Стоит ли менять работу учителя

Опубликовано: 17.09.2024


Осень — отличное время для желающих сменить место работы. Но как быть, если останавливает страх перед второй волной эпидемии, новой изоляцией и новым кризисом? Может, еще повременить? Развеиваем сомнения: сейчас как раз подходящий момент для поиска варианта получше.

Те, кто планировал в этом году поменять свою работу на более денежную (интересную, комфортную, престижную — продолжите список сами), оказались в трудном положении, если не успели сделать это до весны. Весной планы нарушили ковидная изоляция и страх неизвестности (было непонятно, когда всё это закончится). Люди боялись рисковать и переходить на другое место.

Летом все приходили в себя после стрессовой весны.

И вот наконец — здравствуй, осень! — традиционно горячая пора для охотников на новую работу. После привычного летнего затишья на рынке труда осенью обычно растет количество хороших вакансий. Компании, как правило, уже вовсю заняты планированием и бюджетированием на следующий год и четко понимают, каких специалистов и руководителей им нужно нанять как можно быстрее. Нанимая осенью, работодатели рассчитывают, что к началу нового года новичок уже адаптируется в компании, разберется в процессах, пройдет испытательный срок и заработает в полную мощь.

Да и мысли о смене работы осенью одолевают с удвоенной силой. Но этой осенью одолевают еще и сомнения: не лучше ли снова потянуть время и потерпеть надоевшую работу еще чуть-чуть?

Типичные страхи и сомнения

Слухи про возможную вторую волну эпидемии вызывают беспокойство:

Что, если это случится вскоре после моего выхода на новую работу, снова объявят массовую изоляцию — и у нового работодателя дела пойдут плохо? Здесь-то я уже всё знаю, мне всё привычно, первую волну как-то пережили — и вторую переживем. А на новом месте — неизвестно.

Если у нового работодателя начнутся проблемы, меня уволят в числе первых! Всем известно: при сокращениях от новых сотрудников избавляются в первую очередь, потому что уволить на испытательном сроке просто.

Даже если меня не уволят, вынужденный переход на удалёнку на испытательном сроке — трудное испытание. Мне и на привычном-то месте всё это нелегко далось, хотя тут все рабочие процессы и коллеги давно знакомы, а уж как бы я это пережил(а) на новом месте, даже не представляю!

Контрдоводы против сомнений

Не стоит себя накручивать: даже если вторая волна с изоляцией всё же произойдут, у этой ситуации будет принципиальное отличие от весеннего испытания. То, что произошло тогда, было форс-мажором — никто не был к этому готов. Работодатели, как и вы, не знали, чего ожидать, и подстраивались под ситуацию на ходу как могли. А теперь у всех нас есть опыт. С учетом этого опыта компании уже разработали стратегии на случай повторения локдауна, оптимизировали бюджеты, перестроили процессы и пересмотрели планы.

В том числе работодатели пересмотрели планы найма. Если компания открывает вакансию, значит, нужна замена увольняющемуся сотруднику на действительно необходимой должности (все позиции, которые можно было сократить, уже сократили). А если это новая должность, значит, компания достаточно устойчиво чувствует себя на рынке и готова брать нового сотрудника даже с учетом риска второго локдауна. С высокой долей вероятности экономические риски уже учтены. А раз так, вряд ли в такой ситуации стоит ждать увольнения на испытательном сроке только по причине второй волны.

Рекомендация: расспросите потенциального работодателя, как компания пережила сложный период, много ли было увольнений, и сами тоже постарайтесь разузнать об этом в других источниках (поищите «знакомых знакомых» в этой компании и поинтересуйтесь у них, посмотрите, что писали о компании в интернете). Задайте прямой вопрос, каковы перспективы вашей должности в случае второго локдауна.

Если ваш новый работодатель переводил весной офис на удалёнку, значит, компания уже получила опыт функционирования в таком формате, сделала выводы и перестроила рабочие процессы так, чтобы в следующий раз, если понадобится перейти на удалёнку снова, всё прошло более слаженно и рабочие процессы не пострадали. HR-служба компании и руководители подразделений, скорее всего, тоже уже разобрались, как вводить новых сотрудников в рабочие процессы дистанционно, какие специфические моменты стоит учесть. А значит, испытательный срок на удалёнке окажется не намного сложнее, чем при работе в офисе.

Бывают компании, чьи коллективы в принципе всегда работали и работают только в удаленном формате. И новые сотрудники, разумеется, тоже работают там только так с первого дня. Ничего сверхсложного в этом нет — это вопрос правильного выстраивания процессов.

Рекомендация: спросите на собеседовании, как здесь пережили удалёнку и как будут построены ваши рабочие процессы, если она повторится.

Кстати, на случай, если второй локдаун все-таки наступит: вам будет проще и вы почувствуете себя увереннее, если к тому моменту уже какое-то время успеете поработать на новом месте, познакомиться с коллегами и показать себя в деле. Так что если уж у вас есть мысли о новой работе, то ищите ее прямо сейчас, не тяните.

Есть еще два аргумента в пользу того, что тянуть не стоит:

  1. Если вам по каким-то причинам сильно не нравится нынешняя работа, то это рано или поздно скажется на вашей производительности. А если в вашей компании начнется оптимизация, в первую очередь сокращения коснутся тех, к чьей эффективности есть вопросы.
  2. Именно сейчас у вас есть шанс заполучить работу такого уровня, которую при других условиях не удалось бы из-за того, что у вас всегда находились бы конкуренты посильнее — более подходящие кандидаты. Сейчас не только вы боитесь менять работу, но и те самые конкуренты. Многие рекрутеры жалуются, что стало меньше откликов от хороших кандидатов, закрывать вакансии сейчас труднее. Воспользуйтесь этим моментом!

На что точно не стоит соглашаться

Не соблазняйтесь на предложения поработать без оформления, с зарплатой в конверте. Недобросовестные работодатели сейчас пытаются объяснять это необходимостью экономии на налогах в непростое время. Но как раз при таком варианте вы окажетесь в зоне большого риска. У вас не будет никаких гарантий, и с вами могут попрощаться в любой момент, независимо от того, будет второй локдаун или нет.

Рекомендация: прежде чем соглашаться на предложение о работе, обязательно расспросите про формальные моменты трудоустройства, предупредите, что вас интересует только полностью белый вариант, попросите заранее прислать вам для изучения трудовой договор. Так вы четко дадите понять, что на серые и черные схемы вы не согласны. И обязательно ищите отзывы об этом работодателе — если люди пишут, что здесь бывают обманы с трудоустройством, не рискуйте.

Еще несколько советов от экспертов

1. Трезво оцените возможности и риски

Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow, признает, что универсального ответа, стоит ли менять работу именно сейчас, конечно, нет, это зависит от многих факторов, в том числе от вашей финансовой стабильности и востребованности ваших навыков и знаний на рынке.

«Если исходить из моего опыта в ИТ-индустрии, то у нас как был недостаток высококвалифицированных кандидатов, так и остался, а вакансий много, более того, с начала августа наблюдается бум на вакансии в ИТ. А вот кандидатов мало, — делится Светлана. — Может быть, мало как раз потому, что многие боятся сейчас менять работу, предпочитая сохранить мнимую стабильность. Я говорю „мнимую“, потому что настоящей стабильности вообще не бывает, современный мир в принципе нестабилен, и ситуация с пандемией это очень четко показала.

Однозначно можно сказать: если это стабильность в ущерб профессиональным интересам человека, то, конечно, надо действовать. Движение — это развитие, и для многих сейчас есть шанс сменить род деятельности, например, войти в индустрии, которые оказались во время эпидемии на подъеме. Но нужно, конечно, понимать свои возможности: насколько быстро вы обучаетесь новому и адаптируетесь на новом месте. Надо взвесить риски, связанные с финансовым благосостоянием (особенно когда есть кредиты). И уже оценив грамотно все риски — действовать».

2. Подготовьте свой переход

Если раньше можно было взять паузу между работами — сначала уволиться с текущей, какое-то время отдыхать, а потом искать новое место, — то сейчас так делать рискованно. Сначала найдите новое место, потом увольняйтесь.

Наталья Дубинникова, карьерный консультант, основатель и директор Favourite Partners, согласна с тем, что нелюбимую работу терпеть не стоит, это приводит к сложному эмоциональному состоянию и стрессу. Но предупреждает, что и принимать важные решения сгоряча тоже нежелательно. Нужно серьезно отнестись к переменам в карьере и основательно подготовиться.

Даже если совсем накипело, прежде чем писать заявление, ответьте на несколько вопросов:

  • Есть ли у вас финансовая подушка? На какой период без работы вам хватит этих денег?
  • Следите ли вы за рынком труда в вашей сфере? Знаете ли компании, которые вам были бы потенциально интересны? Есть ли у вас там связи, чтобы вас порекомендовали?
  • Знают ли вас в вашей профессиональной сфере как эксперта не только ближайшие коллеги, но и широкий круг?
  • Есть ли у вас навыки прохождения собеседований? Умеете ли вы презентовать себя? Сможете кратко рассказать о своих достижениях?

Напишите знакомым, что ищете работу и будете рады рекомендациям от них. Словом, постарайтесь найти новое место до увольнения со старого или, по крайней мере, получить уверенность, чтобы уходить в никуда было не так страшно. Возможно, есть смысл обратиться к карьерному консультанту или хотя бы почитать полезные материалы, которые помогут в поиске работы».

3. В случае желания поменять сферу начните с подработки

Если вы хотите поменять не просто конкретное место работы, а профессиональное направление, лучше начните с небольшого проекта на подработке параллельно с основной работой.

Олеся Перцева, менеджер по внутренним коммуникациям ЦРПТ, напоминает расхожую истину, что любой кризис — это не только сложная ситуация, которую нужно принять, но и новые возможности. Если новые реалии рынка натолкнули вас на идею о каком-то другом виде деятельности и новых горизонтах, сначала протестируйте эту идею как фрилансер, не отказываясь от нынешней стабильной работы.

На прошедшей сегодня встрече с лучшими учителями России президент Владимир Путин напрямую спросил, сколько они зарабатывают. По словам учителя русского языка и литературы из Армарвира Александра Шагалова, зарплата в среднем не превышает 30 тысяч рублей в месяц. Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос участника форума «Территория смыслов» о низкой заработной плате учителей, предложил преподавателям уйти в бизнес ради повышения доходов.

Елена Хвиюзова, учитель английского языка, директор образовательного центра Bright, г. Северодвинск, Архангельская область:

«Я с огромным удовольствием проработала школьным учителем английского языка около 30 лет. И когда я достигла пенсионного возраста и нужно было давать дорогу молодым, а сил и творческих идей было еще много, я решила открыть собственное дело и получить для этого лицензию. Одного английского мало для центра, поэтому я подключила все предметы — подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. У меня есть наемные работники и все мы единомышленники. Я продолжаю заниматься тем, чем занималась в школе, но теперь мне даже интереснее: ко мне приходят только те дети, которые хотят учиться. Я рада, что продолжаю держать мел в руке и стоять у доски. Я не могла оставаться просто репетитором, мне это скучно, мне нужны несколько пар детских глаз, коллектив. Я люблю школу, но чтобы творчески работать, надо хотя бы раз в десять лет менять направление деятельности, сохраняя все лучшее, что у тебя было.

Когда мне вручали президентский грант, мне пришла идея объединить под одной крышей учителей, чья работа в образовании была высоко оценена. Это высокопрофессиональные люди, любящие детей и свою профессию. Юрист посоветовал нам: «Не морочьтесь, никаких ООО не делайте, лучше ИП». А раз это была моя идея, то я стала директором и начала дальше раскручивать свое дело. Конечно, было страшно и трудно: я не знала, как начать, как организовать рекламу, захотят ли прийти дети. Но все получилось и я счастлива. Такие центры нужны, так как не в каждой школе есть профильный класс того предмета, который ученик выбрал, и не все учатся в гимназии или лицее.

Разве это не прекрасно, если ребенок идет на занятия к Учителю с большой буквы! По-английски об умном, незаурядном человеке, личности говорят a bright person. и мы хотим, чтобы яркими вырастали дети, потому что страна нуждается именно в bright persons. Я люблю ЕГЭ и не позволяю его никому ругать. Критиковать экзамен может только тот, кто не знает, что это такое, и ни разу в него не заглянул и не разобрался. Вспомните, как это было раньше. Очень часто присутствовал элемент везения: пять билетов выучил, третий на удачу попался. С ЕГЭ так не получится. Для успешной сдачи все предметы надо знать досконально и по программе профильного класса. За 10 лет уже все отшлифовали и отработали: нет утечки информации и заданий с выбором ответа. Я очень негодую, когда говорят, что ЕГЭ надо убирать. Это прекрасный экзамен, который очень умно сделан».

Вячеслав Игнатьев, учитель физики и астрономии, директор управления малой инженерии в компании «Терморос», г. Москва:

«На последнем курсе университета я начал преподавать в школе астрономию и физику, потом продолжил в аспирантуре. Тогда работа в школе давала частичную занятость, оставляя много времени для занятия наукой. Но доход был минимальным. В какой-то момент передо мной стал выбор: наука или бизнес. Делать два дела хорошо у меня не получалось.

Но мне нравилось в школе. Мои ученики всегда хорошо решали задачи по физике, даже в классах коррекции. К каждому уроку я готовил небольшую самостоятельную работу из восьми вариантов, у учеников практически не было шансов списать. Весь прошлый год я занимался с пятиклассником, и он показал очень высокие результаты, занял пятое место на Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде.

Я как влюбился в астрономию, так и продолжаю всем о ней рассказывать. Это замечательная наука, как о динозаврах: всегда можно заинтриговать детей, интересно построить урок, найти увлекательные истории, подобрать примеры, картинки. В астрономии практически не бывает нудных тем, как, например, в физике или химии, которые заучиваются только потому, что так нужно, а в астрономии такой может быть только «Время и календарь». Из всего остального можно выдумать такие задачи, которые дети будут решать с удовольствием. Недавно астрономию предложили вернуть в школы в качестве обязательного предмета, но, как мне кажется, у нас есть большой разрыв между тем, что выдумывают законотворцы, и тем, что происходит в действительности. Это как в бизнесе: есть разработчики стратегии компании, а есть такие специалисты, которые занимаются реализацией, и это два разных мира.

Сейчас я продолжаю заниматься бизнесом, а по субботам преподаю в школе. У меня есть несколько проектов, которыми я продолжаю заниматься только потому, что мне это нравится, и один из них — астрономия. Это и детям полезно, и я получаю удовольствие. Не хочется просто зарабатывать деньги, чтобы складывать их в копилку, нужен смысл. Все советские ученые работали больше за идею, как в школе Гинзбурга, школе Зельдовича».

Я преподаю в лицее три года, но общий педстаж у меня пять лет. В детстве я, как и многие, мечтала стать учителем. Со временем это прошло, но в 11-м классе, когда был день самоуправления, меня поставили на первоклассников. Это стало отправной точкой, и я буквально влюбилась в профессию за один день.

Приходя в школу после университета, ты попадаешь в другой мир. В университете нам дают не совсем те знания, которые реально могут пригодиться на практике. Конечно, со временем ты набираешься опыта и начинаешь понимать, как правильно общаться с детьми и как себя вести с родителями, что тоже немаловажно. Поэтому было бы круто, если бы у молодых учителей был, например, какой‑нибудь наставник.

Когда я только пришла, мне дали первый класс. Это были сложные дети: большинство из них не ходили в детский сад, было также несколько деток с особенностями развития. Поэтому первое время я была в полной растерянности. Плюс родители вообще не воспринимают молодых учителей. Многие из них были старше меня, поэтому найти с ними общий язык оказалось трудновато: они начали гнуть свою линию, навязывать свое мнение, учить меня, как мне лучше делать свою работу.

Однажды дети подрались, и в драке был зачинщик. Я позвонила его родителям, чтобы рассказать, что ребенок выводит других на конфликт. А в ответ получила шквал негатива — мол, это я виновата, сама должна решать эти проблемы, зачем я вообще звоню по такому поводу, и раз это случилось при мне, то я некомпетентный преподаватель. Но со временем я научилась справляться с такими ситуациями и родителями.

В нашей системе образования стоило бы многое поменять. Понятно, что есть углубленные школы, но вообще по всей стране должна быть единая образовательная система. Чтобы у детей при переходе в другую школу или на другие учебники не было проблем. Еще в России нет преемственности между ступенями: сад, младшая школа, средняя школа. В каждой программе разное название одних и тех же терминов, разные объяснения одних и тех же процессов. Мне кажется, это очень усложняет детям жизнь. Еще нам пора начать учитывать особенности времени и перестать игнорировать тот факт, что мы живем в век технологий. Понять, что ненормально ругать детей за телефоны . Пора сделать так, чтобы телефоны занимали какую‑то часть учебного процесса.

Когда мы приходим в профессию, все представляется в радужных оттенках. Дети слушают, я даю им знания, все заинтересованы, тянут руки и так далее. На деле же я завалена документацией и тетрадками. Плюс у каждого ребенка свой характер и к каждому нужно найти подход — это далеко не у всех получается, поэтому многие молодые преподаватели разочаровываются и уходят.

Я бы не хотела проработать в школе всю жизнь, еще несколько лет максимум. Это очень тяжело.

Не могу сказать, что все плохо и у этой профессии нет будущего. Оно есть, но слишком многое нужно менять.

Катя, 22 года

Я с детства работала с детьми в лагерях, мне это очень нравилось, но при этом становиться учителем не планировала никогда. Изначально вообще поступила на техническую специальность, но поняла, что это не мое, и захотела заниматься английским языком. У нас в городе есть хороший языковой вуз, там было два направления на выбор: переводчик и педагогическая деятельность. Я подумала, что второе направление может мне подойти, потому что я люблю английский и мне комфортно работать с детьми.

В школу я пошла работать с сентября 2020-го. Это вышло случайно: моя подруга работала в сельской школе, из которой резко уволились все учителя английского. И меня позвали, предложили неплохие условия. Я решила, что это такой интересный опыт, который можно будет вспоминать в старости как страшный сон, и согласилась. Школа находится в селе, но она достаточно большая. Я думала, что это будет какое‑то маленькое деревянное здание с пятью классами, но это прям современная и большая школа, куда со всех близлежащих деревень приезжают детки. Я учу 6, 7 и 8-е классы.

Сначала было очень сложно, потому что я пришла 1 сентября, и мне сразу сказали: «Все, иди на уроки». Мне казалось, что я вообще суперподготовлена, я же так давно работаю с детьми и так хорошо их понимаю. Но в реальности все оказалось не так. Во-первых, у детей были очень слабые знания, потому что у них постоянно менялись учителя. Во-вторых, 6–7-е классы — это самый трудный возраст, когда они уже не дети, но еще не взрослые. Они импульсивные, хотят все оспаривать, чувствовать свободу.

Изначально я мечтала быть продвинутым педагогом, у меня было много иллюзий и представлений о том, как можно построить идеальную систему, в которой и тебе, и детям будет комфортно существовать. Но очень быстро пришло понимание, что я уже нахожусь в системе, которую мне одной невозможно изменить, и единственное, что остается, — подстраиваться под нее. Например, когда я пришла, старалась вообще не использовать никаких наказаний: никогда не кричала, не ставила двойки за поведение и так далее. Но дети, которые привыкли к другому, воспринимали мою позицию как слабость.

Тогда же стало понятно, что образование, которое нам дают в университете, очень сильно идет вразрез с действительностью. Мы изучаем много пространственных дисциплин, возвышенные педагогические принципы, методику, планирование идеальных уроков по всем критериям. А в итоге ты приходишь и понимаешь, что твой идеальный урок ничего не стоит, потому что ты просто не можешь заставить детей тебя слушать , и это очень грустно. Я сначала много плакала из‑за этого, потому что было обидно. Причем фразу «дети меня не слушают» воспринимают как что‑то несерьезное — мол, ой дети шумят, не могут успокоиться. На самом деле непослушание — это когда ты просишь встать, а тебе говорят: «Нет, я ничего не собираюсь делать».

Вся наша система образования сильно устарела, и проблема эта начинается с учителей. Сначала нас не особо учат, как правильно учить детей, а потом образовательный процесс, в котором все должно быть строго по нормам, добивает. Большинство учебников подстроены под то, чтобы ты в итоге сдал экзамен, но сдача экзамена вообще никак не свидетельствует о твоих знаниях. И получается, что реальность очень сильно отличается от того, что на бумаге. Дети все списывают с ГДЗ, получают пятерки, потом они идут с этими пятерками дальше, в универе опять списывают, получают хороший диплом, а потом выходят в мир, и оказывается, что для жизни ГДЗ нет .

Конечно, я не жалею, что пошла на педагогическую специальность, но лишь потому, что у меня есть возможность работать репетитором. Школа — это место для альтруизма, где ты зарабатываешь себе хорошую карму.

Юлия (имя изменено), 30 лет

Я работаю учителем литературы и русского языка уже семь лет. Я вообще не хотела быть учителем. Моя бабушка преподавала физику, и я знала, что это тяжелая работа. И никогда не испытывала удовольствия от общения с детьми, напротив, всегда была замкнутым человеком. Но когда я училась на филфаке, у нас была педагогическая практика. Я пошла в школу, где мне безумно повезло с куратором: она поразила меня своим подходом к преподаванию, у нее были необычные формы работы, она постоянно оставалась с детьми в контакте. Мне понравилось общаться с учениками, и я подумала, что стоит попробовать поработать. Решила, если не зайдет, то после первой четверти уйду. Но как‑то затянуло.

С детьми сначала было трудно, мне дали 5-е классы — с ними всегда сложнее, чем с подростками. Потому что я не склонна нянчиться с учениками, мне не нравится повторять все по 10 раз, но это необходимо для пятиклассников, потому что они маленькие. Сейчас уже привыкла, конечно, но вначале были случаи, когда я сильно расстраивалась или злилась.

Однажды я дала маленькую самостоятельную детям минут на 10 в начале урока. И все дети написали, а одна девочка нет. Я ей говорю: «Давай сдавай, весь класс тебя ждет». Сейчас, если я сталкиваюсь с такой ситуацией, то прошу, чтобы ученик ускорился и дописал. А в первый год моей работы я многого не понимала, поэтому, когда девочка мне сдала работу, я при ней ее выкинула. Девочка сильно расстроилась, что вполне естественно, пожаловалась родителям. Потом я извинилась перед ней и вынесла для себя урок.

С коллегами у меня сложные отношения. Я не склонна быть в постоянном контакте со всеми. Я стараюсь выдерживать корпоративные отношения, это моя принципиальная позиция. Кто‑то это принимает, кто‑то нет, но меня это не волнует.

Я думаю, что подход к образованию в России имеет двойственную природу. С одной стороны, мы вроде как хотим развивать личностей, которые обладают знаниями о мире и необходимым жизненным опытом. И учителя действительно стараются это делать. Но с другой стороны, очень большой упор со стороны системы идет на подготовку к экзаменам, которые не охватывают всего объема знаний. В результате учитель оказывается перед выбором: то ли мне усиленно готовить детей к проверкам, то ли развивать их как личностей . То есть мы учим людей пользоваться инструментами своего разума, чтобы они умели рассуждать, аргументировать свою позицию, выражать мысли, но при этом сочинение по русскому языку ЕГЭ — это работа по четкому плану и шаблону. И если ребенок от него отойдет и начнет рассуждать так, как он хочет, то просто не сдаст экзамен. Я хотела бы учить детей воспринимать литературные тексты в контексте реальности, анализировать, обсуждать их, но тогда они не будут помнить, что подарили Наташе Ростовой на именины.

У меня никогда не было оптимистичных ожиданий от профессии. Я понимала, что иду в довольно токсичную среду, где много неактуальных правил, которые продолжают существовать. Я говорю о вещах дисциплинарного толка.

Я была готова к тому, что будет сложно. Но в школе мне открылись какие‑то позитивные моменты профессии. Я поняла, что большинство детей адекватны, способны к саморазвитию, к эмпатии, они хотят установить с тобой контакт. Мне казалось, что у детей в головах учитель — скорее злое существо, которое заставляет их работать. Но в школе я поняла, что далеко не всегда дети воспринимают учителя как злодея.

Иногда я провожу уроки, которые не связаны с программой, но на темы, которые детям интересно обсудить: мы спорим о необходимости гендерных ролей, секс-просвета в школах и так далее. Такие уроки как раз нужны для того, чтобы развить умение говорить, формулировать позиции и доказывать свою точку зрения.

Часто у десятиклассников я практикую такую штуку, чтобы дети делали анализ произведения, используя неформальные виды работы. Одна группа ребят даже сделала канал, где они рассказывают о произведениях с помощью майнкрафта.

Если честно, я не знаю, сколько еще проработаю в школе. Пока что я получаю от работы в школе удовольствие. Но не знаю, как долго буду радоваться тому, что я общаюсь с детьми и преподаю. Эта специальность неблагодарная и не очень хорошо оплачиваемая . 18–25 часов в неделю — это самая комфортная нагрузка, но мало кто работает так, потому что на зарплату в таком случае прожить невозможно. Лично я работаю 40 часов в неделю уже года три. Наверное, в Москве и Петербурге сейчас зарплаты гораздо выше, но чем дальше от центра, тем хуже.

Кажется, что учитель тот же родитель: всерьез, надолго и нельзя поменять. Но это не так. Разбираемся, как родитель может повлиять на поведение учителя, решить конфликт или добиться от администрации школы замены педагога.

Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?

В законе «Об образовании» на этот вопрос нет никакого ответа. Администрация школы решает каждый конфликт между учителем, учеником и родителями в индивидуальном порядке. Если у учителя конфликт с одним учеником, то его могут перевести в другой класс. Если учителем не довольна половина класса, то вопрос сложней. Учителя нельзя уволить по желанию родителей: для этого должны быть зафиксированные нарушения дисциплины или свидетельства профессиональной непригодности учителя. Чаще всего родители просто недовольны стилем общения педагога. Администрация может решать эти конфликты в беседах с учителем и родителями, отправлять учителя проходить дополнительную подготовку. Но иногда — идет на поводу у родителей и учителя меняют.

Учителя нельзя уволить по одному желанию родителей: только если нарушает дисциплину или ведет себя непрофессионально — опаздывает, оскорбляет, приходит пьяным.

По закону родители или официальные представители ученика имеют полное право вмешаться в учебный процесс. Во-первых, родители могут присутствовать на уроках, интересоваться программой обучения. Во-вторых, родители могут обращаться в администрацию школы, если подозревают конфликты между учениками и учителем, конфликт интересов или неэффективность учителя. Другое дело, что администрация может не менять учителя и вообще не учесть мнение родителей. Но если есть заявление от родителей, то администрация должна объяснить, почему они так делают и дать письменный ответ.

Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?

Разговаривать, разговаривать и еще разговаривать. Лично, на родительских собраниях или в присутствии администрации. Самое главное — не устраивать скандал. Вряд ли учитель намеренно идет на конфликт с учениками. Родители и администрация должны разобраться в причинах и не забывать об интересах ни учеников, ни учителя.

Если учитель хамит и ведет себя агрессивно, возьмите в союзники классного руководителя, психолога , председателя совета родителей или заместителя директора по учебной работе. Совместные беседы идут эффективней, в присутствии третьих лиц учитель скорее всего будет держать себя в руках. И даже если учитель оскорбляет родителя, это не говорит о его полной профнепригодности. Если конфликт долго длится, он изматывает всех участников.

Родительский совет — объединение родителей, которое решает вопросы в том числе замены учителя. Право родителей на создание совета зафиксировано в законе «Об образовании».

Домашнее обучение решит конфликты?

Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.

Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором. Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается. Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.

В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.

Можно ли выбрать классного руководителя?

С одной стороны, классного руководителя нельзя выбрать, как и учителя-предметника . Способы взаимодействия здесь те же — разговоры, присутствие на классных часах, общение с администрацией школы.

С другой стороны, классное руководство — дополнительные обязанности педагога. Классного руководителя не нужно увольнять, можно просто снять с него обязанности. Администрация идет навстречу родителям и меняет классного руководителя, если большая часть класса им недовольна. Но нужны основания: классный руководитель не общается с учениками и родителями, не следит за успеваемостью, не проводит классные часы, не занимается воспитательной работой.

Еще не регистрировались?

Когда речь идет об успешном обучении, значение имеет каждая деталь. Учитель и атмосфера в классе — очень важные составляющие всего процесса, и, конечно, каждому родителю хочется, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно и получал от системы образования максимум. Что делать, если учитель или класс не устраивают? Можно ли их сменить по собственному желанию?

Можно ли по желанию сменить учителя или класс?

По какой причине родители могут хотеть сменить учителя или класс своего ребенка? Самая очевидная — неудовлетворенность качеством образования или атмосферой в коллективе. Проблемы могут быть объективными, субъективными или ситуативными, но все они одинаково травмирующие для ребенка.

Помимо этого есть и более «мирные» причины: желание, чтобы ребенок был в одном классе с друзьями, стремление ходить в узкоспецилизированный класс (например, математический). Как бы там ни было, дело в свои руки приходится брать родителям. А что говорит на эту тему законодательство?

Могут ли вас заставить делать прививки?

Буква закона

Формально закон НЕ дает родителям права по собственному желанию менять класс или учителя для своего ребенка. Это прерогатива школы, то есть, непосредственно директор или завуч по учебной работе решают, в какой именно класс будет ходить ребенок, у какого именно педагога обучаться. Желание родителей может быть для них недостаточным аргументом. Однако! Есть определенные нюансы.

Не стоит забывать, что школа имеет не только право принимать решения относительно педагогического состава и состава классов, но и обязанности. В частности, школа обязана:

  • обеспечить реализацию школьной программы в полном объеме;
  • обеспечить качественную подготовку учеников — так, чтобы эта подготовка соответствовала установленным требованиям;
  • следить за тем, чтобы формы, методы, обучения и воспитания соответствовали возрасту и уровню развития ребенка;
  • создать безопасные условия обучения и воспитания.

Это указывается в ст. 28 Закона Об Образовании.

Если школа не выполняет эти требования, она несет ответственность в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона Об Образовании.

Если родители считают, что какое-либо из этих условий не удовлетворяется, они могут потребовать от директора, чтобы их ребенку было предоставлено образование соответствующего качества. Для этого необходимо написать заявление, в нем — изложить свои опасения и предложить пути решения проблемы.

«Просим перевести ученика ФИО из класса (указание класса) в класс (указание класса) ИЛИ сменить учителя физики ФИО, так как (в классе нездоровая атмосфера, мы хотели бы, чтобы наш ребенок углубленно изучал математику; учитель не может призвать соблюдать дисциплину, не объясняет материал в достаточном объеме, неуважительно относится к ученикам, и так далее)»

В заявлении можно сослаться на Закон об Образовании, изучите его и приведите ссылки на соответствующие статьи и пункты.

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки?

Директор не имеет права проигнорировать ваше заявление. Естественно, нет никакой гарантии, что он пойдет навстречу и сразу удовлетворит все требования, но в любом случае это станет первым шагом на пути к диалогу и разрешению ситуации таким образом, чтобы было удовлетворены обе стороны.

Самые актуальные новости Росконтроля в Telegram. Подписывайтесь!

Бывают ситуации, когда ни педагоги, ни директор школы по тем или иным причинам не разрешают конфликтную ситуацию или стараются, чтобы проблема осталась внутри коллектива школы, без ее разрешения. В таких ситуациях необходимо апеллировать в вышестоящие инстанции и надзорные органы. Это комитет образования при админстрации города или района (РОНО), Администрация города, Департамент образования региона, Рособрнадзор, а также органы прокуратуры. За последним ведомством закреплен надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи и поэтому надзорный орган будет не только разбираться в ситуации, но и давать оценку действиям/бездействиям должностных лиц школы, РОНО и т.д. с применением мер прокурорского реагирования.

Читайте также: