Работниками каких организаций разрабатывается план пожаротушения для энергообъекта

Опубликовано: 02.07.2024

Всем работникам компаний, ранее аттестованных по пожарно-техническому минимуму, не зависимо от их сферы деятельности, необходимо пройти внеочередную проверку знаний в соответствии с новыми правилами противопожарного режима № 1479 от 06.09.2020г. (введены в действие с 01.01.2021 года).

Руководителям организаций и/или ответственным за противопожарный режим в организациях, прошедшим внеочередную проверку знаний в Учебных центрах, необходимо провести внеплановый инструктаж по новым правилам в своих организациях.

Какие изменения произошли?

Утратили силу пункты: 5, 6, 8, 13, 25, 47, 87, 102, 111, 119, 140, 199, 206, 224, 223, 372, 383, 427, 444, 492.

Изменения в разделе 1 «Общие положения»

  • Теперь руководитель лишь имеет право назначать ответственных лиц за пожарную безопасность. В старых правилах это было обязанностью.
  • Планы эвакуации должны быть размещены на видных местах. Однако, непонятно, как доказать инспектору при проверке, видное это место или нет.
  • Пунктом 8 вводится новое требование для досуговых центров: запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга.
  • Ещё одно послабление в новой редакции: больше не требуется передача в ближайшее подразделение пожарной охраны информации о количестве людей на объекте с ночным пребыванием.
  • С 1 января 2021 года в местах установки приёмно-контрольных приборов пожарных должна появиться новая табличка с указанием защищаемых помещений.
  • Кроме того, расширена информация про запрет курения. Теперь курение запрещено также на объектах здравоохранения, образования и транспорта за исключением мест, специально отведённых для курения в соответствии с законодательством РФ.
  • Также теперь необходимо провести категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зоны.
  • Добавлено требование по содержанию и испытанию открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре. Все данные необходимо заносить в новый журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • Пункт 18 обязывает содержать закрытыми двери чердаков, техэтажей, подполов и подвалов, в которых не предусмотрено постоянное пребывание людей. Также необходимо обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов из помещений с особым режимом содержания.
  • Поменялись требования к обеспечению фонарями и СИЗ органов дыхания. Введена обязанность ежегодной проверки. • Загораживать лестничные клетки баннерами и рекламными конструкциями нельзя!
  • Введён ряд требований к качеству и размещению электропроводки и электрических щитов. В частности, запрещено использование кабелей со следами термического воздействия; использование некалиброванных пластиковых вставок; складирование горючих и легковоспламеняющихся веществ и материалов в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры; запрещена прокладка электропроводки по горючему основанию.
  • Расширен перечень требований к руководителю обеспечивать укомплектованность средствами пожаротушения, а также добавлена обязанность вносить информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • Введён запрет на обслуживание СОПБ во время массовых мероприятий.
  • Информация о наличии, осмотрах и перезарядке огнетушителей теперь вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Изменения в разделе 6 «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения»

  • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
  • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.

Изменения в разделе 7 «Объекты организаций торговли»

  • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
  • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
  • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.

Изменения в разделе 8 «Медицинские учреждения»

  • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
  • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
  • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.

Изменения в разделе 14 «Объекты хранения»

  • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
  • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
  • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.

Изменения в разделе 18 «Требования к инструкции о МПБ»

Изменения в разделе 19 «Первичные средства пожаротушения»

  • Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
  • Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
  • Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
  • Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
  • Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
  • Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.

Штрафы за не прохождение проверок по пожарной безопасности

Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

Требования данных Методических указаний распространяются на эксплуатационные энергетические предприятия отрасли «электроэнергетика».

В Методических указаниях приведены основные требования по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях РАО «ЕЭС России».

С выходом настоящих Методических указаний утрачивают силу «Методические указания по составлению оперативных планов пожаротушения на энергетических предприятиях Минэнерго СССР.

РД 34.03.306-88". (М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1988).

1. Общие положения

1.1. Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействия персонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на место пожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимых мер безопасности.

Не допускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местных рекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.

1.2. Оперативные планы тушения пожаров составляются для:

тепловых электростанций независимо от их мощности;

гидроэлектростанций мощностью 20 МВт и выше:

стационарных дизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше:

подстанций 500 кВ и выше;

районных станций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

Один экземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка должен находиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой — у начальника смены электростанции.

1.3. На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточки действий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники (графическая часть).

1.4. Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленной отдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее 210х297 мм) и графической части.

1.5. Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВД Российской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждается соответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директором энергетического предприятия.

По запросу территориальной государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации для составления оперативного плана (оперативных карточек) администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологии основного производства.

1.6. При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий и пожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией при пожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.

1.7. Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем за месяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.

1.8. Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:

расширении или реконструкции энергетического предприятия;

выявлении недостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок (учений) или при тушении пожара;

получении указаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации и Управления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;

выявлении недостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраны МВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работниками пожарной безопасности РАО «ЕЭС России».

1.9. При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальника гарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрение и переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трех месяцев.

Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженера или руководителя соответствующего цеха.

1.10. После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара на энергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работника предприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием группового или индивидуального метода обучения на данном объекте.

Начальники смен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы и другой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержание оперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а также технологических и других должностных инструкций. 1.11. Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятиях начальствующего состава гарнизона

пожарной охраны и плановых противопожарных тренировках в соответствии с требованиями «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Минэнерго СССР (М.: СПО Союзтехэнерго, 1984).

1.12. Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном (центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работ по тушению пожара.

Допускается хранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но при условии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользования им при пожаре.

Порядок хранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяется соответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.

1.13. При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационных выводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощи персоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарной защиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативных карточек.

2. Требования к текстовой части оперативного плана

2.1. Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристику предприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожара и организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшими пожарными подразделениями, особенности тушения пожара на оборудовании и электроустановках, находящихся под напряжением.

2.2. Текстовая часть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей и пояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персонала при возникновении пожара:

2.2.1. Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия, вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.

2.2.2. Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосов для повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.

2.2.3. Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований для задействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).

2.2.4. Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также при необходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близко расположенного оборудования.

2.2.5. Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимся вне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.

2.2.6. Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования, сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установок пожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.

2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке бланка-допуска на проведение тушения пожара (в том числе на оборудовании, находящимся под напряжением).

2.2.8. Определение порядка выдачи индивидуальных средств защиты (диэлектрической обуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники и проверки качества этого заземления.

2.2.9. Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.

2.2,10. Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций для руководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.

2.3. Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемых строительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитывать необходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарных подразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткие рекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей и твердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образования взрывоопасных концентраций.

2.4. В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара на технологических установках и электрооборудовании, а также в кабельных сооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала (образец дан в приложении).

В оперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала при пожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данном оборудовании или в помещении.

2.5. Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются для руководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия, диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.

В случае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся в оперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим на режим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.

2.6. Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном плане указываются:

2.6.1. Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядок быстрого их сосредоточения.

2.6.2. Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решений по его тушению и использования специальной пожарной техники.

2.6.3. Рекомендации по оказанию помощи людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях, рациональному использованию имеющихся в распоряжении РТП сил и средств для их активного взаимодействия.

2.6.4. Рекомендации РТП, начальнику штаба пожаротушения, начальнику тыла, другим членам штаба по обеспечению требований безопасности.

3. Требования к графической части оперативного плана

3.1. Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлять собой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумаге размером не менее 2х1м, на которую наносятся места расположения основных зданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог, водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.

Допускается вместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульные планшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видных местах для персонала щита управления.

3.2. На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболее оптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основном оборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) в кабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий для определения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.

3.3. При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условия безопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники от падения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей, возможных выбросов горящих веществ и т.п.

3.4. На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники, находящейся в резерве.

3.5. Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия на план-схеме раскрашивать в различные цвета.

3.6. План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться и утверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.

3.7. При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннего противопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы и поэтажные планы зданий и сооружений.

Приложение

ОПЕРАТИВНАЯ КАРТОЧКА № 6

Лицевая сторона карточки

Кабельный отсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.

Пожарная сигнализация типа «Алмаз» (ППКП), в отсеке 8 извещателей ДИП-9.

Стационарная установка пожаротушения распыленной водой. Оросителей ДВМ-10 — 20 шт.

Узел управления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.

Дистанционное управление на БЩУ (панель № 24).

Действия при пожаре

1. Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямой телефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской — 8-01), а также оповещения персонала, а именно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связи начальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарных формирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаре диспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.

2. Проверить включение в работу автоматической установки пожаротушения (панель № 14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).

3. При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции по переводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранения собственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаях и к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепей управления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огонь приближается к ним.

Операции по переводу ответственного оборудования в зоне по жара отсека № 6 могут быть (примерно) следующими:

3.1. Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-ю секцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.

3.2. Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).

3.3. Снять оперативный ток (панель №___ ) и т.д.

3.4. Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети, а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.

5. Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (включить стационарные заземляющие устройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.

6. Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшему оперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).

7. Коротко проинформировать РТП о проведенных мероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.

Начальник цеха______________ ___________________

подпись фамилия, инициалы

Оборотная сторона карточки

Чертеж кабельного отсека с нанесением:

ответвления кабелей в соседние помещения (возможное распространение пожара) и вентиляционные устройства.

Примечание. Допускается оперативные карточки действия персонала делать составными, т.е. по действиям: начальника смены электростанции; начальника смены электроцеха; старшего дежурного электромонтера и т.п. (аналогично по другим цехам). Необходимость подготовки таких карточек определяется руководством объекта, исходя из местных условий.

1.1.Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействия персонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на место пожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимых мер безопасности.

Не допускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местных рекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.

1.2. Оперативные планы тушения пожаров составляются для:

тепловых электростанций независимо от их мощности;

гидроэлектростанций мощностью 20 МВт и выше;

стационарных дизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше;

подстанций 500 кВ и выше;

районных станций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

Один экземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка должен находиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой - у начальника смены электростанции.

1.3. На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточки действий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники (графическая часть).

1.4. Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленной отдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее 210×297 мм) и графической части.

1.5. Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВД Российской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждается соответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директором энергетического предприятия.

По запросу территориальной государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации для составления оперативного плана (оперативных карточек) администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологии основного производства.

1.6. При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий и пожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией при пожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.

1.7. Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем за месяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.

1.8. Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:

расширении или реконструкции энергетического предприятия;

выявлении недостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок (учений) или при тушении пожара;

получении указаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации и Управления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;

выявлении недостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраны МВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работниками пожарной безопасности РАО «ЕЭС России».

1.9. При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальника гарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрение и переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трех месяцев.

Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженера или руководителя соответствующего цеха.

1.10. После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара на энергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работника предприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием группового или индивидуального метода обучения на данном объекте.

Начальники смен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы и другой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержание оперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а также технологических и других должностных инструкций.

1.11. Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятиях начальствующего состава гарнизона пожарной охраны и плановых противопожарных тренировках в соответствии с требованиями «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Минэнерго СССР» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1984).

1.12. Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном (центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работ по тушению пожара.

Допускается хранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но при условии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользования им при пожаре.

Порядок хранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяется соответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.

1.13. При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационных выводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощи персоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарной защиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативных карточек.

2.1. Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристику предприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожара и организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшими пожарными подразделениями.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.2. Текстовая часть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей и пояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персонала при возникновении пожара:

2.2.1. Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия, вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.

2.2.2. Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосов для повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.

2.2.3. Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований для задействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).

2.2.4. Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также при необходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близко расположенного оборудования.

2.2.5. Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимся вне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.

2.2.6. Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования, сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установок пожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.

2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке письменного допуска для тушения пожаров в электроустановках и на электрооборудовании .

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.2.8. Определение порядка выдачи индивидуальных средств защиты (диэлектрической обуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники и проверки качества этого заземления.

2.2.9. Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.

2.2.10. Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций для руководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.

2.3. Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемых строительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитывать необходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарных подразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткие рекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей и твердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образования взрывоопасных концентраций.

2.4. В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара на технологических установках и электрооборудовании, а также в кабельных сооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала (образец дан в приложении).

В оперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала при пожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данном оборудовании или в помещении.

2.5. Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются для руководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия, диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.

В случае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся в оперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим на режим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.

2.6. Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном плане указываются:

2.6.1. Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядок быстрого их сосредоточения.

2.6.2. Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решений по его тушению и использования специальной пожарной техники.

2.6.3. Рекомендации по оказанию помощи людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях, рациональному использованию имеющихся в распоряжении РТП сил и средств для их активного взаимодействия.

2.6.4. Рекомендации РТП, начальнику штаба пожаротушения, начальнику тыла, другим членам штаба по обеспечению требований безопасности.

3.1. Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлять собой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумаге размером не менее 2X1 м, на которую наносятся места расположения основных зданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог, водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.

Допускается вместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульные планшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видных местах для персонала щита управления.

3.2. На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболее оптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основном оборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) в кабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий для определения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.

3.3. При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условия безопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники от падения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей, возможных выбросов горящих веществ и т.п.

3.4. На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники, находящейся в резерве.

3.5. Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия на план-схеме раскрашивать в различные цвета.

3.6. План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться и утверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.

3.7. При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннего противопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы и поэтажные планы зданий и сооружений.

Лицевая сторона карточки

Кабельный отсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.

Пожарная сигнализация типа «Алмаз» (ППКШ, в отсеке 8 извещателей ДИП-9.

Стационарная установка пожаротушения распыленной водой.

Оросителей ДВМ-10 - 20 шт.

Узел управления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.

Дистанционное управление на БЩУ (панель № 24).

Действия при пожаре

1. Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямой телефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской - 8-01), а также оповещения персонала, а именно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связи начальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарных формирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаре диспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.

2. Проверить включение и работу автоматической установки пожаротушения (панель № 14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).

3. При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции по переводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранения собственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаях и к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепей управления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огонь приближается к ним.

Операции по переводу ответственного оборудования в зоне пожара отсека № 6 могут быть (примерно) следующими:

3.1. Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-ю секцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.

3.2. Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).

3.3. Снять оперативный ток (панель № ________) и т.д.

3.4. Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети, а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.

5. Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (включить стационарные заземляющие устройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.

6. Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшему оперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).

7. Коротко проинформировать РТП о проведенных мероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.

от 1 марта 2013 года N 43-956-18

[О Методических рекомендациях по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров]

Во исполнение поручения от 05.10.2012 N 2-4-46-1937-ПВ Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны подготовлена новая редакция "Методических рекомендаций по составлению планов и карточек тушения пожаров" (далее - Методические рекомендации).

В целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, совершенствования уровня готовности подразделений федеральной противопожарной службы предлагаю принять указанные Методические рекомендации к руководству.

Главный военный эксперт
генерал-полковник
П.В.Плат

УТВЕРЖДАЮ
Главный военный эксперт
генерал-полковник
П.В.Плат
от 27 февраля 2013 года N 2-4-87-1-18

Методические рекомендации по составлению планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее - Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее - ПТП) и карточки тушения пожара (далее - КТП).

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее - РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

1.5. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.

2. Разработка и корректировка

Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении N 1, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее - Перечень) (приложение N 2).

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение N 3), определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта.

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

содержание системы встроенной интерактивной помощи, охватывающей все аспекты работы программного средства;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже чем раз в 3 года.

Кроме того, ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.10. На вновь построенные объекты ПТП и КТП составляются не позднее, чем через месяц с момента приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.11. Корректировка ПТП и КТП, лицами, ответственными за указанное направление деятельности, осуществляется следующим образом:

изучение объемно-планировочных решений зданий объекта, технологического процесса, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

изучение расположения источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) - ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения), возможности их использования для целей пожаротушения;

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП с реальной обстановкой, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения и внесением соответствующих изменений в КТП и ПТП.

4. Согласование, утверждение и хранение ПТП и КТП

4.1. ПТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего местного гарнизона пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.2. ПТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается с руководителем (собственником) объекта и начальником территориального гарнизона пожарной охраны субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен охраняемый объект.

4.3. КТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.4. КТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается руководителем (собственником) объекта и начальником местного гарнизона пожарной охраны.

4.5. КТП на сельский населенный пункт, расположенный в районе выезда территориального (специального) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и главой администрации сельского населенного пункта.

4.6. После утверждения ПТП и КТП, их содержание доводится до руководящего состава местного гарнизона пожарной охраны (в системе служебной подготовки либо в индивидуальном порядке) и заинтересованных служб объекта (сельского населенного пункта).

4.7. После утверждения, ПТП и КТП присваивается порядковый номер, под которым они включаются в список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

4.8. Список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения, хранится на пункте связи части (далее - ПСЧ), при его отсутствии на ЦППС.

4.9. Первые экземпляры ПТП и КТП хранятся на ПСЧ, при его отсутствии - на ЦППС органа управления подразделениями пожарной охраны.

4.10. Электронные варианты ПТП и КТП хранятся в переносных персональных электронно-вычислительных машинах, позволяющих использовать их при действиях по тушению пожаров, резервные копии электронных вариантов ПТП и КТП хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ПСЧ, при его отсутствии - на ЦППС.

5. Отработка ПТП и КТП

5.1. Вновь составленные ПТП и КТП, а также ПТП и КТП, в которые были внесены изменения по результатам корректировки, в обязательном порядке отрабатываются со всеми дежурными караулами (сменами) подразделения пожарной охраны, в районе (подрайоне) выезда которого находится объект, на который они составлены.

5.2. Отработка ПТП и КТП проводится следующим образом:

выезд дежурного караула (смены) на объект (в сельский населенный пункт);

ознакомление с оперативно-тактическими особенностями объекта (сельского населенного пункта), изучение технологического процесса, объемно-планировочных решений зданий объекта, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

проверка работоспособности источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) - ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения);

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП реальной обстановке, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения.

5.3. По решению руководства пожарного подразделения или органа управления пожарными подразделениями, могут отрабатываться любые ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда пожарного подразделения.

График отработки ПТП и КТП на год составляется в соответствии с приложением N 5, при необходимости согласовывается с собственниками (руководством) объектов, вошедших в указанный график.

6. Требования к оформлению и содержанию ПТП

6.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в соответствии с формой, установленной в приложении N 6.

6.2. Графическая часть ПТП выполняется в двух экземплярах (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба).

А) Кабельные каналы и двойные полы в распределительных устройствах необходимо перекрывать съемными негорючими плитами.

Б) Запрещается при проведении реконструкции или ремонта применять кабели с горючей полиэтиленовой изоляцией.

В) При эксплуатации кабельных сооружений двери секционных перегородок фиксируются в закрытом положении.

Г) Прокладка через кабельные сооружения транзитных коммуникаций и шинопроводов допускается только при реконструкции или ремонте.

Что из перечисленного запрещается на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей?

А) Только эксплуатация негерметичного оборудования и запорной арматуры.

Б) Только эксплуатация резервуаров, имеющих неисправное оборудование, контрольно-измерительные приборы, подводящие продуктопроводы и стационарные противопожарные устройства.

В) Только наличие деревьев и кустарников внутри обвалований.

Г) Все перечисленное.

Какие требования пожарной безопасности к хранению баллонов с горючими газами указаны неверно?

А) Баллоны с горючим газом должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями, а также от баллонов с токсичным газом.

Б) В помещениях должны устанавливаться газоанализаторы для контроля за образованием взрывоопасных концентраций.

В) Баллоны, имеющие башмаки, хранятся в горизонтальном положении на рамах. Клапаны должны закрываться предохранительными колпаками и быть обращены в одну сторону.

Какие требования безопасности при проведении огневых работ противоречат Правилам противопожарного режима?

А) Проводить огневые работы на аппаратах, находящихся под электрическим напряжением запрещается.

Б) Не допускается производить огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях.

В) Проводить огневые работы на коммуникациях, заполненных горючими и токсичными веществами, не допускается.

Г) Допускается в исключительных случаях проводить огневые работы одновременно с устройством гидроизоляции и пароизоляции на кровле.

192. С каким персоналом руководители предприятий и организаций обязаны организовать изучение и выполнение ППБ?

А) Со всеми специалистами, рабочими и служащими.

Б) Только с рабочими.

В) Только с рабочими и служащими.

Г) Только со специалистами и рабочими.

Как часто должны проводиться занятия по пожарно-техническому минимуму с рабочими, служащими и специалистами на энергопредприятии?

А) Не реже одного раза в год.

Б) Не реже одного раза в 2 года.

В) Не реже одного раза в 3 года.

Г) Не реже двух раз в год.

Каким документом на энергетическом предприятии назначается пожарно-техническая комиссия?

А) Приказом руководителя предприятия.

Б) Приказом технического руководителя предприятия, согласованным с руководителем объектовой пожарной охраны.

В) Приказом руководителя вышестоящей организации.

Г) Приказом руководителя предприятия, согласованным с местным органом Государственной противопожарной службы.

195. Для подстанций какого напряжения должен составляться план пожаротушения?

А) 220 кВ и выше.

Б) 330 кВ и выше.

В) 500 кВ и выше.

Г) На всех подстанциях независимо от напряжения.

Для подстанций какого напряжения должны разрабатываться оперативные карточки тушения пожаров?

А) Для подстанций напряжением от 35 кВ и выше.

Б) Для подстанций напряжением от 110 кВ и выше.

В) Для подстанций напряжением от 220 кВ и выше.

Г) Для всех подстанций независимо от напряжения.

Кем утверждается общая инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии?

А) Руководителем предприятия по согласованию с объектовой пожарной охраной (при ее наличии).

Б) Техническим руководителем предприятия.

В) Начальником объектовой пожарной охраны (при ее наличии).

Г) Техническим руководителем предприятия, при необходимости инструкция согласовывается с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.

198. Работниками каких организаций разрабатывается план пожаротушения для энергообъекта?

А) Администрацией энергообъекта.

Б) Работниками пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации совместно с администрацией энергообъекта.

В) Специалистами территориальной государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Г) Администрацией энергопредприятия совместно со специализированной организацией Государственной противопожарной службы.

199. Кем утверждается план пожаротушения для энергообъекта?

А) Начальником гарнизона пожарной охраны.

Б) Начальником гарнизона пожарной охраны и первым руководителем энергетического предприятия.

В) Начальником гарнизона пожарной охраны и техническим руководителем энергетического предприятия.

Г) Техническим руководителем энергетического предприятия.

200. В каком случае должно производиться переутверждение плана пожаротушения?

А) После реконструкции системы водоснабжения.

Б) При смене руководителя энергетического объекта или начальника гарнизона пожарной охраны.

В) При выявлении недостатков в действиях персонала или пожарных подразделений при тушении пожара.

Читайте также: