Работа психолога с аутичным ребенком с чего начать

Опубликовано: 03.10.2024

В последнее время в прессе можно довольно часто встретить сообщения о том, что заболевание аутизмом приобретает масштабы эпидемии.

Аутизм встречается чаще, чем принято думать. Встречается независимо от вероисповедания, уровня жизни, национальной культуры.

Предположительно, чаще бывает среди мужчин. Это пожизненное состояние. Поэтому дети, страдающие аутизмом, вырастают и превращаются во взрослых с таким диагнозом. Что же это за болезнь — аутизм

Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Впервые этот термин был введен в 1911 году швейцарским психиатром Е. Блейлером, но первое описание аутизма как синдрома было дано американским детским психиатром Лео Каннером в его статье "Аутистические нарушения аффективного контакта", опубликованной в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

Психиатры проявляют к аутизму недюжий интерес, но данное заболевание – одна из самых загадочных патологий. Многие из известных фактов об аутизме являются по своей сути гипотезами, которые вызывают массу споров у людей, столкнувшимися с данным заболеванием. Нет также точного и однозначного ответа на вопрос, откуда берется аутизм.

Существуют версии о генетическом происхождении болезни. В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма.

Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания). Факторами риска для развития аутизма могут быть такие заболевания как фенилкетонурия, энцефалит, менингит, отравления ртутью и свинцом. Опасностью для ребенка могут быть, предположительно, комбинированные вакцины.

По видам и степени тяжести это заболевание разнообразно, но в целом оно характерно тем, что у ребенка нарушена взаимосвязь с внешним миром, способность к познанию и общению с окружающими людьми.

Коварство аутизма в том, что его невозможно диагностировать в период беременности и при рождении ребенка. Только со временем накапливаются признаки, позволяющие заподозрить у малыша аутизм. Начать проявляться они могут довольно рано, в первые недели жизни, но чаще всего родители ребенка не замечают их, а если и замечают, не придают тревожного значения.

Как это может проявляться у детей при раннем детском аутизме (РДА):

— стереотипия (вращение головы, бесцельные движения руками, раскачивания туловища)
— слабая и неадекватная реакция на различные зрительные и слуховые раздражители, панический страх при резком звуке и свете;
— отсутствие привязанность к родителям, ребёнок не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза;
— задержка в развитии ребенка;
— агрессия или равнодушие к другим детям, он не стремится к общим играм;
— любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные;
— дети не могут отличить живые предметы от неживых;
— аутоагрессия (активность направленная на себя, которая приводит к ранениям);
— ритуальное поведение (соблюдение повседневных занятий в одном и том же порядке).

Особенности психики сказываются в привычках аутистов. Для признаков аутизма характерна сильная, часто болезненная привязанность к знакомым вещам и ситуациям. Происходит это из-за того, что аутисты совершенно по особому воспринимают мир вещей вокруг них. Многое из того, что находится поблизости, остается для них чем-то непонятным – их мозг обрабатывает поступающую извне информацию совсем не так, как у обычных людей.

Аутисты определённым образом «общаются» с вещами, но если привычная ситуация нарушается, у них появляется очень сильная, мучительная тревога. Чтобы защитить себя, аутисты доводят свои поступки до ритуала или «общаются» только с хорошо знакомыми им вещами. У ребенка может быть любимый маршрут для прогулки, любимая скамейка, он соглашается носить только одну и ту же одежду, есть что-то одинаковое – стоит попробовать внести изменения в его уклад, и это может вызвать приступ сильнейшей агрессии или истерики.

Аутизм – болезнь неизлечимая. С ней человеку приходится существовать до конца своей жизни. Но если данную психо-эмоциональную болезнь не лечить, то ребенок может до того критически отстать в интеллектуальном развитии, что, повзрослев, не сможет не только адаптироваться в обществе, но даже не сможет обслуживать самого себя. Современные методики позволяют ребенка, болеющего аутизмом, обучать социальной адаптации и при этом развивают интеллектуальную и эмоциональную составляющие его личности. Потому-то чрезвычайно важно, как можно раньше выявить это заболевание ребенка.

Я работаю в специализированном доме ребёнка для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них 90% — это дети с аномальным развитием, в числе которых ранний детский аутизм. Своевременное обнаружение и разрешение нарушений развития имеет большое значение для последующего сглаживания и устранения заболевания. С этой целью привлекаются к работе врачи, психологи, педагоги, дефектологи, социальные работники.

У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.

Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка — это лечение обучением и воспитанием, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Каковы же первые шаги в работе с аутичными детьми?

Первый шаг в работе с аутичным ребенком – это установить с ним эмоциональный контакт.
Аутичный ребенок испытывает трудности в развитии уже самых ранних форм эмоционального контакта с близкими. У детей избирательное отношение к маме может вообще не сформироваться или задержаться на очень раннем этапе.
Для того чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком необходимо хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом. Ведь потребность в общении у таких детей существует — они тянутся к людям, но они очень ранимы и тормозимы в контакте. Взгляд, голос, прикосновение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями и вызвать чувство дискомфорта. Все это тоже заставляет ребенка уходить от общения. Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной нужно постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

Второй шаг: если вы чувствуете, что ребенок немного привык к общению с вами и заинтересован в нем, можно попробовать предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру. Выбирая общие занятия, надо исходить из интересов и возможностей ребенка, предлагая ему те игры, к которым он привык и в которых чувствует себя успешным.

Третий шаг: развитие активного и осмысленного отношения к миру.
Для каждого нового шага в развитии отношений с окружающим миром такой ребенок нуждается в состоянии особого душевного подъема. Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира. Через сопереживание мы будем стараться постепенно ввести в его жизнь смыслы, которые в дальнейшем позволят и ему самому мобилизоваться и организовать себя. Для нас важно поднять в процессе общения активность ребенка настолько, чтобы ему захотелось «изменить своим принципам», попробовал оторвать его от стереотипа и принять хотя бы в какой-то ситуации собственное решение. Это и будет началом первых устойчивых форм поведения, шагом к преобразованию стереотипа защиты в стереотип связи с миром, продвижением во взаимодействии с окружающими, развитием диалога с людьми. Далее мы можем постепенно насытить наше общение разнообразными сенсорными впечатлениями: зрительной и вестибулярной стимуляцией — прыжками, танцем, кружением, подбрасыванием ребенка; звучащими, звенящими, музыкальными игрушками; игрой со светом и тенями, мыльными пузырями. Сенсорные ощущения мы можем усилить, связав их особым ритмом, пением, окрасив их собственным удовольствием. В играх мы постараемся поддержать сенсорной стимуляцией переживание самых простых, но значимых для каждого ребенка ситуаций: кормление и укладывание спать, прогулки. Используя непосредственное сенсорное ощущение, мы свяжем с ним воспоминания ребенка и сделаем, таким образом, их переживание более ярким и осознанным.
Существует определенная последовательность введения разных жизненных смыслов в игровое переживание ребенка: сначала он эмоционально осваивает ситуации стабильные потом он проявит способность принять как удовольствие новизну, смену событий. Торопливость грозит нарушить контакт с ребенком — он может просто не принять новый смысл игры, возможно даже усиление тревоги и страха, проявление негативизма, провокация агрессии. Поэтому сначала в игре долго обживаются бытовые моменты
привычной жизни, а потом наполнять «вкусными» подробностями жизнь ребенка, выбирать, а иногда и спонтанно предлагать, новые приятные детали.

Четвёртый шаг: следующим этапом станет постепенное введение в общую игру, общее переживание приключения, победы над обстоятельствами. Там, где раньше любое затруднение вызывало отказ от работы, теперь, с нашей помощью, рождается интерес и желание испробовать себя в новой задаче.

Играя с малышом мы не должны забывать общие правила работы с аутичными детьми:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.

Проводя игры мы исходим из реальных возможностей ребёнка. В своей работе используем игры с водой, крупами, светом. В Приложении 1 приведены примеры таких игр.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры со сверстниками. Эти игры используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Воспитание и обучение аутичного ребенка – сложный и беспрерывный процесс.

Вот некоторые советы специалистов:

  • Ребенка необходимо приучить к точному распорядку дня: так ему будет легче ориентироваться во времени и пространстве.
  • Обучение каким-либо навыкам должно проходить через постоянное повторение до того времени, пока ребенок твёрдо освоит этот навык. Например, «возьми расчёску и расчеши волосы».
  • Для привлечения внимания необходимо всегда несколько раз повторять его имя.

Существует ряд методик обучения аутичных детей, с помощью которых успешно корректируется психологическое состояние детей, и они лучше адаптируются в обществе.

Помощь детям с РДА можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах. Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий воспитателей, врача, психолога и дефектолога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Многие родители детей с аутизмом жалуются на то, что не могут дома привлечь их к целенаправленным занятиям. Аутичный ребёнок может считать занятия неинтересными, скучными, не воспринимать родителей в качестве педагогов. В результате "ученик" убегает из-за стола, расстраивается, злится, нервничает. Родители в свою очередь волнуются и переживают. Давайте разберемся с причинами, почему так происходит.


Аутичный ребенок. Занятия в домашних условиях

  1. Мотивация.

Если Вы пришли к выводу, что аутичный ребёнок не проявляет достаточного интереса, необходимо подумать, каким образом можно повысить его мотивацию. Иногда отсутствие учебной мотивации связано с тем, что в зону интересов ребенка аутиста попадают исключительно узко специализированные вещи (например, только машинки или шарики). Когда его отвлекают от любимой игры и предлагают что-то другое, он нервничает, переживает, плохо себя ведет. Так почему бы не использовать любимые игрушки для занятий?! Например, подбирать развивающие игры, картинки с машинками, мишками, куклами и т.д.

Возможно, увлечения ребёнка аутиста удастся использовать для создания внешней мотивации. "Ты сможешь вернуться к игре, после того, как выполнишь задание".

Вы лучше всех знаете своего малыша! Попробуйте определить, какой режим ему лучше всего подходит для занятий. Некоторые способны ждать какое-то время и выполнять несколько заданий подряд, другим тяжело терпеть, поэтому вы можете поощрять их любимой игрой или небольшим отдыхом после выполнения каждого задания.

Обратите внимание, что поощрение – это не "подкуп". Заслуженной наградой после занятий будет отдых, прогулка на свежем воздухе, просмотр мультфильма, совместная игра или творчество. Только лучше заранее предупредить об этих планах!

Если вы решите использовать какое-либо поощрение для создания внешней мотивации, то это должно стать правилом, постоянным и не отменяемым. Пообещали мультфильм после занятия, а "ученик" отказался заниматься, то просмотр автоматически "отменяется". И наоборот, занятия с ребенком аутистом прошли успешно, вы обязаны сдержать своё обещание.

Чтобы поддерживать внешнюю мотивацию, необходимо, чтобы поощрение не было постоянно в свободном доступе. Возвращаясь к примеру с мультфильмом, это означает, что ребёнку вряд ли будет значимо посмотреть его после занятия, если он может свободно пользоваться гаджетами в любое время суток.

Кроме создания внешней мотивации, можно подумать, как в целом заинтересовать совместными занятиями. Быть может лучше подобрать не учебные материалы, а игровые. В начале, пока только формируется привычка заниматься, можно включать в план занятия исключительно интересные и занимательные игры. Малыш с удовольствием согласится играть с любимыми игрушками. Единственное правило на этом этапе – находиться вместе с родителями на "рабочем месте". Для этого также может понадобиться, чтобы не было в течение дня доступа хотя бы к некоторым интересным для него игрушкам. Доступ к ним только во время занятия.

По мере того, как появляется доверие к процессу обучения, вы сможете постепенно вводить помимо игр короткие учебные задания.

  1. Терпение и усидчивость.

Некоторым детям с диагнозом аутизм тяжело выдержать все время занятия. В этом случае желательно продумать, как сделать "урок" менее тягостным. При организации развивающих занятий с детьми аутистами важна предсказуемость и понятность ситуации. Хорошо, когда удаётся сделать их частью распорядка дня. Тогда всем будет понятно, что занятия дома проводятся в определённое время суток, всегда длятся одинаково по времени. Если вы используете расписание, включите в него "уроки", чтобы он знал, когда они начнутся, и был готов к этому моменту.

Хорошо оборудовать уголок или специально отведённое рабочее место. Это не обязательно должна быть отдельная, особым образом оснащенная комната, просто постоянное пространство, в котором комфортно заниматься. Хочется подчеркнуть, что место для коррекционных занятий с аутичным ребенком должно быть постоянным. У него должна выработаться привычка, что "урок" проходит именно здесь. Зонирование (выделение "игровой" части комнаты и рабочего места) позволяет лучше настроиться на серьезный лад.

Важно, чтобы ребёнок аутист знал, когда процесс обучения закончится. Для этого вы можете поставить песочные часы или таймер, в этом случае сработает наглядность.

Кроме расписания событий дня, вы можете ввести визуальное расписание уроков. С помощью картинок можно создать план (для читающих детей – рукописный). Ребёнок сможет проверить, сколько заданий он уже сделал и сколько ещё осталось.

Для совсем маленьких, план может включать всего 2-3 картинки с очень быстрыми и лёгкими заданиями, важно, чтобы в нем можно было легко ориентироваться. И, как легко догадаться, здесь тоже важна честность "договора". Если вы договорились, то малыш должен учиться следовать этому, задания не могут отменяться "просто так", но и добавлять новые задания, не предусмотренные планом, тоже нечестно. Согласитесь, гораздо приятнее, когда взрослый тебя заранее предупреждает, сколько нужно потерпеть и долго ли ещё осталось.

  1. Эмоции.

Некоторые дети аутисты с трудом усваивают материал и, как следствие, начинают переживать, расстраиваться, отказываются заниматься.

Существует нюанс, связанный с объёмом самого задания. Если задание является слишком трудным/нудным/скучным, желательно, чтобы ребенок аутист мог заранее оценить его объём и рассчитать свои силы. Иногда дети начинают плакать, только увидев огромную гору картинок, книжек, пособий. А тонкая стопочка из 10 картинок выглядят не так безнадёжно пугающе. Если вы наглядно покажете, какой объём задания, демонстративно откладывая в сторону уже пройденный материал, это не только снизит тревогу, но и повысит мотивацию ("Вот какой молодец, уже почти всё доделал!").

Если объём задания не задан самими материалами, вы можете предупредить своего "ученика" другим способом. Для этого пригодятся жетоны, как в ABA-терапии. Жетоны – это такие фишки, с помощью которых можно отметить хорошо сделанную работу или хорошее поведение. После того, как будет собрано фиксированное число жетонов, можно сменить деятельность или получить поощрение.

Необязательно использовать именно жетоны. Если Вы просто нарисуете на листе бумаги нужное вам число клеточек и будете отмечать каждое сделанное задание галочкой, то это тоже обеспечит наглядность, сделает ситуацию более понятной и менее тревожной.

Важным навыком будет научить ребёнка просить помощь каждый раз, когда задание кажется ему трудным. В этом случае он будет чувствовать вашу поддержку и принятие. Вероятнее всего снизится число поводов для расстройства и пыток избежать занятий.

Подумайте, какое обращение лучше подойдёт вашему ребёнку. Если он владеет речью, вы можете обучить его речевой просьбе. Для детей аутистов с выраженными речевыми нарушениями подойдёт дополнительная коммуникация (жест "помоги" или карточка PECS "помоги").

Еще один важный момент, которому стоит уделить внимание – управление эмоциями. Ребенка аутиста необходимо научить успокаиваться. Если "ученик" сильно расстроился во время занятия дома, помогите ему перестать волноваться и вернитесь к выполнению заданий чуть позже.

Подумайте, что утешает вашего малыша. Некоторым детям с диагнозом аутизм нужно побыть одним, других необходимо обнять, дать поиграть с любимой игрушкой. Помогите ребёнку пользоваться этими способами успокоения: быть может, он научится вовремя (до того, как сильно расстроился) обращаться к вам с просьбой "пожалей меня" ("обними", "поцелуй") или просить перерыв, чтобы побыть одному, успокоиться. Некоторым помогает, когда рядом лежит антистрессовая игрушка, которую в случае необходимости можно помять, побить или даже покусать. Так ребёнок поймёт, что вы сочувствуете ему, учитываете его состояние.

  1. Неусидчивость и гиперактивность.

Ребенок неусидчив, отказывается побыть на месте даже несколько минут. Взрослым эта проблема кажется одной из самых трудных. Но, если встать на сторону ребёнка, то ему тоже несладко. Зачастую детям аутистам очень трудно усидеть на месте, подолгу заниматься одним и тем же делом, особенно когда неподалёку телевизор, кровать и игрушки.

Многие ребята очень сильно расстраиваются и злятся, что родители предлагают занятия вместо игры и отдыха. Вместе с тем, чтобы создать внешнюю структуру и предсказуемость, как было описано выше, можно продумать сам режим занятий, их длительность и частоту. Важно качество, а не длительность! Если вам удаётся привлечь ребёнка к занятиям на 5 минут, а после этого он убегает, то проводите занятия длительностью 4 минуты, и отпускайте отдохнуть. Тогда получается, что вы сами (на своих условиях) заканчиваете занятие, причём "на хорошей ноте". После того, как 4-х минутные занятия войдут в привычку, время можно постепенно увеличивать, буквально по минуте. Можно ввести в режим дня несколько таких коротких занятий.

Бывает так, что ребёнку достаточно просто передохнуть, и он снова согласен заниматься. В таком случае можно устраивать "переменки", как в школе: позанимался – отдохнул – снова позанимался. Заранее продумайте, как вы будете начинать и заканчивать перемены. Вероятно, понадобится таймер или песочные часы, чтобы все понимали, когда закончится отдых и нужно будет вернуться за стол.

  1. Новизна.

Далеко не все дети аутисты любят перемены, новшества. Многие тревожатся, когда видят новые игры и пособия. Частично это связано с тем, что малыш ещё не знает, что с этим необходимо делать, боится, что незнакомые материалы окажутся слишком сложными или неприятными. Поэтому перед тем, как предложить ребёнку аутисту что-то ранее неизведанное, вы можете показать ему образец и что нужно с ним делать. Иногда лучше, чтобы это делал второй взрослый, а ребёнок смотрел со стороны. Родители могут разыграть мини-спектакль, чтобы мотивировать, заинтересовать, сделать ситуацию более понятной.

В современных реалиях дети обожают смотреть видео, мультфильмы. Попробуйте использовать этот интерес для объяснения что-то нового.

Существует такое направление, как видеомоделинг. Взрослые (иногда с участием детей) записывают на видео различные ситуации, часто с проговариванием ситуации, объяснением правил. При просмотре видео ребёнок с аутизмом получает представление о том, как правильно действовать в той или иной ситуации. Часто такие видео касаются именно сферы взаимодействия (например, по видео ребёнок учится знакомиться), но вы так же можете использовать видео, чтобы привлечь внимание малыша к новой игре или объяснить смысл задания. Многим ребятам интереснее смотреть на запись, как кто-то взаимодействует с какими-то материалами, чем на живого человека, который показывает то же самое. Можете записать "фильм" с членами семьи, которые играют во что-то, чтобы вызывать у ребёнка интерес. После того, как малыш увидел образец, предложите ему повторить это самому.

  1. Практика.

Ребенок аутист учится чему-то только на занятиях со специалистами, а дома полученные знания не может применить. Если Вы замечаете подобную ситуацию, значит, есть трудности переноса полученных знаний. Это может быть связано с тем, что малыш "заучивает" вопросы и задания, прочно связывает их с учебной ситуацией, а после занятия нигде не сталкивается с необходимостью применять их на практике.

Может создаться впечатление, что занятия с ребёнком аутистом дома обязательно должны напоминать школу, то есть проходить за столом с учебниками и пособиями. Однако это не так. Существует концепция естественного обучения, когда необходимые знания и навыки "ученик" получает во время возникающих в течения дня жизненных ситуаций.

Естественное обучение имеет ряд неоспоримых плюсов: ребёнок учится применять свои знания, взаимодействовать в житейских ситуациях, а не в "рафинированных" академических условиях, кроме того, он не воспринимает эти ситуации как учебные, рутинные, значит возникает более высокая мотивация для взаимодействия и обучения. И, наконец, ребёнок учится быть более гибким в поведении. Приведём пример. Вы учите ребёнка читать. Можете создать более высокую мотивацию для чтения, если он будет читать список продуктов в магазине и соотносить прочитанное с теми продуктами, которые он видит на полке, а затем найти что-то, что он сам любит. Или вы учите ребёнка отвечать на вопросы о себе, и на детской площадке к нему подходит ребёнок, который хочет узнать его имя. Когда вы учите цвета, то сможете поиграть в игру, где ребёнок находит свою любимую игрушку в коробке именно того цвета, который вы называете.

Как нетрудно догадаться, часть таких ситуаций можно подстроить самому. Попросите родных, близких, друзей "подыграть" вам, чтобы создать необходимую для обучения ситуацию. Например, предупредите учительницу в школе, что именно сегодня у ребёнка не будет с собой ручки, и он вынужден будет обратиться с просьбой к учителю или однокласснику.

Ребенок с аутизмом. Как дома выстроить режим занятия?

В целом, этого вопроса мы касались выше. Однако хотелось бы прояснить, что под режимом занятий подразумевается не только их стабильность и постоянство, но и режим нагрузок. Даже если занятие проходит в игровой форме, оно всегда является нагрузкой: необходимо сосредотачиваться на чём-то, поддерживать совместное с взрослым внимание, тратить эмоциональные ресурсы, контролировать своё поведение. Поэтому подумайте, как выстроить процесс обучения так, чтобы уроки были в радость.

  1. Ограничение по времени. Засеките время, по истечении которого, на ваш взгляд, ребёнок становится уставшим. Лучше незадолго до наступления усталости закончить занятие или организовать перерыв. Помните, что "ученик" не обязан сразу выдерживать длительные занятия. В самом начале он будет заниматься 10-15 минут, и только потом можно будет увеличивать длительность.
  2. Чередование нагрузки и отдыха. Чтобы избежать накопления усталости и одновременно с этим увеличить продолжительность занятия, желательно вводить в течение "урока" переменки.
  3. Чередование разных типов заданий. Для того, чтобы у ребёнка сохранялась мотивация к продолжению занятия, чередуйте сложные и простые задания. В начале занятия, пока ребёнок бодр, желательно предложить более сложные задания, в конце, когда он начинает уставать, что-то простое и приятное. На простых занятиях ученик "отдыхает", кроме того, он чувствует себя успешным, что даёт возможность позже вернуться к чему-то более сложному. Хорошо чередовать неинтересные и интересные задания. Так вы учтёте интересы ребёнка и повысите его мотивацию ("Мы сейчас будет делать математику, а потом поиграем в твою любимую настольную игру").
  4. Многим ребятам нравится делать что-то самостоятельно, устанавливать свои правила. Предложите выбрать из заранее подготовленных материалов, чем сегодня хочется позаниматься и в каком порядке, самостоятельно составить план урока. Конечно же предложенные задания обязательно должны включать что-то, что нравится и приносит радость, удовольствие.

Каждому родителю хочется, чтобы его чадо гармонично развивалось, росло здоровым и сильным, успешно умело преодолевать жизненные трудности. Занятия с ребенком аутистом дома принесут несомненную пользу. Но при этом не стесняйтесь обращаться за советом к специалистам. В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ работает Родительский Клуб, в котором несколько раз в месяц проходят встречи с врачами, семейными и медицинскими психологами. Приносите записи своих домашних занятий, чтобы получить обратную связь непосредственно от специалистов. Психологи Центра подскажут как более интересно организовать обучение, помогут подобрать такие игры и задания, которые будут интересны не только ребёнку, но и вам, чтобы совместные занятия приносили радость и удовольствие.

Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма. Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в классе.

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях [2].

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, учитель должен, прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Педагоги и психолог совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к условиям обучения и проживания в школе-интернате. Вместе они вырабатывают индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей-аутистов, помогает решать возникающие проблемы. В процессе наблюдения за ребенком воспитатель или учитель могут проконсультироваться с психологом по возникающим вопросам. Например: "Как помочь ребенку избавиться от страхов?", "Как реагировать педагогу на вспышки агрессии и самоагрессии?" и т.д.

Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Первый важный шаг - наладить эмоциональный контакт между ребенком с аутизмом и взрослым (педагогом). Дети, страдающие аутизмом, очень осторожно относятся к незнакомым людям. Возможны даже вспышки злости и агрессии в их сторону. Маленькому аутисту нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку и начать доверять ему. Только после установки эмоционального контакта можно начинать проводить с малышом больным аутизмом сенсорные игры.

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем [3]:

— ориентация аутичного ребенка во внешний мир;

— обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребенка более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА:

1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)

6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

Второй этап психокоррекции детей с РДА — усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.

Кроме общих задач, в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Не обходимо помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные проективные методы. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внимание на то, что так он по-особенному приветствует присутствующих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные методы могут только усугубить его агрессивные проявления.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать "Рамки Монтессори").

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды - ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я - как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый "понял" объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Поэтому некоторые релаксационные игры будут полезны и в работе с аутичными детьми. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать ваше взаимодействие с ребенком более эффективным [1].

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. В детском саду эту проблему решить легко: ребенка не надо загружать непосильными для него заданиями. А в школе учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Психологи рекомендуют аутичным детям заниматься иностранными языками. Может быть, благодаря тому, что при их изучении педагоги используют большое количество схем и алгоритмов, детям бывает легче усваивать учебный материал.

С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись "по вкусу" вашему ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Сенсорные игры дают ребенку с диагнозом аутизм чувственные ощущения. Ощущения могут быть разными: зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, вкусовыми и обонятельными [4].

С возрастом у здоровых детей интерес к предметам отступает на второй план, их начинают интересовать социальные отношения. Этот интерес проявляет себя даже в сюжетно-ролевой игре. У ребенка с диагнозом аутизм все иначе. Ему не интересны социальные отношения, он останавливается на этапе познания мира через предметы. Интерес к социальным отношениям у детей с аутизмом не проявляется. Игрушки дети не используют для сюжетно-ролевых игр, они придумывают для них другое назначение, например, согнуть, подбросить, попробовать на вкус.

Целью для проведения сенсорных игр будет создание положительного эмоционального настроя. Взрослый должен обязательно принимать участие в таких играх. Ребенка, можно вовлечь в игру заинтересовав новыми ощущениями. После игры у него останутся положительные эмоции. Со временем он поймет, что с вами интересно и начнет вам доверять. Получив доверие ребенка, взрослые смогут вносить в игру новый смысл, делая еще один шаг в развитии ребенка с РДА.

Важную роль в развитии речевой активности ребенка играют родители. Психолог рекомендует родителям комментировать все происходящее с ребенком в течение дня, выделять эмоциональные детали, включая комментарии отношений, чувств, социальные правила. Следует подчеркнуть, что у большинства родителей наблюдаются искаженные оценки речевых возможностей детей. Многие из них считают это основным определяющим недостатком в психическом развитии ребенка, в связи, с чем организуют занятия с логопедами и другими специалистами, что еще больше может усугублять речевой мутизм у ребенка. Родители должны помнить, что важным в формировании речи аутичного ребенка является развитие у него потребности в общении, и это может быть достигнуто только в процессе развития целенаправленного поведения.

Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - С. 154-165.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1988.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

Шипицына Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - 368 с.

Для многих родителей, учителей и психологов камнем преткновения становится именно непонимание: как же вовлечь, заинтересовать ребенка, который ничего не хочет? Сделать безошибочный выбор в каждом конкретном случае (выбор пособий, заданий, скорости подачи материала и всего остального) можно, только если понимаешь, как устроена психика ребенка. Я для себя впервые раскрыла это в 2015 году на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И это был настоящий прорыв в понимании природы аутизма.

На вопросы отвечает Евгения Астреинова, психолог, работает с аутичными детьми 11 лет индивидуально и в группах.

— Работа с детьми аутистами наверняка имеет свою специфику. Что самое сложное в вашей работе?

— Главная трудность в том, что аутичный ребенок поначалу жаждет, чтобы его оставили в покое. Пытается уклониться от контактов с внешним миром. Так что, пожалуй, самая трудная задача — вовлечь такого ребенка в занятия, пробудить в нем желание сотрудничать.

Конечно, нужно в меру использовать и принуждение тоже, как при воспитании любого ребенка. Но на одном только принуждении задачу реабилитации не решить. Для многих родителей, учителей и психологов камнем преткновения становится именно непонимание: как же вовлечь, заинтересовать ребенка, который ничего не хочет?

Если удается решить эту задачу — все остальные проблемы преодолимы.

— Вам удается вовлекать детей? Каким образом?

— Все живое, в том числе и человек, устроено так, что пытается сохранить себя. Избегает негативных, травмирующих воздействий и тянется к благоприятным, полезным. Так что главный вопрос в том, каких воздействий нужно избегать при работе с детьми аутистами, а какие, наоборот, стоит использовать, потому что они пробуждают желание ребенка сотрудничать.

Сделать безошибочный выбор в каждом конкретном случае (выбор пособий, заданий, скорости подачи материала и всего остального) можно, только если понимаешь, как устроена психика ребенка. Я для себя впервые раскрыла это в 2015 году на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И это был настоящий прорыв в понимании природы аутизма.

Любой ребенок, имеющий психогенно обусловленный аутизм, — это травмированный и задержанный в развитии обладатель звукового вектора. У него от природы высокая чувствительность слуха. Рождается звуковик абсолютным интровертом, а желание «выходить наружу», вслушиваться в мир возникает у него исключительно по принципу наслаждения.

Работа с детьми аутистами фото

Если снаружи приятно (звучит негромкая речь, окрашенная теплыми эмоциями, играет негромкая классическая музыка и т. д.) — малыш с радостью вслушивается. Но если он растет в атмосфере сильных шумов (громкая музыка, постоянно работающая бытовая техника, а особенно — ссоры и крики взрослых), его развитие нарушается.

Крик и сильные шумы — непереносимый сверхстресс для развивающейся психики ребенка звуковика. Он перестает вслушиваться и может практически полностью утратить способность воспринимать смыслы речи. Чувственная связь с миром в этом случае тоже не развивается адекватно.

Исходя из этого, понятно, что работа с аутичными детьми должна строиться на основе принципа звуковой экологии. С ребенком стоит говорить на пониженных тонах, а если он болезненно воспринимает даже такие звуки (например, закрывает уши), то иногда уместно переходить даже на шепот.

В атмосфере негромких звуков и благоприятного эмоционального состояния окружающих к ребенку возвращается утраченное чувство защищенности и безопасности, и постепенно он начинает проявлять интерес к миру снаружи.

— Существует какой-то план работы с ребенком с РАС (расстройством аутистического спектра)?

— Есть общий принцип, который я применяю и в индивидуальной, и в групповой работе с детьми аутистами. Для подавляющего большинства из них на первых порах хорошо срабатывают музыкальные занятия. Ребенок может быть не готов еще вслушиваться в речь. Но вслушиваться в звуки музыки легче: она несет не смыслы, а передает некие образы или ощущения.

Задания могут варьироваться в зависимости от состояния и возраста ребенка. Самые простые, например, — определить предмет, который издает звук (негромкий маракас, колокольчик, шуршащая бумага, льющаяся вода). Потом учимся на слух определять высокие и низкие звуки, находить их на клавиатуре, ассоциировать с «дождиком» или «мишкой», то есть объектами реального мира.

Учимся распознавать короткие и длинные звуки. Здесь можно добавлять и логоритмику — совмещать вслушивание с действиями тела. Например, «простукивать» короткие звуки рукой по мячику и «катать» длинные, протяжные звуки. Многим детям это помогает начать подражать не только движениям, но и звукам.

Работа с аутичными детьми фото

Со способностью подражать приходится работать комплексно, потому что она нарушена у подавляющего большинства аутистов. Традиционное развитие болезни чаще всего выглядит так: до года ребенок в целом соответствует норме, но в возрасте от 1 до 3 лет он задерживается в развитии. Тем самым упускает важнейший период, в ходе которого дети осваивают наглядно-действенное мышление, приобретают способность действовать по образцу.

Так что учимся подражать и через задания на мелкую моторику (пальчиковая гимнастика), и через общемоторные упражнения (движения под музыку), и через действия с предметами (поставить определенным образом кубики, сложить фигуру из счетных палочек и т. д.).

В остальном же план работы с ребенком с РАС должен учитывать все вектора, заданные ему природой с рождения. Ведь звуковой вектор доминантный, но не единственный в устройстве психики такого ребенка.

— Как отличаются методы работы с аутистом в зависимости от его индивидуального набора векторов?

Кардинально отличаются: от выбора пособий до формы и скорости подачи информации.

Например, малыши с кожным вектором от природы неусидчивы, много двигаются. При аутизме у такого ребенка может быть множество навязчивых движений, он поминутно вскакивает, убегает. Здесь необходима частая смена заданий, причем часть из них — в подвижной, игровой форме. Аутисту с кожным вектором легче усвоить любые смыслы, когда они подкреплены движениями или тактильными ощущениями. Инструкции такому ребенку нужно давать очень кратко, лаконично — иначе он вообще не станет слушать.

Бывает, что ребенок с большим трудом способен воспринимать смыслы на слух, но выручает именно восприимчивость других векторов (например, тактильная, кожная). С такими детьми мы усваиваем понятие «большой-маленький», например ощупывая мячики разного размера — от большого гимнастического до маленького теннисного. Ребенок различает их наощупь, и постепенно ассоциирует с речевыми понятиями «большой» и «маленький». И в дальнейшем способен показать это и на картинках, и на других предметах. Этот же принцип используем при освоении других понятий.

А вот методы работы с аутистом, который наделен анальным вектором, совсем другие. Это дети неторопливые, им требуется многократное повторение материала. Такого ребенка ни в коем случае нельзя торопить, подгонять, обрывать посреди действия или попытки сказать что-то.

Дети с анальным вектором усидчивы, больше любят работу за столом, предпочитают настольные игры и пособия. При аутизме именно у таких малышей сложнее всего складывается навык управлять собственным телом, так как они от природы не склонны к высокой подвижности. Здесь важно уделять особое внимание навыкам наглядно-действенного мышления — у них оно сложнее складывается.

— Те особенности поведения ребенка-аутиста, что вы описали, сразу бросаются в глаза? Или нужно какое-то время, чтобы понаблюдать и только потом выбрать подходящие методы работы?

— Благодаря тренингу «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана любые особенности детей заметны и понятны сразу.

Это существенно облегчает работу: ведь раньше приходилось двигаться вслепую. Уходила масса времени, чтобы подобрать задания, почти что методом тыка. Любой подход мог отлично сработать с одним ребенком и совершенно не сработать с другим. Сегодня я, конечно, понимаю почему: просто психологически это были совершенно разные дети.

Неоценимую пользу приносит это в работе с полиморфными детьми. Сегодня практически каждый городской ребенок такой — он наделен свойствами сразу 3-4 векторов. Соответственно, и особенности поведения ребенка-аутиста в этом случае более сложные. Например, он может в один момент вскакивать и бегать по комнате, демонстрировать множество навязчивых движений. И тут же, через минуту, впасть в ступор, начать монотонно совершать одно и то же действие, и переключить его на другое не выходит.

Раньше меня это обескураживало, но сейчас все понятно. Просто у малыша есть одновременно свойства анального и кожного векторов, поэтому и симптомы меняются, словно перед вами два разных ребенка.

Добавьте сюда еще зрительный вектор — и вы увидите, что такой ребенок играет со светом-тенью (например, прищуривает глаза, рассматривает предметы на просвет). Раньше эти симптомы мне ничего бы не сказали. Сегодня я понимаю, что такому малышу важно убрать все зрительные помехи — лучше, чтобы в комнате не было пестрых плакатов, обстановка была однотонной. А вот пособие, с которым вы будете работать, непременно должно быть ярким и красочным, оно гарантированно привлечет внимание малыша.

— И как проходит коррекционная работа с аутичным ребенком, если у него несколько различных векторов? Приходится же менять подачу и формы задания прямо по ходу занятия?

— Когда вы воспринимаете психику ребенка изнутри — это не составляет проблемы. Возникает эффект особой сознательной и чувственной «сонастройки» с подопечным. Например, еще раньше, чем ребенок потянулся к ушам в попытке их закрыть, я чувствую, воспринимаю, что он устал от смысловой нагрузки. Голос просто автоматически падает до шепота, инструкции становятся короче.

Или, например, мы сидим и неторопливо повторяем с малышом что-то, пока он воспринимает информацию через анальный вектор. Но еще раньше, чем он переключится на «кожное» восприятие реальности, я улавливаю, что вот сейчас он вскочит и побежит. И сразу переключаю на что-то другое, меняю задание, подключаю пособия, рассчитанные на тактильное восприятие.

Несмотря на кажущиеся трудности, передать некое понятие, смысл намного легче именно полиморфному ребенку. Ведь у него много разных чувствительных зон, разных способов восприятия реальности.

Скажем, нам надо изучить тему «обитатели моря» с полиморфным ребенком. Мы используем пальчиковую гимнастику — показываем медузу, дельфина и т. д. Потом задействуем звук и тренируем наглядно-действенное мышление — учим песенку про море и повторяем крупномоторные движения на подражание. Дальше нам помогают свойства анального вектора (стремление все упорядочить), и мы делаем сортировку, раскладываем в одну сторону наземных животных, в другую — обитателей моря. Анально-зрительная связка векторов помогает ребенку выполнить красочную работу на эту тему — аппликацию, картину из пластилина.

Таким образом через все занятие проходит единая линия смысла, единая тема. И нужный смысл идеально и с первого раза укладывается в голове ребенка, поскольку воспринят через несколько разных каналов связи с миром.

— Вы даете какие-то рекомендации родителям, основанные на том методе, которым пользуетесь?

— Конечно, даю. Даже желая ребенку самого лучшего, родители часто не понимают, что необходимо для его благополучного развития. Например, мама с кожным вектором, и ей кажется, что ее малыш слишком медлительный, копуша. На самом деле у него просто другие свойства — анального вектора. Но они не совпадают с мамиными, и она нервничает, начинает торопить и подгонять его. В результате ребенок впадает в ступор все чаще и надолго. То есть, сама того не желая, мама причиняет ему ущерб.

Коррекционная работа с аутичным ребенком фото

Но к сожалению, не всегда мамы могут выполнить рекомендации, даже если сами очень хотят. Например, я сразу объясняю, что без звуковой экологии дома не обойтись. Но сколько выдержит мама попыток говорить негромко и спокойно, если она сама в сильном стрессе и ее «колотит» изнутри?

Мы не управляем своими бессознательными состояниями. Единственный выход тут — это маме самой пройти тренинг Юрия Бурлана, чтобы получить свой результат, изменить к лучшему внутренние состояния. Тогда она будет надежным гарантом чувства защищенности и безопасности для своего малыша. Сможет верно воспитывать его, понимая его психику. А чувственно — будет наполнять ребенка радостью от жизни. И он сам намного охотнее будет к ней тянуться.

Для детей до 6-7 лет эта связь с мамой настолько значима, что есть случаи, когда с ребенка снимают диагноз «аутизм» после того, как мама проходит тренинг.

— А с какой возрастной аудиторией работаете вы? И насколько тяжелое состояние детей?

Последнее время основная категория моих подопечных — 8-9 лет и старше. Часто эти дети фактически «отказники школ». То есть они там номинально числятся, но обучаться не могут. Педагоги не могут найти подход к ребенку, не знают, как и чему его учить.

Особенно трудно школьным учителям с полностью аутичными, неговорящими детьми. Ведь мы привыкли, что у нас в целом обратная связь с человеком — это его ответ. А здесь ребенок не может его дать. Не только педагоги, но и родители теряются. Говорят: мы-то показывали и учили с ним вот это и то, но не знаем, насколько он вообще что-то понимает и знает.

На самом деле обратную связь легко можно получить и с таким ребенком. Это простой принцип выбора: дай, покажи (нужную цифру или букву). Положи столько предметов, сколько показывает цифра. Таким образом можно обучить полностью неговорящего человека и читать, и писать, и помочь ему освоить многие другие навыки. Так что приходится «подменять собой» школу в тех случаях, когда ребенок не может получить необходимые знания обычным образом.

— Какие результаты дает системная работа с аутичными детьми?

— Дети намного быстрее усваивают материал, идут на контакт. Если мама реализует дома системные рекомендации, то достаточно быстро она отмечает, что поведение ребенка меняется, становится более «здоровым». Например, ребенок начинает играть в обычные детские игры, пытается вовлечь в них маму. Сам инициирует контакт с ней — пытается что-то показать, проявить свое желание.

Бывают и реальные прорывы. Один из последних случаев — когда удалось запустить старт речи у девочки 11 лет, которая до этого не говорила. Поначалу пошло подражание звукам, затем слогам, потом появились первые облегченные слова — как у годовалых. И эта динамика воплотилась за считанные 3-4 месяца. Хотя обычно принято считать, что если речь не появилась до 7 лет, то она уже не появится вовсе — однако системный подход опровергает это.

— Что вы можете посоветовать специалистам, которые работают с такими детьми?

— И для родителей, и для специалистов рекомендация одна — пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Сегодня число детей с аномалиями развития постоянно растет. Только опираясь на системные знания, мы все вместе сможем повернуть эту динамику вспять. Еще немного, и сегодняшние дети будут основой государства, станут нашим общим будущим. И какое оно будет, зависит от каждого из нас.

«Не могу не подчеркнуть, насколько упростилась диагностика различных состояний, есть ясное понимание, чего не хватает конкретному ребенку, какие психологические причины тормозят его развитие или мешают адекватно выразить себя, адаптироваться в коллективе, глубже понимаю родителей, какие переживания испытывают мама и отец ребенка. И самое главное, сегодня я могу им объяснить, как помочь развитию конкретного ребенка, как улучшить его состояние.

И только сейчас я системно понимаю, какая ответственность лежит на мне как на специалисте! Всем-всем психологам рекомендую, не откладывая на потом, пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. »

«Теперь, перебирая в памяти случаи из логопедической практики, рассматриваю их через восьмигранную призму СВП и искренне сожалею, что раньше в моей жизни не было подобного тренинга. Что дал мне тренинг по Системно-векторной психологии в моей профессиональной сфере? Прежде всего, четкое осознание причинно-следственных связей возникновения речевых нарушений у моих маленьких пациентов, объяснение родителям индивидуальной картины особенностей патологии в речи их детей и пути выхода из нее. »

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Игры с аутистами

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Какие игры у аутистов

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Полезные игры

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Игры дети аутисты

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Какие бывают игры для детей аутистов

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Предметные игры

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Развивающие игры для детей аутистов

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Список игр для детей аутистов

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Пятеро детей аутистов

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Специальные игры для детей

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Разные игры для детей аутистов

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Игры с детем

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Детские игры для аутистов

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Дети с шариками

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Читайте также: