В чем заключается работа комиссии

Опубликовано: 17.09.2024

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"

Для чего нужна врачебная комиссия?

Для совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

Чем руководствуется врачебная комиссия во время своей деятельности?

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности, Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Какие функции выполняет?

Функции врачебной комиссии перечислены в пункте 4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н. Их всего 25, перечень функций открытый. При этом важно отметить, что конкретные функции врачебной комиссии устанавливаются медицинской организацией в зависимости от видов услуг, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

По решению руководителя медицинской организации врачебная комиссия может принимать участие в организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Состав врачебной комиссии и организация её работы

В отношении состава врачебной комиссии установлено, что комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Конкретное количество членов врачебной комиссии законодательством не определено. Состав врачебной комиссии должен быть утвержден приказом главного врача организации. В качестве членов приглашаются руководители подразделений и врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Руководит работой врачебной комиссии председатель. Председателем врачебной комиссии назначается главный врач медицинской организации.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) осуществляет следующие функции:

- в срок до 15 декабря предшествующего года формирует план-график работы врачебной комиссии (подкомиссии) на следующий год, включая план-график проведения внутренних проверок контроля качества и безопасности медицинской помощи;

- в срок до 30 декабря представляет руководителю организации отчёт о проделанной врачебной комиссией (подкомиссией) работе за год.

Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и её подкомиссий.

Наряду с созданием врачебной комиссии в медицинской организации разрабатывается Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий), которое утверждается руководителем медицинской организации.

Особенности организации и проведения врачебной комиссией (подкомиссией) внутренних проверок и контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Проводимые врачебной комиссией (подкомиссией) внутренние проверки и контроль качества и безопасности медицинской деятельности могут носить плановый и внеплановый характер.

Плановые проверки и контроль качества медицинской деятельности осуществляются в соответствии с планом-графиком проведения внутренних проверок контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Подробнее о требованиях к организации и осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности можете узнать по ссылке.

Внеплановые проверки проводятся по определённому поводу, в том числе по жалобе или обращению пациента или его законного представителя.

Какие формы документов необходимо разработать для представления результатов работы врачебной комиссии?

Решение Врачебной комиссии (подкомиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

- дата проведения заседания Врачебной комиссии (ее подкомиссии);

- список членов Врачебной комиссии ( подкомиссии), присутствовавших на заседании;

- перечень обсуждаемых вопросов;

- решения Врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Принятое решение также вносится секретарем врачебной комиссии в журнал учета решений врачебной комиссии.

Необходимо также разработать формы письменных ежеквартальных отчетов, а также отчета по итогам года о работе врачебной комиссии и её подкомиссий, которые представляются руководителю медицинской организации.

Кроме того необходимо разработать план-график работы врачебной комиссии на год.

Формы вышеназванных документов должны быть разработаны и утверждены приказом руководителя медицинской организации.

Комиссия по охране труда в организации

Регулирование взаимодействий между работодателем и сотрудниками во всем, что касается охраны труда – важный процесс на любом рабочем месте. Для этой цели создается специальная комиссия по охране труда в организации.

Продуктивное функционирование комиссии (комитета) строится на социальном партнерстве, позволяя работающим сотрудникам активно участвовать в постановке и урегулировании вопросов охраны труда на предприятии.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

До 2006 года организацию комитетов по охране труда регулировал Федеральный закон от 17 июля 1999 года «Об основах охраны труда в РФ». В 2006 году произошли законодательные изменения. На текущий момент работу комитета определяют:

  • Трудовой Кодекс РФ (ст. 218); (от 12 октября 1994 года); (от 29 мая 2006 года).

В перечисленных документах точно прописан порядок создания и всех аспектов функционирования комитетов по охране труда.

Создание комиссии (комитета)

Комитет возможно организовать на предприятии любого размера и с любым количеством сотрудников. Главное, чтобы была инициатива со стороны работающих сотрудников или руководства.

Ст. 218 ТК не принуждает работодателя создавать комиссию по охране труда, то есть она представляет собой факультативное (необязательное) образование.

Выдвинуть предложение по организации комитета могут:

  1. руководители конкретной организации;
  2. сотрудники;
  3. представители профкома.

В состав комиссии входят как представители руководства организации, так и работники. Количество участников комитета и частота заседаний зависят от размеров предприятия, специфики производственного процесса.

В независимости от количества членов объединения, в нем в обязательном порядке должна прослеживаться следующая структура:

В составе минимум три человека

  1. председатель – руководитель предприятия или его доверенное лицо;
  2. один или несколько заместителей – избираются из числа руководства и работников;
  3. секретарь – чаще всего в этой роли выступает представитель службы охраны труда.

Задачи

Главной задачей комиссии является контроль за соблюдением безопасности рабочего процесса. В рамках решения этой задачи комитет наделен некоторыми функциями:

Комитет тесно взаимодействует с рабониками

  • Изучение и введение в практику мероприятий по созданию лучших трудовых условий.
  • Совместная работа с руководством по созданию обучающих материалов, касающихся вопросов охраны труда.
  • Оказание помощи в деятельности службы охраны труда.
  • Решение вопросов по проведению инструктажей по охране труда на производстве. Помощь руководству при проверке у сотрудников полученных по данному вопросу знаний.
  • Информирование сотрудников по вопросам безопасности во время рабочего процесса.
  • Установление фактов нарушения на рабочих местах. Участие в расследовании несчастных случаев во время производственного процесса.
  • Прием и рассмотрение жалоб сотрудников на неудовлетворительные рабочие условия.
  • Контроль за наличием и исправностью средств индивидуальной защиты на производстве.
  • Организация и контроль за своевременным прохождением медицинских осмотров сотрудниками предприятия.

Перечень всех функций комитета по охране труда сугубо индивидуален для каждой конкретной организации.

Функции и задачи согласовываются и устанавливаются всеми членами комитета.

Посмотрите видео о комиссии по охране труда:

Приказ

Лица, входящие в состав комиссии, избираются из числа руководства и работающих сотрудников. После избрания кандидатур на роль представителей комитета, руководитель предприятия издает приказ о создании комитета.

Такой документ является распорядительным. В нем указываются следующие моменты:

  • наименование предприятия;
  • название населенного пункта;
  • дата составления;
  • утвержденные члены комиссии с указанием занимаемых должностей;
  • подпись руководителя и участников новоявленного комитета.

Приказ о создании комитета оформляется по форме, принятой на предприятии, или же произвольно. Конкретного стандарта по написанию и оформлению документа нет.

Образец приказа по созданию комитета:

Так выглядит приказ

Положение о комитете на предприятии

Полноценную работу комитет по охране труда может начать лишь после составления и утверждения положения о комитете. Он представляет собой основной документ, регламентирующий и контролирующий деятельность комиссии на предприятии.

Составляется положение на основе типового Положения, утвержденного Приказом № 412н Минтруда. Закон не конкретизирует срок действия положения. Поэтому документ считается бессрочным.

Типовое Положение является шаблоном, на который стоит опираться при составлении конкретного положения. Но при необходимости можно добавить некоторые пункты, если того требует специфичность организации.

В документе должны быть подробно расписаны обязательные пункты:

Положение пишут для конкретной организации

  1. Общие моменты. В этот раздел входят общие понятия по положению. Здесь можно указать цель данного документа, главные направления деятельности комиссии, наименование органов и структур, с которыми контактирует комиссия по решению вопросов, наименование нормативных актов и других документов, на основании которых функционирует комитет.
  2. Основные задачи и функции комитета. Этот пункт согласовывается и утверждается всеми членами структуры.
  3. Полномочия членов комиссии, с помощью которых достигаются поставленные задачи. В этом разделе прописывается возможные действия членов комиссии. Например, получение достоверной информации о состоянии безопасности на рабочих местах у службы охраны труда, непосредственное участие в создание документов по охране труда на предприятии и др.
  4. Обязанности и права участников комиссии. Важной обязанностью всех участников является прохождение ежегодного обучения по охране труда. Во время обучения сотрудники освобождаются от своих прямых должностных обязанностей. Средний заработок за ними сохраняется. По итогам обучения проводятся проверки полученных знаний.

Тут можно скачать шаблон Положения по охране труда в организации.

Начав свою деятельность, комиссия по охране труда должна отчитываться о проделанной работе перед коллективом предприятия. Это происходит на ежегодных собраниях с составлением соответствующего протокола.

На таких собраниях комитет не только показывает результаты своей работы, но и составляет план мероприятий на следующий год.

Инспекция охраны труда

Если по какому-либо пункту права и безопасность сотрудников нарушаются, то восстанавливать справедливость будет государственная инспекция охраны труда. Эта организация следит за соблюдением прав работающих граждан. В случае выявления нарушений, инспекция имеет право применять соответствующие карательные меры на недобросовестного руководителя.

По ст. 359 ТК, инспекция подчиняется только законодательным актам РФ. Руководители предприятий, физические и юридические лица не имеют права влиять на деятельность организации.

Выявить нарушения инспекция по охране труда может в двух случаях:

  1. При проведении плановой проверки. Она проводится при регистрации нового ИП, по прошествии 3-х лет со времени предыдущей проверки.
  2. При неплановой проверке. Такой вид контроля проводится в случае жалоб сотрудников конкретной организации на несоблюдение их прав и охраны труда.

По окончании проверки обязательно составляется акт. В случае, если при проверке инспекцией нарушения обнаруживаются, организации предоставляется определенное время для устранения нарушений.

Образец акта проверки по охране труда:

Результат проверки

Если при повторной проверке положительной динамики не обнаруживается, то применяются различные санкции:

  • приостановление всех видов деятельности предприятия-нарушителя;
  • привлечение к административной ответственности начальника предприятия (штрафы, накладываемые на руководителя, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей. Все зависит от типа нарушения. Например, отсутствие у работников на производстве средств индивидуальной защиты карается штрафов на предприятие от 130 до 150 тысяч рублей, а на руководителя – от 20 до 30 тысяч рублей);
  • отстранение от работы сотрудников, не проходивших плановый инструктаж;
  • санкционирование проведения расследования по несчастным случаям на предприятии.

Полезно знать, что проверяет такая инспекция. Обычно это документы, касающиеся проведения инструктажей по технике безопасности, медицинские книжки, акты аттестации рабочих мест, документация по расследованиям несчастных случаев.

Примеры нарушений, которые могут повлечь наказание:

  • С сотрудниками не проводится инструктаж по технике безопасности;
  • Не ведется журнал учета инструктажей;
  • Нарушаются правила техники безопасности при работе с приборами и станками;
  • Работники осуществляют трудовую деятельность без обязательного медицинского осмотра и т.д.

При нарушении трудового порядка внутри предприятия может последовать увольнение нерадивых сотрудников. Ст. 81 ТК регламентирует подробности увольнения, санкционированные руководителем.

В этой статье можно почитать об увольнении за невыполнение должностных обязанностей.

Комиссия по охране труда – это важное представительство в каждой организации. Именно благодаря деятельности членов комиссии, происходит взаимодействие руководства предприятия и всех его сотрудников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Базовыми нормативными актами, регулирующими создание и деятельность врачебных комиссий, являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 1 и 2 ст. 48) и Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее Приказ № 502н).

Законодательная дефиниция врачебной комиссии отсутствует. Вместе с тем системный анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет определить врачебную комиссию как коллегиальный орган медицинской организации, действующий в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

Создание врачебной комиссии

Врачебная комиссия в обязательном порядке должна быть создана в абсолютно любой медицинской организации вне зависимости от того, является она государственной, муниципальной или частной, какое количество специалистов в ней трудится, какие медицинские услуги оказываются.

Решение о создании врачебной комиссии принимается руководителем медицинского учреждения и оформляется соответствующим приказом.

Кроме того руководителем так же утверждается отдельный локальный акт – Положение о врачебной комиссии. В Положении должны быть определены цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, состав врачебной комиссии и иные положения, имеющие значения для ее функционирования.

При необходимости, чаще в больших многопрофильных учреждениях здравоохранения, в составе врачебной комиссии могут быть сформированы подкомиссии. Это так же должно быть отражено в Приказе и Положении. Рекомендуется принять локальный акт о подкомиссиях так же в форме Положения, которое может включаться в число приложений к основному Положению о врачебной комиссии.

Состав комиссии

Врачебная комиссия возглавляется председателем, которым может быть либо руководитель медицинской организации, либо его заместитель.

Председателями подкомиссий назначаются заместители руководителя. При этом в должностные обязанности заместителя должно входить решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (подкомиссии). Председатель несет полную ответственность за деятельность и решения, принимаемые комиссией (подкомиссией). Председатель имеет одного или двух заместителей.

Для обеспечения деятельности комиссии назначается ее секретарь, осуществляющий следующие функции:

  • составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • подготовка материалов для заседания;
  • уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания;
  • оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения;
  • организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

Минимальное число членов комиссии в нормативных документах не определено, однако для минимизации проблем при принятии решения целесообразно включить в ее состав не менее 4 членов, не считая секретаря, председателя и его заместителей.

В нормативно-правовых актах не определены четкие требования к квалификации членов комиссии. Очевидно, что каждый из членов должен иметь диплом о высшем медицинском образовании и действующий сертификат специалиста. Если комиссией исполняются специфические функции, например, экспертиза трудоспособности, то необходимо наличие действующих удостоверений о повышении квалификации на тематических курсах усовершенствования (Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 июня 2019 г. по делу № 12-102/2019).

Деятельность врачебной комиссии

Базовой формой осуществление комиссией своих функций является заседание, которые могут проводиться как в плановом порядке, так и внепланово. План-график заседаний утверждается руководителем медицинской организации комиссии с учетом установления периодичности заседаний не реже одного раза в неделю. Нарушение минимально периодичности плановых заседании, даже если иной график предусмотрен в локальном акте медицинской организации, расценивается как нарушение лицензионных требований и влечет привлечение к административной ответственности. (Постановление Кимрского городского суда Тверской области от 25 июня 2019 г. по делу № 5-61/2019)

Внеплановое заседание в ситуациях, требующих принятия срочного решения, проводится на основании решения руководителя по мере необходимости.

По итогам заседания принимается решение, оформляемое в виде протокола. Подробнее о протоколе заседания врачебной комиссии рассказывается в статье «Требования к оформлению решения врачебной комиссии (протоколу врачебной комиссии)».

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Председатель врачебной комиссии обязан предоставлять письменные отчеты о ее деятельности руководителю медицинской организации. Периодичность отчетов – ежеквартально и ежегодно.

Полномочия врачебной комиссии

Приказ № 502н определяет широкий спектр функций, выполняемых врачебными комиссиями. К ним относятся:

  1. Принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.
  2. Определение трудоспособности граждан.
  3. Продление листков нетрудоспособности в случаях:
    • когда срок временной нетрудоспособности превысил 15 календарных дней;
    • выдачи и продления листка нетрудоспособности за прошедшее время.
  4. Принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу.
  5. Проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников
  6. Оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.
  7. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):
    • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
    • по торговым наименованиям.
  8. Направление в Росздравнадзор сообщений о выявленных случаях:
    • побочных действий лекарственных препаратов, не указанных в инструкции к ним;
    • серьезных и/или непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе когда это повлекло необходимость замены препарата на не входящих в стандарт лечения или на препарат с конкретным торговым наименованием.
  9. Оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации
  10. Разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов.
  11. Изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины.
  12. Разработка мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента.
  13. Принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации
  14. Принятие решения о назначении лекарственных препаратов в специальном порядке, в том числе:
    • наркотических и психотропных лекарственных препаратов;
    • лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
  15. Проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи по квотам.
  16. Вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан.
  17. Выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
  18. Осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.
  19. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  20. Выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну
  21. Вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред
  22. Анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями.
  23. Разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями.
  24. Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации).
  25. Взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с ФОМС, ФСС, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями.
  26. Рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.
  27. Осуществление иных функций, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Представленный список является общим, его механически перенос в Положение о конкретной врачебной комиссии недопустим, поскольку ряд функций зависят от профиля медицинской организации и имеющейся лицензии.

Остановимся подробнее на некоторых функциях врачебной комиссии

Контроль качества медицинской помощи

Функция контроля качества медицинской помощи является одной из основных и осуществляется всеми врачебными комиссиями. Ее выполнение включает в себя мероприятия по:

  • оценке соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • разработке мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • изучению каждого случая смерти пациента в целях выявления ее причины, а так же по разработке мероприятий для устранения нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников, приведших к смерти пациента;
  • организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • рассмотрению обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам.

Принятия решений о назначении лекарственных средств

Участие врачебной комиссии в назначении лекарственных препаратов регламентируется Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н

Соответствующее решение комиссии требуется для назначения лекарственных средств:

  • при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям);
  • не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
  • по торговым наименованиям;
  • при одновременном назначении одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца;
  • при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых согласно инструкциям по их применению приводят к снижению эффективности и безопасности лечения пациента и (или) создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.;
  • гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения;

Принятия решений о назначении наркотических и психотропных лекарственных средств

Наркотические и психотропные препараты назначаются врачебной комиссией при одновременном наличии следующих условий:

  • препараты входят списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681;
  • препараты назначаются впервые;
  • руководителем медицинской организации принято решение о необходимости согласования назначения таких лекарственных препаратов с врачебной комиссией.

Продление листков нетрудоспособности

Как было отмечено выше, врачебная комиссия, согласно ст. 59 Закона об основах охраны здоровья граждан и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее — Приказ № 624н) своим решением продлевает листки нетрудоспособности на срок свыше 15 дней, а так же выдает и продляет их за предыдущее время. Все члены комиссии (подкомиссии) при этом должны иметь действующие документы, подтверждающие прохождение обучения по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Проведение экспертизы профессиональной пригодности

Врачебная комиссия может определять профессиональную пригодность работников и принимать решение о допуске (недопуске) к работе . Так в соответствии с ч. 3 ст. 24 ФЗ № 323 работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. Данное полномочие реализуется врачебной комиссией при проведении медицинских осмотров. На данный вид деятельности у медицинской организации должна иметься лицензия. Важно отметить, что помимо работников, занятых на вредных и опасных работах, медицинские осмотры проходят так же несовершеннолетние работники, педагоги, работники розничной торговли, работники, деятельность которых связана с управлением транспортом, и т.д. Перечни медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности устанавливаются Постановлениями Правительства РФ.

Принятия решений о направлении пациента на медико-социальную экспертизу

Кроме того, врачебная комиссия направляет пациента для прохождения медико-социальной экспертизы при:

  • очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности;
  • благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в срок не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза (ч. 4 ст.59 ФЗ № 323).

Выдача заключений и справок

Немаловажной функцией врачебной комиссии является выдача заключений и справок.

Приказ № 502н предусматривает возможность выдачи врачебной комиссией:

  • вынесения медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
  • выдачи заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
  • выдачи справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред.

Относительно последнего пункта, следует отметить, что согласно ст. 13 Закона Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает, что у живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. При этом согласно ст. 16 данного закона учреждение здравоохранения, врачебная комиссия которого вынесла заключение, несет ответственность, если здоровью донора или реципиента причинен вред в результате ошибок, допущенных при оценке комиссией состояния здоровья донора.

Таким образом, врачебная комиссия медицинской организации в процессе своей деятельности принимает множество решений, имеющих как медицинское, так и юридическое значение. В этой связи необходимо соблюдение всех нормативных предписаний, начиная с момента ее создания. Любое нарушение этих требований может расцениваться контролирующими и судебными органами как нарушение лицензионных требований и, как следствие, являться основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности, а в некоторых случаях — для приостановки действия лицензии на медицинскую деятельность.

Руководителю даже маленькой фирмы иногда приходится созывать комиссии для решения каких-то внутренних вопросов организации. Задачи этих комиссий могут быть разными – оценка условий труда, расследование несчастного случая, аттестация работников… В одиночку владелец предприятия решать такие задачи не имеет права (ведь он – лицо заинтересованное), поэтому заниматься ими должна группа специалистов. Правда, собирается она всё равно по приказу руководителя, а этот акт ещё нужно правильно составить и оформить.

Оформление и содержание

По части структуры и реквизитов приказ о создании комиссии ничем не отличается от приказов по основной деятельности. В нём нужно указать наименование организации, номер и дату составления акта, название вида документа («ПРИКАЗ»). Сам же текст состоит из заголовка, констатирующей и распорядительной частей. Более подробно о нюансах оформления можно почитать в статье «Приказы по основной деятельности», а образец приказа о создании комиссии скачать на нашем сайте.

Текст приказа должен состоять из нескольких (минимум двух) пунктов.

  1. Прежде чем писать основной текст, нужно дать краткое обоснование: объяснить в одном-двух предложениях, зачем вообще понадобилось собирать комиссию. Обычно здесь ссылаются на законные акты – «в соответствии с Федеральным законом таким-то», «согласно нормам Трудового кодекса». Можно упомянуть и внутренние распоряжения – «в соответствии с распоряжением Генерального директора» и т.п.
  2. В первом пункте всегда указывается состав комиссии. Кто войдёт в число её членов, что это за лица, какие должности они занимают, из какого они отдела или ведомства? Всю эту информацию нужно занести в приказ в виде списка. Подробнее о составе комиссии сказано ниже.
  3. В следующем пункте нужно проинструктировать членов комиссии, что они должны делать. Провести аттестацию сотрудников? Так и следует написать. Проанализировать условия труда? Отлично, только здесь же нужно конкретизировать, в чём результат анализа будет выражаться. Проверить соответствие рабочих мест сотрудников нормам законодателя? Возможно и такое. Главное – поставить задачу чётко, ясно и лаконично, в то же время не вдаваясь в подробности. Если какие-то нюансы нужно объяснить подробнее – составьте отдельное приложение и дайте на него отсылку в этом пункте. Если задача сложная и включает в себя несколько этапов – выпишите каждый из них в отдельный подпункт.
  4. Следует указать сроки работы комиссии. Иногда они зависят только от воли руководителя, а иногда установлены законом. Указываются сроки в том же пункте, где ставятся задачи.
  5. В последнем пункте указывается ответственный за выполнение приказа. Если ответственный – сам руководитель, можно использовать формулировку «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой» или другую подобную.

Это «костяк» документа. Если посчитаете нужным, вы можете добавить и другие пункты, дополняющие сделанные распоряжения. Но не переусердствуйте – приказ не должен превратиться в толстый фолиант, вызывающий зевоту и мигрень у читателей. Все дополнительные материалы вроде других актов, списков, графиков и прочего оформляйте в виде приложений.

Приказ о создании комиссии (аттестационной, экспертной или любой другой, главное правильно назвать ее в тексте приказа) составляется по единому образцу:

Сначала необходимо привести обоснование создания комиссии, при этом хорошо ссылаться на подходящий нормативный документ.

Состав комиссии указывается первым пунктом по приведенной форме в образце – выделяются председатель и секретарь комиссии, называются должности всех членов комиссии. Обратите внимание на изменение написания инициалов относительно фамилии по ходу всего приказа.

Пример

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

— номер; — место и дату составления; — наименование организации, в которой он создается; — обоснование (цель создания комиссии, причины); — ссылка на основание; — список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества; — период работы комиссии, — ее функции и задачи.

Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.

В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).

По охране труда

Данный приказ издает руководитель фирмы в целях учреждения комиссии, которая отвечает за проверку знаний требований охраны труда у сотрудников фирмы.

В чем специфика данной комиссии?

В законодательстве РФ закреплено 2 близких по звучанию термина:

— Комиссия по охране труда (также может именоваться комитетом). — Комиссия по проверке знаний требований охраны труда.

Часто они рассматриваются как синонимы, однако это две совершенно разные по назначению структуры.

Комиссия по проверке знаний — внутрикорпоративная структура, которую компания-работодатель обязана формировать в соответствии с п. 3.4 приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Согласно другим нормам права — тем, что содержатся в положениях ст. 218 ТК РФ — сама фирма, ее наемные сотрудники или же профсоюз могут инициировать формирование комиссии (или комитета) по охране труда. В данной структуре должны присутствовать:

— представители фирмы-работодателя; — представители профсоюза или другого органа, защищающего интересы сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим особенности той комиссии, которая должна формироваться в соответствии с постановлением № 1/29.

Аттестационной к-сии

Обязательной к применению формы приказа о создании аттестационной комиссии нет. Поэтому работодатель разрабатывает такую форму самостоятельно. В приказе предусматриваются цели и задачи комиссии, ее состав (в т.ч. председатель).

Необходимо иметь в виду, что если проводится аттестация, которая может послужить основанием для увольнения работников на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке нужно включать представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если она была создана у работодателя.

Как правило, приказ о создании комиссии совмещает в себе и приказ о проведении аттестации. Соответственно, в приказ включается информация о сроках аттестации, перечне лиц, подлежащих аттестации, форме аттестации и иные положения.

Несмотря на то, что график проведения аттестации сотрудников — это обычно отдельный документ, который составляет работодатель, такой график может быть и приложением к приказу о создании аттестационной комиссии. Соответственно, приложениями к приказу могут быть и аттестационный лист на соответствие занимаемой должности или форма отзыва на аттестуемого работника.

Приведем пример приказа о создании аттестационной комиссии в организации.

Постоянно действующей к-сии

Унифицированные формы первичных кадровых и бухгалтерских документов, обязательные к применению до 2013 года, в 2021 году отменены. По этой причине форма приказа о назначении постоянно действующей комиссии разрабатывается каждой компанией самостоятельно.

Документ составляют либо в произвольной форме, либо по шаблону, утвержденному локальным нормативным актом компании.

Каждый распорядительный документ содержит ряд обязательных реквизитов:

  • Регистрационный номер.
  • Дата и место издания.
  • Название компании, в которой он издан.
  • Заголовок документа. Например: «Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии».
  • Ссылка на норму закона, ставшую основанием издания.
  • Обоснование.
  • Список членов комиссии.
  • Ссылка на Положение о постоянно действующей комиссии.
  • Инструкция для членов комиссии или ссылка на нее.
  • Сведения об ответственном за исполнение приказа.

Экспертной к-сии

Созывается экспертная группа волей руководителя, оформленной соответствующим приказом. В волеизъявляющем документе прописывается, для чего созывается комиссия, её состав и полномочия.

На примере ниже, мы представим один из вариантов оформления подобного документа.

Производственное объединение « Сфера» 12.10.15 Саратов Приказ

С целью надлежащего контроля качества выпускаемой продукции

Создать экспертную комиссию по контролю качества продукции в составе:

— Ребров П.С. главный инженер; — Седова Р.В. специалист отдела технического контроля; — Ефимов К.К. заместитель генерального директора по сбыту продукции; — Кузина В.П. руководитель химической лаборатории.

Экспертная комиссия подчиняется непосредственно руководителю предприятия.

Полномочия и обязанности экспертной комиссии осуществляются в пределах должностной инструкции.

Генеральный директор ПО «Сфера» Самойлов Г.В.

Инвентаризационной к-сии

Инвентаризация проводится по распоряжению руководителя. До 1 января 2013 года было обязательным использовать унифицированную форму ИНВ-22, сейчас организации могут разрабатывать формы, утверждаемые локальным актом. Законодательство также не регламентирует порядок формирования инвентаризационной комиссии и ее состав.

Главное, чтобы в приказе о проведении инвентаризации было указано:

— кто входит в инвентаризационную комиссию; — перечень имущества и обязательств, которые подлежат инвентаризации; — причины инвентаризации; — сроки проведения инвентаризации; — когда необходимо представить в бухгалтерию документы, оформленные по результатам инвентаризации.

Приказ надо зарегистрировать в книге контроля, можно использовать форму ИНВ-23.

По электробезопасности

В приказ должно быть вписано:

— Его наименование, название организации, место и дата составления документа. — Обоснование, т.е. фактическая причина для его создания (здесь это соблюдение правил эксплуатации электроустановок и охраны труда). — После слова «Приказываю» пишется, собственно, распоряжение о назначении комиссии, и указывается ее состав с выделением председателя и рядовых членов, а также вносится требование об ознакомлении с документом работников предприятия. — Ниже вписывается лицо, ответственное за исполнение приказа.

При необходимости можно дополнить бланк и другими сведениями. В завершение приказ подписывается руководителем организации, а также сотрудником, который ответственен за его исполнение, и всеми членами комиссии.

Члены комиссии – кто они?

Универсального списка участников нет, но в состав любой комиссии придётся включить специалиста по охране труда и представителя профсоюза (либо другой внутренней организационной структуры работников). Ещё понадобится председатель. Обычно это кто-то из руководства (начальник отдела, заместитель руководителя). В некоторых случаях в состав комитета придётся включать представителей надзорных ведомств.

Какой должна быть комиссия?

Число членов комиссии должно быть нечётным. Минимальное количество – 3 человека, оптимальное – 5-7. В первом пункте приказа члены комиссии перечисляются списком. Вначале указываются должность человека и его ведомственная принадлежность, а затем – фамилия и инициалы.

Приказ о создании комиссии по охране труда

Комиссия по охране труда создаётся не по доброй воле руководителей (для которых это та ещё головная боль), а согласно распоряжениям государственных органов, в первую очередь различных министерств. На эти распоряжения и надо ссылаться в приказе. Хорошо подойдут фразы в духе:

  • «комиссии по охране труда организовать свою работу согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от…»;
  • «…в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты…»;
  • «…согласно Федеральному закону №…».

Прямо говоря, комитеты по охране труда – это органы формального характера, и задачи у них по большей части формальные. Чаще всего такие комиссии нужны для обучения и аттестации сотрудников по вопросам требований об охране труда. Кстати, работать эти комиссии могут в неполном составе, главное, чтобы «активных» членов было минимум трое.

Приказ о создании комиссии по спецоценке условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, призванных выявить все опасные и вредные факторы, которые влияют на работников и наносят вред их здоровью. Необходимость спецоценки обусловлена Трудовым кодексом и Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Эти акты можно и нужно упомянуть в обосновании приказа, перед основным текстом.

Главная цель комиссии по спецоценке заключается в том, чтобы вынести вердикт относительно наличия или отсутствия в офисе фирмы таких вредных факторов. Именно эту задачу и нужно прописывать в приказе. При этом её желательно конкретизировать, разбив на отдельные подпункты:

  • утвердить график проведения СОУТ;
  • составить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться комиссией;
  • обеспечить предоставление членам комитета всех необходимых материалов;
  • председателю контролировать проведение работы на всех её этапах, а также организовать заседания комиссии, когда в этом будет надобность.

Работать комиссия должна в полном составе.

Создание врачебной комиссии

Врачебная комиссия в обязательном порядке должна быть создана в абсолютно любой медицинской организации вне зависимости от того, является она государственной, муниципальной или частной, какое количество специалистов в ней трудится, какие медицинские услуги оказываются.

Решение о создании врачебной комиссии принимается руководителем медицинского учреждения и оформляется соответствующим приказом.

Кроме того руководителем так же утверждается отдельный локальный акт – Положение о врачебной комиссии. В Положении должны быть определены цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, состав врачебной комиссии и иные положения, имеющие значения для ее функционирования.

При необходимости, чаще в больших многопрофильных учреждениях здравоохранения, в составе врачебной комиссии могут быть сформированы подкомиссии. Это так же должно быть отражено в Приказе и Положении. Рекомендуется принять локальный акт о подкомиссиях так же в форме Положения, которое может включаться в число приложений к основному Положению о врачебной комиссии.

Галичевская Е. Н.

Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение - заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав

Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.

Как создать комиссию?

Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

  • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
  • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.

Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

  • не менее 5 чел. - в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
  • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
  • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
  • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Председатель и секретарь закупочной комиссии

  • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
  • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
  • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
  • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.
  • Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Регламент работы комиссии

Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
  2. На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.
  • принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования. То есть, необходимо личное присутствия членов комиссии на ее заседании,
  • делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия никому, в т.ч. и другому члену комиссии).

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.

Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.

Читайте также: