Работники со средним медицинским образованием не могут быть допущены к практической деятельности

Опубликовано: 06.07.2024

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 192-ФЗ в статью 54 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2010 г.

Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью

ГАРАНТ:

Об осуществлении фармацевтической деятельности см. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


<< Раздел
Х. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников (ст.ст. 54 - 64)

Статья 55 >>
(исключена)
Содержание
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или армацевтической деятельности после прохождения переподготовки в оответствующих учебных заведениях или на основании проверочного спытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международным правом.

Статья 55. Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности.

Выдачу лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности осуществляют лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации. В состав лицензионных комиссий входят представители органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, высших медицинских учебных заведений и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.
Лицензия выдается на определенный вид деятельности на основании сертификата специалиста. Выдача лицензии на иной вид деятельности осуществляется отдельной процедурой. Лишение лиц, занимающихся определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, лицензии или приостановление ее действии осуществляется лицензионными комиссиями или по решению суда в случае несоответствия осуществляемой ими деятельности установленным стандартам качества медицинской помощи или положениям, закрепленным настоящими Основами. Действие лицензии возобновляется после повторного лицензирования при исчезновении оснований, по которым было осуществлено лишение лицензии или приостановление ее действия. Решения лицензионных комиссий могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти и (или) в суд.

Порядок и условия выдачи лицам лицензий на определенные виды медицинской и фармацевтической деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов медицинской и фармацевтической деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой.

Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Частная медицинская практика осуществляется в соответствии с настоящими Основами и другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации. Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности. Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной ей территории. Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и местная администрация. Иное вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство прямо предусмотрено законом. Запрещение занятия частной медицинской практикой производится по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.

Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством).

Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на соответствующий вид деятельности. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом местной администрацией в соответствии со статьей 56 настоящих Основ. Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 настоящих Основ. Проведение сеансов массового целительства. в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается. Лишение диплома целителя производится по решению органа управления здравоохранением, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность.

Статья 58. Лечащий врач.

Лечащий врач - это врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования. Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Лечащий врач несет ответственность за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Статья 61. Врачебная тайна.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи, С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет дли информирования его родителей или законных представителей,

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской федерации.

Статья 62. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:

1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм:

2)в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;

3) в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности;

4) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации республик в составе Российской федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут проводить проверочные испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложении о присвоении им квалификационных категорий. Профессиональные медицинские, фармацевгические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда:

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей:

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

1. Квалификация, присваиваемая при получении образования

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

Перечень специальностей среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199.

При получении среднего медицинского образования документам об образовании и о квалификации является дипломом о среднем профессиональном образовании. Указанный документ подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

2. Соответствие требованиям к медицинской специальности

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

3. Квалификационные требования к медицинским работникам со средним образованием

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

4. Квалификация работника и квалификационные требования

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

5. Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

6. Квалификационные требования как лицензионные требования

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Министерством здравоохранения РФ издан Приказ от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (далее – Приказ № 327н), в соответствии с которым:

1. вводится мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста на срок до 1 января 2021 г.;

2. продлевается срок действия сертификатов специалиста на 12 месяцев;

3. устанавливаются случаи и условия, при которых допуск физических лиц к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности возможен без наличия указанных документов.

Что такое мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификатов специалиста согласно Приказу №327н?

Пунктом 2 приказа № 327н устанавливается мораторий на срок до 1 января 2021 г. на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста. Это означает, что выдача свидетельств об аккредитации специалиста и сертификатов специалиста по итогам проведения данных процедур осуществляться не будет, а возможность осуществления профессиональной деятельности без указанных документов установлена пунктом 1 приложения к приказу № 327н. В связи с этим, как утверждает Министерство здравоохранения РФ в письме от 24.04.2020 г. №16-7/и/2-5471, в срок до 1 января 2021 г. проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационного экзамена (включая подачу заявления и документов для прохождения указанных процедур, рассмотрение поданных документов, прохождение указанных процедур специалистами, проведение заседаний соответствующих комиссий и подкомиссий) нецелесообразно.

Следовательно, мораторий в данном случае означает запрет на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста.

Министерство здравоохранения РФ в пункте 8 разъяснений к Приказу №327н уточнило, что с 1 января 2021 года лица, допущенные к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с подпунктами «а» - «г» пункта 1 приложения к приказу № 327н, для продолжения осуществления такой деятельности, подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов.

То есть все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году в соответствии с Приказом №327н в отсутствие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации, в обязательном порядке должны будут пройти процедуру аккредитации в 2021 году. Специалисты, имеющие действующие сертификаты и свидетельства об аккредитации, смогут работать в соответствии с указанным в этих документах сроком действия.

Согласно пункту 2 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Следовательно, с 1 января 2021 года все специалисты будут включены в систему аккредитации.

Таким образом, медицинские работники, имеющие сертификат специалиста, действие которого истекает в 2020 году, могут пройти процедуру сертификации и продлить его действие до 2025 года.

Какие категории лиц допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста?

К ним относятся:

1) лица, завершившие обучение по программам высшего медицинского и фармацевтического образования (бакалавриат, специалитет, ординатура), среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Допуск указанных лиц к медицинской и (или) фармацевтической деятельности осуществляется по специальностям в соответствии с полученными документами об образовании.

2) лица, получающие в настоящее время высшее медицинское образование по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» и до завершения такого обучения (т.е. сдачи ГИА и получения диплома) вне зависимости от объема освоенной образовательной программы (года обучения) могут быть трудоустроены на период до 1 января 2021 года на должность врача-стажера при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов). Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем врача-специалиста. Указанное правило также применяется в отношении лиц, которые будут приняты на обучение по программам ординатуры в 2020 году, с момента начала обучения в 2020/2021 учебном году.

3) лица, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199) могут быть трудоустроены на должность специалиста со средним медицинским образованием и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов); трудоустройство. Данные лица осуществляют медицинскую деятельность под контролем старшей медицинской сестры. Указанное правило, в том числе, распространяется с начала нового учебного года (с 1 сентября 2020 г.) на студентов, которые будут переведены на выпускные курсы на обучение в 2020/2021 учебного году.

4) лица, имеющие медицинское образование, полученное в Российской Федерации (подтверждаемое соответствующим дипломом), и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть трудоустроены на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием) и допущены к осуществлению медицинской деятельности до 1 января 2021 года при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов).

Пунктом 3 приказа № 327н устанавливается, что сертификаты специалиста, срок действия которых заканчивается в период с 6 апреля 2020 г. включительно, продлеваются на 12 месяцев с даты окончания срока их действия. Например, если срок действия сертификата заканчивается 27 апреля 2020 г., то он продлевается до 27 апреля 2021 г. включительно. При этом получение нового сертификата специалиста или осуществление иных действий по продлению срока его действия со стороны медицинских и фармацевтических работников не требуется.

Аннотация: Допуск к медицинской деятельности – это особый этап при формировании отношений работодатель-работник. Соблюдение правил, установленных нормативно-правовыми актами для этого этапа, является одним из условий выполнения лицензионных требований, предъявляемых к медицинской организации для обеспечения ею качественной и высококвалифицированной медицинской помощи. Законодательное регулирование этого процесса находится в постоянном изменении, что требует внимательного изучения со стороны всех заинтересованных лиц: руководителей медицинских организаций и их подразделений, кадровой службы здравоохранения, медицинских работников.

В статье нашли отражение актуальные вопросы допуска к медицинской деятельности, связанные с сертификацией медицинских работников, допуском лиц, получивших медицинскую подготовку как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Представлены особенности допуска к медицинской деятельности лиц, не завершивших подготовку по программам высшего медицинского образования. Последнее особенно важно для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли в условиях имеющегося дефицита специалистов среднего медицинского звена.

Ключевые слова: допуск к медицинской деятельности; сертификация медицинских работников; допуск лиц, получивших медицинскую подготовку в Российской Федерации и иностранных государствах; допуск лиц, не завершивших подготовку по программам высшего медицинского образования

Актуальность. При оформлении трудовых отношений с медицинскими работниками, работодатель должен иметь четкие представления о тех требованиях, которые предъявляются к соискателю соответствующей должности. Руководитель и кадровая служба медицинской организации должны понимать, кто может быть допущен к осуществлению профессиональной медицинской деятельности у него в учреждении. Выполнение этого требования опосредовано рядом причин.

Во-первых, прием специалиста на должность, не соответствующую полученному образованию, является нарушением не только ведомственных приказов, но и Федерального законодательства. Так, статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) говорят: «Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (ст. 100, п.1, п.п.1) или свидетельство об аккредитации специалиста (ст. 69 - вступила в силу с 01.01.2016)». Несоответствие этому требованию расценивается проверяющими органами как нарушение со стороны работодателя.

Во-вторых, при лицензировании медицинской организации одним из обязательных требований является соответствие базовой подготовки специалистов занимаемой ими должности и требованиям, предъявляемым к дополнительному профессиональному образованию специалистов (повышению квалификации и/или профессиональной переподготовке).

Знание правовых актов, действующих в сфере допуска к медицинской деятельности, поможет руководителю и кадровой службе медицинской организации избежать санкций со стороны надзорных органов. Актуальность этих знаний особенно важна в условиях модернизации дополнительного профессионального медицинского образования и необходимости интеграции сертифицированных специалистов здравоохранения в систему развивающейся аккредитации.

В соответствии с положениями Федерального закона № 323-ФЗ в настоящее время в РФ осуществлять медицинскую деятельность имеют права лица:

· получившее медицинское образование (среднее или высшее) в РФ или в иностранном государстве;

· прошедшие дополнительное профессиональное (медицинское) образование: повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку

Таким образом, специалисты при устройстве на работу в целях осуществления медицинской деятельности для подтверждения уровня своего образования должны предоставлять следующие документы:

· диплом о среднем или высшем профессиональном медицинском образовании;

· документы о прохождении программ интернатуры или ординатуры (отметим, что с 01 января 2017 года обучение в интернатуре прекращено);

· сертификат специалиста (действующий) или свидетельство об аккредитации (действующее);

· документ о повышении квалификации;

· диплом о профессиональной переподготовке

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов и ориентацией медицинского образования на выработку у обучающихся практических навыков, мы являемся свидетелями модернизации системы допуска к осуществлению медицинской деятельности. Переход от системы сертификации медицинских работников к их аккредитации, является одной из важнейших частей этого процесса.

По состоянию на середину 2018 года подавляющее большинство медицинских работников получили допуск к своей профессиональной деятельности через сертификацию. До 1 января 2016 года эта процедура была единственным способом приступить к медицинской деятельности на территории Российской Федерации.

Сертификат специалиста – документ, который свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. На территории Российской Федерации сертификат специалиста действует пять лет. (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», далее Приказ Минздрава России № 982н).

Допуск лиц, получивших медицинскую подготовку на территории Российской Федерации, но не работавшие по своей специальности более 5 (пяти) лет, могут быть допущены к медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста; (ст. 100, п.1, п.п. 3 Федерального закона № 323-ФЗ). В пункте 2 той же статьи говорится, что сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения, указанного в них срока. Таким образом, последние сертификаты прекратят свое действие с 01 января 2026 года.

Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Минздравом России. Приказ Минздрава России № 982н прописал условия и порядок выдачи «новой» формы сертификата, твердая обложка которого зеленого цвета. Поскольку сам приказ вступил в силу с 23 апреля 2013 года, то все ранее полученные сертификаты старого образца (красные) в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ были действительными до истечения их срока действия, то есть, до 20-ых чисел апреля 2018 г.

Сертификация специалистов проводится в соответствии с перечнем специальностей номенклатур специальностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием:

· на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием распространяется Приказ Минздрава России от 16.04.2008 № 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения российской федерации». Приказом Минздрава России от 30.03.2010 № 199н «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2008 г. N 176н» еще добавлены специальности: «Медико-социальная помощь», «Наркология», «Реабилитационное сестринское дело», «Сестринское дело в косметологии», «Скорая и неотложная помощь». Таким образом, на данный момент средние медицинские работники осуществляют свою деятельность по 35 специальностям;

· для специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, действует Приказ Минздрава России от 07.10.2015 года № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (далее Приказ Минздрава № 700н) (в ред. Приказа Минздрава России от 11.10.2016 № 771н «О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную приказом министерства здравоохранения российской федерации от 7 октября 2015 г. № 700н»). В соответствии с этими приказами количество специальностей увеличилось до 101. Исключены три специальности: «Диабетология», «Клиническая микология», «Лабораторная микология». Но они будут действовать до окончания сертификата. Добавлены специальности: «Остеопатия» и специальности специалитета: «Лечебное дело». «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Сестринское дело», «Фармация».

Необходимо обратить внимание на следующий момент: в связи с разработкой и утверждением новых профессиональных стандартов в здравоохранении, количество медицинских специальностей будет сокращаться. Минздрав России планирует уменьшить их число до 63-64. На этом фоне часть существующих специальностей перейдет в плоскость специализаций, количество которых соответственно будет расти.

Лица, получившие медицинское образование в Российской Федерации, получают сертификаты специалиста на базе образовательных учреждений. Если документ о высшем медицинском образовании был получен в другой стране, то допуск к осуществлению медицинской деятельности в Российской Федерации происходит по другим правилам вне зависимости от того являетесь ли вы гражданином России или нет.

Допуск лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах. В связи с высоким уровнем миграции в Российскую Федерацию специалистов из некоторых государств, бывших республиками СССР, а также ростом возможности россиян получать медицинское образование за рубежом, особую актуальность для руководителей и кадровой службы медицинских организаций приобретает знание правовой базы по допуску к медицинской деятельности этих лиц. Разберем это подробнее.

В соответствии с частью 3 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время действует Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, подписанное в Москве 24 ноября 1998 год, участниками которого являются Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Киргизской Республики, Правительство Республики Таджикистан (вступило в силу с 01.10.1999). Документы об образовании и (или) квалификации, указанных в Соглашении государств, полученные после 01.10.1999 не требуют признания в Российской Федерации.

Свод международных соглашений Российской Федерации и СССР о взаимном признании документов об образовании и (или) квалификации размещен на сайте ФГБУ «Главэкспертцентр» в сети Интернет по адресу: www.nic.gov.ru.

Важнейшими правовыми актами, которые регулируют процесс допуска к медицинской деятельности лиц, получивших медицинское образование за рубежом, являются:

1. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства РФ «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» от 07.02.1995 № 119 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

3. Постановление Правительства РФ от 26.08.1999 N 957 «Об утверждении СОГЛАШЕНИЯ между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях» (подписано в г. Москве 24 ноября 1998 года в ред. Протокола от 26.02.2002, с изм., внесенными Договором от 10.10.2014)

4. Приказ Минздрава России от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» (ред. Приказа МЗСР РФ от 29.03.2006 N 219)

5. Приказ Росздравнадзора от 24.05.2006 №1200-ПР/06 «Об организации процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах»

6. Приказ Росздравнадзора от 09.06.2006 №1383-ПР/06 «Об утверждении временного перечня образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов…»

7. Приказ Минобрнауки от 24 декабря 2013 г. N 1391н «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве» (он установил требование знания государственного языка Российской Федерации)

8. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 82н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (далее Приказ Минздрава России № 82н) (внес изменения и дополнения в Приказ Минздрава России № 982н)

Федеральный закон № 323-ФЗ (ст. 100, п.1, п.п.4 ) предусматривает, что до 1 января 2026 года лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Другими словами, этим специалистам сначала необходимо пройти процедуру нострификации диплома, т.е. должна быть установлена эквивалентность их диплома российскому, затем сдать квалификационный экзамен на русском языке и только после этого подойти к процедуре получения сертификата специалиста, которая прописана в Приказе Минздрава России № 982н (в редакции Приказа Минздрава России № 82н).

В соответствии с вышеуказанным документом (см. п.3 и п.4) лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в иностранных государствах и получающим сертификат впервые в рамках прохождения процедуры допуска к медицинской деятельности на территории Российской Федерации, сертификат выдается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором). Росздравнадзор имеет свой сертификат, образец которого можно посмотреть на сайте этой организации. С 2005 года в Росздравнадзоре существует своя база данных по специалистам, которым был выдан сертификат от имени этой организации.

Тем же лицам, получающим сертификат повторно, этот документ выдается образовательными или научными организациями, у которых есть лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Пункт 5 Приказа Минздрава России № 982н говорит, что условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3, являются: положительный результат сдачи сертификационного экзамена.

Пункт 15 Приказа Минздрава России № 982н дает перечень документов, которые подаются в экзаменационную комиссию для сдачи сертификационного экзамена.

Особенности допуска к медицинской деятельности лиц, не завершивших подготовку по программам высшего медицинского образования. В связи с достаточно выраженным дефицитом кадров в здравоохранении остро встает вопрос о возможности допуска к осуществлению медицинской деятельности на уровне среднего медицинского персонала лиц, не завершивших подготовку по программам высшего и среднего профессионального образования. Отчасти решить эту проблему помог Приказ Минздрава России от 27 июня 2016 г. № 419н «Об утверждении порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (далее Приказ Минздрава России № 419н), в котором прописан порядок допуска на должности среднего медицинского персонала лиц, как с незавершенным, так и завершенным высшим медицинским образованием.

В соответствии с указанным приказом, в качестве соискателей признаются лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского образования, а также лица с высшим медицинским образованием.

Для получения допуска к работе на должностях среднего медицинского персонала соискатели подают в образовательную организацию, имеющую государственную аккредитацию на право реализации образовательных программ высшего медицинского образования, пакет документов. В него входят:

· копия документа, удостоверяющего личность;

· копия документа (диплом о неполном высшем профессиональном образовании, академическая справка), подтверждающего освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, или диплома о высшем медицинском образовании

Образовательная организация создает комиссию, которая проводит экзамен для соискателей. Экзамен состоит из трех этапов: тестового контроля знаний, оценки практических навыков и собеседования. В случае успешной сдачи экзамена соискатель получает допуск к медицинской деятельности по специальностям среднего медицинского персонала. Ему выдается выписка из протокола сдачи экзамена (справка), которая позволяет осуществлять соответствующий вид медицинской деятельности не более чем, в течение 5 лет. Но, если говорить строго, то это является нарушением лицензионных требований, именно поэтому, данный вариант допуска к медицинской деятельности носит исключительно временный характер, и двух справок в одном личном деле быть НЕ МОЖЕТ! В дальнейшем для продолжения указанной медицинской деятельности лицо должно пройти классический путь образования от получения диплома до сертификата (свидетельства об аккредитации).

В соответствии с приказом Минздрава России № 419н в таблице представлены возможности занятия лицами определенных должностей среднего медицинского персонала в зависимости от объемов и направлений подготовки в высшем учебном заведении.

Читайте также: