У сотрудника заканчивается вид на жительство что делать

Опубликовано: 10.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации (ООО) работает иностранный гражданин - высококвалифицированный специалист (ВКС). 1 апреля 2021 года он получил бессрочный вид на жительство иностранного гражданина в РФ как носитель языка. До получения вида на жительство в качестве носителя русского языка работник в период действия разрешения на работу, выданного ему как высококвалифицированному специалисту, вид на жительство не оформлял, а имел статус временно пребывающего на территории РФ иностранного гражданина. Сотрудник работает пару раз в неделю, получает заработную плату высококвалифицированного специалиста. ООО планирует внести изменения в договор в части снижения заработной платы. Перезаключать договор работник не желает, так как это приведет к необходимости уведомления об увольнении и трудоустройстве.
Можно ли установить оклад ниже, чем оклад для ВКС? Меняется ли статус (ВКС) при получении вида на жительство? Должна ли организация и дальше подавать в МВД уведомления о заработной плате?


Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами (далее - ВКС) регламентируются статьей 13.2 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Пунктом 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ определены условия, которым должен отвечать иностранный гражданин, для признания его высококвалифицированным специалистом. Кроме того, определенным требованиям должен отвечать и работодатель, принимающий на работу высококвалифицированного специалиста (п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Работодателю, принимающему на работу такого иностранного работника, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
По смыслу ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане привлекаются к трудовой деятельности в качестве ВКС только после получения ими в порядке, предусмотренном данной статьей, разрешения на работу. Для выдачи ВКС разрешения на работу работодатель должен представить в уполномоченный орган ходатайство о привлечении ВКС с приложением необходимых документов. Разрешение выдается по форме, утвержденной приказом МВД России от 19.06.2017 N 390, на срок действия заключенного с ВКС трудового договора, но не более чем на три года. Указанный срок может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления (пп. 6, 12 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Именно разрешение на работу, оформленное в указанном порядке, выступает в качестве подтверждения статуса высококвалифицированного специалиста. Поэтому даже если размер заработной платы иностранного работника отвечает условиям, предусмотренным п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, он не может признаваться ВКС, если не имеет права на оформление ему разрешения на работу в качестве ВКС.
По общему правилу работодатель (заказчик работ, услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако в силу подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ данное правило не распространяется на постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд и выезд. Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство ВКС и членам его семьи, который выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному ВКС (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, получив вид на жительство как носитель русского языка, иностранный работник вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешения на работу, поэтому разрешение на работу либо патент для трудоустройства ему не выдаваться не должен. Действующее законодательство не предусматривает нормы, согласно которой оформление иностранному гражданину вида на жительство как носителю русского языка является основанием для аннулирования выданного ему разрешения на работу в качестве ВКС. В то же время иностранный работник, получив вид на жительство на основании подп. 7 п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ, вправе обратиться в органы МВД, чтобы аннулировать разрешение на работу в качестве ВКС (подп. 2 п. 9.7 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
В любом случае в трудовой договор, заключенный с иностранным работником, необходимо внести сведения о полученном виде на жительство (ст. 327.2 ТК Р), а также исключить информацию о разрешении на работу в качестве ВКС, на основании которого работник осуществлял трудовую деятельность в данной организации.
Полагаем, что со дня выданного иностранному работнику вида на жительство как носителю русского языка на работника не распространяются положения ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, в том числе требования о наличии у него разрешения для осуществления им трудовой деятельности на территории РФ, т.е. считать такого работника выскококвалифицированным специалистом в целях применения положений Закона N 115-ФЗ оснований не имеется, хотя у работника и имеется на руках действующее разрешение на работу. Полагаем, что работодатель вправе обратиться к работнику с просьбой аннулировать его, обратившись с соответствующим заявлением в орган МВД. При этом расторгать трудовой договор, заключенный с иностранным работником, на наш взгляд, в такой ситуации нет необходимости. Сторонам необходимо дополнительным соглашением к трудовому договору внести изменения в трудовой договор в части сведений о выданном иностранному работнику виде на жительство. Стороны вправе также изменить по соглашению сторон размер заработной платы работника в сторону его уменьшения или увеличения без каких-либо ограничений в соответствии с порядком, установленным трудовым законодательством.
Согласно п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Такое уведомление может направляться на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Полагаем, что поскольку на иностранного специалиста уже не распространяются особенности, предусмотренные ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, уведомлять органы МВД об исполнении обязательств по выплате заработной платы данному работнику не нужно. Вместе с тем риск претензий со стороны контролирующих органов будет сведен к минимуму, если работник в ближайшее время обратится в орган МВД с заявлением об аннулировании разрешения на работу, и после этого работодатель уведомит этот же орган о том, что данный иностранный работник уже не относится к категории ВКС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

9 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С 1 ноября 2019 года в силу вступили поправки в миграционное законодательство, которые сделали ВНЖ бессрочным. Однако те, кто получил вид на жительство ранее, все равно должны будут продлевать имеющийся документ. В этом посте мы поговорим о том, что делать если закончился вид на жительство.

Правила жизни с ВНЖ в России

В настоящий момент вид на жительство выдается иностранным гражданам без срока действия. В отличие от РВП, по нему можно жить в России столько, сколько потребуется. Однако ВНЖ может быть аннулирован в любой момент, если выясниться, что его обладатель отсутствовал на территории РФ более 180 дней в году. Кроме того, иностранцев с ВНЖ обязуют ежегодно уведомлять миграционные органы о своем местонахождении и подтверждать намерение и дальше проживать в РФ.


Многие иностранные граждане получали ВНЖ до 1 ноября 2019 года, а значит, имеют на руках ВНЖ старого образца сроком на пять лет. Когда срок действия такого пятилетнего вида на жительство истекает, перед человеком стоит выбор из трех вариантов:

  • Подать на гражданство;
  • Продлить ВНЖ, а вернее — заменить старый документ на бессрочный;
  • Отказаться от ВНЖ и покинуть страну.

О том, как получить гражданство РФ вы всегда можете прочитать на нашем сайте, в разделе «Гражданство РФ». Третий вариант вообще не предполагает никакого взаимодействия с бюрократическими структурами. Мы же попробуем разобраться в том, как заменить вид на жительство на бессрочный.

Как продлить срок действия ВНЖ?

Если у вас на руках имеется пятилетний ВНЖ и его срок подходит к концу, то для замены на бессрочный документу нужно подать соответствующее заявление — в то же подразделение УВМ, где корочка была получена. Когда именно нужно это сделать в законе не уточняется, по этому сроки для замены лучше уточнить в вашем ОВМ. Обычно заявлению на замену ВНЖ просят приносить за несколько месяцев до окончания старого ВНЖ. Практика показывает, что тянуть до последнего не стоит, так как не всегда получается сдать документы с первого раза.

К заявлению прикладываются оригиналы следующих документов:

  • Документы, свидетельствующие о знании русского языка, истории России и основ законодательства РФ (не нужен, если ВНЖ получали после 1 января 2015 года);
  • Действующий вид на жительство;
  • Паспорт с нотариально заверенным переводом;
  • Госпошлина;
  • 2 фотографии 35Х45 мм.

Со всех бумаг, кроме фотографий, сотрудники УВМ снимают копии и возвращают исходники владельцу. Само заявление можно получить непосредственно в миграционном отделении и там же заполнить (заполняется в свободной форме).

Важный момент: государственная услуга по продлению ВНЖ облагается госпошлиной в размере 5 000 рублей. Оплатить ее нужно до подачи документов.

Государственные органы должны рассмотреть заявление за 10 дней. По истечение этого срока или раньше иностранный гражданин получает ответ по своему заявлению.

Что делать если закончился вид на жительство, а заявление о замене не подано?

Если срок вашего вида на жительство истек, а вы не подали заявление о приеме в гражданство, не заменили ВНЖ на бессрочный и не уехали из страны — придется заплатить штраф (а возможно и подвергнутся административному выдворению из РФ).

В соответствии со статьей 18.8 КОАП РФ Для большинства регионов РФ размер штрафа будет варьироваться в пределах 2000 — 5000 рублей. Что касается Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области — там сумма штраф будет больше — от 5000 до 7000 рублей.

Просрочка ВНЖ в большинстве случаев заканчивается его аннулированием. Если это произошло, процедуру оформления вида на жительство придется начинать по новой.

Что делать, когда закончился вид на жительство?

Если ваш ВНЖ закончился, лучше не ждать административного выдворения, а покинуть РФ самостоятельно. Если вы успеете сделать это в течение 2-х недель после окончания срока ВНЖ, никакого административного наказания не последует. А вы сможете легально вернуться в РФ и оформить новый вид на жительство. Выдворение же может показаться сотрудникам миграционных органов достаточной причиной для отказа в новых документах иностранцу.

Сотрудник компании получил месяц назад гражданство РФ, но не сообщил об этом. Какие последствия для организации и должен ли был работник сообщить о гражданстве РФ?

Ответ

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, что согласно действующему законодательству работодатель не обязан уведомлять органы в сфере миграции (МВД РФ) о получении гражданства РФ иностранным работником, если при приеме на работу он имел вид на жительство в РФ. Такая обязанность установлена для уведомления о трудовых отношениях с иностранцами (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Так же законодательством не установлено ответственность работника за не уведомление о получении Российского гражданства.

Обоснование

В трудовой договор с иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, может быть внесено условие о том, что работник обязан:

представлять работодателю информацию:

Обратите внимание: обязательства работника по предоставлению информации и документов необходимо детализировать, указав сроки их исполнения.

2. Вопрос: Должен ли работодатель уведомить уполномоченный орган в сфере миграции (МВД России) о получении гражданства РФ иностранным работником, если при приеме на работу работник являлся постоянно проживающим на территории РФ (имел вид на жительство в РФ)?

Ответ: У работодателя отсутствует обязанность по уведомлению МВД России о получении гражданства РФ работником-иностранцем, который при приеме на работу являлся постоянно проживающим на территории РФ (имел вид на жительство в РФ).

Согласно п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Законом N 115-ФЗ для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены следующие категории:

1) постоянно проживающие в РФ;

2) временно проживающие в РФ;

3) временно пребывающие в РФ.

3.Вопрос: В организации работает иностранный гражданин (гражданин Молдавии) с видом на жительство в РФ.

Надо ли вносить изменения в трудовой договор, если он получил гражданство РФ и оформил паспорт гражданина РФ?

Должна ли организация уведомить о данном факте территориальный орган МВД России?

Ответ: В связи с получением иностранным работником паспорта гражданина РФ организации следует либо внести новые сведения в текст трудового договора, либо внести изменения в трудовой договор, подписав дополнительное соглашение к нему.

Уведомлять орган миграционного учета (МВД России) не требуется.

Обоснование: Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются, в частности, сведения о документе, удостоверяющем личность работника, то есть о паспорте.

В соответствии со ст. 327.2 ТК РФ наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, при заключении трудового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином в нем указываются сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

После представления паспорта гражданина РФ и, как следствие, аннулирования вида на жительство организации с работником рекомендуется заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор в соответствии со ст. 72 ТК РФ, отразив новые реквизиты паспорта гражданина РФ в трудовом договоре и исключив из него сведения о виде на жительство в РФ.

При этом отметим, что ТК РФ не требует при изменении в данных сведениях оформлять дополнительное соглашение сторон к трудовому договору, так как сведения о паспорте не являются условиями трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ.

Поэтому работодатель может внести новые сведения непосредственно в текст данного трудового договора путем зачеркивания данных старого паспорта работника и указания данных нового паспорта, заверив запись своей подписью и подписью работника.

Однако составление дополнительного соглашения к трудовому договору, по нашему мнению, также не будет противоречить законодательству.

Оснований для увольнения данного работника в связи с получением им гражданства РФ у организации не имеется.

Следовательно, внесение сведений в трудовой договор о паспорте РФ или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору не является основанием для уведомления МВД России, так как работодатель не увольняет и не принимает заново работника.

4.Вопрос: Обязан ли работодатель уведомлять территориальный орган МВД России о расторжении трудового договора с работником, который принимался на работу как иностранный гражданин, а на момент расторжения трудового договора получил гражданство России?

Ответ: Нет, не обязан, поскольку такая обязанность предусмотрена только в отношении работника, являющегося иностранным гражданином на момент расторжения трудового договора.

Ответ подготовлен 27.06.2019 г.

Cтатус предоставленных документов актуален на момент формирования ответа.

Ответ подготовлен в соответствии с регламентом Линии консультаций, можно заранее ознакомиться с услугой на сайте www.fkit.ru.

Эксперты Центра клиентской поддержки не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.

Какие документы должен представить сотрудник (иностранец с видом на жительство) при оформлении на работу в РФ? Нужно ли организации, принимающей на работу такого сотрудника, уведомлять об этом МВД (ФМС)?

Прежде всего отметим, что вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)). Соответственно, иностранный гражданин, получивший вид на жительство, признается постоянно проживающим в РФ.

Процедура трудоустройства постоянно проживающих в РФ иностранных граждан является менее формализованной, чем предусмотренная по общему правилу для иных категорий иностранцев: при устройстве на работу им не требуется оформлять патент, а их работодателям - разрешение на привлечение и использование рабочей силы (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Ограничений на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта, в котором такие иностранные граждане получили вид на жительство (и соответственно, встали на регистрационный учет по месту жительства), законодательством не установлено.

Как предусмотрено частью пятой ст. 11 ТК РФ, на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ главой 11 ТК РФ, с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников, установленных главой 50.1 ТК РФ. В рассматриваемом случае иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории России, должен представить работодателю документы, указанные в ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

2) вид на жительство, оформленный в виде документа по форме, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы от 22.04.2013 N 215 (Приложение N 14 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденному указанным приказом);

3) трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны формы трудовых книжек образца 1974 г. и 2004 г. При представлении иностранным гражданином трудовой книжки одного из указанных образцов заводить новую не требуется. В том случае, если трудовая книжка установленного образца отсутствует, работодатель должен завести работнику новую трудовую книжку (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);

4) на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 67-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" постоянно проживающие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Порядок действий работодателя, равно как и представляемые документы в случае оформления страхового свидетельства работнику-иностранцу, тот же, что и при трудоустройстве граждан России;

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

6) при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работнику также необходимо представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (Порядок выдачи справки, а также ее форма утверждены приказом МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Иностранцу, постоянно проживающему в Российской Федерации, по общему правилу не нужно представлять следующие документы:

1) документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу);

2) договор (полис) добровольного медицинского страхования (абзац второй части первой ст. 327.3 ТК РФ).

Также отметим, что в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).

Из буквального толкования данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу или увольняемый иностранный гражданин. Никаких исключений в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. При этом сотрудники и должностные лица ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения оргштатных мероприятий, связанных с упразднением, то есть до 1 июня 2016 года. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Следовательно, здесь и далее по тексту под территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ следует понимать территориальный орган МВД России.

Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абзаца третьего п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (смотрите, соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147). Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (абзац второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).

В заключение отметим, что на работодателя при принятии на работу иностранцев налагаются обязанности в сфере миграционного учета. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранцы подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации Ваша организация, как сторона, принимающая иностранного гражданина, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) в сроки, установленные ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(1). Отрывную часть бланка отправленного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Аннулирование вида на жительство в РФ – проблема с которой не хочется сталкиваться ни одному мигранту.

Наш адвокат проведет для Вас миграционную консультацию по любому вопросу, решит проблему не разрешения въезда в РФ, выдворения за пределы РФ, проведет процедуру отмена решений о нежелательности пребывания иностранного гражданина, а также поможет в иной миграционной ситуации.


Порядок аннулирования вида на жительство РФ

В законодательстве Российской Федерации прописан подробный перечень обстоятельств, когда в силу вступает аннулирование вида на жительство иностранного гражданина (аннулирование ВНЖ и депортация). Прежде всего, для начала обоснования дела необходимо, чтобы сотрудники ФМС получили сведения, подтверждающие незаконность проживания в стране или факты нарушения правил проживания. После получения определенных данных, они вправе начать проверку, дабы подтвердить или опровергнуть этот факт. В их полномочия входят официальные запросы о личности гражданина, его деятельности в стране, также могут быть проведены опросы знакомых и непосредственного начальства.

По итогам данных проверки выносится официальное заключение, которое свидетельствует о том, что имеет место аннулирование ВНЖ РФ, этот документ должен быть утвержден руководителем ФМС РФ по вашему округу.

Аннулирование вида на жительство

Порядок аннулирования вида на жительство в РФ не вправе изменить никто, он регламентируется статьей Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Гражданину чужой страны сведения о решении федеральных служб должны быть переданы в течение трех рабочих дней, после того как оно вступило в силу. Этот документ выдается строго под личную подпись. Вместе с решением гражданину вручается уведомительное письмо с распоряжением о выезде из страны в течение пятнадцати календарных дней, от того числа, как приказ вступил в силу.

В противном случае человек подлежит принудительной депортации — выдворение иностранных граждан лиц без гражданства за пределы РФ. Аннулирование вида на жительство в России имеет те же правила, что и в других странах, и регламентируется строго Федеральным законом.

Основания для аннулирования вида на жительство в РФ

Что может послужить причиной лишения? Безусловно, большинство граждан интересует вопрос о том, за что могут лишить вида на жительство РФ? Ответов на этот вопрос несколько, все зависит от конкретной ситуации. Оснований для аннулирования вида на жительство довольно много. В числе главных:

  1. подлог документов , подача недействительных документов или ложных сведений о себе;
  2. если в течении пяти предшествующих лет подачи заявления иностранный гражданин подвергался депортации из России , не разрешении въезда в РФ (проверка депортации иностранных граждан поможет понять целесообразность въезда в РФ и постановки на миграционный учет граждан);
  3. если вид жительства получен незаконно , например, в случае регистрация брака с иностранцем фиктивно, который потерял свою силу;
  4. неподобающие действия иностранца на территории страны: например, участие в террористических актах или их финансировании;
  5. попытка воспрепятствовать конституционному строю РФ , создание угрозы безопасности нашего государства;
  6. вмешательства насильственного образа в общий строй страны;
  7. судимость , которая не вышла за сроком давности;
  8. привлечение к уголовной ответственности и административной на территории страны;
  9. является больным наркоманией или иным опасным заболеванием;
  10. финансовая несостоятельность гражданина и многое другое.

Как восстановить аннулированный вид на жительство?

Какие действия можно предпринять? Если вспомнить про порядок аннулирования вида на жительство, то, как уже отмечалось ранее, для того чтобы у специалистов была возможность начать процесс, в соответствующие органы должен поступить определенный сигнал, после нужно будет проверить правильность указанных данных и только потом можно будет выдавать заключение.

Еще один насущный вопрос, который может интересовать граждан, гласит: что делать если отказали в виде на жительство, какие действия предпринять в данном случае? Те граждане, которые не слишком хорошо осведомлены в правовом аспекте в такой момент теряются, они просто не знают, что им делать дальше. Выход один – четко спланировать все свои действия, если же у вас недостаточно опыта и знаний, тогда вам лучше обратиться к квалифицированному специалисту, который сможет за короткий промежуток времени решить все ваши проблемы. Что же касается отказа при выдаче документа, то причин может быть очень много, это:

  • запрет на въезд (неразрешение въезда);
  • нежелательное пребывание по линии Минюста или ФСБ РФ;
  • нарушение правил миграции и прочее.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами нашего адвоката, как снять запрет на въезд РФ на нашем канале YouTube , а также пишите свои комментарии к видео с вопросами оформления гражданства и решения иной миграционной проблемы:

Обжалование решения об аннулировании вида на жительство в суде

В Федеральный суд Верх-Исетского района города Екатеринбурга

620019, г. Екатеринбург, ул. Малышева,2 «Б»

Управление Федеральной миграционной службы

по Свердловской области,

Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Крылова, д. 2

о признании незаконным решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации

В начале декабря 2014 г. Истец получил уведомление, датированное 03.12.2014 г. № 5-ИК/б/н, в котором сообщается, что 10.10.2014 г. УФМС России по Свердловской области в отношении него, в соответствии с ч. 4 ст. 26 ФЗ от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принято решение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации и о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 24 октября 2016 г.

Основанием для принятия такого решения отделом УФМС России по Свердловской области послужил факт привлечения к административной ответственности, за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

05.12.2014 г. А. обратился к начальнику УФМС России по Свердловской области с заявлением, в котором просил пересмотреть принятое в отношении него решение. Ответным письмом от 11.12.2014 г. №А-337-у ему было сообщено, что правовых оснований для отмены решения УФМС России по Свердловской области, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, отсутствуют.

Согласно документу УФМС России по Свердловской области с исх. № 4/4505 16 октября 2014 года в отношении А. УФМС России было принято решение № 1472 об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации на основании п. 2 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», данный пункт предусматривает, что вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

С указанным решением Истец не согласен по следующим основаниям:

  1. Исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, полагаю, что УФМС России по Свердловской области поступило со мной излишне строго, без учета всех обстоятельств. Органом УФМС России по Свердловской области при принятии решения не были учтены следующие, заслуживающие внимания обстоятельства: прежде всего, на территории г. Екатеринбурга у А. проживают близкие родственники, сложились фактические брачные отношения, то есть у него есть жена, с которой он совместно проживает. Супруга официально трудоустроена и работает в г. Екатеринбурге. В случае оставления решения УФМС России по Свердловской области в силе будут нарушены их права на личную и семейную жизнь, А. будет разлучен с супругой на длительный период времени, одна мысль об этом является для них серьезным потрясением, ведь они испытывают друг к другу только теплые и искренние чувства.
  2. Административные правонарушения, совершенные иностранным гражданином, не являются грубыми. Наказание, в виде наложенных на меня штрафов, я понес в полном объеме, то есть полностью оплатил штрафы.
  3. На территории России Истец проживает с 2006 г., срок его пребывания на территории Российской Федерации довольно длительным, за это время ранее он не привлекался к административной, а тем более уголовной ответственности, что характеризует его как человека, законопослушного и уважающего закон и традиции страны, в которой он проживает в данный момент. В настоящий момент ему выдан вид на жительство, сроком до 21.01.2015 г.
  4. А. имеет в собственности недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка. Своевременно оплачивает коммунальные услуги и добросовестно несет бремя собственника.
  5. А. зарегистрирован на территории в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с налоговым и трудовым законодательством осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Сдает финансовую отчетность и платит налоги. Более того, он имеет множество благодарственных писем от клиентов, которые, таким образом, выражают признательность и благодарность не только за работу, но и за оказанную им помощь. Помимо организации и ТСЖ, свою благодарность так же выражали ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» при оказании помощи населению (в условиях чрезвычайных ситуаций), отдел полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу (при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий), привлекался в качестве специалиста представителями Управления Федеральной службы судебных приставов г. Екатеринбурга для оказания помощи при исполнении решений и постановлений судов общей юрисдикции.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы или претензии лучше корректировать с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика

В связи с вышеизложенным, сокращение срока моего пребывания на территории Российской Федерации ставит меня в крайне затруднительное положение, поскольку оспариваемое решение лишает меня возможности находиться рядом со своей семьей, осуществлять трудовую деятельность, места жительства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

В связи с этим, исходя из вышеназванных норм, считаю, что оспариваемое решение является существенным вмешательством в мою личную и семейную жизнь. Полагаю, что УФМС России по Свердловской области не подтвердило действительную необходимость применения данной санкции в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов, допустив вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, право на труд и право на проживание.

В связи с этим, ссылаясь на действующее законодательство, практику Европейского Суда по правам человека и фактические обстоятельства, считаю, что УФМС не указало оснований, по которым принятие решения вызвано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности. В связи с этим, при принятии оспариваемого решения должен соблюдаться баланс публичных и семейных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 15, 55, 62 Конституции РФ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 г. N 5, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, ст. 254, 398 ГПК РФ

  • признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 16 октября 2014 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина
  • приостановить исполнение решения Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 16 октября 2014 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина на время рассмотрения настоящего заявления.

Помощь адвоката по аннулированию ВНЖ

Иностранным гражданам очень важно получить вид на жительство ВНЖ, в той стране, в которой они планирую проживать. В связи с тем, что сейчас довольно актуальны случаи миграции и эмиграции остро стоит вопрос, как не потерять вид на жительство.

Если ваш вид на жительство ВНЖ пытаются аннулировать, и вы считаете это незаконным, то стоит подать на обжалование аннулирования вида на жительство. В этом случае у вас должны быть доказательство незаконных обвинений и некачественной проверки исполнительных органов. А наш адвокат по гражданству РФ и иным миграционным вопросам поможет Вам консультацией, в составлении административного иска в суд об обжаловании отказа ФМС, а также представлении Ваших интересов в борьбе за восстановление аннулированного вида на жительство.

Читайте еще по вопросу миграционные услуги Екатеринбург:

Все про получение РВП без квоты: основания и помощь нашего миграционного адвоката


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: