В чем заключается работа учителя начальных классов

Опубликовано: 17.09.2024

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию. Зато все сложности с лихвой компенсируются любовью детей – первую учительницу с теплом вспоминают всю жизнь.

Педагог начальной школы – это больше чем предметник, преподающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствования не только в ближайшие одиннадцать лет, но и всю жизнь.

Учитель младших классов – это квалифицированный педагог, который первые четыре года учит детей в общеобразовательных или специализированных школах, а также занимается с ними во внешкольных учреждениях.

История профессии

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Описание профессии

Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.

Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

  • преподавание в начальных классах;
  • коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

  • начальное образование (учитель начальных классов);
  • начальное образование и дополнительная специальность;
  • психология и педагогика начального образования;
  • дошкольное образование и начальное образование;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).

Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).

Учебные заведения

Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:

  • Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
  • Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
  • Волгоградский социально-педагогический колледж;
  • Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
  • Московский городской открытый колледж и др.

Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:

  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
  • Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
  • Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.

При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей. Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

Сколько получают

Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей.

Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.

Как построить карьеру

Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.

Перспективы профессии

Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель младших классов подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Учитель начальных классов. Где учиться

Можно ли стать педагогом, если вы уже получили другую специальность и не хотите снова тратить несколько лет на учебу? Достаточно ли будет дистанционного* образования и как его получить? Сколько вы сможете зарабатывать и в чем будут заключаться ваши обязанности? Чем учитель начальных классов отличается от других педагогов?

Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашей статье.

Обязанности учителя начальных классов

Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога. Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:

  • Работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В частности, педагог обязан обеспечивать нужный уровень подготовки учеников, опираться на рекомендации стандарта при составлении планов занятий, проведении уроков, в воспитательной работе. Если вы решите учиться на учителя начальных классов, обязательно выбирайте программы с изучением правил работы по ФГОС НОО .
  • Охрана здоровья и жизни детей во время уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий и пр. Оказание доврачебной помощи при необходимости.
  • Разработка рабочей программы для начальных классов (с учетом образовательной программы школы и требований руководства), обеспечение ее выполнения. Составление планов учебной и внеучебной деятельности на четверть и на каждое занятие.
  • Индивидуальная работа с учениками: помощь в освоении трудных тем, работа с мотивацией детей, воспитательные беседы, общение с родителями по поводу конкретных проблем и пр.
  • Соблюдение режима проверки тетрадей. Учитель начальных классов должен проверять классные и домашние работы ежедневно, а проверку и разбор ошибок по контрольным готовить к следующему уроку по конкретному предмету. Тетради для контрольных работ учитель обязан хранить в классе в течение всего года.
  • Ведение учебной документации, контроль посещаемости и успеваемости, подготовка и сдача отчетов руководству школы.
  • Регулярное прохождение курсов повышения квалификации по профессии учитель начальных классов . Учиться по таким программам нужно раз в 3 года, оплата обучения — обязанность работодателя.
  • Проведение родительских собраний, участие в педсоветах, семинарах, конференциях, работа в методических объединениях.

Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.

Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать

Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр. Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой.

У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым. Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил.

Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.

Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны. Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.

Зарплата учителя начальных классов в России

Размер окладов и премий зависит от нескольких факторов, включая регион и конкретную школу (в гимназиях и частных заведениях обычно платят больше, чем в общеобразовательных государственных школах), стаж педагога, его квалификационную категорию, ставку, дополнительную работу (например, классное руководство, ведение кружков и секций и пр.) Поэтому нельзя ответить однозначно, сколько получает учитель начальных классов — мы можем указать лишь средние зарплаты.

В Москве педагоги зарабатывают около 50-80 тыс. рублей. Вдобавок учитель начальных классов может работать репетитором и получать дополнительно около 15-20 тыс. рублей в месяц.

В Санкт-Петербурге учителя получают в среднем 35-80 тыс. руб., в Новосибирске — 18-25 тыс, в Казани — 17-30 тыс., в Омске — 16-25 тыс., в Самаре — 15-30 тыс., в Екатеринбурге — 17-35 тыс. За репетиторство в регионах в среднем платят от 250 до 750 рублей в час.

Где получить образование учителя начальных классов?

Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:

  • 5 лет в вузе;
  • 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов;
  • 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов;
  • 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.

Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.

Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.

Ознакомьтесь с программами профессиональной переподготовки АНО ДПО «УрИПКиП» . Окончив любую из них, вы получите диплом учебной организации с государственной лицензией — этот документ станет подтверждением вашей квалификации и позволит вам устроиться на работу в школу, гимназию или лицей.

Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий


Учитель начальных классов — это человек, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Он знает, как привлечь внимание детей, как интересно преподнести тему, как увлечь обучением. Учитель младших классов сочетает в себе функции преподавателя, воспитателя и психолога.

Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.

Учитель младших классов должен должен быть тактичным, добрым, терпеливым, справедливым. Ребенок может простить даже излишне эмоциональную реплику, если она будет обоснованной и справедливо сказанной. Учитель должен давать каждому ученику шанс раскрыть свои возможности, быть помощником, наставником, психологом, примером для подражания, в какой-то степени даже мамой. Зачастую эту профессию выбирают женщины, потому что они от природы хорошо понимают детей.

Плюсы

У профессии учитель начальных классов есть ряд преимуществ:

  • вклад в воспитание будущего поколения;
  • проведение урока — это творчество;
  • длинный летний отпуск;
  • авторитет: в начальной школе учителю безоговорочно верят;
  • дети заряжают позитивом;
  • благодарность и уважение родителей.

Минусы

Несмотря на благородство и востребованность, профессия учитель начальных классов имеет и свои минусы:

  • у учителя остается мало свободного времени;
  • низкая зарплата;
  • несмотря на школьное расписание, у учителя фактически ненормированный рабочий день;
  • недовольство родителей;
  • много отчетности;
  • физическая и моральная усталость.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.

Курс «Как справляться с трудным поведением в начальной школе: психолого-педагогические техники» в онлайн-школе «Фоксфорд». Курс длится 72 часа.

Курс на сайте Педобучение. рф «Преподавание русского языка в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО» рассчитан на шесть дней.

Онлайн-школа «Педкампус» предлагает повышение квалификации по направлению «Методика воспитания в начальной школе и инновации в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС». Курс полностью проходит дистанционно и длится 144 академических часа.

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.

В профессии учитель есть квалификационные разряды, которые влияют на размер оплаты труда. Выпускники педагогических учебных заведений вместе с дипломом сразу получают разряд — 7-й после училища и 8-й вуза. По мере наработки профессионального стажа разряд повышается: 12-й и 13-й разряды соответствуют квалификации учителя второй и первой категории соответственно, 14-й разряд имеет учитель высшей категории. 15-й и 16-й разряды присваиваются руководителям школы, а ими могут стать учителя любых предметов, кроме физкультуры. Чем выше разряд и должность, тем выше зарплата педагога. Поэтому учителю начальных классов есть куда расти.

Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Ирина Павловна Завалишина, учитель начальных классов в гимназии №25 (г. Курск):

— Я педагог в четвертом поколении. В моей семье по папиной линии прадедушка, прабабушка, бабушка, тетя, папа и я — учителя. В самом начале моего пути было много трудностей. Для себя я поняла, что школа — это не просто мои любимые дети, это огромный труд. Горы тетрадок, подготовка конспектов, отчетов, поддержание дисциплины на уроке, разные дети по уровню развития, а еще — взаимодействие с родителями.

После выпуска из университета я отправилась на собеседование в гимназию №25 города Курска. Я уже была в ней до этого на своей первой практике. Теперь я — молодой специалист, уже как 4-й год работаю учителем начальных классов. За эти несколько лет было много сложностей, но я решила не сдаваться. Работа с детьми — это радость, искренние улыбки, прекрасное настроение, которое дарят дети, любовь, которой они делятся.

Сложностей в профессии много. Иногда даже руки опускаются. Практически нет поддержки молодого специалиста как со стороны государства, так и от администрации школы. Огромное количество бумажной работы и дополнительных поручений, не имеющих прямого отношения к преподаванию.

Сейчас учитель не в праве повысить голос на ученика, поставить в угол, взять дневник и даже погладить по голове. Ученик неприкосновенен. А у учителя прав нет. Не так скажешь что-то, не так оденешься, фото выставишь в купальнике, двойку поставишь — за это все ведь увольнением грозят.

А так с детьми весело. Сама собой у нас прижилась такая традиция: когда кто-то болеет, мы собираемся всем классом и навещаем ученика. Заходим в магазин, набираем сладостей, фруктов и идем в гости. Пошли мы как-то к одной девочке, по пути зашли в магазин, а там встретили эту самую девочку с мамой, которые тоже покупали угощения к столу. Вот так на разных кассах мы и встретились. А смеху-то было.

Самого раннего детства каждый человек задумывался, кем он будет в будующем? После не долгих раздумий я выбрала профессию учитель начальных классов!

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_vorobeva_a._konkurs_mir_nauki.docx 28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Моя профессия - учитель начальных классов!

Воробьева Алина Сергеевна

ГБПОУ РО «Волгодонской педагогический колледж»,

Студентка 1 курса, гр.ПНК-1

Можно ли на современном этапе развития общества, государства, экономики, представить нашу жизнь без учителя? Конечно же, нет!

Учитель. Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда. Так кто же такой современный учитель и какова его роль в обществе? Достаточно серьезный и философский вопрос [1].

Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент.

Профессия учитель начальных классов самая гуманная, востребованная и серьёзная специальность, являющаяся фундаментом всех профессий. Педагог занимается формированием мировоззрения молодых людей, в руках которых находится будущее государства. Лишь первый учитель может помочь решить большинство вопросов, волнующих детей. Эту специальность можно назвать образом жизни, поскольку преподаватель несет ответственность за формирование характера всех своих учеников.

Приведем несколько цитат, афоризмов, высказываний в определении понятия «учитель» [1]:

- Конфуций – « Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»;

- Ральф Эмерсон – «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими»;

- Д. Менделеев – «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»;

- Л. Н. Толстой – « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»;

- В. Ключевский – «Что бы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»;

- Томас Сас – «Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью»;

- А. Дистервег – «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…»;

- Г.Адамс – «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…».

По результатам проведенного исследования дадим определение современного учителя, по нашему мнению – «Учитель – это, прежде всего человек, который учит, закладывает и доводит до сознания своих учеников определенные знания, образ мышления, взгляды, опыт, которые помогают ему жить, развиваться, совершенствоваться и становиться лучше!» [1].

В жизни каждого из нас всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя! И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор, компьютер, интернет - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ… [4]

«УЧИТЕЛЬ – короткое слово,

А смысл, как тугая коса, –

Плетение с виду простое,

Но так многогранна краса.

Ты – друг, ты – пример, ты – наставник…»

Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности учеников и учителя.

Современный учитель – это человек, который исправляет все опыты над дневником восьмого чуда света (ученика) и в то же время успевает организовывать всемирный розыск девятого чуда света (знаний ученика)!

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь.

Профессия учителя - это очень трудоемкий процесс, закладывание основополагающей базы ценностей и качеств человека, формирование его взглядов на всю жизнь.

Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависит мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения. Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов.

Важную роль в жизни каждого человека играет его первый учитель!

Учителя начальных классов - это особый человек в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой. Учитель начальных классов за ручку переводит детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс [3].

Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать огромными воспитательскими способностями. Одновременно быть учителем, воспитателем, психологом, другом, помощником и даже родителем! И, несомненно, учитель должен сильно любить свое дело, свою профессию и своих учеников!

Профессия учитель начальных классов относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе .

Профессия учитель начальных классов относится к классу творческих (эвристических), так как приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.

Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. К личным качествам учителя относятся [2]:

- огромная любовь к детям (без неё вообще нельзя стать учителем) и доброта;

- умение правильно оценить ситуацию и найти правильный вариант;

- упорство в работе, демократизм в отношениях;

- оптимизм, без которого в учебных заведениях в настоящее время не выжить.

Чтобы научить детей грамотно писать, быстро считать и жить по общечеловеческим правилам, учитель тратит много сил и энергии.

В настоящее время, когда приоритетными являются такие личностные качества, как активность, умение контактировать с людьми, мобильность и толерантность, перед педагогом возникает очень важная задача – научить детей адаптироваться в окружающем мире.

Работая с детьми, учитель сам должен быть интересным, чтобы дети могли восторгаться и гордиться ним. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.

В педагогической и психологической литературе способности учителя начальных классов или классного руководителя определяются так [5]:

- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

- способность быть примером и образцом для подражания;

- способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше;

- способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка;

- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

- способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком;

- способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей, коллег, родителей.

Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя» [3].

Как сказал Демокрит - «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи, горе не сравнимо ни с каким другим».

Каким же должен быть учитель начальной школы, какие качества и характеристики сочетать?

Учитель начальной школы должен обладать:

- развитыми интеллектуальными способностями (особенно в части вербального интеллекта);

- высокой концентрацией, умением распределять и переключать внимание;

- большим объемом оперативной и долговременной памяти;

- высокой эмоциональной устойчивостью - выдержкой, самообладанием;

- развитыми коммуникативными качествами - доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием;

- хорошей дикцией, четкой грамотной речью;

- способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала;

- энергичностью, работоспособностью, умением увлечь своим предметом;

- высокой общей культурой.

Современный учитель начальных классов должен сочетать в себе [1]:

- умеренность - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям;

- успешность - это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции;

- удивительность - учитель начальной школы должен уметь удивлять.

Ребёнок в начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.

Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы – научить учиться!

- убедительность - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения;

- уважительность - понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка, это основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе;

- уравновешенность - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке. В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки;

- улыбчивость - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка – это рабочий инструмент учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие - улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное, это любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя начальных классов – это важная, серьезная и очень ответственная работа. Так как учителю приходиться работать с маленьким людьми, с маленьким человеком. Из которого вырастет новый член общества - гражданин, с определенным позициями, взглядами, устоями, принципами и моралью, в формировании которых не последнее место занимал учитель начальных классов! [1]

То есть учитель участвует в формировании будущего нашей страны, будущего России! И я не боюсь возложить на себя этот груз ответственности и осознаю серьезность выбранной мной профессии – учитель начальных классов!

Список использованных источников:

1. Воробьева А.С. Учитель начальных классов – будущему России! Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 сентября 2016г. Калининград: НОО «Профессиональная наука», 2016. - 289 с.

Преподаватель младшей школы — творческая, но непростая профессия. Специфика работы учителя начальных классов в его многозадачности — умении преподавать школьникам все программные дисциплины, обеспечивать досуг и нести ответственность за жизнь и здоровье детей. Также первый учитель должен обладать высоким авторитетом, способностью корректировать поведение воспитанников и грамотно взаимодействовать с их родителями.

В статье расскажем о плюсах и минусах профессии, разберемся, кому она подойдет, подскажем, как справляться с трудностями.

Минусы

Эмоциональное напряжение

Серьезный минус учительской работы профессиональное выгорание.

Четыре причины выгорания учителей начальной школы


Ответственность

Учитель начальных классов отвечает не только за успеваемость детей. Он следит за соблюдением режима дня — обедами, отдыхом, выходит с детьми на прогулки, ездит на выставки и в музеи. Также учитель контролирует посещение занятий, следит за самочувствием воспитанников, обеспечивает безопасность в классе .

Работа со сложными семьями

Иногда проблема в родителях:

  • обвиняют учителя первых классов в недостаточной адаптации и неуспеваемости ребенка;
  • уверены, что лучше знают, как преподавать;
  • не интересуются успехами ребенка.

Бывают сложные дети: агрессивные, запуганные, закрытые. Они не реагируют на терпение, снисходительность, игровые методики — то, что помогает наладить контакт. Это один из самых серьезных минусов работы учителя 1-4 классов.

Чтобы наладить отношения с родителями и детьми, привлекайте школьного психолога, социального педагога, дирекцию. С опытом найти подход к «трудным» семьям будет проще.

Плюсы

Легко найти первое место работы

Из-за нехватки кадров учителям начальной школы легко трудоустроиться. Дефицит особенно ощущается в небольших городках и поселках: для привлечения кадров в отдаленные регионы государство предоставляет служебное жилье и прибавки к зарплате, а победителям программы «Земский учитель» — единоразовую компенсацию в размере 1 млн рублей.

Молодых специалистов охотно принимают на работу школы , где они учились. Преимущество получают выпускники школы, которые нашли общий язык с педагогами и зарекомендовали себя в юности. Также во время обучения в колледже или вузе будущие учителя проходят практику в школе , где часто остаются работать в дальнейшем.

Длительный отпуск

Отпуск у учителей всегда летом, длится 56 календарных дней. На Крайнем Севере к отпуску прибавляют 24 календарных дня, в областях, приравненных к северным — 16 календарных дней. Это один из ключевых плюсов профессии учителя младших классов .

Отдохнуть получится также на весенних и осенних каникулах — на работу учителя ходят, но вместо проведения уроков занимаются планированием уроков и заполнением бумаг.

Непрерывное повышение квалификации

Учитель начальных классов преподает все предметы кроме узкопрофильных — информатики, иностранных языков, музыки — поэтому постоянно совершенствует методы и формы обучения по каждой из дисциплины.

Обязательная часть работы учителя :

  • выстраивание учебного процесса и мотивация детей к усвоению знаний;
  • воспитание самостоятельных личностей;
  • помощь детям в формировании здорового образа жизни;
  • сплочение коллектива — создание внутриклассных традиций, решение конфликтов, организация художественных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • помощь родителям в адаптации детей;
  • психологическое саморазвитие — улучшение организационных и коммуникативных способностей, предупреждение выгорания, повышение эмпатии, личной и профессиональной самооценки.

Также педагоги учатся взаимодействовать с одаренными и «трудными» детьми, внедряют игровые методики преподавания, интерактивные доски, современную компьютерную технику, чтобы сделать уроки интереснее.

Разнообразная творческая работа

Учитель начальных классов выполняет множество функций:

  • преподает уроки и проверяет домашние задания;
  • воспитывает детей в процессе внеклассной деятельности;
  • помогает психологу и социальному педагогу во время работы со сложными детьми или учениками с отклонениями в развитии;
  • берет на себя роль организатора во время проведения праздников в классе, экскурсий, выездов на концерты и в театры.

Учителя имеют право создавать авторские программы уроков и методики преподавания в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования . Вносят разнообразие уроки на природе, совместное преподавание с психологом или логопедом, открытые уроки для родителей и дирекции школы.

Эмоциональная связь с детьми и благодарность родителей

Первоклассники проживают кризис 7 лет, в котором противопоставляют себя родителям и ищут новые авторитеты. Обычно новым значимым взрослым становится первый учитель. Дети копируют его поведение и суждения, показывая свою самостоятельность, отстаивают то, что услышали в школе.

Понимающие родители не стремятся «сбрасывать с пьедестала» учителя начальной школы , а наоборот готовы помогать ему. Взрослые сообща помогают ребенку преодолеть кризис 7 лет и усвоить новые социальные роли, поэтому родители благодарят педагогов за дружелюбие, и умение найти подход к воспитанникам.

Совмещение нескольких профессий за дополнительную плату

Чтобы зарабатывать больше, учителя начальных классов могут получать второе специальное образование или пройти курсы профессиональной переподготовки и занимать пост:

  • инструктора по физической культуре;
  • преподавателя иностранного языка;
  • музыкального руководителя;
  • социального педагога;
  • преподавателя ИЗО.


Легко сменить место работы

Учитель начальных классов может:

  • открыть частные курсы по подготовке детей к школе;
  • вести занятия для младших школьников в домах творчества;
  • работать с детьми на индивидуальном или домашнем обучении;
  • организовывать детские праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.

Как получить профессию учителя начальных классов ?

Чтобы преподавать в школе, достаточно среднего профессионального образования в лицензируемом онлайн-колледже. Поступление происходит без сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов на базе 9-ти или 11-ти классов. По окончанию колледжа вы получите 2 диплома гособразца и перспективную профессию .

В нашем колледже подача документов и обучение происходит полностью онлайн. Студент получает доступ к личному кабинету, где проходят вебинары, размещаются записи учебных материалов и бесплатная база знаний, организована связь с куратором, преподавателями и технической поддержкой. Мобильная версия дает возможность обучаться с помощью смартфона.

Идет набор в группу 2020 учебного года, узнать подробности можно по ссылке .

Читайте также: