Как посчитать удельный вес работников занятых во вредных условиях труда

Опубликовано: 02.05.2024

При расчете численности работников следует руководствоваться постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69 (далее — постановление № 69). В нем подробно изложен порядок определения списочной численности состава организации и общей численности всех сотрудников, включая внешних совместителей и тех, кто трудится по гражданско-правовым договорам.

Среднесписочная численность

В основном бухгалтер рассчитывает среднесписочную численность работников. Например, в одном из вариантов расчета доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, нужно определить удельный вес среднесписочной численности работников (ст. 288 НК РФ). Этот показатель используется также в главах 21 «Налог на добавленную стоимость» (ст. 149 НК РФ), 24 «Единый социальный налог» (ст. 239 НК РФ) и т. д.

Кроме того, возможность сдавать налоговую отчетность в бумажном виде предоставляется исходя из данного критерия. Это определено в статье 80 Кодекса. Напомним, что в 2007 году такое право имеют налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за 2006 год не превышала 250 человек. Это установлено в пункте 6 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. С 1 января 2008 года ограничение составит 100 человек. Остальные налогоплательщики должны сдавать налоговые декларации в электронном виде, если иной порядок представления информации, составляющей государственную тайну, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Ежедневный подсчет работников

Среднесписочная численность работников за период рассчитывается исходя из списочной численности за каждый календарный день по данным табеля учета рабочего времени. (Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 утверждены унифицированные формы № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» и № Т-13 «Табель учета рабочего времени».)

В списочную численность работников за каждый календарный день включаются работники, с которыми заключен трудовой договор и которые выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и более, в частности работающие собственники организации. В списочной численности работников за каждый день учитываются фактически работающие и отсутствующие на работе по какой-либо причине. Это предусмотрено в пункте 88 постановления № 69. Иначе говоря, работник, находящийся в отпуске или командировке, включается в состав списочной численности за эти дни. Работники, в том числе занятые неполный рабочий день, включаются в списочную численность как целая единица. Те, кто в одной организации получают более одной ставки или оформлены как внутренние совместители, также учитываются в списочной численности как один человек (целая единица).

Работники, которые не принимаются во внимание при расчете, перечислены в пункте 89 постановления № 69. Это внешние совместители, сотрудники, выполняющие работу по договору подряда, и т. д.

Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший с ней договор гражданско-правового характера, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

ПРИМЕР 1

На 31 октября 2007 года в организации числятся работники, с которыми заключен трудовой договор:

— на полный рабочий день — 150 человек. Из них на данный момент 10 человек находятся на больничном, 3 человека направлены в образовательные учреждения для повышения квалификации с отрывом от производства и получают стипендию за счет средств организации, 1 человек совершил прогул;
— на неполный рабочий день — 40 человек;
— надомники — 2 человека.

По договорам подряда трудятся 14 человек. В организации имеется единственный собственник (учредитель), не являющийся ее работником.

Списочная численность на 31 октября 2007 года составит 189 чел. (150 чел. – 3 чел. + 40 чел. + 2 чел.). Работники, направленные на обучение, в данном случае не учитываются (подп. «д» п. 89 постановления № 69).

Обратите внимание: списочная численность работников определяется за каждый календарный день месяца, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

Расчет за период

Среднесписочная численность рассчитывается за период. Чтобы определить среднесписочную численность работников за месяц, нужно сначала сложить данные списочной численности за каждый календарный день месяца, а затем полученную сумму разделить на число календарных дней месяца. Например, за октябрь суммируется списочная численность с 1-го по 31-е число, включая выходные дни. Результат делится на 31. Численность показывается в целых единицах.

Некоторые категории работников, учитываемые в списочном составе как целые единицы, не участвуют в расчете среднесписочной численности. Это:

— женщины, которые находились в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
— работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, некоторые категории работников учитываются в расчете среднесписочной численности в особом порядке.

Так, лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

Сотрудники списочного состава, которые работают по трудовым договорам неполный рабочий день, на неполной ставке включаются в среднесписочную численность пропорционально отработанному времени. Расчет может осуществляться двумя способами.

Способ 1. Сначала исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных такими сотрудниками. Для этого число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели (табл. 1).

Затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость. Отработанные человеко-дни следует разделить на число рабочих дней в данном месяце.

Способ 2 (упрощенный). Работники учитываются за каждый рабочий день пропорционально отработанному времени. Полученная величина умножается на число отработанных ими дней и делится на количество рабочих дней в месяце.

ПРИМЕР 2

В организации, где установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя, числится три сотрудника, занятых неполное рабочее время (табл. 2.).

Сегодня открылась XVII Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда - 2013». На VII Международной конференции по вопросам охраны труда «Актуальные задачи внедрения специальной оценки условий труда в Российской Федерации», прошедшей в рамках выставки, с основным докладом выступил первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

По данным Росстата удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, в период с 2007 по 2012 год вырос с 24,9% до 31,8% – практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях.

При этом за указанный период наибольшее увеличение доли работающих во вредных условиях труда произошло:

  • на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, с 37,9% до 46,2 %;
  • в обрабатывающих производствах с 25,3 % до 33,4 %;
  • в строительстве – с 14,0 % до 21,7 %;
  • на транспорте – с 29,9% до 31,5 %.

В целом количество рабочих мест с вредными условиями труда в Российской Федерации оценивается в объеме 26,6 млн. единиц, что составляет более половины (54,6%) имеющихся в стране рабочих мест. При этом порядка 3,75 млн. рабочих мест характеризуются «трудноустранимыми» факторами производственной среды (т.е. сочетанием нескольких вредных факторов или существенными превышениями гигиенических нормативов по отдельным факторам).

Вредные условия труда являются причиной производственных травм и профессиональных заболеваний, а также влекут значительные расходы работодателей и государства, которые могли бы быть направлены на улучшение и оздоровление условий труда.

Несмотря на то, что за период с 2007 по 2012 г.г. по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом – в 1,4 раза), его уровень крайне высок.

В 2012 году по данным Фонда социального страхования Российской Федерации более 56 тысяч работников получили производственные травмы, из них по данным Роструда 2 999 человек в результате полученных травм погибли.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 177 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность вновь заболевших на производстве ежегодно составляет 6 – 8 тыс. человек, что влечет дополнительные расходы не только Фонда социального страхования Российской Федерации, но и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

При этом одной из существенных проблем является выявление профессиональных заболеваний на поздних стадиях, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность.

Существенные экономические потери возникают также из-за прямых потерь фонда рабочего времени, связанных с вредными условиями труда, в связи с необходимостью предоставления компенсаций в виде сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска и повышенной оплаты труда, а также травматизмом.

Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются в объеме около 2,1% от ВВП.

Общие затраты на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, страховые выплаты и пособия Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежегодные расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в связи с выплатой досрочных пенсий составляют ежегодно около 440 млрд. рублей.

Суммарные потери вследствие неудовлетворительных условий и охраны труда на рабочих местах, включающие в себя выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты, составляют около 4,3 % ВВП.

При этом указанные расходы направлены на устранение и компенсацию последствий травматизма и влияния вредных условий труда, а не на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников.

В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

С целью реализации задачи улучшения условий труда предпринимаются следующие меры.

На основе одобренной Правительством Российской Федерации в 2011 году Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации в 68 субъектах Российской Федерации утверждены и реализуются региональные программы улучшения условий и охраны труда, в том числе направленные на снижение количества рабочих мест с вредными условиями труда. В остальных субъектах Российской Федерации завершается разработка указанных региональных программ.

Из опыта работы субъектов Российской Федерации, разработавших и внедривших у себя программы улучшения условий и охраны труда, следует отметить, что в данных региональных программах существенная роль отведена противодействию наметившейся негативной тенденции увеличения удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда. Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда позволяет комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что реально способствует сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Одновременно в течение 2012 – 2013 годов началась реализация ряда государственных программ в целях развития отдельных базовых для Российской Федерации отраслей экономики, обеспечения их конкурентоспособности и ускоренного развития, которые предусматривают, в том числе, модернизацию существующего производства и развитие кадрового потенциала, способствуя решению задачи по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными условиями труда.

К числу таких программ можно отнести Государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 850-р, с включенными в нее подпрограммами «Металлургия», «Легкая промышленность», «Лесная промышленность», Государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2509-р, а также Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р.

Кроме того, Минтрудом России реализуется государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013 – 2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р и предусматривающая реализацию ряда мероприятий по стимулированию работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.

Вместе с тем, как показывает практика, приведение условий труда в соответствие с действующими государственными нормативами, как правило, сопряжено с необходимостью дополнительных финансовых вложений, источниками которых являются как бюджетные средства, выделяемые для реализации программных мероприятий различного уровня, так и, в первую очередь, собственные средства работодателей.

В указанных условиях целесообразно сформировать и закрепить на законодательном уровне механизм экономического стимулирования работодателя к улучшению состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

В связи с этим одним из наиболее важных направлений совершенствования законодательства об охране труда является его гармонизация с международным законодательством и законодательством стран Европейского Союза.

В целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с международным законодательством Российской Федерацией ратифицированы ряд статей Европейской социальной хартии (пересмотренной), посвященных вопросам защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, и Конвенции Международной организации труда, посвященные улучшению условий труда и предотвращению производственного травматизма:

  • № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой должны быть обеспечены условия для внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте;
  • № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», обеспечивающая совершенствование системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на опасных производственных объектах и приведение ее в соответствие с лучшими европейскими аналогами (в целях исполнения норм указанной Конвенции принят Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ, в соответствии с которым в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) должны создаваться единые системы управления промышленной безопасностью и охраной труда).

В 2013 году ратифицирована Конвенции Международной Организации Труда № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах», имеющая важнейшее значение для обеспечения безопасности труда на шахтах России.

Механизм управления охраной труда в странах Европейского Союза базируется на управлении профессиональными рисками, результаты которого влияют на изменение величины страховых взносов (чем меньше риск, тем меньше размер страхового тарифа). В рамках этого механизма существует оценка условий труда и управление условиями труда.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 238-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены базовые понятия, связанные с управлением профессиональными рисками.

Вместе с тем напрямую применять зарубежный опыт в России в части управления профессиональными рисками в условиях действующего законодательства затруднительно, так как в фокусе зарубежных подходов в данной сфере – постоянный процесс мониторинга и оценки с целью устранения рисков, а не получение конкретных результатов для дальнейшего решения вопросов компенсаций, досрочных пенсий и пр.

Специальная оценка условий труда.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499 и в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, Минтрудом России разработаны проекты федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Законопроект «О специальной оценке условий труда» предусматривает введение единой процедуры специальной оценки условий труда, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.

Специальная оценка условий труда предусматривает:

  • идентификацию (выявление) вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • проведение измерений уровней указанных факторов;
  • распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

Результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда будет устанавливаться размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и определяться объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени).

В целях придания данному инструменту наибольшей гибкости, по согласованию с работодателями и профсоюзами, на отраслевом уровне и с обязательного письменного согласия работника ряд этих компенсаций может осуществляться в денежной форме.

При этом в целях защиты прав работников:

  • Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций;
  • переходными положениями законопроекта предусмотрено сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных условиях труда.

Среди новелл законодательства, вводимых законопроектами, введение декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и установление зависимости размеров страховых взносов работодателей по дополнительным страховым тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации от установленных по результатам специальной оценки условий труда классов (подклассов) условий труда.

Декларирование позволит оптимизировать расходы работодателей, в первую очередь – малого бизнеса, и предприятий непроизводственного сектора экономики, поскольку в случае декларирования соответствия условий труда на рабочих местах работодатель будет освобожден от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных факторов на этих рабочих местах.

Установление прямой зависимости размеров страховых взносов работодателей по дополнительным страховым тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации от установленных по результатам специальной оценки условий труда классов (подклассов) условий труда позволит достичь экономической заинтересованности работодателя в улучшении состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

При разработке законопроектов было проведено максимально возможное экспертное и общественное обсуждение на различных публичных площадках.

В целях реализации проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России разработаны проекты подзаконных актов, которые прошли общественное обсуждение и одобрены рабочей группой Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Важнейшими задачами, стоящими перед Минтрудом России в 2014 году, являются:

  • обеспечение принятия проектов постановлений Правительства Российской Федерации и принятие приказов Минтруда России, необходимых для реализации проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми будут определены:

- методика проведения специальной оценки условий труда с Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса,

- порядок аттестации экспертов на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, создания центральной и межрегиональных аттестационных комиссий;

- порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень представляемых на экспертизу документации и материалов;

- порядок оформления и форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей;

- методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.

Вредные условия труда: доплата и дополнительный отпуск

Когда по результатам аттестации рабочих мест установлено, что условия труда являются вредными и (или) опасными, работникам предоставляются компенсации: дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, пенсия по возрасту. В статье рассматривается порядок начисления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также предоставления дополнительного отпуска за работу в таких условиях.

Из письма в редакцию:

"В нашей организации проведена аттестация рабочих мест. По результатам аттестации определены рабочие места с вредными условиями труда. Согласно трудовым контрактам работникам предоставляется 7 календарных дней к отпуску за работу с вредными условиями труда. Прошу разъяснить порядок предоставления доплат и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда.

С уважением, Виктория Викторовна"

Обязанность нанимателя обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, закреплена в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) (ст. 226 ТК).

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З "Об охране труда"; далее – Закон об охране труда).

Итак, в Вашей организации прошла аттестация рабочих мест.

Результаты аттестации и оценки условий труда учитывают для определения права работников на компенсации в виде пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников (п. 90 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35; далее – Инструкция № 35).

Разберемся с доплатой за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Порядок определения доплаты за работу в особых условиях труда регулирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 "О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда" (далее – постановление № 575). Право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанная компенсация предоставляется работникам за дни занятости выполнением этих работ в течение не менее 80 % ежедневной продолжительности работы (смены) (подп. 2.1 п. 2 постановления № 575).

Размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяют согласно приложению к постановлению № 575 в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, определенных при аттестации в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой на основании коллективного договора или иного документа, принятого в организации. Размер доплат не может быть ниже размера доплат, рассчитанных от тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Пример 1

Расчет минимального размера доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Если работник работает в опасных условиях труда, то доплата за каждый час работы в таких условиях должна быть не менее:

• 292,0 руб. (292 000 * × 0,10 %) для класса 3.1 (1-я степень вредности);

* Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 № 109 "Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций".

• 408,8 руб. (292 000 × 0,14 %) для класса 3.2 (2-я степень вредности);

• 584,0 руб. (292 000 × 0,20 %) для класса 3.3 (3-я степень вредности);

• 730,0 руб. (292 000 × 0,25 %) для класса 3.4 (4-я степень вредности);

• 905,2 руб. (292 000 × 0,31 %) для класса 4 (опасные условия труда).

Работники, работающие по совместительству или на условиях неполного рабочего времени, имеют право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере только в дни, отработанные ими во вредных и (или) опасных условиях труда полный рабочий день.

Пример 2

Расчет доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Тарифная ставка 1-го разряда за 1 ч работы с вредными и (или) опасными условиями труда составляет 500 000 руб. Определим, какой размер доплаты должен быть произведен при условии, что работник отработал на своем рабочем месте в месяце 160 ч (20 рабочих дней).

Размер доплат в приведенном примере за каждый час работы составит:

• 500,0 руб. (500 000 × 0,10 %) для класса 3.1 (1-я степень вредности);

• 700,0 руб. (500 000 × 0,14 %) для класса 3.2 (2-я степень вредности);

• 1 000,0 руб. (500 000 × 0,20 %) для класса 3.3 (3-я степень вредности);

• 1 250,0 руб. (500 000 × 0,25 %) для класса 3.4 (4-я степень вредности);

• 1 550,0 руб. (500 000 × 0,31 %) для класса 4 (опасные условия труда).

Начислению подлежит доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере:

• 80 000 руб. (500,0 × 160 ч) для класса 3.1 (1-я степень вредности);

• 112 000 руб. (700,0 × 160 ч) для класса 3.2 (2-я степень вредности);

• 160 000 руб. (1 000,0 × 160 ч) для класса 3.3 (3-я степень вредности);

• 200 000 руб. (1 250,0 × 160 ч) для класса 3.4 (4-я степень вредности);

• 248 000 руб. (1 550,0 × 160 ч) для класса 4 (опасные условия труда).

Трудовой отпуск, в т.ч. дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, предоставляется за каждый отработанный сотрудником рабочий год, который по своей продолжительности должен быть равен 12 фактически отработанным месяцам (ст. 163, часть первая ст. 164 ТК). Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда предоставляется на основании аттестации рабочих мест по условиям труда (часть первая ст. 157 ТК).

В рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включают дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день, непосредственно следующие за ними выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также период нахождения в трудовом отпуске (часть пятая подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2008 № 73 "О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы"; далее – постановление № 73).

Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками,приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике и Едином квалификационном справочнике должностей служащих, не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (п. 12 Инструкции № 35).

В 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время (часть восьмая ст. 133 ТК).

Если у работника имеются различные периоды отсутствия на рабочем месте и ему полагается указанный дополнительный отпуск, рабочий год для целей предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и рабочий год для целей предоставления основного и иных видов дополнительных отпусков рассчитывают отдельно.

Если на дату ухода в трудовой отпуск работник не был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение всего рабочего года, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется ему продолжительностью, исчисленной пропорционально отработанному в таких условиях времени.

Если аттестация проведена в течение рабочего года работника, то дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется пропорционально отработанному времени: до проведения аттестации – на условиях, действовавших до ее проведения (по результатам предыдущей аттестации), за остальное время рабочего года – по результатам вновь проведенной аттестации (подп. 1.1 п. 1 постановления № 73 в редакции от 15.07.2014).

Пример 3

Расчет продолжительности дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда для нового рабочего места

Рабочее место по условиям труда аттестовано 3 октября 2014 г. Работник переведен на аттестованное рабочее место с 6 октября 2014 г. За работу с вредными условиями труда работнику полагается 7 дополнительных дней к отпуску. Рабочий год для предоставления трудового отпуска начинается 20 мая 2014 г. и заканчивается 19 мая 2015 г. Работнику предоставлен трудовой отпуск с 25 мая 2015 г. Определим, сколько дней дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда может быть предоставлено работнику.

Рабочий год для предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда начинается с 6 октября 2014 г. и закончится 5 октября 2015 г., т.е. на момент ухода в отпуск отработан неполностью.

1. Посчитаем дни, включаемые в рабочий год работника, отработанные во вредных условиях труда: 26 (октябрь 2014 г.) + 30 (ноябрь 2014 г.) + 31 (декабрь 2014 г.) + 31 (январь 2015 г.) + 28 (февраль 2015 г.) + 31 (март 2015 г.) + 30 (апрель 2015 г.) + 24 (май 2015 г.) = 231 день.

2. Определим количество отработанных полностью месяцев, для чего полученную сумму разделим на среднемесячное число календарных дней за год: 231 / / 29,7 = 7,78 мес.

Остаток, составляющий 15 и более календарных дней, округляется до полного месяца, остаток более 15 календарных дней включим в последующий расчет: 0,78 мес. × 29,7 дня = 23,17 дня (т.е. более 15 дней). Таким образом, на дату ухода в отпуск работник во вредных условиях отработал 8 месяцев.

3. Определим количество дней дополнительного отпуска, приходящееся на 1 отработанный месяц: 7 дней / 12 месяцев = 0,58 дня.

4. Определим количество дней дополнительного отпуска, на которые работник имеет право: 0,58 дня × 8 месяцев = 4,64 дня, или 5 календарных дней.

Как рассчитать удельный вес рабочих в процентах?

Расчет удельного веса рабочих один из самых распространенных расчетов при изучении персонала. Анализ количественных и качественных показателей персонала очень часто используется при написании курсовых и дипломных работ. Поэтому попытаемся рассмотреть далее, какие варианты расчета удельного веса рабочих могут быть. По сути, расчет удельного веса это, не что иное, как относительная величина структуры (подробнее об общих правилах расчета этой величины можно посмотреть тут). Расчет структуры явления (удельного веса) всегда ведется по одной и той же формуле.

Формула расчета удельного веса имеет вид:

как расчитать удельный вес

Как рассчитать структуру персонала по категориям работников?

Проанализируем структуру персонала по категориям работников, результаты анализа представим в таблице 1 и рисунке 1.

Расчет по каждому периоду одинаковый, поэтому приведем расчет за 2009 год

Удельный вес руководителей = 17 / 96 * 100 = 18%

Удельный вес специалистов = 38 / 96 * 100 = 40%

Удельный вес служащих = 19 / 96 * 100 = 20%

Удельный вес рабочих = 14 / 96 * 100 = 14%

Удельный вес МОП = 8 / 96 * 100 = 8%

Результаты расчетов заносим в таблицу.

Таблица 1. Структура персонала ООО «Кварц»

Необходимо отметить снижение доли специалистов в 2011 году по сравнению с 2009 и 2010 годами с 40% до 38%. Но в то же время в 2011 году уличалась доля служащих до 22%.

удельный вес

Рисунок 1. Структура персонала ООО «Кварц» по категориям в 2009-2011 годах

Из рисунка видно, что основной персонал в ООО «Кварц» – это специалисты, т.к. именно от их работ зависит эффективная деятельность компании, и получение ею прибыли. Несмотря на снижение доли специалистов в 2011 году до 38% эта группа занимает больший удельный вес в структуре персонала.

Как рассчитать удельный вес персонала по возрасту?

Рассчитаем удельный вес (долю) каждой возрастной группы.

Возрастная структура персонала в 2011 году.

Удельный вес до 25 = 67 / 223 * 100 = 30,0%

Удельный вес от 25 до 40 = 113 / 223 * 100 = 50,7%

Удельный вес от 40 до 50 = 26 / 223 * 100 = 11,7%

Удельный вес от 50 до 60 = 14 / 223 * 100 = 6,3%

Удельный вес старше 60 = 3 / 223 * 100 = 1,3%

Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2 в ООО «Яркий мир» значительных колебаний возрастных групп нет, однако можно заметить определенную динамику долей в двух первых возрастных группах – до 25 лет и от 25 до 45 лет. Доля группы сотрудников с возрастом до 25 лет постепенно увеличивалась с 2011 до 2013 и составила 31,3%, прирост по отношению к 2011 году 1,3%. В то же время доля группы в возрасте от 25 до 45 лет постепенно сокращалась и в 2011 году составила 48,9%, снижение доли по отношению к 2011 году 1,8%. Такая динамика говорит о том, что организацию в большей степени покидаю сотрудники, имеющие определенный опыт и скорее всего не удовлетворенные политикой оплаты труда. Приход более молодых сотрудников на место ушедших так же подтверждает данный факт. Это является минусом кадровой политики организации.

Структура персонала по уровню образования

Проанализируем структуру персонала по образованию таблица 3.

Рассчитаем удельный вес (долю) каждого уровня образования.

Возрастная структура персонала в 2011 году.

Удельный вес СП и СО = 24 / 223 * 100 = 10,80%

Удельный вес НПО = 33 / 223 * 100 = 14,8%

Удельный вес СПО = 127 / 223 * 100 = 57,0%

Удельный вес ВПО = 39 / 223 * 100 = 17,5%

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Структура персонала ООО «Яркий мир» по образованию за 2011-2013 гг.

Как рассчитать удельный вес персонала по стажу и полу?

Рассчитаем удельный вес (долю) персонала по продолжительности производственного стажа.

Удельный вес персонала по продолжительности трудового стажа в 2011 году.

Удельный вес до 2 лет = 112 / 223 * 100 = 50,2%

Удельный вес от 2 до 5 = 98 / 223 * 100 = 43,9%

Удельный вес от 5 до 10 = 11 / 223 * 100 = 4,9%

Удельный вес от 10 и более = 2 / 223 * 100 = 1,0%

Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4. Структура персонала ООО «Яркий мир» по длительности трудового стажа за период 2011-2013 гг.

Наибольшую долю по продолжительности стажа, как видно из таблицы 4, в ООО «Яркий мир» занимают работники, проработавшие в организации не более двух лет, данный показатель колеблется на уровне 50-52%. Это говорит о неделании работников задерживаться длительное время в организации. Такому может быть несколько объяснений – низкий уровень оплаты, низкий престиж, плохо выстроенная система поощрений и т.д. кроме того, сократилась доля работников проработавших в организации от 2 до 5 лет. В период сокращения численности многие работники нашли себе более высокооплачиваемую работу.

Далее проведем расчет удельного веса персонала по гендерному признаку таблица 5.

Удельный вес персонала по гендерному признаку в 2011 году.

Удельный вес мужчин = 85 / 223 * 100 = 38,2%

Удельный вес женщин = 138 / 223 * 100 = 61,8%

Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5. Структура персонала ООО «Яркий мир» по гендерному признаку за период 2011-2013 гг.

Доля мужчин находится на уровне 38%, доля женщин – 62%, особых изменений долей по гендерному признаку в организации не наблюдается.


В конце марта состоялось заседание коллегии Министерства труда и социальной защиты по выполнению в 2016 году Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Программа состоит из 5 подпрограмм, в числе которых подпрограмма «Охрана труда».

Реализация в 2016 году комплекса мероприятий по выполнению подпрограммы «Охрана труда» позволила в основном достичь запланированных значений целевых показателей.

Благодаря принимаемым заинтересованными мерам по обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности, в 2016 году сохранилась тенденция снижения числа потерпевших на производстве. Так, в результате несчастных случаев на производстве в 2016 году травмировано 1744 работающих, из них 396 женщин и 5 работников в возрасте моложе 18 лет (в 2015 году — соответственно 2115, 408 и 10).

Уровень производственного травматизма снижен на 16 процентов (план — снижение не менее чем на 1 процент к уровню предыдущего года). Уровень производственного травматизма составил 43,15 при запланированном 50,9.

По оперативным данным Департамента (по состоянию на 17 февраля 2017 года) в результате несчастных случаев на производстве в организациях республики в 2016 году погибло 119 работающих, из них 9 женщин (в 2015 году — соответственно 123 и 3). Как и в 2015 году, в прошлом году не допущено случаев гибели работников моложе 18 лет.

Снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом обеспечено на 1,67 процента. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом составил 2,94 при запланированном 2,96.

Обеспечено снижение удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях, охваченных статистической отчетностью, на 2,15 процента. Удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях составил 28,62 процента при запланированном 28,9 процента.

Численность работников Республики Беларусь, занятых в условиях воздействия вредных производственных факторов, не отвечающих гигиеническим нормативам, а также тяжелым физическим и напряженным трудом за 2016 год

Численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда на конец года 895 633
из них занятых в условиях воздействия:
повышенного уровня шума 346 551
повышенного уровня вибрации 109 295
повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны:
запыленности (пыли, аэрозоли) 82 601
загазованности (пары, газы) 39 572
повышенного уровня неионизирующих полей и излучений (в том числе лазерное и ультрафиолетовое) 15 851
повышенного уровня ионизирующего излучения 6 870
прочих вредных производственных факторов 322 858
численность работников, занятых тяжелым физическим трудом 392 586
численность работников, занятых напряженным трудом 178 724

Численность работников Республики Беларусь, пользующихся компенсациями по условиям труда за 2016 год

Численность работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда 884 997
из них предоставляется право на:
дополнительный отпуск

870 008
сокращенную продолжительность рабочего времени 78 372
бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием 8 857
бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами 312 858
оплату труда в повышенном размере 722 052
пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда:
по Списку № 1 36 866
по Списку № 2 111 321
по перечню текстильных производств и профессий работниц текстильного производства 6 106

Согласно данным государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2016 г. количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, представляющих отчет, уменьшилось с 683 783 до 656 035.

В организациях республики за 2016 год приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 20 222 рабочих места (улучшены условия труда на 13 748 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда). Условия труда приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 25 254 работникам, улучшены условия труда 22 170 работникам.

Вместе с тем в ряде отраслей и регионов ситуация с условиями труда существенно не изменяется. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в организациях, подчиненных концернам «Белнефтехим» и «Беллесбумпром», где более половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда.

По итогам рассмотрения подпрограммы Министр Костевич И.А. отметила необходимость более активного проведения мероприятий по улучшению условий труда. Что касается создания новых рабочих, важно, чтобы то они не были с вредными и опасными условиями труда.

Читайте также: