Причины проблемы трудоустройства выпускников

Опубликовано: 17.09.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Богатырева М.Р., Куранова М.И. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2205 (дата обращения: 18.05.2021).

Ни для кого не секрет, что в настоящее время найти достойную, высокооплачиваемую работу – это достаточно долгий, трудоемкий процесс. А людям, не имеющим хорошего образования, это вдвойне трудно, а иногда даже невозможно.

Рынок труда насыщен всевозможными вакансиями, так почему же в нашей стране безработица – это одна из острейших проблем современности и разрешение этого вопроса проходит настолько медленно, что результаты еле уловимы и, кажется, дело не сдвигается с мертвой точки.

В зоне риска находятся исключительно все, особенно молодежь. Несколько лет образования, бессонных ночей, упорного труда, к сожалению, довольно – таки часто не приносят желаемого результата: получив высшее образование и диплом, у выпускника ВУЗа появляются проблемы с поиском рабочего места. Многие работодатели предпочитают принимать людей с опытом работы, в то время как у «свежих» специалистов не остается шанса занять достойное место в жизни. Получается, замкнутый круг, из которого лишь малой части молодых людей удается выбраться и несмотря ни на что найти себе занятие по душе. Современная реальность вынуждает студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, фирмах, учреждениях, участие в совместных проектах и т. д.) существуют лишь формально.

Мало просто найти работу, куда сложнее найти работу по специальности. Теоретически, каждый должен заниматься своим делом. На практике же всё с точностью наоборот. По данным Росстата известно, что по специальности работают лишь 40% Россиян, а 10% населения работает по специальности, близкой к полученной. Печально осознавать, что более половины работающих в России занимаются не тем, чем должны. Отсюда и возникают проблемы во многих отраслях экономики, потому что специалист, в совершенстве знающий свое дело, должен делать то, что умеет и может, а не тратить свои знания и талант понапрасну.

Всему, конечно же, есть свои причины. Изначально, для человека, поступающего в ВУЗ, важно правильно выбрать направление и значение его будущей деятельности, а также верно оценить уровень сложности, значимости и доступности данной профессии. Зачастую уже в первые недели учебы студент осознает, что неверно выбрал ВУЗ и факультет, тогда и начинаются проблемы. Пропадает интерес к изучаемым предметам, а далее либо совсем перестать учиться, потратив время и средства зря, либо учиться до конца, потому что так нужно, и в будущем забросив диплом на полку, работать в абсолютно другой сфере, осознавая, что несколько лет учебы были пустой тратой времени.

Другая проблема трудоустройства – это нелегальность и незаконность так называемого образования. Все мы знаем, что приобрести диплом врача или химика в переходе не составляет особой трудности. Интернет пестрит подобными объявлениями, где за кругленькую сумму вы вмиг можете стать первоклассным специалистом с высшим, а то и двумя высшими образованиями. И несмотря на то, что это только на бумаге, а на деле ноль, многие люди ради хорошего заработка идут на обман, предоставляя работодателю бумаги о пученном образовании, недавно купленные у какого-то проходимца, который, кстати говоря, тоже видимо не нашел себе лучшего занятия, как продавать фальшивки.

Современное образование не сравнимо с образованием прошлого века. Сейчас оно более качественное, развернутое, доступное. Несмотря на это, современная молодежь не особо стремится к знаниям, в то время как наши родители были бы рады восполнить пробелы в знаниях и научиться всему тому, чего постичь просто не было возможности во время их молодости. Причина – лень современных молодых людей. Не каждый может понять пословицу «под лежачий камень вода не течет», поэтому не ценят и не используют возможности, которые у них есть.

Очень часто выпускники ВУЗов не могут найти работу, потому что их не устраивает размер заработной платы. Это всего лишь вопрос времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.

Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда.

В целом же в России ни качество образования, ни востребованность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве – самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, знакомых; почти половина выпускников черпает информацию в Интернете и СМИ. Практически не играют роли в решении информационных задач по проблемам трудоустройства организуемые службами занятости ярмарки вакансий и презентации фирм в вузах, а также общественные студенческие организации.

Индивидуальный подход к проблеме трудоустройства выпускников профессионального образования, несомненно, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, чтобы получить достойное рабочее место и хорошую заработную плату, молодой человек должен на все 100% использовать данные ему возможности образования, реализовывать свои знания, навыки и умения, быть максимально самостоятельным и, несомненно, верить в свои силы.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов [5].

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким [6].

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV–VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20–24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1–2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.


Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них [6].

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период [6].

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

- встречи студентов с потенциальным работодателем;

- организация экскурсий студентов на предприятия;

- организация практик и стажировок на предприятиях;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18–29 лет [1].

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16–29 лет [1]. Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Проблемы трудоустройства и пути их решения

Главной проблемой на рынке труда по-прежнему остается безработица, т.е. трудоустройство граждан (безработных) затруднено дефицитом вакансий, заявленных предприятиями и организациями в службу занятости, несмотря на их значительный рост.

Сложность ситуации еще и в том, что безработица существует на фоне крайне низкого уровня заработной платы. Поэтому надо искать пути повышения заработной платы (за счет максимального использования резервов, сокращения издержек производства и т.п.), увеличения доходов населения (которое, в свою очередь, создает условие для расширения производства и занятости).

Наиболее проблемно трудоустройство граждан, ищущих работу впервые, в том числе выпускников профессиональных учреждений всех уровней и общеобразовательных школ – их доля среди обратившихся составляет 38%, востребованность же на рынке труда минимальная из-за отсутствия опыта работы.

Молодежь – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Поэтому при профобучении приоритет отдается молодежи. Стабилизации на молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких или нестандартных форм занятости, которые, так же как и активная политика содействия занятости, играют высокую роль в решении проблем молодежной безработицы.

Осуществление целевой программы "Молодежная практика"

В рамках ее реализации территориальные отделы должны поддерживать тесные контакты со многими предприятиями и организациями, заключать с ними договоры на создание временных рабочих мест.

Основной же проблемой трудоустройства является качественное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, т.е. между структурой имеющихся вакантных мест и профессиональным составом ищущих работу. Хотя увеличение числа заявленных вакансий произошло по всем отраслям экономики, однако, в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по не престижным, низкооплачиваемым профессиям (например, грузчики, сторожа и т.д.) в городе таких вакансий порядка 86%, причем 655 из них заявлено предприятиями и организациями негосударственного сектора экономики. На долю инженерно-технических работников и служащих приходится не более 13% вакансий – это, как правило, места для работников культуры, народного образования и здравоохранения, экономистов, бухгалтеров, агентов, и других работников рыночной экономики, которым выдвигаются дополнительные требования – определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.

Затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии, ранее используемые на предприятиях военно-промышленного комплекса (химики, технологи, аппаратчики) в то же время предприятия города испытывают потребность в специалистах высокой квалификации: в промышленности – станочники, наладчики, слесари; в строительстве – электро-газосварщики, плотники.

Исходя из складывающейся обстановки в городе, приоритетным направлением в решении проблем занятости является активная политика занятости, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному труду.

Активная политика – усиление взаимодействия с работодателями в создании банка вакансий рабочих профессий и высококвалифицированных специалистов; создание дополнительных и квотирование мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, улучшение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, развитые системы опережающего обучения работников, намеченных к высвобождению; расширение сети временных рабочих мест, направление на сезонные работы длительно безработных, незанятой молодежи и других слабозащищенных категорий, поддержка предпринимательства, индивидуально-трудовой деятельности. В условиях кризиса нужно использовать все возможные способы расширения рынка труда.

Так, например, применение добровольной законно оформленной неполной занятости в целях получения дополнительного к имеющемуся дохода может стать одним из элементов повышения уровня населения. Эффективное использование средств массовой информации для информирования широких слоев населения о деятельности службы занятости.

Повысить эффективность проведения массовых мероприятий с безработными гражданами, обратившимися по вопросу трудоустройства (выездные консультации по вопросам занятости, «Дни старшеклассников», «Декадники» выпускников ВУЗов и т.д.). А на федеральном уровне совершенствование законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников, как плательщиков страховых взносов), изменение условий присвоение статуса безработного, повышение ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение КЗОТа.

Бондарь Е.Д.,
Научный руководитель к.э.н., доцент Алдакушева А.Б.
ИМСИТ г. Краснодар

Правительство разработает меры поддержки выпускников при трудоустройстве. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что в условиях кризиса им сложнее найти работу. По данным кабмина, на рынок труда вышли или выйдут в ближайшее время более 1,5 млн молодых людей, окончивших высшие и средние учебные заведения. «Известия» выяснили у представителей вузов, HR-специалистов и предпринимателей, с чем придется столкнуться выпускникам в новых реалиях.

Из вуза


Главная проблема молодых специалистов без опыта — значительно возросшая конкуренция на фоне пандемии коронавируса. На 1 июня в России насчитывалось свыше 4,5 млн безработных. За апрель и май их число выросло более чем на миллион, в центрах занятости официально зарегистрированы 2,4 млн человек. Об этом рассказал на совещании у президента России Владимира Путина министр труда и соцзащиты Антон Котяков.

В этом году многие студенты последних курсов из-за эпидемии не смогли пройти производственную и преддипломную практику. Для учащихся это всегда шанс устроиться на работу и набраться опыта.

По словам первого проректора РЭУ им. Г.В. Плеханова Петра Карасева, этой весной больше 25% организаций — партнеров университета не были готовы принять обучающихся на практику. Но места для них нашлись: со студентами продолжили работать госструктуры и многие предприятия.


Сейчас, по данным Карасева, работу ищут 6% нынешних и недавних учащихся вуза.


— Из-за распространения коронавирусной инфекции многие опытные специалисты лишились работы, не говоря уже о выпускниках вузов, которые оказались в более уязвимом положении. Кроме того, выпускникам придется понизить свои зарплатные ожидания. Наиболее высокие шансы на трудоустройство имеют выпускники востребованных направлений, например, IT-специалисты, — сказал «Известиям» первый проректор РЭУ.

Он добавил, что Плехановский университет во время пандемии организовал дополнительные мероприятия, кроме уже существующих недель карьеры, ярмарок вакансий, дней компаний и воркшопов.

— В апреле, например, у нас была создана информационная платформа «Студенческая биржа», благодаря которой студенты и выпускники имеют возможность осуществлять мониторинг актуальных вакансий и направлять свои резюме. Размещенные на ней 254 стажировки и вакансии по 17 направлениям подготовки, имеют от 200 до 1000 просмотров.

Декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова считает, что в нынешней кризисной ситуации для выпускников есть и плюсы, и минусы.


Минус заключается в том, что в период кризиса работодатели хотят получить готовых специалистов, способных действовать здесь и сейчас. У них нет времени на раскачку вчерашнего выпускника. Максимум, на что готово большинство компаний, — записать молодого специалиста в кадровый резерв. Так происходит потому, что бизнес пока не понимает, что его ждет во вторую волну пандемии, сколько сотрудников придется сократить и что будет с зарплатным фондом. Плюс заключается в том, что для некоторых инновационных компаний выгодно брать на работу неопытных специалистов. Когда сотрудник «не испорчен» предыдущим опытом, из него можно «слепить» профессионала с компетенциями, которые нужны конкретной компании. Такой сотрудник в будущем может дать новый виток развития.


Она подчеркнула необходимость тесной работы вузов с работодателями: чтобы предприятия обращались к университетам, институтам и колледжам с конкретными запросами, а те оперативно готовили молодых людей с необходимыми компетенциями.

На работу

В кризис могут остаться не у дел не только соискатели, но и уже успевшие найти работу выпускники, считает CEO и генеральный директор компании Webinar Group Александр Альперн.

— Работодатели проводят оптимизацию персонала, так что молодых специалистов без опыта работы, во-первых, почти не будут нанимать, предпочитая им опытных профессионалов, во-вторых, даже тех, кто уже устроился, скорее всего, будут просить освободить занимаемую должность, — пояснил он «Известиям».

По его словам, сложнее всего придется выпускникам гуманитарных специальностей.

— Представители востребованных направлений, скорее всего, найдут работу. А вот среди гуманитариев трудоустройство по специальности и ранее не превышало 40%, а сейчас этот показатель снизится до 20%. Несколько выше шансы трудоустройства у выпускников, которые уже работают, устроившись на 3–4-м курсах.

Выпускники

Руководитель отдела по работе с персоналом QBF Светлана Белодед рассказала изданию, что рост уровня безработицы среди молодых специалистов в России начался до пандемии — весной 2019 года. Сказалась пенсионная реформа: количество людей, которые позже заканчивают свою трудовую деятельность, растет.


Для смягчения проблемы трудоустройства молодых специалистов обсуждается целый комплекс мер поддержки. В частности, Министерство науки и высшего образования РФ еще в апреле выступило с предложением предоставлять субсидии вузам, которые готовы трудоустроить у себя заинтересованных в заработке студентов. Перспективной может быть идея организации стажировок для молодых специалистов, расходы на которые будут компенсироваться работодателям из бюджетных фондов. Думаю, по мере снятия ограничений, связанных с эпидемиологическими проблемами, ситуация на рынке труда будет улучшаться, поэтому наиболее серьезная поддержка выпускникам учебных заведений потребуется лишь в краткосрочной перспективе, — сказала она «Известиям».

И в бизнес

Со стартапами, которые запускают студенты и выпускники, дела обстоят лучше, уверен предприниматель, инвестор, основатель компании «Залог24» Ян Марчинский.

— Нынешней молодежи очень повезло. Им достался уникальный шанс заходить в различные рынки, бизнес-модели в условиях сильно пониженной конкуренции. Потому как часть людей и предпринимателей находятся в выжидательной позиции и бездействуют, другие теряют бизнесы, объемы, сокращают сотрудников и уходят с рынка. Примерно 30% предпринимателей не пройдут нынешний кризис, и их место займут новые, более молодые и рисковые предприниматели. Подтверждает мои слова статистика, которая показывает, что в апреле и мае в разгар кризиса было открыто более 50 тыс. новых компаний, — пояснил он «Известиям».

В открытии бизнеса студентам помогают специальные программы на базе вузов или крупных компаний. В такой работе важно обеспечить учащимся нужные условия.

Иван Романчук: Трудоустройство студентов и выпускников во время пандемии. Решение этой проблемы вышло на государственный уровень

Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые или обострила существовавшие проблемы. В их числе – трудовая занятость, особенно – первый выход на рынок труда молодежи, трудоустройство выпускников учебных заведений. Сегодня разговор на эту тему продолжает врио ректора ТюмГУ, кандидат юридических наук Иван Романчук.

– Иван Сергеевич, с уходом в историю советской системы распределения выпускников вузов и ссузов вопросы трудоустройства для многих из них стали перманентной проблемой. Что изменилось в современных условиях?

– Действительно, проблема трудоустройства с годами не ослабевает. Сегодня её решение вышло на государственный уровень. И я уверен: не только в условиях пандемии, но и в будущем выпускнику вуза уже не придется в одиночку «барахтаться» в поисках решения задачи «куда определиться». На майском совещании у Президента РФ по ситуации на рынке труда и поддержке занятости в условиях пандемии это было очень четко озвучено. Глава государства уделил особое внимание необходимости обеспечить работой выпускников 2020.

Напомню: на том же совещании Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков сообщил, что в этом году в России на рынок труда выходят более 400 тысяч выпускников вузов. Из них 2200 – наши, выпускники Тюменского государственного университета.

– Когда стали понятны масштабы коронавирусной беды и ее влияния на судьбы молодых, Минобрнауки инициировало большую программу занятости студентов.

– Тюменский государственный университет активно включился в этот процесс. Министерство выступило с инициативой в апреле, уже в мае мы предоставили студентам первые рабочие места. Создали программу занятости. Причем даже бо́льшую, чем изначально задумывали. К ней подключились аграрный, медицинский, индустриальный университеты, институт культуры, поддержало региональное правительство. В итоге мы имеем «Программу занятости студентов Тюменской области», а наш университет, как её инициатор и разработчик, выступает оператором студенческой занятости в регионе. Уже на начальной стадии действия программы свыше 400 студентов ТюмГУ получили работу, а сегодня таких насчитывается более тысячи.

– Чем они занимаются?

– Хочу отметить, что ребята получили возможность не только заработать, но и обрести новые компетенции. А занимаются они вопросами реализации и продвижения проектов управления молодежной политики и бизнес-акселератора ТюмГУ, проводят онлайн-мероприятия по повышению цифровой грамотности и лингвистических навыков населения, оказывают помощь пожилым и маломобильным гражданам, исполняют функции специалиста call-центра, документоведа, координатора проектов, тестировщика, графического дизайнера… Также студенты будут участвовать в ремонте общежитий университета, благоустройстве города.

Свою роль в этом вопросе сыграл и всеобщий переход на удаленный формат образования. Помощь потребовалась не только студентам, но и ряду преподавателей. В результате появилась позиция цифрового ассистента преподавателя. Студенты помогают в подготовке презентаций методических пособий, в оцифровке документов и других технических вопросах. Очень многие задействованы в разработке языковых курсов, мастер-классов на различные темы. В итоге студенты становятся причастны к созданию учебного курса, учебной программы и организации образовательного процесса, приобретая тем самым очень полезные компетенции и навыки.

В общем, сфера студенческого трудоустройства очень широка и разнообразна.

– Это разовая акция, только на период пандемии, или получит продолжение?

– Действующая программа рассчитана до начала нового учебного года. Если она хорошо себя зарекомендует в регионе, в стране, возможно, станет традиционной, например, летней программой подработки, стажировки для студентов (не в формулировке суть). ТюмГУ и его Центр карьеры как главный координатор программы такую идею уже озвучили. Минобрнауки будет, скорее всего, рассматривать её после завершения действующего проекта и оценки его результатов по стране. По крайней мере, сегодня оно не отвергает такие предложения.

– Если студенту повезло, он получил вожделенное место, прощай каникулы?

– Не повезло, а просто получил. Мы поставили себе задачу обеспечить занятость всем желающим. При этом программа гибкая в применении. Действительно, не каждый студент готов работать все четыре месяца, посвятив этому и каникулы. Пожалуйста, в любой момент трудовые отношения можно прекратить по согласию сторон. А кому-то удобен и выгоден достаточно продолжительный срок в четыре месяца, особенно когда ведутся долгосрочные проекты.

– Возвращаясь к главному в заявленной теме – трудоустройству выпускников. Минобрнауки делает на этом большой акцент…

– Пока это пожелания, рекомендации, но, если опять же ссылаться на названное совещание у Президента, там прозвучало довольно четкое поручение: поддержать. Каким образом, каждый вуз решает самостоятельно, так как у каждого своя история в этой работе, свой потенциал, свое число выпускников.

Считаю очень важным предложение Владимира Владимировича Путина разделить ответственность за трудоустройство выпускников с регионом (правительством) и работодателями. В этом плане у нашего университета хорошая история, есть определенные наработки.

Традиционна работа с аппаратом Губернатора Тюменской области. Там две важные составляющие: стажировка – получение навыков и стажировка – получение дополнительного заработка. Кроме навыков госслужбы, стажеры получают здесь именную стипендию губернатора (такова форма отплаты труда), что весьма важно – если после стажировки не последовало трудоустройство в госструктуру, выпускник получает хорошие аргументы в портфолио и в резюме.

Активно участвуем в программе стажировок областного департамента труда и занятости. У него есть официальные выходы на широкий круг партнеров из госструктур, частного бизнеса, и департамент готов выступать своеобразным посредником, трудоустраивать наших ребят на два – три месяца (в зависимости от направления, компании) на стажировку, где студенты получают определенные навыки и перспективы трудоустройства.

Работа по расширению деловых связей с партнерами постоянно и целенаправленно ведется Центром карьеры, институтами, рядом структурных подразделений ТюмГУ. Можно даже похвалиться: у вуза больше тысячи партнерских договоров, и для многих организаций и компаний региона университет выступает, не побоюсь этого вывода, главным поставщиком кадров.

– Министерство снова инициирует программу наставничества с талантливыми школьниками. И, судя по её возможному наполнению, она может содействовать решению обсуждаемой в данном интервью проблемы?

– И не только. Действительно, здесь найдут применение своих компетенций студенты и выпускники. А еще – это новые направления сотрудничества с партнерами, талантливые абитуриенты и соответствующие перспективы вуза во всех направлениях.

На базе ТюмГУ есть региональное представительство Всероссийского образовательного центра «Сириус». Вообще в университете работа с талантливой молодежью – одна из приоритетных задач. Замечу, что к ней подключаются наши индустриальные партнеры, предлагая свои задачи и кейсы школьникам. Наша задача – в помощь этим школьникам подобрать наставников. Сегодня эту роль мы отводим преимущественно выпускникам (в условиях дистанта наставничеством могут заниматься даже нашедшие другую работу) и, возможно, аспирантам и студентам, которые также получат дополнительный заработок и определенные навыки по направлению, в котором будут работать совместно с ребятами.

Университет и его Центр карьеры планируют выстроить большую систему наставничества, где одним из блоков будет работа с талантливыми школьниками-абитуриентами, второй – со студентами. Сейчас часть этих функций закрывают тьюторы университета.

Третий блок – работа с выпускниками, где наставниками будут выступать работодатели. Это не благие пожелания. Такой формат уже апробован, и в нем нашли взаимные интересы вуз и компании. Приведу один показательный пример. В этом году мы провели уже второй кейс-чемпионат «CaseCupUTMN» по решению актуальных бизнес-задач из практики отечественных и зарубежных компаний. Он, кстати, проходит при поддержке правительства Тюменской области и обрел статус всероссийского.

Мы предложили каждому потенциальному работодателю, представившему свой кейс на чемпионат, взять под свое крыло победителей и финалистов. Они приняли предложение, выразили готовность оказать поддержку при написании магистерских диссертаций, дипломных, курсовых работ, а конкретному наставнику – поручить менторскую поддержку именно в развитии карьерной стратегии и траектории вуза. Многие партнеры уже разработали у себя систему наставничества и в течение года будут вести наших победителей и финалистов по разным направлениям. Хочу заметить, компании очень достойные, с хорошей репутацией на рынке труда.

– Судя по материалам того же совещания, заявлениям руководителей Министерства науки и высшего образования, в трэнде оказывается научная карьера.

– Нам в этом вопросе, можно сказать, повезло. Валерий Николаевич Фальков, еще будучи ректором ТюмГУ, большую ставку делал на науку, на привлечение в нее молодых кадров. Поэтому ТюмГУ объективно к этой инициативе подключен. Мы готовы предложить выпускникам продолжить свою карьеру в университете по научной траектории или на научно-исследовательских позициях. В планах – открытие не менее ста вакансий.

– Создание Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра расширило возможности трудоустройства выпускников вузов и ТюмГУ как базовой структуры строительства НОЦ?

– НОЦ сблизил науку, образование и реальную экономику, укрепил уже имеющиеся партнерские взаимоотношения. И, конечно, увеличил потребности компаний, интегрированных с НОЦ, в квалифицированных специалистах. Поэтому у партнеров явно возросла заинтересованность в молодых и талантливых кадрах, выходящих из стен и нашего университета. Мы готовы провести систему рекрутинга, подобрать кадры для партнеров из числа лучших выпускников, в том числе по научно-исследовательской траектории.

Читайте также: