В чем заключается работа дежурного по станции метрополитена

Опубликовано: 17.09.2024

Служба движения выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций, а также является своего рода координационным центром в работе всех служб метрополитена.

Первостепенное внимание уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров. Войдя на станцию, пассажир видит дежурного по станции — это главный человек в смене. Их работа — большая ответственность, так как именно дежурный следит за соблюдением интервалов движения и регулирует пассажиропотоки.

Дежурный должен обладать и психологическими навыками, ведь порой пассажиры критикуют работу метрополитена. Нужно уметь вести себя профессионально. А если учесть, что большинство дежурных по станции — женщины, становится понятно, насколько важен труд именно этих сотрудниц для службы.
Главное и самое сложное в Службе движения — это работа с людьми, как с работниками смежных служб, так и с пассажирами. Ведь от слаженной работы сотрудников — дежурных по станции, начальников станций, зависит хорошее настроение пассажиров, их безопасное и комфортное пребывание под землей.

За короткий срок работниками Службы была отработана и внедрена технология организации движения поездов, работы станций и обслуживания пассажиров. Значительную роль здесь сыграли кадры, пришедшие на метрополитен с железной дороги и управления Мострамвайтреста. По организации движения поездов во многом ориентировались на железную дорогу, а по обслуживанию пассажиров, в том числе и по методам учета складывающихся пассажиропотоков на Мострамвайтрест. В первые месяцы работы Служба движения иногда называлась, в том числе и в документах, Службой эксплуатации.

В первые годы работы метрополитена пассажиропоток и соответственно объем работы были небольшими, в связи с этим проведены мероприятия по оптимизации структуры предприятия. Осенью 1935 года сокращаются должности начальников станций и станции объединяются в радиусы – Сокольнический, Кировский, Арбатский, Крымский.

Эти радиусы в будущем стали прообразом современных дистанций службы. 15 ноября 1935 года по указанию Наркома Путей Сообщения тов. Л.М.Кагановича Служба движения объединяется со Службой сигнализации, централизации, блокировки и связи. С этого момента Служба стала именоваться службой СЦБ, связи и движения.

С пуском линий второй очереди метрополитена в 1937–1938 годах объем перевозимых пассажиров и работы по организации перевозок и движения поездов значительно увеличился, и с 1 февраля 1938 года Служба движения вновь становится самостоятельным подразделением, восстанавливаются должности начальников станций, но при этом сохраняются и радиусы – нынешние дистанции.

В первые годы работы движенцы быстро учатся справляться с растущими пассажиропотоками, улучшают организацию движения поездов при постоянном сокращении интервалов между ними, а так же начинают поиск технических решений, позволяющих повышать качество и культуру обслуживания пассажиров. Не все получалось сразу. В 1935 году неудачей закончилась опытная эксплуатация турникета, и на станциях долгие годы осуществлялся ручной контроль билетов у пассажиров. Впрочем, нигде в мире в те годы не было турникетов, обладающих необходимой надежностью и пропускной способностью. Зато были созданы автоматы по продаже разовых билетов – автокассы и к 1939 году внедрены в постоянную эксплуатацию, так же в довоенные годы не удалось решить проблему механизированной уборки станций.

В годы Великой отечественной войны Служба движения в дополнение к своим прежним обязанностям организует работу линий и станций в режиме военного времени: укрытие населения от налетов вражеской авиации; функционирование на станциях командных пунктов важнейших государственных и военных учреждений; проведение важнейших государственных мероприятий, таких как торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции на станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года.

Даже в тяжелое время не прекращаются работы по повышению качества и культуры обслуживания пассажиров. В частности во время Великой Отечественной войны была доработана конструкция поломоечных машин, призванных механизировать уборку станций, не прекращались работы по созданию турникетов. Кроме того, в вестибюлях появились информационные щиты, значительно облегчившие для пассажира ориентирование не только в метрополитене, но и в целом по городу.

В первые послевоенные годы (1945–1948) Служба движения основные усилия направляла на организацию перевозок пассажиров в условиях резко растущих пассажиропотоков (количество перевозимых пассажиров в 1945 году превысило довоенный уровень более чем в полтора раза и продолжало резко расти), на улучшение системы информирования пассажиров, а также на механизацию трудоемких уборочных процессов. В 1948 году началось массовое внедрение на станциях поломоечных машин. Кроме того, в этот период специалисты Службы приняли активное участие в разработке схемы перспективного развития метрополитена.

В 50-е годы ХХ века специалисты Службы сосредоточились на дальнейшем совершенствовании технологических процессов, связанных с обслуживанием и перевозкой пассажиров. Лучшим доказательством зрелости коллектива стала отличная работа службы летом 1957 года, когда в Москве проходил всемирный фестиваль молодежи и студентов.

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века ручной контроль оплаты проезда полностью заменяется на автоматический. Это стало возможным после создания турникета, обеспечившего высокую пропускную способность и надежность работы. На смену автокассам пришли разменные автоматы, так же созданные при непосредственном участии специалистов Службы.

В 60-е – 80-е годы постоянно совершенствующиеся технологии организации перевозки пассажиров Московского метрополитена и техника, обеспечивающая работу станций, стали внедряться на всех метрополитенах страны, а затем и на метрополитенах Социалистических стран – Будапешта, Праги, Варшавы, Софии.

В марте 1997 года был создан отдел по организации работы с проездными билетами и документами, который после разделения Службы движения и Службы сбора доходов, с января 1998 года, организационно стал относиться к Службе сбора доходов.

Служба движения Московского метрополитена выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций и координации работы эксплутационных служб метрополитена по поддержанию станционного хозяйства в надлежащем состоянии. Первостепенное внимание при этом уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров, санитарному содержанию станций.

Направления деятельности:

  1. Выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в соответствии с государственным контрактом на выполнение транспортной работы.
  2. Организация движения поездов на метрополитене: оказание услуг по перевозке пассажиров с соблюдением Правил пользования метрополитеном, выполнение работ по обеспечению безопасности движения поездов и пассажиров в соответствии с Правилами технической эксплуатации метрополитенов.
  3. Единое диспетчерское управление движением поездов, работой станций метрополитена.
  4. В настоящее время основная деятельность направлена на совершенствование системы организации движения поездов, организации пассажиропотоков и технической работы станций метрополитена.

Работа по обслуживанию пассажиров

Работники станций ежедневно обеспечивают обслуживание нескольких миллионов пассажиров, создавая при этом для них максимально возможный комфорт.

Важной составляющей этой работы является постоянно проводящийся учет пассажиропотоков, осуществляющийся как при помощи данных Автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), так и при помощи ручных подсчётов.

В течение последних лет произошло значительное увеличение количества проходов пассажиров через автоматические контрольные пункты (АКП). Главная причина этого – завершение автоматизации контроля прохода на станциях метрополитена. Вторая причина увеличения прохода через АКП – увеличение пассажиропотоков на ряде станций Московского метрополитена, в том числе на станциях к которым осуществляется подвоз пригородным железнодорожным и автомобильным общественным транспортом.

Особого внимания требует работа по организации работы станций и линий метрополитена в дни проведения массовых мероприятий. Такая работа была организована, например, во время празднования Пасхи, Дня Победы, Дня города, проведения в Москве новогодних, рождественских, а также различных спортивных и общественно-политических мероприятий. Во время их проведения ряд станций метрополитена работали в особом режиме. При этом во многих случаях осуществлялось оперативное регулирование пассажиропотоков. Для координации работы станций, смежных служб и УВД на Московском метрополитене во время массовых мероприятий организовывалась работа штабов по организации перевозки пассажиров.

В целях поддержания чистоты на станциях метрополитена круглосуточно проводится уборка станций. Эти работы проводятся как в дневное время (за исключением «часов пик»), так и ночью, когда выполняется их основная часть. Для улучшения качества уборки станций в истекшем году проводилась плановое обновление парка уборочной техники.

Пассажир на станциях, как правило, проводит время не превышающее нескольких минут, а основное время он проводит в поезде. Работу по организации движения поездов, как в дневное время, когда осуществляются пассажирские перевозки, так и в ночное, когда по линиям следуют хозяйственные поезда и производятся необходимые ремонтные работы, выполняет диспетчерский участок службы движения.

Работа диспетчерского участка и управление движением поездов

В задачи диспетчерского участка входит как организация движения поездов, так и разработка графиков движения поездов в соответствии с изменяющимися пассажиропотоками, и в связи с открытием новых линий и станций метрополитена.

Для организации перевозок во время проведения массовых мероприятий своевременно разрабатывались специальные графики движения поездов, обеспечивающие необходимые размеры движения для комфортной перевозки пассажиров. Ежедневно разрабатываются графики движения хозяйственных поездов в соответствии с планами работы и заявками, поступающими от смежных служб.

Движение поездов по линиям Московского метрополитена осуществляется с минимальным интервалом – 90 секунд. Работа поездного диспетчера при такой высокой интенсивности движения поездов требует повышенного внимания, быстрого принятия правильных решений и незамедлительной передачи команд и приказов.

Большое внимание руководством Службы движения уделяется подготовке кадров. Для дальнейшего улучшения подготовки и повышения квалификации поездных диспетчеров совместно с Московским государственным университетом путей сообщения разработаны и внедрены новые обучающие программы для тренажера поездного диспетчера.

Большое внимание уделяется и повышению престижа профессий и квалификации работников различных специальностей службы. В частности, кроме проведения традиционного конкурса на звание «Лучший дежурный по станции», проводившегося в рамках общегородского конкурса «Московские мастера», проводится также конкурс на звание «Лучший поездной диспетчер метрополитена».

Развитием хорошей трудовой традиции стало создание Доски почёта Службы движения, состоящей из трёх разделов: «Ветераны Службы движения», «Лучшие люди Службы движения» и «Наши конкурсы».

В чем заключается работа дежурного по станции метро, что происходит в метро по ночам, как поднимают с рельсов упавшие предметы и пассажиров, а также чем петербургский метрополитен отличается от московского.

На эти вопросы ответил дежурный по станции Петербургского метро «Электросила» Андрей Федоров. Целиком интервью с ним можно прочитать в блоге пресс-службы метрополитена, а мы приводим самые интересные выдержки.

Кто такой дежурный по станции

Главная задача – организация работы станции. Дежурный – руководитель смены. Он следит по мониторам и на обходах за происходящим на станции, у эскалаторов, за тем, как проходит посадка и высадка пассажиров, соблюдается ли график движения поездов, все ли оборудование в порядке, как проводится уборка и так далее. Если что-то не так, принимает решение по ситуации.

Например, если в вестибюле скопилось много людей, дает указание на ограничение входа на станцию или на запуск дополнительного эскалатора. В подчинении у дежурного по станции 7–10 человек.

Что делает дежурный по станции днем и ночью

Дежурство на станции осуществляется в две смены: дневная смена с 8 утра до 20 вечера и ночная с 20 до 8. Дежурный приходит чуть пораньше, переодевается в форму. Минут за 15 до начала смены проводит «планерку». Ровно в 8:00 поездной диспетчер дает приказ о приеме-сдаче дежурства на все станции линии.

Подготовка к ночной работе начинается в 23:00. После закрытия метро поезда без пассажиров, идут к месту постановки на ночной отстой. На станции они уже не останавливаются. Около часа ночи снимается напряжение с контактного рельса. Начинается, так называемое, ночное «окно».

В это время сотрудники других служб могут спускаться в тоннель для осмотра пути, для каких-то ремонтных работ. Хозяйственные поезда – мотовозы – доставляют грузы, материалы, оборудование. Дежурные по станции всей линии контролируют прохождение каждого хозяйственного поезда. Например, мне передают с «Парка Победы», что прошел мотовоз. Я объявляю: «В тоннеле будьте внимательны, по первому пути со станции «Парк Победы» на станцию «Фрунзенская» следует хозяйственный поезд».

А утром я по записям в специальном журнале проверяю, все ли вышли из тоннеля, закрываю двери постов тоннельной защиты, включаю специальные контрольные устройства, освещение на станции. В 5:25 докладываю поездному диспетчеру о готовности станции к открытию.

О закрытии станций

Самая распространенная нештатная ситуация – бесхозные предметы. Иногда на платформе, иногда в вагонах. По инструкции все бесхозные предметы до их осмотра специалистами рассматриваются как потенциально опасные. Мы же не можем уверенно сказать, что в закрытой сумке, вещи или взрывное устройство. Поэтому обязаны закрыть станцию, вывести пассажиров. Если такая сумка в вагоне – высадить людей из поезда.

Вызываем сотрудников службы транспортной безопасности, постового полицейского, докладываем поездному диспетчеру, объявляем по громкой связи о закрытии станции. Моя задача в такой ситуации как можно быстрее восстановить график работы станции. Как только забытый предмет осмотрен и становится ясно, что опасности он не представляет, станцию открывают.

О том, как спас девушку

Я тогда работал оператором поста централизации на «Московской». От поездного диспетчера поступила информация, что в прибывающем поезде девушка потеряла сознание. Когда поезд прибыл на станцию, я уже стоял на платформе. Девушку вынесли из вагона, я сориентировался, начал делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Мне помогал один из пассажиров. Был час-пик, вызванная карета скорой помощи подъехала примерно через 12 минут. К тому моменту девушка уже начала дышать. По словам врачей, мы спасли ей жизнь. Каждый сотрудник метро проходит медицинские курсы и каждый мог оказаться на моем месте. Я просто был обязан помочь, к тому же знал, как это сделать правильно.

О разнице метро Москвы и Петербурга

В Московском метрополитене у дежурных по эскалатору висит табличка «Справок не даем». В Петербургском метрополитене мы всегда подскажем пассажирам любую информацию и любую ситуацию решим. Культура обслуживания и общения с пассажирами – это тоже одна из наших задач. Человек купил жетон или пополнил карту, спустился на платформу. И мы – сотрудники метрополитена – должны обеспечить ему не только услугу по перевозке и безопасность, но и комфорт. В Москве, думаю, справок не дают, только потому, что намного больший пассажиропоток.

О постоянных пассажирах

Постоянные пассажиры есть, даже те, кто по утрам здоровается. Привыкаешь, что пассажир приходит в одно и то же время. Бывает даже, если его несколько дней не видишь, начинаешь думать: «Может, что-то случилось? Все ли с ним хорошо?»

Цветы, признания, поцелуи – все это бывает. Но однажды я был на обходе и вижу – девушка в слезах. Подошел узнать, в чем дело, не нужна ли помощь. Личные трагедии тоже случаются, просто по-человечески поддержал ее тогда. Но радостных моментов, конечно, больше.

Об упавших вещах

Если что-то упало на пути, нужно обратиться к любому сотруднику, он сообщит дежурному по станции. Предметы с путей достают с помощью специальных изолирующих клещей. Если есть возможность помочь сразу, дежурный по станции запросит у диспетчера линии разрешение, возьмет изолирующие клещи и, стоя на платформе, достанет упавшую вещь. Предварительно диспетчер предупредит машиниста прибывающего состава, чтобы тот был внимателен при въезде на станцию.

Бывает, что телефон при падении развалился на части, упала пластиковая карта, кольцо. Поднять такие мелкие предметы клещами трудно. А если вещь попала под контактный рельс, ее с платформы тоже не достанешь. В таких случаях мы записываем контактные данные пассажира, делаем запись в журнале, и работники ночной смены достают вещь после снятия напряжения с контактного рельса.

Во время Чемпионата мира по футболу была ситуация, когда по пути в аэропорт пассажир уронил паспорт болельщика, без которого попасть на следующий матч в другом городе он бы не смог. Дежурный по станции в таких случаях запрашивает у диспетчера разрешение на вызов аварийной службы пути и на кратковременную остановку движения поездов на участке. Аварийная бригада приезжает на станцию, поездной диспетчер задерживает поезд на предыдущей станции, а дежурный по станции допускает работников на путь и те достают упавшие вещи. Но такие ситуации, скорее, исключение из правил.

О падении пассажиров

Если пассажир упал, у него есть два варианта. Первый: если он оказался на путях ближе месту остановки первого вагона и состава при этом еще не видно, нужно забежать за линию остановки первого вагона. Она отмечена специальной черно-белой рейкой. И бежать, придерживаясь правой стороны, там нет контактного рельса.

Второй: лечь в лоток – специальное углубление между рельсами – лицом вниз и головой навстречу составу. Отбросить сумку назад, зажать одежду, чтобы потоки ветра ее не подхватили, и ждать. Проедет поезд, и пассажира выведут на платформу.

Главное не паниковать и не пытаться залезть на платформу, опираясь ногой на контактный рельс. Он покрыт защитным кожухом и его хочется использовать в качестве ступеньки, но это ошибка. А электричество ошибок не прощает.

Действия окружающих очень простые: подсказать пассажиру то, что я только что рассказал. Подать машинисту специальный сигнал экстренной остановки – круговое движение рукой – и обязательно сообщить о падении дежурному по станции.

Дежурный, увидев по камерам, что пассажир упал на пути, доложит об этом поездному диспетчеру и подаст заявку на снятие напряжения с контактного рельса, нажмет кнопку экстренного перекрытия входного светофора. Если дежурный по станции в момент падения пассажира находится на платформе, то остановить прибывающий поезд он может с помощью специального переносного пульта.

В течение года начальник станции обязательно проводит с каждым дежурным по станции тренировочные занятия по действиям в экстренных ситуациях в том числе таких, как падение человека на путь.

О сотрудниках метро Петербурга

У нас работают особенные люди, очень доброжелательные. Знаете, мне хорошо запомнился 2015 год. Я только устроился на работу. Метрополитену исполнялось 60 лет. Всех сотрудников линии поздравил главный диспетчер, он тогда даже стихотворение прочитал. Помню, как наша смена поздравляла друг друга, как это было трогательно. Я очень рад, что работаю с такими специалистами и профессионалами. Я даже могу сказать, что Петербургский метрополитен для меня – это второй дом, а наша смена – вторая семья.

Работаю дежурным по станции. Работа в Службе движения самая неблагодарная. Заработная плата состоит из оклада и премии, оклад так себе, а премию тебе заплатят только «по желанию руководства», по крайней мере так можно обобщить все руководящие документы по этому вопросу. При предыдущем руководстве работалось лучше. Я лично отстаивал свою правоту за неправомерные лишения премии практически во всех инстанциях, всё бесполезно, на трудовую инспекцию и её предписания там просто плюют. Готовлю обращение в суд. Посадил всё здоровье, появились проблемы с давлением, сердцем и легкими. В должностной инструкции новое руководство Службы прописало пункт, что работник обязан выполнять всё, что скажут, и неважно, твоя это трудовая функция или нет. Сейчас я активно ищу другое место работы, т.к. в этой, где сплошная несправедливость и руководство-, больше работать не намерен. Самое главное, что следует изменить — это полностью поменять всё руководство и прекратить «кумовство», которое там ох как процветает!

Дежурный

Социальный пакет и постоянное трудоустройство. Вот, собственно, и всё.

Самое главное — прекратить рабовладельческий строй. Руководство даже дистанции, не говоря уже об Управлении, реально чувствует себя царями и плюет на все, регламентирующие взаимоотношения работодателя и работника. Руководство профсоюза исключительно из представителей работодателя, а не работников, нигде ещё не видел, чтобы профсоюз так яростно защищал работодателя от работников!

Дежурный

Я конечно очень удивлена, во первых добираться не удобно, собеседование просто на отвали, люди не были заинтересованы что б мы учились, во вторых, психологический тесть был, но мне показалось, что в группе только я переживала, (строго не опаздывать сказали) я как норм за ранее приехала, потом стал подтягиваться народ, но мало 3 человека и как-то странно очень были уверены, (т к все-таки первый раз очень быстро справились) и не задавали вопросы, я уже думала буду молчать, если даже не понятно не хотелось глупо выглядеть, может я ошибаюсь, но как будто были подготовлены, в _третьих конечно я не прошла тест, я не говорю, что я права, но странно, да 5 лет я работала сфере ржд и что была психически не годная! Странно и обидно честно и свышем образованием и не реально было пройти, вывод я могу сказать нужны знакомые и родственники чтоб туда попасть, да очень жаль, но значит не судьба там работать. Только отрицательное могу сказать о персонала.

Дежурный

По сайту (поиск работы) отправила резюме на «дежурного по станции», а приглашена. но пандемия.все отложилось. На днях пошла на м Выстовочная в их контору по подбору персонала. Простояла более часа в очереди… мне нади направление в др контору. где проходят собеседование. Был там такой, который рассказывал об этой профессии. Видно было по нем…, что людей он ненавидит, полон высокомерия и агрессии (но сдержанной).устал от народа, повторять одно и тоже. Своим тоном. напором и запугиванием (как все сложно, страшно и тяжело).отбил напрочь желание идти на учебу. На тестирование я уже не пошла. Выплата стипендии 17 т, будет практика и с ночной вахты опять на учебу и, не дай бог, получить тройку. Работающий в метро человек мне сказал, что дежурный по станции 12 часов на ногах и днем и ночью, в туалет по расписанию. А касииры пашут за маленькие деньги и в случае недостачи выплачиват из зарплатки. Так. что я подумала и решила поискать др вакансию, более спокойную. Всем удачи. выбор за вами.

Дежурный

да мне в принципе наплевать. что и где подземники будут улучшать, но расскажу как сегодня проходил собеседование. пришел в учебный центр у метро варшавская, на стойке регистрации на втором этаже грубо сказали заполнить анкету на машиниста, возразил что собрался на дежурного по станции, кивнули, что собеседование идет прям там же возле стойки за столом в зале, из всего рассказанного понял, что будут почти год учить с перерывами на практику и экзамены да мед осмотр. и на следующий день назначили беседу с психологом. считаю что все кто к нему не годны НУ НЕ МОЖЕТ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОДУЧАТЬ ЗАРПЛАТУ 20 Т. Р минус НАЛОГИ. С такими зарплатами пусть реальных сумасшедших с дурдомов набирают.

Дежурный

13 зарплата, длинный отпуск.

3-х сменка больше года, присылают на постоянку только что выпущенных из УПЦ, их надо обучать, они ничего не знают, руководству наплевать на сотрудников, "штрафуют" за все, увольняют ещё быстрее, скоро метро придет полный пипец.

Дежурный

Вся эта долгая песня с обучением в УПЦ для трудоустройства очередная экономия средств и трата времени. После окончания учебы вы приходите на работу туда, куда направят. Никто не спрашивает вас, где бы вам хотелось работать и ближе к дому. Вы идете туда, может в другой конец города, и там начинаете стажироваться. После стажировки вам проводят аварийно-тренировочные занятия, а дальше начинают гонять по всей линии, потому что постоянных мест нет и вас ждёт ставка подменной группы. Графика работу у вас нет, отдыха у вас нет, перейти на постоянное место тоже возможности, все места заняты. Это длится годами. Лишают премии очень часто, должностная инструкция на 6 листах. Народу полно, все вас дёргают и разрывают. Постоянно надо всех заставлять работать, включая смежные службы. Персонально несёте отвествественость за все, что происходит на станции в вашу. Это и жалобы с травмами, и сбои в движении и безопасность движения, и все чс.

Для руководства метрополитена напишу, что нужно вам менять всю систему управления. Распределитель наконец- то обязанности между службами, внедрить больше информационных технологий, снять ненужные обязанности с дежурных по станции. Отменить доисторические сигнальные фонари, которыми пользовался ещё Ленин. Сделать электронное расписание и корректировать его удаленно, сразу в кабину машиниста. Снять функции контроля за санитарным содержанием станции, и наконец поднять зарплату работникам до 50 тысяч.

ДСП– дежурная по станции метрополитена моя профессия

В мои обязанности входит контроль на станции графика движения поездов, видео наблюдение за пассажиропотоком на станции. Т.к.

я на станции в своей смене главная в подчинении у меня находятся Машинисты уборочных машин – уборщицы, соответственно, я должна контролировать их работу. Я умею четко координировать работу разных подразделов и принимать быстрые решения, когда возникают нестандартные ситуации.

Так же при большом пассажиропотоке я должна знать, как скоординировать его направление. ДСП обязана знать противопожарный минимум, охрану труда и работать с нормативно-технической документацией….

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтоб занять должность ДСП необходимо окончить железнодорожный техникум, а чтобы дальше двигаться по карьерной лестнице, необходим железнодорожный университет. Факультет «Управление перевозочным процессом».

4. Опишите свой рабочий день.

Метрополитен работает круглосуточно, при этом задействованы 4-ре чередующиеся смены. В основном 1-я смена длится с 8:00 и до 20:00, а «ночная» с 20:00 и до 8:00.

Перед началом рабочей смены, я должна прийти заранее, чтобы переодеться у форму, ознакомиться сперва самой со всей поступавшей за мое отсутствие документацией и провести инструктаж МУМ. Принять смену у ДСП. По селектору представляется поездной диспетчер и все ДСП, которые приняли смену. Сделать соответствующую запись в журнале, если это утреннее время – в это время утренний час пик, сменить на платформе сменщицу.

На каждой станции находится свой технологический график работы, где четко расписано поминутно, что нужно делать. За исключением нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть, но и для этого, также созданы специальные инструкции или положения.

Когда приходит время сдавать смену другой ДСП, я передаю ей смену, при этом сообщая сведения, которые нужны для нормальной и безопасной работы на станции. Если такие были….

5. Насколько комфортные условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Честно говоря, комфортными их тяжело назвать. Есть определенные часы, которое нужно проводить обязательно на платформе, а так как у меня станция открытого типа, соответственно нужно в любую погоду находиться на улице. Иногда бывает такие моменты, что даже нельзя перекусить, а не то, что пообедать. Да и пассажиры у нас непредсказуемые.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Я чувствую себя нужной, ведь на мне лежит такая огромная ответственность, как безопасность людей.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Ночные смены, искусственное освещение, шум, видео излучение.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Для такой работы – оплата не большая.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

В принципе коллектив, сплоченный и дружный по всей ветке. А т.к. мы в подчинении начальника станции ДС, который руководит двумя станциями, то нашим станциям приходится работать более тесно.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Самодисциплина, самоконтроль, решительность, ответственность, порядочность….

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все, что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми, до возможности побывать в различных странах).

Бесплатный проезд в метро.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Я думаю, что четыре с плюсом подойдет, ведь во время смены нужно постоянно быть на «чеку». Ну и неплохой старт, чтобы дальше развиваться и подниматься по карьерной лестнице.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Соседка училась в железнодорожном техникуме и меня подбила туда поступать. Однако думала на перспективу, тому и выбрала соответственный факультет. По окончании ВУЗА я могла работать по многим должностям не только в метрополитене, а и на железной дороге.

14. Что, по-вашему, мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Можно добавить пункт, как коллектив проводить время вне работы или отмечает, как отмечают праздники….

Дежурные у эскалаторов — о последних днях своей работы

В середине февраля стало известно, что в московском метро планируют ликвидировать должность дежурного у эскалаторов. По словам пресс-службы метрополитена, обязанности дежурных перейдут к специалистам широкого профиля. Контролировать работу эскалаторов продолжат: делать это будут как слесари-электрики, так и операторы в пунктах видеонаблюдения. Дежурным у эскалаторов, многие из которых являются работающими пенсионерами, предложат выбрать новое место работы из имеющихся вакансий (сотрудники службы безопасности, кассиры, уборщики) или переквалифицироваться в слесарей-электриков. The Village поговорил с дежурными, которым осталось работать около месяца.

Чем занимаются дежурные

Ирина

дежурная по эскалатору (имя изменено)

Я работаю дежурной у эскалатора больше 20 лет. Шла, увидела объявление и осталась надолго. Раньше было не столько новаций, а люди меньше возмущались, кричали и топали. Сейчас много пассажиров, которые выучили свои права, но об обязанностях стали забывать. Что входит в мои обязанности? Ответ элементарный. Я сижу и наблюдаю за потоком. Если что-то происходит, то вызываю нужные службы. Многим непонятны мои действия со стороны, но люди просто не видят, что я уже что-то сделала.

Остановка эскалаторов происходит очень часто. Это может произойти даже из-за скачка электроэнергии. Другие случаи — это падение пассажиров, попадание вещей, разбитый плафон. Плафон, который летит вниз по эскалатору, — очень опасная вещь. Многие могут получить порезы, и были даже такие случаи, когда людей увозили в больницу. Для пассажира многие вещи — шутка, но он не учитывает, чем может обернуться то, что он просто присел на эскалатор. Травмы случаются регулярно: многие бегут, не смотрят, куда наступают.

Часто люди после падения встают и уходят (мы же не будем их ловить), а на следующий день появляются симптомы — начинают болеть позвоночник, руки, ноги. Они приходят к нам, но уже поздно кричать. Даже камеры не шибко спасают, потому что фиксируют происходящее фотомоментами. Многие пассажиры просто не могут доказать, что упали на конкретном эскалаторе. Если пассажир мудрый, то он понимает, что нужно сразу вызывать полицейского, дежурную по станции и зафиксировать все на бумаге. Мы стараемся, чтобы пассажир там же написал, что упал по собственной вине, и претензий к сотрудникам метрополитена не имеет. Как правило, люди в состоянии алкогольного опьянения травмируются реже, чем трезвые. Логика жизни: пьяному море по колено. Дети травмируются часто, но только по вине родителей, которые совершенно не смотрят, что происходит.

Мы смотрим не только за пассажиропотоком, но и за работой самого эскалатора. Потому что может произойти что угодно: например, много лет назад на эскалаторе полностью слетело лестничное полотно. Хорошо, что народу было мало, в то время так много не каталось.

Светлана

дежурная по эскалатору (имя изменено)

На должности дежурной у эскалатора работала моя приятельница. Мне был удобен сменный график работы, и 2,5 года назад я решила тоже сюда устроиться. Надо сказать, что попала в дружный коллектив. Перед выходом на работу мы должны были получить корочки. Обязательное обучение длилось полтора месяца. В это время была и ознакомительная практика, чтобы мы поняли, насколько нам подходит эта работа, ведь не все могут такое выдержать. Потом была производственная практика и экзамены с комиссией. Все довольно-таки серьезно, потому что связано с безопасностью пассажиров.

Особенности работы

Ирина: Мой оклад составляет 17 тысяч рублей. Премия — еще 50 % от оклада. В месяц выходит около 20–25 тысяч рублей, но это если ты не болеешь и никаких вычетов нет. Иногда приходят новенькие, думая, что зарплаты тут аховые, а получают на руки 10 тысяч рублей. Зарплаты на самом деле небольшие, но люди как-то с этим соглашаются: у кого-то пенсия, у кого-то в семье еще достаток. У меня есть семья, муж зарабатывает. Поэтому и работала. Конечно, были мысли уйти и найти что-то другое, но сейчас с работой в Москве очень тяжело.

Смены длятся с 07:00 до 15:00 и с 14:00 до 22:00. Поэтому здесь работают те, кто живет в Москве или ближайшем Подмосковье. Каждый месяц нам приносят график смен, который подписан руководством станции. Если кто-то заболел, мы звоним и предупреждаем заранее, и нас подменяют. График зависит от выработки нормы часов: выходной может выпасть на четвертый день или на пятый. Норма часов от месяца к месяцу разная, но, кто ее определяет, мы так и не поняли, хотя интересовались этим вопросом. Есть еще такая смена как «середина», потому что людей не хватает: кто-то в отпусках или на больничных. Каждый год мы проходим курсы, сдаем экзамены и проходим медкомиссии.

Во время работы мы не должны отвлекаться, например разговаривать по телефону. Но иногда, когда мы собираемся и начинаем обсуждать проблемы по работе, подходит умный пассажир и начинает возмущаться тем, что мы разговариваем. Он не понимает, что я должна передать информацию сотруднику, который занимает пост после меня. Снять напряжение можно по-разному. Можно походить около кабинки, можно разглядывать пассажиров — кто как одет, как обут. В этом тоже заключается работа: мы смотрим, адекватный человек или нет. В случае чего передаем информацию постовому.

Светлана: Станции и эскалаторы бывают разные. Станции глубокого заложения требуют особой внимательности, потому что идет большой поток пассажиров в любое время. Мы не имеем права ни на что отвлекаться, за это штрафуют. Нужно следить ежеминутно и ежесекундно. За время моей работы опасных травм пассажиры не получали. Были только случаи падения с небольшими ушибами и попаданием одежды в гребенку эскалатора.

Чтобы не было травм, мы должны постоянно общаться с пассажирами по громкоговорителю и всегда предупреждать, если есть опасность, — например, взрослый не держит ребенка за руку. Недавно ехал пассажир, который поставил на поручень люльку с грудничком. Я сразу же предупредила его, что это опасно. Если бы сработала внезапная блокировка эскалатора, ребенок бы просто вывалился оттуда.

Пиковое время на вокзальных станциях — это три часа утром и три часа вечером. В эти часы надо постоянно объявлять, чтобы люди не скапливались на входе. В нашей должностной инструкции прописано, что при любых скоплениях пассажиры должны занимать правую и левую стороны ступеней эскалатора. На мусульманские праздники типа Курбан-байрама идет такая несущая стена, что люди встают по три человека на ступени.

В работе дежурных у эскалаторов есть несколько категорий сложности. Премия зависит в том числе и от того, на какой станции — вокзальной, центральной или в спальном районе — работает дежурный. Премия может составлять 75, 50 и 45 % от оклада, если мы не нарушили чего-то. Начальник станции имеет право кратковременно откомандировать нас на другие станции. В спальных районах спокойно: особенно много говорить не требуется, а люди уравновешенные.

Чтобы не засыпать, можно выходить из кабины, но недалеко. Можно немножко пройтись, подышать. И конечно, надо стараться на смену приходить отдохнувшим. Но утреннюю смену мы принимаем в 06:30, а добираюсь до работы я почти час. В течение восьмичасовой смены нас могут подменить два раза ненадолго, чтобы мы тоже могли переключиться. Если нас переведут в слесари-электрики, то время работы вырастет до 12 часов.

Что говорят пассажиры

Ирина: Чаще всего у меня спрашивают, как куда-то проехать. Подходят и говорят: «Мы знаем, что вы справок не даете, но мне надо туда-то». Раздражает, что люди не здороваются или говорят: «Мне надо». Вообще, я имею право отвернуться, закрыть дверь и сказать, что мне мешают работать. Но меня мало что может вывести из себя. Пассажир ведь в метро — это как слепой котенок.

Самое неприятное в работе — это когда говоришь человеку по десять раз, а он не понимает, что ты ему объясняешь. Или начинает с тобой спорить, хамить. Пассажиропоток уже и не раздражает совершенно, идет себе и идет. Просто глупые люди попадаются, которые думают, что умные. Как ляпнут что-нибудь!

Светлана: Пассажиры все разные. Есть те, кто доставляет неприятности как нам, так и другим пассажирам. Это бомжи, пассажиры в алкогольном опьянении, которых пропускают в метро наши работники. Я работаю на вокзальной станции, а там основной контингент — приезжие. Бомжей тоже много.

Что происходит сейчас

Ирина: Мы получили уведомление о том, что должность дежурных у эскалаторов сокращают, после новогодних праздников. Конечно, сразу посмотрели списки вакансий, но ничего интересного там не нашли. Хотя, наверное, можно за что-то зацепиться. Например, есть вакансия кассира, но в основном все-таки уборщицы — это основная должность, которую нам предлагают. Многих это не устраивает.

Они [администрация метрополитена], конечно, сделали большую ошибку. Поспешили. Надо было сначала найти и обучить людей, прежде чем сокращать эту должность. Как будет дальше, никто не знает. Где-то на гребенке будет сидеть слесарь-электрик, который обычно работает в машинном отделении. Кто-то говорит, что специальные комнаты оборудуют камерами, и операторы будут следить за несколькими эскалаторами одновременно. Насколько я понимаю, сама администрация метрополитена запуталась и не знает, как выйти из этой ситуации.

В метро молодые никогда особо не приходили. А сейчас набирают мальчиков, которые просто-напросто убегают, когда не знают, что им делать. Надо было учитывать возрастную категорию. Если операторам в этих комнатах с камерами сделают зарплату больше, может быть, кто-то и пойдет. Но пассажирам будет тяжелее передвигаться, потому что они привыкли, что кто-то сидит и может что-то подсказать, хотя мы не обязаны этого делать. Придется привыкать.

Я нашла себе одну вакансию в метрополитене и жду, когда мне ответят. Многие согласились сидеть на пенсии. Это неприятная ситуация: они говорят, что это новация, но мы считаем, что это ведет к развалу.

Светлана: Мы узнали о сокращении через отдел кадров. Думаю, скоро это коснется не только нашей должности. В имеющихся вакансиях можно что-то подобрать взамен, и возможно, нам в этом поможет независимый профсоюз работников метрополитена. Будем бороться, а время покажет.

Метрополитен хотят обновить и избавиться от так называемых бабушек, как все любят говорить. Хотя у нас работают бабушки, которым за 80 лет, и они не хотят уходить на пенсию, а хотят работать.

Николай Гостев

председатель профсоюза Московского метрополитена

Наш профсоюз существует с 1989 года. Сейчас мы в очень плохих отношениях с администрацией метрополитена, потому что у нас диаметрально противоположные задачи. Работодателю интересно, чтобы работник работал как можно дольше, больше и бесплатно. У профсоюза задачи, чтобы работник работал в нормальных условиях и за нормальные деньги. Сейчас в профсоюзе меньше 200 человек, потому что за нами гоняются здорово. Я сам работал машинистом в депо «Владыкино», но недавно меня уволили за то, что я дал два интервью.

Дежурные у эскалаторов сами пришли к нам и рассказали, что их сокращают. По нашим подсчетам, эти изменения коснутся около 1 200 человек. Их последний рабочий день — 31 марта.

В уведомлении, которое они получили, сказано, что их проинформируют о вакантных должностях. Но тут играет роль возрастной ценз и гендерный принцип. Многим не подходят те вакансии, которые есть. Или они не подходят для этих вакансий.

За эскалаторами все равно следить надо. Возможно, где-то установят видеокамеры, но оператор не услышит, если кто-то закричит. Мы считаем, что оператор не сможет уследить за тремя эскалаторами и оперативно отреагировать. Боимся, что это отразится на безопасности пассажиров. Где-то по очереди будут сидеть помощники машинистов эскалаторов и слесари-электрики. Но кто тогда будет делать работу по обслуживанию эскалаторов?

Сейчас дежурные у эскалаторов работают с семи утра и до десяти вечера, а до семи утра и после 22 часов за эскалатором смотрят слесари-электрики. Если им нужно будет работать полные смены по 8–12 часов, то они не будут успевать выполнять свою работу — обслуживать эскалаторы.

Зачем тогда сокращать дежурных? Даже если их переведут в слесари-электрики, они как сидели, так и будут сидеть. Только вечером им нужно будет протереть балюстрады, убрать мусор, очистить жвачку со ступеней.

К тому же на эскалаторах сидит много бывших работников метрополитена, которых списали по медкомиссии. Это была одна из социальных гарантий, что человек оставался на предприятии при зарплате. Сейчас эту гарантию уничтожают.

Пока к нам обратились около десяти человек, которым мы поможем устроиться на вакантные должности. Но чем ближе рубеж увольнения, тем больше будет обращений. Хотя многие могут уволиться, не захотев бороться.

Обложка: Сергей Фадеичев / ТАСС. Дежурный у эскалаторов на одной из станции Московского метрополитена. Фотография не является портретом одной из героинь статьи.

Читайте также: