Работа в комсомоле входит ли в стаж госслужбы

Опубликовано: 15.05.2024

Я работала первым секретарем райкома комсомола. на протяжении всей деятельности не включался в стаж гос и муниципальной службы это время работы. При выходе на пенсию не хватило одного года. Как включить. Какая нормативная база? Спасибо

На основании части 4 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»

На основании статьи 5 Закона Москвы «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы» В стаж государственной службы государственных служащих города Москвы включаются иные периоды службы (работы):

1. Время нахождения на инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III и II степени вследствие увечья, профессионального заболевания, полученных при исполнении обязанностей на государственной службе.

2. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы.

3. Время обучения государственных служащих, направленных с государственных должностей на переподготовку органами государственной власти в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно — правовых форм по очной форме обучения.

4. Периоды военной службы в войсках, воинских формированиях, военных органах, в том числе и внутренних дел в порядке, установленном федеральными законами.

5. Периоды службы на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.

6. Периоды работы на должностях руководящих работников и специалистов в следующих государственных учреждениях и государственных предприятиях города Москвы:
— Объединении административно — технических инспекций;
— Муниципальной жилищной инспекции г. Москвы;
— Государственной жилищной инспекции Москвы;
— Единой московской государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
— Московской государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
— Управлении по обслуживанию подведомственных организаций Мосгорисполкома;
— Финансово — хозяйственном управлении Мэрии Москвы;
— Управлении инспекционного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, райкомов, горкомов, на постоянной (штатной) основе в этих органах, а также в аппаратах и на постоянной (штатной) основе в комитетах ВЛКСМ органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций до 14 марта 1990 года (до момента введения в действие новой редакции статьи 6 Конституции СССР).

Лариса, следовательно, работа Вас в качестве секретаря райкома комсомола засчитывается в стаж муниципальной службы. Основание — пункт «к» статьи 4 закона Москвы от 17.05.2000 N 11 «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы».

Не подходит, Эдуард, поскольку клиент работал не в КПСС, а в ВЛКСМ.

Согласно ст. 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,

Статья 25. Стаж муниципальной службы

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1532 утвержден перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации:

Если п.19 подходит для Вас, то Вы можете в судебном порядке обязать ПФР включить данный период работы в стаж муниципальной службы.

Что касается периодов подлежащих включению в стаж муниципальной службы, то здесь необходимо руководствоваться в т.ч. и положениями законодательства субъекта РФ.

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 22 октября 2008 года N 50
О муниципальной службе в городе Москве

Статья 33. Стаж муниципальной службы

1. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей города Москвы, государственных должностей иных субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
2. В стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды трудовой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы и муниципальными правовыми актами.
Под иными периодами трудовой деятельности понимаются периоды работы (службы) на должностях руководителей и специалистов организаций, в которых приобретены опыт и знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям муниципальной службы.
При этом общая продолжительность иных периодов трудовой деятельности не может превышать 50 процентов имеющегося стажа муниципальной службы муниципального служащего и в целом не может составлять более пяти лет.
4. Включение в стаж муниципальной службы муниципального служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется комиссией муниципального образования по исчислению стажа (далее — комиссия по исчислению стажа), создаваемой представительным органом.
5. Порядок работы комиссии по исчислению стажа определяется представительным органом.
6. Решения комиссии по исчислению стажа носят обязательный характер для органа местного самоуправления, муниципального органа соответствующего муниципального образования со дня принятия комиссией по исчислению стажа соответствующих решений.

docs.cntd.ru/document/3694332

При этом определяя периоды подлежащие включению необходимо руководствоваться следующими положениями:


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

от 26 июля 2012 года Дело N 33-6487/2012

26 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Ермаковой Е.И.

судей: Набок Л.А., Лазаревой М.А.,

при секретаре Зверевой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маринина А.П. на решение Октябрьского районного суда г.Самара от 02.04.2012 г., которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Маринина А.П. отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Маринин А.П. обратился в суд с иском к Департаменту труда и занятости населения Самарской области о признании Госбанка СССР в СССР органом государственной власти и управления, привлечении должностных лиц Департамента труда и занятости населения Самарской области к административной ответственности, взыскании доплаты за выслугу лет и морального вреда.

В обоснование требований указал, что в соответствии с законодательством в стаж государственной службы включается период работы по . в органах государственной власти и управления и их территориальных органах. В зависимости от стажа государственной (муниципальной) службы законодательством РФ и Самарской области предусмотрены меры социальной поддержки, работникам, принятым на государственные (муниципальные) должности. В течение всего периода работы в Администрации г.о.Октябрьск . Администрация не признавала Госбанк СССР органом государственной власти и управления, и отказывала истцу в зачете в стаж муниципальной службы периода работы в Госбанке СССР, ссылаясь на указание Департамента труда министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, согласно которому Госбанк СССР имел статус финансово-кредитного учреждения, период работы в котором в стаж государственной службы не засчитывается. Заявитель полагает данный вывод Департамента незаконным. Полагает, что по вине Департамента труда ему незаконно отказали зачесть период его работы в Госбанке СССР в стаж государственной службы.

. Маринин А.П. обратился в Департамент по труду и занятости населения Самарской области с заявлением о признании Госбанка СССР органом государственной власти и управления или отказать на основе законодательства. В нарушение ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. № 59-ФЗ Департамент труда не принял решения по существу его заявления, а порекомендовал обратиться за разъяснением в Минздравсоцразвития РФ.

Основываясь на вышеизложенном, уточнив требования, Маринин А.П. просил суд признать (подтвердить), что Госбанк СССР в СССР являлся органом государственной власти и управления; Привлечь должностных лиц Департамента труда и занятости населения Самарской области к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ с наложением штрафа связи с нарушением ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. № 59 - ФЗ; Взыскать с ответчика сумму невыплаченной доплаты за выслугу лет с начисленной пеней по вине ответчика в размере . компенсацию морального вреда в сумме . . из расчета . . - суммы, невыплаченной доплаты за выслугу лет и . . - суммы, невыплаченной доплаты к пенсии; Возместить за счет ответчика сумму уплаченной госпошлины .

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Маринин А.П. просит проверить законность и обоснованность решения суда, считая его неправильным.

Маринин А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Представители Департамента труда и занятости населения Самарской области Ильичёва Е.Е. и Евстратьева С.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, утверждая, что Государственный банк СССР не относился к органам власти и управления, доплату к пенсии муниципальным служащим Департамент не устанавливает.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.

Из искового заявления и приложенных к нему документов следует, что Маринин А.П. . работал в системе Госбанка СССР и Стройбанка СССР, с . - в Администрации городского округа Октябрьск.

Комиссией по социальным гарантиям лицам, замещавшим выборные муниципальные должности городского округа Октябрьска и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Октябрьск от 09 июля 2007 года со ссылкой на разъяснение Департамента труда и занятости населения Самарской области, согласно которому Госбанк СССР и Стройбанк СССР и их территориальные отделения имели статус финансово - кредитных учреждений, действующих на началах хозрасчёта и не являлись органами государственного управления, Маринину А.П. во включении периоов работы Маринина А.П. в системе Госбанка и Стройбанка СССР в стаж муниципальной службы муниципальных служащих Самарской области отказано.

. Маринин А.П. обратился к руководителю Департамента по труду и занятости Самарской области с заявлением о признании Госбанка СССР как органа государственной власти и управления.

Из ответа Департамента труда и занятости населения Самарской области № от . следует, что вопросы исчисления стажа муниципальной службы, а также установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в компетенцию Департамента не входит, в связи с чем, Маринину А.П. рекомендовано в дальнейшем обращаться в Администрацию городского округа Октябрьск.

Кроме того, указано, что мнение Департамента по вопросу отнесения Госбанка СССР к органам государственного управления неоднократно было высказано в разъяснениях в ответах на обращения заявителя от . № №, . № №, . № №, . № №, . № №.

Анализируя указанные ответы с точки зрения действовавшего на момент обращения заявителя законодательства, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что ответы Департамента труда носят разъяснительный характер, не нарушают прав и законных интересов заявителя и не создают препятствий к осуществлению его прав и свобод. При осуществлении разъяснительной работы с обращениями Маринина А.П. Департамент труда не вышел за пределы своих полномочий и ответы дал в рамках ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ О порядке обращений граждан Российской Федерации», поскольку согласно Положению о Департаменте труда и занятости населения Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2009г. № 138 Департамент труда и занятости населения Самарской области не наделён полномочиями принятию решений или изданию актов, содержащих государственно-властное повеление по признанию Госбанка СССР в СССР органом государственной власти и управления. Разрешая заявленные требования о признании Государственного Банка СССР в СССР органом государственной власти и государственного управления суд обоснованно исходил из положений Конституции СССР 1936г., Конституции СССР 1977г., Закона СССР от 05.07.1978г. «О Совете Министров СССР» и других нормативных правовых актов министерств и ведомств, о структуре органов исполнительной власти и управления в СССР на период работы заявителя в системе Госбанка СССР и Стройбанка СССР.

В соответствии со ст.ст. 21, 22 Закона СССР от 05.07.1978 г. «О Совете Министров СССР» министерства СССР и государственные комитеты СССР являлись центральными органами государственного управления. Статьи 23-26 вышеназванного Закона содержали перечень общесоюзных, союзно-республиканских министерств СССР, общесоюзных государственных и союзно-республиканских комитетов СССР. Статья 27 указанного Закона определяла, что Госбанк СССР подведомственен Совету Министров СССР, однако она не закрепляла статус Госбанка СССР как органа государственного управления.

Правовой статус Госбанка СССР был определен Уставом Госбанка СССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 29.10.1960 № 1146. Согласно пункту 1 общих положений Госбанк СССР являлся единым эмиссионным банком, банком кредитования народного хозяйства и расчетным центром Союза ССР, кроме того в отличие от органов государственного управления, деятельность которых финансировалась из союзного бюджета, банк действовал на началах хозяйственного расчета (п.4 Устава). Госбанк СССР со всеми своими учреждениями являлся единой централизованной системой, в столицах союзных и автономных республик, а также краевых, областных центрах Госбанк имел свои конторы (п.72 Устава). Конторы Госбанка СССР проводили работу в области денежного обращения, осуществляли кредитование, а также расчетное и кассовое обслуживание предприятий, организаций и учреждений, контролировали расходование фондов заработной платы, осуществляли кассовое исполнение государственного бюджета СССР и другие операции, предусмотренные настоящим Уставом, приказами и инструкциями Госбанка СССР (п.73 Устава).

Исходя из изложенного, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии законодательного закрепления статуса Государственного банка СССР в СССР как органа государственной власти и управления.

Суд также правомерно признал необоснованными требования Маринина А.П. о привлечении должностных лиц Департамента труда и занятости населения Самарской области к административной ответственности, поскольку вопросы привлечения к административной ответственности за административное правонарушение действующим гражданским процессуальным законодательством кодексом не регламентированы.

Поскольку, исходя из смысла ст. 12 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области принадлежит органам местного самоуправления, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Департамента труда и занятости населения Самарской области невыплаченной доплаты за выслугу лет с начисленной пеней в размере . .

Компенсация морального вреда регламентируется ст. ст. 151, 1101 ГК РФ.

Поскольку предусмотренных названными нормами закона оснований для компенсации морального вреда не установлено, заявление в данной части также судом правильно оставлено без удовлетворения.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда основаны на требованиях законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г.Самара от 02.04.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Маринина А.П. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

1. Включение периода службы в Вооруженных силах СССР в стаж государственной гражданской службы

Пунктом 21 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» (далее – Перечень № 1532 от 19.11.2007), предусмотрено, что в стаж гражданской службы включаются периоды военной службы, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Согласно абзацу 1 части 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон №76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Понятия "военная служба по контракту" и "военная служба по призыву" впервые введены Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1, вступившим в силу с 1 марта 1993 года.

До вступления в силу этого Закона применялись понятия "действительная срочная военная служба" и "действительная сверхсрочная военная служба" в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава - "действительная военная служба" (Закон Союза ССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. N 1950-VII).

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.

Учитывая это положение Федерального закона N 76-ФЗ, действительная срочная военная служба в Вооруженных Силах СССР по 31.12.1991 должна включаться в стаж гражданской службы в льготном порядке, т.е. из расчета один день военной службы за два дня работы. Действительная военная служба в Вооруженных Силах СССР по 31.12.1991 включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за один день работы.

2.Включение периода службы в Вооруженных силах Украины в стаж государственной гражданской службы

Частью 6 статьи 47 «Переходные положения» Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №7-ЗРК «О государственной гражданской службе» (далее – Закон №7-ЗРК) в редакции Закона Республики Крым от 14.08.2014 №52-ЗРК «О внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, занимающим (занимавшим) должности государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при назначении на должности государственной гражданской службы Республики Крым в стаж государственной гражданской службы засчитывается стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на государственную должность Республики Крым, государственную гражданскую службу Республики Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.

Согласно абзацу 5 пункта 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 мая 1994 года №283 (далее – Порядок №283), в стаж государственной службы включается также период военной службы в Вооруженных Силах и иных военных формированиях. При этом обращаем внимание, что сам по себе период военной службы в Вооруженных Силах Украины государственной службой не является.

Если государственный гражданский служащий до поступления на гражданскую службу занимал должность государственного служащего в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, и в стаж государственной службы ему засчитывался период военной службы в Вооруженных Силах Украины в соответствии с абзацем 5 пункта 3 Порядка №283, то согласно статье 47 Закона №7-ЗРК одновременно со стажем государственной службы, приобретенном в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, в стаж гражданской службы также засчитывается период службы в Вооруженных Силах Украины.

3.Включение периода службы в органах внутренних дел СССР в стаж государственной гражданской службы

Пунктом 21 Перечня № 1532 от 19.11.2007 предусмотрено, что в стаж гражданской службы включаются периоды службы в органах внутренних дел, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Таким образом, служба в органах внутренних дел по 31.12.1991, подтвержденная соответствующими документами, включается в стаж государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 21 Перечня № 1532 от 19.11.2007.

4.Включение периода службы в органах внутренних дел Украины в стаж государственной гражданской службы

Если государственный гражданский служащий до поступления на гражданскую службу занимал должность государственного служащего в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, и в стаж государственной службы ему засчитывался период службы в органах внутренних дел Украины в соответствии с нормами Порядка №283, то согласно статье 47 Закона №7-ЗРК одновременно со стажем государственной службы, приобретенном в государственном органе, расположенном на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, в стаж гражданской службы также засчитывается период службы в органах внутренних дел Украины.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка №283 в стаж государственной службы засчитывается работа (служба) на должностях руководящих работников и специалистов в аппарате органов внутренних дел.

Абзацем 22 пункта 3 Порядка № 283 предусмотрено, что в стаж государственной службы включается также период службы на должностях рядового и начальствующего состава лиц, которым присвоены установленные законодательством специальные звания милиции, в органах внутренних дел, которые входили или входят в структуру Министерства внутренних дел.

При включении в стаж государственной службы согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка №283 и абзацу 22 пункта 3 Порядка № 283 периодов работы (службы) бывших работников и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел следует руководствоваться Методикой о зачёте (включении) в стаж государственной службы периодов работы (службы) бывшим работникам и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 12.10.2007 № 18-10, и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины от 05.11.2007 № 1243/14510 (далее – Методика). При этом при выборе применения конкретного пункта Методики необходимо учитывать также дату поступления лица на государственную службу в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.

5. Включение периода работы в органах местного самоуправления Украины в стаж государственной гражданской службы

Условия зачисления в стаж государственной гражданской службы периодов работы должностного лица местного самоуправления в органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, определены частью 6 статьи 47 Закона №7-ЗРК.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положения приведенной выше нормы закона более подробно раскрываются в п. 2 Правил подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, согласно п. 2 которых в страховой стаж включаются (засчитываются):

периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" указанного пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Требования приведенной выше нормы права полностью согласуются с требованиями п. 5 указанных Правил, согласно которому к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Вывод: таким образом, работа в должности секретаря ЦК ВЛКСМ подлежит включению в общий страховой стаж, поскольку в указанный период имела место уплата взносов на государственное страхование.

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения - пенсию за выслугу лет.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - при наличии стажа от 10 - до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

Рассматривались различные способы повышения стажа - одномоментно, поэтапно - в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году - 17,5 лет, в 2022 - 18 лет, в 2023 - 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Заместитель директора Департамента пенсионного обеспечения - начальник отдела Г.И.Сысойкина

Читайте также: