В чем заключается работа бухгалтера в бюджетной организации

Опубликовано: 03.10.2024

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Ведение бухгалтерского учета — это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.


Бухгалтерский учет в бюджетных организациях различается с тем, что используют коммерческие организации. План счетов бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно, опираясь на законодательные критерии.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Согласно нормам Федерального закона “О некоммерческих организациях” №7-ФЗ, под учреждениями бюджетной сферы понимают организации некоммерческого типа, открытые в Российской Федерации с целью оказания государственных и муниципальных услуг, реализации госпрограмм.

Существует три вида учреждений, финансируемых из бюджета:

  • казённые;
  • автономные;
  • бюджетные.

Бухгалтерский учет в них осуществляется согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ.

Рассмотрим сравнительную характеристику регулирования деятельности каждого из трех видов:

Сравнительный критерий

Бюджетное

Автономное

Казённое

Какой закон регулирует бухгалтерский учет

Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ

Бюджетный Кодекс РФ

Чем занимается

Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

Предоставляет населению услуги в области медицины, образования, социальной защиты, науки

Оказывает государственные услуги и выполняет определенные функции

Может ли использовать доход от деятельности в своих целях

Нет, все деньги перечисляются в бюджет

Источники финансирования

Средства из бюджета

Документ-основание расходования средств

План финансово-хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности

Где открыт расчетный счет

В Федеральном казначействе

В казначействе и в банке

В Федеральном казначействе

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Автономные, бюджетные и казенные учреждения ведут финансово-хозяйственную деятельность согласно следующим правилам:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходного и расходного раздела планового документа - сметы или ПФХД;
  • распределение расходов на кассовые и фактические.

Учреждения бюджетной сферы сдают отчетность в вышестоящие инстанции. Периодичность предоставления документов разная: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

Инструкции по формированию и подаче отчетности, ее формы и правила их заполнения описаны в:

  • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” от 28 декабря 2010 г. №191н.
  • Приказе Минфина РФ “Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений” от 25 марта 2011 г. №33н.

Отличается от коммерческих организаций и бухгалтерский баланс учреждений бюджетной сферы. Различие заключается в структуре активов и пассивов.

Основные правила осуществления бухгалтерского учета в бюджетных, казенных и автономных учреждениях:

  1. Учет ведется исключительно в рублях.
  2. Он осуществляется непрерывно, начиная с даты государственной регистрации организации.
  3. Используется бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти. ” от 1 декабря 2010 г. №157н.
  4. Операция регистрируется в форме двойной записи по корреспондирующим счетам.
  5. Аналитические данные должны быть идентичны оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  6. Каждая операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.

Учетную политику учреждения бюджетной сферы разрабатывают самостоятельно.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Организации используют бюджетный план счетов, утвержденный Приказом Минфина №157.

Указанный регистр актуален для государственных органов и для учреждений бюджетной сферы. Но в едином плане имеется отметка, что государственные организации разных типов должны использовать свой план счетов:

  • автономные — согласно Приказу № 183н от 23.12.2010;
  • бюджетные — в соответствии с Приказом № 174н от 16.12.2010;
  • казенные — Приказ № 162н от 06.12.2010.

Бюджетный план счетов состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета делятся на 5 типов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый итог
  5. Санкционирование расходов.

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Екатерина Соловьева

Поиск грамотного бухгалтера — приоритетная задача каждого руководителя, ведь именно от профессионализма, честности и скрупулезности этого работника во многом будет зависеть дальнейшая судьба предприятия.

Ошибки бухгалтеров обходятся владельцам бизнеса дороже, чем ошибки других сотрудников. К сожалению, многие клиенты нашей компании имеют за плечами печальный опыт сотрудничества с некомпетентными специалистами и не понаслышке знают, к чему приводят халатность и попустительство со стороны работников бухгалтерской службы.

В этой статье мы расскажем, что должен знать хороший бухгалтер и как проверить его квалификацию.

Минимальные требования к квалификации бухгалтера

С 6 апреля текущего года в нашей стране действует новый профстандарт «Бухгалтер».

Его должны применять ПАО (кроме банков), страховщики, НПФ, АИФ, а также управляющие компании ПИФ и госорганы управления внебюджетными фондами в отношении главных бухгалтеров или руководителей, ведущих учет самостоятельно.

В частности, согласно стандарту главбух организации должен:

  • иметь среднее или высшее образование (если же диплом получен не по профилю, то необходимо пройти программу профессиональной переподготовки);
  • опыт работы не меньше 5 лет при наличии высшего образования и не меньше 7 лет, если образование среднее;
  • регулярно повышать квалификацию (программа обучения должна включать не меньше 120 часов за 3 года подряд, но не меньше 20 часов ежегодно).

Всем прочим предприятиям использовать новый стандарт не обязательно, но его изучение поможет составить общее представление о трудовых функциях бухгалтерской службы организации, понять какие знания и навыки бухгалтера нужно указать в вакансии для соискателей, доработать должностные инструкции трудоустроенных сотрудников.

Важно!

Работодатель имеет полное право установить более высокие требования к соискателю, кроме указанных в стандарте, если этого требует специфика работы предприятия. Например, знание иностранного языка.

Какие законы должен знать бухгалтер

Основными законодательными актами, регулирующими ведение учета на предприятии, являются: закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение о ведении бухучета и отчетности в РФ, План счетов, ПБУ (сейчас их в общей сложности 24), НК РФ.

К сожалению, профессиональные знания бухгалтера не ограничиваются столь скромным перечнем правовой документации.

Хорошему специалисту необходимо уметь ориентироваться в различных видах законодательства (в первую очередь гражданском и трудовом), КоАП, судебной практике, многочисленных постановлениях и разъяснениях ФНС, Минфина и других государственных ведомств.

Но нужно понимать, что, во-первых, ни одному человеку не под силу заучить весь объем нормативной документации, а во-вторых, этого и не требуется, поскольку информация постоянно устаревает. Поэтому хороший бухгалтер обязательно должен уметь пользоваться справочно-правовыми системами и быстро находить те нормы, которые ему нужны для решения конкретного вопроса в данный момент времени.

Каким набором навыков должен обладать главбух

Перечень необходимых знаний главбуха напрямую зависит от множества факторов. Это и сфера деятельности предприятия, и количество сотрудников в организации, и участие в компании иностранных инвесторов, и совмещение основных обязанностей с функцией финансового директора и т.д.

В трудовые обязанности главбуха входит:

  • формирование учетной политики организации;
  • руководство ведением учета и составлением отчетности;
  • разработка оптимальной налоговой стратегии;
  • работа с ПО, предназначенным для ведения учета и передачи отчетности в контролирующие органы;
  • контроль за оформлением первичной документации;
  • взаимодействие с налоговыми органами;
  • участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности компании и многое другое.

Часто на малых предприятиях главбух не только сам занимается расчетом зарплаты и ведением прочих участков бухучета, но и выполняет все функции штатного кадровика. В этом случае в должностные обязанности главного бухгалтера дополнительно включается руководство кадрами организации.

Нужно помнить, что кадровый учет требует глубоких системных знаний, а совмещение обязанностей бухгалтера и кадровика может повлечь ряд негативных последствий для организации, в том числе в виде штрафов за нарушение трудового законодательства.

Что должен уметь бухгалтер участка учета

Участки бухучета формируются на предприятии по мере необходимости, никакого единого стандарта здесь не предусмотрено.

В одной организации различные участки учета могут создаваться по отдельным видам деятельности, например: производство — первый участок, опт — второй, розница — третий и т.д. В другой — на отдельных участках группируются хозяйственные операции по родственным признакам: учет основных средств, учет наличных и безналичных средств, учет расчетов по заработной плате и т.д.

Соответственно, знания и умения бухгалтера участка учета должны соответствовать тому набору трудовых функций, которые должен исполнять этот сотрудник на рабочем месте.

Пример

Наименование участка учета

Основные знания бухгалтера участка

Трудовые функции бухгалтера участка

Что должен знать начинающий бухгалтер

Специалист, не имеющий опыта работы, обычно начинает обучаться бухгалтерскому делу с учета первичной документации.

На этом этапе новичку достаточно знать:

  • как должны быть оформлены первичные документы в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • как обработать и ввести документацию в бухгалтерскую программу;
  • как сформировать регистры бухучета;
  • что такое инвентаризация на предприятии и как она проводится;
  • как разработать новые бланки первичной документации в офисных приложениях на базе унифицированных форм, и какие обязательные реквизиты они должны содержать.

Как проверить квалификацию бухгалтера

При устройстве на работу нового специалиста необходимо удостовериться, что кандидат отвечает вашим требованиям по трем основным направлениям:

Профессиональный опыт. Вопросы по этому пункту должны включать следующие моменты:

  1. Масштабы компаний, в которых ранее трудился работник: их виды деятельности, численность персонала, объем документооборота.
  2. Какие проверки проходил бухгалтер, и каковы их результаты.
  3. Насколько свободно кандидат владеет различными видами программного обеспечения.
  4. Участки бухгалтерского учета, с которыми претендент на должность знаком на практике.
  5. Может ли кандидат предоставить рекомендации от предыдущих работодателей.

Важно!

Обратите внимание: не взаимосвязаны ли даты увольнения сотрудника с предыдущих мест работы со сроками сдачи отчетности.

Профессиональные знания. Предложите соискателю пройти небольшой тест из области профессиональных знаний бухгалтера с примерами, соответствующими специфике деятельности вашей организации.

Для выполнения задания предоставьте кандидату возможность выхода в интернет и посмотрите, какими источниками он пользовался для поиска нужного ответа.

Личные качества. Работа бухгалтера — зачастую монотонная рутина с многократным повторением типовых действий, которая требует постоянной концентрации и высокого уровня организованности.

Честность, усидчивость, математический склад ума — таков необходимый набор качеств для хорошего специалиста.

Клиенты 1C-WiseAdvice, доверившие нам ведение бухгалтерского учета, точно знают, что:

Читайте также: