В чем заключается работа летчика испытателя

Опубликовано: 30.06.2024

Все о профессии летчик-испытатель

Есть такие профессии, которые, несмотря на высокий уровень зарплаты, довольно редки, но в то же время востребованы. К ним можно отнести профессию летчик-испытатель. Не каждый человек может освоить эту специальность и посвятить ей себя. В этой статье мы попробуем разобраться в особенностях и требованиях к ней.

Особенности профессии

Главная особенность профессии летчик-испытатель в том, что не каждый пилот, тем более не каждый человек может ее освоить и заниматься ею. Испытателями становятся летчики, которые не просто обладают знаниями и имеют хорошую физическую форму, но у них обязательно есть опыт в летном деле. Как правило, это военные летчики, но есть и испытатели гражданских самолетов.

Они первыми осваивают все инновации и нововведения авиации. Любые новшества в самолетостроении, в правилах полета, в системах наблюдения и тому подобном в первую очередь проверяют летчики-испытатели. Это специалисты, работающие с высокой долей риска и степенью ответственности.

Их задача – проверить все, что касается работы самолета, составить полный отчет, чтобы затем конструкторы могли устранить недочеты. Их ошибки могут стоить жизни как им самим, так и многим людям.


Обязанности

Летчик-испытатель не просто проверят работу нового самолета или вертолета, он также принимает участие в создании новых воздушных судов. Его участие обязательно как на теоретическом этапе создания судна, так и непосредственно на практическом.

На этапе разработки теории создания самолета в его обязанности входит:

  • анализ данных по ранее эксплуатируемым, но теперь устаревшим машинам;
  • оценка всевозможных ситуаций отказа создаваемой техники, расчет необходимых мер и действий при этом;
  • испытание на стендах, которые моделируют те или иные параметры и характеристики будущего самолета во время полета.

На теоретическом этапе список обязанностей летчика-испытателя очень обширный. Это требует от него глубоких знаний в области физики, инженерии, метеорологии и многих других областях.

Во время практических испытаний нового образца техники среди основных обязанностей можно выделить следующие:

  • исполнить все предусмотренные испытаниями задачи и маневры, в том числе и отказные ситуации, которые могут возникнуть с момента старта до момента приземления самолета;
  • при испытании боевых машин применить в действии все предусмотренные конструкцией машины вооружение;
  • по окончании испытаний на определенном самолете обучить весь его экипаж изменениям в работе аппарата и всем нововведениям.


Важные качества

Среди личных качеств для летчика-испытателя особо важно умение принимать ответственные решения и понимать их последствия. Нужно быть смелым человеком и уметь концентрироваться в экстренной ситуации. При этом он должен быть спокойным и собранным. Немаловажным качеством является интерес ко всему новому в авиационном деле. Ценно желание сделать что-то лучше и эффективнее, чем было до этого.

Кандидат на эту специальность должен иметь квалификацию летчика первого класса и красный диплом об окончании соответствующего вуза. Возрастное ограничение при поступлении на службу – не старше 31 года.

Будущий испытатель должен быть в хорошей физической форме и без проблем со здоровьем.

Навыки и знания

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что эта профессия требует от человека владеть большим объемом знаний. Но и этого будет недостаточно, если он не сможет применить их в общении с другими специалистами или на практике. Летчик-испытатель во время своей работы взаимодействует, общается и работает с целой командой специалистов из разных сфер. Это ученые, конструкторы, инженеры, штурманы, даже менеджеры и руководящий состав. Он должен уметь доказывать свои мысли, оперировать своими знаниями и применять их во время испытаний.

Во время его службы могут быть командировки за границу, поэтому знание как минимум одного иностранного языка (английского) обязательно. К тому же сейчас часто проводят совместные военные учения или выставки авиационной техники. На таких мероприятиях необходимо не просто говорить на иностранном языке, но и достойно представлять и рассказывать о последних достижениях в авиации. Что касается личных качеств и физической формы, испытатель должен всегда придерживаться правильного распорядка дня и выполнять физические нагрузки. Эмоциональные переживания, отсутствие лидерских качеств или, наоборот, резкий характер недопустимы в его поведении. Ведь его психологическое и физическое состояние напрямую влияет на успешность испытаний.


Обучение

В нашей стране существуют 2 учебных заведения, в которых можно освоить профессию летчик-испытатель. Первое учебное заведение находится в небольшом городе Ахтубинск Астраханской области – это Государственный летно-испытательный центр ВВС России им. В. Чкалова. Здесь готовят профессионалов для военно-воздушных сил.

Второе заведение – Школа летчиков-испытателей им Федотова А. В. – расположено в Московской области, г. Жуковский. Эта школа в основном занимается подготовкой специалистов для конструкторских бюро, экспериментальных самолетов и НИИ. В среднем в России насчитывается около 50 человек – испытателей авиации.

В мире их подготовкой занимаются еще 4 школы – две в США, и по одной в Англии и во Франции.

Перспективы и карьера

Чтобы стать летчиком-испытателем, нужно не только закончить соответствующее учебное заведение, но и иметь от 3-х до 5 лет стажа в полетах. Как правило, общий трудовой стаж испытателя составляет 15-20 лет, на пенсию они выходят довольно рано. Летчики-испытатели, особенно военные, всегда востребованы на авиационных заводах, в испытательных и конструкторских центрах. При окончании сборки самолета или вертолета перед запуском его в серийное производство испытатели производят заводской облет.

После окончания карьеры такие специалисты чаще всего становятся инструкторами для новобранцев. Есть те, которых привлекают в качестве независимых консультантов в сферы, не связанные с авиацией и производством авиационной техники (кино, горный туризм или просто владельцы частных самолетов). Наверное, нет необходимости говорить о том, насколько рискованна и опасна данная профессия.

Хотим напомнить общеизвестную заповедь: "Продвигаясь в область неизученных явлений, предусмотри возможные пути возврата".

Из неопубликованной книги летчика-испытателя Лысенко Г. И.

Принято думать, что любая опасность или угрожающий случай, когда жизнь вдруг повисла на волоске, надламывает психику и подрывает жизненные силы человека. Против этого трудно возражать. Но дело в том, каков сам человек и насколько хватит его этих жизненных сил.

Подводя итог своей летной карьеры, я могу согласиться с тем, что жизнь моя подвергалась опасности, не однажды, и мне хотелось бы порассуждать на эту тему.

Внезапно я конечно не поседел и не облысел. Серебро подкрадывается незаметно, постепенно, и я уверен, что это уже годы, от которых никуда не уйти. Конечно, не стоит отрицать и того, что есть люди особого склада, люди острого и глубокого до потрясения впечатления. Люди как бы с оголенной и легко ранимой психикой. Такие люди, конечно, при смертельной опасности, могут и сразу поседеть. Но таких людей, как правило, очень мало и может быть и совсем нет среди летчиков. Если летчик способен, прежде всего, глубоко проникать в существо дела, полета, эксперимента, ситуации. Длительно, упорно и настойчиво всем складом своей жизни, ковать свою волю, смелость и целеустремленность. Такой летчик – талант, одаренный человек. Таких, не так-то просто подловить на какой-нибудь случайности или неожиданности. Они всегда начеку, действуют хладнокровно, но решительно и почти всегда выходят из положения даже и при самых затруднительных ситуациях, за исключением, может быть, безвыходных ситуаций, которые к сожалению, все-таки могут иметь место.

Такие летчики долгожители в авиации.

Есть и другой разряд летчиков, которые не владеют или еще не овладели вышеуказанными качествами. Они способны на полет или эксперимент без достаточного проникновения в существо поставленной задачи. В сложной ситуации они могут и заколебаться. У них не хватает времени для принятия определенного решения. Возможны и ошибочные решения. Таких летчиков уже нельзя с такой определенностью отнести к долгожителям авиации.

Первым признаком мастерства летчика является, конечно, техника пилотирования. Что это такое, не буду разъяснять, думаю многие это знают. Но должен сказать, что есть две оценки техники пилотирования – отличная и хорошая. Плохой техники пилотирования не бывает, а точнее она не признается. Если уж и появляется такой летчик с плохой техникой пилотирования, то его просто не допустят к полетам и будут тренировать до тех пор, пока техника пилотирования не станет, по меньшей мере, хорошей. Есть, конечно, и крайняя мера, такая как отчисление за непригодностью к летной работе.

Техника пилотирования дается разным людям ио-разному. Одному более или менее легко, другому тяжелее. Один летает играючи, чисто, точно, свободно, второй, скованно и напряженно. И что парадоксально, бывает, что человек с недостатками знаний, воли и дисциплины более быстро осваивает элементы полета, чем человек более дисциплинированный и с большим кругозором знаний.

Здесь очевидно действует, своего рода, природная одаренность человека к летному делу. Большое значение для техники пилотирования имеет систематичность подготовки и образования.

Летчики, получившие летную подготовку не обычными, а ускоренными путями, всегда страдают несовершенством своей техники пилотирования. Немалое значение имеет, конечно, и опыт.

Непревзойденными по технике пилотирования, бесспорно, являются летчики гражданского воздушного флота. У них систематичность подготовки, стабильность и однотипность самолетного парка. Ежедневные полеты, колоссальный налет часов и днем и ночью, и в простых и в сложных метеоусловиях. Им можно действительно позавидовать.

Я несколько распространился и не подошел еще к главному вопросу, что же переживает летчик, когда над его жизнью нависла непосредственная угроза?

Вопрос далеко не из простых и у разных людей, наверное, бывают и разные переживания. С полной достоверностью я могу судить лишь о самом себе, о своих переживаниях, которые отложились в памяти, и которые может быть не являются эталоном для других. Нужна, конечно, и в этом случае откровенность и, как говорят, еще свежая память.

Попав в сложную ситуацию и почувствовав угрозу, я внешне всегда оставался спокойным, об этом не раз говорили мои товарищи. Все существо бурно восставало и протестовало, внутренняя работа была колоссальной. Сильно колотилось сердце. Ощущался невероятный прилив сил. И главное – мозг, сознание, оно работало молниеносно: скорее, скорее понять суть дела!

Большое значение играют аналогичные случаи, если они имели место ранее, а также и уже ранее обдуманный и готовый для действия вариант, за который можно ухватиться. Предусмотрительность и предвидение являются драгоценными качествами летчика-испытателя. Эти качества – результат глубокого знания дела и опыта. Если случилось и произошло именно то, что и предполагалось, допускалось, то выход может быть наилучшим и наибыстрейшим. А спасительными могут быть не только секунды, но и доли секунды.

Когда же миновала непосредственная опасность, наступал медленный и постепенный момент спада напряжения. И уже полное успокоение и, я бы сказал, какое-то обновление и ликование наступает лишь на земле, когда ты оставил уже самолет.

Следует указать и на то, что после такого случая наступает на несколько дней, какой-то обостренный период повышенного ощущения своего жизнесушествования, окружающей действительности.

Может быть не к месту задан и такой наивный вопрос, — "А как ты сильно испугался?"

— Я, пожалуй, и не смог бы ответить точно на такой вопрос, так как действительно не знаю, не заметил, не успел подумать над тем – испугался я или нет и сильно или не сильно испугался. Испуг, как естественное явление, наверное, существует, но совсем не о том думает летчик в аварийной ситуации. Образно говоря, он мечется как тигр, только что посаженный в клетку. Летчик героически борется за новый самолет, за жизнь людей и за свою собственную жизнь, которую он совсем не склонен выдвигать на первое место, и совсем не похоже, при этом, и не заметно, что он испугался.

Говорят, что бывает и по-другому, что в минуты опасности, на человека нападает страшная апатия и безразличие. Он как бы окаменел и не может ни мыслить, ни действовать.

Говорят так-же, что бывают случаи панических, бессмысленных и беспорядочных действий в минуты опасности.

Но то все, только говорят. Я лично не могу подтвердить ни одного подобного случая.

Ну, а что же далее после очередного и серьезного случая? А далее, постепенное успокоение и в общем-то вроде ничего особенного и не было. Урок на будущее, и даже более того самоудовлетворение и самоуважение за то, что удалось, и ты оказался способным на успешный выход из такого критического положения. Вот, что далее!

Оплата за летные испытания

Я хочу отступить несколько в сторону и уделить внимание вопросу оплаты за летные испытания, который почему-то стал приобретать некоторый деликатный смысл. Плата за летные испытания является равной за равный труд, и на этот счет не может быть иного мнения. А раз труд был очень высоким и сложным, то и плата должно быть соответственно высокой.

Мы живем пока еще в таких условиях, когда наш труд еще не может полностью базироваться лишь на моральной основе. Существует еще и принцип материальной заинтересованности.

Можно с полным основанием утверждать, что летчик-испытатель является, в определенном смысле, незаурядным человеком.

Его труд – "одна из наиболее сложных форм деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления, воли и внимания". Для такого труда нужны определенные физиологические совершенства и, может быть, даже талант. Большая доля риска, если не постоянный и беспрерывный риск и опасность, на которые необходимо сознательно идти.

Летчики-испытатели прекрасно все это знают и поэтому справедливо считают, что высокая оплата их труда вполне заслуженна и законна во всех отношениях, в том числе и в моральном отношении. Плата для них не является целью труда, а является следствием труда.

Кроме того, и прежде всего летчики-испытатели свою работу расценивают как служение народу, как работу высоко патриотическую, преданную Родине, науке и прогрессу.

Летчики-испытатели – люди, чьему бесстрашию можно позавидовать. Они заслуживают звания героев за ту работу, которую проделывают. О самых известных летчиках-испытателях, живших в разных странах, читайте в статье.

Чем занимаются испытатели авиационной техники?

Чтобы получить данную профессию, нужно соизмерять свои возможности и желания. Летчик-испытатель должен обладать крепким здоровьем и такими чертами характера, как собранность, смелость, ответственность, мужество. Интеллект людей этой профессии должен быть высоким. Кроме того, без любви к технике нечего делать на месте человека, который избрал данный путь.

Летчики испытатели

Летчики-испытатели проводят испытания новейших летательных аппаратов, таких как вертолеты и самолеты. Эти люди оценивают качество воздушных судов, и, если что-то сконструировано неверно, возвращают железных птиц на доработку. Однако данная профессия может быть опасной: возможные ошибки конструкторов могут повлечь за собой трагедию вплоть до гибели испытателя.

Кто был первым летчиком-испытателем?

Всегда нужно с чего-то начинать. Когда описываемая профессия еще не была так распространена, как в наше время, люди все равно проводили экспериментальные полеты на первых созданных самолетах и вертолетах.

Первые летчики испытатели

Братья Райт были инженерами и испытателями своего собственного самолета, совершившими первый полет в начале двадцатого века, а именно – накануне Рождества 1903 года. Это испытание было запечатлено на фото, а сам аэроплан можно увидеть в качестве экспоната Национального музея авиации и космонавтики Соединенных Штатов Америки.

Александр Федорович Можайский стал известен тем, что еще в 1882 году провел испытание самолета, который он сконструировал самостоятельно, вдохновившись трудами французских летчиков. Однако в одной из записок, составленной в стенах Военного министерства в 1884 году, указано, что этот аппарат так и не взлетел. В настоящее время нет других доказательств, которые могли бы помочь нам ответить на вопрос, действительно ли испытания самолета Можайского оказались безуспешными.

Летчики испытатели СССР

Считается, что первые летчики-испытатели Союза Советских Социалистических Республик – Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев, ставшие известными в тридцатые года прошлого века, – собрали «громовский» набор военных пилотов до начала Великой Отечественной войны. Те, кто вошел в их число, провели испытания огромного количества штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей.

Первые испытатели авиационной техники Франции

Французские летчики-испытатели по праву считаются пионерами авиации. Начиная с конца девятнадцатого века многие инженеры не только конструировали собственные самолеты, но и проводили их испытания. Наиболее известными французами, способствующими развитию авиационной техники, стали:

  • Клеман Адер. Первый полет этого инженера-испытателя состоялся 9 октября 1890 года и был документирован. Несмотря на то, что конструкция, созданная Адером, заведомо не обладала достаточным потенциалом к развитию, имя этого человека известно во всем мире, ведь именно он впервые изложил идеи того, как можно применять авиационную технику в боевых целях.
  • Луи Блерио стал первым французом, который перелетел Ла-Манш на самостоятельно сконструированном самолете без применения катапульт и рельсовой дороги. Он сделал это в июле 1909 года. Та схема самолета, которую он предложил более сотни лет назад, используется по сей день. Улучшаются лишь возможности составляющих самолета, но железные птицы все равно соответствуют схеме Луи Блерио.

Летчики-испытатели СССР

Перечисляя выдающихся летчиков-испытателей разных стран, нельзя не упомянуть и людей этой профессии, живших в СССР. Наша страна может похвастаться тем, что взрастила таких выдающихся авиаторов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Аверьянов (фото представлено чуть выше), Иван Дзюба и другие.

Летчики испытатели Советского Союза

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии. За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина.
  • Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них – Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Заслуженные испытатели авиационной техники

Разумеется, бесстрашие летчиков-испытателей должно быть вознаграждено. Для того, чтобы выразить признательность и благодарность этим людям, их не только награждают различными медалями и орденами, но и дают высокое звание. Это «Заслуженные летчики-испытатели».

Заслуженные летчики испытатели

В СССР и России его носят такие авиаторы, как Владимир Аверьянов, Сергей Анохин, Александр Федотов и другие. На сегодняшний день их 419 человек.

Летчики-писатели

Одним из наиболее известных летчиков, который обладал писательским талантом, является американец Джимми Коллинз. Из-под его пера вышел сборник новелл, который называется «Летчик-испытатель». В этой книге автор писал короткие рассказы о том, что может приключиться с человеком его профессии. Все бы ничего, но незадолго до гибели он написал новеллу «Я мертв» с комментарием о том, что она подготовлена «на случай, что он разобьётся». К сожалению, она была опубликована его другом, журналистом Уинстеном Арчером.

Русские летчики-испытатели также обладали писательским талантом. Среди них – Николай Замятин, участвовавший в Великой Отечественной войне, и Василий Ершов, чьи труды являются учебниками нынешних курсантов.

Книги, написанные летчиками-испытателями, не врут, как не врут и их авторы, которые вкладывают в свои произведения всё то, что им приходится переживать.

pilot

Существует условная классификация профессии летчик на три главные группы: гражданский, военный и летчик авиационной промышленности. А категория «гражданский летчик » распадается на следующие вариации: летчик -любитель (пилот-любитель), летчик- инструктор РОСТО (Российская Оборонная Спортивная Техническая Организация), летчик-инструктор училища гражданской авиации , линейный пилот гражданской авиации (пассажирские и транспортные перевозки), летчик- испытатель гражданской авиации . Среди этого многообразия остановимся на на иболее загадочной и редкой профессии летчика-испытателя .

В России, как и во всем мире, летчики-испытатели — очень редкая профессия! Всего в нашей стране около 50 летчиков-испытателей , хотя точную цифру определить сложно. Ведь уже одно обучение доступным отнюдь не назовешь , есть не так много школ в мире: д ве школы в России, (Государственный летно-испытательный цен тр ВВ С им. В.Чкалова (ГЛИЦ) в городе Ахтубинск и Школа летчиков-испытателей им. А.В . Федотова (ШЛИ) в г. Жуковский ), две школы в США, одна в Англии, одна во Франции .

pilot

Зачем нам лётчики-испытатели или « зачем так много дел одному »

Основная работа заключается в том , что специалист принимает участие в создании новой авиационной техники как на теоретическом, так и на практическом уровне. Теоретически летчик принимает участие в следующих этапах работы:

  • предварительный теоретический расчет модели самолета ;
  • разработка концепции создания максимально эффективного авиационного комплекса;
  • сбор и анализ информации по ранее существовавшим, но устаревшим подобным системам;
  • разработка программ летных испытаний экспериментальных и серийных образцов;
  • испытние на моделирующих стендах всех режимов полета , еще не существующего летательного аппарата, чтобы ознакомиться с будущим поведением самолета ;
  • анализ всех возможных отказных ситуаций в полете и рассчет алгоритма действия в особых случаях;
  • разработка первоначального руководства по летной эксплуатации первого опытного образца самолета.

pilot

Таким образом, при разработке нового самолета летчику необходимо изучить его особенности и подключиться к процессу создания всех систем. Безусловно, это требует очень большого количества часов, проведенных за книгами, инструкциями, учебниками.

Кажется, будто эта романтичная профессия связана исключительно с захватывающими полетами и потрясающими пейзажами, адреналином и высшим пилотажем… Однако эта часть занимает в работе лётчика около 1/3 от всего объема работы. Когда уже наступает практика, это требует от летчика умения использовать все полученные знания и возможности применять их в деле. В практической деятельности летчик-испытатель осуществляет следующие задачи:

  • выполняет в качестве командира экипажа весь комплекс летных конструкторских испытаний самолета ;
  • выполняет отработку в реальных испытательных полетах всех отказных ситуаций, которые теоретически могут происходить в реальных полетах в будущем (стараются предсказать все возможные неполадки и разработать схему ответной реакции на них);
  • выполняет испытательные полеты на отработку боевого применения всех видов вооружения, которые могут быть установлены;
  • выполняет весь комплек с с ертификационных государственных испытаний;
  • выполняет периодические испытательные полеты для контроля качества серийных образцов;
  • выполняет переучивание рядового летного состава на конкретный самолет после завершения программы испытаний .

pilot

Таким образом, профессия летчика -испытателя представляет собой очень сложную систему взаимоотношения летчика-испытателя с большим количеством различных коллективов, принимающих участие в создании авиационной техники. В деле летчика-испытателя необходим аккуратный, взвешенный подход при при нятии решений и четкое понимание политической ситуации (в контексте создания самолета ), перспективы продвижения данного авиационного комплекса на международный рынок и холодный анализ возможных ошибочных технических решений.

Рабочие моменты профессии

Рабочая команда летчика-испытателя — достаточно небольшой коллектив профессионалов в данной области, из числа которого периодически отбирают одного-двух специалистов для выполнения особого рода работ. Речь идет об особых международных проектах, для летчика — серия командировок и работа над многоуровневым зданием. Периодичность данных заданий: один-два ра за за пять-десять лет.

Из-за сложной и очень разноплановой работы летчик сотрудничает с большим числом специалистов в других областях (инженеров-конструкторов, штурманов, менеджеров, ученых ), что способствует стремлению летчика-испытателя к расширению своего кругозора, к постоянному накоплению знаний в различных областях науки и техники.

pilot

К тому же в деле летчика-испытателя необходима тесная работа с представителями других конкурирующих фирм и постоянный контроль соответствия общему уровню подготовки и непосредственно качеству работы специалистов.

В данной профессии подразумевается довольно большое количество командировок по стране и по всему миру, что обеспечивает взаимодействие со специалистами других стран, позволяет ознакомиться с подходами к деятельности других специалистов международного уровня. В связи с этим летчику необходимо владеть по меньшей мере одним иностранным языком и уметь вести переговоры с помощью переводчиков.

В повседневную реальность летчика-испытателя входит и регулярное прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. Из-за того, что профессиональная летная деятельность специалиста составляет всего лишь 15 – 20 лет, вопрос здоровья в этом деле стоит очень остро. Следовательно, специалист должен придерживаться здорового образа жизни, а также нести ответственность за свои повседневные действия и контролировать собственное физическое, психическое и моральное состояние. На деле это выглядит так, что, к примеру, если летчик-испытатель просто не вовремя лег вечером спать и не выспался, утром его могут не допустить к полетам из-за «неправильного» сердцебиения.

Среди летчиков-испытателей тоже есть профессиональное классовое различие (1– 4 класс ), которое определяет следующие факторы: заработная плата, сложность и интересность заданий, получение государственных наград, наличие соответствующих государственных льгот и премий.

Что мотивирует человека выполнять такую сложную работу?!

Помимо высокой официальной заработной платы, пенсионного обеспечения и престижности профессии, летчики-испытатели — настоящие фанаты своего дела, прошедшие действительно долгий путь по карьерной лестнице, включающий около десяти лет обучения.

Основной целью и вдохновением летчиков-испытателей является именно непосредственное участие в испытательных полетах , к которым специалист допускается через годы теоретического и практического обучения. Не зря говорят, что это люди влюбленные в небо .

pilot

Конечно, большую роль здесь играет патриотизм: чаще всего летчик-испытатель имеет дело с вопросами международного уровня. Настоящим профессионалам нравится участвовать в создании еще не существующего самолета . Можно провести аналогию с водителями автомобилей: интересующийся водитель обязательно не раз залезет под капот своего авто и что-нибудь улучшит, переделает. Возможность для летчика что-то изменить в самолете , сделать его лучше — это возможность стать летчиком-испытателем .

pilot

Итак, кто он — летчик-испытатель ?!

Безусловно, очень сложно сказать, каким точно должен быть летчик-испытатель , какими именно качествами он должен обладать наверняка. Однако в этой профессии просто необходимо быть целеустремленным, уверенным и ответственным. Также нужно быть терпеливым и дипломатичным, чтобы уметь договариваться с остальными членами рабочей команды.

Только благодаря этому в течение длительных международных проектов поддерживаются доброжелательные отношения, способствующие продуктивной работе.

Фактически основная цель — с помощью теории и практики добиться господства над подобной техникой другой страны. Соответственно, постоянно работающей установкой должно быть следующее: используя все силы и знания улучшить, обогнать, обхитрить, обмануть боевой самолет возможного противника. По этой же причине, основным критерием высококлассного специалиста является непрерывное самообразование, причем не только в рабочее время и не только по прямой специальности. Летчику необходимо постоянно загружать свою голову различными знаниями и свежей информацией по любому , даже незначительному поводу, который теоретически может иметь значение для создания современной техники.

pilot

Создание авиационной техники происходит по утвержденным планам, рассчитанным на несколько лет вперед . Исходя из этого летчик с большой долей вероятности знает, в какие сроки необходимо выполнять ту или иную работу. Таким образом, специалисту невольно приходится составлять личные планы по по дготовке к работам, порой сильно растянутым по времени. Получается, что рабочая жизнь специалиста протекает по не утвержденным программам, и в ход должны идти только самодисциплина, внутренняя мотивация и собственная сила воли.

Напоследок можно привести решающие правила профессии, сформулированные одним летчиком-испытателем. Итак, летчик должен следить за своим здоровьем, быть собранным, честным и взвешано принимать любые решения.

летчик в самолете

Летчиком - испытателем является профессиональный пилот, который испытывает функционал и уровень безопасности авиатехники накануне ее ввода в эксплуатацию.

Содержание:

История профессии

Изобретателями самолета являются братья Райт. Они на протяжении нескольких десятилетий скрупулезно изучали систему управления воздушного судна, испытывали его возможности.

По этой причине, эти изобретатели - авиаконструкторы по праву считаются основателями профессии летчик. О них узнал весь мир, как только в 1903 году они взмыли в воздух на своем самолете «Флайер-1».

Особенности профессии

Профессия летчик - испытатель связана со значительным риском.

Проявление технических неполадок самолета либо вертолета в воздухе, способно повлечь за собой трагедию.

Летно - испытательная работа отличается следующими свойствами:

  • специфические условия труда;
  • сложная и требующая ответственного подхода деятельность в условиях ограниченного времени;
  • значительная степень ответственности;
  • неблагоприятное воздействие нагрузок на здоровье;
  • повышенный риск для жизни в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
  • повышенные эмоциональные нагрузки;
  • высокая заработная плата и возможность досрочного выхода на пенсию.

Следует учитывать тот риск, что систематические перегрузки чреваты возникновением определенных отклонений в состоянии здоровья испытателя. Поэтому его физическому и психическому здоровью уделяется повышенное внимание. С этой целью летчик проходит обязательную медкомиссию. Дополнительно, он проходит проверку накануне проведения испытаний нового летного устройства в воздухе.

Работа летчиком - испытателем связана со стрессовыми ситуациями. Она требует максимальной мобилизации всех резервов организма, с целью успешного выполнения поставленных задач. Дополнительно, подобного рода деятельность становится катализатором появления психосоматических заболеваний.

Психофизиологическая поддержка и меры по реабилитации здоровья в обязательном порядке сопровождают летчика - испытателя в течение всей службы вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Обязанности

Летчик - испытатель - это специалист, который проводит испытания экспериментальных воздушных судов, оценивая их качество, проверяя уровень безопасности и имеющиеся опции, тем самым помогая обнаруживать и оперативно устранять недочеты.

При запуске опытных образцов в серийное производство, не обойтись без заводского облета, которым занимаются опытные летчики - испытатели.

На этапе приема от производителя самолетов и вертолетов, военный летчик - испытатель является главным оценщиком их качества. Дополнительно, он выполняет обязанности инструктора для экипажа военной летной машины.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать летчик:

  • лидерские задатки;
  • умение концентрироваться;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • отличное здоровье;
  • хорошая физическая форма;
  • эмоциональная устойчивость;
  • решительность.

Навыки и знания

Летчик - испытатель - это профессионал, который обладает богатой теоретической базой относительно видов летательных аппаратов, их устройства и особенностей. Дополнительно, он мастерски управляет самолетом/вертолетом.

Профессия летчик - испытатель требует обязательного владения иностранными языками и международным авиационным алфавитом, с целью получать своевременные и точные сообщения от диспетчера в условиях наличия посторонних шумов и радиопомех.

Перспективы и карьера

Военные летчики - испытатели востребованы в летно - испытательных центрах Минобороны, а гражданские - в конструкторских бюро, на авиастроительных и авиаремонтных заводах.

В зависимости от квалификации, испытателю присваивают один из трех классов.

Обучение

Работа летчиком - испытателем невозможна без наличия высшего профильного образования и фиксированного количества летных часов.

Окончив летно - техническое училище, необходимо заработать минимум 3 года летного стажа.

Испытателями являются исключительно летчики экстра - класса, ведь потенциальные кандидаты на обучение проходят жесткий отбор. Они первыми апробируют новинки авиационных компаний, обращая внимание на функционал и безопасность воздушного судна.

Читайте также: