Сколько получает сотрудник избирательной комиссии

Опубликовано: 17.09.2024

Как стать членом избирательной комиссии и сколько за это платят?

Если бы не Сергей Шнуров, то слова «выборы, выборы» не рождали бы в моей голове неприличную рифму. Ведь право голосования – одно из важнейших достижений современности. Обидно, что не всегда этим правом дают воспользоваться. Чтобы на выборах не было подтасовок и нарушений, в состав избирательных комиссий должны входить мотивированные люди.

Те, кто будет делать свою работу максимально честно. Хотя зачем я объясняю прописные истины? Лучше поговорим о том, как стать членом избирательной комиссии. Какие требования к кандидату, сколько ему придётся трудиться на участке. И ещё: заплатят ли? Найдём ответы прямо сейчас.

Что в теории?

Порядок проведения выборов, а также виды избирательных комиссий закреплены в ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Полномочия органов при проведении референдума, выборов президента и депутатов Госдумы урегулированы соответственно ФЗ №5-ФКЗ от 28.06.2014, ФЗ №19 от 10.01.2003, ФЗ №20 от 22.02.2014. В ст.20 Закона №67 приведён перечень избиркомов:

  • ЦИК;
  • избирком субъекта РФ;
  • избирком муниципального образования;
  • окружные комиссии;
  • территориальные комиссии;
  • участковые комиссии.

Так вот, попасть в ЦИК тяжело: это постоянно действующий госорган, где служащие наделены 5-летним сроком полномочий. Из 15 членов по пять назначает Госдума, Совет Федерации и Президент. Если вдруг решите попасть в ЦИК, знайте: без высшего образования туда не берут.

Все остальные уровни избиркомов формируются на основании ст.22 ФЗ №67. В ней указано, что списки потенциальных членов представляют политические партии и общественные объединения. Избиркомы субъектов РФ тоже действуют на постоянной основе с 5-летними полномочиями. Туда тоже просто так не попасть: список формирует высшее должностное лицо и законодательный орган субъекта.

Куда может попасть обычный человек?

Теоретически простой смертный вправе найти место в территориальной или участковой избирательной комиссии. Вторая альтернатива – реальная. Возникает первая трудность: нужно как-то оказаться в списке предложений по кандидатурам в состав органа. Его формирует либо политическая партия, либо избирательное объединение. Сложно.

К кандидату избиркома предъявляются минимальные требования: членом ИК может стать совершеннолетний гражданин РФ без судимости. Проблемы могут возникнуть у тех, кто имеет паспорт другого государства. Ввиду определённых ограничений по месту работы, нужно доказать, что соискатель не имеет «запрещённой профессии».

Не могут стать членом избиркома:

  1. Лица, не имеющие гражданства РФ;
  2. Ограниченно или полностью недееспособные;
  3. Несовершеннолетние;
  4. Депутаты, прокуроры и судьи;
  5. Граждане, имеющие судимость либо привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Понадобятся некоторые документы:

  • ксерокопия паспорта;
  • справка с места работы или трудовая книжка, иной документ, подтверждающий род деятельности;
  • две фотографии 3х4 см;
  • письменное согласие на назначение.

А что на практике?

Допустим, я захотел стать членом участковой избирательной комиссии. По всем параметрам подхожу, документы собрал. Куда мне идти? Для начала нужно подыскать политическую партию или общественное объединение, выдвигающее «своих людей». Исходя из предпочтений, это могут быть как провластные организации, так и оппонирующие им структуры.

В интернете написано, что выдвинуться также можно с работы (учёбы) или провести собрание избирателей. Действительно, нужно подготовить протокол собрания избирателей, образцы которого нетрудно найти в интернете. Понадобится 10 голосов «за» (либо коллег, либо живущих в пределах избирательного участка).

Партия (общественная организация) нужные списки направит сама, а собственное заявление с протоколом собрания следует передать в территориальный избирком. Если вопросов нет, соискателя поставят в резерв. При появлении вакансии соискатель станет членом избирательной комиссии. При обнаружении несоответствий ФЗ №67, кандидатура соискателя будет отклонена. Отказ можно обжаловать в суде.

Сколько это продолжается?

Состав избиркома утверждается на 5 лет. Значит, если счастливчик получил работу, то он должен участвовать во всех выборах и референдумах пятилетки. Правда, можно отказаться от почётной должности, уведомив об этом территориальный избирком. У членов комиссии есть дежурства, а ещё – работа в основной день голосования. Некоторым придётся посетить избирателей, изъявивших желание проголосовать на дому.

Заплатят ли?

Невероятно, но факт: труд члена участкового избиркома вознаграждается. Предусмотрена почасовая оплата, которая зависит от субъекта РФ (за основу берётся МРОТ). За работу ночью и в выходной день – доплаты. При этом от налогов полученный доход освобождается. Один из членов УИК на выборах президента в марте 2018 года заработал 9450 рублей.

blank

Резюме. Стать членом избиркома можно. В теории

Удивлён, насколько сложен процесс формирования избирательной комиссии. Разумеется, это сделано ради безопасности. Нельзя ведь доверить процесс и подсчёт голосов кому попало? Если серьёзно, то для попадания в избирком придётся потрудиться. Самый простой путь – выдвинуться от общественного объединения или политической партии.

Даже если кандидат поставлен территориальным избиркомом в резерв, это не гарантирует попадание на участок. Вмешаться в деятельность комиссий на законных основаниях трудно. Значит, члены участковых комиссий будут отбираться не всегда прозрачно. В интернете много пишут про блат… Не исключаю, что попасть на участок по знакомству проще, чем без оного.

Но нужно понимать, что это – работа, причём на 5-летний срок. Да, участие в процессе вознаграждается, но лёгким такой труд назвать нельзя. И мне почему-то кажется, что гражданам с определёнными политическими предпочтениями и «яркой» биографией стать членом избиркома будет непросто.

О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 13/104-7 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва»

В соответствии с частями 2 – 4 статьи 76 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Внести в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 13/104-7 «О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» (с изменениями, внесенными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 164/1337-7) (далее – постановление) следующие изменения:

1) приложения № 1 – 3.1 к постановлению изложить в следующей редакции:

«Приложение № 1
к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 22 июня 2016 г. № 13/104-7
(вознаграждения) членам избирательных
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 июня 2019 г. № 206/1577-7)

Размер компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Субъект Российской Федерации

Размер компенсации
за полный месяц работы

Республика Адыгея (Адыгея)

Республика Марий Эл

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия – Алания

Республика Татарстан (Татарстан)

Чувашская Республика – Чувашия

Кемеровская область – Кузбасс

Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Примечание.

Размер компенсации указан с учетом установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.;

Приложение № 2
к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 22 июня 2016 г. № 13/104-7
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 июня 2019 г. № 206/1577-7)

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за один час работы в будние дни с 6.00 до 22.00 (руб.)

члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

(в зависимости от числа избирателей в соответствующем субъекте

территориальной избирательной комиссии

участковой избирательной комиссии

до 500 тыс. избирателей

от 500 тыс. до 1 млн.

2 млн. избирателей

3 млн. избирателей

от 3 до 5 млн. избирателей

более 5 млн. избирателей

Примечание.

В случае установления решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) повышается соответственно установленным в централизованном порядке районным коэффициентам к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы.;

Приложение № 3
к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 22 июня 2016 г. № 13/104-7
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 июня 2019 г. № 206/1577-7)

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в случае возложения полномочий окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, территориальную избирательную комиссию в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за один час работы в будние дни с 6.00 до 22.00 (руб.)

члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

(в зависимости от числа избирателей в соответствующем субъекте

территориальной избирательной комиссии

до 500 тыс. избирателей

от 500 тыс. до 1 млн.

2 млн. избирателей

3 млн. избирателей

от 3 до 5 млн. избирателей

более 5 млн. избирателей

В случае установления решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями размер дополнительной оплаты труда повышается соответственно установленным в централизованном порядке районным коэффициентам к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы.;

Приложение № 3.1
к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 20 июня 2018 г. № 164/1337-7
(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 июня 2019 г. № 206/1577-7)

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу
по подготовке и проведению выборов (руб.)

Примечание.

В случае установления решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) повышается соответственно установленным в централизованном порядке районным коэффициентам к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы.»;

2) в приложении № 4 к постановлению:

а) абзац седьмой пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Выплата компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий производится не реже одного раза в месяц, участковых избирательных комиссий – один раз после дня голосования. Выплата компенсации членам избирательных комиссий осуществляется при условии представления ими в соответствующую избирательную комиссию документов по формам согласно приложениям № 2 и 3 к настоящему Порядку и на основании графика работы членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку и сведений о фактически отработанном времени по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.»;

б) абзац одиннадцатый пункта 3 дополнить предложением следующего содержания:

«Дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам участковых избирательных комиссий за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов выплачивается один раз после дня голосования.»;

в) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:

«4.2. Выплата компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, территориальных избирательных комиссий, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий может производиться в безналичной форме путем перечисления денежных средств за работу по подготовке и проведению выборов на счета, открытые им в кредитной организации, в том числе в рамках договоров, заключенных избирательными комиссиями.

Выплата компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий в безналичной форме осуществляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией по ее решению и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в смете расходов соответствующей территориальной избирательной комиссии за нижестоящие избирательные комиссии. Одновременно со сметой расходов за нижестоящие избирательные комиссии территориальная избирательная комиссия утверждает средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий за работу по подготовке и проведению выборов по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.

Выписки из решения территориальной избирательной комиссии доводятся до участковых избирательных комиссий для организации работы избирательных комиссий. Составление и утверждение графиков работы членов участковой избирательной комиссии, принятие решения о размерах ведомственных коэффициентов членам участковой избирательной комиссии для выплаты им дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на выплату компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковой избирательной комиссии.

Для выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковой избирательной комиссии в безналичной форме участковая избирательная комиссия представляет в территориальную избирательную комиссию сведения о фактически отработанном времени членами участковой избирательной комиссии, за которое выплачивается компенсация, дополнительная оплата труда (вознаграждение), по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку (далее – Сведения), решение участковой избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов, график работы членов участковой избирательной комиссии.

Сроки выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий в безналичной форме и представления участковыми избирательными комиссиями в территориальную избирательную комиссию Сведений, решений участковых избирательных комиссий о размере ведомственного коэффициента, графиков работы членов участковых избирательных комиссий устанавливаются решением соответствующей территориальной избирательной комиссии.»;

г) дополнить приложением № 6 следующего содержания:

«Приложение № 6
к Порядку выплаты компенсации
и дополнительной оплаты труда
(вознаграждения) членам избирательных
комиссий с правом решающего голоса,
работникам аппаратов избирательных
комиссий, а также выплат гражданам,
привлекаемым к работе в комиссиях,
в период подготовки и проведения
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

(в редакции постановления
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 19 июня 2019 г. № 206/1577-7)

Средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковых избирательных комиссий за работу по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

По словам Ивановой, с председателями УИКов инструктаж по фальсификациям трижды проводил член горизбиркома с правом решающего голоса Сергей Пономарев.

«Давление началось после 13 ноября, когда приступили к работе участковые избирательные комиссии. Нас, председателей УИКов, стали собирать на совещания в социальном центре на 17-й линии(Васильевского острова – прим. ред.). Беседы вел Сергей Пономарев, – рассказала Иванова в интервью «Фонтанке». – Он является членом горизбиркома с правом решающего голоса. Всего таких совещаний было три. Пономарев вел себя самоуверенно. Когда мы сказали, что все его рекомендации – это подсудное дело, он улыбнулся и сказал многозначительно, что когда в «Красненькой речке» выбирали Валентину Матвиенко, он такое там провернул…».

Представитель горизбиркома рекомендовал членам УИКов «держать наблюдателей максимально далеко от урны, кабинок для голосования и списков избирателей» и угрожать им вызовом полиции, подчеркнула Иванова. Также, по ее словам, председателям УИКов сообщили, что они должны будут вбросить в урну бюллетени – по 200 на выборах в петербургский парламент и Госдуму. Председатели УИКов также должны были «в день выборов помочь специальным людям опустить их (бюллетени) в урну».

«В-третьих, нам пообещали выдать копию списка избирателей и базу с паспортными данными избирателей. Мы должны были в эту копию переписать тех, кто не пришел на участок в день выборов, подделать их подписи. Это нужно было для того, чтобы количество вброшенных бюллетеней совпало с количеством по списку», – рассказала Иванова.

За правильный результат и фальсификации председателям УИКов предлагали премии, причем, как отмечает Иванова, вопрос о возможном вознаграждении у представителя горизбиркома Пономарева не вызвал удивления.

«Одна из председателей на встречах в социальном центре в шутку спросила, во сколько они оценят нашу покорность? Удивления вопрос у Пономарева не вызвал. Нам сказали, что каждому готовы заплатить по 70 тысяч рублей. Для учителя, а именно из них в основном состоят УИКи, это огромные деньги», – рассказала Иванова, которая уволилась из школы вскоре после того, как прошли выборы. По словам Ивановой, заявление об уходе она написала по собственному желанию через две недели после выборов, когда узнала, что районный отдел образования собирает документы против директора школы по обвинению в коррупции из-за того, что помимо Ивановой в школе работали ее родственники.
В горизбиркоме опровергают факты, изложенные в интервью. В частности, член горизбиркома Сергей Пономарев заявил, что он никогда не появлялся в социальном центре на 17-й линии и не мог рассказывать никому что-либо о фальсификациях, поскольку он входит в городскую избирательную комиссию.

Согласно итоговому протоколу УИК 99, где председательствовала Татьяна Иванова, партия «Единая Россия» набрала 22,97%. Победила с 31,38% «Справедливая Россия» экс-спикера Совфеда Сергея Миронова. На третьем месте – «Яблоко» с 16,44%.

Педагоги и научные сотрудники выступили с открытым письмом в поддержку честных выборов

Учителя, преподаватели вузов и научные сотрудники обратились к коллегам с призывом проявить принципиальность на президентских выборах 4 марта. Под открытым письмом к педагогам все подписи поставили уже почти 150 работников сферы науки и образования, сообщает агентство "Новый Регион".

Инициатором подписания открытого обращения к учителям стала международная ассоциация педагогов «Развивающее обучение».
«Мы обращаемся ко всему учительскому сообществу России с призывом проявить максимальную ответственность и принципиальность, не допускать нарушений и фальсификаций, препятствовать любым действиям, которые могут поставить под сомнение легитимность результатов выборов», – говорится в обращении.

По мнению авторов послания, «учителя могут многое сделать для того, чтобы выборы были честными: ведь голосование часто проходит в зданиях школ, состав избирательных комиссий нередко формируется из учителей и руководителей образовательных учреждений».

«Мы призываем учителей России, вошедших в избирательные комиссии в качестве членов с правом решающего голоса, активно участвовать в работе комиссий. Мы призываем других учителей становиться наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса и призывать своих коллег, родителей своих учеников, своих выпускников также сделать это», – отмечается в обращении.

«Будущее России во многом зависит от того, сможем ли мы совместными усилиями защитить волеизъявление народа от фальсификаций на предстоящих выборах президента», – подчеркивают педагоги.

Между тем, по словам учительницы одной из московских школ, выступившей в эфире «Эха Москвы», членами избирательных комиссий в Москве будут только те учителя, которые состоят в «Единой России».

Педагог сообщила также, что в их школу пришла разнарядка на пропутинский митинг 4 февраля на Поклонной горе. По ее словам, директор учебного заведения заявил, что от школы на акцию должны прийти 6 человек.

Ранее стало известно о том, что работников школ и госкомпаний в Москве принуждают идти 4 февраля на оппозиционное шествие «За честные выборы», но с плакатами и лозунгами в поддержку Путина.

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Оплата

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

Члены избиркомов в регионах пожаловались на низкие выплаты за работу на общероссийском голосовании

АГН Москва / Софья Сандурская

Члены избиркомов в регионах пожаловались на низкие выплаты за работу на общероссийском голосовании

Члены избирательных комиссий в ряде регионов пожаловались на низкие выплаты за работу на общероссийском голосовании. В ЦИК сообщили, что деньги на голосование выделялись Минфином еще в феврале, пересчитать эту сумму уже не представляется возможным, а доплаты должны проводиться из региональных бюджетов, пишет "Коммерсант"

Работники нескольких участковых избирательных комиссий (УИК) Воронежа рассказали, что получили за работу на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции по 6 тыс. руб. По их словам, оплата за семидневную работу с 25 июня по 1 июля оказалась сопоставима с той, что они получали за работу на президентских выборах 2018 года.

"За один день они получали одну седьмую. Больше всего получили, разумеется, председатели и их замы, потому что они должны были присутствовать каждый день. Люди не знали, что они получат так мало", - прокомментировал ситуацию замглавы регионального отделения партии "Яблоко" Павел Губанов.

Как рассказал председатель Воронежского облизбиркома Сергей Канищев, на оплату труда членов комиссий из федерального бюджета было выделено 195 млн руб. По его словам, исходя из общего числа членов УИК в 17 тыс., средняя выплата должна достигать 11,5 тыс. рублей, а размер выплаты зависит от активности участия и графиков дежурств. Кроме того, членам комиссий положены дополнительные выплаты за работу в условиях пандемии коронавируса, однако точную сумму этих поступлений глава облизбиркома назвать затруднился. По его словам, жалоб от членов УИК к нему не поступало.

Источник в региональной администрации удивился недовольству членов УИК полученными суммами. "Судя по всем расчетам, люди должны получить очень приличные деньги. Также туда заложены региональные доплаты, что-то около 50 млн руб. Возможно, просто не все еще пришло", - предположил он.

Напомним, ранее члены УИК жаловались и на тяжелые условия труда на общероссийском голосовании, включая отсутствие бесплатных обедов и транспорта для перемещения при надомном голосовании. А некоторые председатели УИК жаловались на практически круглосуточную занятость. По рассказам некоторых членов московских УИК, оплата их труда за все дни общероссийского голосования составила около 5-6 тыс. руб. Однако член ТИК московского района Братеево Евгений Федин рассказал, что ему всего за два рабочих дня выплатили 12,5 тыс. рублей. Как следует из сметы расходов братеевской ТИК на подготовку и проведение общероссийского голосования, всего на вознаграждение работников ТИК и УИК района было выделено более 3 млн руб.

По данным координатора общественной организации "Наблюдатели Петербурга" в Ленинградской области Юлии Изюмовой, члены ряда УИК города Кингисеппа получили от 7 тыс. до 13 тыс. руб., тогда как члены территориальной избирательной комиссии (ТИК) - от 30 тыс. руб. и выше. Те, кто обходил избирателей на дому, получили значительно меньше, чем те, кто только выдавал бюллетени и принимал статистические данные.

Член нижегородской УИК за пять дней работы получила 17 тыс. рублей - меньше, чем на президентских выборах 2018 года, а член ульяновской УИК N 3328 Александр Брагин за четырехдневную работу получил 5 тыс. рублей, как и большинство его коллег. По его словам, некоторые члены УИК намерены выйти из комиссии, так как оплата в ее нынешнем виде не компенсирует моральных и физических затрат трехдневного голосования.

В Ульяновском облизбиркоме пояснили, что в среднем членам УИК заплатили по 7,5 тыс. руб. из расчета 37 руб. в час плюс премии, которые были распределены решением комиссии. Еще около 4,5 тыс. руб. члены УИК вскоре получат как компенсацию за опасность заражения коронавирусом. У председателей УИК стоимость часа работы в полтора раза выше (около 56 руб. в час), им также выплачивается премия, которую назначает председатель ТИК. Председатели ТИК получают оклад и премию в размере двух окладов - от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Денежное вознаграждение большинства членов УИК в Ханты-Мансийске составило около 7 тыс. руб. Они рассказали местным СМИ, что им обещали заплатить значительно больше в связи с эпидемией и необходимостью работать вне участков . В Казани члены УИК получили примерно по 8 тыс. руб., а руководство комиссии - по 10-12 тыс. руб. В Сургуте членам комиссии заплатили от 8 тыс. до 12 тыс. руб., но представители "Единой России" почему-то получили больше, чем представители остальных партий - 18-20 тыс. рублей

Источник в ЦИК сообщил, что деньги на оплату работы членов УИК выделялись Минфином еще в феврале, когда о многодневном голосовании речи не было, и пересчитать эту сумму уже не представляется возможным. "Доплата за дополнительные дни работы должна поступить из региональных бюджетов, и размер суммы каждый регион определяет сам", - отметил источник.

14 июля, накануне второго чтения поправок, позволяющих голосовать в течение нескольких дней, более 630 членов участковых избирательных комиссий подписали обращение к Центризбиркому, Госдуме и Совету Федерации с призывом отказаться от идеи многодневного голосования и законодательно запретить такую практику. По словам авторов обращения, прежний порядок выборов всегда давал возможность избирателям проголосовать в течение одного дня и без массовых очередей, поскольку явка в среднем никогда не превышала 41%.

"Даже один день голосования - это тяжелый труд членов УИК и наблюдателей, который начинается еще до восьми утра и заканчивается ночью подсчетом голосов и подведением итогов", - говорится в письме. Авторы отмечают, что большую часть времени во время общероссийского голосования члены УИК проводили в ожидании избирателей, а многодневное голосование ухудшит условия "и без того изнурительного труда", тем более что оплата в комиссиях не увеличивается пропорционально.

Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов заявил, что в случае принятия поправок любые выборы будут проходить со скандалами, а их легитимность будет всегда подвергаться сомнению. Однако протест "Справедливой России" и КПРФ не помешал принятию поправок в третьем чтении. При этом ЛДПР, ранее также выступившая против поправок, изменила свою позицию, а лидер партии Владимир Жириновский заявил, что избиратель "не идет на выборы" в условиях однодневного голосования.

Читайте также: