Работники крайнего севера кто это

Опубликовано: 17.09.2024

В суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера требуется прилагать множество усилий как в процессе работы, так и в повседневной жизни. С целью компенсации повышенных трудозатрат законодательством предусмотрены определенные гарантии и компенсации для лиц, трудящихся в таких районах, а также в приравненных к ним местностях. О том, что это за гарантии, льготы и компенсации и в каком случае работодатель обязан их предоставлять работникам, расскажем в данной статье.

Кому полагаются гарантии и компенсации?

На основании ст. 1 Закона N 4520-1 гарантии и льготы предусмотрены для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Статьей 3 Закона N 4520-1 конкретизировано, что гарантии установлены для:

При этом отмечено, что дополнительные гарантии и компенсации для северян могут устанавливаться (ст. 313 ТК РФ) работникам:

Районы Крайнего Севера

Первым делом необходимо разобраться, на какие местности распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Для этого обратимся к перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029. Так, к районам Крайнего Севера отнесены:

В качестве примера местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, можно назвать Пермский край (некоторые районы), Томскую область (Александровский, Бакчарский, Верхнекетский районы), некоторые районы Иркутской, Читинской и Амурской областей и пр.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, на основании ст. 326 ТК РФ за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

Обратите внимание! Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Конкретный размер компенсации расходов, связанных с переездом, а также условия и порядок их выплаты определяются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в коллективных договорах, локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Отметим, что гарантии, положенные работнику в связи с переездом для трудоустройства в организации, финансируемые из федерального бюджета, предоставляются только по основному месту работы.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Кроме этого, ст. 148 ТК РФ установлено, что оплата труда в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Поэтому в ст. 315 ТК РФ указано, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы должны устанавливаться Правительством РФ, однако до настоящего времени такие акты не изданы. Поэтому на основании ст. 423 ТК РФ необходимо применять ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

На основании Постановления N 1012 при переходе на работу в другой район или местность, где установлена выплата процентной надбавки за стаж работы, работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж, перерасчет надбавки производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах, в порядке, установленном по новому месту работы.

Примечание. Лицам, работающим по совместительству, выплата процентных надбавок устанавливается по всем местам работы (ст. 285 ТК РФ).

Рабочее время

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на общих основаниях полагается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Кроме этого, им могут предоставляться дополнительные отпуска за:

Кроме указанных отпусков ст. 14 Закона N 4520-1 и ст. 321 ТК РФ для северян предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью:

Примечание. Минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных или опасных условиях труда установлена Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 и составляет семь календарных дней.

Общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

Обратите внимание! По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка (ст. 322 ТК РФ).

Статья 319 ТК РФ позволяет одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районе Крайнего Севера (приравненной к ним местности), имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по письменному заявлению ежемесячно получать дополнительный выходной день. Такой день не подлежит оплате.

Продолжая тему предыдущего раздела, начнем с компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Отметим, что такая компенсация гарантирована работникам любых организаций, независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Итак, работодатель в силу ст. 325 ТК РФ обязан оплатить один раз в два года стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. Кроме этого, работодатель должен оплатить стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. При этом оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Обратите внимание! К членам семьи работника, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником (п. 3 Правил компенсации расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 ).

Чтобы воспользоваться данной компенсацией, работник должен написать заявление работодателю не менее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск, указав примерную стоимость проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или иных документов.

Отметим, что данной гарантией работник может воспользоваться только по основному месту работы. Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Правила компенсации утверждены Правительством РФ только для федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных казенных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Но не стоит думать, что все остальные организации, учреждения, финансируемые из других уровней бюджета, или коммерческие фирмы останутся без такой компенсации.

Часть 8 ст. 325 ТК РФ требует определения размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником. Это означает, что на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законом форм, которая предполагает его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств (Постановление КС РФ от 09.02.2012 N 2-П).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Для этой выплаты необходимо соблюдение следующих условий:

Выплату выходного пособия производит работодатель по прежнему месту работы за счет своих средств.

Кроме этого, ст. 323 ТК РФ установлены гарантии медицинского обслуживания. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории России для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если такие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.


Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В конце февраля Верховный Суд РФ опубликовал анализ практики рассмотрения судами в 2010 - 2012 годах споров, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Несмотря на то, что суды в основном правильно применяли законодательство, регламентирующее труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, ряд вопросов, связанных с работой в особых климатических условиях по-прежнему разрешаются судами неоднозначно.

В связи с этим Пленум Верховного Суда представил ряд рекомендаций по правильному разрешению споров о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, а также о взыскании расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно.

Оплата труда

Как правило, труд работника используется по месту работы, то есть по месту расположения самой организации-работодателя. При этом труд отдельных работников может организоваться и вне места нахождения работодателя, его представительства, филиала, иного обособленного структурного подразделения. Что в свою очередь позволяет отдельным работодателям злоупотреблять своими правами в ущерб прав работников.

В целях защиты прав работников обособленных подразделенийВерховный Суд РФ поясняет, что при расчете заработной платы в любом случае должен применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы.

Это означает, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного структурного подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. То есть, в целях применения указанных льгот под местом расположения организации следует понимать не только местонахождение ее основного офиса, но и все районы, в которых находятся филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения организации.

Более того, надбавки и коэффициенты могут применяться даже в силу самого факта осуществления трудовой функции в условиях Севера, невзирая на местонахождение офисов и филиалов предприятия. В настоящее время суды при рассмотрении споров, касающихся начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, зачастую обходятся без исследования вопроса о фактическом месте работы работника. А ведь именно фактическое место работы здесь имеет ключевое значение.

В связи с этим в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, отмечается, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник. То же самое касается и работы по совместительству - лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, оплата труда в обязательном порядке должна производится с учетом указанных коэффициентов и надбавок.

Одновременно Верховный Суд призывает различать районные коэффициенты и процентные надбавки и механизмы их применения. Так, в отличие от районных коэффициентов, которые начисляются с первого дня работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях. Данное положение дает нечистым на руку работодателям возможность в ряде случаев, а именно при наличии у работников длительных перерывов в работе не выплачивать процентную надбавку к зарплате.

Между тем, Пленум ВС поясняет, что трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера суммируется независимо от сроков перерыва в работе. При этом судьи рекомендуют правоприменителям руководствоваться нормами Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2.

В соответствии с указанной инструкцией за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы, сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством.

За работниками, уволившимися после 1 января 1991 года, сохраняется непрерывный стаж, дающий право на получение надбавок за работу в районах, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу на предприятия, в организации и учреждения в этих районах не превышает сроков, установленных действующим законодательством. При превышении указанных сроков размеры надбавок за непрерывный стаж работы уменьшаются в таком же порядке и размерах, как это предусмотрено за увеличение стажа работы.

При этом с 1 июня 1993 года трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе.

Также много споров касается и оснований прекращения трудовых отношений – ряд судов считает, что данные основания имеют принципиальное значение для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки.

Здесь Верховный Суд указывает, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом нормы трудового законодательства не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

Не существует единой судебной практики и при разрешении вопроса о возможности применения процентной надбавки для расчета оплаты труда осужденных к лишению свободы, привлекавшихся к оплачиваемому труду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период отбывания наказания.

Так, некоторые суды до сих пор удовлетворяют требования осужденных к лишению свободы о взыскании процентной надбавки, приходя к выводу, что действующее законодательство не допускает никаких изъятий в части оплаты труда названных выше лиц. Ряд других же судов отмечают, что у осужденных к лишению свободы отсутствует право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.

В целях выработки единого мнения по данному вопросу Верховный Суд рекомендует обратиться к нормам УИК РФ, согласно которым, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Со своей стороны администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Так, осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда, однако они не относятся к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями, в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как закон о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, распространяет свое действие именно на лиц, работающих на основании трудового договора.

Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска

Как правило, работодатели стремятся игнорировать данные положения закона путем простого неупоминания в коллективных договорах о 36-часовой рабочей неделе. Что интересно, ряд судов на основании этого отказывают женщинам в удовлетворении исков о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочное время.

С точки зрения Верховного Суда, подобная позиция ошибочна, так как коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Соответственно, нормы ТК РФ не предполагают установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительности рабочей недели свыше 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении коллективного или трудового договора не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, установленную законодательством. Это значит, что женщины, отработавшие в условиях Севера рабочую неделю, превышающую 36 часов, имеют права на сверхурочные даже в тех случаях, когда в локальных актах отсутствуют положения о 36-часовой рабочей неделе.

При этом в настоящее время оплата сверхурочной работы должна осуществляться по следующим правилам: в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода и в двойном размере - за последующие часы сверхурочной работы.

Частным случаем нарушения прав граждан, работающих в условиях Севера (например, совместителей), является непредоставление им дополнительных отпусков. Напомним, согласно положения ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

При этом работодатели отказывают тем же совместителям предоставлении таких отпусков, ссылаясь, прежде всего, на часть первую статьи 287 ТК РФ, которой установлено, что гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.

Верховный Суд обращает внимание на ошибочность подобной позиции. С точки зрения судей, лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях и суммируется с основным отпуском.

Причем вышеуказанные ограничения не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку статьей 321 ТК РФ установлена специальная норма, согласно которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях. То есть, соответственно 24 и 16 календарных дней. Для работников-совместителей общая (суммарная) продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается в общем порядке: путем суммирования основного и дополнительного отпусков соответствующей продолжительности.

Компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Здесь Президиум ВАС РФ обращает внимание правоприменителей на ряд нюансов, которые по каким-либо причинам зачастую просто игнорируются на практике. Так, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно выплачивается работнику исключительно при условии предоставления ему оплачиваемого ежегодного отпуска. То есть данные гарантии не распространяются на отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком и прочие виды отпусков, кроме ежегодно оплачиваемых.

С другой стороны, в ряде случаев данная компенсация может признаваться обоснованной даже тогда, когда речь идет о других видах отпусков. Например, если в нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления указанным лицам установлены дополнительные гарантии в части вида отпуска, в период нахождения в котором работник может воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда.

Верховный Суд отмечает, что споры о размере компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в основном связаны со случаями, когда работник следовал к месту отдыха личным транспортом. В связи с этим судьи рекомендуют при определении расходов на проезд личным транспортом исходить из представленных документов, подтверждающих затраты на проезд кратчайшим маршрутом.

В качестве доказательств произведенных истцами расходов могут приниматься документы, подтверждающие фактически понесенные расходы на оплату топлива (квитанции (чеки), товарные чеки автозаправочных станций о покупке топлива); справки автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, о расстоянии кратчайшего пути следования автомобильным транспортом к месту проведения отпуска и обратно, справки о нормативном расходе топлива.

Компенсация расходов производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. При этом во внимание должны приниматься дата убытия и дата прибытия истцов к месту отдыха, а также места нахождения АЗС по отношению к заданному маршруту, в которых осуществлялась заправка автомобиля топливом.

Чеки о покупке топлива признаются неотносящимися к расходам, связанным с проездом к месту отдыха и обратно, если АЗС, указанные в чеках, не находились на заданном маршруте. Не принимаются во внимание и чеки, в которых не указано место нахождения АЗС, и истцами не представлены дополнительные документы, подтверждающие их нахождение на пути следования к месту отдыха и обратно.

В Обзоре отмечается, что в судах до сих пор неоднозначно складывается практика решения вопроса о том, компенсируются ли работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением, расходы стоимости на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно. При этом с позиции ВС РФ правильной является практика тех судов, которые удовлетворяют требования указанных работников об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Здесь судьи поясняют, что компенсации за счет работодателя подлежат в том числе расходы работника и его неработающего супруга на проезд к месту использования отпуска и обратно. При этом предстоящие расходы работника на эти цели подлежат авансированию исходя из примерной стоимости проезда. Каких-либо ограничений для компенсации указанных расходов в зависимости от срока возвращения работника с места использования отпуска, если такой отпуск предоставлен работнику с последующим увольнением, законодательство не содержит.

Не устанавливает ТК РФ в отношении компенсаций и ограничения в части обязательного возвращения работника в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Данная оговорка также важна, поскольку работодатели зачастую привыкли отказывать в компенсации расходов на проезд в полном объеме на том основании, что работники возвращаются из отпуска позднее окончания очередного отпуска. То есть в период отпуска без сохранения заработной платы.

В свою очередь суды удовлетворяют заявленные требования лишь в части компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска. В части же взыскания расходов на проезд от места отпуска суды нередко отказывают, ссылаясь на то, что законодательством якобы не предусмотрена компенсация расходов на проезд от места отпуска в период отпуска без сохранения заработной платы.

Верховный Суд считает данные действия судов необоснованными. Так, нормы ТК РФ не содержат требований обязательного возвращения работника в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Нормы трудового законодательства связывают оплату проезда с самим фактом предоставления работнику и использования им ежегодного оплачиваемого отпуска.

Более того, ТК РФ обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи работника проезд к месту использования отпуска и обратно обусловлена выездом самого работника к месту отдыха, независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи.

Работа в северных местностях России имеет уникальную специфику оплаты и компенсаций. Обусловлено это высокими трудозатратами, как в профессиональной деятельности, так и повседневной жизни. Перечень районов крайнего севера и приравненных к нему территорий был определен еще законодательством СССР, после чего был в точности скопирован в Российское.

В 2020 году список включает все острова Северного Ледовитого океана и морей у прибрежных территорий. Также полностью или частично сюда входят области:

  • Мурманская;
  • Архангельская;
  • Коми;
  • Тюменская;
  • Иркутская;
  • Чукотский АО;
  • Сахалинская;
  • Тыва.

Отдельно расположился Красноярский край, Якутия, Карелия, Хабаровский край и Ханты-Мансийский АО. Также немало местностей были приравнены к данным районам из-за повышенной сложности труда в них именно по причине низких температур в зимнее время.

Какие специальности востребованы на Крайнем Севере

Более века вахта на крайний север пользуется спросом у представителей различных профессиональных направлений:

  • инженеры ФТО и по охране труда;
  • машинисты тяжелой строительной техники;
  • сотрудники охраны;
  • электрики-диагносты;
  • буровые мастера;
  • прорабы и мастера смены;
  • автомеханики.

Эти же профессии можно встретить на рекрутинговых сайтах в 2020 году. Перечень специальностей достаточно длинный, причем варьируется преимущественно вокруг тяжелой техники и ухода за ней. А вот интеллектуальные профессии востребованы в несколько раз реже.

Особенности трудового договора

Рабочие условия имеют немало нюансов. Среди наиболее распространенных можно выделить шесть.

  • Для заключения трудового договора действуют общие правила (гл.10 и 11 ТК РФ). Но есть особенность. Так, если для работы будущему сотруднику потребуется переезд к месту работы, с ним следует заключить срочный трудовой договор (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). А если работник уже проживает в данном районе, трудоустроить его на тех же условиях – не получится.
  • Трудовой договор должен содержать права, обязанности сторон и размер заработной платы. Отдельно указываются оклад и районный коэффициент.
  • Необходимо наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах;
  • Предусмотрен комплекс гарантий и компенсаций от государства, если специалист работает в государственной организации;
  • Проезд и провоз багажа к рабочему месту сотрудников из других местностей оплачивается работодателем;
  • Для обустройства на новом месте сотруднику положен оплачиваемый отпуск продолжительностью семь рабочих дней.

Гарантии работнику предоставляются только в случаях, когда сотрудник нанимается на основное рабочее время. Совместители идут на тех же основаниях, что и основная часть российского населения.

Оформление трудовой книжки

Согласно действующему законодательству, стаж работы на крайнем севере значительно сокращает срок выхода на пенсию. При оформлении трудовой книжки следует помнить о нескольких пунктах:

  • графа 3 содержит информацию о месте работы;
  • указывается специальность, квалификация и профессия.

В результате государство гарантирует компенсации гражданам, работавшим на Крайнем Севере. При допущенных ошибках, работникам придется самостоятельно изучать документацию и обращаться в вышестоящие инстанции.

Как рассчитываются «северные» зарплаты

Труд в особых климатических условиях оплачивается в повышенном размере. Это регламентируется статьёй 146 ТК РФ. Также к заработной плате применяются различные процентные надбавки и районные коэффициенты (смотрите рисунок 1). Они зависят от стажа работы в определённой местности (ст. 317 ТК РФ).

Рисунок 1

Как рассчитываются «северные» отпуска

Сотрудники на Крайнем Севере не должны работать свыше 40 часов в неделю. По сути – это общие нормы, предусмотренные ст. 91 ТК РФ. Работодатель вправе сократить продолжительность рабочей недели до 36 часов (ст. 320 ТК РФ), но размер заработной платы при этом должен остаться таким же, как и при полной неделе.

Для лиц, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено несколько отпусков. Основной - продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ) и дополнительные:

— за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 117 ТК РФ);

— за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);

— за ненормированный рабочий день - не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Также статьёй 14 Закона N 4520-1 и ст. 321 ТК РФ предусмотрены ежегодные дополнительные «северные» отпуска продолжительностью:

— в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;

— в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;

— в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

Гарантии при увольнении работнику Крайнего Севера

Распространенные причины увольнений сотрудников, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях: личное желание работника, переезд в другой город, несоответствие занимаемой должности, по статье и по сокращению. Процедура увольнения по последней причине имеет ряд особенностей.

Работникам Крайнего Севера, уволенным по сокращению, предусмотрены гарантии (статья 318 ТК РФ). Чтобы воспользоваться ими, требуется отметка в трудовой книжке о том, что сотрудник уволен именно по сокращению. Есть и ряд других особенностей:

1. сохранение среднего заработка длится 3 и 6 месяцев, а не 2 и 3 как при общих условиях;

2. выплата по числу неотработанных дней будет произведена даже если сотрудник трудоустроиться в течение второго и третьего месяца;

3. если работодатель - физическое лицо, то гарантии можно получить, только включив предварительно этот пункт в договор (это предусмотрено второй частью статьи 307 ТК РФ);

4. если работник был уволен в период сокращения, но имеет другую запись (например, по соглашению сторон), гарантии не предусмотрены.

Как и при стандартном варианте, выходное пособие при сокращении рассчитывается на основании среднего заработка месячного характера. Учитывается отработанный период времени, чаще всего это год, и включает в себя все премии и надбавки.

Выплатить всю причитающуюся сумму и выходное пособие сокращаемому работнику нужно в крайний рабочий день.

Предварительный размер выплат следует рассчитывать индивидуально. Все суммы следует зарегистрировать и внести в расчётный лист.

Три месяца выплат сокращённый сотрудник получает по стандартной схеме, для получения последующих пособий на 4, 5, 6 месяцы потребуется выполнить ряд условий, в том числе – обратиться в центр занятости.

В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации различают два вида гарантий и компенсаций: государственные и дополнительные.

Государственные гарантии и компенсации устанавливаются на федеральном уровне. Они обязательны для всех без исключения работодателей независимо от форм собственности и источников финансирования.

Дополнительные гарантии могут устанавливаться исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или конкретных работодателей.

Работодатель обязан обеспечить применение государственных гарантий и компенсаций, установленных для работников Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в связи с работой и проживанием в особых климатических условиях.

Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отведена глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

Повышенная оплата труда

(ст. 315 – 317 Трудового кодекса Российской Федерации)

Работодатель обязан производить оплату труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента, установленный на федеральном уровне, в Мурманской области составляет преимущественно 1,4 (в поселке Туманный Кольского района Мурманской области – 1,7, в ЗАТО Островной – 1,8).

Размер районного коэффициента для работников областных и муниципальных учреждений составляет 1,5.

Процентная надбавка (так называемая «полярка» или «полярная надбавка»), устанавливаемая к заработной плате, применяется в зависимости от возраста работника и стажа работы в районах Крайнего Севера.

Условие и порядок начисления процентной надбавки к заработной плате для работников организаций всех форм собственности:

- увеличение надбавки за каждые шесть месяцев работы, а по достижении 60% – за каждый год работы на 10% (до достижения 80%);

Порядок начисления процентной надбавки к заработной плате молодежи (работникам, не достигшим 30 лет) по федеральному законодательству (для работников федеральных организаций и внебюджетного сектора экономики) следующий: для молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера, по истечении первых шести месяцев – в размере 20% с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, по достижении 60% надбавки – последние 20% за один год работы.

На молодых специалистов – работников организаций, финансируемых из средств областного бюджета, распространяется действие статьи 6 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 579-01-ЗМО «О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», согласно которой начисление процентных надбавок к заработной плате работников областных учреждений происходит с первого дня трудоустройства. Также данным законом увеличен возраст работников, имеющих возможность воспользоваться льготным порядком начисления максимальной надбавки (80% к заработной плате), – с 30 до 35 лет.

Исходя из вышеизложенного минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для работников федеральных учреждений и внебюджетного сектора должен составлять:

12130 руб. х (1,4 + количество заработанных полярок (до 80%)) = от 16982 руб. до 26686 руб.

Для работников областных организаций МРОТ составит:

12130 руб. х (1,5 + количество заработанных полярок (до 80%)) = от 18195 руб. до 27899 руб.

Дополнительный выходной день

(ст. 319 Трудового кодекса Российской Федерации)

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять дополнительный выходной день без сохранения заработной платы:

- одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), имеющему ребенка, не достигшего возраста 16 лет;

- при наличии его письменного заявления.

Дополнительный выходной день, хотя и без сохранения заработной платы, – это дополнительный день еженедельного непрерывного отдыха. Продолжительность же еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. В этом отличие дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы от однодневного отпуска без сохранения заработной платы.

Сокращенная рабочая неделя

(ст. 320 Трудового кодекса Российской Федерации)

Работодатель обязан установить женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Условие о сокращенной рабочей неделе для женщин должно содержаться в коллективном договоре или трудовом договоре. При сокращенной рабочей неделе работодатель обязан выплачивать заработную плату женщинам, как за полную (нормальную) 40-часовую рабочую неделю.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

(ст. 322 Трудового кодекса Российской Федерации)

В районах Крайнего Севера предоставляется дополнительный отпуск – 24 календарных дня.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда
и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

(ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации)

Работодатель обязан компенсировать работнику стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Компенсация расходов производится в следующем порядке:

- компенсируется стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно;

- компенсируется стоимость провоза работником багажа весом до 30 кг к месту использования отпуска и обратно;

- периодичность компенсации – 1 раз в 2 года;

- компенсация производится за счет средств работодателя.

Компенсация расходов, связанных с переездом

(ст. 326 Трудового кодекса Российской Федерации)

За счет средств работодателя работнику, прибывшему в район Крайнего Севера из другого региона, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

- единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;

- оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

- оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Гарантии при увольнении по ликвидации организации
или сокращению штатов

(ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации)

В случае ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодатель обязан произвести выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохранить за работником средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при одновременном соблюдении условий:

- факт обращения уволенного работника в службу занятости населения в месячный срок после увольнения;

- нетрудоустройство уволенного работника в течение периода, за который служба занятости выдает ему решение для сохранения среднего месячного заработка;

- наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью: отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.;

- принятие решения службой занятости о выплате в исключительном случае среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы.

Выплата уволенному работнику выходного пособия и сохраненного среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств работодателя.

С 13.08.2020 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 13.07.2020 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации» в статью 318 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым:

- работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, гарантируется выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка;

- в случае если длительность периода трудоустройства уволенного работника превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, – за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц;

- в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить уволенному работнику средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.

Уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае наличия решения органа службы занятости населения – после принятия такого решения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель обязан произвести их не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере 5-кратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат.

При ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Льготное назначение пенсии

(Закон РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

По общему правилу страховая пенсия по старости назначается северянам досрочно: мужчинам в 60 лет, женщинам в 55 лет при достижении следующих требований:

- наличие страхового стажа не менее 25 или 20 лет (соответственно для мужчин и женщин);

- наличие стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.

Кроме того, при наличии требуемого стажа работы во вредных условиях труда пенсионный возраст снижается еще на 5 лет (мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет).

(в ред. Закона РФ от 02.06.1993 N 5082-1; Федеральных законов от 08.01.1998 N 4-ФЗ, от 27.12.2000 N 151-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Раздел I. Общие положения

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о проверке конституционности статьи 1 см . определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 N 196-О.

Статья 1. Действие настоящего Закона

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности части первой статьи 1 см . определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2001 N 256-О.

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 2. Порядок определения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом.

Статья 4. Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 5. Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Раздел II. Регулирование трудовых отношений. оплата труда

Статьи 6 - 9.

Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 10. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

По вопросу, касающемуся размеров районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Статья 11. Процентная надбавка к заработной плате

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Статья 12.

Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Раздел III. Продолжительность отпусков

Статья 13.

Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 14. Дополнительный отпуск

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статьи 15 - 16.

Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Раздел IV. Регулирование жилищных отношений

Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Раздел V. Льготы для отдельных категорий населения

Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004).

Раздел VI. Социальное страхование. Пенсионное обеспечение

Статья 24. Пособие по временной нетрудоспособности

С 1 января 2005 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц в размере 12 480 рублей, которое выплачивается с учетом районных коэффициентов.

С 1 января 2002 года Федеральным законом от 11.02.2002 N 17-ФЗ установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц в сумме 11700 рублей, и предусмотрено, что в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

По вопросу, касающемуся применения указанных норм, см. письмо ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136.

В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статьи 25 - 31.

Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Раздел VII. Гарантии и компенсации материального обеспечения и транспортных расходов

Статья 32.

Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 33.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов .

Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

Статья 34. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 35. Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

Статья 36. Защита прав граждан, организаций и возмещение причиненного им ущерба

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Защита установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами прав граждан, организаций осуществляется в судебном порядке.

Ущерб, причиненный гражданам, организациям в результате нарушения указанных нормативных правовых актов и коллективных договоров, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: