Работа психолога в школе с чего начать

Опубликовано: 03.10.2024

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

  • Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
  • Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).
  • Диагностическое – одно из традиционных направлений
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультативное направление
  • Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
  • Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу
  • Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
  • Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
  • Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
  • Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
  • Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
  • Тематика родительских собраний на год.
  • План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
  • План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
  • Различные приказы, инструкции.
  • Планы работы на неделю, четверть.
  • Журнал консультаций.
  • Журнал учета групповых видов работ.
  • Папки с результатами обследований.
  • Папки с методическими материалами.
  • Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
  • Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
  • Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
  • Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
  • Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)

9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.

В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.

Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).

C вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться на e-mail автора статьи

Количество статей: 1

Ищу работу психолога!
Облазела Весь интернет в поисках вокансий! Помогите кто знает где найти работу психолога в школе! Пришлите пожалуйсто на E-mail: kindlyolga@mail.ru!
Заранее благодарна!

Мне кажется что это очень тяжело мы проходили практику в школке я чуть не повесился, но зато как интересно.

Статья замечательная, огромное спасибо! Я, правда, работаю в школе уже год, и к этим выводам успела прийти самостоятельно, через свои шишки . Но как мне не хватало таких подсказок в начале работы! С удовольствием сохранила Вашу статью, буду рекомендовать её коллегам.
Спасибо!

Именно поэтому всех заинтересованных, креативных, активных и тому подобное приглашаем на работу психологом в кадетской школе! Все вопросы и предложения присылайте на nastaisia@mail.ru

Привет всем! Согласна с Ташей. Надо любить школу, а скорее ребят и тогда о трудностях забываешь.

Привет! Я ещё не совсем психолог,учусь на 2-м курсе универа.Но скажите,когда вы поступали на эту профессию,с какой целью это было?Просто помочь себе или людям разобраться в себе, или это был другой интерес?А если у вас остались полезные ссылочки,нужные для психолога,помогите!

все замечательно спасибо что написали эту статью.
сам недавно устроился на работу в школу, начинать всегда непросто.

Спасибо за систематизацию знаний.

Статья замечательная, написано все очень хорошо, но когда я посмотрела сколько стоят рекомендуемые методики, то пришла в ужас. Сама я их не потяну, школа, я думаю, тоже не станет покупать. У меня опыта работы пока нет, но вот собираюсь выходить из декретного отпуска и устраиваться в школу психолом. Наверное, я согласна со всеми, кто здесь писал, потому что тоже считаю, что педагоги в возрасте будут относится как к девочке, которая просто так получает деньги, а они со стажем знают гораздо больше и лучше, в лучшем случае скажут спасибо и положат рекомендации в стол. Конечно все это перетерпеть и работать в полную силу можно, но при условии, что эта работа нравится. Вот я и нахожусь в некотром сомнении, боюсь разочароваться, хотя к работе готовлюсь уже за год. У меня большая просьба к тем, кто имеет опыт работы поделиться секретами из жизни школьных психологов, возможно ли работать без указанных в статье методик и вообще как это быть психологом в школе? К чему быть готовым? Чего хотят директора и завучи? как относятся учителя и дети? Мой адрес yugunko@yandex.ru. Мне интересно все, спасибо всем, кто откликнется!

Статья, хорошая поможет начинающему психологу (школьному) избежать многих ошибкок

Статья, хорошая поможет начинающему психологу

Работаю первый год в школе…очень тяжело,а самое печальное,что меня никто всерьёз не воспринимает)А всё потому,что молодой специалист,заканчиваю институт…хотя,естественно,в своей специальности и специфике работы с детьми я разбираюсь на порядок лучше,чем педагоги,имеющие весьма абстрактное понятие о психологии(в моей школе)..работаю я не ради денег,а только ради трудового стажа,который всегда ценен))Поэтому уже привыкла…

Статья замечательная))очень пригодилась…
Действительно..пораньше бы…

Огромное спасибо! Именно это я искала. Не знаю, что делать в школе и наставника нет

психологом работаю уже 3 года ненавижу эту специальность . Сама удивляюсь как я еще терплю этот бред

Большое спасибо за статью, Вы мне очень помогли, я работаю в школе не первый год, но начинать что-то новое всегда как-то страшновато

Огромное спасибо за статью. В этом году начинаю работать психологом в школе и уже неделю сижу в интернете, в поисках ответа на вопрос: «С чего начать?». Вы разложили все по полочкам. Огромное спасибо.

привет всем коллегам! приятно было обнаружить ваши изречения. хочу поделиться своим опытом. работаю в школе 5-й год психологом. и как говорильсь выше, сама поражаюсь себе "как терплю этот бред". работа мне очень нравится, люблю детей и с ними забываю обо всем.но в последнее время с детьми общаюсь реже, дело в том что работаю одна на 600 человек. и каждый классный руководитель считает, что я обязана работать с его классом и только с его.вот так и разрываюсь на всю школу.в голове бардак, да еще жополизы кружаться вокруг и подсерают.домой приходишь и в душе тяжесть и понимаешь что утром надо вставать и нести себя на эту работу.про зарплату вообще молчу…с переходом на подушевое моя зарплата уменьшилась в 2 раза.вот и думайте…я так понимаю что и моя работа должна в 2 раза уменьшиться но администрация так не считает, и показать какие либо документы подтверждающие это уменьшение зарплаты не может. администрация говорит, что по тип.штатному положению ставка психолога на 24 класса. но ДРУЗЬЯ это полный бред, всю жизнь ставка психолога зависела от количества учащихся в школе. коллеги БЕГИТЕ пока не поздно.считаю что для нормальной и продуктивно работы психолога в школе необходимо выличить от болячек коллектив и администрацию, вот только тогда мы вздохнем спокойно.и еще в интернете нет ни где ни каких документов в которых бы было конкретно и четко сказано, что ставка психолога на 200-250 человек.ГДЕ? это взять?

Я устроилась психологом в школе, не знаю с чего начать! Что делать?

Я устроилась психологом в школе, не знаю с чего начать! Что делать?

даа. про 250 человек это хорошо!! у меня их около 900!! + пед.коллектив! а опыта как такового нет! второй год работаю! вот сижу уже 5 часов здесь и не могу нати тематический план кор.занятий для 7,8,9 классов! я думаю самое главное, чтобы коллектив был хороший в школе! но, знаете, обидно бывает, когда учились, учились, а продавец или уборщица получают больше денег! удачи всем!

Вроде-бы тут http://www.gdmsh.ru/ спрашивали про психолога…

Скажите, пожалуйста кто-нибудь, почему у меня не открываются некоторые ссылки в статье, например, Нормативные документы….
Запрашивает пароль и пишет: «Для входа на сервер psyinfo.ru по адресу protected нужны имя пользователя и пароль.»

Где его взять? На сайте flogiston.ru я зарегистрировна.

Большое спасибо за саветы! всё ясно и вроде бы просто.Но ! Работаю в школе 2-й год, причём в сельской. Первые 4 месяца показались адом. Потом вроде ничего.Сейчас работа «временами даже нравиться». Но возмущает количество необходимой «бумаги». иногда чувствую себя «офисным работником2. Также проблемы с учителями возникают,когда необходимо взять ребёнка на коррекц. занятия или инд. диагностику.Я конечно понимаю, что они выполняют свою работу. Но мне тоже необходимо делать свою. Вообще мнения о школьных психологах разные. У нас в соседней школе директор произнесла такую фразу: „Я вместо психолога лучше техничку приму. Она корридор моет -видно.А психолог, только мешает учителям уроки вести.“ Интересно многие ли пойдут после такого работать в сельскую школу? Хотя дети там замечательные. У меня и сейчас много сложностей. Сразу же в первый месяц работы мне положили на стол папку с надписью „ПМПК“и завуч сказала: „Ты вбудешь вести ВСю докумнетацию по ПМПК!“Это тоько позже я узнала, что я не должна этого делать. Вчера попыталась отказаться.Получила жесткий отпор.Ну и что делать?Также грустно от того , что в первые месяцы работы НИКТО из администрации не занимается процессом адаптации молодого педагога.Никого не интересует как ты будешь работать. умеешь ли заполнять бумаги и так далее .Только сыплют» на тебя эти бумаги да проверки из управления всё ездят .А ты вэто время переживаешь кошмар, от котрого хочется спрятаться и помощи просить не у кого.а опытные педагоги смотрят на тебя кака на «дурочку» и даже не помогу. Хорошо, что я встретила настоящего школьного психолога , которая работает в школе уже 15 лет. Вот только она мне всё рассказала, поделилась секретами. А то приедешь на МО в ИМЦ попросишь поделиться какими-то методиками или еще что-нибудь, а все вцепятся в свои материалы и НИКИМУ не дают. Вообщем ни себе ни людям.не знаю что будет дальше. Хочется стать настоящим профессионалом, а чтобы этого достичь необходимо пережить первые сложные годы в профессии. ВЕДЬ ВСЕ НАСТОЯЩИЕ ПСИХОЛОГИ,по учебникам которых МЫ УЧИЛИСЬ В УНИВЕРЕ, тоже КОГДА-ТО ТАК НАЧИНАЛИ, И У НИХ БЫЛ СВОЙ 1_Й ГОД РАБОТЫ В ШКОЛЕ.Всем начинающим психологам желаю терпения и ещё раз терпения.

По государственному контракту Федерального агентства по образованию № П374 от 27 июня 2007 г., агентством «1С-Персонал» выполнена НИР «Разработка системы психодиагностики обучающихся с использованием информационных и коммуникационных технологий». В результате проведенных научно-исследовательских работ осуществлен подбор психодиагностических методик, необходимых для использования практическими психологами образования, сформирована база психологических методик: психодиагностических, психокоррекционных, профориентационных, создан действующий прототип компьютерной психодиагностической системы.
В качестве основных исполнителей в рамках данного проекта участвовали ведущие ученые-психологи факультетов психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), РПГУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Психологического института РАО.
С сентября 2007 года прототип программы проходит опытную эксплуатацию в 29 учебных заведениях Москвы и Московской обл., Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., Ростова-на-Дону, Рязани, Тульской обл.
По результатам апробации, в 2008 году агентством «1С-Персонал» программно-методический комплекс был доработан и подготовлен к выпуску под названием «1С:Школьная психодианогстика. Базовая версия». Подробности http://www.1c-personal.ru/show_group/98.html
Разработанная компьютерная психодиагностическая система предназначена для использования в работе психологов сферы образования, оказывающих психологическую помощь и консультации учащимся учреждений общего и начального профессионального образования по вопросам трудностей в обучении, проблем общения со сверстниками, учителями и родителями, а также при решении вопросов выбора профессии.
Презентация системы на съезде Федерации психологов образования России и в рамках конференции «Информационные технологии в образовании» выявила большую заинтересованность практических психологов образования в использовании данного программно-методического комплекса.
В октябре 2008 года разработанное программное обеспечение было поставлено в 2000 учебных заведений Московской области как подарок губернатора Московской области Б.В.Громова. Оно получило высокую оценку специалистов.

Привет! Ну, хороший сайт. Работать психологом может не каждый, а особенно когда работа ведется с наркоманами. Зато опыт я взяла за год наивысшии. Теперь уверена что могу работать в любой сфере. Хочу теперь попробовать себя в работе с заключенными. Вот так.

У меня тоже не открываются некоторые ссылки в статье, например, Нормативные документы…, и запрашивает пароль и пишет: «Для входа на сервер psyinfo.ru по адресу protected нужны имя пользователя и пароль.»

Где его взять? На сайте flogiston.ru я зарегистрировна.

У меня тоже не открываются некоторые ссылки в статье, например, Нормативные документы…, и запрашивает пароль и пишет: «Для входа на сервер psyinfo.ru по адресу protected нужны имя пользователя и пароль.»

Где его взять? На сайте flogiston.ru я зарегистрировна.

Спасибо за познавательную и помогающую статью. Молодым специалистам это то, что доктор прописал.

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Цель работы педагога-психолога

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Мероприятия с педагогом-психологом

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Рабочая программа педагога-психолога

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. Обязанностью педагога-психолога в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. Диагностическое исследование проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Работа педагога-психолога с родителями

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Работа педагога-психолога в начальных классах

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Проведение внеклассных мероприятий

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

работа психологом в школе

Все, что делает школьный психолог, позволяет лучше взаимодействовать с детьми, помогает им высказаться и решить психологические проблемы.

Школьный психолог — это одна из популярных и востребованных профессий. Этот специалист должен вызывать доверие и чувство безопасности у ребенка.

Что делает школьный психолог

что делает школьный психолог

Школьным психологом называют специалиста, работающего в школе и оказывающего психологическую помощь учащимся. В его обязанности входит работа со школьниками, с 1 по 11 класс:

  • консультирование;
  • проведение семинарских занятий;
  • тестирование и другие взаимодействия с детьми.

Психологу требуется постоянно повышать свой уровень знаний. Он должен понимать то, чем живут дети в данный момент.

Сложность работы психологом в школе

В школе учащийся может столкнуться с множеством проблем: трудности общения с одноклассниками, неуспеваемость в учебе, конфликты в семье и другие.

Если в школе нет психолога, то эмоциональное и психологическое напряжение, которое создается между учениками может привести к разногласиям и ухудшению отношений.

Школьный психолог должен использовать психологические приемы, которые позволят воздействовать на детей и изменить их поведение.

Кому подходит профессия школьного психолога

Кроме высшего образования, работа школьного психолога подразумевает наличие определенных личностных качеств. К ним относятся:

  1. ответственность;
  2. моральная устойчивость;
  3. умение понимать ребенка и подростка;
  4. тактичность;
  5. общительность;
  6. наблюдательность;
  7. уверенность в себе;
  8. сопереживание.

Все, что делает школьный психолог, должно быть направлено на исправление поведения школьника, сплочение коллектива и информирование о важных событиях в их жизни. Специалист должен относиться к школьникам как к равным, чтобы не возникало пропасти между психологом и учеником. В некоторых случаях школьный психолог позволяет решать проблемы, с которыми ребенок не может обратиться к родителям.

Профессиональные требования к работнику

  1. наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
  2. умение проводить психологические исследования;
  3. знание детской и взрослой психологии;
  4. знание последних методик и достижений в области психологии;
  5. владение методами психотерапии;
  6. знание психодиагностики;
  7. умение проводить психологические консультации;
  8. умение определять психическое состояние человека.

Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.

5 вузов для обучения на школьного психолога:

Обязанности школьного психолога

Школьные психологи проводят тренинги для учащихся, направленные на овладение ими методик эмоционального самоконтроля и личностного роста. Эти занятия помогают школьникам справляться с трудностями, показывать лучшие результаты в школьной и внешкольной жизни.

Профессиональный психолог оставляет втайне все разговоры с учениками, поэтому школьники могут быть уверены в анонимности.

Также школьные психологи проводят курсы, которые могут помочь самостоятельно разобраться ученикам в возникшей проблеме. Специалисты проводят тестирования, которые помогают определить индивидуальные способности каждого учащегося. Особенно это важно перед выпускными экзаменами, когда школьникам необходимо определиться с будущей профессией.

Психолог требуется первоклассникам: специалист помогает детям быстрее адаптироваться к учебе в школе и работает с трудными учащимися. Специалист должен следить за психологическим здоровьем школьников, выявлять лиц, которым требуется профессиональная помощь.

Как стать школьным психологом

Чтобы работать психологом в школе, необходимо получить высшее образование по направлению «психология».

После 11 класса нужно сдать экзамены по следующим предметам:

  • русский язык;
  • литература;
  • биология.

В некоторых институтах требуются дополнительные экзамены. Актуальный список предметов можно узнать на сайте института.

Чтобы не потерять профессиональные навыки, школьному психологу требуется повышение квалификации. Программы для обучения строятся исходя из нововведений в системе образования и ситуации в обществе.

Востребованность профессии психолога в школе

Профессия школьного психолога востребована. В каждой школе есть специалист этого профиля, который может работать весь день, или по совместительству с гибким графиком.

Сколько зарабатывают психологи в школе

школьный психолог повышение квалификации

По информации сервисов по поиску сотрудников, школьный психолог может рассчитывать на следующую зарплату:


Тесты, консультации, профориентация — чем занимается школьный психолог? Наш блогер Иванна делится цитатами школьников и выпускников об опыте обращения к школьным психологам и рассказывает, почему специалистам иногда лучше не доверять и как решить эту проблему.

А. И., 11-й класс: «У нас есть психолог. Приходит иногда, дает нам тестики, но не более того».

М., 11-й класс: «Честно говоря, у нас [психолог] не очень, но это лично для меня. Вообще я пошла к ней не по собственной воле».

К. Д., окончила школу в 2018 году: «У нас был психолог, который палил всё завучу, и та ходила к директору, жалуясь на детей. Мол, их нужно исключить, они проблемные. Даже если они хорошо учились, никому не мешали и просто искали совета».

Школьный психолог — очень часто слегка комичный персонаж: куча бесполезных тестов, советы уровня диванной психологии, вынужденные консультации, уроки, на которых ученики занимаются чем угодно, но не получением знаний. Всерьёз школьного психолога не воспринимают ни дети, ни взрослые. Его не уважают, не доверяют, причём зачастую совершенно справедливо. Школьные психологи должны взращивать в молодом поколении культуру внимательного отношения к психическому здоровью, а получается наоборот.

Каким должен быть школьный психолог?

В первую очередь он должен быть компетентным. У достойного специалиста есть профильное образование, сертификаты о пройденных практикумах и курсах, практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации.

Детский психолог должен быть вдвойне чутким, осторожным и внимательным. Школьники нередко попадают в его кабинет не по своей воле. Они заранее относятся ко взрослым с подозрением и недоверием, поэтому психологу крайне важно доказать, что он надёжен, ему можно доверять и информация останется конфиденциальной.

Ребёнка гораздо проще травмировать, чем взрослого. Последний, если и попадает к психологу, то целенаправленно и с полным осознанием того, что его ожидает

Специалист, работающий с детьми, должен проявлять тактичность, мягкость, последовательно объяснять, зачем он делает какие-то вещи, задаёт разные вопросы. В школе учатся дети от 6 до 18 лет, в этом возрасте возникает огромное количество разных проблем. Каждая из них требует индивидуального подхода и специфических знаний. Если браться за эти вопросы, будучи недостаточно подготовленным, в лучшем случае можно потерять время, а в худшем — навредить.

М. С., 8-й класс: «Ходила к школьному психологу, но после этого становилось лишь хуже. Были советы в духе „постарайся понравиться всем“ или „будь на позитиве“. Когда я пришла на профориентацию, психолог сказала, что мне нужно идти на переводчика, ибо „вот тут у тебя пять, а тут — четыре“. Меня это шокировало»

Аноним, выпускница 2017 года: «Говорила мне всякие хорошие вещи, якобы пыталась помочь, но на серьёзные проблемы отвечала, что все нормально: „Просто улыбнись, пройдёт“. Потом у меня выявили достаточно серьёзный диагноз. Маме советовала меня бить и ограничивать, говорила ей, что я ненормальная. Мама её, слава богу, не слушала».

Зарина, 10-й класс: «Обратилась к психологу из-за депрессии. Как я поняла, в своей сфере она не совсем разбирается и, что такое депрессия, понимает только в теории, но не обесценивает и пытается дать советы (хотя я уже находила их в интернете)».

Чем школьный психолог должен заниматься?

Основные задачи психолога — проводить психодиагностику, поддерживать благоприятную обстановку в школе, классе, проводить личные консультации по вопросам обучения, внутришкольных отношений, личных проблем (для учеников), налаживать диалог между родителями, детьми и педагогами.

Нередко педагоги-психологи ведут свои предметы, а некоторые — особые энтузиасты — даже устраивают тренинги, короткие курсы. Например, в моей школе проводились такие по эмоциональному интеллекту, переживанию стресса. Есть и специфические задачи в зависимости от возраста учеников: для начальной школы — помощь в адаптации, для средней — формирование жизненных, поведенческих, социальных навыков, для старшей — профориентация, психологическая поддержка на пути во взрослую жизнь.

Когда школьнику нужна (и обязательно поможет) консультация психолога

В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека. Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужно время, чтобы сосредоточиться на определённом круге людей. Едва ли он успеет выяснить что-то, кроме поверхностных сведений об учениках, если их счёт идёт на сотни и тысячи. Реальную помощь в таком случае удастся оказать очень и очень немногим. В моих мечтах об идеальной школе будущего количество психологов зависит от числа учеников, один специалист не работает одновременно с начальной и старшей школой.

Всё описанное выше хорошо, но на какие условия (личная заинтересованность и оплата труда) согласится специалист, соответствующий всем критериям? Психолог как равноправный член педагогического состава завален бумажной работой и составлением отчётов, характеристик и анализов. Это отнимает много времени и душевных сил, отвлекая от деятельности, которая должна быть основной. Высокие нагрузки в стрессовой обстановке и постоянном конфликте интересов детей, родителей и учителей должны хорошо оплачиваться. Помимо высокой зарплаты, не помешали бы и бонусы. Осуществимо ли это на данный момент? Разве что в частных школах, но там обучаются дети, которым редко нужна помощь школьного психолога: их семьи могут оплатить сеансы обычного.

Аноним: «Я меняла школу, и в обеих к психологу можно было в любой момент прийти и поговорить насчёт каких-то переживаний в плане учебы».

Аноним, 8-й класс: «У нас два психолога в школе. Они обе очень классные, в этом плане мне повезло. Сходила за всё время обучения раз пять, очень помогало».

М. Г., 9-й класс: «У нас очень хороший школьный психолог. Она действительно старается помочь. С ней можно поговорить когда угодно и о чём угодно».

Российские школы не обречены: преданные и влюбленные в своё дело специалисты продолжают работать, они действительно меняют ситуацию и учеников в лучшую сторону. Однако их мало, а помощь нужна всем.

Качество работы соответствует условиям и зарплате, которую получают школьные психологи. Имеем ли мы право требовать большего, не предоставляя ничего взамен?

Проблема затрагивает всю систему сразу, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что могут сделать обычные люди, как повлиять на ситуацию? Самый простой и честный ответ — не быть безразличными к себе и окружению, не бояться действовать и менять то, что вам под силу, помнить, что достигнуть лучшего реально.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В школах работают не только учителя-предметники. Психологическая поддержка детей, родителей и учителей — всё это в руках педагогов-психологов. Поэтому мы в программе приглашаем к участию психологов — чтобы дети в региональных школах имели возможность чувствовать себя в безопасности, разбираться в своих эмоциях, учиться принимать других — и самих себя.

О том, как устроена работа школьного психолога, рассказывают сами герои — наш куратор психологов, участники, выпускники и методисты.


Елена Бахтина, выпускница программы «Учитель для России», координатор образовательной программы и куратор педагогов-психологов

Когда я заполняла анкету в «Учитель для России» в 2016 году, я ещё не знала, что в неё можно прийти в роли школьного психолога. Поэтому поступила так, как и несколько моих будущих коллег — выбрала вакансию учителя биологии. Уже в процессе отбора я узнала, что программа приняла решение брать в школу и психологов — при наличии соответствующего образования. Так я и ещё две мои коллеги стали первыми «психологами для России».

В 2016 году работа со школьными психологами в «Учителе для России» была экспериментом. В аналогичных программах по всему миру есть редкие примеры, когда в школу заходит команда учителей вместе с психологом. В течение двух лет мы искали наиболее эффективные варианты поддержки для этой новой роли в программе.

Своей работой я хотела показать детям, что психолог может стать для них проводником на пути познания себя и мира вокруг.

Два года я работала в Обнинске: мне было интересно исследовать новый для себя социальный контекст, исследовать место и сообщества, внутри которых я оказалась. Результатом такого исследования стал проект «Одинаково разные», направленный на социальную адаптацию детей-мигрантов.


Мне кажется, «Учитель для России» — это безопасный вход в профессию психолога. Но в программе есть немало примеров, когда выпускники факультета психологии пришли в качестве учителей. Наличие базового психологического образования помогает нашим участникам говорить о личной безопасности на уроках ОБЖ, использовать элементы арт-терапии на уроках ИЗО, проводить анализ мотивов исторических деятелей, преподавать биологию и английский с учетом знаний о возрастных особенностях. Выбор — за вами.


Александра Дорофеева, педагог-психолог в школе № 6 г. Калуга

С 12 лет я мечтала стать психологом. Мне нравилось всё, что было связанно с психологией. Но у моей семьи были другие планы: дедушка был проректором технологического университета и отправил меня туда. Я тогда была послушной девочкой, поэтому поступила, как хотел дед. Но потом взбунтовалась и, забрав документы, поступила в педвуз. Тогда меня поддержала только мама — для остальных я стала позором семьи. Мне было непросто. После университета я работала в школе Монтессори, в частных детских садах и домашним воспитателем — но меня всегда тянуло в общеобразовательную школу. Поэтому я пришла в программу.


Психолог в школе — это адвокат ребёнка. Я помогаю детям решать сложные вопросы, начиная с учебы и заканчивая личными переживаниями. Учителям-коллегам я помогаю наладить диалог с учениками, родителям помогаю понять, что же происходит с их детьми, администрации — помогаю разрешить организационные моменты. Моя главная задача — сделать в школе максимально комфортную среду для всех участников образовательного процесса.

Сомневаться — это нормально. Я сомневалась очень долго, мне было страшно что-то менять в своей жизни. Но потом я решила, что с программой я ничего не теряю, а только приобрету. Так и вышло. Весь свой Летний институт я думала о том, что это похоже на прыжок в воду. И здесь главное — сделать первый шаг, а дальше тело знает, как быть в воде. Этот опыт подарит встречу с самым главным человеком в вашей жизни — с самим собой.


Тамер Хнаидек, педагог-психолог в школе деревни Кудиново в Калужской области

Своим делом я выбрал психологию — потому что всегда хотел помогать людям, учить их справляться с внутренней болью. Я пять лет изучал психологию в университете Дамаска, а затем получил магистратуру в области психологии экстремальных ситуаций. Затем я работал по специальности в международной организации: помогал детям и инвалидам, которые пережили войну. Тогда же я начал работать учителем истории.

Программа «Учитель для России» даёт возможность не только учить, но учиться самому и участвовать в изменении общества к лучшему. А небольшой город или село — это хорошее место, с которого можно начать.


Аксинья Кострова, выпускница программы, в прошлом — педагог-психолог в школе посёлка Воротынск

Школа мне была всегда интересна и в целом понятна как институт, как место работы. Я видела в обычной школе образование в таком чистом виде, без бизнесовости, без наигранной развлекательности. Но не была уверена, даже со своими знаниями и опытом, что смогу быть полезна и эффективна в школе. У меня не было никакого образа, примера, как должен и может работать школьный психолог. За поддержкой и помощью в этом самом «как» я и пошла в программу.

Работа школьным психологом может научить находить баланс в соблюдении интересов разных сторон. Это и дети, и родители, и учителя, и администрация. Главная задача психолога, как мне кажется: давать в нужный момент всем сторонам образовательного процесса психологическое объяснение того, что происходит. И, конечно, помогать, сопровождать процесс решения проблем.


Я думаю, если психолог сам верит, что он нужен школе, то он сможет быть полезен. Несмотря на возможное недоверие и низкую психологическую грамотность педагогов и родителей. Самое главное: не надо ни с кем бороться, не надо громко заявлять о себе, пытаться всех научить и всё поменять. Психологу важно встроиться в систему, которая его принимает. Важно помнить, что это сопровождающая и поддерживающая позиция.

Педагоги-психологи работают в отдельной супервизорской группе, получают дополнительную методическую поддержку, а также проходят отдельную образовательную программу по темам, актуальным для школьных психологов: это и консультирование, и психодиагностика, и психология чрезвычайных ситуаций, и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.


Анна Федосеева, методист по психологии:

Для меня работа с психологами в «Учитель для России» — это работа с очень слаженной профессиональной командой, которая увлечена своим делом. Во время методических сессий у нас возникает много интересных идей и проектов. Разработка, проведение и обсуждение результатов профессиональных событий в школе — это чрезвычайно важный и интересный процесс.

Я считаю, что школьный психолог — одна из самых сложных специализаций в психологической практике. Психолог в школе оказывается «чужим среди своих». Он должен владеть навыками диагностики, уметь отличать задержанное развитие от патологии психического здоровья, уметь наблюдать и за развитием отдельного ученика, и за особенностями класса в целом. Психолог должен обладать навыками кризисного специалиста; консультировать детей, учителей и родителей. Но и этого недостаточно: психолог должен быть педагогом — причём работать не только с учениками, но и учителями.

Такое разнообразие функций и задач, с одной стороны, создаёт широкое пространство для профессионального развития. С другой стороны, это — вызов.



Екатерина Щербакова, методист по психологии:

Несмотря на неоднозначное отношение к психологам в системе образования, я твёрдо убеждена, что психолог — неотъемлемая единица педагогического коллектива школы. Мы занимаемся человековедческими задачи. Психологи готовят ребенка к встрече с ситуациями неопределённости нашего непростого времени, работают с мотивацией, с ценностными установками.

Да, профессия предъявляет серьёзные требования к личности самого психолога. Необходимо не только суметь выстоять в системе, сохранив свои профессиональные позиции, свой особый взгляд — но и стать полноправным членом педколлектива. Только в этом случае возможны реальные изменения, а не мониторинг ради мониторинга.

Я считаю, что программа «Учитель для России» даёт молодым людям уникальную возможность, гарантируя поддержку методистов и профессионального сообщества. Она развивает и расширяет профессиональные границы. Я горжусь своим участием в программе в роли методиста, хотя это необычный опыт. Я проживаю с участниками (коллегами!) два года жизни. Все ребята очень разные, школы, в которые они попадают, тоже по-разному расставляют перед психологом рабочие приоритеты. Но в общее друг с другом мы видим общие проблемы психологии образования на местах — и на личных примерах учимся их решению.


Николай Марченко, тьютор в школе села Чигорак, Воронежская область

В психологию я пришёл после получения юридического образования. На третий годы юридической практики я окончательно понял, что для меня важнее люди и их чувства, а не нормативы. Я задавал себе вопросы: «А если человек совершает какой-то поступок, то как на это повлияло его мышление, среда, контекст, общество? А не будет ли эффективнее изначально искать решения там, а не устранять последствия?». Долго размышлял и решил, что последнее важнее. После обучения в магистратуре я поступил на аспирантуру — и начал работать психологом в центре социальной реабилитации, а затем — в одной из гимназий Томска.

Работа психолога в школе стала приобретать для меня дополнительные личные смыслы. Я находил их в глазах тех ребят и родителей, которых встречал на своём профессиональном пути. В определённый момент я понял, что развиваться дальше куда эффективнее в команде людей, с которыми разделяешь общие ценности. И когда я узнал о программе «Учитель для России» и о её миссии, я понял, что у этих ребят здорово сформулировано то, к чему я так стремлюсь. Фраза «Каждый ребёнок станет автором своей жизни» гармонично ложится в моё видение миссии школы и образования в целом. Так и завертелось. Со второй попытки я прошёл в мой V набор.

Сейчас я ещё лучше понимаю, как важно наше присутствие в школах, особенно в небольших и отдалённых. Здесь как нигде я ощутил, что эффективность изменений в среде вокруг прямо пропорциональна изменениям во мне.

Читайте также: