Работа по спецсчету гособоронзаказ плюсы и минусы

Опубликовано: 17.09.2024


В данной статье рассмотрим особенности закупок по Гособоронзаказу. Закупки в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) — это закупки на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

Правовая база

Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:

  • осуществление планирования закупок
  • установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
  • особенности описания объектов закупок
  • порядок определения цены госконтракта на ТРУ
  • финансовое обеспечение исполнения контракта
  • регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
  • вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта

Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.

В ходе деятельности важно учитывать особенности терминов, используемых при работе с гособоронзаказом. Начинающим работать с госконтрактами следует знать различия между контрактом и госконтрактом, поставщиком и исполнителем.

Закупки по 275-ФЗ: что надо учесть

Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.

По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:

  • закрытые— проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.

Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.

  • открытые— организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.

Для закупок по ГОЗ (за исключением закрытых) нужна регистрация в ЕИС в соответствии с требованиями ст. 24.2 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725.

Сотруднику, ответственному за работу в ЕИС, необходимо:

  1. Зарегистрировать руководителя фирмы на портале госуслуг.
  2. Создать на сайте госуслуг профиль своей организации.
  3. Сформировать профиль организации в ЕИС.
  4. Далее следует регистрация в ЕРУЗ и автоматическая аккредитация на 8-ми всероссийских ЭТП, аккредитованных для проведения госзакупок.

Если организацией пройдена процедура регистрации в ЕИС, то учётную запись можно применять и при участии в закупках по гособоронзаказу.

Регистрируясь в ЕИС, вы получаете возможность доступа к закупкам всех федеральных торговых площадок на период до трёх лет. Обратите внимание: процедуру регистрации на следующий срок надо начинать не раньше чем за 6 месяцев и не позже 3 месяцев до дня окончания регистрации.

При этом происходит автоматическое внесение организации в ЕРУЗ.

Открытие лицевых счетов: основные шаги

Чтобы принять участие в закупках по ГОЗ, головному исполнителю и исполнителям 2-го и 3-го уровней по 275-ФЗ следует открыть специальные лицевые счета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819.

Счёт открывается в специально уполномоченном банке, через него проводятся все расчёты в рамках выполнения гособоронзаказа. При выполнении нескольких госконтрактов для каждого необходим свой счёт.

Участник закупки в рамках ГОЗ направляет в территориальный орган казначейства требующиеся документы для открытия счёта. Ведомство в течение двух дней проверяет сведения об организации. Затем не позднее следующего дня по окончании проверки:

  • при положительном результате проверки открывает лицевой счет
  • при отрицательном результате — направляет в адрес организации уведомление, указав причину отказа (ПП № 1819)

Обязательное наличие идентификатора

Отличие закупок по гособоронзаказу от других — обязательность идентификатора. Он представляет собой особый код, он даётся госконтракту с головным исполнителем согласно приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н. Идентификатор размещается в документах перед номером госконтракта через косую черту (дробь) и в таком виде содержится в реестре госконтрактов.

При выполнении госконтракта наличие этого кода необходимо на всех документах. Он является подтверждением выполнения обязательств и гарантией того, что сумма по госконтракту будет перечислена. Идентификатор действителен в течение всего срока выполнения госконтракта.

Значение разрядов идентификатора:

  • код государственного заказчика
  • способ, с помощью которого определяют исполнителя
  • год заключения госконтракта
  • год окончания действия госконтракта
  • порядковый номер госконтракта в рамках календарного года

Идентификатор является уникальным и не повторяется.

Особенности расчетов при выполнении Гособоронзаказа

Независимо от закупаемых товаров или услуг, следует знать порядок расчётов при выполнении гособоронзаказа:

  • все стороны госконтракта обязаны открыть специальный счёт в банке, через который будут проводить все расчёты
  • суммы, переводимые государственным заказчиком — целевые. Это значит, что они направлены на определённые статьи данного заказа, будь это даже писчая бумага или услуги по покраске зданий
  • направление денег на другие цели считается нарушением
  • по окончании исполнения госконтракта специальный счёт в уполномоченном банке подлежит закрытию

В обычных закупках действует принцип невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую участником закупки. Однако при выполнении поставок по ГОЗ Закон № 275-ФЗ устанавливает право заказчика осуществлять контроль за использованием переведённых денег.

Процедура перевода денег со спецсчёта на обычный расчетный счёт возможна только после исполнения условий контракта. В случае наличия в госконтракте нескольких отдельных спецификаций, сумма будет доступна только по окончании исполнения контракта полностью. В этом состоит основное отличие расчётов по Закону 275-ФЗ.

Пример. Фирма-А принимает участие в выполнении госконтракта, предмет которого — замена окон в здании, и является головным исполнителем. Деньги заказчиком будут переведены на её счёт по окончании всех работ после их приёмки. Фирма-В участвует в закупке военной техники в качестве исполнителя в рамках кооперации. У неё подписан контракт с головным исполнителем на поставку комплектующих. Деньги на счёт фирмы2, выполнившей все условия её спецификации, поступят, только когда заказчик переведёт всю сумму за исполнение госконтракта головному исполнителю.

  • подписанный госконтракт с приложением допсоглашений
  • акт приёма-передачи товара/акт выполненных работ (услуг)
  • документация, подтверждающая факт того, что исполнителем израсходованы собственные средства на исполнение госконтракта
  • другие документы, подтверждающие факт целевого расходования расходования средств на исполнение контракта по ГОЗ

Важно помнить: во всех направляемых документах должен быть указан идентификатор, только тогда можно списать деньги со спецсчёта. Отсутствие данного кода может привести к признанию расходов нецелевыми. Это влечёт отказ от выплаты денег, даже в случае полного выполнения условий контракта.

Права и обязанности заказчика в закупках по ГОЗ

Основное правило взаимодействия в ходе выполнения контракта по гособоронзаказу между заказчиком и исполнителем — открытость. Разница с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в том, что организатор обладает правом на:

  • запрос сведений о всех финансовых операциях головного исполнителя по счетам;
  • уточнение информации о привлекаемых головным исполнителем организациях по договору субподряда
  • выяснение хода исполнения госконтракта: стадия работ, их соответствие техзаданию, соблюдение требований к качеству и др.

Кроме того, этим правом наделены также органы финмониторинга и прокуратуры. При закупке военной техники и оборудования в данную цепочку может включиться военное ведомство.

Обязанности заказчика:

Права и обязанности головного исполнителя

Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:

  • осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
  • формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
  • в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.

  • определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт

Обязанности головного исполнителя:

Головной исполнитель вправе:

  • быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
  • вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
  • раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ

Прибыль поставщика

При выполнении поставки военной техники, а также техники спецназначения в рамках ГОЗ в соответствии с постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465 существуют ограничения прибыли, которая не должна быть выше:

  • 1 % плановых привнесенных затрат
  • 20 % плановых собственных затрат исполнителя на поставку, в том числе на производство продукции

При осуществлении других закупок порядок распределения прибыли её процентное соотношение с затратами фирмы не определяется нормами законодательства. Но при закупках по ГОЗ данное положение затрагивает каждого исполнителя.

Когда проводятся закупки опытно-конструкторских работ или военной техники, тогда всем исполнителям необходимо применять статьи калькуляции в соответствии с приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Обязательства государства по гособоронзаказу

Правительством РФ осуществляется контроль и установление чётких требований ко всем стадиям закупки в целях обеспечения безопасности и правильного выполнения госконтрактов по 275-ФЗ.

Однако оно также и реализует ряд мер для поддержки поставщиков:

  • предоставление госгарантий по кредитам, получаемым всеми исполнителями, в целях поставки продукции или выполнения работ для госзакупки
  • обеспечение субсидий для уплаты процентов, начисляемых по данным кредитам
  • предоставление субсидий, которые могут предупредить наступление процедуры банкротства головного исполнителя или исполнителя

Виды ответственности по ГОЗ

Лица, допустившие нарушения при выполнении госконтракта по гособоронзаказу, подлежат ответственности по КоАП и УК РФ. Это предусмотрено и в закупках, проводимых по 44-ФЗ, однако ст. 15 275-ФЗ устанавливает дополнительные меры.

Так, прописаны специальные штрафы при отказе от исполнения госконтракта. Не имеют права на отказ от исполнения:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль
  • организации, занимающие доминирующее положение по ст. 14 Закона № 275-ФЗ

В данной ситуации устанавливается административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.2 в виде штрафов:

  • должностные лица — от 30 тыс. до 50 тыс. р.
  • организации — от 300 тыс. до 1 млн р.

Если представители организации-исполнителя попытаются извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, то руководителю организации будет вынесено следующее наказание:

  • штраф от 1 до 3 млн р. или в размере дохода за период 1─3 года, а также лишение права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет
  • штраф от 500 тыс. до 1 млн р. или в размере дохода за период 3─4 года, лишение свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет

Принимать участие в выполнении госконтракта, заключённого в рамках выполнения гособоронзаказа, значительно сложнее. Эти закупки имеют отличительные особенности: в порядке расчётов, предоставлении отчётности госзаказчику, взаимодействии с банками. Однако, несмотря на значительные ограничения, они обладают рядом преимуществ в плане гарантий безопасности заключённого договора и финансовой поддержки от государства.

Изменения, вносимые в законодательство, всегда сопряжены с изменениями правил игры. Обсуждаемые сегодня — в особенности, поскольку связаны с серьезной задачей создания системы, максимально эффективно обеспечивающей целевое использование солидных бюджетных средств, выделяемых оборонному комплексу страны. Поэтому закон был основательно модернизирован. Изменения в отношении государственных контрактов, где заказчиком выступает Минобороны, уже вступили в силу с 1 сентября, а по иным заказчикам — вступят с 1 января. То есть, по сути, обновленный закон уже жестко заработал, что, естественно, вызвало немало проблем в деятельности предприятий — исполнителей гособоронзаказа.

— Сергей Вадимович, что, с правовой точки зрения, так переменилось, чтобы столь сильно озаботить производственников?

— Начнем с того, что изменился не только закон о гособоронзаказе, но вместе с ним и несколько других законов: о банковской деятельности, о Центробанке, серьезную добавку статей получил кодекс об административных правонарушениях, изменился закон об антимонопольной деятельности. Во-первых, появилось такое понятие, как кооперация головного исполнителя. Это означает, что в системе гособоронзаказа предусмотрен заказчик, есть головной исполнитель и есть прочие исполнители, которые прежде в поле деятельности не попадали. Деньги, выделяемые на гособоронзаказ на втором и последующем уровнях цепочки исполнителей, прежде могли быть использованы не по целевому назначению в интересах предприятия. Чтобы это исключить, ввели понятие кооперации. Теперь головной исполнитель формирует и описывает свою кооперацию — всех соисполнителей, вплоть до поставщиков комплектующих, включенных с ним в одну цепочку, что, на самом деле, вызывает определенные сложности. Каким образом? Это объясняет второе новшество: введено банковское сопровождение cделок по гособоронзаказу. Теперь все участники этой кооперации должны открыть в уполномоченных банках специальные счета, на которые и будут поступать деньги, связанные с гособоронзаказом. Эти счета выделяют еще одни — специальные счета для каждого конт-ракта, на них могут поступать и с них расходоваться деньги только в соответствии с правилами — на нужды гособоронзаказа, и запрещены очень многие операции, практикуемые прежде. Например, давать займы, брать взаймы, а дивиденды выплачивать только в части согласованной нормы прибыли. Словом, вводится сквозная система контроля движения финансов всей цепочки выполнения гособоронзаказа.

— Как представляется, это очень большая и очень серьезная работа, ведь тем же банкам придется открыть огромное количество специальных счетов и специальным образом их сопровождать?

— По сути, каждый уполномоченный банк становится неким казначейством: он должен внимательно наблюдать за этими счетами, знать, какие операции следует одобрять и проводить по ним, а какие — запрещены, и самое важное — информировать полномочные органы обо всех движениях по этим счетам. Это очень важно, потому что в соответствии с изменениями кодекса административных нарушений, ответственность за них предусматривается в виде миллионных штрафов. Причем, как для банков, ведущих этот контроль, так и для предприятий, которые используют эти счета. И все было бы правильно и хорошо, если бы предприятия работали только в рамках оборонзаказа. Однако многие из них выпускают в том числе и гражданскую продукцию, что вызывает, опять же, массу сложностей. Потому что военную продукцию необходимо выделить в учете от гражданской и «рассортировать» по контрактам. И, упаси Бог, потратить целевые деньги не на военную продукцию.

— Однако, чтобы установить подобный порядок, необходима и мощная информационная база?

— Придуман специальный идентификатор государственного контракта, который используется во всех документах, прежде всего платежных. Создается единый центр сбора и обработки информации по гособоронзаказу. Этим центром будет Министерство обороны. Теперь в этой системе можно будет отследить каждый рубль, выделенный по каждому контракту для каждого исполнителя. Доступ к системе будут иметь органы исключительно высшего ранга в соответствии со своими строго определенными полномочиями: Министерство обороны, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба как основной полномочный орган контроля исполнения правил гос-оборонзаказа, Росфинмониторинг, который будет подключаться в случае выявления сомнительных финансовых операций и, конечно, Банк России, производящий мониторинг банковской системы и исполнение этого законодательства уполномоченными банками. Эта централизованная информационная система должна будет пресечь любую возможную финансовую манипуляцию.

— Несмотря на очевидное стремление законодателя обеспечить этими изменениями целевое использование средств гособоронзаказа, они породили для исполнителя и немало проблем?

— Эти изменения — усиление контроля, повышение уровня прозрачности и ответственности — ведут к повышению рисков производственников, потому что соблюсти все эти правила, особенно для тех, кто выпускает наряду с оборонной гражданскую продукцию, крайне непросто. Предприятие едино, но внутри его структуры необходимо отделение всякой иной деятельности от гособоронзаказа. И если будут усмотрены некие затраты средств на нечто, с ним не связанное, ты сразу же становишься нарушителем. Наказания же за провинности по исполнению гособоронзаказа предусмотрены весьма серьезные. К примеру, штрафы: нарушение должностным лицом сроков оплаты по государственным контрактам — 50 тысяч рублей. Грубое нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу — дисквалификация на срок до трех лет. Ликвидация и перепрофилирование головным исполнителем производственных мощностей, обеспечивающих поставки по гособоронзаказу, — 1 миллион рублей. Нарушение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — 1 миллион рублей. Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством РФ в сфере гособоронзаказа, — 1 миллион рублей и т. д.

Сделать же все правильно очень сложно. Ведь предприятие — это живой организм, ему просто необходимы траты на обеспечение его жизнедеятельности. И когда приходит контролер и начинает говорить о том, что вот, скажем, этот рулон туалетной бумаги не имеет отношения к гособоронзаказу, может возникнуть спор. А есть и проблемы иного свойства — вот этот претерпевший изменения № 275 ФЗ теперь прямо исключил гособоронзаказ из регулирования закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора — проведение бесконечного числа проверок, обязательного планирования этих действий. Теперь прямо сказано, что предприятия оборонного комплекса этим законом больше не защищены. И самое главное — ключевым стал вопрос обоснования цен. Государство стремится не допустить их необоснованного завышения. Поэтому очень многое будет регламентироваться. Однако контракты, как правило, бывают длинными — на год и более, цены в течение этого срока неизбежно меняются. Отсюда и вполне возможные проблемы. Сейчас, например, многие предприятия озабочены тем, что с февраля нынешнего года сильно выросла цена на электроэнергию, порой до 50%. Возникает резонный вопрос: как быть с уже согласованным гособоронзаказом? И таких вопросов возникает очень много. Они порождают серьезные проблемы. Ведь согласовать цену между исполнителем, соисполнителем и головным заказчиком — это произвести большой, серьезный, законченный процесс. И самое главное — еще никто не понимает, что же делать, когда в процессе деятельности цены меняются нередко выше индекса дифлятора, установленного на уровне нашей статистики. Еще одна непростая задача — постановка на предприятии системы раздельного учета и грамотное управление движением финансовых средств по спецсчетам. Научиться этому можно не вдруг. А пока платежи зависают, банки во избежание связанных с этим собственных рисков стопорят процессы, а за несвоевременную оплату по гособоронзаказам опять же предусмотрена ответственность.

— Что же со всем этим делать?

— Несмотря на то, что, по сути, правовое регулирование гособоронзаказа, где действуют свои законы и правила, как бы сильно отделено от общего законодательства, всюду действуют нормы права. Работаешь ли ты в оборонзаказе или на производстве гражданской продукции — все равно все действия регламентированы теми или иными законами, постановлениями правительства и т. д. Соответственно, предприятие каким-то образом может защищаться, отстаивать свои интересы, позицию, сопротивляться мерам. И чтобы делать это успешно, необходимо грамотно вникнуть в то, как изменилась эта система, как правильно адаптироваться к ней и провести внутренний аудит для применения этих норм. Нужно постоянно мониторить свои действия: соблюдаем или не соблюдаем, нарушители мы или нет, соответствуем или нет правовым нормам, могут ли к нам быть предъявлены претензии. Ведь если предприятие на протяжении многих лет привыкло работать по-другому, перестроиться в одночасье ему очень сложно. Тем более в соответствии с нормами, которые только начинают работать. И благодаря полученным представлениям о системе и состоянии дел на производстве выработать какой-то план и принять некие предупредительные меры, попробовав минимизировать степень грозящей ответственности. Во-вторых, если контролеры на предприятии уже работают и уже предъявлены некие претензии, то можно достаточно аргументировано, с отсылкой к этим нормам права противопоставить им собственные резоны, а не втягивать сразу же по сложившейся привычке голову в плечи и — под плеть. Спорить надо, даже вплоть до судебного разбирательства. Но, входя в этот спор, следует четко уяснить, насколько ты прав и насколько прочна твоя позиция, каковы шансы на успех. Следует также понимать, что речь идет о больших бюджетных деньгах. И если не взять их под жесточайший контроль, они могут распылиться. По большому счету, то, что этого не было сделано ранее, — серьезная недоработка.

— Однако ведь может получиться «как всегда»: борясь с жуликами, под удар можно подвести тех добропорядочных руководителей, которые использовали средства «из одного котла» как внутренний восполняемый фонд для поддержки работоспособности предприятия — допустим, решения проблем социальной сферы.

— Теперь использовать эти деньги как оперативный ресурс для закрытия текущих проблем будет невозможно. Новая жесткая система диссонирует с живым организмом предприятия, и это не может не вызывать сложностей и неудобств в работе. Преодолеть их мы предлагаем реструктуризацией тех предприятий, которые имеют и гражданский, и оборонный заказы, фактически отделив не только в учете, но и в материальном производстве гражданскую и военную продукции. Или постановкой каких-то специальных регламентов, позволяющих решать проблемы, поскольку теперь, если замешать все в одном котле, работа по оборонзаказу может потянуть на дно все остальное. Нужно только со всей серьезностью просчитать риски и принять управленческие решения. Ведь цель сохранить средства — нормальна, нам не надо с ней бороться, но надо к ней подстроиться и с ней ужиться.

В большинстве случаев бухгалтеру коммерческой организации приходится иметь дело только с расчетными счетами в банке. Далее по частоте следуют депозитные, кредитные и валютные. Существует особая категория ­– специальные счета. Они применяются для совершения строго определенных законом операций.

Примером служат счета платежных агентов, принимающих платежи у населения, или должников-банкротов, ограниченных в пользовании деньгами. Большое распространение, особенно с 2019 года, также получили спецсчета для участия в закупках, но и они разделяются на подвиды.

Спецсчета для закупок

Закупки проводятся в рамках трех основных Федеральных законов:

  • 44-ФЗ – государственные и муниципальные;
  • 223-ФЗ – торги, проводимые госкорпорациями, некоторыми бюджетными организации за счет определенных средств (например, полученных безвозмездно), автономными учреждениями и др.;
  • 275-ФЗ – гособоронзаказ (ГОЗ).

Для первых двух используется более простой специальный счет, не имеющий ограничений. Даже обычный расчетный может нести эту функцию. Для ГОЗ понадобится открыть особый спецсчет, причем не только непосредственному исполнителю, но и другим участникам сделки (субподрядчикам, поставщикам) и, возможно, не один. Для разных контрактов по ГОЗ потребуется открытие отдельных счетов, один и тот же использовать нельзя.

Спецсчет по 44 и 223 Федеральным законам

  1. Блокировка средств при подаче заявки для участия в торгах. Касается: по 44-ФЗ аукционов, конкурсов открытых, двухэтапных и с ограниченным участием; по 223-ФЗ запросов котировок и предложений, аукционов, конкурсов.
  2. Списание комиссии оператора (торговой площадки). Размер комиссии оператор устанавливает самостоятельно с учетом ограничений, указанных в Постановлении № 564.

Обратите внимание! Если оплата оператору происходит напрямую, а для обеспечения заявок используются банковские гарантии или оно не требуется в тех процедурах, где организация принимает участие, то открывать спецсчет не обязательно.

Чтобы расчетный счет использовать как специальный, достаточно обратиться в банк и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Иногда это можно сделать в электронном виде через сервисы на сайте или через онлайн-банк без личного визита.

Не каждый банк имеет право на открытие специального счета. На 7 апреля 2020 года в список вошли только 25, среди них: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, АЛЬФА, Тинькофф, ДОМ.РФ, МКБ, Открытие и другие. Полный перечень в Постановлении № 1451-р. Стоит следить за обновлениями, ведь Правительство пересматривает список. Например, в 2019 году из него исключили РосЕвроБанк из-за присоединения к Совкомбанку (он присутствует в Постановлении).

Если вы пользуетесь услугами какой-то иной кредитной организации, то открыть спецсчет не получится, придется обратиться в другое место. Это не обязывает переводить свои обороты в новый банк или открывать там еще один расчетный счет, хотя вас будут на это уговаривать.

Чем удобна система со спецсчетом: допустим, компания не часто принимает участие в торгах или обеспечение заявки в них небольшое. Разместив определенную сумму на счете, она гарантирует наличие средств в любой момент, с основного по забывчивости можно не вовремя перевести деньги поставщику, а потом не успеть внести до конца срока подачи заявок.

Кстати! Ранее средства блокировались сразу при направлении заявки на площадке, в 2019 году правила изменились и теперь блокировка происходит в день окончания срока подачи заявки. При этом срок не ограничен конкретным временем, он может прийтись на 12, 15 часов и любое другое, поэтому нужно обращать внимание не только на дату, но и конкретный час.

Перечислять вознаграждение оператору можно с расчетного счета, способ оплаты фиксируется, как правило, при заполнении заявки. Там же нужно выбрать спецсчет, если их открыто несколько (по закону достаточно одного, остальные открываются только по желанию участника).

Плюс и в автоматическом списании комиссии площадки, но тогда надо следить за регулярным пополнением и достаточностью средств. Деньги, заблокированные в качестве обеспечения, никуда не списываются и становятся доступными поле окончания торгов.

Спецсчет по ГОЗ (275-ФЗ)

Здесь действуют другие правила. Определим для начала, кто именно является заказчиком по государственному оборонному заказу:

  • Федеральные органы исполнительной власти – МВД, ФСБ, Минобороны, МЧС и т.д.
  • Госкорпорации – Росатом или Роскосмос.

Жесткие требования, присутствие государственной тайны (при этом организуются закрытые закупки, например, в виде закрытого аукциона) делают ГОЗ недоступным многим исполнителям, поэтому конкуренции в этой сфере значительно меньше, по сравнению с остальными торгами.

Поставляется по госзаказу не обязательно вооружение или военная техника. Питание солдат, обеспечение армии обыденными товарами вроде канцелярии или формы тоже может относиться к оборонному заказу.

Закупки проводятся при помощи автоматизированной системы торгов АСТ ГОЗ. Причем сами торги могут проходить по требованиям 44 или 223 Федеральных законов. Т.е. 275-ФЗ предусматривает правила и особенности оборонного заказа, частично и требования к процедурам закупки, а организация происходит на основании двух других законов.

Чтобы поучаствовать в ГОЗ, необходимо пройти довольно непростую процедуру регистрации, начиная с получения ЭЦП и заканчивая аккредитацией. Перейдя по ссылке и прочитав информацию, вы заметите, что требования конкретизированы: ЭЦП только определенных операторов, браузер Mozilla Firefox, защищенный канал для связи (сеть ViPNet) и т.д.

Учитывая сложность подключения, вы понимаете, что и работа со спецсчетом по ГОЗ тоже будет трудной. Открытие счета возможно только в банках, аккредитованных ЦБ для подобных операций. Список скрыли в 2017 году (ранее он находился в свободном доступе на сайте), но и тогда в него входило всего несколько российских банков.

Открывает спецсчет головной исполнитель для расчета с исполнителями и получения средств от заказчика, а другие исполнители открывают счета в уполномоченном банке для расчетов с головным исполнителем и другими подрядчиками более низкого уровня.

Важно! Исполнители открывают спецсчет только в том банке, который изначально был выбран головным исполнителем! В некоторых случаях открывать его необязательно, например, когда исполнитель потратит на расчеты менее 3 миллионов в месяц (ст. 8.3 п.1 подпункт 2 «з»).

До заключения контракта и в его тексте головной исполнитель обязан предупредить своего поставщика/подрядчика, что закупка происходит в рамках ГОЗ и необходимо провести открытие специального счета.

При проведении расчетов в обязательном порядке указывается ИГК (идентификатор государственного контракта), а средства используются на определенные 273-ФЗ цели, в частности:

  • Бюджетные платежи (налоги, взносы, госпошлины и т.п.).
  • Расходы на товары, работы или услуги, цены на которые регулирует Правительство РФ (например, ж/д перевозки), а также электроэнергию.
  • Расчеты с иностранным исполнителем, входящим в цепочку по госконтракту.
  • Возврат кредита, полученного в целях исполнения контракта по ГОЗ (перечисленного ранее на этот же счет) и процентов по нему (если собственных средств недостаточно).
  • Выплаты работникам – заработной платы (при условии, что вместе с ней переводятся НДФЛ и взносы), гарантии и компенсации (за исключением проезда и найма жилого помещения).
  • Перечисления по исполнительным документам – денежное возмещение вреда жизни и здоровья, выходные пособия, взыскания в пользу РФ.
  • Перевод на депозит в том же уполномоченном банке, при условии что при окончании срока депозитного договора средства вернутся на спецсчет, вместе с процентами.
  • Перевод прибыли, полученной в результате работы по контракту, после исполнения (необходимо подтвердить документально – актами на работы или услуги, накладными передачи товара).
  • Некоторые другие случаи (полный список в статье 8.3 275-ФЗ).

Существует также перечень запрещенных переводов, он указан в статье 8.4. В него вошли, например, такие операции, как покупка ценных бумаг, внесение вкладов в УК, предоставление займов и т.д.

При ведении спецсчета придется постоянно отчитываться перед банком и головным исполнителем о том, куда и в каком размере направлены средства, предупреждать своих подрядчиков и поставщиков о работе по ГОЗ, необходимости открытия спецсчета, указывать в каждом договоре ИГК (а также в другой документации, связанной с контрактом). Приемка товара или результатов работ будет непростой, требования у оборонки к качеству поставки высокие.

Обратите внимание! Для некоторых закупок потребуется получение особой лицензии от ФСБ. Если сделка относится к крупным для конкретной организации, необходимо получить ее одобрение на собрании участников.

Обязанности банков по спецсчетам

Банк контролирует операции, проходящие через спецсчет, относящийся к ГОЗ, очень строго. Выше указывался список расходов, которые можно осуществлять, по каждой такой операции банк потребует подтверждающие документы. К примеру:

  1. По расчетам с работниками – расчетные ведомости, приказы на командировку, реестры по зарплатному проекту, внутренние положения (например, по командировке – подтвердить размер перечисляемых суточных).
  2. По оплатам поставщикам и подрядчикам – договора, контракты, с указанием ИГК, акты, накладные, ТТН, счета и счета-фактуры.
  3. При возмещении исполнителю расходов, понесенных им с отдельного (специального) счета, – контракт, выписки по перечислениям, акт приемки-передачи и т.п. Возмещение согласовывается до заключения контракта.

Для перечисления бюджетных платежей не требуется предоставлять подтверждающие документы

Важно! В контракте ГОЗ сумма прибыли фиксируется в виде конкретной суммы.

Банк обязан приостановить операции по спецсчету при наличии соответствующих оснований, они указаны в статье 8.6 Федерального закона № 275-ФЗ (см. также Указание ЦБ № 5300-У).

По специальным счетам в рамках обычных закупок по 44 и 223 ФЗ таких строгостей нет. Средства с него можно использовать на другие цели, не только на обеспечение заявок или оплату площадкам. Кроме того, банки обязаны начислять процент на остаток по счету (мизерный и реально невыгодный, но все-таки).

Отказ банка в открытии счета

Открытый расчетный счет означает, что и со специальным в том же банке проблем, скорее всего, не возникнет. Все необходимые документы есть у службы безопасности, вопросов по благонадежности не будет. Если вы забыли сообщить об изменениях в уставе или смене директором паспорта, то заранее побеспокойтесь об исправлении – передайте банку новые сведения, а потом открывайте спецсчет.

Организация имела ранее проблемы с банками (например, не вовремя оплачивала платежи по кредиту и получила в результате плохую кредитную историю) или обладает признаками «однодневки»? Могут отказать даже в открытии расчетного счета. К критериям «однодневности» относятся:

  • Участник (часто он же руководитель) юрлица является владельцем долей в большом количестве организаций (руководит несколькими компаниями).
  • Адрес регистрации относится к массовым.
  • Руководитель числится в реестре дисквалифицированных лиц.
  • При проверке представленной отчетности организации обнаружены низкие обороты (их отсутствие), убыток в течение нескольких последних лет.
  • У компании нет работников (в том числе нанятых по ГПХ-договорам), кроме директора, при этом обороты и размах деятельности свидетельствуют об активной работе (например, юрлицо занимается ремонтными работами на крупных объектах, где необходима работа бригады).
  • У организации только один-два контрагента-клиента или поставщика, с которыми проходят все операции с денежными средствами.
  • Проводится процедура банкротства или ликвидации.

Естественно, критерии эти относительные и в конкретной ситуации не представляют ничего необычного. С банком в этом плане необходимо вести диалог, предоставлять подтверждающие документы, возможно, привлекать рекомендации других клиентов.

Реальная проблема (дисквалификация) потребует решительных мер: смены руководителя, опротестования внесения в реестр (если произошла ошибка) и т.д. После устранения попробуйте снова. Есть и критические препятствия, которые просто не позволят провести операцию по открытию спецсчета. Дело в том, что первый шаг – это регистрация и аккредитация в ЕИС, только после нее (и соответственно, регистрации и аккредитации на площадках) можно обращаться в банк.

Нахождение организации в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) – «черная метка», не позволяющая участвовать в торгах в течение двух лет, значит, и специальный счет не имеет смысла, в то же время он может использоваться в целях обмана. Не каждый заказчик обращается к РНП для проверки исполнителя, а тот направит заявку, получит возможность участия и выигрыша в торгах, вопреки запрету. В итоге недобросовестный поставщик может оказаться победителем. Поэтому банк проверит реестр и откажет в обслуживании, если найдет там вашу компанию.

Настоящая статья посвящена особенностям закупок в сфере государственного оборонного заказа. В тексте мы собрали и систематизировали всю информацию по ГОЗ, которую должны знать поставщики. Знаете ли вы, что для выполнения каждого госконтракта по оборонзаказу, следует открывать специальный счет, а потом закрывать его после исполнения обязательств? А то, что исполнитель не может заработать больше, чем это разрешено? То есть сумма прибыли по ГОЗ ограничена и регулируется законодательными нормативами. Эти и другие интересные моменты мы разберем в статье. Разберемся, какие изменения произошли в 275-ФЗ, и какие произойдут в ближайшем будущем.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Особенности гособоронзаказа

В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.

Требования к участникам предъявляются вполне обычные:

  • не иметь задолженности по налогам и сборам;
  • не относиться к оффшорным компаниям;
  • не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  • финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
  • строгое обоснование цены контракта;
  • отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.

Остановимся подробнее на каждом из требований:

Финансовая прозрачность

У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.

  • Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.

Открытость доходов и расходов

В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:

  • сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
  • сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).

Важный момент! Запрещается устанавливать цену на ТРУ выше рыночной. Цену потребуется обосновать, если она превышает установленную стоимость более чем на 5%.

Отсутствие секретов перед ФАС, ФСБ и Казначейством.

Если контролирующие органы запросят любую документацию по контракту или сведения о каждом исполнителе (наименование, адрес, ИНН, КПП, контактную и иную информацию) у вас будет на это ровно 5 дней.

Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

Объясним на примере:

По контракту гособоронзаказа требуется поставить 30 метров проволоки. Но она продается в катушках по 100 метров. Исполнитель приобретает всю катушку, но на выполнение обязательства тратит только 30 метров. Излишек остается у него, который используется для выполнения других контрактов. Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельно, списать остаток материала на расходы по конкретному госконтракту исполнитель не может.

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Основным нормативным документом, регулирующим цены на продукцию по ГОЗ, является Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 г.

Методика государственного регулирования цен определена в ст.10 275-ФЗ. К ним относятся:

  • формирование перечня продукции с регулируемыми ценами (Распоряжение правительства РФ № 976-р от 14.06.2013);
  • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
  • разработка методрекомендаций по определению по расчету цен;
  • иные методы по ст.10 275-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).

275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).

Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.

Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.

Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.

Особенности расчетов и исчисление прибыли исполнителя

Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:

  • за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
  • необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.

До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.

Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н

Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.

Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.

Например, при применении затратного метода правила следующие:

  • если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
  • если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.

Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.

Изменения в 275-ФЗ в 2020 году

Некоторые изменения упоминались в настоящей статье, но считаем необходимым собрать их в этом разделе и еще раз акцентировать на них внимание. Это поможет лучше разобраться в особенностях закупок по государственному оборонному заказу.

Последние изменения в 275-ФЗ произошли 8 января 2020 г. и коснулись следующих положений:

  1. ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным уполномоченным банком на открытие отдельных счетов.
  2. Новые обязанности для заказчика и головного исполнителя.
  3. Новые полномочия для Правительства.

Что изменилось в 2020 году?

08.01.2020 г. начал действовать 517-ФЗ от 27.12.2019 г. Нормативный документ уточнил уполномоченного банка для оборонно-промышленного комплекса, которым стал ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций перешли в собственность РФ.

Также 517-ФЗ дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст.7 275-ФЗ включили новые п.20 и 21, по которым заказчики теперь обязаны:

  1. Согласовывать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, утвержденном Правительством РФ.
  2. Обеспечивать заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, установленных Правительством по ч.9 ст.6 275-ФЗ, банковское сопровождение которых проводит ПАО «Промсвязьбанк».

А головных исполнителей обязали согласовывать с заказчиками выбор уполномоченного банка и оформлять с этим банком договор о банковском сопровождении.

Также 517-ФЗ уточнил полномочия Правительства в определении объемов денег для финансового обеспечения исполнения ГОЗ.

Что изменится в 2020 году?

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов разместили законопроект, который одновременно меняет 275-ФЗ и 99-ФЗ о лицензировании. В 275-ФЗ новой редакции планируется включить ст.13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Эта статья будет состоять из 2-х частей:

В 1-й части указали, что лицензирование работ по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляется согласно положениям 99-ФЗ от 04.05.2011.

А во 2-й части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

  • исполнения обязательств в отношении к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав ГОЗ по ч.2 ст.4 275-ФЗ и поставляемой по ГОЗ. Эти требования определены ст.5 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ‎о техрегулировании и 102-ФЗ от 26.06.2008 г. об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
  • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием информации, составляющей гостайну по 5485-1-ФЗ ‎от 21.07.1993 г.;
  • выполнения требований п.2 ст.9 31-ФЗ от 26.02.1997 г. о мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • выполнения требований из нормативов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить ГОЗ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, техдокументации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для исполнения условий контракта;
  • соблюдения требований 160-ФЗ ‎от 09.07.1999 г. об иностранных инвестициях в РФ и 57-ФЗ от 29.04.2008 г. о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции имеются;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, контролирующих качество оборонной продукции, которая реализуется по ГОЗ и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции, системы менеджмента качества, как того требуют законодательные нормативы;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.

Эти нормы лицензирования определены в Постановлении Правительства РФ № 581 ‎от 13.06.2012 г.

А в ч.4 ст.1 99-ФЗ внесут п.7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Важный момент! Предположительно новая редакция 275-ФЗ о ГОЗ вступит в силу с сентября 2020 г.

В перечне документов, прилагаемых к законопроекту, имеется и проект постановления Правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Этот норматив утвержден Постановлением Правительства № 581 ‎от 13.06.2012 г.

Поправки в 275-ФЗ обеспечат принцип целевого расходования средств для выполнения государственного оборонзаказа и прозрачность взаимоотношений с головными исполнителями.

Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или лицевой счет в казначействе? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос : - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет и т.д. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другие требования к составу затрат, учетной политике, первичным документам и т.д.).

Не все затраты, признаваемые в налоговом и бухгалтерском учетах, можно включать в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Порядок определения затрат по договорам, заключенным после 29 апреля 2019 года, определен Приказом Минпромторга от 08.02.2019г. N 334, по ранее заключенным договорам - Приказом от 23.08.2006 г. N 200.

Подробнее о составе затрат, о том, чем отличается раздельный учет ГОЗ здесь

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

Практические рекомендации по согласованию и выполнению контракта ГОЗ 2020. Все новое и важное.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции по отдельному счету. Существует 7 критериев приостановки операций, в том числе списание денежных средств в счет перечисления прибыли, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы. А так же неоднократное списание денежных средств с отдельного счета на любые иные счета на сумму менее 600 тыс. рублей, либо на иные отдельные счета на сумму менее 50 млн. рублей, характер которых дает основания полагать, что целью таких списаний является уклонение от процедуры обязательного контроля, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.

Банк передает в ЕИС ГОЗ информацию о каждом открытии, закрытии отдельного счета, об изменении его реквизитов, об ограничении распоряжения отдельным счетом, о выплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, об участниках расчетов, об исполненных распоряжениях, включая документы, являющиеся основанием для составления распоряжений…

Для уполномоченного банка важно, чтобы были четко определены: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь фиксированную величину, либо точно определена (например, 10 % от цены Контракта), сумма фактического задела.

Банк самостоятельно определяет цену контракта с учетом представленных клиентом документов и информации. При этом есть нюансы включения в цену контракта суммы НДС, пересчета курса иностранной валюты, изменения цены и т.д.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

Для уполномоченного банка важно, чтобы были четко определены: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь фиксированную величину, либо точно определена (например, 10 % от цены Контракта), сумма фактического задела.

С 11 мая 2021 года требования касающиеся указания ИГК, а также использования отдельного счета не применяются при расчетах в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях при оплате в рамках 3 (5) млн. рублей.Закон №133-ФЗ от 30.04.2021г.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых. До подписания контракта вы резервируете счет в уполномоченном банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику. В дальнейшем контракт может быть предоставлен в банк с соблюдением письменной формы, либо если контракт был заключен в соответствии с 44 ФЗ или 223 ФЗ, в виде скриншота с сайта торговой площадки (платформы) в сети «Интернет», содержащего информацию о дате заключения, номере, цене, дате начала исполнения/окончания контракта (при наличии).

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно подпункта е.1 пункта 2 части 1 статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». Контракт должен содержать условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен). Дополнительное соглашение банк не примет.
Для головного исполнителя возможность возмещения затрат предусмотрена подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. В этом случае дополнительно требуется, чтобы государственный заказчик уведомил уполномоченный банк о размере фактических раходов, понесенных головным исполнителем на формирование запаса.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет простой исполнитель сможет только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего государственную тайну), который содержит условие о возмещении;
- акт приема-передачи товара (акт выполненных работ, оказанных услуг);
- платежные распоряжения, подтверждающие понесенные расходы, подлежащие возмещению, или выписка по иному банковскому счету с указанием назначения платежа, заверенные банком (например, в виде штампа, подтверждающего исполнение распоряжения);
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.). Перечень зависит от банка.
Для проведения данной операции головным исполнителем не требуется полного исполнения государственного контракта. Но необходимо, чтобы государственный заказчик уведомил уполномоченный банк о размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование запаса.
ВАЖНО! Возмещаемый запас должен быть сформирован и оплачен до даты заключения контракта с заказчиком.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- код операции;
- назначение платежа:
- тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

ВНИМАНИЕ! Могут возникнуть проблемы с возмещением затрат и перечислением прибыли, если ваш заказчик оплатил часть договора по государственному оборонному заказу со своего расчетного счета (минуя отдельный счет). Уполномоченный банк посчитает, что контракт не исполнен полностью. В этом случае необходимо предоставить документы, подтверждающие, что контракт полностью исполнен заказчиком путем перевода денежных средств в сумме, равной цене контракта и (или) иных документов, подтверждающих полное исполнение обязательств, частично на отдельный счет, частично на расчетный счет. Если заказчик провел зачет встречных требований в одностороннем порядке, гарантированы дополнительные сложности.

Полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2196).

Что делать, если средств на специальном счете нет, а оплатить надо срочно? Можно сначала пополнить специальный счет собственными средствами, затем вернуть деньги на свой расчетный счет. Разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Во-пятых. Специальный (отдельный) счет можно закрыть либо после полного исполнения Государственного контракта и получения соответствующего уведомления от банка, либо в связи с переводом в иной уполномоченный банк. Уведомления об исполнении государственных контрактов поступают в уполномоченный банк из Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ. Для закрытия Отдельного счета, после получения соответствующего уведомления, необходимо представить в банк заявление о расторжении договора банковского сопровождения ГОЗ и закрытии отдельного счета с указанием реквизитов для перечисления остатка денежных средств.

ВНИМАНИЕ! Банк может начислить проценты за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете.

Что делать, чтобы деньги не "застряли" на спецсчете.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2021 году - это Постановление от 18.12.2020 N 2153, Приказ Минфина РФ от 10.12.2020 № 301н.

Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов и т.д.

Раздельный учет ГОЗ при казначейском сопровождении отличается от аналогичного учета при банковском сопровождении и регулируется Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2020г. №334н. Но по существу подход и требования к раздельному учету совпадают. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности ведения раздельного учета и расходования средств ГОЗ. Подробнее здесь.

Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в три миллиона рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. С лицевого счета можно перечислить на обычный расчетный счет поставщику по договору, заключенного на сумму 600 тыс. рублей и менее.

Подробнее о том, как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

В случае поставки продукции ГОЗ из имеющихся запасов при казначейском сопровождении, в договоре с заказчиком (исполнителем предыдущего уровня) необходимо предусмотреть возможность возмещения произведенных расходов.

Подробный список основных документов казначейского сопровождения ГОЗ здесь.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем. Алгоритм ГОЗ здесь

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

В 2021 году ужесточились требования к закупке товаров, происходящих из иностранных государств. Перечень запрещенных к закупке товаров указан в Постановлении от 30.04.2020 N 616. Чтобы подтвердить страну происхождения товара необходимо получить заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Такое заключение выдает Минпромторг. Порядок его получения в Постановлении от 17.07.2015 № 719.

Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.

Термины и определения ГОЗ. Общие положения здесь.

Термины и определения ГОЗ. Ценообразование здесь.

Термины и определения ГОЗ. Раздельный учет здесь.

В 2021 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых, раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих, раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат). Подробнее здесь

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы. О том, как обосновать затраты здесь.

Все как-то забывают, что существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, где можно получить информацию о финансовой поддержке (более 1500 видов субсидий), здесь.
Ответы на вопросы, касающиеся закупок:
- кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
- льготы в обеспечении заявки;
- льготы в обеспечении исполнения контракта;
- льготы при демпинге;
- льготы при оплате;
- предельный размер штрафов и т.д. здесь.

ГОСОБОРОНЗАКАЗ. НТЦ АПБ : info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37Контакты

Сопровождение ГОЗ: пояснения, схемы, формы, шаблоны, раздельный учет в «1С:Бухгалтерия», меры по снижению рисков и т.д. Алгоритм выполнения ГОЗ здесь.

Основные документы, определяющие порядок работы с ГОЗ.

Рекомендации по подготовке ответа на запрос о предоставлении информации о соблюдении требований законодательства в сфере гособоронзаказа.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Читайте также: