видит это сам, - говорит Александр Кузнецов. - Перед началом учебного года мы обсудили ситуацию и решили, что по большинству предметов без этих тетрадей можно спокойно обойтись.

- Нам на первом родительском собрании учительница сказала, что тетрадей рабочих в школе нет. Она будет делать распечатки и давать каждому домой: по листочку-два. Учитывая, что первоклашкам не задают домашку, это такие рекомендации к повторению. Но мы - родители - сами решили, что детям со всей этой кучей разрозненных листочков будет очень неудобно. Приняли решение скинуться и закупить тетради, - рассказала "РГ" мама одной из подмосковных школьниц. - Дурацкая ситуация, конечно. Получается, если тетради не включены в план, то и домашку по ним делать нельзя? Опять крайними получаются учителя и школа.

Уже понятно: необходимо устранить дефицит бесплатных рабочих тетрадей в регионах. Это заключение Общероссийский народный фронт отправил в администрацию президента.

Что почем

Два года назад ВЦИОМ проводил опрос по рабочим тетрадям. Он показал, что 80 процентов мам и пап покупают тетради по всем предметам за свой счет. В топе - математика, русский язык, окружающий мир, иностранный язык. И тетради есть не только в началке, но и в старшей школе. Химия, биология, география - тоже очень "тетрадные" предметы.

Нового исследования ВЦИОМ пока не выпускал, но "Российская газета" провела свой опрос в соцсетях, в котором приняли участие несколько сотен родителей. Что показал наш опрос? По настоянию школы рабочие тетради покупают 68% мам и пап. Еще 17% тоже покупают, но решили так сами. 9% получили рабочие тетради бесплатно от школ. И у 6% рабочих тетрадей в школе нет.

Фото: Пресс-служба АНО "Россия – страна возможностей"

Что еще известно? По данным свежего мониторинга ОНФ 2020 года, более двух тысяч российских родителей назвали цену рабочих тетрадей завышенной. Вот лишь несколько примеров. Красноярск: многодетная семья тратит на подготовку ребенка к первому классу примерно 10 тысяч руб., из них почти треть уходит на рабочие тетради. Владимирская область: 2000 руб. - набор тетрадей для начальной школы, для ребят постарше - 1000. Самарская область: 1300 руб., в которую входят тетради по окружающему миру, русскому, английскому и математике. Якутия: здесь ценник по тетрадям, по данным ОНФ, - от 1500 до 4000 руб. на школьника. К примеру, семья Сурановых, где четыре ребенка, заплатила в 2020 году за покупку рабочих тетрадей 12 600 руб.

- У нас все покупают рабочие тетради, - говорит мама из Переславля Наталья. - Делают протокол родительского собрания, на котором якобы так решили родители. Робкие попытки пресечь это ничем не заканчиваются. Комплект на ребенка для начальной школы стоит примерно 2500 руб. Альтернатива - распечатывать. Не очень удобно, но гораздо дешевле.

Задачка в цифре

Фото: IStock

- Издательства неоднократно поднимали вопрос о том, что закупку рабочих тетрадей необходимо сделать обязанностью регионов. Такой же, как покупка учебников, - рассказала "РГ" директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Но это предложение так и не было принято. Причин много. Первая - не все учителя это поддержали: часть из них рабочими тетрадями просто не пользуются. Вторая причина - местные бюджеты могут это просто не потянуть. Сегодня рабочие тетради могут спокойно переехать в онлайн. При этом они должны быть доступны бесплатно.

Кстати, в своем разъясняющем письме Министерство просвещения обращает внимание, что "использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах - неотъемлемая часть образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения. Выполнение письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику. Одновременно министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда".

Цифровая образовательная среда сейчас проходит пилотную апробацию в 15 регионах России. Это и хороший интернет и техника в школах, разные полезные сервисы. Но главное: появятся интерактивные уроки и задания, синхронизированные с содержанием одобренных учебников, структурированные по классам, темам, уровню сложности.


Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:

- Чаще всего, как показывают наши опросы, к концу года рабочие тетради не используются даже на 50 процентов. А еще они добавляют килограммы (!) к школьным ранцам и рюкзакам. По сути, это такая скрытая форма поборов, о недопустимости которых мы говорим на Общероссийском родительском собрании каждый год. Но если вдруг родитель пытается отказаться, на него и на ребенка в школе начинают косо смотреть. Он становится белой вороной. Обостряется социальное неравенство. Пути, как правило, два: смириться и купить или отстаивать свои права.

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки:

- С одной стороны, многодетным и малоимущим семьям действительно нужна адресная помощь, особенно при подготовке детей в школу. С другой, любую ситуацию можно довести до абсурда. В том же законе "Об образовании в РФ" сказано, что школа должна ученику предоставлять бесплатно не только учебники и пособия, но и средства обучения. К этим средствам при желании можно отнести и карандаши, и ручки, и другие мелкие "расходники". Но мы же не бузим, что нам надо все это самим покупать? Мое мнение: рабочие тетради - это полезно и удобно. И почему родители должны отказываться от них только из-за того, что школа не может себе такой "роскоши" позволить? Не нужно выкручивать руки учителю или директору. Поверьте, они и так делают все, что могут.

Читайте также: