В чем заключается работа обходчика путей

Опубликовано: 17.09.2024

1.2. Обходчик пути и искусственных сооружений назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Обходчик пути и искусственных сооружений относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность обходчика пути и искусственных сооружений назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности обходчик пути и искусственных сооружений должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Обходчик пути и искусственных сооружений должен знать:

  • устройство, правила содержания конструкций верхнего строения пути, земляного полотна, мостовых, тоннельных и других искусственных сооружений;
  • порядок действия при обнаружении препятствий для движения поездов;
  • способы устранения основных неисправностей пути и искусственных сооружений;
  • порядок осмотра обслуживаемых объектов;
  • устройство тоннельных и других искусственных сооружений;
  • правила пользования путевым инструментом, приспособлениями, измерительными приборами.

1.7. В период временного отсутствия обходчика пути и искусственных сооружений его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Обходчик пути и искусственных сооружений осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осмотр на обслуживаемом участке конструкции верхнего строения железнодорожного (трамвайного) пути, земляного полотна, искусственных сооружений, обвальных мест, балластной призмы, обочин, откосов, кюветов, водоотводных сооружений земляного полотна, настила верхнего покрытия трамвайных путей, подферменных площадок, брусьев, перил, продольных и поперечных балок, расположенных в уровне проезжей части, уравнительных приборов, опорных частей пролетных строений мостов, предпортальных лотков, ниш и камер в тоннелях, путевых, сигнальных и тоннельных знаков, обстановочных знаков на пролетных строениях и опорах мостов, неохраняемых переездов, охранных приспособлений, противоугонов, костылей, шурупов, болтов, скреплений, крепежных узлов, кронштейнов, рельсовых зазоров, коробок защитного покрова, другого оборудования и сооружений.

2.2. Наблюдение за состоянием искусственных сооружений, облицовки стен, пилонов, поверхности обделки перегонных тоннелей, кровли наземных станций и вестибюлей.

2.3. Контроль за положением пути в плане и целостностью рельсовых нитей, за состоянием стыков между уравнительными рельсами и рельсовыми плетями, рельсовых соединителей и заземлений.

2.4. Наблюдение за состоянием устройств контактной сети, линий связи, хвостовых сигналов подвижного состава и груза в проходящих поездах.

2.5. Ограждение мест, угрожающих безопасности движения поездов.

2.6. Устранение неисправности пути и сооружений в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом.

В случае служебной необходимости обходчик пути и искусственных сооружений может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Обходчик пути и искусственных сооружений имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы обходчика пути и искусственных сооружений осуществляется:

4.3. Основным критерием оценки работы обходчика пути и искусственных сооружений является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы обходчика пути и искусственных сооружений определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью обходчик пути и искусственных сооружений обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Путевой обходчик обязан регулярно осматривать железнодорожные пути и сооружения, и выполнять работу по уходу за ними, обеспечивать безопасность движения поездов, выявлять неисправности пути, устранять те из них, которые не требуют при выполнении работ участия более 1 человека, а об остальных случаях сообщать Начальнику Дороги или Инструктору работающей смены. Места, опасные для движения поездов, путевой обходчик должен ограждать сигналами остановки.

Путевой обходчик, находясь на железнодорожных путях, должен быть одет по установленной форме (сигнальный жилет, застёгнутый на все пуговицы), рабочая одежда должна быть застегнута и она не должна содержать цветов, которые могут быть приняты за сигналы. Путевой обходчик на дежурстве обязан иметь при себе выписку из расписания поездов, комплект сигнальных флажков, сигнальный рожок, рабочий инструмент (гаечный ключ, костыльный молоток, ключ-молоток, лом, лопата).

В светлое время суток, но при плохой видимости иметь зажженный фонарь.

Все неисправности обнаруженные при осмотре путей и сооружений обходчик должен заносить в журнал ДУ-46.

При порче или утере рабочего инструмента, сигнальных принадлежностей путевой обходчик должен сообщить начальнику дороги.

Путевой обходчик обязан при обнаружении неисправности пути и сооружений, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов, немедленно оградить опасное место сигналами остановки и принять меры для оповещения начальника дороги или инструктора. При осмотре состояния путей, стрелочных переводов и сооружений путевой обходчик должен обращать внимание на:

- плохо забитые костыли

- большие зазоры в стыках (более 20 мм)

- отсутствие зазоров в стыках

- плотность прилегания подошвы рельсов к подкладкам

При осмотре земляного полотна, проверять нет ли:

- застоя воды на балластном слое, обочинах, кюветах

После весенних дождей и ливней прочищать заторы в кюветах, осматривать отверстия труб и т. д. Путевой обходчик обязан наблюдать за исправностью выставляемых на пути сигналов, путевых и сигнальных знаков и сообщать начальнику дороги или инструктору о локомотивных и поездных бригадах, не исполняющих требований выставляемых на пути сигналов.

Путевой обходчик должен наблюдать за состоянием линий связи, электропроводов и в случае обрыва или провисания проводов, поломки или большого наклона столбов, наброса на провода посторонних предметов сообщать начальнику дороги либо инструктору.

Встречая проходящий поезд, отдельный локомотив, дрезину, путевой обходчик обязан заблаговременно сойти с пути, когда поезд находится на расстоянии не ближе 500 м, подать сигнал духовым рожком

(один длинный звук при приближении нечетных поездов и два длинных при приближении четных поездов), отойти на обочину земляного полотна не ближе 2 м от крайнего рельса лицом к пути, показывать требуемый сигнал при свободном и исправном пути: днем – желтый свернутый флаг, при плохой видимости или ночью – прозрачно-белый огонь ручного фонаря.


Путевой обходчик должен внимательно следить за состоянием проходящего поезда, исправностью его сигналов. Он обязан подавать поезду сигнал остановки в следующих случаях:

- если будет обнаружено повреждение или загромождение пути, опасное для движения;

- если с поезда подаются машинисту сигналы остановки, а он не останавливает поезд;

- если в составе произошло заклинивание колесных пар, волочение деталей;

- в других случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

Если на пути обнаружены посторонние предметы, путевой обходчик должен убрать их на расстояние не ближе 2 м от крайнего рельса, а если своими силами убрать не может, он должен оградить опасное место сигналами остановки.




При перерывах в работе обходчик обязан сойти с пути.

Категорически запрещается садиться на рельсы с целью отдыха, концы шпал, внутрь рельсовой колеи. Не пользоваться неисправным инструментом.

При грозе, чтобы не быть пораженным молнией нужно прекратить работы на пути. Нельзя прятаться под деревьями, а также подходить к электрическим столбам ближе 10 м. Рекомендуется укрываться в помещениях и углублениях. При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие приспособления.

Рабочая инструкция обходчику пути и искусственных сооружений (2 - 4-й разряды). Страница 1
Рабочая инструкция обходчику пути и искусственных сооружений (2 - 4-й разряды). Страница 2
Рабочая инструкция обходчику пути и искусственных сооружений (2 - 4-й разряды). Страница 3
Рабочая инструкция обходчику пути и искусственных сооружений (2 - 4-й разряды). Страница 4

1. Обходчик пути и искусственных сооружений принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению ____________________________________________________________________________.

2. Обходчик пути и искусственных сооружений подчиняется ____________________________________________________________________________.

3. В своей деятельности обходчик пути и искусственных сооружений руководствуется:

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

- настоящей рабочей инструкцией.

4. Обходчик пути и искусственных сооружений должен знать:

- устройство тоннельных и других искусственных сооружений;

- правила содержания верхнего строения пути, земляного полотна, мостовых, тоннельных и других искусственных сооружений, контактного рельса и деталей его подвески, приборов определения высокого напряжения;

- порядок установки и снятия закороток при производстве работ, осмотра рельсов и скреплений, действий при обнаружении препятствий для движения поездов, а также при землетрясениях, ливнях и горных обвалах;

- способы сборки и разборки крепежных узлов, нормальных, температурных и изолирующих стыков;

- способы предупреждения обвалов и осыпей;

- правила подачи и снятия напряжения с контактного рельса, пропуска хозяйственных поездов, путевых вагончиков и тележек;

- основные неисправности пути, искусственных сооружений, контактного рельса и способы их устранения;

- требования, предъявляемые к исправному состоянию линий связи и контактной сети;

- порядок осмотра обслуживаемых объектов;

- назначение и правила пользования путевыми и измерительными приборами, инструментом и приспособлениями.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Обходчику пути и искусственных сооружений поручается:

5.1. Осмотр и наблюдение на обслуживаемом участке за состоянием верхнего строения железнодорожного (трамвайного) пути, земляного полотна, искусственных сооружений, обвальных мест, балластной призмы, обочин, откосов, кюветов, водоотводных сооружений, настила верхнего покрытия трамвайных путей, подферменных площадок, брусьев, перил, продольных и поперечных балок, расположенных на уровне проезжей части, уравнительных приборов, опорных частей пролетных строений и опор мостов, предпортальных лотков, ниш и камер в тоннелях, путевых, сигнальных и тоннельных знаков, обстановочных знаков на пролетных строениях и опорах мостов, неохраняемых переездов, охранных приспособлений, противоугонов, костылей, шурупов, болтов, скреплений, крепежных узлов, кронштейнов, рельсовых зазоров, коробок защитного покрова, контактного рельса, противопожарного инвентаря, рабочего и измерительного инструмента, другого оборудования и сооружений.

5.2. Поддержание в чистоте поверхности путевого бетона и щебеночного балласта, полосы отвода, кронштейнов и защитных коробов контактного рельса.

5.3. Наблюдение за состоянием искусственных сооружений, облицовки стен, пилонов, поверхности обделки перегонных тоннелей, кровли наземных станций и вестибюлей.

5.4. Проверка отсутствия высокого напряжения в контактном рельсе.

5.5. Контроль за состоянием нормальных, температурных и изолирующих стыков контактного рельса с разборкой и сборкой.

5.6. Контроль за правильным положением пути в плане и цельностью рельсовых нитей, за состоянием стыков между уравнительными рельсами и рельсовыми плетями, рельсовых соединителей и заземлений.

5.7. Наблюдение за состоянием контактной сети, линий связи, сигналов подвижного состава и грузов в проходящих поездах.

5.8. Ограждение мест, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов.

5.9. Предупреждение, выявление и устранение неисправностей пути и сооружений, которые не требуют участия монтеров пути и других рабочих.

3. ПРАВА

6. Обходчик пути и искусственных сооружений имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Обходчик пути и искусственных сооружений несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

КОММЕНТАРИЙ

При выполнении работ по осмотру и содержанию трамвайного пути с интенсивностью движения от 20 и более поездов в час; при выполнении работ по осмотру, содержанию в чистоте и исправности, по выявлению, предупреждению и устранению дефектов в устройствах контактного рельса в метрополитене; при выполнении работ по осмотру и содержанию железнодорожного пути 4 - 5 классов, на линиях с грузонапряженностью до 12 млн. ткм брутто, подъездных путей промышленных организаций - 2-й разряд.

При выполнении работ по осмотру и обслуживанию железнодорожного пути 3 класса; пути и искусственных сооружений метрополитена; на линиях грузонапряженностью от 12 до 25 млн. ткм брутто и при обслуживании участков железных дорог, имеющих:

- крупную узловую или сортировочную станцию, станцию с основным депо;

- мосты, тоннели и другие искусственные сооружения протяженностью 50 пог. м каждое или искусственные сооружения, требующие усиленного надзора;

- больное земляное полотно и пучинистые места, требующие усиленного надзора, протяженностью не менее 20% общей длины обслуживаемого участка;

- затяжные спуски или кривые малого радиуса протяженностью не менее 50% развернутой длины обслуживаемого участка железнодорожного пути;

- развернутую длину пути более 10 км - 3-й разряд.

При выполнении работ по осмотру и обслуживанию железнодорожного пути 1 и 2 классов; на линиях с грузонапряженностью свыше 25 млн. ткм брутто, при обслуживании участков электрифицированных железнодорожных линий, скоростного движения свыше 100 км/ч, с бесстыковыми рельсами и железобетонными шпалами; сложных участков пути метрополитена, имеющих кривые малого радиуса, уклоны свыше 20 промилей протяженностью не менее 25% развернутой длины обслуживаемого участка и участков пути с рабочим контррельсом - 4-й разряд.

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 52), Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Как всё устроено: Обходчик путей в метро

Примерно в два часа ночи закрывается метро. В час станции закрываются для входа, но все поезда должны доехать до конечной станции, а пассажиры — выйти из метро. После этого полиция закрывает станцию, диспетчерам даётся команда снять напряжение, открываются торцевые двери, включается свет и под землю спускаемся мы: путевые обходчики, сотрудники электромеханических служб, сантехники, строители, сооруженцы, связисты. Каждый занимается своим делом: путейцы следят за исправностью путей, связисты обеспечивают связь — по тоннелю развешаны телефоны, чтобы можно было, если что, связаться с диспетчером, проводятся ремонтные работы в самом тоннеле. В общем, ночью в метро довольно людно.

Поезда тоже ходят ночью — в основном хозяйственные единицы, которые вывозят мусор, доставляют в тоннель рельсы или какой-то другой материал во время ремонта. Они перемещаются с приличной скоростью и с не меньшим шумом, чем пассажирские поезда.

Когда я в первый раз оказалась в тоннеле, я очень удивилась, что они такие огромные. Одно дело — видеть их с платформы и совсем другое — в тоннеле, снизу вверх смотреть на колёса поезда, на морду этой махины.


Ну а в целом тоннель выглядит довольно тривиально: бетонные стены, очень много проводов, ну и рельсы-рельсы-рельсы.

Метро — это не только способ передвижения, это ещё и бомбоубежище. Там есть всё необходимое для того, чтобы спрятаться и пережить катастрофу. На станциях — фонтанчики с питьевой водой, которые в обычное время спрятаны от пассажиров. В тоннелях есть туалеты и даже душ, насчёт запасов еды ничего не знаю, нам о них не говорили. Периодически с нами проводят учения по гражданской обороне, у каждого есть своя роль на случай чрезвычайной ситуации. Кто-то переносит раненых, кто-то контролирует пассажиропоток, кто-то закрывает гермозатворы. Это такие гигантские двери, которые отсекают часть тоннеля в случае необходимости. А вот о «Метро-3» нам не рассказывают, если оно и есть, то не для спасения простых граждан.

О работе

Работа обходчика путей — это зрительный осмотр путей и их текущее содержание. То есть каждую ночь мы ищем повреждения, которые могут нарушить нормальную работу метрополитена, и приводим в порядок свой участок рельсов: закрепляем, очищаем, смазываем.

Мы работаем по одному, у каждого свой участок примерно в два километра, его надо пройти, очень внимательно вглядываясь в рельсы: нет ли трещин, изломов. Хотя такие дефекты случаются нечасто: за много лет работы я только один раз видела явную трещину на ходовом рельсе. В основном же мы находим незначительные дефекты. Вот, например, начинает рельс немного крошиться, ты замечаешь каёмочку — можешь её немного подшлифовать, можешь просто запомнить и следить за этим местом внимательнее. Если видишь, что процесс разрушения продолжается, значит просишь этот участок рельса заменить.

Вопрос о многоголовых животных, гигантских крысах, которые якобы водятся в тоннелях, — это бородатый анекдот. Я вот работаю 12 лет обходчиком и не мутировала до сих пор

У нас есть с собой небольшой набор инструментов: гаечный ключ, специальный молоток, которым мы отстукиваем стыки, чтобы определить, закреплены ли болты, не болтается ли что-то. В общем, наша задача — чтобы все крепления были в порядке, чтобы пути были закреплены, чтобы поезда могли беспрепятственно следовать, возить пассажиров, а метро работало бесперебойно.

Нашу работу иногда путают с дефектоскопией — это когда целая бригада проходит со специальной тележкой по путям и проверяет их ультразвуком: выявляют внутренние заводские дефекты, которые глазами увидеть невозможно. Они обходят пути несколько раз в неделю, а мы — каждый день.

Об обитателях метро

Вопрос о многоголовых животных, гигантских крысах, которые якобы водятся в тоннелях, — это бородатый анекдот. Я вот работаю 12 лет обходчиком и не мутировала до сих пор. Новых работников у нас чаще пугают поездами-призраками — говорят, есть такие на старых станциях в центре Москвы.

В тоннеле можно встретить животных, но самых обычных — собачек, кошечек. Бывает, что они сбегают от нерадивых хозяев, бывает, забегают с путей депо: почти все депо находятся на улице. Животных стараются выдворить оттуда, как непрошеных гостей. Если собачка умная, она понимает, что человек может помочь, и идёт навстречу, но иногда они так ошалевают от страха и шума, что стараются убежать от нас. Всё равно какими-то методами — иногда куском колбасы, иногда ещё чем-то — пытаемся выманить и выпустить их на свободу.

Иногда пробегают мимо тебя мышки. А крысы умные и прожорливые животные. Они где живут? Там, где есть еда. Поэтому они водятся только в тех местах, где вдруг помойка образовалась. От пассажиров очень много мусора: они из окна чего только не выбрасывают! Мы весь этот мусор собираем в контейнеры, которые в определённое время забирают хозяйственные поезда.


На путях можно найти всё что угодно: зонты, очки, каблуки, шарфы. Как-то я наткнулась на вставную челюсть. Но больше всего, конечно, остатков еды. Прошли те времена, когда в метро не пускали даже с мороженым, как в моей молодости. Тогда для еды было кафе или в крайнем случае фойе. А сейчас в метро ходят как в ресторан. Поэтому всё, что не доели, всё, что не допили, всё, что использовали по назначению, — всё выбрасывается на пути.

О посторонних

Посторонние люди в тоннель всё-таки забредают редко, по крайней мере я таких не встречала и знакомые мне не рассказывали. Хотя как-то раз с ночной бригадой удалось увязаться какому-то пассажиру, но его быстро разоблачили и сдали полиции. Нас предупреждают — такое может происходить. С нами проводят инструктажи по антитеррористической деятельности: обращайте внимание на окружающих, на странные предметы, на двери. Метро — это не только платформы, это же ещё огромный блок служебных помещений, которые скрыты от посторонних глаз. Двери мы каждый раз опечатываем, чтобы было видно, если входили посторонние.

Хотя некоторые умудряются оказаться на путях. Есть товарищи: они выпили пива, им надо в туалет, но они упились ещё не до такой степени, чтобы сделать это на людях. А вот в тоннель им спуститься — плёвое дело. Тут же у дежурного по станции срабатывает устройство, он вызывает полицию, предупреждает машинистов, чтобы двигались с особой осторожностью. В общем, человек может выбраться без особых проблем, главное, не задеть контактный рельс, который проходит сбоку, под станцией. Те два рельса, по которым ходит поезд, не под напряжением.

О сбоях

Метро строили в 50-х годах, но это не значит, что мы ездим по тем же рельсам, электричество поступает по тем же проводам и так далее. Есть нормы износа: сколько поездов может проехать, пока металл не начнёт деформироваться. Мы следим за рельсами, другие люди следят за износом проводов, вентиляционных труб и так далее.

Я не знаю, с чем связаны постоянные сбои работы метро в последнее время, могут быть разные причины. Сейчас идёт модернизация линий, внедряют новые поезда, может, это имеет какое-то влияние, может, всё дело в неисправности подвижных составов. По крайней мере мы, путейцы, так считаем. Но не нам об этом судить.

О самоубийцах

Но по статистике самая частая причина сбоев — самоубийства, почему-то очень много самоубийц у нас в метро. Несчастные случаи тоже случаются, но больше почему-то целенаправленно люди приходят в метро сводить счёты с жизнью.

Останки извлекает специальная служба, но иногда и мы находим какие-то следы: кепку, кусок рукава, ботинок — то, что не мешает перемещению пассажиров и движению поездов.

Если рядом с вами кто-то упал и нет времени бежать и просить о помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой

Кстати, напомню вам несколько простых правил: если вы упали на рельсы, прямо под приближающийся поезд, надо ложиться в лоток между рельсами — там с вами ничего не случится. Если рядом с вами кто-то упал и нет времени бежать и просить о помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой — возьмите в неё газету, шапку, сумку — всё что угодно, чтобы привлечь внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

О безопасности

Вы, может быть, смотрели фильм «Метро»? Все наши метровские в ужасе от этого фильма, там ляп на ляпе, это даже не близко к реальности — сплошная выдумка и фантазия режиссёра. Работники гораздо дисциплинированнее, система гораздо жёстче, как в армии. Увидел малейшую неполадку — обязан доложить непосредственному руководителю, а там герой видит течь и никуда ничего не сообщает.

Вы мне можете не поверить, но никакие пьяные мужчины у нас на работу не допускаются. Первое правило обходчика, да и любого работника — ты должен прийти на работу хорошо отдохнувшим, чтобы не уснуть там в тоннеле просто от усталости, и, конечно, в трезвом, в адекватном состоянии. Работают у нас в основном женщины средних лет. Но сейчас в метро (как, кажется, везде) делают ставку на молодых — не знаю, что из этой затеи получится.

Желательно, конечно, иметь техническое образование, чтобы хотя бы примерно ориентироваться в названиях, иметь представление о движении поездов и устройстве рельсов, но приходят люди совершенно разных профессий. Их отправляют на месяц на обучение, а потом допускают к работе.

Работа мне в целом нравится, в метро есть своя магия. Есть у нас только одна проблема: ночное окно, в которое мы работаем, постоянно сужается. Потому что ветки удлиняются и последний поезд идёт до конца гораздо дольше.

А работы у нас не убывает, а только прибывает, и вот пытаешься проявить смекалку, чтобы при минимуме времени сделать максимум работы.

О страхе


Мне и самой иногда страшно ездить в метро. Но сейчас время такое — всё страшно. О работе своих коллег я, в общем, не волнуюсь. Никто, конечно, не застрахован от ошибки, я сама могу ошибиться. Но мы стараемся работать на совесть, понимаем, что от нас многое зависит. Но есть много других, более серьёзных факторов, которые не могут не пугать: теракты или, помните, был случай, когда бетонная балка пробила насквозь метротоннель и прошила движущийся поезд? На улице устанавливали огромный рекламный щит, для которого нужна была эта опора — большой столб. Его стали забивать в землю и додолбились до того, что прошибили насквозь идущий поезд. Жертв не было только потому, что это был не час пик.

1.2. На работу обходчиком пути и искусственных сооружений:

- 1-го разряда принимается лицо, имеющее допуск к выполнению работ по осмотру и содержанию трамвайного пути с интенсивностью трамвайного движения до 20 поездов в час и допуск к выполнению работ по осмотру и содержанию в чистоте и исправности контактного рельса в метрополитенах;

- 2-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по осмотру и содержанию трамвайного пути на мостах и путепроводах или с интенсивностью трамвайного движения более 20 поездов в час, железнодорожного пути на линиях с грузонапряженностью до 12 млн т-км брутто, подъездных путей промышленных предприятий и допуск к выполнению работ по выявлению, предупреждению и устранению дефектов в устройствах контактного рельса в метрополитенах;

- 3-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по осмотру и обслуживанию железнодорожного пути, пути и искусственных сооружений метрополитена, на линиях грузонапряженностью от 12 до 25 млн т-км брутто или допуск к обслуживанию участков железных дорог, имеющих:

1) крупную узловую или сортировочную станцию или станцию с основным депо;

2) мосты, тоннели или другие искусственные сооружения, протяженностью 50 пог. м каждое, или искусственные сооружения, требующие усиленного надзора;

3) больное земляное полотно и пучинистые места, требующие усиленного надзора, протяженностью не менее 20% общей длины обслуживаемого участка;

4) затяжные спуски или кривые малого радиуса, протяженностью не менее 50% развернутой длины обслуживаемого участка железнодорожного пути;

5) развернутую длину пути более 10 км;

- 4-го разряда принимается (переводится) лицо, имеющее допуск к выполнению работ по осмотру и обслуживанию железнодорожного пути, пути и искусственных сооружений метрополитена, на линиях грузонапряженностью свыше 25 млн т-км брутто или допуск к выполнению работ по обслуживанию участков электрифицированных железнодорожных линий скоростного движения свыше 100 км/ч, с бесстыковыми рельсами или железобетонными шпалами; сложных участков пути метрополитенов, имеющих кривые малого радиуса, уклоны свыше 20 промилле, протяженностью не менее 25% развернутой длины обслуживаемого участка и участков пути с рабочим контррельсом.

1.3. Обходчик пути и искусственных сооружений должен знать:

- устройство, назначение и правила содержания верхнего строения пути, земляного полотна, мостовых, тоннельных и других искусственных сооружений, контактного рельса и деталей его подвески, приборов определения высокого напряжения;

- порядок установки и снятия закороток при производстве работ, осмотра рельсов и скреплений, действия при обнаружении препятствий для движения поездов, а также при землетрясениях, ливнях и горных обвалах;

- способы сборки и разборки крепежных узлов, нормальных, температурных и изолирующих стыков;

- способы предупреждения обвалов и осыпей;

- правила пользования приборами, инструментами и приспособлениями, подачи и снятия напряжений с контактного рельса, пропуска хозяйственных поездов, путевых вагончиков и тележек;

- основные неисправности пути, искусственных сооружений, контактного рельса и способы их устранения;

- требования, предъявляемые к исправному состоянию линий связи и контактной сети;

- порядок осмотра обслуживаемых объектов;

- устройство тоннельных и других искусственных сооружений;

- основные правила устройства и содержания естественных и искусственных ограждений;

- назначение и правила пользования путевыми и измерительными приборами, инструментами и приспособлениями;

- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;

- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

1.4. Обходчик пути и искусственных сооружений более высокого разряда должен уметь выполнять работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации, а также руководить обходчиками пути и искусственных сооружений более низкого разряда.

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня (смены) обходчик пути и искусственных сооружений:

1) получает производственное задание;

2) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

3) принимает смену;

4) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;

2.2. В процессе работы обходчик пути и искусственных сооружений:

1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;

2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

2.3. В течение рабочего дня (смены) обходчик пути и искусственных сооружений:

1) осуществляет осмотр на обслуживаемом участке:

- верхнего строения железнодорожного (трамвайного) пути;

- земляного полотна; искусственных сооружений;

- обочин, откосов, кюветов;

- водоотводных сооружений земляного полотна;

- настила верхнего покрытия трамвайных путей;

- продольных и поперечных балок, расположенных в уровне проезжей части;

- опорных частей пролетных строений мостов;

- ниш и камер в тоннелях;

- путевых, сигнальных и тоннельных знаков;

- обстановочных знаков на пролетных строениях и опорах мостов;

- охранных приспособлений, противоугонов;

- костылей, шурупов, болтов, скреплений, крепежных узлов, кронштейнов;

- коробок защитного покрова;

- рабочего и измерительного инструмента, другого оборудования и сооружений;

2) поддерживает в чистоте поверхности путевого бетона и щебеночного балласта, кронштейнов и защитных коробов контактного рельса;

3) ведет наблюдение за состоянием:

- поверхности обделки перегонных тоннелей;

- кровли наземных станций и вестибюлей;

4) проводит проверку отсутствия высокого напряжения в контактном рельсе;

5) осуществляет контроль за состоянием нормальных, температурных и изолирующих стыков контактного рельса с разборкой и сборкой;

6) осуществляет контроль за правильным положением пути в плане и цельностью рельсовых нитей, за состоянием стыков между уравнительными рельсами и рельсовыми плетями, рельсовых соединителей и заземлений;

7) ведет наблюдение за состоянием контактной сети, линий связи, сигналов подвижного состава и грузов в проходящих поездах;

8) выполняет ограждение мест, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов;

9) осуществляет предупреждение, выявление и устранение расстройств пути и сооружений, которые не требуют, согласно правилам производства ремонтных работ, участия монтеров пути и других рабочих;

10) по распоряжению непосредственного руководителя выполняет работы, соответствующие по сложности их исполнения рабочим более низкой квалификации;

2.4. В конце рабочего дня (смены) обходчик пути и искусственных сооружений:

1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;

2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;

3) сдает установленную отчетность;

4) производит осмотр (самоосмотр);

3. Права

При выполнении своих обязанностей обходчик пути и искусственных сооружений обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. Обходчик пути и искусственных сооружений привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2. Обходчик пути и искусственных сооружений несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.

4.3. Обходчик пути и искусственных сооружений за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.

Читайте также: