Получают ли аспиранты зарплату

Опубликовано: 17.09.2024

alt="Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой" />
Сауле Бекова: Проблемы аспирантуры? Испытано на себе. Фото: из личного архива Сауле Бековой

Сауле Бекова: Как известно, около 90 процентов наших аспирантов не только учатся, но и работают. Причем многие полный рабочий день. Причина? Прежда всего финансовая, мизерной стипендии на жизнь не хватает. Как работа сказывается на учебе? Насколько взаимосвязаны 90 процентов отсева и 90 процентов работающих? Все ли здесь однозначно? Это и стало темой моей диссертации. Почему выбрала ее? Я сама "дропник", тот, кто не завершил обучение в аспирантуре в положенные два года. Решила понять, почему так происходит. Подчеркну, что я изучала лишь одну причину отсева, в реальности их много.

Что стало для вас главной неожиданностью в этом исследовании?

Сауле Бекова: Удивило, насколько мало у нас серьезных исследований о проблемах аспирантуры и насколько много экспертов, рассуждающих, что с ней нужно делать.

У нас защищается 10 процентов выпускников. Как обстоит дело с аспирантурами в ведущих странах?

Сауле Бекова: Есть мнение, что такой низкий процент защит это не так уж и плохо. Якобы происходит естественный отбор наиболее мотивированных и способных. Словом, остаются сильнейшие, что на пользу науке. Спорное утверждение, ведь мы плохо представляем, кого теряем, а кто остается. Учитывая тенденции миграции, уровень зарплат в коммерческом секторе и прочие факторы, возможно, теряется как раз мотивированная и амбициозная молодежь. Впрочем, это повод для будущего исследования.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Что касается ситуации в других странах, то сравнивать с ними довольно сложно, так как там применяются самые разные показатели результативности. Кроме того, часто исследования охватывают не всю страну, а приводятся данные по нескольким университетам или определенным наукам. Скажем, в Испании отсев в конкретных вузах по социальным наукам составил около 90 процентов. В ряде университетов США отсев около 50-60 процентов, в Австралии 30-40 процентов. Но повторяю, к этим цифрам надо относиться осторожно, во всяком случае их нельзя напрямую сравнить с российскими. Но проблема аспирантуры, большого отсева общая, поэтому, наверное, моя работа заинтересовала британцев.

За рубежом большинство аспирантов тоже работают? Как их поддерживает государство?

Сауле Бекова: Работают, но в основном в самом университете, где человек готовит диссертацию. Важно, что он занимается научной деятельностью, которая часто связана с его проектом.

Есть варианты, когда аспиранты получают стипендии за преподавательскую работу в этом же университете, но эта нагрузка лимитирована, чтобы она не отнимала много времени, не мешала заниматься проектом. Кроме того, существуют индустриальные аспирантуры, которые создаются университетами совместно с бизнесом. В этом случае аспирант устраивается работать на предприятие, но опять же занимается деятельностью, непосредственно связанной с его темой, а кто-то из бизнеса является научным соруководителем.

Получается, что за границей работа аспиранта так или иначе связана с его темой, а значит идет на пользу. А что у нас?

Сауле Бекова: Как я уже сказала, у нас почти все аспиранты работают, причем многие - вне университета. И что принципиально важно - многие полный рабочий день. Что, конечно, сказывается на подготовке диссертации.

Как конкретно? Мы изучали аспирантов разных научных специальностей, вид их работы, время загруженности, зарплату, трудоустройство после окончания аспирантуры и т. д. Хотя картина довольно пестрая, особенно что касается научного профиля аспиранта, но общий вывод такой: работа существенно понижает шансы защититься. Конечно, те, кто работают в том же университете, где учатся, ведут исследования, а не занимают преподавательские или административные позиции, находятся в лучшей ситуации. Но число таких "счастливцев", прямо скажем, в наших вузах немного. Надо также учитывать, что зарплаты в вузах низкие, поэтому многие аспиранты стремятся устроится в коммерческие фирмы. Немало тех, кто после окончания учебы в них же и остаются, так и не защитив диссертацию.

Зачем вообще молодежь поступает в аспирантуру, если не занимается наукой? Стремятся уклониться от армии?

Сауле Бекова: Мотивы самые разные, например, желание подольше остаться в университете, получение места в общежитии, и конечно, в том числе и армия. По опросам, примерно 25 процентов аспирантов называют отсрочку одной из причин поступления. Но тех, кто поступает, чтобы заниматься наукой, по всем нашим замерам, все-таки больше. Но, к сожалению, по тем или иным причинам, прежде всего финансовым, многие из них выпали из науки.

А вы сами работали, когда учились в аспирантуре? Поделитесь опытом?

Сауле Бекова: У меня, действительно, богатый опыт. Как я уже сказала, мне не удалось защититься в нормативные два года. Причин несколько. Долго не могла определиться с темой, научное руководство было формальным, аспиранты были предоставлены самим себе, я работала на двух-трех работах, так как ставка ассистента на кафедре - это мизерные деньги. Так что мой первый опыт был неудачным.

Фото: iStock

Потом ситуация изменилась. Учась в аспирантуре ВШЭ, я работала как раз на научной должности и занималась темой своей будущей диссертации, поэтому совмещение мне только помогало. У меня был круг коллег, с которыми можно обсудить идеи. Словом, все это работало на диссертацию, а не против нее.

Сейчас вводится требование об обязательной защиты диссертации. Это изменит ситуацию? Какие-то другие меры надо использовать?

Сауле Бекова: За обязательную защиту выступают многие ученые, утверждая, что теперь это кардинально изменит ситуацию с аспирантурой. Честно говоря, я бы не была столь оптимистичной. Что значит эта обязательность? Заставить защищаться никто никого не может, значит, тем аспирантам, кто не пройдет предзащиту, просто не выдадут диплом. Обязательность защиты может вылиться либо в то, что в погоне за показателями вузы увеличат отсев во время обучения, либо существенно пострадает качество защищаемых диссертаций. Но самое важное, предлагаемая реформа работает "по верхам"" и не решает более системные проблемы , важность которых подтверждена исследованиями. Словом, формальный показатель доли защит вырастет, но по факту это просто игра с подсчетами, так как число обладателей степени не увеличится.

Мне кажется, надо больше внимания уделять поддержке аспирантов, созданию условий, чтобы они максимум времени и сил направляли на науку. Особое внимание следует обратить на роль научного руководителя. Она ключевая в аспирантуре. У нас людей практически не готовят к этой работе, считается, если ты получил степень, то уже можешь быть научным руководителем. Увы, это серьезное заблуждение. Научное руководство - это особый талант, которым обладает далеко не каждый уже остепененный ученый. Хорошо, чтобы он хотя бы это осознавал. И специально готовился к тому, что будет научным руководителем.

Кроме того, мне кажется, можно часть функций, которые сегодня лежат на научном руководителе, распределить на других ученых, формировать сообщество, где аспирант не предоставлен самому себе или не зависит полностью только от одного человека, а может получить помощь и от других коллег, сотрудников университета. В целом изменения в аспиратуре должны касаться в первую очередь разносторонней академической и финансовой поддержки аспирантов и научных руководителей, а не становиться дополнительным бюрократическим инструментом для контроля университетов.

Расскажите немного о себе. Где родились? Родители имеют отношение к науке? Где учились? Есть хобби?

Сауле Бекова: Родилась и выросла в Омске, родители к науке отношения не имеют. Училась в Омском государственном университете, затем в магистратуре и в аспирантуре ВШЭ. Хобби? Фотография, шахматы, изучаю немецкий язык.

Учрежденная в этом году в Британии новая номинации престижной премии Early Career Researcher Award поощряет исследователей, карьера которых только началась. Первыми лауреатами стали Сауле Бекова из НИУ "Высшая школа экономики" и Бинвэй Лу из Даремского университета (Великобритания). Оргкомитет премии назвал их "выдающимися специалистами" и особо отметил значимость исследований для науки и образования. Премия предполагает поддержку следующего этапа исследований. Благодаря ей Бекова намерена расширить круг изучаемых проблем, рассмотреть не только эффекты от разных форм трудоустройства, но и, например, от характера научного руководства.

Андрей Лунь: «С детства я был вдохновлен наукой и уже тогда твердо решил, кем хочу стать. Мама покупала много детских энциклопедий на различные темы, особенно меня поразили книги по физике и астрономии. Помню, открыл одну из них, увидел изображение Солнечной системы и был удивлен, насколько разнообразен космос. В школе после начала курса физики любовь к науке только росла. Часто выигрывал олимпиады. Выбор пал на физический факультет Воронежского технического государственного университета по специальности экспериментальная физика».

Вадим Кондаратцев: «Во-первых, очень нравится преподавать. Занимался этим еще до аспирантуры, преподаю как школьникам, так и студентам. Аспирантура — это возможность развить преподавательские качества. Во-вторых, не мыслю свою жизнь без науки, и в этом плане аспирантура дает возможность не только углубить свои знания в профессиональной тематике, но и развить исследовательские компетенции. В-третьих, часть основной работы непосредственно связана с МАИ и с моим родным институтом № 8 “Информационные технологии и прикладная математика”».

Чем занимаются аспиранты?

Андрей: «В мои обязанности входит проведение экспериментов на кафедре экспериментальной физики. Я измеряю свойства сегнетоэлектриков (кристаллические вещества, которые плохо проводят ток — Ред.) и воздействие на них магнитных полей. По результатам пишу диссертацию и выступаю на конференциях».

Вадим: «Помимо написания диссертации и преподавания мне нравится организовывать мероприятия для студентов и коллег. Например, недавно организовал вместе с IT-центром игру “IT Что? Где? Когда?” для магистрантов. Также в нашем университете есть много мероприятий по интересам, мне нравится периодически участвовать в научных стендапах и хакатонах».

Хватает ли стипендии на жизнь?

Андрей: «Со стипендией мне повезло, ведь я аспирант естественнонаучного направления. Для этой категории аспирантов установлена повышенная стипендия по сравнению с гуманитарными направлениями. В моем случае это 8000 рублей. Гуманитарии получают примерно вдвое меньше. Конечно, этого не хватает, если жить только на стипендию. Но все равно приятно, что за учебу мне платят».

Тяжело ли преподавать, если еще вчера был студентом?

Андрей: «На втором курсе аспирантуры есть обязательная педагогическая практика. У меня она проходила со студентами второго курса по специальности “Химия”. Курс назывался “Оптика”. Ребята сильно удивили своими знаниями несмотря на то, что старшее поколение преподавателей постоянно жалуется на низкий уровень знаний. Возможно, это и правда, но по контрасту с тем уровнем образования, который давали много лет назад. На этом моя деятельность преподавателя прекратилась. Это совсем не просто, особенно трудно действительно качественно преподносить материал в университете. Ведь заинтересовать предметом можно лишь тогда, когда знаешь его на 100% и готов делиться этими знаниями каждый день».

Вадим: «Я преподаю школьникам на курсах довузовской подготовки (математику и физику). Для студентов я читаю предметы, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом. “Введение в машинное обучение”, “Методы искусственного интеллекта в компьютерной графике” и подобные. Впечатления от преподавания самые позитивные. От студентов всегда приятно получать обратную связь и видеть, как растут их профессиональные компетенции прямо в процессе обучения. Наверное, кому-то и непросто стать из студента преподавателем, но для меня это одно из самых любимых занятий в жизни».

Можно ли совмещать аспирантуру с работой?

Андрей: «Я совмещаю аспирантуру с работой тестировщика в центре разработки программного обеспечения ИТ-компании «Рексофт». Это несложно, потому что после второго курса аспирантуры я сосредоточен на научной работе. Несколько раз в год езжу выступать на научных конференциях. В «Рексофт» знают, что я аспирант, и без проблем отпускают. Многие коллеги совмещают работу с учебой.

Работу в качестве инженера по автоматизации тестирования я выбрал потому, что любил параллельно с учебой заниматься программированием. Но изначально посчитал, что устроиться как полноценный разработчик пока не могу — непрофильное образование, недостаточно опыта. Решил попробовать себя в автоматизации тестирования. Не исключено, что дальше буду развиваться как разработчик».

Вадим: «Совмещаю обучение в аспирантуре с работой в компании Phygitalism. Компания, созданная маевцами, под руководством Олега Юсупова, выпускника аэрокосмического факультета МАИ, занимается разработками в области дополненной, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Я работаю в отделе R&D и исследую то, как методы машинного и глубокого обучения могут помочь улучшить VR/AR системы и продукты. Наша компания — партнер IT-центра МАИ, у нас есть совместная магистерская программа “Дополненная / виртуальная реальность и искусственный интеллект”, одним из архитекторов которой мне посчастливилось стать. Так что половину рабочего времени я изучаю и разрабатываю наукоемкие прототипы, а вторую половину времени учу тому же самому студентов. Учиться и работать всегда трудно. Приходится иногда жертвовать сном, нервами и выходными, но результаты определенно стоят того».

Есть ли смысл идти в аспирантуру?

Андрей: «Честно сказать, я немного разочарован. Размер зарплаты преподавателей оставляет желать лучшего. Мне кажется, что этот труд должен оплачиваться выше. Профессия преподавателя требует очень много энергии, сил, общения и креатива. В моем случае аспирантура — это осуществление детской мечты стать ученым. Кстати, по статистике только 20–25% из поступивших в аспирантуру заканчивают учебу. Я обучение точно закончу, но буду ли продолжать в качестве преподавателя/исследователя – пока вопрос. Уж очень увлекательна IT-сфера!»

Вадим: «Cмысл есть. Аспирантура – место, где ты оттачиваешь как свои профессиональные научные компетенции, так и soft skills (надпрофессиональные навыки, например, умение работать в команде – Ред). Хорошее место чтобы найти себе единомышленников и, например, организовать с ними свой проект или бизнес, как это случилось в моей компании».

Аспирант

Лауреатами премии правительства 2018 года в области науки и техники стали 29 молодых ученых, или 6 авторских коллективов со всей России. В качестве призового фонда каждый из них получит вознаграждение в размере 500 тысяч рублей. Вот только достаточно ли единоразового премирования для аспирантов, чтобы мотивировать их к дальнейшей исследовательской работе на годы вперед?

Распоряжение о присуждении премии было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Получить ее очень престижно, это огромный стимул для профессионального роста. В то же время молодые ученые - вчерашние и сегодняшние аспиранты - вынуждены вести спор с современной системой образования за обеспечение адекватных оплаты труда и условий научной деятельности.

Государственная стипендия начинается с отметки 3120 рублей. Ее размер зависит от специальности. Так, гуманитарии (например, обучающиеся на экономике или филологии) получают 3462 рубля, для будущих инженеров выплата увеличена до 8309 рублей.

Молодой ученый

Крупные вузы формируют стипендиальный фонд, из которого аспирантам платится надбавка за успехи в учебе (на основе аттестации и посещаемости). Например, в Санкт-Петербургском Горном университете отличники в итоге получают 28 тысяч рублей, а «хорошисты» - 18 тысяч. Это сумма государственной стипендии и дополнительной выплаты от вуза. Но, естественно, такая возможность есть далеко не у всех высших школ.

«Сегодня недооценена роль аспирантов. Перед выпускником института стоит дилемма: либо идти на производство, либо оставаться в университете и быть преподавателем, ученым, возможно, будущим Ломоносовым. Чтобы его привлечь и удержать в вузе, среди прочих стимулов, большое значение имеет материальный аспект. Если выпускник поступает в аспирантуру, то стипендия – это его заработная плата. И я предлагаю приравнять ее к средней заработанной плате по региону. Если в Санкт-Петербурге это 52 тысячи рублей, то и аспиранту нужно платить столько же. И уже потом от него требовать результатов научных исследований, публикаций и так далее», - предлагает ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко.

Действительно, стипендия аспиранта далека от прожиточного минимума, и учащемуся приходится совмещать работу с учебой, чаще всего в ущерб образованию.

В 2016 году Министерство образования и науки сообщило о подготовке масштабной реформы вузовской аспирантуры. Особое недовольство вызывал тот факт, что в срок диссертации защищали около 30 процентов аспирантов. По последним данным, эта цифра продолжает снижаться:

Артем Оганов

«Аспирантура – это ключевой этап формирования учёного, когда из учащегося он становится высококлассным специалистом. Согласно аналитике, только 13 процентов обучающихся доходят до защиты, это очень низкий КПД! Проблема в том, что они перегружены учёбой: аспирантура считается формой обучения, в то время как по справедливости она должна быть формой научной работы. Необходимо поменять ее статус! Время аспирантов в России расходуется очень неэкономно. Стоит перестать перегружать их учебными курсами и позволить сфокусироваться на научной работе. Я предлагаю платить не стипендию, а повышенную зарплату, что избавит их от необходимости подрабатывать», - считает член Совета по науке и образованию при президенте РФ, известный кристаллограф Артем Оганов.

Получается, что аспиранты – это те самые «вечные студенты», которые постоянно учатся, при этом делают это не эффективно.

А как обстоят дела в развитых странах с поддержкой молодых кадров и их закреплением в вузах или научных центрах? Например, во многих ведущих университетах США распространена следующая практика: часть ипотеки, которую платит сотрудник, выкупает вуз, вкладывая в заём около 30 процентов. Естественно, если ученый продаёт это жильё, он возвращает университету соответствующий процент своей ипотеки по текущей рыночной цене. Учитывая постоянный рост цен на недвижимость, для образовательного учреждения это оказывается даже финансово выгодным мероприятием и отличным якорем для лучших работников.

Конечно, миллиардные бюджеты американских университетов несравнимы с возможностями отечественных вузов. Даже те, кто может рассчитывать на солидные внебюджетные источники, вряд ли потянут выкуп ипотеки.

Какие же в таком случае шаги в направлении повышения оплаты труда «будущих Ломоносовых» планирует предпринять правительство?

«Сейчас Министерство науки и высшего образования в соответствии с поручением Дмитрия Анатольевича готовит предложения, которые связаны с возможной трансформацией нынешних аспирантских стипендий в некую грантовую поддержку для тех молодых учёных, которые действительно составляют «золото» нашего высшего образования и науки», - сообщила заместитель председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова на заседании Совета по науке и образованию.

Осталось уточнить, что значит «действительно составляют». Как будет осуществляться выборка? В российских вузах обучаются 8 тысяч аспирантов. Кто из них «золото», и что делать «серебру»? Собирать вещи и идти в бизнес?

Кроме того, выплаты должны быть регулярными и стабильными, именно зарплатой, иначе аспиранты при наличии большого количества грантов, стипендий и программ, будут, в основном, заниматься поиском и рассылкой заявок на конкурсы. Опять же в ущерб основной деятельности.

Стипендия и льготы для аспирантов

Обучение в аспирантуре на очной основе отнимает много времени, особенно если предполагается написание и защита кандидатской диссертации. Найти хорошо оплачиваемую работу на время обучения непросто не только в небольших городах, но и в Москве, поэтому вопрос о стипендии аспирантов актуален для большинства абитуриентов.

Учащиеся в аспирантуре могут получать такие стипендии, как:

  • государственная
  • повышенная государственная
  • социальная
  • именная
  • правительственная
  • президентская

Государственная стипендия предусмотрена для аспирантов, выбравших очную форму получения образования, с хорошими показателями успеваемости. Минимальная стипендия для аспирантов на 2017 год составляет 2637 рублей. В 2018 году предусмотрена лишь незначительная индексация в 4%.

Повышенную стипендию от государства получают те слушатели, которые, кроме демонстрации отличной успеваемости, активно участвуют в общественной, спортивной и научной жизни института или университета

Социальная стипендия положена аспирантам, относящимся к категории малоимущих, участникам боевых действий, инвалидам. Молодым ученым положена социальная доплата в случае потери кормильца или получения инвалидности. На 2017 год выплата составляла 2000 рублей.

Именные стипендии получают особо отличившиеся в своей сфере деятельности аспиранты. Такие выплаты назначаются по итогам отчетного периода (семестра) и выплачиваются не из средств учебного заведения, а из общественных или коммерческих фондов. К именным стипендиям относятся выплаты из фонда правительства РФ и президента.

Стипендия правительства РФ для аспирантов

Постановлением правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года с целью поддержки талантливой молодежи, учреждены стипендии для аспирантов очной формы обучения, выбравших в учебе приоритетные направления модернизации российской экономики.

Претендовать на получение правительственной стипендии могут:

  1. Победители олимпиад разных уровней (ведомственных, внутри российских или международных)
  2. Получатели патентов или наград за научно-техническую деятельность, проводимую по месту обучения в течение 2 лет до назначения стипендии
  3. Обладатели гранта для выполнения работы в приоритетном для страны направлении
  4. Аспиранты, публикующие работы в научных изданиях России и за рубежом за год до назначения стипендии, а так же выступающие с докладами на конференциях и семинарах различных уровней.

Средний размер выплат составляет 10-15 000 рублей. Предельная ставка для молодых, перспективных ученых составляет 22 800 рублей.

Стипендия Президента РФ для аспирантов

Президентская стипендия предназначена лишь для тех студентов и аспирантов, чья специальность входит в приоритетный перечень направлений экономического развития государства

Чтобы стать стипендиатом, необходимо, как минимум 2 семестра учиться только на «отлично» и соответствовать указанным выше пунктам о правительственной стипендии.

Список претендентов на получение выплат из фонда президента составляется в учебном заведении на ученом совете. Чтобы попасть в него, кандидату на стипендию необходимо предоставить:

  • заявление, написанное в установленной форме
  • копию документа об отлично сданной сессии
  • заверенную деканом характеристику
  • копии статей, опубликованных в научных изданиях

Все претенденты проходят строгий отбор. После него согласованный с ректорским советом, список направляется в ведомство, ответственное за принятие окончательного решения по стипендиям президента. Последней инстанцией является Министерство образования РФ.

Срок выплат стипендии президента РФ для аспирантов составляет 3 года. Размер выплат напрямую зависит от приоритетности выбранного направления. Минимальная сумма составляет 4500-6000 рублей. Возможно, что в 2018 году эти цифры будут увеличены.

Льготы аспирантам очного отделения

Поступая на очное отделение аспирантуры, ознакомьтесь, какие льготы по федеральному закону вам обязано предоставить государство:

  1. На время конкурсных экзаменов, работающему абитуриенту положен отпуск в 30 дней с сохранением оклада или средней зарплаты.
  2. Иногородним абитуриентам должно предоставляться общежитие на время сдачи экзаменов, а в случае поступления - на все время обучения.
  3. Время обучения на очном отделении продляется в случае декретного отпуска или продолжительной болезни сроком более месяца. Продление происходит на основании своевременно представленных медицинских заключений.
  4. Аспирант очник имеет право на двухмесячный отпуск после окончания очередного курса. Помните! Привлечение студентов руководством учебного заведения к бесплатной работе в приемной комиссии незаконно.
  5. После окончания аспирантуры полагается месячный отпуск.
  6. Учащийся в аспирантуре имеет право на бесплатное использование лабораторий, методических кабинетов, оборудования и библиотеки. Кроме того 1 раз за учебный год ему полагаются денежные средства в размере 2 стипендий на приобретение научной литературы для учебы и работы над диссертацией.

Зарплата аспиранта

Студенты, собирающиеся продолжить обучение после окончания института, наверняка задаются вопросом, сколько получает аспирант.

Студент в аспирантуре не работает, а учится. С ним не заключают договор, за него не отчисляют взносы в фонды соцстраха. Поэтому понятия «зарплата аспиранта» не существует. Заведенная в аспирантуре трудовая книжка недействительна. Время учебы не входит в общий трудовой стаж

Аспирантским доходом является стипендия, но какой бы большой она не была, прожить на нее невозможно. Поэтому любой студент задумывается об источнике заработка на время обучения.

Согласно 59 статье Трудового кодекса при дневном обучении в аспирантуре возможно заключение срочного трудового соглашения с работодателем. То есть законом не запрещено совмещение дневного обучения и работы. Однако в этом случае речь будет идти не о зарплате аспиранта, а о зарплате работника в той или иной сфере.

Аспирант может работать, как в стенах родного учебного заведения, так и за его пределами. Именно за это он и будет получать деньги.

Может ли аспирант очник работать на полную ставку

В трудовом законодательстве ограничений или особых условий на работу аспирантов, обучающихся на очном отделении нет. Если учебный план позволяет, можно устроиться работать как на половину ставки, так и на полный рабочий день. Когда и сколько работать каждый обучающийся решает сам.

При устройстве на работу аспирант, как и любой гражданин, заключает с работодателем трудовой договор. Если до этого момента он нигде не работал, на него заводится трудовая книжка.

Никаких особых положений для работы будущего кандидата наук очного отделения не существует. Он имеет право трудиться

  • полный (возможно ненормированный) рабочий день
  • сокращенный (на1-3 часа) день
  • на полставки

Оптимальным вариантом будет устройство в родном институте на ставку преподавателя либо лаборантом в технический отдел.

Если достаточно времени и сил, дополнительно к основной работе, можно трудиться еще и по совместительству.

Отпуск для защиты кандидатской диссертации

Для получения отпуска на защиту кандидатской, соискатель ученой степени, обучающийся в государственном вузе очно или заочно, обязан предоставить работодателю выписку заседания диссертационного совета, подтверждающую, что работу приняли к защите. Предупредить о намечающемся отпуске нужно не позднее, чем за год до защиты.

Отпуск аспиранту предоставляется по основному месту работы с сохранением средней заработной платы:

  1. 3 месяца для подготовки к защите
  2. полгода для соискания ученой степени

Поскольку на момент подготовки и проведения защиты обучение в аспирантуре уже закончилось, то становится неактуальным как (заочно или очно) работник учился.

Отпуск для защиты диссертации должен быть оплачиваемым для всех соискателей ученой степени независимо от формы их обучения.


Информацию о среднемесячных зарплатах ученых в 2021 году в Российской Федерации предоставил Институт статистических исследований и экономики знаний на своем сайте. Данные основываются на статистических исследованиях федерального уровня.

ученые России

Можно с уверенностью говорить о том, что средняя зарплата ученого в РФ выросла, если сравнивать с прошлыми годами. Но если сравнить доходы российских научных сотрудников с доходами заграничных.

Каков заработок российских научных сотрудников

Можно с уверенностью говорить о том, что среднемесячные зарплаты научных работников в России увеличились на 5,5%, если сравнивать их с 2017 годом.

средняя зарплата по России

Такие изменения коснулись всех категорий научных работников:

  1. На 6% увеличились доходы младших научных сотрудников.
  2. На 5,3% выросли доходы ведущих и старших научных сотрудников.
  3. На 21,2% стали больше получать руководители научных организаций, выполняющие исследования и разработки.

А теперь разберемся в конкретных цифрах, переведем проценты в денежный эквивалент (данные приведены в соответствии с вышеизложенным списком):

Эти показатели демонстрируют тот факт, что руководители, а они, как правило, академики, получают приличные оклады. Но чтобы стать обеспеченным академиком, необходимо пройти тернистый долгий путь и преодолеть массу препятствий:

Важно! Нужно понимать, что далеко не все доктора наук становятся академиками и занимают должности с достойными окладами.

среднемесячная заработная плата научных сотрудников по типам организаций

На нашем сайте можете узнать о среднем уровне зарплат в России по регионам.

Дополнительные потенциальные возможности российских ученых:

  • регулярный выезд на конференции, выставки, семинары;
  • получение жилья по льготным тарифам;
  • выезд на работу и ПМЖ за границу.

Относительно небольшая зарплата, которая выплачивается научным сотрудникам, может вполне удовлетворить профессоров преклонного возраста, минимум, по 2 причинам:

  • наличие жилья, которое у них была возможность получить во времена СССР;
  • взрослые дети, которые помогают своим родителям.

Советуем посмотреть видео: уровень зарплат учёных в России.

Сколько зарабатывают научные сотрудники за рубежом

Посмотрим сколько зарабатывают ученые в Америке и Германии.

Зарплата ученых в США

Чтобы сравнить уровень доходов российских ученых и американских, обратимся к конкретным данным:

На нашем сайте можете узнать об уровне зарплат в США.

Зарплаты в Германии

Ознакомьтесь с уровнем зарплат в Германии на нашем сайте.

Самые высокие заработки в мире

Результаты исследований Центра Международного Высшего Образования при Бостонском Колледже в области уровней доходов ученых во всех ведущих странах мира (в выборку вошли страны Африки, Европы, Северной и Южной Америки, Австралия и Новая Зеландия):

академические зарплаты по странам мира

Академические зарплаты: на старте карьеры (“entry level”), середине (“overall”), на пике карьеры (“top level”)

Заключение

Ситуация такова, что зарплаты, которые платят академикам в России, остаются далеко за пределами представленного исследования, потому что являются очень низкими по мировым стандартам. Именно поэтому ученые, особенно молодые, вынуждены искать дополнительные источники дохода, чтобы достойно жить.

Смотрите видео: причины эмиграции учёных из РФ.

Вопрос достойных зарплат научных сотрудников является весьма актуальным, поскольку именно он является мощным инструментом и для привлечения профессионалов из-за рубежа, и для оттока собственных профессиональных кадров.

Читайте также: