Работа педагога в качестве специалиста ак эксперт что это

Опубликовано: 17.09.2024

Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.

y6zn9ssy_w4jpg

Где именно педагог может выполнять роль эксперта?

Эксперт необходим на следующих мероприятиях:

- экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.;

- конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д;

- экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий;

- экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ;

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом?

Такими качествами должны быть:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

В чем сущность экспертной деятельности педагога?

Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.

Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев.

Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал.

Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу.

Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта.

После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки.

Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности:

- объективность оценки,

- беспристрастность,

- глубокое понимание критериев оценки и их приятие.

Что дает самому педагогу экспертная работа?

Четкое понимание целей и задач любой деятельности.

Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.

Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям.

Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.

Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.

Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия.

С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.

Ведущей задачей современных образовательных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Анализ педагогической литературы показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции требований к предмету изучения. Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступает мнение эксперта.

Экспертиза — это особый способ изучения инновационных процессов в образовании, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить. Экспертиза осуществляется компетентными и независимыми специалистами и именно субъективному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение.

Цель экспертизы – объективная оценка состояния программного обеспечения данной деятельности и определение ресурсов, необходимых для его формирования и развития.

Аспект экспертизы важен не столько сам по себе, сколько влияние оценивания на профессиональное развитие педагогов.

К основным целям экспертной деятельности в образовании относится:

- оценка соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям либо существующим требованиям или традициям;

- оценка деятельности по проработке инновационного проекта;

- понимание авторского замысла, исходной проектной идеи.

Лица, занимающиеся экспертной деятельностью в сфере образования, должны владеть методологическими основами экспертизы. Эксперт - опытный, квалифицированный специалист, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений и предложений проведения экспертизы. [13]

В состав экспертной деятельности включены такие структурные компоненты как сбор и анализ данных, формулирование проблем исследования, формирование гипотезы и определение цели исследования, а также планирование и обозначение критериев оценивания. Чаще всего экспертизу в сфере образовании проводят с целью «оценить результаты опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении», «рассмотреть результаты апробации нового учебно-методического комплекса»; «проанализировать предлагаемый образовательный проект».

В зависимости от поставленной цели экспертиза может иметь различные функции:

Проведение нормоконтролирующей экспертной деятельности, как самостоятельного вида профессиональной деятельности проявляется при проведении лицензионно-аккредитационной экспертизы содержания и качества подготовки учащихся учебного заведения, осуществляющую образовательную деятельность с целью установления соответствия государственного образовательного стандарта.[13]

Для включения в экспертизу различных позиций разрабатываются критерии экспертизы, которые имеют ряд вопросов, подчеркивающих различные аспекты проектирования, например,

- каким образом его реализация окажет воздействие на образовательную ситуацию в системе образования;

- что даст проект для конкретной категории детей;

- что даст проект для педагогов учебного учреждения.

- обоснованность и соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей, учет психолого-педагогических закономерностей, направленность на решение образовательных и педагогических задач.

- соответствие санитарно-гигиеническим нормам в образовании, трудоемкость образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями детей и педагогов.

Обоснованность проекта, значимость для развития, обоснованность методов, содержания и методического обеспечения, оценок, полнота представления документов, готовность авторов и участников проекта к реализации.

- соответствие нормативным документам, характеру положений и законов; разработанность системы реализации, стимулирования, управления.

Финансово экономический и материально технический:

- цена проекта, достаточно времени и средств для реализации, соответствие материально-технической базы.

Функция экспертизы дать многоаспектный анализ, выполнить прогноз, определить приоритеты, принять решения с учетом мнений специалистов и интересов людей, принимавших участие в процессе, выбрать более эффективные и полезные решения на основе разработанных критериев и обоснованных суждений. [ 14]

Для проведения экспертизы эксперты должны достичь согласия по вопросам:

определение критериев анализа и оценивания;

степени их важности;

формы представления анализа и суждений, характера и процедуры принятия решений.

Актуальность использования процедур оценивания в образовании заключается в том, что для развития образовательных систем необходим эффективный инструмент оценки образовательных процессов, который способен не только выявить существующие проблемы в состоянии образования, но и обозначить их реальные причины и наметить тенденции развития с целью корректировки, обозначения приоритетных направлений и прогнозирования внесения изменений. В настоящее время в образовании широко представлены различные подходы и виды процедуры экспертизы педагогической деятельности, которые оцениваются по разным, часто не совпадающим, а порой и противоречащим друг другу параметрам. Поэтому весьма актуальна разработка критериальной базы, позволяющей оценивать (выявлять, анализировать, сравнивать) инновационные процессы. Как известно, при аттестации школы используются многие критерии.

оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям курса);

оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии);

оценивание должно быть справедливым (разные педагоги должны иметь равные возможности);

оценивание должно быть развивающим ( фиксировать что могут, и как им улучшить свои результаты);

оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь);

оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не забирать все время)». [1 0 ]

Процедура оценивания является широким понятием, включающим оценки, даваемые педагогу или его деятельности любыми лицами, занимающимися развитием и повышением квалификации. Во многих странах существует два вида процедуры оценивания профессиональной деятельности педагогических кадров: формирующая оценка и итоговая.

«Формирующая оценка» понимается как поступательный процесс, происходящий в течение всего учебного года и предназначенный для улучшения профессиональной деятельности педагога. Она позволяет не только осуществить контроль за текущей деятельностью педагога, но и вводить коррективы в его деятельность, стимулировать формирование новых умений, приобретение новых навыков, дающие эффективность профессиональному росту педагога. В этих целях используются различные методы, в том числе структурированное и неструктурированное наблюдение. Формирующая оценка не охватывает весь круг деятельности педагога, а связана, прежде всего, с учебным процессом. Периодичность ее, как правило, не регламентируется, хотя в некоторых странах требуется, чтобы педагоги, проходящие испытательный срок, оценивались, по крайней мере, несколько раз в течение учебного года. На руководителе образовательного учреждения лежит ответственность за организацию регулярного посещения занятий педагогов им самим, его заместителями.

Экспертиза в образовании предусматривает исследование специалистами (экспертами) степени соответствия педагогических систем (объектов, явлений, процессов) определенным нормам, стандартам. Поэтому названная процедура включает применение комплекса научно-обоснованных, нормативно-правовых действий и операций, необходимых для получения объективного суждения о качестве изучаемого объекта [3].

Достижение необходимого уровня профессионализма требует реализации деятельностного подхода к обучению педагогов и обеспечения практической направленности его содержания, и проведение процедуры оценивания. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, что способствует повышению его ответственности за свои результаты. Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии.

В числе признаков профессионального становления учителя выделяются:

– интегрирование теоретических знаний и способов их практической реализации в педагогической деятельности;

– использование новых информационных технологий;

– овладение основами научно-исследовательской деятельности;

– внедрение инновационных проектов [ 12 ].

Главной целью экспертизы оценивания является включение учителя в процесс профессионального становления, что предполагает:

а) рефлексивный анализ и осмысление процесса и результата своей педагогической деятельности, способов ее осуществления; проектирование педагогически целесообразных форм и методов работы, необходимых для повышения качества собственного труда и прежде всего тех изменений в себе, в своем профессионализме, благодаря которым обеспечивается выход учителя за пределы нормативной педагогической деятельности, обретение ею свойств креативности и индивидуальности;

б) внедрение инновационной деятельности для освоения и принятия содержания и технологий современного образования;

в) проведение педагогической экспертизы в системе субъект-субъектных отношений;

г) вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории.

По словам М.С. Гвоздевой, оценка кадров — одна из важнейших функций руководства любым учебным заведением. Особенно возрастает роль оценки кадров в школах, ориентированных на развитие и стремящихся осуществлять инновационную деятельность. В рамках антропологического подхода и вытекающей из него личностно-ориентированной парадигмы образования современный педагог должен освоить психосберегающие и информационные технологии, ориентироваться на развитие компетенций ученика, реализовать его индивидуальный образовательный маршрут [12].

Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе уровневой подготовки предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач, стоящих перед педагогом.

Миссия экспертов по оцениванию: «Повышение качества обучения через независимое оценивание в соответствии с международными стандартами».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010. – 510с., 247

Садыков Т.С. Теоретико-методологические основы модернизации системы образования в Республике Казахстан. – Алматы: « Ғылым». - 1998. – 187с. , 19

Таубаева Ш. Т. Методологические знания как фундаментальная база исследовательской культуры учителя: постановка проблемы //Вестник КазГУ. Серия «Педагогические науки». – Алматы: Изд-во Вестник КазГУ, 1998. - №1. - С.21-26, 25

Керимбаева М.С. Инновационные процессы в школе: проблемы, перспективы, поиск. – Алматы: Елорда, 1995. - 26с., 17

Руководство для тренера. Третий (базовый) уровень. Третье издание – Астана, 2012

Руководство для тренера. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание – Астана, 2012

Руководство по оцениванию – Астана, 2012

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. // adilet.zan.kz

Керимбаева М.С. Инновационные процессы в школе: проблемы, перспективы, поиск. – Алматы: Елорда, 1995. - 26с, С.17

Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода . // Творческая педагогика. – Алматы: Аль - пари, 2007. - №2 . - С. 37-46, С.46

Пралиев С.Ж. Образование в Казахстане в годы Независимости (1991-2011 гг.): монография. – Алматы: Изд-во « Улагат», КазНПУим.Абая, 2011. – 296с. С.19

Обзор процедур оценивания, Астана, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013, с.31-36

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Сроки независимой аттестации педагогов изображение

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

  1. об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
  2. об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
  3. о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства;
  2. полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
  3. результаты научной, методической и наставнической деятельности;
  4. мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Особенности

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться

, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России

, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

  • стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
  • выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
  • определять траекторию карьерного роста педагога;
  • формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
  • корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
  • учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Сроки независимой аттестации педагогов изображение

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

  1. об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
  2. об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
  3. о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

  1. участие в конкурсах профессионального мастерства;
  2. полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
  3. результаты научной, методической и наставнической деятельности;
  4. мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Что такое национальная система учительского роста

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта

. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает

именно второй пункт.

Особенности

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться

, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России

, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе

- Финалист краевого профессионального конкурса «Детские сады – детям 2015», в номинации «Лучший воспитатель».

- 100% опрошенных родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива группы, 100% отмечают положительную динамику в развитии своих детей (результаты анкетирования).

- Образовательная среда в группе создана с требованиями ФГОС и обеспечивает реализацию целей и задач ОП. ( www.severok1.ru)

- Положительная динамика освоения воспитанниками ОП.

- Участвовала в разработке материалов, для участия в конкурсе социальных проектов «Норильского Никеля».

- Разработала и реализует программу дополнительного образования «Развитие у детей дошкольного возраста изобразительного творчества с использованием неклассических технологий».

Профессиональные действия и средства в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения:

- Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса.

- Отбор и дозированием материала с учетом возрастных особенностей, определением способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.

- Содержание образовательного процесса реализует в разных видах детской деятельности, планирует и корректирует образовательные задачи совместно со специалистами ДОУ по результатам педагогической диагностики.

- Владеет современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяет их на практике.

- Осуществляет интеграцию образовательных областей.

Результативность, профессиональные действия и средства в области здоровьесбережения:

-Образовательная среда, обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

- Комплексно использует современные здоровьесберегающие, коррекционные, медико-профилактические, включая их во все формы работы с детьми.

- Результат - повышение уровня здоровья детей, улучшение показателей посещаемости, снижение заболеваемости и числа пропусков в связи с болезнью.

- Отсутствие случаев травматизма, посещаемость стабильная.

Духовно-нравственная позиция (поступки, поведение, характер) и профессиональное развитие:

- Ведет активную общественную деятельность в рамках своего функционала, пропагандирует и демонстрирует общечеловеческие ценности.

- Соблюдает правовые, нравственные нормы в общении с коллегами, воспитанниками и родителями.

- Своевременное повышение квалификации.

- Является членом творческой группы педагогов ДОУ и активно осуществляет свою работу в рамках «Школы наставничества».

Эффективный социальный опыт, обобщение и распространение собственного опыта работы:

- Публикации статей в сборниках научно-практических конференций городского, регионального и международного уровнях, 2011-2014гг.

- Свидетельства о публикации методических разработок и конспектов сюжетно-ролевых игр в электронных СМИ.

- Участвует в работе сетевых сообществ, создала электронное портфолио, ведет блог на международном образовательном портале Maam ( www.maam.ru/users/valentim).

Параметры профессиональной деятельности, отражающие специфику деятельности:

-Соответствие деятельности воспитателя целям реализации образовательной программы ДОУ, положительная динамика в освоении воспитанниками ОП, положительная динамика в области здоровьесбережения, отсутствие случаев детского травматизма, своевременное повышение квалификации, стремление к профессиональному росту.

- Владеет ИКТ-компетентностями достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг. на высшую категорию (1 часть) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28 «Колокольчик» Режевской городской.

Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг. на высшую категорию (2 часть) Перенос традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Оценка профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами своей презентацией - Оценка профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности при аттестации ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ для оценки профессиональной деятельности при аттестации в целях установления квалификационной категории.

Портфолио старшего воспитателя ДОУ для аттестации на первую категорию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя общеобразовательная школа» Брянского района Портфолио старшего.

Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию Самоанализ профессиональной деятельности Я, Игошина Татьяна Сергеевна, с 05.05.2015 года работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном.

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации воспитателя ГБОУ СОШ №6, г. о. Отрадный СП «Детский сад №14», Зотовой Натальи Александровны.

Заявление на высшую категорию. (подтверждение) В аттестационную комиссию департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Поповой Натальи.

Заявление на высшую квалификационную категорию. Прошу аттестовать меня в 2015 учебном году на высшую квалификационную категорию по должности воспитатель. В настоящее время имею первую.

Читайте также: