Работники жизнеобеспечения кто относится

Опубликовано: 17.09.2024

- газовая и другие службы, влияющие на функционирование муниципального образования или объекта.

При выполнении задач гарнизонной службы пожарной охраны разрабатываются и утверждаются соответствующими руководителями соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. Указанные инструкции устанавливают порядок оповещения и выезда работников на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, порядок обмена информацией и входят в перечень регламентных документов подразделения пожарной охраны (хранятся на пункте связи части (ДПЛС)).

В режиме повседневной деятельности ПО организуют постоянный контроль за оперативной обстановкой (в пределах своей компетенции) на охраняемой территории.

Ежедневно при заступлении на дежурство:

- по линиям телефонной или радиосвязи сведения (сводку) о наличии сил и средств на дежурные сутки: Службы жизнеобеспечения сообщают в ПО информацию о всех плановых (аварийных) отключениях и аварийных работах на предстоящие сутки;

- ЕДДС ведет общий учет сил и средств служб министерств, ведомств, организаций, учреждений, потенциально-опасных объектов экономики города и области независимо от форм собственности, имеющих в своем составе силы постоянной готовности (экстренного реагирования).

Взаимодействие пожарной охраны с другими службами при тушении пожара:

· согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действия сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров;

· совместные согласованные действия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и учреждений всех видов и форм собственности, граждан по обеспечению пожарной безопасности.

В качестве существенных признаков взаимодействия при ликвидации пожаров выделяются:

· согласованность в решении задач;

· субъекты и объект взаимодействия;

· сотрудничество в пределах своих функциональных обязанностей и компетенции;

организация управления силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров.

Организация гарнизонной службы в период особого

Противопожарного режима

3.1. При установлении особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, а также при осложнении оперативной пожарной обстановки или возникновении чрезвычайной ситуации подразделения переводятся на усиленный вариант несения службы.

3.2. При усиленном варианте несения службы подразделениями осуществляются следующие мероприятия:

организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава подразделений в соответствии с разрабатываемым графиком;

усиливается охрана зданий и территорий подразделений;

создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;

проводится разъяснительная работа по усиленному варианту несения службы среди личного состава;

вводится в расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом дежурные караулы (дежурные смены), организуется сбор свободного от несения службы личного состава;

проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты взрывопожароопасных объектов;

проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений;

уточняется порядок взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

Должностные лица ПСГ. Порядок их назначения

26. Должностными лицами пожарно-спасательного гарнизона являются:

начальник пожарно-спасательного гарнизона;

оперативный дежурный пожарно-спасательного гарнизона (далее - оперативный дежурный);

диспетчер пожарно-спасательного гарнизона (далее - диспетчер).

начальник нештатной газодымозащитной службы;

начальник нештатной технической службы;

начальник нештатной службы связи.

27. Должностные лица пожарно-спасательного гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности.

28. Должностные лица пожарно-спасательного гарнизона исполняют свои должностные обязанности на общественных началах и на безвозмездной основе.

Начальник гарнизона

29. Начальник гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:

организовывать и контролировать гарнизонную службу;

назначать должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

устанавливать порядок выезда должностных лиц подразделений пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ;

определять порядок получения допусков на право руководства тушением пожаров должностных лиц подразделений гарнизона пожарной охраны;

осуществлять руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;

организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне пожарной охраны;

обобщать передовой опыт несения гарнизонной службы пожарной охраны;

организовывать работу опорных пунктов по тушению крупных пожаров;

контролировать выполнение правил охраны труда при несении гарнизонной службы;

обеспечивать разработку плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, расписания выезда подразделений местного гарнизона (местных гарнизонов) пожарной охраны в городе федерального значения, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, плана гарнизонных мероприятий и иных обязательных документов гарнизонной службы.

Начальник местного гарнизона пожарной охраны, кроме того, обязан:

разрабатывать при отсутствии службы пожаротушения ежемесячный график дежурства должностных лиц подразделений пожарной охраны в качестве оперативного дежурного по гарнизону пожарной охраны;

разрабатывать расписание выезда подразделений местного гарнизона (местных гарнизонов) пожарной охраны в соответствующем муниципальном образовании, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

30. Начальник гарнизона имеет право:

обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, расположенные на территории гарнизона пожарной охраны для решения вопросов по организации и осуществлению гарнизонной службы;

принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной служб;

отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений пожарной охраны гарнизона;

запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

проверять боеготовность подразделений гарнизона пожарной охраны;

осуществлять временную передислокацию подразделений гарнизона пожарной охраны при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;

направлять представления в органы государственного пожарного надзора о необходимости принятия мер для приведения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения, средств связи, систем оповещения населения, проездов и подъездов для пожарной техники, других систем противопожарной защиты, используемых подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

изменять состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

разрешать споры между должностными лицами гарнизона пожарной охраны;

вносить предложения соответствующим должностным лицам предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны;

вносить предложения, в соответствующий лицензирующий орган, о приостановлении в установленном порядке действия лицензии по организации и осуществлению тушения пожаров на территории гарнизона пожарной охраны, выданных юридическим лицам и гражданам в связи с нарушениями лицензионных требований и условий и (или) положений настоящего Устава;

направлять учредителям подразделений пожарной охраны гарнизона обязательные для исполнения представления об отстранении от занимаемой должности руководителей подразделений пожарной охраны за грубые нарушения положений настоящего Устава;

утверждать или подписывать документы гарнизонной службы пожарной охраны.

31. При временном убытии из гарнизона (в отпуск, в длительную командировку и др.) начальник гарнизона передает свои обязанности лицу, назначенному временно исполнять обязанности по его штатной должности, объявляет об этом приказом и докладывает своему прямому начальнику.

Оперативный дежурный

32. Оперативным дежурным гарнизона пожарной охраны назначается старшее по должности лицо дежурной смены пожаротушения, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне службы пожаротушения оперативным дежурным назначается включенное в утвержденный начальником гарнизона график оперативное должностное лицо пожарной охраны, за исключением начальника (руководителя) караула (дежурной смены).

Оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны в оперативном отношении подчиняется начальнику гарнизона пожарной охраны.

33. Оперативный дежурный при осуществлении своей деятельности обязан:

руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления гарнизона;

владеть оперативной обстановкой в гарнизоне пожарной охраны, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы подразделениями пожарной охраны;

обеспечивать контроль несения гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями настоящего Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;

обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;

выезжать для руководства тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ в порядке, установленном начальником гарнизона пожарной охраны или в соответствии со сложившейся оперативной обстановкой;

организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения, контролировать организацию и проведение пожарно-тактических занятий, занятий по профессиональной подготовке в подчиненных подразделениях;

изучать передовой опыт несения службы подразделениями пожарной охраны;

осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения населения;

контролировать своевременную постановку в боевой расчет мобильных средств пожаротушения (в том числе возвратившейся в подразделение с места пожара или проведения аварийно-спасательных работ), рассматривать обоснованность вывода мобильных средств пожаротушения из боевого расчета и принимать необходимые решения;

организовывать подготовку и участвовать в разработке документов гарнизона пожарной охраны;

знать степень подготовленности оперативных должностных лиц пожарной охраны к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

знать состояние сил и средств гарнизона пожарной охраны, пожарную опасность социально значимых и наиболее важных объектов защиты;

проверять работу диспетчера гарнизона пожарной охраны;

руководствоваться распорядительной и иной документацией по вопросам организации гарнизонной службы.

34. Оперативный дежурный имеет право:

проверять в установленном порядке несение гарнизонной и караульной служб в подразделениях пожарной охраны, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;

запрашивать и получать необходимую информацию об оперативной обстановке в гарнизоне пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;

отдавать в пределах своей компетенции в период дежурства начальникам (руководителям) караулов (дежурных смен) подчиненных подразделений и должностным лицам гарнизона обязательные для исполнения распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной служб, в том числе по временной передислокации пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;

отстранять личный состав подразделений пожарной охраны от исполнения ими своих обязанностей за несоблюдение требований настоящего Устава, правил охраны труда и нарушение дисциплины, с последующим докладом об этом начальнику гарнизона и сообщением его прямому начальнику или лицу, его замещающему;

вносить начальнику гарнизона и (или) руководителю соответствующего подразделения пожарной охраны предложения о поощрении или наказании личного состава подразделений.

Диспетчер гарнизона

35. Диспетчером территориального гарнизона пожарной охраны назначается старшее по должности лицо дежурной смены соответствующего структурного подразделения центра управления, в кризисных ситуациях осуществляющего прием сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях на единый номер вызова экстренных оперативных служб.

Диспетчером местного гарнизона пожарной охраны назначается старшее по должности лицо дежурной смены центрального пункта пожарной связи, а при отсутствии центрального пункта пожарной связи - дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения пожарной охраны, на которое возложена обязанность по приему сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях на единый номер вызова экстренных оперативных служб.

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику нештатной службы связи.

36. Диспетчер гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:

знать оперативную обстановку в гарнизоне пожарной охраны, дислокацию и районы (подрайоны) выезда подразделений, объекты, на которые по первому сообщению о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, безводные районы (участки);

осуществлять прием и обработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом;

осуществлять прием и передачу по назначению информации с места работы подразделений пожарной охраны;

направлять к месту пожара (вызова) силы и средства подразделений в соответствии с расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - расписание выездов);

обеспечивать передислокацию сил и средств подразделений пожарной охраны по указанию начальника гарнизона или оперативного дежурного;

осуществлять сбор, регистрацию и обобщение сведений о наличии сил и средств подразделений и представлять на утверждение начальнику гарнизона строевую записку гарнизона пожарной охраны (приложение N 2);

задействовать схему оповещения личного состава при объявлении начальникам гарнизона сбора личного состава при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

поддерживать связь с подразделениями в местах их постоянного расположения, со службами жизнеобеспечения населения и наиболее важными пожаровзрывоопасными объектами;

проверять наличие связи с подразделениями и службами жизнеобеспечения населения не реже двух раз в сутки;

информировать должностных лиц гарнизона пожарной охраны о выезде подразделений;

докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки в гарнизоне и (или) на месте работы подразделений;

доводить до подразделений информацию и распоряжения начальника гарнизона, оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

вести служебную документацию диспетчера;

37. Диспетчер гарнизона имеет право:

запрашивать у подразделений гарнизона информацию о наличии в боевом расчете и резерве сил и средств пожарной охраны;

запрещать (после согласования с оперативным дежурным) выезд караулов (дежурных смен) на пожарно-тактические учения и занятия в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

требовать по поручению должностных лиц гарнизона от должностных лиц подразделений пожарной охраны гарнизона, устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;

контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями пожарной охраны.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 3907 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) становится сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. На жилищно-коммунальную сферу приходится значительная доля дотаций, что существенным образом отражается на размерах расходных средств государственных структур и муниципалитетов. ЖКХ включает в себя деятельность ряда независимых друг от друга, экономически самостоятельных сфер, представляющих в совокупности комплекс услуг, обеспечивающих жизнедеятельность городского населения. К этим сферам следует отнести жилищную сферу, водопроводно-канализационного, банно-прачечную, гостиничную, дорожно-мостовую, санитарно-защитную, коммунально-энергетическую, а также сферу благоустройства и озеленения.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства особенно актуальными являются для урбанизированных территорий-территорий городов и посёлков городского типа, где имеет место разветвлённая сеть инженерной инфраструктуры. На жилищно-коммунальное хозяйство в городской среде возложено несколько функций:

-контроль выполнения республиканского законодательства по содержанию и эксплуатации объектов ЖКХ;

-эксплуатация, строительство и ремонт водоснабжения, канализации, дорог и мостов;

-эксплуатация городских земель в соответствии с генеральным планом и проектом земельно-хозяйственного устройства города;

-отвод и правовое оформление предоставления земельных участков для хозяйственных целей в городах;

-экспертиза проектов совершенствования и развития жилищно-коммунальной сферы;

-обеспечение материально-технического снабжения, распределение муниципальных заказов.

В систему жизнеобеспечения города входят следующие структурные элементы: энерго-, газо- и теплоснабжение; водоснабжение; канализация; уборка мусора; обслуживание и ремонт жилых помещений; теле-, радио и телефонная связь; лифтовая служба. Целью системы жизнеобеспечения города является бесперебойная работа всей инжен6ерной инфраструктуры урбанизированной территории на основе строгого учёта энергозатрат и стоимости эксплуатационных работ, Главной проблемой в муниципальном управлении этой сферой является необходимость сочетания экономического механизма поддержания городской системы жизнеобеспечения и исполнения городом социальных стандартов, учёт которых позволяет урбанизированной территории обеспечивать свою целостность и безопасность.

Существуют некоторые особенности жилищно-коммунальной сферы как территориально-хозяйственной единицы.

1. Производимая продукция ЖКХ зачастую не имеет вещественной формы и носит характер услуг.

2. Производство и потребление либо полностью совпадают по времени, либо имеют незначительный разрыв. Данное обстоятельство предполагает оперативный характер работы в этой сфере.

3. Отрасли ЖКХ не могут заменять друг друга, что усиливает требования к отлаженной работе всей сферы.

4. Услуги предприятий ЖКХ потребляются по месту жительства, а это не может не вызвать заметного противоречия между территориальными и отраслевыми принципами деятельности этих предприятий. Выступая подрядчиком оказания коммунальных услуг, предприятие ЖКХ как представитель соответствующей отрасли
заинтересовано в эффективных результатах своей деятельности, тогда как потребитель этих услуг (проживающее

на данной территории население) – только в качестве конечного результата.

5. Существенное влияние масштаба хозяйства на его производственную структуру и организацию управления. Чем больше размер городского поселения, тем сложнее и разветвление становится структура жилищно-коммунального комплекса.

6. Ведомственная разобщённость предприятий.

7. Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности, такие, как рентабельность, выработка, фондоотдача, зачастую оказываются непригодными для объектов ЖКХ. Этот факт делает актуальной проблему разработки критериев эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы.

Основными характеристиками сложившейся системы управления ЖКХ являются:

- создание служб единого заказчика в различных районах города, берущих на себя функции совокупного потребителя услуг жилищно-коммунального сектора;

- формирование отраслевых подразделений ЖКХ, ориентированных на работу со специализированными предприятиями, занимающими монопольное положение на рынке предоставляемых услуг. К этим предприятиям относятся предприятия горэнерго, горэлектро, тепловые сети, водоканал, горгаз и т.д.;

-учреждение при соответствующем департаменте управления по работе с органами территориального самоуправления (ТОСами);

-создание в муниципальной сфере группы частных предприятий, готовых выполнять работы по профилю ЖКХ, но организационно ничем не связанных с действующим здесь муниципальными предприятиями ;

-разработка муниципальной политики в сфере оказания целевой поддержки населения путём организации в округах центров жилищных субсидий.

Управление безопасностью.

Проблемы безопасности становятся в настоящее время предметом пристального внимания со стороны органов территориальной власти. Безопасность- это совокупность условий, обеспечивающих защиту населения от проявлений насилия, агрессии и экономического диктата со стороны отдельных личностей и групп, предупреждение и ликвидацию техногенных и природных катастроф, а также поддержание стабильности в обществе. Критерием разграничения компетенции в управлении безопасностью на территориальном уровне является область распространения государственного интереса, охватывающего вопросы территориальной целостности государства, нерушимости его границ, регулирования миграционных и финансовых потоков и пр. Реализацию государственного интереса в управлении безопасностью на территориальном уровне осуществляют уполномоченные органы субъекта РК, тогда как вопросы местного значения находятся в сфере компетенции органов местного самоуправления.

Состояние преступности и общественной безопасности является важным индикатором оценки качества государственного и муниципального управления. Основным институтом, призванным обеспечить реализацию функцию общественной безопасности на местном уровне, является управление внутренних дел, состоящее из подразделений милиции общественной безопасности, отделов внутренних дел, отделов государственной противопожарной службы, государственной автоинспекции (ГИБДД), отделов вневедомственной охраны. Необходимую помощь в следственной и оперативной работе могут оказать другие субъекты правоохранительной деятельности: региональные отделы ФСБ, РОБОП (районный отдел борьбы с организованной преступностью), ОБЭП (отдел борьбы с экономическими преступлениями) , управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и др. На территориях муниципальных образований располагаются также региональные отделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, судебные и таможенные органы, военкоматы и т.д.

В основе управления безопасностью на муниципальном уровне чётко выделяются три сферы: организация охраны общественного порядка, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечение первичных мер пожарной безопасности. К другим функциям управления безопасностью на муниципальном уровне следует назвать: контроль распространения эпидемий, наркотических средств, боевого оружия, управление качеством продовольственных товаров, информационная и радиационная безопасность. Управление безопасностью непосредственно ориентировано на защиту личности, проживающей на конкретной территории, создание для неё условий, противодействующих угрозе её здоровью и утрате имущества.

Ключевым индикатором качества управления безопасностью на территории является число чрезвычайных ситуаций и преступлений. Целевое снижение этого показателя возможно при проведении серьёзных превентивных мер, направленных на создание саморегулируемой системы общественной безопасности. К другим критериям качества управления безопасностью следует отнести:

- гибкость- способность организациооной и материальной инфраструктуры оперативно и адекватно реагировать на неожиданные, неблагоприятные изменения среды;

- социальную ёмкость- способность ответственных за состояние безопасности административных структур вовлекать в свою орбиту максимально возможную долю населения;

- надёжность- свидетельство субъективной удовлетворённости населения в состоянии системы территориальной безопасности;

- измеримость- способность инженерной и технической инфраструктуры контролировать ход потенциально опасных процессов. Способность реализуется в налаживании системы мониторинга, отслеживающего динамику нормативных параметров протекающих в обществе и природной среде процессов.

К основным направлениям управления безопасностью на муниципальном уровне следует также отнести: -разработку мер антикризисного характера, призванных обеспечить гибкое и адекватное применение средств нейтрализации неблагоприятных ситуаций;

-проектирование застройки территории, обеспечивающей наилучшие условия для организации мер ликвидации последствий в случае наступления внештатных ситуаций;

-создание эффективно действующей информационной и коммуникационной системы, способствующей повышению информированности населения и правоохранительных органов об источниках социальной нестабильности и угроз;

-разработку мер административного контроля благоприятных условий комфортного проживания граждан, ограничения форм несанкционированного поведения юридических и физических лиц;

-охрану объектов, имеющих жизненно важное значение для населения, а также обладающих высокой степенью аварийности;

Инструментами управления безопасностью являются:

-лицензирование деятельности предприятий всех форм собственности, результаты деятельности которых могут вызывать опасность для местного населения;

-организация мониторинга по отслеживанию процессов и регистрации нарушений, вызывающих неблагоприятные для местного населения последствия;

-организация прогнозов потенциальных аварий и катастроф;

-анализ криминогенной ситуации на территории, устанавливающий определение и распределение факторов криминогенного влияния;

-разработка комплексной системы измерения и оценки технологического риска.

Основу управления безопасностью составляют четыре уровня: контрольно-правовой, силовой, административный и общественный. Контрольно-правовой обеспечивает разработку норм безопасности и контроль их исполнения. Соответствующая этому уровню функция представлена как организациями широкого профиля (судом, прокуратурой, муниципальным советом и пр.), так и специализированными учреждениями (санэпиднадзором, пожарным управлением и пр.). Силовой блок составляют территориальные подразделения УВД и ФСБ, призванные осуществлять целенаправленное воздействие на злостных нарушителей норм общественной безопасности, предотвращать противоправные действия преступных сообществ, выявлять источники потенциальной опасности. Административный уровень сосредоточен в территориальных органах государственной и муниципальной власти и нацелен на поддержку оптимального режима функционирования системы безопасности на основе законности и базовых ценностей общества. Роль общественного уровня заключена в необходимости самоорганизации населения с целью обеспечения собственной безопасности за счёт мобилизации гражданских инициатив и активных действий локальных сообществ.

Первоочередное жизнеобеспечение населения – это своевременное удовлетворение основных потребностей населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и включает в себя медицинское обслуживание, в том числе оказание первой медицинской помощи, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.

Во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к эвакуации: приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

Обеспечение питьевой водой

Обеспечение населения питьевой водой

Обеспечение населения питьевой водой

Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

Снабжение продуктами питания

Снабжение населения продуктами питания

Снабжение населения продуктами питания

Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

Предметы первой необходимости

К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

Обеспечение жильем

План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

Медицинская помощь

Медицинское обеспечение населения

Медицинское обеспечение населения

В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

Информация может передаваться с помощью средств оповещения или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Как оказать первую помощь пострадавшему

Первоочередное жизнеобеспечение населения

Жизнеобеспечение населения представляет собой совокупность взаимно увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

- обеспечение населения водой;

- предметами первой необходимости;

Оценка потребностей населения по всем видам обеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводится специалистами служб жизнеобеспечения. В эти службы входят представители организаций независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории, а основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства. Торговли, общественного питания, энергетики, транспорта, медицинских учреждений. Суточные потребности населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах. Топливе рассчитываются по его общей численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени. Потребности во временном жилье: землянках, палатках, сборных домиках оцениваются по численности населения, оставшегося без крова при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых население концентрируется. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания. Численность медицинского персонала: врачей, среднего медицинского персонала, санитаров определяется по нормам, установленным Министерством здравоохранения России для чрезвычайных ситуаций и условий военного времени. При организации жизнеобеспечения обязательно следует учитывать потребности личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования и войска должны иметь автономное жизнеобеспечение на срок до 3 суток.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Термины и определения

Safety in emergencies.
Emergency people life support.
Terms and definitions

Дата введения 1997-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13 июня 1996 г. N 370

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1 0бщие понятия

2.1.1 жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

2.1.2 первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях: Набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

2.1.3 первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации; первоочередное ЖОН в зоне ЧС: Своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2 Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации

2.2.1 вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации; вид ЖОН в зоне ЧС: Деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации.

1 К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости.

2 Приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайной ситуации.

2.2.2 медицинское обеспечение в зоне чрезвычайной ситуации; медицинское обеспечение в зоне ЧС: Удовлетворение потребностей населения в первой медицинской помощи, сортировка пораженных и оказание им необходимой квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации с последующей, при необходимости, эвакуацией в лечебные заведения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

2.2.3 обеспечение водой в зоне чрезвычайной ситуации; водообеспечение в зоне ЧС: Добыча, очистка, хранение, восполнение запасов, транспортирование и распределение воды для удовлетворения потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.4 обеспечение продуктами питания в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение питанием в зоне ЧС: Производство, транспортирование, хранение и распределение продуктов питания для удовлетворения потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.5 обеспечение жильем в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение жильем в зоне ЧС: Развертывание и сооружение временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения лишившегося крова населения в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.6 обеспечение коммунально-бытовыми услугами в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение коммунально-бытовыми услугами в зоне ЧС: Удовлетворение минимальных потребностей населения в тепле, освещении, банно-прачечных услугах, удалении нечистот и бытовых отходов на жилой территории в зоне чрезвычайной ситуации.

2.2.7 обеспечение предметами первой необходимости в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение предметами первой необходимости в зоне ЧС: Удовлетворение потребностей населения в одежде, обуви, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, моющих средствах в зоне чрезвычайной ситуации.

2.3 Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

2.3.1 система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; система ЖОН ЧС: Структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях, состоящее из органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.2 управление жизнеобеспечением населения в чрезвычайных ситуациях; управление ЖОН ЧС: Осуществление исполнительной властью и органами местного самоуправления всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заблаговременной подготовки системы и подсистем ЖОН ЧС к функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также оперативное управление процессом ЖОН ЧС непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника чрезвычайной ситуации.

2.3.3 подготовка системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подготовка системы ЖОН ЧС: Планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы ЖОН ЧС.

2.3.4 оперативное управление процессом жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; оперативное управление процессом ЖОН ЧС: Решение органами управления системы ЖОН ЧС практических задач по жизнеобеспечению населения, возникающих в период ликвидации чрезвычайной ситуации.

2.3.5 подсистема жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подсистема ЖОН ЧС: Часть системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, реализующая один из его видов.

2.3.6 орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; орган управления системы ЖОН ЧС: Организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации.

2.3.7 силы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; силы ЖОН ЧС: Подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.

2.3.8 служба жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; служба ЖОН ЧС: Функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.9 средства жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; средства ЖОН ЧС: Коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.10 мобильный комплекс первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций; мобильный комплекс ЖОН ЧС: Совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта, предназначенные для снабжения пострадавшего населения первоочередными жизненно важными материальными средствами и/или коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, а также медицинским обеспечением.

2.3.11 резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; резерв ресурсов ЖОН ЧС: Запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации.

2.3.12 устойчивость системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; устойчивость системы ЖОН ЧС: Способность системы ЖОН ЧС стабильно удовлетворять в требуемых объемах и номенклатуре первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3.13 показатель устойчивости системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; показатель устойчивости системы ЖОН ЧС: Отношение возможностей системы ЖОН ЧС по выполнению стоящих перед ней задач после воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации к ее возможностям до возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.3.14 подготовленность системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; подготовленность системы ЖОН ЧС: Состояние готовности системы ЖОН ЧС к действиям в условиях прогнозируемых или вероятных чрезвычайных ситуаций.

2.3.15 показатель подготовленности системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; показатель подготовленности системы ЖОН ЧС: Отношение прогнозных возможностей системы ЖОН ЧС к первоочередным потребностям населения после возникновения поражающих факторов и воздействий вероятных для данного региона источников чрезвычайной ситуации.

3 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации

Читайте также: