В чем заключается работа кондуктора

Опубликовано: 15.05.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы [вписать нужное].

1.3. Кондуктор общественного транспорта принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.4. Кондуктор общественного транспорта должен знать:

- правила перевозки пассажиров, багажа;

- тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;

- льготные категории граждан;

- остановочные пункты по маршруту следования;

- настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;

- правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

- правила оказания первой доврачебной помощи;

- правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

2. Должностные обязанности работника

На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Сбор платы за проезд.

2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.

2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.

2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.

2.5. Вежливость в отношении пассажиров.

2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.

2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.

2.8. По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.

2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.

3. Права работника

Кондуктор общественного транспорта имеет право:

3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.

3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. [Указать иные права, например, право бесплатного проезда в общественном транпорте, обеспечение спецодеждой и т. д.].

3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Кондуктор общественного транспорта несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Кто такой кондуктор? Почему эти люди стесняются говорить о том, где они трудятся? Что это за работа такая: кондуктор троллейбуса? Кто и как может занять эту должность? И что общего у человека, продающего билеты, и приспособлением для сварки крупногабаритных деталей?

 кондуктор для сварки

Кондуктор - он не только человек

Кто такой кондуктор? Мы привыкли, что это человек, продающий билеты в городском транспорте. И мало кто из людей, не связанных с техникой, знает, что существует еще кондуктор для сварки. Что общего у них - предмета и человека? Вероятно, назначение. Кондуктор для сварки помогает фиксировать в нужном положении детали, которые необходимо сварить между собой. Человек, чья профессия называется таким же словом, позволяет фиксировать людей, заплативших и не заплативших за проезд. Тот, что нужен для сварки обеспечивает качество будущих механизмов. Тот, кто работает в городском транспорте, обеспечивает выполнение плана водителем и как следствие всей отрасли. Именно поэтому в должностных обязанностях этих специалистов закреплены очень серьезные требования. Как и любой рабочий человек, кондуктор троллейбуса или автобуса должен знать:

  • свои права и обязанности;
  • документы, имеющие отношение к его работе;
  • правила перевозки людей и багажа;
  • существующие тарифы;
  • абсолютно все остановки на маршруте.

Кроме этих очевидных обязанностей, кондуктор троллейбуса или любого другого транспорта должен обладать определенными навыками. Без них на официальную, оплачиваемую «белой» зарплатой, работу его могут не взять.

кондуктор троллейбуса

Кондуктор - друг пассажира

Кто такой кондуктор? Лучший друг пассажира. В городском транспорте может случиться всякое. Известны случаи, когда у людей начинался сердечный приступ или роды, люди ломали руки или ноги, начинали выяснять отношения при помощи кулаков.
Водитель не может отвлекаться на шум в салоне, поэтому миссия сохранения нормальной атмосферы полностью возложена на того, кто продает билеты. Должностные обязанности четко указывают, что кондуктор троллейбуса или трамвая, автобуса обязан знать:

кто такой кондуктор

  • правила оказания доврачебной помощи и уметь использовать эти знания на практике;
  • правила безопасной перевозки пассажиров, эксплуатации троллейбуса;
  • грамотно действовать в экстренной ситуации.

Требования к физическому состоянию кондуктора

Для того чтобы 8-12 часов (столько длится смена) проводить в салоне троллейбуса, постоянно перемещаясь из одного его конца в другой, кондуктор должен быть физически выносливым человеком. Он не должен бояться ни жары летом, ни мороза зимой, ни сквозняков круглый год. А еще хороший специалист:

  • говорит на языке пассажиров (это значит, что он не падает в обморок от обилия нецензурной лексики);
  • с детьми и интеллигентными пассажирами общается вежливо и культурно;
  • не боится требовать оплату с подвыпивших буянов и хулиганствующих подростков;
  • при случае может разрядить атмосферу удачной шуткой.

Эти требования не прописаны в инструкциях, необходимые навыки приобретаются только в процессе работы.

Кто может работать кондуктором?

работа кондуктором

Кто такой кондуктор? Работник с крошечной зарплатой. Занимать должность может любой человек, согласный получать за свой тяжелый труд 6-7 тысяч в месяц. Именно очень низкая зарплата делает профессию крайне непопулярной, а текучку на транспортных предприятиях непрерывной. Впрочем, водители находят выход. Во многих городах кондукторы работают неофициально, за наличное вознаграждение. Однако такое трудоустройство нарушает закон. Чаще всего билеты в транспорте продают люди, не имеющие образования, неспособные найти постоянную, высокооплачиваемую работу. Это не значит, что работа кондуктором не уважается в обществе. Почетны все профессии. Но вряд ли человек, закончивший институт, умеющий строить дома, учить или лечить людей, будет с удовольствием занимать такую должность.

За относительно недолгую жизнь я попробовала себя в самых разных профессиях. В каждой из них были недостатки, но находились и достоинства. Работа кондуктора никогда не была для меня легкой, однако и в ней я нашла много положительного. Для тех, кому интересно, опишу все плюсы (а в следующей статье и минусы) профессии подробно.

Начнем с хорошего

  • Плавающий график

Если работодатель следует букве трудового договора, принимать оплату за проезд можно будет в режиме 2 через 2. Времени свободного получится много, поэтому можно будет и выспаться, и домашними делами заняться, и о себе любимой не забыть. Я по такому лайтовому графику работала очень мало, из-за нехватки персонала приходилось трудиться в лучшем случае по 3, в худшем - по 5 дней подряд. Когда втянулась, даже трехдневка казалась раем)

  • Новые знакомства

Каждый день волей-неволей встречаешь толпы людей. Одни заряжают позитивом, другие - обливают с ног до головы отрицательной энергией. Уж так сложилось, что мне на жизненном пути всегда встречаются светлые люди, поэтому душевных бесед у меня было намного больше, чем перебранок. Покатавшись по маршруту несколько недель, начинаешь понимать настроение людей по их внешнему виду. Учишься читать лица. Сначала получается через раз, потом набираешься опыта и уже точно знаешь, с кем стоит начинать разговор, а к кому лучше подходить с каменным лицом.

  • Отсутствие рутины

Казалось бы, скучнее ничего не придумаешь, чем рассчитывать пассажиров по 12 часов подряд. Это было бы так, если бы в дороге не происходили непредвиденные события. Чаще всего развлекают кондуктора пассажиры, которые то рассказывают интригующие истории из жизни, то поют, то ковыряют в носу (да-да, и такие были). Иногда порцию веселья получаешь и от коллег. А уж если водитель - парень задорный, рутины можно не бояться.

  • Наличие свободного времени

Мои знакомые всегда удивлялись, как я успеваю столько читать, если провожу на работе не меньше 14-ти часов. Секрета никакого нет: я не отрывалась от книг даже во время рабочей смены. Само собой во время утреннего и вечернего часов пик я и подумать не могла, чтобы усесться на свое место и взяться за книжку. Это время всегда было самым утомительным, потому что требовало максимальной собранности и оперативности. А вот в остальные часы вполне можно было успеть рассчитать пассажира, а затем присесть и прочитать несколько страничек. На обеде за книги я практически не бралась. Очень уставала, поэтому предпочитала хорошенько вздремнуть и поесть.

  • Минимум контактов с начальством

Мои встречи с руководством "ПАТП" можно пересчитать на пальцах. В основном я являлась к начальнику сама, чтобы обсудить финансовые вопросы. Весь день на маршруте и водитель, и кондуктор свободны от гнета вечно недовольного руководства. Если водители все же изредка встречаются с непосредственным начальством, то кондукторам этого делать не приходится. Деньги в кассу сдал, путевой лист у диспетчера оставил - свободен.

  • Отличное знание города

Если маршрутов в автопарке много, есть возможность досконально изучить целый район. Так как я устроилась кондуктором почти сразу после переезда, эта работа помогла мне научиться ориентироваться в мегаполисе. Катаясь по маршруту, я приметила несколько красивых мест, куда потом неоднократно приезжала на выходных. Со временем я выучила не только название остановок и близлежащих улиц, но и запомнила, какие магазины, бизнес-центры и места отдыха находятся неподалеку. А потому превратилась в ходячий справочник)

  • Возможность вникнуть в автодело

С лет 13 страстно люблю машины и все, что с ними связано. В списке моих любимых фильмов 3 первые части "Форсажа", "Угнать за 60 секунд" и "Берегись автомобиля". Постигать азы вождения я начинала под руководством любимого мужчины, который оказался отличным учителем. Он терпеливо объяснял, что к чему и доверял мне управление машиной, которой очень дорожил. Работа в "ПАТП" сблизила меня с автомобилями еще больше. Когда автобус ломался, я со всех ног неслась не в кондукторскую, где сидели мои коллеги, а в гараж, где под МАЗами возились слесари, механики и электрики. Я помогала, чем могла и внимательно смотрела, как бездыханную махину возвращают к жизни. Механики и водитель, с которым я работала, с удовольствием учили меня премудростям автодела. Машину я, конечно, не подчиню, но вот проверить уровень масла, налить антифриз, заменить ремень и шланг и в легковушке, и в МАЗе смогу)

  • Возможность собрать коллекцию современных монет и купюр

В руки кондуктора ежедневно попадает несколько тысяч рублей. Большая часть из них приходит в виде мелких монет, среди которых попадаются довольно редкие и красивые. Меня такое обилие привлекательных монеток заставило начать собирать коллекцию. После увольнения из "ПАТП" юбилейные и памятные монеты мне практически не попадаются.

Кондуктор, контролер занимается продажей билетов и проверкой их наличия у пассажиров. Он может работать в автобусах, трамваях, троллейбусах, поездах. Специальное образование для этой профессии не нужно.

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.


Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Плюсы и минусы профессии кондуктор/контролер

Плюсы

  1. Стабильная работа и заработная плата.
  2. Возможность общаться с разными людьми.
  3. Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.

Минусы

  1. Не очень высокий уровень дохода.
  2. Физические нагрузки.
  3. Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.


Важные личные качества

Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.

Обучение на кондуктора/контролера

Это работа, на которую можно устроиться и без какого-либо специального образования. Главное – обладать качествами, которые были перечислены выше, и уметь быстро выполнять несложные математические подсчеты (если в обязанности входит продажа билетов за наличные). Как правило, муниципальные организации, которые нанимают таких сотрудников, быстро знакомят их со спецификой работы, и дополнительного обучения не требуется.

Место работы

Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления.

Зарплата кондуктора/контролера

Уровень доходов такого работника обычно не очень высок и сильно зависит от количества отработанных часов и дней. При регулярной занятости он может доходить до средней зарплаты по региону.

Зарплата на 25.05.2021


Карьерный рост

Эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал.

Главная картинка статьи Кондуктор – актуальная профессия

Общественный транспорт для любого города — залог комфорта и удобства. И чем крупнее город, тем больше разновидностей общественного транспорта существует, поэтому профессия кондуктора востребована в любом городе.

Водителям трамваев, автобусов и троллейбусов удобнее концентрироваться на выполнении основной работы, не отвлекаясь на получение платы за проезд. Для выполнения этой работы требуются услуги кондуктора.

Особенности профессии кондуктор

профессия кондуктора

Появление общественного транспорта стало стимулом к возникновению этой профессии. Основные обязанности не претерпели значительных изменений, но со временем изменились способы взимания платежей.

В разное время профессия кондуктора переставала быть актуальной. Например, в Воронеже с 2003 года часть маршрутов стала бесплатной. Отдельные города также обходились без кондукторов, вместо них использовались компостеры, которые гасили проездные талоны.

Некоторые страны экспериментируют и вводят бесплатный общественный транспорт, для этого они предоставляют ряд аргументов:

  • Уменьшение пробок.
  • Улучшение экологии за счет уменьшения пользования автомобилями.
  • Снижение затрат на персонал.
  • Уменьшаются издержки на изготовление турникетов, билетов и талонов.

В крупных мегаполисах наземный транспорт часто обходится без кондукторов — их заменили валидаторы. Кондукторов оставляют только на междугородних рейсах.

Но профессия не исчезла. Кондукторов когда-нибудь вытеснят электронные средства контроля, но это долгий процесс, который наступит очень нескоро.

Профессия кондуктора имеет еще одну особенность — в основном ее выбирают женщины. Возможно это связано с тем, что средняя зарплата кондуктора низкая и мужчины реже соглашаются на такие условия работы.

Обязанности кондуктора

  • проведение операций по оплате проезда пассажиров;
  • проверка льготных документов пенсионеров и учащихся;
  • оказание помощи пассажирам при возникновении необходимости;
  • после завершения маршрута проведение осмотра транспорта на наличие оставленных вещей.

Кондуктор общественного транспорта для исполнения своих обязанностей должен знать:

  • принципы оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
  • тарифную сетку маршрута, где он работает;
  • названия остановок маршрута, их последовательность.

Также кондуктору необходимы знания по оказанию медицинской помощи, принципам охраны труда и противопожарной безопасности. С этими темами специалистов знакомят в рамках инструктажей при приеме на работу.

Требования к кондуктору

что должен делать кондуктор

Строгих требований к кондуктору не предъявляют, главное для работника — иметь хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Это нужно, так как смены могут длиться более 10 часов, а автобус почти все время находится в движении.

Будущему кондуктору также следует регулярно проходить медицинские обследования. Для работы не подойдет человек с проблемами в работе опорно-двигательного аппарата, плохим зрением и другими заболеваниями.

Ответственность кондуктора

Он несет личную ответственность за покупку билетов всеми пассажирами транспортного средства. В противном случае его ждут штрафные санкции со стороны работодателя, что отдельным пунктом прописывается в трудовом договоре.

Руководство предприятия несет ответственность за обеспечение специалистов всем необходимым для работы инструментарием, а также униформой.

Обучение кондукторов

Не существует учебных учреждений для получения профессии кондуктора. Все знания работник получает на рабочем месте. Поэтому должность кондуктора доступна практически каждому — это дает возможность получить работу людям без образования и специальных знаний.

Перспективы карьерного роста для кондукторов

Профессия кондуктора не подразумевает карьерного роста. Можно выполнять свою работу на разных видах транспорта, но это практически не сказывается на заработке.

Личностные качества профессии кондуктор

Работа кондуктора в первую очередь подразумевает общение с пассажирами, поэтому специалист должен проявлять следующие качества:

  1. вежливость;
  2. коммуникабельность;
  3. доброжелательность;
  4. стрессоустойчивость;
  5. ответственность;
  6. исполнительность.

Уровень заработной платы профессии кондуктор

зарплата кондуктора

По информации сервисов поиска сотрудников, работник может рассчитывать на следующую зарплату:

Читайте также: