Работа не по специальности плюсы и минусы

Опубликовано: 03.10.2024

По мнению аналитиков, причиной этого является то, что в институте дают, в основном, фундаментальные знания, в отличие от практических навыков. Кроме того, следует учитывать, что рынок труда сам по себе динамичен и далеко не всегда удается угадать, какая профессия к моменту получения диплома будет востребована.

В 2005 году было проведено исследование среди абитуриентов и выявлено, что самыми популярными у поступающих оказались факультеты юриспруденции и экономики. К сожалению, аналитики все чаще называют эти специальности дополнительными к другому образованию. Из-за большой востребованности гуманитарного образования в итоге возрос конкурс на вакансии в этой сфере, а, поскольку данное образование очень полезно и содержит важные знания для развития собственного бизнеса, то, как можно заметить, многие его получают как второе высшее. Будущее видят, в основном, за IT-специалистами. Все потому что мы идем уверенными шагами к абсолютной автоматизации трудового процесса, экономии времени и средств, а для этого, безусловно, нужен контролирующий технику персонал.

Но так или иначе, давайте в этой статье поговорим о пользе дополнительных знаний и, для начала, обратимся к статистике. Государственной службой занятости населения Москвы был проведен любопытный опрос населения. Он был направлен на выявление актуальных сложностей, с которыми сталкиваются соискатели во время поиска места работы. И знаете что? Удивительно, но на первом месте оказалось совсем не отсутствие образования, а возраст – эта категория набрала 53% всех голосов. И только около 10% пожаловались на отказ из-за недостаточной формальной компетенции в выбранной профессии. О чем это говорит? Мешает не отсутствие образования, а метания между различными специальностями.

Кем бы вы ни работали, очень желательно периодически подтверждать и повышать свою квалификацию. Я очень люблю пример со спортом и всегда его привожу, когда речь заходит на эту тему. Представьте, что прекрасная талантливая гимнастка не будет, например, месяц садиться на шпагат. Все остальные упражнения будут ею выполняться, кроме этого. Значит, по прошествии времени, она уже не сможет делать то, что могла раньше. Переходя на тему нашей беседы, работодателю будет неважно в этот момент, что вы могли, гораздо нужнее то, что вы реально можете предложить именно сейчас.

Парадокс, но специалисты самых востребованных специальностей очень часто не могут найти приемлемую для себя работу с приличным окладом. Среди них очень часто встречаются и психологи, и, уже вышеупомянутые, экономисты и т.д. Это происходит из-за того, что с течением времени потребности работодателей растут, а в больших компаниях практикуются различные тренинги повышения квалификации или даже получение второго высшего образования. Кроме того, повышенные требования и невозможность устроиться по специальности порой заставляют людей резко менять направление своей деятельности. Так получаются «математики-менеджеры».

Поскольку сейчас такая ситуация нередка, то было бы правильным рассмотреть ее плюсы и минусы. Любое образование сказывается на типике мышления человека, оказывая на него влияние с учетом получаемой профессии, более того, специализированные знания формируют особым образом ассоциативный ряд в голове человека, оставляя в нем профессиональную терминологию и особую логику.

Например, давно было замечено, что техническое образование при правильной подаче развивает в человеке упорядоченное мышление, снабженное четкими алгоритмами действий, а это очень важное свойство при организации рабочего времени, да и в принципе в труде.

Сами специальности, по сути своей, можно разделить всего лишь на два класса – интуитивное восприятие и логическое. Как вы уже, наверно, догадались, интуитивное относится к гуманитарным – среди них и историки, и философы. Здесь превалирует абстрактное мышление, мышление в образах и, как правило, человек, обладающий им и выбирающий эту стезю, имеет более развитое правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональный фон. Не зря обладателей именно этих профессий обычно относят к творческой плеяде. Что же говорить о технарях? Точные науки воспитывают – это очевидно, развивают внимание, иногда усидчивость и, конечно, отвечают за активность левого полушария.


Сегодня большинство выпускников российских вузов испытывают трудности при устройстве на работу по специальности. По данным кадровых служб лишь 40% в конечном итоге находят свою межу, остальным приходится искать альтернативу.

По мнению аналитиков, причиной этого является то, что в институте дают, в основном, фундаментальные знания, в отличие от практических навыков. Кроме того, следует учитывать, что рынок труда сам по себе динамичен и далеко не всегда удается угадать, какая профессия к моменту получения диплома будет востребована.

В 2005 году было проведено исследование среди абитуриентов и выявлено, что самыми популярными у поступающих оказались факультеты юриспруденции и экономики. К сожалению, аналитики все чаще называют эти специальности дополнительными к другому образованию. Из-за большой востребованности гуманитарного образования в итоге возрос конкурс на вакансии в этой сфере, а, поскольку данное образование очень полезно и содержит важные знания для развития собственного бизнеса, то, как можно заметить, многие его получают как второе высшее. Будущее видят, в основном, за IT-специалистами. Все потому что мы идем уверенными шагами к абсолютной автоматизации трудового процесса, экономии времени и средств, а для этого, безусловно, нужен контролирующий технику персонал.

Но так или иначе, давайте в этой статье поговорим о пользе дополнительных знаний и, для начала, обратимся к статистике. Государственной службой занятости населения Москвы был проведен любопытный опрос населения. Он был направлен на выявление актуальных сложностей, с которыми сталкиваются соискатели во время поиска места работы. И знаете что? Удивительно, но на первом месте оказалось совсем не отсутствие образования, а возраст – эта категория набрала 53% всех голосов. И только около 10% пожаловались на отказ из-за недостаточной формальной компетенции в выбранной профессии. О чем это говорит? Мешает не отсутствие образования, а метания между различными специальностями.

Кем бы вы ни работали, очень желательно периодически подтверждать и повышать свою квалификацию. Я очень люблю пример со спортом и всегда его привожу, когда речь заходит на эту тему. Представьте, что прекрасная талантливая гимнастка не будет, например, месяц садиться на шпагат. Все остальные упражнения будут ею выполняться, кроме этого. Значит, по прошествии времени, она уже не сможет делать то, что могла раньше. Переходя на тему нашей беседы, работодателю будет неважно в этот момент, что вы могли, гораздо нужнее то, что вы реально можете предложить именно сейчас.

Парадокс, но специалисты самых востребованных специальностей очень часто не могут найти приемлемую для себя работу с приличным окладом. Среди них очень часто встречаются и психологи, и, уже вышеупомянутые, экономисты и т.д. Это происходит из-за того, что с течением времени потребности работодателей растут, а в больших компаниях практикуются различные тренинги повышения квалификации или даже получение второго высшего образования. Кроме того, повышенные требования и невозможность устроиться по специальности порой заставляют людей резко менять направление своей деятельности. Так получаются «математики-менеджеры».

Поскольку сейчас такая ситуация нередка, то было бы правильным рассмотреть ее плюсы и минусы. Любое образование сказывается на типике мышления человека, оказывая на него влияние с учетом получаемой профессии, более того, специализированные знания формируют особым образом ассоциативный ряд в голове человека, оставляя в нем профессиональную терминологию и особую логику.

“Разносторонне развитый человек может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, получая, при этом, цельное мнение. ”

Например, давно было замечено, что техническое образование при правильной подаче развивает в человеке упорядоченное мышление, снабженное четкими алгоритмами действий, а это очень важное свойство при организации рабочего времени, да и в принципе в труде.

Сами специальности, по сути своей, можно разделить всего лишь на два класса – интуитивное восприятие и логическое. Как вы уже, наверно, догадались, интуитивное относится к гуманитарным – среди них и историки, и философы. Здесь превалирует абстрактное мышление, мышление в образах и, как правило, человек, обладающий им и выбирающий эту стезю, имеет более развитое правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональный фон. Не зря обладателей именно этих профессий обычно относят к творческой плеяде. Что же говорить о технарях? Точные науки воспитывают – это очевидно, развивают внимание, иногда усидчивость и, конечно, отвечают за активность левого полушария.

А теперь, только представьте, насколько ценен разносторонне развитый человек! Это просто невероятно – он может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, используя и те, и иные навыки и получая, в конечном итоге, цельное мнение. Только подумайте, каких высот можно достичь как на рабочем, так и личном фронте. Сейчас много людей, которые учились в одной области, а работают в совсем другой, и при этом из-за психологического барьера восприятия они даже не догадываются, как можно раскрыть свой потенциал и лишь крупицы вкладываются им в свое дело.

Пробуйте использовать любые знания и навыки на своей работе, абсолютно любая информация может оказаться полезной и привести к неожиданному креативному решению. Казалось бы, чем может помочь инженеру в прошлом и бухгалтеру в настоящем его прежнее образование? Я была знакома с многими представителями этой профессии и, по их рассказам, одна из наиболее часто встречающихся неприятностей на их работе является потеря счетов-фактур. Поэтому приходится копить большие архивы. А теперь вспомним – правильный инженер, как было упомянуто выше, мыслит последовательно, а это уже, в каком-то смысле, является страховкой от перипетий подобного образа. По поводу сочетаний образований можно фантазировать практически до бесконечности. Как вопросы дизайна можно успешно приложить, например, менеджеру продаж мебели? Это очевидно – вопросы интерьера и т.д. Важен сам творческий взгляд, готовность к инновационным решениям и, что совсем немаловажно, личный интерес – только тогда можно открыть скрытые возможности, именно так и писали свои картины гении Ренессанса – внимание к деталям, вдохновение и… как ни странно, очень часто совсем нехудожественные практики (тот же да Винчи, который был также увлечен механикой, природой и многим другим).

Наверно, вы замечали, что человек, увлеченный каким-либо делом обычно интересен и популярен, причем неважно, чем конкретно он занимается, главное то, насколько сильно он поглощен своим делом. Если вы работаете и при этом имеете хобби, которое вполне может каким-то образом относиться к вашей вузовской специальности, то это дает вам новый горизонт для деятельности. Целое поле творчества – как хотите, так и используйте, только вы и ваши краски.

В психологии существует множество техник, которые помогают человеку расширять восприятие и помогать ему гармонично, относительно интуитивного и логического восприятия, работать. Для примера, приведу одну, но очень простую методику, которая, при постоянной практике, тренирует человека. Она заключается в том, что перед тем, как приступить к выполнению дел, следует сосредоточиться на том, кем ты являешься и какие знания у тебя на данный момент присутствуют. Не надо представлять себя всего, секрет заключается именно во вхождении в определенную роль.

Например, если вы получили образование юриста, то попытайтесь максимально себя представить таким и только таким, после этого сосредоточьте внимание на поставленной задаче и предложите решение с точки зрения юриста (здесь важно не путать – вы ищете ответ не в области юриспруденции, но как будто вас, обладателя этой профессии, попросили ответить на этот вопрос). Далее, например, у вас есть какое-то хобби – например, чтение книг – подумайте, что бы вы предложили для решения этой задачи, если бы были литератором. Подробно представляйте, постарайтесь в этот момент максимально возможно войти в созданный вами образ. По очереди рисуйте картины и представляйте как можно детальней – это важно. Таким образом, вы имеете возможность разностороннего рассмотрения и совершенно иного уровня для своей работы. Человек удивительно устроен – он может перевоплощаться в абсолютно разные личности, приобретая различный опыт анализирования информации, и чем больше он это делает – тем легче ему разбираться в новом, возрастание идет подобно прогрессии. Включайте все свои возможности, это неизменно приведет вас к успеху.

Изначально статья задумывалась как описание сочетания различных профессий, в принципе, практически так и вышло, только появилась одна важная вещь – все мы очень разные, это отражается не только на нашей деятельности, быте, но и на личных качествах, стремлениях. При всей этой «разношерстности» мы все же живем по одним и тем же законам, являясь, в каком-то смысле, подобием друг друга. Поэтому можно говорить о единых принципах, оперируя которыми можно очень выгодно существовать, делать карьеру. Я говорю о целостности восприятия, когда нет перекоса в одну сторону. Речь вовсе не о количестве книжных знаний, а о том, что появляется при их штудировании.

До этого момента мы говорили о классифицировании мышления на две подгруппы, сейчас же хочется обратится к конкретным профессиям. Плюсы развития мышления очевидны, теперь давайте рассмотрим факторы, которые могут мешать вам работать. Человек, по своей природе, стремится к оптимизации своих действий, чтобы, так сказать, не совершать лишних телодвижений и тратить сэкономленную энергию для иных дел. За счет этого в нашем организме вырабатывается целый комплекс привычек и взглядов на привычные вещи, ориентируясь на которые, мы можем буквально лавировать на волнах своих мыслей. Привычки, выработанные на одной работе, могут быть совершенно неприемлемы на другой. Например, если ранее вы привыкли к сидячей неспешной работе, то если вам попадется вакансия, требующая постоянных поездок к клиентам, то, очевидно, вам будет несколько трудно вклиниться в новый график. И это касается абсолютно любых аспектов вашей работы, касаясь даже таких, казалось бы, мелочей, как привычка пить чай в установленное время. Абсолютно все имеет значение, до самых незначительных действий, ведь все это формирует вас и вашу деятельность в будущем.

На сегодняшний день все больше нужны сотрудники, которые работают по профильной специальности, при этом не стоит забывать о том, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому существуют люди, которые, не имея образования, также хорошо развиваются в деловом мире. Но, как ни крути, работник с отличными практическими навыками более востребован, если имеет официальное документальное подкрепление своим знаниям.

По статистике, больше половины населения России работает не по специальности. Кто-то уходит с нелюбимой специальности сразу, кто-то доучивается до конца. Выпускники идут на работу, никак не связанную с тем, что они учили. После потраченных лет они вынуждены искать применение своим знаниям где-то на стороне. Редакция сайта Go64 пообщалась с фитнес-тренером, учителем немецкого, бариста и другими людьми, которые изначально получили совсем иное образование, и узнала, почему они сменили профессию.


Елена, 43 года, Балаково

Из медработника в фитнес-тренера

fCV0Pva8lck.jpg

Пошла учиться в медицинское училище. Всё было решено: мама-врач, а у меня своих целей не было, я не знала, кем хочу быть. Но, проучившись некоторое время, поняла, что это точно не моё. Уже когда забирала документы из меда, меня спросили: “Кем вы хотите стать?”. Мне же надо было чем-то объяснить своё решение. И я ответила, что хореографом. Еще учась в школе, я занималась танцами, но учиться на хореографа не пошла. Чтобы получить это образование, пришлось бы уехать из города, а я на тот момент была совсем не готова: у меня как раз завязались отношения с мужчиной моей мечты. Поэтому пошла работать, но занятия танцами я никогда не бросала.

В 95-м году меня познакомили с первым в городе фитнес-тренером. Мне очень понравилось, как она проводила свои тренировки - это кардинально отличалось от того, к чему я привыкла. Этот человек очень на меня повлиял, зажёг. Мне захотелось попробовать также. Это решение пришло, конечно, не сразу. Именно в конце 90-х началось активное развитие фитнес-индустрии как таковой. Было очень много видов и направлений занятий, они только-только появлялись, и можно было развиваться. Изучала всё, впитывала, параллельно занималась. Свою фитнес-группу я стала вести в 1999 году. Вдохновивший меня тренер сказала: “Дерзай, вперед!”. Поначалу было тяжело и не слишком удачно. Помню, как три месяца занималась всего с одной клиенткой. Это было абсолютно самостоятельное плавание, тогда не было ни Интернета, ни материалов. Что-то взяла от своих преподавателей, что-то - из танцевального опыта. Шла к цели скорее интуитивно. Разочарование не заставило себя ждать. Я бросила преподавание фитнеса, но сама тренироваться никогда не переставала, чем бы ни занималась. Эта сфера меня так и не отпустила.

“Поначалу было тяжело и не слишком удачно. Помню, как три месяца занималась всего с одной клиенткой.”

Я снова вернулась в фитнес в 2005 году и преподаю до сих пор. Для меня это творчество, вдохновение. Я прошла обучение, получила сертификат, ездила на всевозможные фитнес-конвенции, марафоны. Учиться и двигаться вперед продолжаю и сейчас.

В этой профессии я реализовала свой потенциал и удовлетворила свои амбиции. Приятно порой покомандовать людьми.

Но высшее образование я всё же получила: по специальности “Рекламный менеджмент”. Выучилась с удовольствием и пониманием, для чего это делаю. Я понимала, что не обязательно быть супер менеджером, зато это образование - универсальное, его можно применить в любых сферах жизни, и я нисколько не жалею, что его получила. Полученные знания я использую в моей нынешней деятельности, потому что услуги нужно продавать. Всё применяемо.

Дмитрий, 29 лет, Самара

Из инженера в специалиста технической поддержки

web-agency-1738168_960_720.jpg

У меня в жизни выбор особо не стоял, куда идти учиться: мои родители инженеры. В детстве конструкторы только усугубили ситуацию, поэтому к первому классу я уже четко всем говорил, что буду придумывать, изобретать, инженерить.

Поступил на факультет летательных аппаратов. И не жалею в принципе. Я был на Байконуре на практике, работал на “Прогрессе”.

Главный стимул всех моих переходов от одной специальности к другой - деньги. На “Прогрессе” мне ничего хорошего по зарплате предложить не могли - финансирование было бюджетным. К тому же это режимное предприятие. Очень строгие правила на проходной, опоздал на 5 минут - пишешь объяснительную. Отгул взять - целая история. За границу могут не выпустить. И всё это за 12 тысяч рублей.

В конечном итоге мне друг предложил пойти работать вместе с ним. У них открывалась вакансия специалиста техподдержки. Так уж сложилось, что у меня много друзей в IT. И я сам довольно уверенно разбирался с компами на уровне пользователя. Так что устроился на работу. Не могу сказать, что не боялся, конечно, переживал поначалу, но у нас тут хороший коллектив и начальство не обижает. Быстро нахватался опыта. По большому счету я менял одно увлечение на другое, поэтому не сильно страдал.

“Зарплата опять стала мне мала, я еще в ипотеку залез. Начал искать что-то еще, но никто не хотел платить больше за мои знания.”

Поскольку в техподдержке я работал у нефтяников, нас очень сильно ударило в 2014 году. Зарплата опять стала мне мала, я еще в ипотеку залез. Начал искать что-то еще, но никто не хотел платить больше за мои знания. Квалификацию и часть знаний инженера за пять лет я подрастерял. Техподдержка тоже не самая прибыльная специальность. Поэтому двинул на курсы программистов в Netcracker. Сейчас пытаюсь учиться там. К 29 годам тело очень сопротивляется этому процессу. Прокрастинация и привычные рутинные дела делаются с большей охотой. Приходится себя заставлять, но я стараюсь.

Как итог могу сказать, что глаза боятся, а руки делают. Сейчас мне кажется, я могу освоить вообще всё что угодно, если будет достаточно мотивации.

Диана, 25 лет, Саратов

Из культуролога в инженерно-технического специалиста

highlighter-2848151_960_720.jpg

Закончила университет по специальности “Культурология”. Здесь две причины: во-первых, я искала гуманитарное направление, во-вторых, бюджетное отделение. Культурологию из остальных вариантов выбрала потому, что она показалась мне такой многоплановой, разносторонней, много чего охватывающей специальностью. И это на самом деле так.

После обучения изначально устроилась не по профессии. Работала в фирме на должности офис-менеджера. В итоге стала инженерно-техническим специалистом. Это не было моё какое-то осознанное желание, я не сидела на работе с мыслями: “А как бы мне попасть на место специалиста по внешним рекламациям”? Нет, всё дело в том, что когда долго работаешь в какой-то организации, люди начинают узнавать тебя с разных сторон. Они знают о каких-то твоих чертах в работе: что ты ответственный, исполнительный. Генеральный директор поставил меня на эту должность, потому что увидел во мне потенциал. Я с такой работой раньше вообще не сталкивалась, но он доверил мне это дело и сказал: разберешься. Конечно, с улицы таким образом меня бы никто не взял. Только за счет доверия людей, с которыми я уже долго проработала.

“Это не было моё какое-то осознанное желание, я не сидела на работе с мыслями: “А как бы мне попасть на место специалиста по внешним рекламациям?”

Я в любом случае хотела сменить сферу деятельности. С одной стороны, конечно, у меня склад ума гуманитарный. Но в то же время, я всё равно думала о том, что в жизни есть разные шансы. И мой шанс не стоило упускать. А вот в культурологии у меня не вышло реализоваться.

Когда предложили стать техническим специалистом, мне было страшно - ведь работа казалось диаметрально противоположной той, к которой я привыкла. Но потихоньку освоилась. Уже пятый месяц на этой должности, вопросы возникают до сих пор, но я чувствую себя намного увереннее, чем в первый месяц.

Катерина, 30 лет, Балаково

Из экономиста в преподавателя немецкого

Когда я училась в школе, у меня была очень сильная учительница по немецкому языку. Увлечение, которое стало сейчас моей работой, пошло именно из школы. Я грезила Германией, ходила в немецкий центр, всеми способами учила немецкий язык. Но семья у меня совершенно простая: мама врач, папа - инженер. И мама всё время мне в детстве приводила пример: “Вот смотри: соседка тетя Оля экономист получает 600 рублей, а я, врач, получаю 180”. Мой детский ум сделал выводы, что нужно становиться экономистом и получать, как тетя Оля, 600 рублей. Хотя я не очень понимала, что вообще делает экономист. Знала только, что он с бумажками сидит и что-то считает.

Мама всё время мне в детстве приводила пример: “Вот смотри: соседка тетя Оля экономист получает 600 рублей, а я, врач, получаю 180.”

И всё-таки мечта о немецком языке сподвигла меня на попытку поступить на “Мировую экономику”, но туда я не смогла пробиться, поэтому на бюджет поступила на специальность “Экономика и управление предприятий природопользования”, связанную с добычей нефти, газа и прочего. Но любовь к немецкому языку никуда не делась. После третьего курса я нашла возможность уехать в Германию на год по программе. Жила в немецкоговорящей семье, совершенствовала свой язык, ходила на курсы. Получила сертификат о знании немецкого. Вернулась в Россию и поняла, что если я хочу сохранить свои знания, то язык нужно преподавать. Взяла одну ученицу, готовила ее к экзаменам. И осознала, что это у меня получается: я логично объясняю, человек меня понимает. После поступления ученица меня поблагодарила и сказала, что стала лучшей по немецкому в своей группе. С тех пор я занималась с учениками.

Даже когда я после института стала развивать свой бизнес, у меня всегда для души были ученики, хотя бы один-два. Потом грянул кризис, бизнес я продала и так получилось, что преподавание вытеснило все остальные занятия. Смена сферы деятельности произошла будто сама собой. Меня позвали работать в техникум преподавателем, а сейчас я работаю в школе и учу детей языку.

Стас, 24 года, Балаково

Из строителя в бариста

В 9 классе мне дали понять, что ЕГЭ 11 класса я не сдам. Решил пойти в училище. Хотел в училище искусств, но мама была против, говорила, что в искусстве денег не заработаешь, поступай лучше на химика или на строителя. В общем, поступил на строителя.

В первый год занятий старался учиться, а потом общеобразовательные предметы закончились и начались профпредметы, и я понял, что это вообще не моё.

После третьего курса я отчислился и уехал в Москву работать, искать себя. Сначала работал грузчиком, потом устроился в японский ресторан. Никогда не думал, что буду работать в общепите. Но мне понравилось - особенно общаться с людьми. Спустя полгода я ушёл в армию по контракту на два с половиной года.

“Никогда не думал, что буду работать в общепите. Но мне понравилось - особенно общаться с людьми.”

После дембеля я думал, куда мне пойти работать, боялся даже представить новую работу. И всё-таки снова пошел в ресторанную сферу - в кофейню. Было сложно вспоминать, как это всё делается. В первые 3 стажировочных дня очень нервничал. Но со временем приспособился, и мне это очень нравится. Сейчас работаю бариста.

Почему выпускники российских вузов не хотят работать по профессии?


В школах Петербурга и других российских городов сегодня прозвучит последний звонок, и вскоре после сдачи экзаменов выпускники устремятся в вузы. При поступлении большинство абитуриентов уверенно скажут, что идут за интересной профессией, которой планируют посвятить всю жизнь.

Однако статистика говорит об обратном — многие молодые люди в итоге ни дня не работают по специальности, а получение высшего образования рассматривают как долгий поход за «корочками».

«Росбалт» попросил экспертов объяснить, чем объясняется такая тенденция и нужно ли вообще пытаться ее переломить.

Даниил Александров, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией социологии:

Фото из личного архива Даниила Александрова

«Проблема в России состоит не в том, что выпускники не работают по профессиям, которые они получили в вузе, а в том, что по таким бессмысленно узким специализациям и готовить, и работать очень сложно.

У нас предельно бюрократическое представление о высшей школе и ее роли. Предполагается, что она готовит людей к узкой специальности, давая им соответствующие компетенции. Но это абсолютно ложное представление.

Единственная профессия, которой всерьез готовят именно вузы, — медицина. Теперь давайте задумаемся, как устроено обучение. Полный цикл — это долгий учебный процесс плюс интернатура в клиниках. По остальным направлениям нет и не может быть такой подготовки. Менеджера „вырастить“ в вузе в принципе невозможно, так как здесь нужен опыт работы. Также нельзя научить журналиста на журфаке без практики на телевидении или в газете.

Поэтому вуз и не должен никого готовить к узкой специальности непосредственно. В нем должны обучать тому, чтобы человек потом успешно на работе сам научился своему делу.

В мире распространена англо-саксонская модель, которая предполагает четыре года обучения в колледже без жесткой специализации. И диплом профессионала выпускники так и не получают.

Например, юристы в США после бакалавриата еще заканчивают школу права, а затем, чтобы получить право адвокатской практики, должны сдать очень трудный экзамен, проводимый не вузом, а адвокатской ассоциацией. Большинство людей там заканчивает четыре года бакалавриата и идут учиться своему делу на работе, независимо от специализации. А потом, если очень надо, то проходят специальную магистратуру, часто после нескольких лет работы.

В какое-то время в Университете Техаса в Остине на политические науки была записана тысяча человек. Понятно, что речь не шла о подготовке тысячи политологов. Кто-то теперь работает чиновником, кто-то менеджером в бизнесе, а кто-то еще где-то. Надо думать, хорошее образование и знание политической системы им всем помогло в жизни и работе. И никого не пугает, что они не стали политологами.

Проблема работы не по специальности не волнует никого в мире. Зато в России она беспокоит всех. Вместо того, чтобы наконец успокоиться и развивать больше вариативности в базовом бакалаврском образовании, в нашей стране с необычайным остервенением готовят новые профессиональные стандарты по узким специальностям, где прописывают тонкости, которых невозможно достичь.

На мой взгляд, излишняя озабоченность идеей подготовки профессионалов укоренилась в российских головах во время ускоренной индустриализации, когда вузы рождались по требованиям наркоматов, готовивших для себя специалистов ударными темпами. Но ускоренная индустриализация подобна войне с особыми требованиями к людям. У нас сейчас замедленное развитие страны. Чего беспокоиться — люди сами как-нибудь разберутся.

Для наглядности приведу реальный пример отдела внешних связей в небольшой биотехнологической компании. В ней работают начальник и двое молодых подчиненных. Один человек по образованию юрист, другой — экономист. Оба считают, что работают по специальности. Один думает, что он оформляет юридические документы, другой — что он занимается экономической деятельностью.

На самом деле оба растаможивают товары в Пулково. И взяли их потому, что у них есть машины. С одной стороны, можно считать, что они работают по специальности, а с другой — их обязанности мог бы выполнять выпускник хорошей школы. Мне кажется, что эта проблема не просто преувеличена — она создана искусственным образом».

Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу:

Фото из архива Ирины Жильниковой

«Опрос, проведенный среди соискателей, показал, что 28% специалистов из Петербурга работают по специальности, 22% выбрали смежную профессию, а основная трудовая деятельность 43% опрошенных работников никак не связана с полученным образованием. Причем чуть больше трети респондентов довольны своей нынешней работой, а 44% — нет.

Если говорить о сегодняшних выпускниках вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов), то чуть больше половины молодых специалистов (51%) намерены работать по специальности, а 22% заявили об обратном. То есть определенный прогресс на этом направлении есть, однако проблемы в определении индивидуальной карьерной траектории у начинающих специалистов по-прежнему существуют.

Во-первых, в нашей стране отсутствует система комплексной профориентации, которая помогала бы уже на ранней стадии выявлять склонности и способности ребенка, информировать подростков о перспективных направлениях и сферах, развивать важные сегодня и в будущем навыки. Ведь через 5-10 лет многое из того, что востребовано на сегодняшний день, устареет, но спрос на математические, социальные и аналитические способности, самообучаемость, мультиязычность будет расти.

Во-вторых, разрыв между ожиданиями соискателей и реальностью рынка труда по-прежнему существует. Это история про постоянный рост требований к кандидатам, про зачастую завышенные зарплатные ожидания у молодых специалистов, про высокую динамику изменений, происходящих в бизнесе в наши дни, и неготовность соискателей разного возраста адаптироваться под эти изменчивые реалии.

Интерес к конкретной профессиональной сфере, накопленный багаж из определенных навыков вкупе с тягой к постоянному обучению, понимание трендов, существующих на рынке труда, — это и есть залог успешного развития карьеры сегодня.

Что касается Петербурга, то в Северной столице усиливается дефицит специалистов из разных профессиональных сфер. Речь идет не обо всех кандидатах, а о тех соискателях, которые соответствуют высоким требованиям работодателей — с определенным уровнем профессиональных компетенций, образования, развитыми личностными качествами. Сложнее всего в городе на Неве сейчас обстоят дела с подбором кандидатов из сфер консультирования, страхования, инсталляции и сервиса, продаж, информационных технологий и интернета, медицины и фармацевтики, рабочего персонала, специалистов инженерно-технического толка.

В будущем нехватка квалифицированных кандидатов с учетом общих тенденций на рынке труда (сокращение числа экономически активного населения, рост количества соискателей предпенсионного и пенсионного возраста, снижение уровня безработицы, увеличение нагрузки на специалистов всех уровней) будет усиливаться».

Людмила Колдунова, начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости Петербурга:

Людмила Колдунова

«Согласно данным министерства труда, около 60% выпускников в России работают не по специальности. В нашем городе большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Родители, желая своим детям лучшего будущего, считают, что диплом вуза — счастливый билет, для построения дальнейшей карьеры. Поэтому многие идут учиться, плохо понимая, кем они будут работать и зачем это нужно. Конечно, не все могут потом найти себе место по специальности. В большей степени это касается студентов-платников.

Если выпускники находят себе работу не по специальности, но она им интересна — это один разговор. Когда возникают сложности с трудоустройством — можно переквалифицироваться или получить дополнительные компетенции. Если даже профессия выбрана правильно, чтобы остаться успешным, одного образования на всю жизнь не хватит. С учетом скорости изменений на рынке труда учиться придется постоянно.

В силу того, что в Санкт-Петербурге компактные рынки труда и образования, у жителей города, конечно, много возможностей для дополнительного профессионального образования (ДПО), которое сегодня развивается очень активно благодаря цифровизации экономики и внедрению новых технологий.

Некоторые работодатели смотрят на квалификацию претендента сквозь пальцы — им важнее опыт и личные качества. Но многие HR-службы подходят к приему сотрудников более серьезно. Сейчас активно внедряются профессиональные стандарты, в которых четко прописано, с каким образованием можно допустить человека к работе.

Так что и родителям, и будущему специалисту нужно внимательней относиться к профессиональному выбору, продумывать карьеру на годы вперед. Очень полезна работа по специальности во время обучения в вузе. Чем больше практики — тем лучше.

Что касается профориентационной работы с молодежью, то это должен быть именно комплекс мероприятий, а не только тестирование или экскурсии на предприятия. Особенно важны профессиональные пробы, возможность попробовать себя в профессии. Они могут помочь оценить, твое ли это вообще или нет. Просто прочитать о той или иной специальности мало. Также важно работать с родителями — ведь именно они часто влияют на выбор ребенка.

Также стоит добавить, что тезис о том, что вузы недостаточно практикоориентированы и дают не самые актуальные и современные знания во многих случаях справедлив. Особенно это касается специальностей, связанных с информационными технологиями, которые переживают бурное развитие. Но важно учитывать, что вуз дает фундаментальное образование. А дальше можно усилить себя как специалиста благодаря ДПО».

Почти половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жителей России на сегодняшний день работает не по специальности. Лишь 51% респондентов трудятся в той профессиональной области, которой обучались, 58% при этом имеют высшее образование. Напротив, среди людей со средним специальным образованием доля работающих не по специальности составила 55%, приводит данные ТАСС .

Составители опроса также поинтересовались, в чём заключается причина несовпадения сферы деятельности и полученной профессии. Почти треть (30%) указывают на невозможность устроиться по своему профилю ввиду нехватки рабочих мест либо отсутствия работы как таковой. 24%, то есть почти каждый четвёртый, выбрал должность в другой профессиональной области, но с более высоким уровнем оплаты труда. 20% опрошенных «нашли себя» в других сферах, выбрав их вне зависимости от заработка.

28% участников опроса вообще никогда не работали по специальности. Относительно долго (более пяти лет) в полученной в учебном заведении профессии трудились 48% респондентов, ещё 16% – от одного года до пяти лет, 6% бросили её менее чем за год.

Также ВЦИОМ выяснил, каким образом граждане России уходят в другую сферу деятельности, какие шаги для этого предпринимают. 37% решивших сменить профессию обучаются на курсах профессиональной переподготовки. Ещё треть постигают её самостоятельно. В 29% случаев никакие новые знания не понадобились.

Почему так происходит

лекция

Фото: www.globallookpress.com

Обучение в университете в среднем длится около пяти лет. Это довольно большой промежуток времени, в течение которого студенты упорно готовятся к своей будущей профессии, ещё не догадываясь о её «подводных камнях». В этом случае речь идёт о тех, кто самостоятельно выбрал специальность перед поступлением в высшее учебное заведение, поскольку следующая категория выпускников относится к тем, за кого всё решили родители. Вот они и поступают на такие «клишированные» направления, как юриспруденция, экономика, менеджмент и так далее. Уже в конце девяностых годов на бирже труда кадров с такими специальностями стало слишком много, и они просто утратили свою ценность.

Вторая причина – культ высшего образования, которое вроде как гарантирует светлое будущее и работу на желаемой должности. На самом деле даже красный диплом далеко не всегда открывает все двери, как и не даёт гарантий получения работы по специальности. Нередко всё упирается в отсутствие практики и стажа. Распространённая жалоба молодых специалистов: «Как найти работу, если без опыта никуда не берут?» Некоторые компании, конечно, соглашаются сотрудничать со стажёрами, что дает тем возможность решить вопрос с получением опыта, но таких организаций катастрофически не хватает.

Возникает и такой вариант, когда выпускник через какое-то время просто теряет интерес к полученной профессии; в этом случае он может найти себе работу в другой отрасли без каких-либо усилий, либо ему приходится переучиваться в другом направлении. Однако смена профессии – не самое быстрое решение, поэтому в наше время существуют многочисленные школы для ускоренной подготовки специалистов.

Третья причина, которая в последнее время набирает всё большую «популярность» – страх перед ЕГЭ. Так происходит, когда на желаемую специальность может быть набор достаточно сложных предметов, что становится непростой задачей для школьников. Неуверенность в своих силах толкает их на более «безопасный путь», то есть выбор другого направления, куда легче поступить.

Ещё одна причина кроется непосредственно в результатах опроса ВЦИОМ. Люди понимают, что могут зарабатывать больше в других сферах. От момента поступления в вуз до решения о смене профессиональной сферы может пройти 10, 15 и более лет. За это время ситуация на рынке труда неизбежно меняется. Появляются новые виды бизнеса, которыми начинают заниматься, чтобы заработать. И неважно, что по образованию ты строитель, а открываешь свой барбершоп или службу доставки суши. С развитием интернета способов получения дохода становится всё больше, и люди предпочитают их.

деньги

Фото: www.globallookpress.com

Что делать?

В 2014 году начались разговоры о том, что Госдума примет закон, который постепенно обяжет всех выпускников работать по специальности. Планировалось, что с 2016 года это коснётся служащих госсектора, а с 2020-го – всех остальных. Однако позже выяснилось, что речь шла лишь о новых профстандартах, которым должны соответствовать работники. Но кардинальным образом на ситуацию это повлиять не может. Очевидно, что врачом не может стать человек без медицинского образования, и за штурвал самолёта кто угодно не сядет.

Необходимо, чтобы у школьника к моменту поступления в вуз сформировалось максимально адекватное представление о будущей профессии. Выпускник не должен получать высшее образование исключительно ради диплома, тем более за счёт государства. Законодательно запретить работать не по полученной специальности, конечно, можно, но в условиях современного мира это вряд ли даст необходимый эффект. В Белоруссии предприняли такую попытку – оплачиваешь родной стране годы своего обучения и идёшь на все четыре стороны. Однако насколько эффективен такой работник, у которого денег не нашлось, и он трудится на том или ином предприятии из-под палки – большой вопрос.

Значит, нужно создать все условия, чтобы у самого учащегося появилось или сохранилось желание работать по специальности. И тут мы снова упираемся в качество образования, которое, к сожалению, только снижается. Также большую роль может сыграть и производственная практика, однако нередко студенты занимаются ею для галочки.

Диалог бизнеса и вузов

Немаловажный момент, о котором сейчас говорят всё больше, – вузы должны «услышать» бизнес, а для этого нужно наладить постоянный контакт. Система образования не поспевает за рынком труда. Да, её инерционность неизбежна, современные технологии развиваются стремительно. Что говорить, если доля преподавателей, использующих материалы на иностранных языках в разных регионах, колеблется от 2 до 7%? Большинство их них сами работали ещё на аналоговом оборудовании, а студентам предстоит столкнуться с цифровым. Двадцать первый век на дворе. Почти лет двадцать как.

лекция

Фото: www.globallookpress.com

Если подходить к вопросу глобально, то полученная ВЦИОМ статистика не говорит о какой-то катастрофе. В 2013 году Джейсон Абел и Ричард Дитц из Федерального резервного банка в Нью-Йорке провели исследование, результаты которого показали, что лишь 62,1% американских работников трудятся там, где вообще имеет значение какой-то диплом. При этом по специальности работают чуть более 27%. Так что российские показатели далеко не самые плохие. А вот качество работы даже тех, кто не стал менять род деятельности после вуза, нередко оставляет желать лучшего. В том числе из-за того, что высококлассные специалисты уходят в бизнес, в более денежные сферы. Этот отток также нужно снизить до минимума.

Читайте также: