Работники посольства на кого распределяются

Опубликовано: 17.09.2024

Утвердить прилагаемое Положение о Посольстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

28 октября 1996 года

Положение
о Посольстве Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497)

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2012 г., 18 февраля 2017 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 1 внесены изменения

1. Посольство Российской Федерации (далее - Посольство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях, другими международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с настоящим Положением и актами МИДа России.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 3 внесены изменения

3. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений и иных организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют Посольство о своей деятельности.

4. На здании Посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью "Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства)" на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 5 внесены изменения

5. Посольство, сотрудники дипломатической службы и работники Посольства, члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Сотрудники дипломатической службы и работники Посольства, члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Посольства

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 6 внесены изменения

6. Основными задачами и функциями Посольства являются:

представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных государственных органов и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций направляются Посольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;

получение в установленном порядке от федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и российских организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам и организациям;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, осуществление контроля за выполнением двусторонних международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних международных договоров Российской Федерации в части, касающейся отношений Российской Федерации с государством пребывания;

защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;

поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;

согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;

защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;

принятие необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, членов их семей, организация в установленном порядке деятельности загранучреждений и действий граждан Российской Федерации в государстве пребывания в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма;

представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;

выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

III. Структура и организация деятельности Посольства

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 7 внесены изменения

7. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее - Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

Информация об изменениях:

Правовое положение, основные задачи и полномочия Посла определены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)".

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания, в том числе Посла, являющегося по совместительству Послом в другом государстве пребывания (других государствах пребывания), его обязанности исполняет временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый из числа старших дипломатических работников Посольства в порядке, установленном МИДом России.

Обеспечение безопасности Посольства, сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 8 внесены изменения

8. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

Права и обязанности сотрудников дипломатической службы и работников Посольства определяются законодательством Российской Федерации, актами МИДа России, служебными контрактами (трудовыми договорами), должностными регламентами (должностными инструкциями). Сотрудники дипломатической службы и работники Посольства обязаны выполнять приказы Посла, а в его отсутствие - временного поверенного в делах Российской Федерации.

9. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы или группы.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 9.1 внесены изменения

9.1. В Посольстве создается постоянно действующий кризисный штаб во главе с Послом, а в его отсутствие - с временным поверенным в делах Российской Федерации.

10. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 11 внесены изменения

11. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников дипломатической службы и работников Посольства осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

12. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 пункт 13 изложен в новой редакции

13. Посольство может осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Для осуществления указанной деятельности в составе Посольства по решению МИДа России может быть создано специализированное структурное образовательное подразделение.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утвержденный приказом МИД России от 24 июля 2020 г. N 11763

14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

15. Посольство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 16 внесены изменения

16. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посольство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и с учетом законодательства государства пребывания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69 в пункт 17 внесены изменения

17. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Посольства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами МИДа России.

Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 "Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации"

Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 31 октября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. N 45, ст. 5090

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 18 февраля 2017 г. N 69

Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1198

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Санкции против самих себя: что ждет российских работников дипмиссии США

Здание посольства США в Москве (Фото: Tatyana Makeyeva / Reuters)

Решение принудительно сократить персонал посольства США в России может привести к увольнению сотен своих же граждан, рассказали РБК эксперты. Сроки ожидания американских виз для россиян неминуемо увеличатся.

«Тысяча с лишним сотрудников — дипломатов и технических работников — работали, до сих пор еще работают в России, ​755 должны будут прекратить свою деятельность в Российской Федерации. Это чувствительно», — раскрыл президент России Владимир Путин в интервью 30 июля число сотрудников дипломатической миссии США в России, которые подпадут под действие санкций Кремля. Прекратить работу они должны будут к 1 сентября, говорилось в заявлении МИД России 28 июля. В нем не была названа общая кадровая численность американской миссии, но было указано, что она должна быть сокращена до 455 человек. Таким образом, из слов президента и заявления МИДа следует, что общая численность дипмиссии США в России сейчас насчитывает 1210 человек.

«Речь идет не чисто о дипломатах, потому что такого количества [американских] дипломатов [в России] нет. Речь идет и о дипломатах, и о лицах с недипломатическим статусом, и о принятых на месте, то есть российских гражданах, которые там работают», — пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам 31 июля.

В отчете управления генерального инспектора Госдепартамента США за 2013 год указано, что всего в миссии США тогда работали 1279 человек, включая генконсульства США в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Из этого числа 934 человека (73%) относились к категории «местного нанятого» персонала, то есть в основном были российскими гражданами. Более свежих отчетов Госдепартамент не публиковал. Но если предположить, что структура персонала американской дипмиссии в России не сильно изменилась с того времени, выходит, что сейчас там работают более 800 россиян. Именно они могут пострадать от сокращения численности дипмиссии по приказу российских властей.

​Как будут увольнять?

Три собеседника, знакомые с ситуацией в посольстве США в Москве, рассказали РБК, что пока никаких заявлений от руководства не последовало. Увольнения коснутся по большей части россиян, работающих в американском посольстве, подтвердил РБК его бывший сотрудник, знакомый с ситуацией. «Санкции сильнее ударят по русским сотрудникам, так как американцев трудоустроят, а русские останутся без работы. Людям, уходившим из посольства по собственному желанию, и раньше трудно было найти работу в российских государственных учреждениях», — отметил собеседник РБК.

Если дипмиссии США придется разрывать трудовые соглашения с сотнями российских работников, встает вопрос — положены ли им какие-либо компенсации за увольнение? С российскими специалистами, принимаемыми на работу в иностранные представительства (консульские, дипломатические), трудовой договор заключается «с учетом норм Трудового кодекса РФ», утверждает директор по маркетингу рекрутингового агентства Kelly Services Жанна Волкова. Однако спорные ситуации, связанные, например, с увольнением, разрешаются с учетом того, что у дипломатического представительства иностранного государства есть иммунитет от юрисдикции РФ (он установлен Венской конвенцией о дипломатических сношениях). Иными словами, посольство США сможет уволить таких сотрудников-россиян без выплаты компенсации,​ и оспорить это в российском суде будет невозможно, следует из слов Волковой.

Другой трактовки придерживается юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин: все зависит от того, с кем заключен трудовой договор, говорит он. Если нанимателем таких российских работников является непосредственно иностранное государство, то их отношения регулируются трудовым законодательством страны-нанимателя — в данном случае США. Поэтому уволенные сотрудники-россияне должны будут обращаться в американский суд, если считают, что их права нарушены. «Но далеко не всегда у сотрудников консульств и посольств заключены договоры именно с иностранным государством: часто нанимателем является юридическое лицо, учрежденное в России и работающее с представительством иностранного государства по контракту», — отмечает Сафиулин. В таких случаях де-юре нанимателем является российская организация, трудовой договор составляется в полном соответствии с российским трудовым законодательством, а споры находятся в юрисдикции российских судов. Российские сотрудники дипмиссии работают по российскому трудовому законодательству, утверждает в разговоре с РБК бывший сотрудник американского посольства.

Кто работодатель?

Технический (недипломатический) персонал иностранных посольств делится на тех, кто работает непосредственно на посольство и там же оформлен, и тех, кто был нанят через стороннюю организацию, рассказывает сотрудник одного из европейских посольств в Москве, попросивший об анонимности. По его словам, второй категорией сотрудников занимается госпредприятие «Инпредкадры» — филиал главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России. Эта фирма заключает договор с российскими сотрудниками от имени посольства, что превращает их в «местнонанятый персонал» (locally employed staff), говорит собеседник РБК и подтверждает бывший работник посольства Перу. Последний также отметил, что в отличие от посольства​ «Инпредкадры» совершает отчисления за работников в Пенсионный фонд РФ.

Посольство само платить за российских сотрудников пенсионные взносы не может — это не предусмотрено Налоговым кодексом, объясняет партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский . Там определено, что плательщиками страховых взносов могут быть организации (а также индивидуальные предприниматели или физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), но посольства не являются «организациями», говорит юрист. Посольства также не имеют обязанности по удержанию и перечислению в российский бюджет НДФЛ, поэтому российские граждане, получающие зарплату в иностранном посольстве в России, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ, разъяснял в письме 2012 года Минфин.

ГлавУпДК при МИДе называет себя «министерством гостеприимства». Услугами предприятия пользуются более 184 посольств и представительств международных организаций, свыше 120 корпунктов СМИ, более 2 тыс. российских и иностранных компаний, говорится на его сайте. Собеседник в «Инпредкадрах» рассказал РБК, что фирма работает посредником, оформляя россиян в посольства по трудовой книжке и в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Но есть и другой вариант — «лизинг персонала», когда «Инпредкадры» не только подбирает сотрудников для иностранных дипмиссий, но и является их прямым официальным работодателем, который отчисляет в бюджет налоги и страховые взносы за работников. В таком случае и за компенсации при увольнении отвечает это госпредприятие.

Пресс-служба Минтруда сообщила РБК, что не может предоставить оперативный комментарий по этому вопросу. РБК также направил запросы в российский МИД и фирму «Инпредкадры», но пока не получил ответа.

Сколько получают россияне в дипмиссии США?

В настоящий момент на общем сайте посольств и консульств США размещены лишь две российские вакансии: посольство США в Москве ищет водителя с ограниченным знанием английского языка (второй уровень) с годовым окладом до выплаты налогов 587 636 руб. (основной оклад 514 785 руб. + денежное пособие на питание 29 952 руб. + премия в размере 1/12 от основного оклада), а генеральное консульство США в Санкт-Петербурге — электрика с ограниченным знанием английского с годовым окладом 670 150 руб. (основной оклад 590 952 руб. + денежное пособие на питание 29 952 руб. + премия 1/12 от основного оклада).

РБК нашел в интернете вакансии посольства и консульств прошлых лет, все из которых относятся к категории «синих воротничков». В феврале 2014 года генконсульство США в Санкт-Петербурге искало кандидатов на должность охранника с начальным знанием английского языка. Годовой оклад для этой должности составлял 400 843 руб., включая пособие на питание. В сентябре 2014 года посольство США в Москве искало кандидата на должность рабочего склада с ограниченным знанием английского языка (второй уровень) с годовым окладом 448 642 руб.


Выдача виз замедлится

Одним из очевидных последствий российских действий станет увеличение срока выдачи американской визы для граждан России. Об этом предупредил в своем Twitter бывший посол США в России Майкл Макфол. «От уменьшения числа работников посольства больше всего пострадают российские граждане. Время ожидания визы в США увеличится значительно», — написал он. В том, что сроки обработки визовых запросов увеличатся, не сомневаются и два бывших сотрудника посольства.

На сайте консульского бюро Госдепа указано, что сейчас сроки ожидания собеседования на получение визы в посольстве в Москве составляют от 38 до 50 календарных дней, еще три рабочих дня нужно непосредственно для оформления визы. Сроки ожидания дня подачи визы в американских генконсульствах в городах России значительно ниже. В Санкт-Петербурге — от 17 до 21 календарного дня (и два рабочих дня на оформление). В Екатеринбурге придется ждать в разы меньше — от двух до семи календарных дней (и три рабочих дня на оформление). Во Владивостоке и того меньше, всего один календарный день ожидания и один день на оформление.

«Сейчас мы оцениваем последствия данного решения [о сокращении персонала дипмиссии]. Пока еще слишком рано судить и предполагать, как оно повлияет на консульскую работу», — заявила РБК пресс-секретарь посольства Мария Олсон. «Но вполне вероятно, что оно приведет к снижению оперативности консульской деятельности», — указала Олсон.

Если американская сторона будет «показательно демонстративно сокращать должности, которые необходимы в повседневной работе и сокращение которых будет создавать реальные проблемы в обслуживании двусторонних отношений, — это будет выбор американской стороны, но это будет откровенный саботаж своих полномочий и миссии по тому, чтобы предоставлять консульские услуги США», считает председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев.

В последние два года количество выданных виз гражданам России снизилось на 40%, следует из ежегодных отчетов Госдепа. Если в 2013 году посольство и консульства США на территории России выдали в общей сложности 264 854 визы, а в 2014 году — 242 752 визы, то в 2015 году было выдано 159 662 визы, а в 2016 году посольство и консульства США на территории России выдали в общей сложности 186 487 виз.


Российская сторона не определяла список сотрудников дипломатических представительств США в России, которые должны покинуть страну, утверждает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: таким образом, Госдеп может по своему усмотрению «оптимизировать» штатные расписания посольства США в Москве и генеральных консульств в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Учитывая масштабы сокращений — почти две трети всего дипломатического и технического персонала, американцам придется принимать очень нелегкие решения, говорит он. По имеющимся у Кортунова данным, заранее подготовленного плана на такой случай в Госдепе или в посольстве США не существует: американская сторона предполагала, что сокращения окажутся значительно более скромными — стандартный «симметричный» ответ России на высылку российских дипломатов из США в конце прошлого года предполагал бы поименный список лишь из 35 человек.

Процесс выдачи виз усложнится и будет занимать гораздо больше времени, заявил РБК Пол Гобл, бывший советник Госдепартамента США. Кроме того, решение выслать сотрудников американского посольства негативно скажется на культурных, образовательных и профессиональных обменах, считает Гобл.

Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 персонал консульских учреждений делится на три категории:

1) консульские должностные лица, находящиеся на консульской службе и выполняют консульские функции;

2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу;

3) обслуживающий персонал.

Консульские должностные лица должны быть, как правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым государством, только с точно выраженного согласия государства пребывания (статья 22).

Суверенным правом государства пребывания есть право в любое время сообщить представляемом государстве, о том, что та или иная консульское должностное лицо является persona non grata или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство, должна отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении (статья 23).

Власти государства пребывания (обычно министерство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, подтверждающие их должностное положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.

Функции работников консульского учреждения прекращаются по следующим основаниям:

а) сообщение государства пребывания представляемым государством о том, что ее функции прекращаются (отзыв)

б) аннулирования экзекватуры (объявление persona non grata);

в) сообщение государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.

В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.

Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.

Назначение консулов определяется статьями 10-15 Венской конвенции 1963 года. Поскольку консулы обладают определенными правами в отношении своих граждан, а также поскольку граждане государства пребывания имеют определенные связи с направляющим государством, назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между государством пребывания и направляющим государством. Этим проблемам Венской конвенцией было уделено особое внимание, и ниже мы коснемся их с некоторыми изъятиями.

Для того чтобы консул мог выполнять свои обязанности, необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его документом, удостоверяющим его назначение и именуемым иногда консульской доверенностью или патентом, в котором указывается его статус и примерные границы территории, на которой он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу экзекватуру, государство пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных местным законодательством и консульской конвенцией по таким вопросам, а также право на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами.

Государство может отказаться принять консула. Более того, в статье 12 указанной Конвенции оговаривается, что в данном случае государство не обязано сообщать направляющему государству причины отказа.

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно должен быть представлен своим предшественником.

Полномочия консула, таким образом, ограничиваются действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей ограничивается законами страны пребывания.

Статья 18 предусматривает, что консул может выполнять консульские функции по поручению нескольких государств, если государство пребывания не имеет возражений. В статье 15 Венской конвенции содержатся подробные правила, касающиеся назначения временного консульского агента, и условия, на которых он может пользоваться привилегиями и иммунитетами, положенными ему по занимаемой должности.

Статья 17 предусматривает в принципе возможность совершения главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве, в котором его правительство не представлено; статус поверенного в делах не дает ему права на дипломатические иммунитеты. Указанная статья дает также право консулам действовать в качестве представителя своего государства при любой межправительственной организации и определяет иммунитеты, которыми они могут пользоваться.

Оперативный персонал всех консульских учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства пребывания. Во главе К.к. стоит старшина, старший по рангу и по времени получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции, в которые входит: представительство всего К.к. при коллективных выступлениях; защита прав членов К.к. в случае их нарушения властями страны пребывания; ознакомление вновь прибывших членов К.к. с особенностями и традициями государства пребывания; разрешение возможных внутренних проблем в рамках К.к. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических действий в отношении государства пребывания. В К.к., где это уместно, входят нештатные (почетные) консулы и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того, чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли развиваться в дружественной, мирной атмосфере и в обстановке взаимоуважения Сейчас в международном общении участвует почти 300 государств, каждое из которых имеет свои социально-экономическое и общественно-политическое устройство, историю, культуру, язык, религию, традиции Нормальное общение бы уло бы невозможным, если бы все они не придерживались общих принципов взаимоотношений, в первую очередь таких, как уважение государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательства во внутренние спра вы другого государства, соблюдения равенства между государствами, территориальная целостность, соблюдения условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение взятых на себя обязаннь

Дипломатический протокол - совокупность общепринятых в международных отношениях правил, определяющих порядок осуществления различных дипломатических актов, формы отношений между дипломатами и руководящими где ержавнимы деятелями разных стран

Дипломатический протокол является важным инструментом реализации основных принципов внешней политики государства Принцип суверенитета государства, например, выражается в таких протокольных нормах, как выполнение гимна, проявление почестей государственному флагу и т.п. Здесь надо особенно учитывать, чтобы флаг был поднят правильно с учетом его цвета или других важных символов (в некоторых странах, например, перевернутый государственный флаг означает состояние войныи).

Принцип равенства государств проявляется в соблюдении альтернативы в подготовке двусторонних договоров и соглашений, по-дежурного старшинства на официальных мероприятиях, упорядоченной рассадки дипломатических представителями икив согласно их классам и рангам.

Агреман (от французского \"agrement\" - согласие) на назначение посла и экзекватура на назначение консула, церемониал вступления дипломатов на должности, форма одежды, оформления и использования визитных карточек - все это необходимые атрибуты посольского и консульского права государствомава держав.

Заключение международных договоров или присоединение к ним, порядок их действий также оговариваются соответствующей процедуре и церемониалом.

Количество наемных сотрудников в России для диппредставительств других стран будет утверждать кабмин, отмечается в документе

Количество наемных сотрудников в России для диппредставительств других стран будет утверждать кабмин, отмечается в документе Фото: © Global Look Press / Kremlin Pool
Фото: © Global Look Press / Kremlin Pool

Президент России Владимир Путин подписал указ о противодействии недружественным действиям иностранных государств, включая США. В частности, посольствам и консульствам стран, у которых сложные отношения с Москвой, ограничили возможность (вплоть до полного запрета) принимать на работу живущих в России людей. Кроме того, количество работников, которых диппредставительства таких государств смогут нанять в РФ, будет утверждать российское правительство. Если квота будет превышена, работников следует уволить, а трудовые договоры — разорвать .

Документ опубликован на сайте Кремля. В то же время в нем отмечается, что этот порядок не распространяется на граждан недружественных иностранных государств, прибывших из своих стран в качестве сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений.

«Договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего указа с физлицами, количество которых превышает определенное правительством РФ, подлежат прекращению», — уточняется в указе.

Документ, как указано в тексте, был подписан «в целях защиты интересов и безопасности Российской Федерации».

В апреле дипломатический скандал разгорелся между Россией и Чехией. Причиной стало расследование взрывов на чешском военном складе во Врбетице в 2014 году. Чехи обвинили в преступлении российских диверсантов. Россия отрицает свою причастность к взрывам во Врбетице.

17 апреля Прага выслала 18 сотрудников посольства РФ, обвинив их в работе на спецслужбы России. 22 апреля президент Чехии Милош Земан поддержал решение своего правительства о высылке российских дипломатов.

МИД РФ в ответ на высылку российских дипломатов потребовал от посольства Чехии также сократить численность работников своего диппредставительства в Москве.

Россия объявила пять польских дипломатов персонами нон грата

Dailystorm - Россия объявила пять польских дипломатов персонами нон грата

23 апреля стало известно, что Эстония, Латвия и Литва в знак солидарности с Чехией высылают российских дипломатов. При этом в МИД Латвии подчеркнули, что республика «заинтересована формировать отношения с Россией, опираясь на взаимное уважение, международное право и принципы Венской конвенции о дипломатических связях», однако действия Москвы, по мнению иностранного ведомства, свидетельствуют об обратном.

В МИД России заявили, что сотрудники диппредставительств этих стран могут уже начать раздумывать, кому из них «придется паковать вещи». В ведомстве также отметили, что Чехия не рассчитала, чем обернется высылка россиян, но «западные кураторы не позволили ей сделать шаг назад».

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Утвердить прилагаемое Положение о Посольстве Российской Федерации.

28 октября 1996 года

от 28 октября 1996 г. N 1497

О ПОСОЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Посольство Российской Федерации (далее именуется - Посольство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется - МИД России).

2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.

3. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют Посольство о своей деятельности.

4. На здании Посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью "Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства)" на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

5. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Сотрудники Посольства и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Посольства

6. Основными задачами и функциями Посольства являются:

представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;

получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;

поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;

согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;

защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;

осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями;

представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;

выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

III. Структура и организация деятельности Посольства

7. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется - Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.

Обеспечение безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

8. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

Права и обязанности сотрудников Посольства определяются законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Сотрудники Посольства обязаны выполнять приказы и указания Посла, а в его отсутствие - Временного поверенного в делах Российской Федерации.

9. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы или группы.

10. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

11. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

12. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

13. При Посольстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа.

14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

15. Посольство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках.

16. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посольство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения им с учетом законодательства государства пребывания.

17. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Посольства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами МИДа России.

Читайте также: