В чем заключается работа концертного звукорежиссера

Опубликовано: 17.09.2024


– Чем занимается звукорежиссер?
– Если обобщать, то звукорежиссер придумывает и создает некую звуковую картину. Однако в действительности под названием «звукорежиссер» скрывается множество специализаций. Существуют звукорежиссеры на радио и на телевидении, в кино и в театре, музыкальные звукорежиссеры. У каждого из них есть своя специфика работы.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Я занимаюсь и музыкальной звукорежиссурой, и звукорежиссурой на телевидении и в кино. Изначально я отучился по специальности именно «музыкальная режиссура», но после вуза ушел работать на телевидение. Спустя 6–7 лет решил вернуться в музыку, а сейчас совмещаю обе работы: озвучиваю фильмы и сериалы, а также открыл свою собственную студию, где записываю музыкантов.

– Чем работа музыкального звукорежиссера отличается от работы звукорежиссера кино?
– Музыкальный звукорежиссер работает в студии, куда приходят музыканты со своей музыкой. Звукорежиссер помогает им записать ее наилучшим образом, так, чтобы исполнение было максимально выигрышным. Причем, когда речь идет о записи современной эстрадной музыки, звукорежиссер становится полноценным участником ансамбля. Ведь современная композиция — не только результат игры на музыкальных инструментах, но и результат сведения, которое выполнил звукорежиссер. Живое исполнение звучит совсем не так, как запись. А вот при записи академической музыки важно максимально точно запечатлеть реальное звучание инструментов.
Что же касается кино, то над фильмом вообще работают два звукорежиссера. Один — непосредственно на съемочной площадке. Там он записывает реплики актеров и окружающие звуки. К примеру, если во время съемки актер, играющий гангстера, открывает пистолет и крутит барабан, пересчитывая пули, звукорежиссер может поднести к пистолету микрофон и записать эти щелчки металла.
Однако не всегда получается все записать, как следует. К примеру, если во время съемки «Властелина колец» микрофон уловил звук пролетающего мимо самолета (которому неоткуда взяться в фильме), реплику придется переписывать на студии.
Именно этим и занимается второй звукорежиссер. К нему приходит записанный на съемочной площадке материал, он его сводит, решает, подходят ли записанные звуки или нет, создает дополнительные шумы — от бытовых шорохов одежды и скрипов мебели до звуков морского прибоя, шума проехавшей машины или вопля пробегающего динозавра. Этот процесс называется постпродакшн. И в результате этот специалист создает целую звуковую вселенную фильма.

– Откуда звукорежиссер, работающий над фильмом, берет все эти шумы?
– В серьезных производствах все бытовые звуки записывают в специальных шумовых аппаратных, где можно воссоздать любой треск или писк. Более объемные шумы, вроде шума ветра или моря, можно купить в специальных шумовых библиотеках.

– Вы директор собственной студии звукозаписи. Чем занимаются на этой студии?
– На студии «Чистая музыка» можно заниматься всем, что связано с записью звука — озвучиванием фильмов, документальных программ, записью и созданием музыки и т.д. К примеру, к нам могут прийти музыканты и записать свои произведения.

– Вы работаете с любыми музыкантами?
– У нас есть правила студии, в которых сказано, что мы имеем право отказать в записи, если музыка, по нашему мнению, не имеет художественной ценности. На деле же это каждый раз решается индивидуально. К примеру, к нам могут прийти какие-нибудь милые люди, которые просто захотели записать кому-то на день рождения в подарок песню, но они не музыканты и петь не умеют. Можно согласиться и работать с такими людьми, посыпая в процессе голову пеплом. Можно отказаться от сотрудничества или предложить пригласить профессиональных певцов, которые эту песню запишут. Такие ситуации нельзя смоделировать заранее, и решение принимается на ходу.

– Почему вы решили стать звукорежиссером?
– Изначально я учился на скрипача, окончил Музыкальное училище имени Гнесиных с красным дипломом. Но я понял, что не хочу посвятить всю свою жизнь классической музыке.
Кроме того, я всегда увлекался компьютерами и современными технологиями. Звукорежиссура как раз оказалась профессией на стыке техники и творчества, которая удовлетворяла всем моим интересам.

– С какими технологиями работает звукорежиссер?
– Существует пять профессиональных программ для работы со звуком. Это Pro Tools, Nuendo, Sequoia, Pyramix и Logic Pro X. Лично я считаю, что нужно уметь работать во всех этих программах, чтобы без проблем устроиться на работу в любую студию.

– В какой вуз лучше поступать, чтобы стать звукорежиссером?
– Пожалуй, хороших специалистов выпускают Российская академия музыки имени Гнесиных, Институт современного искусства и ВГИК.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать звукорежиссером?
– Для начала желательно понять, какая сфера звукорежиссуры его интересует. К примеру, если это музыкальная звукорежиссура, то крайне желательно получить полное среднее специальное образование (музыкальная школа-десятилетка или музыкальное училище). Кроме того, нужно знать физику, чтобы понимать, что такое звук, откуда он берется, а также английский язык. Новые технологии, разработки, конференции — все это происходит на английском языке, и специалисту желательно быть в курсе. Ну и, разумеется, необходимо уверенное владение компьютером.

– Какими личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
– Звукорежиссеру постоянно приходится общаться с исполнителями или заказчиками, поэтому он должен быть неконфликтным и коммуникативным. Также он должен быть эрудированным, обладать своим видением, не бояться привносить в продукт что-то новое, ведь это — его работа. И, конечно, у звукорежиссера должен быть художественный вкус. Его можно развить, слушая различные записи и анализируя, что в них хорошо, а что — плохо.
Также хочу порекомендовать будущим звукорежиссерам не пользоваться наушниками-вкладышами, которые вставляются в уши. Такие наушники портят слух, при их частом использовании уже к 20 годам человек перестает слышать звуки на высоких частотах.

– Где, помимо студии и съемочной площадки, может работать звукорежиссер?
– Самый низкооплачиваемый, но при этом повсеместно востребованный вариант — в кафе, ресторанах, караоке-барах и прочих увеселительных заведениях. По сути это не является нашей профильной работой, но, тем не менее, такая возможность для заработка есть. Также существует концертная звукорежиссура, когда специалисты ездят с определенной группой в рамках гастрольного тура или работают при клубах или концертных залах во время концертов.
Звукорежиссер может работать в театре. Сегодня очень популярны мюзиклы, поэтому такие специалисты сейчас востребованы. Звукорежиссеры работают и на радио — записывают передачи, которые затем идут в эфир, а также включают во время прямого эфира нужные микрофоны и фоновую музыку, когда говорит ведущий, запускает музыкальные треки и джинглы.

– Сколько получает звукорежиссер?
– Начинающий специалист, возможно, совмещающий работу с учебой, может зарабатывать 45–50 тысяч рублей в месяц. А спустя несколько лет можно запросто получать уже 80–100 тысяч рублей.

– Чем может заняться звукорежиссер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Если мы говорим о музыкальном звукорежиссере, то этот человек точно разбирается в музыке, возможно, сам является бывшим музыкантом. Нередки случаи, когда такой человек решает тряхнуть стариной и снова заняться музыкой.
Также, поскольку работа звукорежиссера тесно связана с компьютерами, ему будет несложно освоить программирование или видеомонтаж. Кроме того, он может заняться преподаванием или музыкальной журналистикой. Если человек хорошо разбирается в музыке, почему бы ему о ней не писать?
Но все-таки работа звукорежиссера настолько многогранна, что чаще всего люди просто меняют одну сферу деятельности на другую.

– Можете ли вы посоветовать что-либо почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе звукорежиссера?
– Советую смотреть документальные фильмы про разные группы или музыкантов, про то, как они работали в студиях. Это же очень интересно: узнать, каким образом рождалась хорошо знакомая нам песня.

Работа звукорежиссера с живым звуком в корне отличается от студийной работы. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как студийные звукорежиссеры, приходя с музыкальной группой на концертную площадку, сразу же сталкиваются с множеством проблем, про которые они раньше только слышали, а может и не слышали вовсе. Поэтому часто случается так, что даже старые опытные звукорежиссеры, проработавшие на студии не один десяток лет, просто-напросто теряются и передают бразды правления (микшерный пульт) в руки штатного звукорежиссера или техника. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих при работе с живым звуком и о том, как их можно избежать. В качестве примера будет приводиться работа на малой концертной площадке, так как именно на таких сценах (клубы, рестораны, казино, караоке-бары) работать обычно сложнее всего.

Работа с живым коллективом обычно делится на два этапа. Это настройка звука (sound check) и, собственно, само концертное выступление. Настройка, как это ни странно, занимает иногда намного больше времени, чем сам концерт. Во время настройки на плечи звукорежиссера ложиться вся ответственность за будущий звук, начиная от состояния инструментов, и заканчивая звуком в мониторах.


В каком-нибудь клубе или ресторане, настройка обычно происходит в присутствие большего количества посторонних людей, это иногда очень мешает, так как эти люди пришли отдохнуть и могут кричать, буянить, петь и так далее. Ни в коем случае не стоит обращать на это внимание, ведь вам платят за работу и вы должны ее делать, а обо всем остальном позаботится администрация. При работе с каким-нибудь именитым музыкальным коллективом, вам конечно будет выделено отдельное время для настройки, когда кроме вас и музыкантов рядом никого не будет, но когда для музыкантов музыка является не основной профессией, они редко могут выкроить отдельное время для саунд чека и настройка звука происходит перед концертом в предельно сжатые сроки. Вот здесь как раз и всплывает первое отличие, которое вводит звукорежиссеров студийников в ступор. У вас ограничено время! Если на студии вы можете лениво пробовать то или иное действие, применять обработки, если не понравится их убирать, в перерывах попить чайку или кофе и подумать о природе звуковых явлений, то здесь, на концертной площадке у вас есть пять человек музыкантов и тридцать минут времени, за которые вы должны из них сделать полноценно звучащий музыкальный коллектив. А если не успеете, или успеете, но плохо – то вы плохой звукорежиссер, и в следующий раз они позовут другого на ваше место.

Теперь поговорим о самой настройке, о том, что нужно делать и какие проблемы могут возникнуть. Если вы работаете с конкретной группой, вам нужно приучить их к тому, что во время саунд чека вы самый главный для них человек, они просто обязаны беспрекословно вас слушаться. Если вы сразу об этом договоритесь, то вы сэкономите огромное количество времени и нервов, которые тратятся на вызывание на сцену бас-гитариста, который пошел пить пиво в соседний ларек во время настройки звука. Если вы говорите, что настраиваются барабаны, остальные молчат, то барабанщик выполняет ваши команды, а остальные МОЛЧАТ! Не разыгрывается пианист, не распевается певица, и гитарист не настраивает комбик. Все ждут своей очереди. Дисциплина в концертной практике очень важна.

Следите за состоянием инструментов. Бывает так, что музыкант по забывчивости, из-за лени или отсутствия средств, а может просто потому, что он творческая натура и все мирское ему чуждо, играет на одних и тех же струнах по пол года. Объясните ему, что это негативно влияет на звук инструмента (гитары или бас-гитары), что струны желательно менять каждые две-три недели, что они растягиваются и так далее. Если у барабанщика мятый пластик, то пластик нужно поменять, фонит комбик – проверить шнур, чаще всего проблема в нем, скрипит педаль большого барабана – нужно смазать. Подсказывая музыкантам, казалось бы, такие очевидные вещи, работая с ними не только как техник, но и как человек, вы заслужите уважение к себе от членов группы, и хороший качественный звук самих инструментов на протяжении долгого времени.

Следующая неожиданность, с которой обычно сталкиваются звукорежиссеры, приходящие на концертную площадку из студии звукозаписи – это то, что регуляторы GAIN микшерного пульта очень редко используют на полную. Так как эта регулировка отвечает за чувствительность канала, то подключая к этому каналу микрофон или какой-либо акустический инструмент, его редко выкручивают больше половины, иначе микрофон просто напросто начинает «заводиться». Причем регулятор GAIN в этом случае отвечает именно за чувствительность микрофона, и вам нужно будет поработать с вокалистом и подобрать наилучшее значение этого параметра, чтобы вокалисту было удобно работать с микрофоном, а он, в свою очередь, не «заводился».

Порядок настройки инструментов в принципе, произвольный. Никаких табу на этот счет не существует. Но существуют негласные правила, по которым обычно настраиваются инструменты. Я, и многие другие звукорежиссеры следуют именно этому правилу. Вначале настраивается ритм секция. Это обычно барабанная установка, перкуссия, бас гитара, потом аккомпанирующие инструменты, после этого солирующие инструменты, и последними строятся лидер-вокал и бэк-вокалы. Каждый инструмент сначала отстраивается отдельно, после чего -вместе с другими инструментами, причем нередко происходят ситуации, когда один из предыдущих инструментов приходится отстраивать заново из-за их частотной несовместимости.

Давайте теперь подробно разберем настройку каждого инструмента отдельно. В качестве примера возьмем самый распространенный состав современной музыкальной группы, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара (пусть будет акустика), соло-гитара, клавиши, лидер-вокал и два бэк-вокала.

Барабанная установка

Прежде всего, надо хорошо настроить сами барабаны, как рабочие пластики, так и резонаторы. Хороший барабанщик сделает это без труда, но в процессе настройки звука, вы можете немного подкорректировать его настройку барабанов, если уверены, что общий звук бэнда от этого будет в выигрыше. Для настройки большого барабана, малого барабана и томов, вам возможно понадобится компрессор и гейт. Компрессор сделает звук большого барабана плотным, и не даст малому неожиданно «выстреливать» и перегружать канал пульта, а гейт очень хорошо убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым. Но на самом деле все настройки – дело вкуса. Быть может вам нравится бухающая бочка без высоких частот и долго «поющие» томы. Главное, чтобы ваше видение музыки совпадало со вкусом музыкантов и слушателей…

Настроив отдельно каждый барабан, вы просите барабанщика поиграть на всей установке. Здесь возможно нужно будет сделать некоторые корректировки. Добились хорошего плотного звука всей установки, каждый барабан слышно отчетливо, никаких лишних призвуков и «грязи» нет. Молодцы! Барабанщика отпускаем и переходим к настройке бас-гитары.

Бас-гитара

Теперь вам нужно определиться каким образом вы будете снимать звук с комбика. Это можно сделать микрофоном, а можно снять звук параллельно с помощью дибокса. Лично я бы рекомендовал второй вариант, так как это позволит вам работать с чистым звуком бас-гитары, неискаженным настройками комбика. В процессе настройки может пригодится компрессор, чтобы сделать звук бас-гитары гуще и плотнее. Но опять же, все зависит от вкуса и стиля музыки, с которой работаете.

Клавиши

В качестве клавишного инструмента чаще всего используется синтезатор или MIDI-клавиатура. В основном играют на звуках фортепиано, органа, электропианино, скрипках, но звуки могут быть любыми. Настраивать клавиши особо не надо, надо только отрегулировать их уровень на пульте, и если надо, немного подкорректировать низкие и высокие частоты, хотя обычно и этого не требуется. Попросите клавишника поиграть на всех звуках, которые он будет использовать во время концерта. Очень важно, чтобы они были примерно одинакового уровня, так как в противном случае для вас будет неожиданностью, когда во время концерта вдруг «выстрелит» какой-нибудь орган, который в два раза громче, чем пианино. Отстройте уровень клавиш в порталах, в мониторе для клавишника и можете отпускать его с миром. А у нас на очереди ритм-гитара.

Акустическая гитара (ритм-гитара)

Соло-гитара

С электрогитарой все иначе. В качестве источника звука используется комбик, звук которого обычно снимают микрофоном или несколькими микрофонами. Если не знаете, какой микрофон использовать, то возьмите Shure SM57, этот микрофон стоит недорого и достаточно часто используется для подзвучки гитарного комбика во время концертов, он хорошо передает насыщенность звука гитарного комбика и практически не искажает его частотную характеристику. Звуком гитары обычно занимается сам гитарист, он достаточно тщательно настраивает комбик и свои примочки так, чтобы звук стал именно таким, какой и должен быть. От звукорежиссера в этом случае требуется только немного подкорректировать звучание гитары в порталах, то есть сделать так, чтобы звук гитары в порталах не отличался от звука из комбика. Эффектами на гитаре обычно управляет сам гитарист, но бывает так, что гитара в общем звучании бэнда звучит сухо, в этом случае можно немного добавить эффекта реверберации или эха. Лично я люблю пользоваться коротким дилэем, он немного отдаляет гитару от слушателя и делает ее звучание более глубоким, особенно это актуально на медленных композициях.

После настройки всех инструментов, вызовите на сцену всех музыкантов, и попросите сыграть вместе композиции разных темпов и громкостей. На этом этапе нужно определиться с балансом инструментов, их панорамным расположением в звуковой картине, возможно придется сделать некоторые изменения в настройке того или иного инструмента, включить в канал динамическую обработку или добавить реверберации. Если вы находите динамический диапазон музыкального коллектива слишком широким, можете включить компрессор на порталы, хотя на малых концертных площадках, где слышен звук со сцены, это в редких случаях может пригодиться. Отстроив звук всего коллектива, переходим к отстройке вокала.

Лидер-вокал

Для лидер-вокала очень хорошо иметь отдельный, качественных предусилитель. Если это будет ламповый предусилитель, то звучание вокала будет намного насыщенней и искристее. Некоторые дорогие транзисторные модели тоже позволяют получать улучшенное звучание вокала. Обычно в такие предусилители включены полный параметрический эквалайзер и компрессор, так что можно настраивать вокал только на предусилителе, не затрагивая канал пульта. Отстроив звучание вокала в порталах, переходите на мониторы.

Вот тут-то и начинаются все проблемы, которые обычно присутствуют на малых площадках. Если все до начала отстройки мониторов звучало отлично, то теперь звук из мониторов начинает «лезть» в микрофон. Из-за малой площади сцены, мониторы нельзя расположить на должном расстоянии от вокалиста, а при расположении вплотную, микрофон начинает «заводиться», приходится делать монитор тише, но тогда вокалист перестает себя слышать.

Самый лучший выход – это снабдить вокалиста ушным монитором, это скрытый наушник, через который вокалисту можно настроить необходимый ему баланс инструментов. Но если возможности использовать ушной монитор нет, то неизбежно приходится задействовать отдельный эквалайзер для мониторной линии. Часто концертные звукорежиссеры носят с собой портативный прибор, позволяющий делать различные акустические замеры: АЧХ, противофазу, звуковое давление и тому подобное. Этот прибор часто облегчает работу звукорежиссеру во время возникновения неожиданных проблем. Например, если заводится микрофон, с помощью этого прибора можно быстро определить частоту, на которой происходит детонация и убрать ее на эквалайзере. Постепенно с опытом начинаешь определять частоты на слух, и прибор уже не нужен.

Из-за близкого расположения монитора к микрофону, детонация происходит на многих частотах, все их приходится вырезать на эквалайзере, и частотный спектр вокала в мониторе сильно обедняется. Это делает звук в мониторе очень неприятным для вокалиста, которому очень важно себя слышать, и чувствовать себя на сцене комфортно. Здесь нужно искать золотую середину между громкостью монитора и его частотной характеристикой. Возможно, придется переместить монитор подальше от вокалиста, сделать небольшую перестановку на сцене, ведь от обеспечения комфорта всем музыкантам зависит успех выступления.

Бэк-вокалы

Настройки бэк-вокалов практически не отличаются от настроек лидер-вокала. Конечно, они меньше значимы и имеют меньший приоритет, чем основной вокал, но это ни в коем случае не значит, что они заслуживают меньше внимания. Уделите особое внимание читаемости и прозрачности звука бэков. Во время выступления бэк-вокалы обычно отстраивают так, что они скорее угадываются, чем ощутимо звучат, но их присутствие делает звук насыщеннее, богаче обертонами и в целом красивее. У бэков может быть и другое назначение, например, они проговаривают значимую фразу, которая должна быть услышана. В этом случае, естественно, нужно донести ее до слушателя, и сделать звучание вокала соответствующим.

После того, как вы отстроили звучание бэнда со всеми вокалами в порталах, можно приступить к отстройке мониторов. На больших концертных площадках этим обычно занимается мониторный звукорежиссер, но на малых сценах концертный звукорежиссер обычно отвечает и за звук в зале, и за звук на сцене. В идеале, у каждого музыканта должен быть хотя бы один персональный монитор и еще должна быть пара мониторов, расположенных по бокам сцены (они называются прострелами). Прострелы нужны для того, чтобы все музыканты слышали общую звуковую картину. Внимательно выслушайте требования музыкантов к звуку в мониторах, и под их диктовку настройте баланс инструментов в каждом персональном мониторе отдельно, после чего настройте общую картину в прострелах. На малой концертной площадке звук из мониторов обычно сильно влияет на общий звук в зале, поэтому после отстройки мониторного звука, еще раз проверьте общее звучание в зале и сделайте, если нужно, необходимые корректировки.

На этом этапе с настройкой звука можно закончить, но не забывайте, что вы настраивали звучание группы в пустом зале. Когда зрительский зал наполнится, звук неизбежно измениться, так как зрители – очень хороший поглотитель звуковых волн. Будьте готовы к тому, что звук в зале станет немного глуше и тише, а музыканты непременно потребуют увеличения громкости мониторов. Во время настройки музыканты слышали «отдачу» от пустого зала, отражения от пола и стен. Когда же зал наполнится людьми, отражения от пола и от некоторых других поверхностей практически полностью исчезнут, и это нужно будет компенсировать увеличением громкости мониторов. К слову, микрофоны в полном зале заводятся тоже меньше.

Если вы работаете на большой сцене и расстояние между порталами и бэк-лайном (барабаны, комбики) больше семи метров, то некоторые инструменты придется подключать к линии задержки. Дело в том, что если разность хода звуковых волн превышает семь метров, то на слух ощутима задержка, то есть звук будет немного дробиться. Часто это происходит с малым барабаном. Так как малый барабан подзвучивается микрофоном, а этот звук выходит через порталы, то он первым доходит до слушателя, а через некоторое время до слушателя доходит со сцены «живой» звук малого барабана. На слух это воспринимается, как короткий повтор, как будто по барабану ударили 2 раза вместо одного. Чтобы избежать этого явления, учитывая расстояние между порталами и барабаном, в специальный процессор на канал малого барабана устанавливают задержку, чтобы «живой» звук барабана и звук его из портала доходили до слушателя одновременно. То же самое относится к другим громким излучателям, расположенным далеко от порталов (гитарные комбики, различная громкая перкуссия, тарелки и т.п.).

Выступление

Теперь давайте перейдем к выступлению. Звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает. Зная материал, вы сможете вовремя вывести микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать вокал или какой-либо инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер так же должен следить за знаками музыкантов, если вдруг надо добавить или убрать громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов, так же резервные микрофоны и ди-боксы. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон, начинает фонить кабель или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Вы всегда должны быть готовы оперативно отреагировать на поломку, найти ее причину и устранить, и сделать это надо как можно быстрее. Не забывайте в паузах убирать обработку с вокала, ну и поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления – это основная обязанность концертного звукорежиссера.

Придя в первый раз на концертную площадку, вы, даже зная все, что необходимо знать, не сможете все сделать идеально. Потому что знать – это одно, а уметь – это совсем другое. Многие вещи приходят только с опытом. Со временем вы перестанете паниковать при возникновении неисправности во время выступления и сможете легко найти ответ на любой вопрос. Только с опытом вы сможете быстро и профессионально настраивать музыкальные группы разной сложности, оперативно реагировать на все обстоятельства и создавать красивые звуковые картины. Научившись всему этому, вы станете хорошим, уважаемым и востребованным звукорежиссером.


Основные направления в работе концертного звукорежиссера

Локтиков И.

Звукорежиссеры осуществляют свою деятельность на телевидении, ра-дио, в кино, живой музыке, в звукозаписи и т.д. В данной работе речь пойдет о концертных звукорежиссерах, тех, кто работает с «живым» звуком.

Звукорежиссеры осуществляют свою деятельность на телевидении, ра-дио, в кино, живой музыке, в звукозаписи и т.д. В данной работе речь пойдет о концертных звукорежиссерах, тех, кто работает с «живым» звуком.

Мониторный звукорежиссер несёт ответственность за контроль над всеми звуками на сцене. Мониторы - это колонки расположенные на сцене, предназначенные для музыкантов. Инженер контролирует отдельные мони-торные миксы для каждого из исполнителей на сцене, добавляя те инстру-менты и сигналы, которые необходимо слышать именно этому артисту или наоборот, убирая ненужный сигнал. Одним из основных правил является необходимость постоянно обращать внимание на исполнителя, даже когда он не обращает внимание на звукорежиссера и постоянно следить за каждым мониторным миксом. В работе MON звукорежиссера не так много места для творчества, но создавая комфортные условия для работы исполнителей на сцене, мониторный звукорежиссер помогает музыкантам проявить себя в лучших качествах. В том случае если на мероприятии не предусмотрен мо-ниторный звукорежиссер, то вся его работа и ответственность ложится на звукорежиссера зала.

Технические инженеры следят за исправностью всей системы исполь-зуемой аппаратуры. Они несут полную ответственность за всю систему зву-коусилительной аппаратуры и, как правило, имеют обширные знания в области техники, с которой работают. Их основная задача заключается в том, чтобы убедиться, что все оборудование работает правильно и надлежащим образом. Существует несколько видов инженеров, одни - это техники на гастролях (в туровых поездках), работающие с прокатными компаниями, а другие - это техники, работающие на месте, в конкретных залах.

У звукорежиссера концертного зала (FOH) рабочее место находится там, где располагается аудитория. Он создает звуковой образ для этой аудитории. В идеале FOH звукорежиссер должен находиться в середине зала, но на практике, к сожалению, это не всегда возможно реализовать. Его основной задачей является микширование звука и создание звукового образа для ауди-тории. Микшируя звук, он создает необходимую звуковую картину в зале. Звукорежиссер зала является своего рода проводником энергии и эмоций между артистами и аудиторией. Микширование «живого» звука является очень сложной и проблематичной задачей. Это не просто передвижение ручек громкости вверх и низ. Это сочетание определенных звуков, таким образом, чтобы был услышан как весь микс в целом, так и каждая деталь в от-дельности, чтобы ничего ни скрывалось и не маскировалось другими звуками.

FOH-звукорежиссеры так же как и техники делятся на несколько кате-горий: звукорежиссеропределенного зала (например, звукорежиссер филар-монии), звукорежиссер, работающий непосредственно с определенной груп-пой или коллективом в гастрольных поездках, приглашенные звукорежиссеры (свободные фрилансеры).Говоря о звукорежиссерах залов, можно сказать, что они являются универса-лами. Они работают с разнообразными коллективами, разными составами перед которыми ставятся, часто, очень непохожие задачи по формированию звукового образа. Эти звукорежиссеры отлично знают акустику помещения, в котором работают, его проблемы и недостатки, а так же положительные черты. Из минусов такой работы можно заметить нехватку времени на настройку звука незнакомых коллективов.

Звукорежиссеры коллективов прекрасно знают все нюансы исполните-лей, с которыми работают, имеют хорошее представление о необходимом звуковом образе, который нужно передать аудитории. Все детали шоу отто-чены на многочисленных репетициях, и все аспекты заранее обговорены с артистами. К сложностям работы следует отнести необходимость постоянной адаптации к новым акустическим условиям (залы, открытые площадки и т.д.) и умение оперативно под них подстраиваться. Так же нужно разбираться в большом количестве разнообразной звукоусилительной аппаратуры, уметь с ней работать, так как не всегда есть возможность точного исполнения райдера артистов.Что касается звукорежиссеров-фрилансеров, то это разносторонние профессионалы микширования звука, приглашают их за свой неповторимый звуковой «вкус» и чутьё при создании звукового образа. У этих звукорежис-серов должны проявляться все характеристики и умения инженеров, работа-ющих с «живым» звуком. Они обладают обширными техническими знаниями и творческим виденьем.

Профессия звукорежиссера востребована в кинематографе, на радио, в сфере рекламы. Этот специалист занимается аудиооформлением кинофильма, теле- или радиопередачи, шоу.

Краткая история

Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.

Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.

Описание профессии

Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.

Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.

Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.

Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.

В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.

Учеба и ЕГЭ

Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.

Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:

  • Белгородский госинститут искусств и культуры
    Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.
  • Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
  • Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
  • Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
  • Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
  • Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
  • Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
  • Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
  • Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
  • Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.

Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.

Круг обязанностей

Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.

В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.

Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.

В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.

Знания, умения и личностные качества

Профессиональный звукорежиссер от а до я знает все нюансы записи и умеет обрабатывать звук, обладает навыками использования специальной аппаратуры (цифровой и аналоговой). Если говорить конкретнее, ему потребуются знания технологии съемок и их озвучивания, а также правил и схем установки микрофонов. Он должен отлично разбираться в физике звука, особенностях акустики в помещениях разного типа. К примеру, при работе с оркестром надо знать, как звучат различные музыкальные инструменты (учесть силу, направленность, высоту). Это крайне важно для грамотной расстановки микрофонов.

Звукорежиссеру для успешной работы потребуется ряд Звукорежиссер
личностных качеств. Он должен обладать:

  • музыкальностью;
  • художественным восприятием и фантазией;
  • отличным слухом;
  • хорошей памятью на звуки;
  • способностью быстрого освоения звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники;
  • эрудицией (общей и музыкальной);
  • стремлением к самосовершенствованию и отслеживанию творчества коллег по цеху.

Требования работодателя

Набор требований, выдвигаемых к звукорежиссеру работодателем, зависит от конкретного места трудоустройства. В основном понадобится наличие:

  • опыта работы (портфолио);
  • музыкального слуха;
  • знания специального программного обеспечения (редакторов Sound Forge, Samplitude, Nuendo, Vegas и подобных);
  • умения обращаться со звуковыми пультами и другим профессиональным оборудованием;
  • знания нюансов акустики в театральном и концертном залах, а также теории режиссуры и актерского мастерства;
  • высшего образования.

Кроме всего перечисленного, специалист не должен бояться микрофона. Зажатость и скованность могут перечеркнуть даже идеальный слух и серьезный багаж теоретических знаний.

Заработная плата

В среднем по России зарплата звукорежиссера колеблется от 35 тысяч до 60 тысяч рублей. Традиционно более высокий заработок в Москве. Уровень оплаты труда в столице стартует от 40 тысяч рублей. Если конкретизировать, то, например, звукорежиссер-диджей может рассчитывать на 1 000–3 000 рублей за одну смену. Высшее образование и наличие хотя бы минимального опыта работы дают хороший шанс получить повышение заработной платы.

Трудоустройство и карьерный рост

Нельзя сказать, что профессия звукорежиссера очень востребована широко. И тем не менее ее представитель без работы не останется. При успешном прохождении собеседования он может трудоустроиться:

  • на студию звукозаписи;
  • на радио;
  • на телеканал;
  • на киностудию;
  • в театр;
  • на стадион;
  • в концертный зал;
  • в диско-клуб;
  • в ресторан.

Некоторые предпочитают самостоятельную занятость – фриланс. Это дает возможность выбирать наиболее интересные проекты и работать по собственному графику. Правда, поиск заказчика в таком случае тоже ложится на их плечи.

Новичку лучше начинать с работы в каком-нибудь ивент-агентстве. Это хорошее место для получения нужных навыков и опыта. Затем можно пробовать свои силы в звукозаписывающей студии, на телеканале или на радио. Карьерный рост в основном представлен сменой текущего места работы на более престижное или открытием собственной студии.

Перспективность профессии

Современный мир со стремительно развивающимися технологиями уже невозможно представить без звукорежиссера. Не будь его, остались бы мы без фильмов, песен, аудиокниг, рекламных роликов и праздников. Таким образом, вывод напрашивается сам собой – профессия сегодня достаточно востребована. По крайней мере сфера медиа точно нуждается в услугах звукорежиссеров.

Развитие профессии напрямую зависит от прогресса в технологиях. Модернизация аппаратуры и прочих технических средств будет вынуждать человека, работающего с ними, осваивать новое. Это неизбежно приведет к повышению квалификации и выходу звукорежиссуры на новый уровень.

Перспективность этой профессии сегодня высока. Одна из причин – нехватка действительно высококвалифицированных работников. Если вы станете отличным специалистом, работодатель будет за вами охотиться сам. Согласитесь, это, не говоря о достойной оплате труда, весьма приятно. Прилично зарабатывать можно в сфере рекламы. Здесь очень много заказов, которые выполняются довольно быстро. Однако прежде чем приступать, звукорежиссеру потребуется освоить специальные компьютерные программы для записи и обработки голоса, а также музыкального сопровождения.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия звукорежиссер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Задачи звукорежиссера

Главная функция звукорежиссера — грамотное управление аудиопотоками. Он определяет, что и как будут слышать зрители в театре или на концерте, какой звук пойдет в эфир для радиослушателей и телезрителей. От звукорежиссера зависит конечное звучание записанных в студии песен и аудиокниг, снятых фильмов и клипов, радиоспектаклей и даже симфоний.

Звукорежиссер нужен там, где необходимо создать высококачественный аудиопоток на выходе – по громкости, тональности, тембру, гармоничности. Это человек, который отсекает весь лишний фон и «звуковой мусор» и помогает расставить нужные звуковые акценты.

На любом массовом мероприятии атмосферу создает не только картинка, но и звуковой фон. От того, каким он будет, зависит восприятие мероприятия его рядовым участником.

Данная профессия является одновременно технической и творческой, ведь звукорежиссер является создателем художественного звукового образа.

Он полностью отвечает за звуковую концепцию, которая является неотъемлемой частью драматургии конечного продукта. Прообраз звукорежиссера – дирижер оркестра: человек, не издающий ни звука, но управляющий каждым музыкантом и являющийся ответственным за весь звуковой продукт.

Где работает звукорежиссер

Главное рабочее место – микшерский пульт, к которому подключены микрофоны, музыкальные инструменты, усилители звука, аудиомониторы и внешние колонки. Чаще всего звукорежиссера за пультом можно обнаружить в таких местах:

  • студии звукозаписи;
  • радиостанции;
  • телевизионные каналы;
  • студии кино;
  • театры;
  • закрытые или открытые концертные площадки;
  • ночные клубы и дискотеки.


В театрах, на радио, и на телеканалах звукорежиссер предусмотрен в штате – ведь без него такие организации не проработают и дня.

Известные профессиональные музыкальные коллективы также предпочитают нанимать звукорежиссеров на постоянную работу.

Но есть также немало звукорежиссеров-фрилансеров, которые обслуживают конкретные проекты либо мероприятия – концерты, презентации, шоу, клубные сезоны.

Что должен уметь звукорежиссер

Спектр требуемых навыков звукорежиссера варьируется и зависит от конкретного места работы. Основные предъявляемые требования к специалисту следующие:

  • обладание музыкальным слухом;
  • умение работать с микшерскими пультами разного типа
  • экспертный уровень работы с современными музыкальными редакторами: CuBase, MixCraft, Nuendo и другие;
  • знание технических характеристик, особенностей коммутации между собой и нюансов работы не только элементов звуковой, но также световой и видеоаппаратуры;
  • понимание основ сценической режиссуры, в идеале – владение навыками режиссера;
  • знание акустических характеристик различных открытых и закрытых площадок, быстрая звуковая настройка под конкретный зал либо другое помещение.

К студийным звукорежиссерам, которые занимаются звукозаписью, есть также много дополнительных требований по части навыков обработки звука.

Что делает звукорежиссер за пультом

Суть работы звукорежиссера за пультом заключается в сведении множества аудиопотоков в один и в регулировке характеристик выдаваемого в эфир потока. Это громкость, тембр, частота, устранение шумов и помех. Причем для каждого аудиопотока выстраивается свой набор характеристик таким образом, чтобы он гармонировал с другими звуковыми потоками.

При проведении телевизионных и радиотрансляций звукорежиссер также переключает источники звукового потока в соответствии со сценарием эфира. Он плотно взаимодействует с главным редактором или режиссером трансляции, мгновенно реагирует на указания последнего.

При работе в студии звукорежиссер не только выстраивает процесс записи, но и осуществляет сведение и конечный монтаж звуковой дорожки. В отдельных случаях звукорежиссер выполняет часть функций аранжировщика, редактируя конечный звуковой материал и даже включая в него новые эффекты и элементы.

Где учатся на звукорежиссера


Многие звукорежиссеры самоучки, но есть масса спецкурсов и мастер-классов, где можно получить навыки звукорежиссуры. Как правило, их проводят при больших студиях звукозаписи, на телеканалах и радиостанциях.

Кроме того, можно стать дипломированным звукорежиссером, поступив на соответствующую специальность в вузе. Официально она называется «Звукорежиссура кино и телевидения» и чаще всего ее можно найти в музыкальных и гуманитарных учебных заведениях.

Читайте также: