В чем заключается работа аккумуляторщика

Опубликовано: 06.07.2024

Моему доброму товарищу, живущему однако, далеко, нужно помочь.

Предлагают работа Аккумуляторщика? В чем ее специфика, какие бывают сложности, подводные камни, риски?

(Прошу отвечать тех людей, которые знают, сталкивался сам или достоверно знает по недавним рассказам друзей, а не просто когда-то, например, 20 лет назад заряжали автомобильный аккумулятор).

На АТС одного из предприятий, где я работал, на меня возложили за дополнительную плату обслуживание аккумуляторов.

Первые аккумуляторы у нас были свинцово-кислотные - 5 обычных автомобильных аккумуляторов, соединённых последовательно, чтобы получить напряжение 60 Вольт для питания оборудования АТС.

После выработки ресурса эти аккумуляторы были заменены на щелочные от электрокаров.

Электролиты у этих аккумуляторов обоих типов, конечно, разные и химически агрессивные. Поэтому первое, что нужно аккумуляторщику - спецодежда (резиновые перчатки, фартук, обувь, одежда) и специальные очки.

Но в обслуживании аккумуляторов обоих типов есть и общие черты.

1). Аккумуляторы должны находиться в специальном помещении - аккумуляторной, относящейся к помещениям с особой опасностью поражения электротоком (признаки: токопроводящие полы и химически агрессивная среда).

2). В этом помещении должна быть принудительная вентиляция для вытяжки выделяемых паров электролита при заряде аккумуляторов, которая должна работать всё время, в течение которого заряжаются аккумуляторы, плюс ещё 2 часа после их заряда.

3). Выключатели вентиляции и освещения должны находиться за пределами аккумуляторной.

5). Электроинструменты, используемые при работе в аккумуляторной, должны быть с рабочим напряжением не выше 12 Вольт.

6). Также в аккумуляторной должен быть ареометр для измерения плотности электролита каждой банки аккумулятора. Плотность электролита должна соответствовать указанной в технических характеристиках аккумуляторов.

7). Также должна быть стеклянная трубка для измерения уровня электролита в каждой банке аккумулятора. Она опускается в банку, торец трубки зажимается большим пальцем, после чего трубка вынимается из банки. Уровень электролита должен быть не ниже отметки, нанесённой на трубку, исходя из технических данных аккумуляторов. Если он ниже, то доливается электролит или дистилированная вода.

8). Должна быть в наличии так называемая нагрузочная вилка с вольтметром и шунтом, имитирующим нагрузку, для измерения напряжения на каждой банке аккумулятора исходя из их технических данных.

9). Также должна быть дистиллированная вода для доливки в аккумуляторы, так как именно она "выкипает" при заряде аккумуляторов.

10). Должен быть разработан график техобслуживания аккумуляторов (периодичность измерения плотности и уровня электролита, напряжения на каждой банке, заряда аккумуляторов, проведения тренировочных циклов заряд-разряд) исходя из технических данных аккумуляторов.

11). При попадании на кожу человека электролита должен быть нейтрализующий раствор: соды для кислотных аккумуляторов или борной кислоты для щелочных. Сначала место, куда попал электролит, промывается проточной водой, затем - нейтрализующим раствором.

12). Есть так называемые герметичные необслуживаемые аккумуляторы. В них не выделяются пары электролита при зарядке и достаточно периодически их заряжать и измерять нагрузочной вилкой напряжение на каждой банке аккумулятора для выявления вышедшего из строя аккумулятора.

13). Иногда должны проводиться (для новых, вводящихся в эксплуатацию аккумуляторов они обязательны - 3-5 циклов, ибо новый аккумулятор без них никогда сразу не отдаст в нагрузку свою полную номинальную ёмкость) так называемые тренировочные циклы заряда-разряда аккумуляторов для увеличения срока их службы.

14). Во время заряда аккумуляторов в аккумуляторной находиться долго нежелательно.

15). Если электролит будет разлит на пол, то сначала это место посыпается деревянными опилками или стружкой, после впитывания электролита они убираются и пол промывается водой и нейтрализующим раствором.

Если аккумуляторы будут автомобильными, а тем более - герметичными, то их обслуживание может быть гораздо упрощено.

Добавлю, что людям, страдающим заболеваниями органов дыхания, или имеющими аллергические реакции на химически агрессивные среды, работать аккумуляторщиками нельзя.

Аккумуляторщик – специалист высокой квалификации по обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей. В его задачи входит ремонт аккумуляторов любой сложности, а также в ряде случаев производство новых.

Аккумуляторщик

Поскольку основная работа аккумуляторщика сопряжена с различными веществами и агрессивными средами, от него требуется высокая квалификация и множество прикладных знаний в области химии, электротехники и технологии.

История профессии аккумуляторщика

Прообраз аккумулятора изобрел Иоганн Вильгельм Риттер более 200 лет назад. В современном мире мы не представляем жизнь без аккумулятора – на разных типах аккумуляторов работает транспорт, погрузочная техника, всевозможные мобильные устройства. Аккумуляторные батареи все чаще применяются как источники бесперебойного питания.

Огромное количество техники, работающей на многозарядных аккумуляторных батареях, требует обслуживания, а значит и специальных знаний. Поэтому профессия аккумуляторщика необходима во многих отраслях.

Плюсы и минусы профессии аккумуляторщика

Плюсы:

  • Достаточно высокая востребованность на рынке труда
  • Высокая зарплата у специалистов высокой квалификации и с опытом работы
  • Профессия не требует длительного обучения в университете, достаточно пройти курсы или получить среднее специальное образование
  • Возможность сравнительно быстрого переобучения при наличии иной базовой специальности

Минусы:

  • Вредные и опасные условия труда (сквозняки, подъем тяжестей, токсичные пары кислот и щелочей, травматичность)
  • Высокая степень ответственности
  • Часто ненормированная работа (многое зависит от условий и места работы)

Документы для устройства на работу

Работать специалистом по ремонту и производству аккумуляторных батарей можно только, если получена и защищена квалификация электробезопасности. Соответственно, аккумуляторщику для трудоустройства нужны:

  • Удостоверение с допуском по электробезопасности не ниже III уровня (до 1000 В)
  • Документ (удостоверение) о присвоении квалификации аккумуляторщика
  • Сертификат по охране труда и технике безопасности

Обязанности аккумуляторщика на производстве

У профессии аккумуляторщик два разных направления работы и, соответственно, две специализации. Одни аккумуляторщики изготавливают аккумуляторы и собирают их. Другие заправляют электролитом, заряжают и проверяют на работоспособность. Соответственно, и обязанности на производстве у них будут разными.

Однако, чем бы ни занимался аккумуляторщик, в своей работе он руководствуется должностной инструкцией и инструкцией по технике безопасности на производстве. В этих двух документах перечислены основные обязанности аккумуляторщика.

Основные обязанности аккумуляторщика:

  • собирать и разбирать аккумуляторы разных типов, производить фильтрацию, обезжиривание сосудов, осуществлять подготовку дистиллированной воды
  • очищать и промывать аккумуляторные сосуды
  • готовить аккумулятор к заряду
  • измерять напряжение аккумуляторных батарей
  • заряжать аккумуляторы
  • определять уровень и плотность электролита
  • паять соединения аккумуляторных батарей
  • готовить раствор щелочи
  • выявлять повреждения и устранять их на элементах батарей
  • удалять шлам, отливать свинцовые наконечники и соединительные полосы
  • определять качество электролита
  • вести техническую документацию

Это неполный список обязанностей, которые можно дополнительно разбить в соответствии с разрядом аккумуляторщика.

Разряды аккумуляторщиков

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислено пять разрядов профессии аккумуляторщик.

Аккумуляторщик 1 разряда

  • разбирать и собирать готовые аккумуляторы;
  • грамотно обезжиривать аккумуляторные сосуды;
  • провести фильтрацию и подготовку дистиллированной воды;
  • очищать от дефектов производства компоненты пластин и наконечники;
  • готовить аккумулятор к ремонту и зарядке.

Аккумуляторщик 2 разряда

  • сборка и разборка аккумуляторов всех типов;
  • зарядка аккумуляторов и батарей;
  • пайка соединений;
  • определение плотности электролитов;
  • приготовление щелочного раствора;
  • ведение журнала эксплуатации зарядной станции.

Аккумуляторщик 3 разряда

  • простой и средней сложности ремонт аккумуляторов и батарей;
  • устранение повреждений элементов;
  • отливка отдельных свинцовых деталей (наконечников, полос);
  • приготовление электролита;
  • пайка отдельных элементов аккумуляторов и монтаж крышек;
  • ввод аккумуляторов в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 4 разряда

  • ремонт и формовка аккумуляторов любой сложности;
  • ремонт зарядных станций и агрегатов;
  • регулирование силы тока и напряжения при заряде;
  • испытание аккумуляторных батарей;
  • определение качества электролита;
  • оформление технической документации при вводе батареи или аккумулятора в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 5 разряда

  • особо сложные работы по ремонту и формовке аккумуляторных батарей;
  • дефектовка судовых аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию;
  • корректирование химического состава электролита;
  • производство паяльных работ на водородных агрегатах;
  • капитальный ремонт зарядных станций и так далее.

Разумеется, аккумуляторщику без опыта сначала предстоит работать под надзором опытных наставников. К самостоятельной работе он будет допущен только после сдачи экзамена по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также получив допуск по электробезопасности.

Аккумуляторщик в армии

Штатное расписание Вооруженных сил и Военно-морского флота РФ также предполагает подобную должность. Аккумуляторщики в армии служат в основном в подразделениях материального обеспечения и, соответственно, обслуживают материальную часть: аккумуляторы воздушных судов, автомобилей, бронетехники. На военно-морском флоте (ВМФ) аккумуляторщик – штатная должность на любой подводной лодке, причем обязательно офицерская.

Обязанности у армейских аккумуляторщиков в целом те же самые, что и на “гражданке”: зарядка и ремонт аккумуляторов и батарей.

При этом, согласно штату, занимать должность аккумуляторщика в армии могут как рядовые срочной службы, так и контрактники. Главное требование – наличие соответствующего образования и родственной гражданской специальности. Впрочем, в последние годы ответственную техническую работу предпочитают отдавать именно военнослужащим контрактной службы. Техники на аэродроме, к примеру, все носят звание старших сержантов и прапорщиков, или даже носят офицерские погоны.

Требования к знаниям аккумуляторщика

Квалифицированный аккумуляторщик должен знать:

  • Основы физики и химии
  • Основы электротехники
  • Конструкцию, устройство и назначение всех типов аккумуляторных батарей
  • Умение рассчитать схему сопротивления при заправке и подключении аккумулятора в цепь
  • Правила эксплуатации, обслуживания и ремонта всех типов аккумуляторов (включая судовые)
  • Умение подбирать плотность электролитов в зависимости от мощности аккумулятора
  • Умение паять соединения аккумуляторных батарей
  • Умение определять качество растворов и электролита
  • Знание технической документации, правила ее составления
  • Правила безопасности при работе с кислотами и щелочами

Здесь мы перечислили лишь некоторые особенности работы аккумуляторщика. В действительности этот перечень еще длиннее.

Профессия востребована в машиностроении, в сфере услуг по обслуживанию автомобилей, строительной техники, мобильных устройств. С каждым годом сфера применения аккумуляторов расширяется, значит и расширяется количество рабочих мест, где будут востребованы специалисты-аккумуляторщики.

Зарплата аккумуляторщика на производстве

Профессия аккумуляторщика пользуется спросом, если судить по объявлениям на сайтах поиска работы. Квалифицированные рабочие требуются на аккумуляторных заводах, а также на производственных базах и предприятиях, где требуется обслуживание техники, на станциях технического обслуживания и в транспортной сфере.

Однако почти во всех случаях требуется опыт работы в аналогичной или схожей сфере, а специалист первого разряда будет получать совсем немного.

В объявлениях о найме на работу часто попадаются объявления по смежной профессии автоэлектрика-аккумуляторщика. Такие универсальные специалисты ценятся на предприятиях технического обслуживания автомобилей. Среднее предложение по зарплате колеблется в районе 35 – 40 тысяч рублей.

В целом, аккумуляторщик 3 разряда уже может рассчитывать на 25-35 тысяч рублей и официальное трудоустройство. Работник с 5 разрядом квалификации в среднем получает выше 40 тысяч рублей.

В некоторых компаниях могут также предложить совмещенную должность – к примеру, механика с корочками аккумуляторщика и в целом, судя по ситуации на рынке труда, гораздо выше сейчас ценятся универсальные работники.

Какие есть льготы у аккумуляторщика

Из-за того, что представителям этой специальности приходится иметь дело с едкими и ядовитыми веществами (щелочь, кислота, свинец), профессия аккумуляторщика включена в перечень особо вредных для здоровья. Она включена в Льготный список №2 из Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. Соответственно, любому специалисту положен ряд льгот:

  • Дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней (если он работает со свинцовыми и кислотными аккумуляторами), либо 6 дней (если он работает с щелочным оборудованием).
  • Льготная пенсия. Досрочное назначение пенсионных выплат положено мужчинам в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, женщинам – с 50 лет при стаже в 20 лет. Общий стаж работы в тяжелых условиях должен составлять, соответственно, 12,5/10 лет.
  • Доплата к окладу не менее 4% от ставки. Точный размер повышающего коэффициента назначает работодатель.

Помимо этого аккумуляторщик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты и молочными продуктами.

Выход на пенсию для аккумуляторщика

Исходя из льготных условий, аккумуляторщик имеет право выйти на пенсию на пять лет раньше работника, который трудился в менее опасных условиях. В связи с пенсионной реформой возникло недопонимание: “Придется ли аккумуляторщикам теперь выходить на пенсию позже?”

Нет, не придется. Для льготных категорий профессий из списков №1 и №2 повышение пенсионного возраста не предусмотрено. Соответственно, аккумуляторщики по-прежнему имеют право выходить на пенсию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины).

Обучение на аккумуляторщика

Получить профессию аккумуляторщика с нуля можно в среднем специальном учебном заведении, техникуме на базе 9 или 11 классов общего среднего образования. Квалификация и первый разряд будут присвоены специалисту после сдачи экзаменов и получения диплома.

Профессия открыта для людей, которые достигли возраста 18 лет, она больше подходит для мужчин. Нужно обязательно пройти медкомиссию, чтобы удостовериться в отсутствии противопоказаний к этому виду деятельности.

Освоить специальность можно также заочно и дистанционно при наличии рабочей профессии. В этом случае обучение проводится на базе образовательного центра или центра переподготовки без отрыва от основной работы.

Объем курса и стоимость при этом колеблются в зависимости от условий образовательного центра, однако, не должна быть меньше 120 академических часов. В целом по образовательным стандартам на теорию профессии аккумуляторщика должно уходить 48 академических часов, на производственную практику отводится не менее 64 часов.

После сдачи экзаменов на руки вы получите диплом, и удостоверение по профессии с указанным квалификационным разрядом и удостоверение по электробезопасности, где будет указана группа допуска.

В России получить профессию по направлению «Аккумуляторщик» можно в большом количестве учебных заведений, программа разделяется на несколько групп:

  • профессиональная переподготовка;
  • повышение квалификационной категории;
  • ежегодная проверка знаний.

Если речь идет о подтверждении/повышении квалификации, то здесь сроки обучения сокращаются до одной недели. Проходить ее нужно не реже одного раза в год, по итогам предусмотрен обязательный экзамен.

аккумуляторщик это кто
В этой статье хотелось бы рассказать о такой профессии, которая была очень востребована в 90-х и 2000-х годах. Но и сейчас это направление набирает новые обороты своей популярности. Поговорим о том, аккумуляторщик это кто такой, чем занимается и что это за профессия. Разберемся, какие плюсы и минусы имеет данная работа и где ей обучают.

Что собой представляет профессия аккумуляторщик

Общее описание и определение мы взяли из википедии, где сказано, что аккумуляторщик это человек, прошедший специально обучение, имеющий квалификацию электрика и механика.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

После окончания учебного заведения, человек проходит практику и стажировку под четким контролем опытного аккумуляторщика. И только после этого получает допуск к самостоятельной работе.

В обязанности аккумуляторщика входят следующие пункты:

-Диагностика аккумуляторной батареи;

-Устранение неисправностей, если таковые имеются;

-Соблюдение правил техники безопасности (работа в защитных очках, резиновых перчатках, в хорошо проветриваемом помещении).

Квалифицированный специалист может без применения сложной техники выявить неисправность аккумуляторной батареи, определить плотность электролита и щелочей. А так же дать общее заключение и рекомендации по использованию аккумулятора.

Требования к специалисту-аккумуляторщику

Для того, что бы работать аккумуляторщиком, человек должен соответствовать следующим требованиям:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

  1. Пройти обучение по специальности электрик. Так как аккумулятор – это источник электрического тока в автомобиле. И здесь без специальных знаний не обойтись;
  2. Знание и применение правил техники безопасности при работе с кислотами и электричеством. На всех предприятиях перед тем, как приступить к работе, специалист обязан пройти вводный инструктаж и расписаться в журнале инструктажей.
  3. Обладать знаниями по работе с аккумуляторными батареями, уметь пользоваться нужным инструментом и применять его в отдельных случаях;
  4. Выполнять монтаж-демонтаж аккумуляторной батареи с автомобиля заказчика;
  5. Проводить полное обслуживание в соответствии с наряд-заказом (разборка, техническое исследование, ремонт).
  6. Диагностика стенок аккумулятора на признаки осыпания, промывка и обезжиривание;
  7. Произвести подключение аккумуляторной батареи к зарядному устройству и к электрической сети. И в дальнейшем контролировать его зарядку, во избежание кипения и взрыва;
  8. Исправный и обслуженный аккумулятор установить на автомобиль клиента и дав ему письменные рекомендации по эксплуатации АКБ.

Стоит заметить, что основное место работы специалистов-аккумуляторщиков – это крупные промышленные предприятия с огромным количеством собственной техники. Но не исключены и станции технического обслуживания, имеющие при себе магазины с широким ассортиментом аккумуляторных батарей.

Часто аккумуляторщики ведут частную практику и проводят обслуживание АКБ у себя на дому или непосредственно у клиента.

Плюсы и минусы данной профессии

Основными положительными моментами данной профессии являются следующие пункты:

  1. Интересная работа для любознательных людей;
  2. Возможность наблюдать за тем, как собственными руками создается источник электричества автомобиля;
  3. Новые и интересные знакомства с нужными людьми (среди клиентов аккумуляторщика могут быть те люди, которые представляют собой кладезь позитива и знаний); стабильность. Работая в этой сфере, сложно остаться без денег. Это востребованная профессия.

А теперь обратим внимание на минусы или издержки профессии аккумуляторщик:

-Работа на сквозняке. По правилам техники безопасности, при работе с аккумуляторными батареями, помещение должно быть хорошо проветриваемым. А когда аккумуляторов много и все они находятся с открытыми пробками, то приходится делать сквозняк. Что влечет за собой частые простуды.

-Работа с электролитом, кислотами и щелочью негативно влияет на органы дыхания. Может вызвать кашель и першение в горле. Не редко при накоплении в организме паров кислот, образуется аллергия;

-Подъем тяжестей. Это еще один негативный фактор, который несет в себе опасность повреждения спины. При частых подъемах тяжелых аккумуляторов, происходят жалобы на боли в спине, а так же увеличивается риск появления межпозвоночной грыжи.

-Травмоопасность. Сюда входят: ожоги кислотами и щелочью, негативное влияние вредных паров, опасность взрыва при зарядке.

Подведем итоги

Что мы можем вынести из данной статьи? В ней представлена подробная информация о профессии аккумуляторщик. Мы дали определение аккумуляторщик это кто такой, чем занимается и что делает. Дали подробное описание его должностных обязанностей. Рассмотрели всевозможные плюсы и минусы данной профессии.

Думаем, что данная информация будет актуальна как для детей, так и для взрослых, которые рассматривают варианты смены рода деятельности.

Аккумуляторщик это кто

Из этой статьи вы узнаете о профессии, которая незнакома современным детям, а также и некоторым взрослым. Аккумуляторщик это кто такой и в чём суть данной профессии читайте ниже.

Но для начала следует дать максимально понятное определение специальности, которое возьмём из надёжного источника википедия.

Аккумуляторщик – это человек, который имеет профессиональное образование и обладает навыками в сфере механики и авто электрики. Он занимается обслуживанием и ремонтом аккумуляторных батарей.

Чем занимается?

Теперь рассмотрим, чем занимается аккумуляторщик и какова его роль на рынке труда.

Пройдя обучение и практику, специалист допускается к самостоятельной работе и выполнению следующих должностных обязанностей:

  1. Осмотр и диагностика трудоспособности аккумуляторной батареи;
  2. Полное обслуживание АКБ;
  3. Ремонт АКБ, если он необходим;
  4. Соблюдение всех правил по охране труда и техники безопасности.

Если перед вами квалифицированный специалист, то он сможет без применения специального оборудования выявить поломку аккумулятора и сделать его диагностику, а также рассказать пользователю по правильному пользоваться АКБ.

Требования к кандидату на должность

Далее разберём, кто может работать аккумуляторщиком:

  • Прошедший профессиональную подготовку и практику по специальности электрик-аккумуляторщик;
  • Знающий правила охраны труда и технику безопасности в сфере электрики, а также умеющий работать с кислотами и щелочами;
  • Обладающий навыками работы с вспомогательным инструментом для ремонта и ремонта АКБ;
  • Человек с хорошим здоровьем и отсутствием заболеваний дыхательных органов;
  • Тот, у кого высокий уровень ответственности при выполнении работ с вредными химическими элементами.

Где ведёт свою трудовую деятельность?

Так же представители данной специальности часто сотрудничают с авто сервисами и розничными авто магазинами и выезжает туда по запросу.

Плюсы и минусы профессии

Ну и куда же без плюсов и минусов профессии аккумуляторщик, ведь именно эти показатели влияют на выбор будущей профессии среди детей.

  • Профессия не требует длительного обучения в университете, достаточно пройти курсы или получить среднее специальное образование;
  • В данную профессию можно прийти в любом возрасте и стать успешным в ней. Всё зависит от предрасположенности и желания;
  • Высокий процент вероятности открыть частную практику и развивать собственный бизнес;
  • Есть шанс познакомиться с интересными и, возможно, полезными людьми;
  • Стабильный доход, на который можно влиять, нарабатывая личных клиентов.

Минусы:

  • Часто приходится работать в хорошо проветриваемом помещении, что достигается сквозняком и влечёт за собой частые простудные заболевания;
  • Вдыхание токсичных и раздражающих дыхательные пути щелочей и кислот может привести к хроническим заболеваниям лёгких и бронхов, а так же к возникновению аллергии;
  • Частый подъем тяжестей. Аккумуляторы являются довольно тяжёлым агрегатом, и частый их подъём ведет не только к проблеме со спиной, но и разрушению хрящей в суставах;
  • Высокий уровень травматичности. Статистика говорит о том, что большое количество травм возникает при обслуживании АКБ. А именно при недостаточной осторожности при контакте с кислотами и щёлочью.

Подведём итоги

Подводя итоги этой статьи можно сделать вывод, что специальность аккумуляторщик имела свой пик популярности в период с 1990 по 2000 года, так как автолюбители и организации, чтобы удовлетворить собственные нужды отдавали своё предпочтение сухо заряженным аккумуляторам. И без профессионала в этом деле было не обойтись.

Мы подробно рассказали, аккумуляторщик это кто и чем занимается он. Эта информация будет полезна как для детей, так и для взрослых, которые являются авторитетными советчиками своим чадам при выборе дальнейшего рода деятельности.

как проверяют работу аккумуляторов фото

Аккумуляторщик - специалист по обслуживанию и ремонту аккумуляторных батарей. В его задачи входит ремонт аккумуляторов любой сложности, а также в ряде случаев производство новых. Поскольку основная работа аккумуляторщика сопряжена с различными веществами и агрессивными средами, от него требуется высокая квалифицированность и множество прикладных знаний в области химии, электротехники и технологии.

Обязанности аккумуляторщика на производстве

аккумулятор

У этой профессии два разных направления работы и, соответственно, две специализации. Одни аккумуляторщики изготавливают аккумуляторы и собирают их. Другие заправляют электролитом, заряжают и проверяют на работоспособность. Соответственно, и обязанности на производстве у них будут разными.

Однако, чем бы ни занимался аккумуляторщик, в своей работе он пользуется должностной инструкцией и руководством по технике безопасности на производстве. В этих двух документах перечислены основные обязанности аккумуляторщика.

Разряды аккумуляторщиков по ЕТКС

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) перечислено пять разрядов профессии аккумуляторщик.

Аккумуляторщик 1 разряда

В обязанности аккумуляторщика 1 разряда входит:

разбирать и собирать готовые аккумуляторы;

грамотно обезжиривать аккумуляторные сосуды;

провести фильтрацию и подготовку дистиллированной воды;

очищать от дефектов производства компоненты пластин и наконечники;

готовить аккумулятор к ремонту и зарядке.

Аккумуляторщик 2 разряда

сборка и разборка аккумуляторов всех типов;

зарядка аккумуляторов и батарей;

определение плотности электролитов;

приготовление щелочного раствора;

ведение журнала эксплуатации зарядной станции.

Аккумуляторщик 3 разряда

простой и средней сложности ремонт аккумуляторов и батарей;

устранение повреждений элементов;

отливка отдельных свинцовых деталей (наконечников, полос);

пайка отдельных элементов аккумуляторов и монтаж крышек;

ввод аккумуляторов в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 4 разряда

ремонт и формовка аккумуляторов любой сложности;

ремонт зарядных станций и агрегатов;

регулирование силы тока и напряжения при заряде;

испытание аккумуляторных батарей;

определение качества электролита;

оформление технической документации при вводе батареи или аккумулятора в эксплуатацию.

Аккумуляторщик 5 разряда

особо сложные работы по ремонту и формовке аккумуляторных батарей;

дефектовка судовых аккумуляторов перед вводом в эксплуатацию;

корректирование химического состава электролита;

производство паяльных работ на водородных агрегатах;

капитальный ремонт зарядных станций и так далее.

Разумеется, аккумуляторщику без опыта сначала предстоит работать под надзором опытных наставников. К самостоятельной работе он будет допущен только после сдачи экзамена по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также получив допуск по электробезопасности.

Аккумуляторщик в армии

Штатное расписание Вооруженных сил и Военно-морского флота РФ также предполагает подобную должность. Аккумуляторщики в армии служат в основном в подразделениях материального обеспечения и, соответственно, обслуживают материальную часть: аккумуляторы воздушных судов, автомобилей, бронетехники и т.д. На Военно-морском флоте (ВМФ) аккумуляторщик - штатная должность на любой подводной лодке, причем обязательно офицерская.

Обязанности у армейских аккумуляторщиков в целом те же самые, что и на "гражданке": зарядка и ремонт аккумуляторов и батарей.

При этом, согласно штату, занимать должность аккумуляторщика в армии могут как рядовые срочной службы, так и контрактники. Главное требование - наличие соответствующего образования и родственной гражданской специальности. Впрочем, в последние годы ответственную техническую работу предпочитают отдавать именно военнослужащим контрактной службы. Техники на аэродроме, к примеру, все носят звание старших сержантов и прапорщиков, или даже носят офицерские погоны.

Требования к знаниям аккумуляторщика

Что нужно знать квалифицированному аккумуляторщику:

Основы физики и химии;

Конструкции всех типов аккумуляторных батарей;

Умение рассчитать схему сопротивления при заправке и подключении аккумулятора в цепль;

Правила ремонта и эксплуатации всех типов аккумуляторов (включая судовые);

Умение обращаться с кислотами, щелочами и прочими агрессивными веществами;

Умение подбирать плотность электролитов в зависимости от мощности аккумулятора;

Умение паять соединения аккумуляторных батарей;

Умение определять качество растворов и электролита;

Знание технической документации, правила её составления

Здесь мы перечислили лишь некоторые особенности работы аккумуляторщика. В действительности, этот перечень ещё длиннее.

аккумулятор

Данные специалисты весьма широко востребованы в автомобильной промышленности (предприятия полного цикла производства), железнодорожной отрасли, предприятиях по ремонту и обслуживанию транспорта. При этом в должности аккумуляторщика работают не только женщины, но и мужчины.

Какие документы нужны аккумуляторщику?

Работать специалистом по ремонту и производству аккумуляторных батарей можно только, если получена и защищена квалификация электробезопасности. Соответственно, аккумуляторщику для трудоустройства нужны:

Удостоверение с допуском по электробезопасности не ниже III уровня (до 1000 В);

Документ (удостоверение) о присвоении квалификации аккумуляторщика;

Сертификат по охране труда и технике безопасности.

Обучение на аккумуляторщика

Получить профессию аккумуляторщика с нуля можно при подаче заявления в ссуз, техникум на базе 9 или 11 классов общего среднего образования. Квалификация и первый разряд будут присвоены специалисту после сдачи экзаменов и получения диплома.

Освоить специальность можно также заочно и дистанционно при наличии рабочей профессии. В этом случае обучение проводится на базе образовательного центра или центра переподготовки без отрыва от основной работы.

Объем курса и стоимость при этом колеблются в зависимости от условий образовательного центра, однако, не должна быть меньше 120 академических часов. В целом по образовательным стандартам на теорию профессии аккумуляторщика должно уходить 48 академчасов, на производственную практику отводится не менее 64-х.

Однако если речь идет о подтверждении/повышении квалификации, то здесь сроки обучения сокращаются до одной недели. Проходить её нужно не реже одного раза в год, сдав по итогам обязательный экзамен.

Зарплата аккумуляторщика на производстве

аккумулятор

Профессия аккумуляторщика пользуется спросом, если судить по объявлениям на сайтах поиска работы. Квалифицированные рабочие требуются на аккумуляторных заводах, а также на производственных базах и предприятиях, где требуется обслуживание техники, на СТО и в транспортной сфере. Однако почти во всех случаях требуется опыт работы в аналогичной или схожей сфере, а специалист первого разряда будет получать совсем немного.

Автоэлектрик-аккумуляторщик

В объявлениях о найме на работу часто попадаются объявления по смежной профессии автоэлектрика-аккумуляторщика. Такие универсальные специалисты ценятся на предприятиях технического обслуживания автомобилей. Среднее предложение по зарплате колеблется в районе 35 - 40 тысяч рублей.

В целом, аккумуляторщик 3 разряда уже может рассчитывать на 25-35 тысяч рублей и официальное трудоустройство. Работник с 5 разрядом квалификации в среднем получает выше 40 тысяч рублей.

В некоторых компаниях могут также предложить совмещенную должность – к примеру, механика с корочками аккумуляторщика и в целом, судя по ситуации на рынке труда, гораздо выше сейчас ценятся универсальные работники.

Какие есть льготы у аккумуляторщика

Из-за того, что представителям этой специальности приходится иметь дело с едкими и ядовитыми веществами (щелочь, кислота, свинец), профессия аккумуляторщика включена в перечень особо вредных для здоровья. Она включена в Льготный список №2 из Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Соответственно, любому специалисту положен ряд льгот:

Дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней (если он работает со свинцовыми и кислотными аккумуляторами), либо 6 дней (если он работает с щелочным оборудованием);

Льготная пенсия. Досрочное назначение пенсионных выплат положено мужчинам в 55 лет при наличии страхового стажа 25 лет, женщинам - с 50 лет при стаже в 20 лет. Общий стаж работы в тяжелых условиях должен составлять, соответственно, 12,5/10 лет;

Доплата к окладу не менее 4% от ставки. Точный размер повышающего коэффициента назначает работодатель.

Помимо этого аккумуляторщик должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты и молочными продуктами.

Выход на пенсию для аккумуляторщика

Исходя из льготных условий, аккумуляторщик имеет право выйти на пенсию на пять лет раньше работника, который трудился в менее опасных условиях. В связи с пенсионной реформой возникло недопонимание: "Придется ли аккумуляторщикам теперь выходить на пенсию позже?"

Нет, не придется. Для льготных категорий профессий из списков №1 и №2 повышение пенсионного возраста не предусмотрено. Соответственно, аккумуляторщики по-прежнему имеют право выходить на пенсию в 50 (женщины) и 55 лет (мужчины).

Плюсы и минусы профессии аккумуляторщика

В числе положительных черт специальности аккумуляторщика можно выделить:

Достаточно высокую востребованность на рынке труда;

Высокую зарплату и возможность её увеличения по мере приобретения опыта;

Возможность сравнительно быстрого переобучения при наличии иной базовой специальности.

Читайте также: