В чем заключается работа помощника прокурора

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора"

В целях формирования квалифицированного состава прокурорских работников прокуратур городов, районов, приравненных к ним других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить Квалификационную характеристику должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора (далее - Квалификационная характеристика).

2. Применять данные квалификационные требования к должности старшего помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора с учётом наличия у прокурорского работника, претендующего на занятие этой должности, как правило, не менее двух лет стажа службы в прокуратуре, а также выполняющего по данной должности работу, отличающуюся повышенной сложностью по сравнению с работой помощника прокурора и связанную с проведением обобщений и анализа, осуществлением учёта и ведением отчётности по отдельным направлениям прокурорской деятельности и другую работу, для выполнения которой требуются определённый практический опыт и углублённые профессиональные умения, навыки и компетенции.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

обеспечить формирование резерва кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры и назначения на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров лиц, соответствующих требованиям Квалификационной характеристики;

организовать согласно положениям приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 04.10.2010 N 373 "О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации" и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации разработку и реализацию в подчинённых прокуратурах системы мер по профессиональному обучению работников, впервые назначенных на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, по развитию у них необходимых моральных и деловых качеств, совершенствованию знаний, умений и навыков прокурорской деятельности;

уделять особое внимание приобретению вышеуказанными работниками практического опыта с целью обеспечения их соответствия требованиям Квалификационной характеристики, с учётом особенностей закреплённых за ними направлений служебной деятельности;

при аттестации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также решении вопроса о назначении на вышестоящую должность давать оценку результатам служебной деятельности данных работников, учитывая их соответствие Квалификационной характеристике;

организовать на постоянной основе направление помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров на обучение согласно планам набора слушателей в институты Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и межрегиональные центры повышения квалификации.

4. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

внести необходимые коррективы в порядок организации обучения по программам повышения квалификации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров в связи с введением в действие Квалификационной характеристики;

обеспечить в первом полугодии 2012 г. разработку учебных планов, программ повышения квалификации помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, учитывая требования Квалификационной характеристики.

5. Начальнику Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации довести до сведения руководства государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых осуществляется целевая подготовка специалистов для органов прокуратуры, квалификационные требования к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и оказать содействие в обеспечении соответствия учебных планов в этих образовательных учреждениях, в том числе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также межрегиональных центрах повышения квалификации, требованиям Квалификационной характеристики.

6. Опубликовать приказ в журнале "Законность".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, курирующих работу Главного управления кадров и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции Ю.Я. Чайка

Квалификационная характеристика
должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора
(утв. приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378)

1. Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность:

соответствие требованиям, установленным ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (для помощников военных прокуроров - в том числе соответствие требованиям, установленным ст. 48 данного Федерального закона);

соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности

2.1. Уровень социальной адаптации личности:

социальная и служебная ответственность;

высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

чуткость, скромность и нравственная чистота.

2.2. Интеллектуальный уровень:

развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности.

2.3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

сила воли, уравновешенность.

2.4. Коммуникативные качества личности:

умение вести деловую беседу;

свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

ответственность и исполнительность, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

тактичное и уважительное отношение к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций (помощников военных прокуроров - также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

3. Требования к профессиональным знаниям помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора

Помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора обязан знать:

Конституцию Российской Федерации;

основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина (для помощников военного прокурора - международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы статуса российских войск за рубежом и оказания взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств), а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности помощника прокурора (для помощника военного прокурора - знание военного законодательства), а также нормативные правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту дислокации прокуратуры;

постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определённую соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры;

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

основы организации труда и управления в органах прокуратуры;

порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры (для помощников военных прокуроров - в том числе военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах);

нормы делового общения;

порядок работы с ведомственными автоматизированными информационными комплексами;

правила пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов в здании прокуратуры, а также обращения со служебным удостоверением и обеспечения безопасности прокурорских работников, членов их семей;

правила ношения, хранения и применения служебного оружия;

правила ведения делопроизводства, основы систематизации законодательства, учёта и статистической отчётности в органах прокуратуры;

основные статистические данные, отражающие состояние закреплённого за ним направления прокурорской деятельности;

порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Требования к профессиональным умениям и навыкам помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора

Помощник прокурора города, района, приравненного к ним прокурора обязан:

эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка на соответствующей территории или объекте;

владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закреплённому за ним направлению деятельности;

качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования, а также формировать статистическую отчётность по закрепленному за ним направлению деятельности;

обладать навыками публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе;

владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами;

правильно вести делопроизводство, соблюдать порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Виды прокурорской деятельности, организация и состояние которых влияют на вывод о соответствии помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора занимаемой должности

5.1. Организация и осуществление прокурорской деятельности в пределах компетенции, определённой соответствующим прокурором, в том числе распределением обязанностей между работниками в прокуратуре города, района, приравненной к ним военной и иной специализированной прокуратуре:

надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов;

надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзора за исполнением законов судебными приставами;

надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;

надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу;

надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами (для помощников военных прокуроров).

5.2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

5.3. Участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами.

5.4. Участие в соответствии с установленными законом полномочиями в:

осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

осуществлении международного сотрудничества;

ведении государственного единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре;

осуществлении согласования с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

предупреждении преступности и иных правонарушений;

правовом просвещении населения.

5.5. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, осуществление приема граждан.

5.6. Повышение квалификации.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 ноября 2011 г. N 378 "Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Установлены квалификационные требования к должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

Они включают требования к моральным качествам, профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

Так, помощник прокурора должен быть честным, принципиальным, уравновешенным, чутким, скромным, с высоким уровнем правосознания, воспитания и культуры.

Кроме того, он должен отличаться высокой работоспособностью, развитым интеллектом, эрудицией, уметь вести деловую беседу, обладать аналитическими способностями. Требуются навыки публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе.

Соответствие требованиям учитывается при аттестации помощников, а также при решении вопросов о повышении.

Даны организационные поручения.

В частности, следует сформировать резерв кандидатов на должности помощников.

Последние должны на постоянной основе направляться на обучение согласно планам набора слушателей в институты Академии Генеральной прокуратуры РФ и межрегиональные центры повышения квалификации.

Деятельность прокуратуры отличается своей многогранностью, поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным при участии ответственных должностных лиц. Помощник прокурора хоть и не является центральной должностью, но тоже имеет свою специфику. И тем, кто планирует работать в данной сфере, стоит знать основные обязанности и требования, связанные с этой профессией.

Кто такой помощник прокурора?


Согласно положению ст.54 закона о прокуратуре России, который упоминает о наличии компетенции прокуроров различных уровней, в том числе и должностей старшего и обычного помощников (ст. 40.1).

Все сотрудники упомянутого уровня обедняются в специальные группы, деятельность которых контролирует заместитель прокурора.

Помощниками прокурора смогут быть граждане РФ, имеющие высшее профильное образование, полученное в учреждении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Даже если рассматриваемое лицо может исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, стоит соответствовать следующим требованиям:

  • являться гражданином России;
  • быть дееспособным и не иметь судебных ограничений;
  • иметь право занимать государственные должности;
  • не иметь судимость (независимо от сроков дела);
  • не иметь заболеваний, которые препятствуют исполнению работы;
  • не состоять в близком родстве с другими сотрудниками учреждения;
  • согласиться на прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

Все работники, включая особ, состоящих в резерве будущих кандидатов для поступления на рассматриваемую службу в органы прокуратуры на должности помощников и старших помощников прокуроров, должны совпадать предъявляемым требованиям.

Обязанности работника

Обязанности помощника прокурора нигде чётко не прописаны, в отличие от полномочий прокурора. Но к ним также предъявляются особые требования, отмеченные в гл. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (касательно прав обвинителей) и в Гражданско-процессуальном кодексе (определены границы компетенции при вступлении в гражданский процесс).

Обычно обязанности помощника прокурора сводятся к бумажной работе, вроде подготовки исков в суд, печать и отправка документов в арбитраж, консультации и прочая помощь гражданам, которые обратились с жалобой, а также проверка дел на коррупционную составляющую. Поэтому человек на данной должности непременно должен:

  1. знать законы РФ;
  2. обладать высоким уровнем интеллекта;
  3. иметь ярко выраженные качества лидера;
  4. уметь быстро анализировать информацию и делать выводы;
  5. быть устойчивым к стрессовым ситуациям;
  6. быть коммуникабельным и вежливым;
  7. сохранять независимость, неподкупность и принципиальность.

Самой важной обязанностью помощника является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет непосредственно прокурор. Но в перечень его работы не входят обязанности самого начальника. Если прокурор отсутствует по уважительной причине, то его заместитель имеет право частично исполнять работу своего работодателя: например, выступать в суде и принимать решения насчёт конкретного дела.

Какие имеет полномочия?


Чтобы определить круг в границах рассматриваемой должности, необходимо уточнить процессуальные функции, которые законодательство возлагает на вышестоящих по отношению к нему прокуроров.

В некоторых ситуациях процессуальные действия и решения он имеет право принимать самостоятельно. Так, осуществляя надзор за выполнением законов органами дознания, помощник прокурора может:

  • возбуждать дела о преступлениях, которые входят в определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27;
  • требовать от органов материалы дознания и предварительного следствия для проверки;
  • ежемесячно контролировать выполнение требований закона насчёт приёма заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся правонарушениях;
  • выдавать письменные указания о раскрытии преступлений, производстве отдельных следственных действий
  • или розыске подозреваемых лиц;
  • участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в отдельных случаях лично производить следственные действия или расследование;
  • отказывать в возбуждении уголовных дел;
  • давать официальные заключения по вопросам, которые относятся к компетенции прокурора или его первого заместителя;
  • отзывать незаконные и неаргументированные постановления о прекращении или приостановлении дел органами дознания;
  • рассматривать по распоряжению прокурора обращения граждан, на основе которых лично давать разъяснения с разъяснениями об удовлетворении или отклонении его требований.

Остальные полномочия помощника прокурора (согласно ст.211 УПК), необходимо определять в индивидуальном порядке, с учётом современного законодательства РФ и приказов генерального прокурора.

Каким образом можно стать заместителем?

Должность помощников прокурора по закону могут занимать только лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными личными качествами для исполнения обязанностей упомянутой профессии. Лишь диплом юриста, стремление сотрудника и положительные рекомендации при подаче бумаг в отдел кадров, позволит получить желаемую должность.

Для начала (даже во время стажировки в университете) можно остановиться на более лёгкой должности следователя, а потом постепенно продвигаться вверх по карьерной лестнице, зарекомендовав себя как трудолюбивого сотрудника. Учитывая особые условия работы в органах, данным работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, эрудиция, инициатива, настойчивость и общительность.

В целях формирования профессионального состава, приказом № 378 утверждена единая квалификационная характеристика касательно должности помощника прокурора. Для соответствия требованиям рассматриваемой должности, стоит уделять особое внимание развитию основных моральных и деловых качеств, совершенствованию имеющихся знаний, умений и непрерывно приобретать новые навыки в профессиональной деятельности.

Для быстрого продвижения по службе стоит с первых дней зарекомендовать себя с положительной стороны, быть подкованным не только теоретически, но и иметь соответствующий опыт в практической сфере.

Сколько получает сотрудник?


Сейчас зарплата у помощника прокурора в РФ колеблется в границах от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, в зависимости от структуры, где человек трудоустроен, от региона, квалификации, стажа, личных заслуг и достижений сотрудника.

Лица, которые не прошли аттестацию, могут рассчитывать на более низкую ставку: не более 18 –20 тыс. руб. в месяц.

Расчёт происходит на базе 30 % оклада прокурора, подчиненным которого данный служащий и является (с учётом ставки от 1 у обычного помощника и до 2,5- 4, если он числится в штате как старший). Но доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Периодические доплаты тоже составляют значительную часть заработка, поскольку включают в себя:

  1. поощрительные премии;
  2. выплаты за классность;
  3. надбавка за научную степень;
  4. бонусы за особые заслуги;
  5. доплата за работу с секретными данными.

Итоговая сумма доплат и поощрений может увеличить стандартный уровень зарплаты в несколько раз. Поэтому только от усердия и личных качеств конкретного человека зависит то, как быстро он получит эту должность (и получит ли её вообще) и сколько будет получать за свой труд. Но стоит осознавать, что специфика данной специализации в любом случае подразумевает большую ответственность и непрерывный профессиональный рост от будущего кандидата.

Прокурор: обязанности и функции

Многие выпускники заранее знают, какой профессиональный путь они хотели бы выбрать, поэтому уделяют внимание соответствующим дисциплинам. Кто-то заранее видит себя прокурором, насмотревшись остросюжетных фильмов и увлекательных сериалов об этой профессии. Но для верного выбора этого явно недостаточно. Нужно знать, какие обязанности и функции выполняет представитель данной профессии.

Кто это такой?

Прокурор – это должность, основная суть которой заключается в контроле над выполнением законов, действующих в стране, различными структурами, организациями, учреждениями, а также отдельными гражданами. Понятие прокурор довольно обширное и описание его деятельности включает множество аспектов. Особенности деятельности прокурора заключаются в том, что он еще является и государственным обвинителем в суде. Занять эту должность может человек с большим опытом работы в правоохранительных органах, безупречной репутацией, его характеристика должна включать не только вехи профессионального роста, но и определенную информацию о его заслугах. Прежде чем стать прокурором, сотрудник может поработать на должности помощник прокурора, старший прокурор, заместитель прокурора.

Кроме того, существует и некоторое разделение обязанностей. Помимо того, что существует прокурор, занимающийся гражданскими делами и соблюдениями законности в этой сфере, есть еще, например, военный прокурор, транспортный прокурор. Первый отвечает за соблюдение законности в среде военных организаций, второй – за все, что происходит в транспортной сфере. Сюда относятся и воздушные авиалинии, и железная дорога, и автомобильный транспорт.



История профессии

Преступления совершались всегда, справедливое возмездие тоже совершалось во все времена, поэтому возникновение данной профессии уходит корнями в далекое прошлое. Система работы суда известна еще со времен Древнего Рима, тогда же появилась и профессия прокурора. Под чутким оком справедливого судьи также действовали две противоположных стороны – защиты и обвинения. Что касается России, то появление такого учреждения, как прокуратура обязано нововведениям Петра I. Но часто эта работа походила на деятельность тайных служб.

А вот ту форму, какой прокуратура является и в настоящие дни, эта служба приобрела уже в XX веке, во времена образования СССР.



Плюсы и минусы

Идеальных профессий не существует, у каждой есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим преимущества профессии прокурора.

  • Данная профессия находится в списке престижных. Данная должность говорит о том, что человек умен, имеет хорошее образование, богатый опыт за плечами. Он многого добился в этой жизни, умеет ставить цели и достигать их.
  • Работа и дела, связанные с этой деятельностью, позволяют человеку чувствовать удовлетворенность своей работой при успешном завершении дел и возможности добиться справедливости в том или ином случае.
  • Работа в прокуратуре – это удовлетворение каких-то своих амбиций. Особенно это актуально для девушек, поскольку чаще всего принято считать, что эта работа больше подходит для мужчин. Правда, в последнее время все сильно поменялось. И представительницы прекрасного пола не отстают от мужчин, добиваясь высоких должностей в правоохранительных органах.
  • Еще один весомый плюс заключается в том, что это востребованная профессия. Никогда человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, не останется без работы. Кроме того, работу можно найти в любом городе.
  • К положительным моментам можно отнести и высокую зарплату. Это тоже очень неплохой стимул в любом виде деятельности.
  • Важный момент заключается в том, что жизнь такого сотрудника весьма насыщена событиями. Каждый день приходится решать новые задачи. Ощущение нужности присутствует всегда, а многим очень важно ощущать это.

Минусы в данной деятельности тоже присутствуют, а именно:

  • большую часть времени приходится проводить на работе, свободного времени совсем немного;
  • работа может быть сопряжена и с определенными опасностями, и со стрессами, не исключены угрозы, давление со стороны участников процесса или вышестоящих инстанций;
  • требований очень много и нужно соответствовать занимаемой должности;
  • часто приходится сталкиваться с несправедливостью и отстаивать свою позицию и принципы, чтобы оставаться честным прокурором, стоящим на защите интересов людей.



Должностные обязанности

Остановимся подробнее на том, в чем заключается работа прокурора, чем он занимается ежедневно.

  • При расследовании уголовных дел следователь на заключительном этапе отдает дело прокурору, который рассматривает его, делает свое заключение. При отсутствии каких-либо вопросов дело отправляется в суд. Если есть какие-то неясности, дело может быть отправлено на доследование. В судебных разбирательствах прокурор выступает в роли гособвинителя, при этом им и его сотрудниками должна быть собрана обширная доказательная база. В противном случае виновный в преступлении может избежать наказания. Тем не менее даже неудовлетворительный приговор для стороны обвинения можно обжаловать в определенный срок. В задачи прокурора входит наказать в итоге виновного.
  • Есть и другое направление деятельности прокурора. Он обязан следить за тем, чтобы соблюдались права граждан. Поэтому данный представитель власти принимает жалобы населения, рассматривает, при необходимости ведется расследование. А также прокурор осуществляет в определенные дни прием, в процессе которого любой гражданин, предварительно записавшись, может прийти и озвучить свою проблему. На любое обращение должна подействовать реакция правоохранительных органов. В функции прокурора на этом этапе входит помочь во всех ситуациях добиться положительного разрешения ситуации.
  • Прокурор контролирует действия правоохранительных органов, которые находятся в подчинении, при необходимости выносит свои заключения и наказания. А также он осуществляет контроль над деятельностью предприятий и организаций. При необходимости проводятся прокурорские проверки.

Если выявляются нарушения, деятельность предприятия может быть приостановлена, а при более серьезных нарушениях предприятие могут закрыть.



Требования

Далеко не каждый может получить эту должность и хорошо проявить себя на ней. Есть ряд требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на эту должность.

Личные качества

В идеале, конечно же, прокурор должен быть честным и принципиальным человеком. Он должен иметь сильный характер, обладать смелостью и решимостью. Очень важно иметь аналитический склад ума, уметь решать логические задачи. Важна в данной профессии и стрессоустойчивость, желание разобраться во всем досконально и найти правильное решение, не ориентируясь на посторонние факторы и влияния, которые могут мешать выполнению работы.

В такой работе часто приходится отдавать предпочтение работе, жертвуя порой семейными обязанностями. К этому тоже нужно быть готовым. Нелишним будет быть и немного психологом, разбираться в настроениях людей, уметь оценить их поступки и понять причину их возникновения.



Знания и навыки

Что касается требований к кандидату на эту должность в профессиональном смысле, то здесь обязательным условием является высшее образование. Естественно, будущий прокурор должен быть досконально знаком с гражданским и уголовным кодексами, конституцией и другими документами, которые необходимы в его деятельности. Никто не может стать прокурором сразу после окончания учебного заведения, какими бы знаниями он не блистал. Прежде всего, здесь необходим опыт в правоохранительных органах. Нередко данный специалист работает оперуполномоченным, следователем, помощником прокурора, а затем уже может получить и должность прокурора, когда знаний и навыков хватает, чтобы полноценно выполнять возложенные на него обязанности.

Представитель данной профессии, кроме всего прочего, должен обладать идеальной грамотностью, правильной речью. Ему предстоит не только заниматься документами, но и вести диалог в суде, с посетителями.

Несмотря на высшее образование, прокурору, как и другим его сотрудникам, предстоит аттестация, которая проходит регулярно с определенной периодичностью.




Права и ответственность

Прокурор имеет право пользоваться всеми документами и полномочиями, регламентирующими его деятельность. Он вправе быть гособвинителем в суде, собирать недостающие доказательства. В его компетенции организовать любые проверки, если в этом есть необходимость и выносить наказания, если нарушено законодательство. При этом следует помнить о том, что прокурор несет определенную ответственность перед государством и людьми. Правонарушения и злоупотребление служебным положением может привести к серьезным последствиям, в том числе и к наказанию в виде лишения свободы, поэтому нужно всегда очень четко соблюдать эту грань.

Важно! При выборе такого пути в своей жизни нужно также иметь в виду, что вступление в партии недопустимо, как и посты в государственной власти. Никакой коммерческой деятельности тоже быть не может в качестве дополнения к основной работе. Но при этом прокурор может преподавать в вузе, вести научную деятельность.

Сколько зарабатывает?

Зарплата прокурора состоит из оклада, а также некоторых надбавок и премий. Она еще зависит и от стажа, со временем она может повышаться. Кроме того, уровень вознаграждения может зависеть и от места службы, и от региона. На начальном этапе зарплата может составлять 30–35 тысяч рублей. В среднем прокурор с опытом работы и соответствующими навыками и знаниями получает от 40 до 80 тысяч рублей. При большой выслуге лет и высоком звании эта цифра может быть и больше.


Обучение и карьера

Стоит сразу сказать о том, что если еще в юном возрасте появилось стойкое желание получить профессию, связанную с юриспруденцией, то учиться нужно начинать еще в школе. Причем внимание придется уделить и точным, и гуманитарным наукам. В настоящее время подготовиться к поступлению и получить начальное образование в этой области можно, поступив в специализированный класс, где уделяется особое внимание тем предметам, которые нужны будут при поступлении в вузы, а кроме того, в таких специализированных классах даются и юридические основы.

После окончания школы предстоит учиться в институте на юридическом факультете не менее пяти лет. Есть очная и заочная формы обучения. В любом случае нужно сдать ЕГЭ с высоким количеством баллов, скорее всего, это должны быть такие предметы, как русский язык, история, обществознание. Но при поступлении нужно учитывать и требования того учебного заведения, в которое предстоит поступать. Возможно, перечень предметов может быть несколько иным или составлять большее количество предметов. Важно! Курсы для получения данной специальности не предусмотрены. Это могут быть лишь курсы повышения квалификации или предусмотренные для тех, кто хочет получить более узкую специализацию.

В России существует большое количество институтов, университетов, академий, где можно получить юридическое образование на бесплатной или платной основе. В первом случае это должны быть только высокие оценки, возможно, наличие золотой или серебряной медали. Например, это могут быть такие учебные заведения, как:

  • Московская государственная юридическая академия;
  • Академия генеральной прокуратуры РФ;
  • Уральская государственная юридическая Академия;
  • Саратовская государственная Академия права;
  • Хабаровская государственная Академия экономики и права.

Но практически в любом городе есть вузы, где существует юридический факультет, где можно получить нужное образование. После окончания вуза предстоит поработать следователем, помощником прокурора, его заместителем. И только потом при условии успешной работы можно получить должность прокурора. Он может работать в городской, районной, краевой прокуратурах, а также военной или транспортной.

Помощник прокурора
После принятия УПК РФ 1 в 2001 г. в юридической литературе и правоприменительной деятельности появилось немало вопросов относительно процессуального положения определенных субъектов уголовного судопроизводства. Так, при сравнительном анализе содержания положений УПК РФ и Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» 2 (далее Закон о прокуратуре) обнаруживаются существенные противоречия в определении статуса государственного обвинителя как участника уголовно-процессуальных отношений в судебном производстве. В ст.246 УПК РФ определены полномочия обвинителя в судебном заседании, но не конкретизировано, какие именно должностные лица органов прокуратуры вправе поддерживать государственное обвинение. Данное обстоятельство породило немало дискуссий среди ученых-процессуалистов и представителей юридической общественности. Особенно остро подобное несоответствие норм закона выражается в вопросе о возможности участия помощника прокурора в судебном производстве в статусе государственного обвинителя. По данному вопросу в правовой литературе существуют два противоположных мнения. Одни авторы полагают, что под «прокурором» в уголовном процессе в соответствии со ст.54 Закона о прокуратуре и п.31 ст.5 УПК РФ понимается и помощник соответствующего прокурора, другие - только прокуроры, перечисленные в ч.5 ст.37 УПК РФ. Анализируя действующее законодательство Российской Федерации и практику его применения по данному вопросу, можно сделать следующие выводы. В соответствии с п.31 ст.5 УПК РФ к понятию «прокурор» относится Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре. Согласно ч.5 ст.37 УПК РФ полномочия прокурора, предусмотренные ч.1-4 ст.37 УПК РФ (в том числе и право поддерживать государственное обвинение), осуществляются прокурорами района, города и их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Системное толкование вышеприведенных правовых норм с учетом положения о соответствии дефиниций Закона о прокуратуре уголовно-процессуальному закону (например, ст.54 Закона) позволяет некоторым авторам утверждать, что законодатель фактически ставит знак равенства между государственным обвинителем и прокурором района, города, их заместителями и вышестоящими прокурорами. 3. Такой ход рассуждений позволяет им сделать вывод о том, что помощник прокурора не может быть государственным обвинителем. Аргументация противоположной правовой позиции сводится к следующему. Нормативные положения ч.5 ст.37 УПК РФ устанавливают, какие именно прокуроры могут поддерживать государственное обвинение, но не закрепляют, что «только» прокуроры могут осуществлять данное полномочие. Основываясь на этом тезисе и системном толковании норм п.6 ст.5 УПК РФ, ч.1 ст.35 и ст.54 Закона о прокуратуре можно сделать логический вывод о том, что, помимо прокурора, правом поддерживать государственное обвинение наделены и иные лица органов прокуратуры, в том числе помощник прокурора. Данный вывод на практике подтверждается тем, что зачастую государственным обвинителем по подавляющему числу уголовных дел является именно помощник прокурора города или района. К примеру, в 2008 г. в межрайонных и окружных прокуратурах г. Москвы в рассмотрении уголовных дел судами на постоянной основе участвовал 221 помощник прокуроров. Согласно штатной численности количество федеральных и мировых судей г.Москвы на тот момент составило 1367 единиц, из них мировых судей - 429, федеральных судей - 626, судей Московского городского суда - 156. Таким образом, соотношение только помощников прокуроров и судей составило 1 государственный обвинитель на 5 судей. Средняя нагрузка составила 17 уголовных дел в месяц. 4 Безусловно, данную нагрузку на помощников прокуроров нельзя считать оптимальной. Но в случае, если бы государственное обвинение поддерживали лишь прокуроры, то ситуация выглядела бы совсем катастрофической. Поэтому допуск помощника прокурора в качестве стороны обвинения в суде первой инстанции в уголовном судопроизводстве является объективной необходимостью в условиях российской реальности. Представляется, что решение вопроса о правовом статусе помощника прокурора путем внесения соответствующих изменений в УПК РФ является наиболее приемлемым. В этой связи необходимо дополнить ч.5 ст.37 УПК РФ положением о том, что полномочия прокурора, предусмотренные ч.3 и 4 данной статьи, «осуществляются помощниками Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта Федерации, прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, а равно начальниками и прокурорами отделов (управлений) прокуратуры». Предлагаемая правовая регламентация позволит устранить существующее противоречие норм ст.37 УПК РФ и Закона о прокуратуре, что приведет к единообразной правоприменительной практике привлечения помощников прокуроров в качестве государственных обвинителей. Литература: 1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22.11.2001 г. № 174-ФЗ (ред. Федерального закона РФ от 01.03.2012 г. № 18-ФЗ) //Парламентская газета. 2001. 22 декабря; 2. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ) //Российская газета. 1995. 25 ноября; 3. Никонов В.А. К вопросу о понятии «государственный обвинитель»: исторический опыт и современное российское законодательство //Адвокатская практика. 2007. № 5. C.21-25; 4. Суровцева Н.А. Организация работы по поддержанию прокурорами государственного обвинения в суде //Российский судья. 2009. № 12. С.36-39. © Заморин Д.А., студент, научный руководитель: к.ю.н., доцент, Афанасьева С.И., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, 2012 Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме

1.1. Старший помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний (далее - старший помощник прокурора) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими Федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора области и настоящим Положением.

1.2. Работа старшего помощника прокурора организуется по предметно-зональному принципу в соответствии с перспективными и текущими планами работы прокуратуры области, Регламентом прокуратуры области и распоряжением о должностных обязанностях старшего помощника и помощника прокурора области.

1.3. При выполнении возложенных задач старший помощник прокурора в пределах своей компетенции взаимодействует с другими подразделениями прокуратуры области, горрайспецпрокуратурами, УФСИН России по Архангельской области, иными правоохранительными органами, Уполномоченным по правам человека в области и правозащитными организациями.

1.4. Старший помощник прокурора обязан в своей деятельности строго соблюдать законность, проявлять инициативу, настойчивость и принципиальность, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

1.5. Помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний (далее – помощник прокурора) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими Федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора области и настоящим Положением.

1.6. Работа помощника прокурора организуется по предметно-зональному принципу в соответствии с перспективными и текущими планами работы прокуратуры области, Регламентом прокуратуры области и распоряжением о должностных обязанностях старшего помощника и помощника прокурора области.

1.7. При выполнении возложенных задач помощник прокурора области в пределах своей компетенции взаимодействует с другими подразделениями прокуратуры области, горрайспецпрокуратурами, УФСИН России по Архангельской области, иными правоохранительными органами, Уполномоченным по правам человека в области и правозащитными организациями.

2. Основные задачи и функции

2.1. Деятельность старшего помощника прокурора и помощника прокурора направлена на организацию и осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в целях соблюдения:

  • верховенства закона;
  • конституционных прав граждан, интересов общества и государства;
  • установленных законом оснований, порядка и условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных к лишению свободы;
  • требований закона о целях, порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества и иных мер уголовно-правового характера;
  • прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.

2.2. Для реализации возложенных задач старший помощник прокурора осуществляет следующие функции:

  • в пределах установленной компетенции обеспечивает непосредственный надзор за соблюдением законов, регламентирующих содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей, прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях и проведение оперативно-розыскной деятельности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • организует постоянный контроль за деятельностью горрайспецпрокуратур при организации надзора за соблюдением законов, регламентирующих содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей, исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
  • не реже одного раза в полугодие обобщает состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, анализирует качество внесенных горрайспецпрокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения, поступившие обращения и принятые по ним меры;
  • обеспечивает систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений по вопросам исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей, издаваемых в поднадзорных следственных изоляторах и аппарате УФСИН России по области;
  • готовит информационно-аналитические документы, оказывает практическую и методическую помощь горрайспецпрокурорам, осуществляет выезды для проверки и оказания организационно-методической помощи, вносит прокурору области предложения по совершенствованию надзора;
  • обеспечивает подготовку проектов организационно-распорядительных документов, актов прокурорского реагирования, докладных записок, предложений в планы работ, справок по вопросам содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
  • организует взаимодействие с подразделениями прокуратуры области по вопросам своей компетенции;
  • обеспечивает рассмотрение обращений и организацию приема граж-дан по вопросам содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, принимает меры к устранению нарушений законов, восстановлению нарушенных прав, проводит систематический анализ состояния этой работы;
  • взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в области и представителями средств массовой информации по вопросам исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей и результатов надзорной деятельности прокуратуры.

2.3. Для реализации возложенных задач помощник прокурора осуществляет следующие функции:

  • обеспечивает непосредственный надзор за соблюдением законов, регламентирующих содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей; прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях и проведение оперативно-розыскной деятельности, соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений по вопросам исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей, издаваемых в поднадзорных прокуратуре области следственных изоляторах ФБУ ИЗ-29/1 и ФБУ ИЗ-29/4;
  • организует постоянный контроль за деятельностью прокуратур городов, районов, межрайонных и специализированных при организации надзора за исполнением уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, оказывает практическую и методическую помощь горрайпрокурорам;
  • участвует в проверках горрайспецпрокуратур, органов и учреждений УФСИН России по области;
  • осуществляет выезды для проверки органов и учреждений УИС;
  • вносит предложения по совершенствованию надзора;
  • систематически анализирует состояние законности и прокурорского надзора за соблюдением законов, регламентирующих содержание под стражей и исполнение уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы и иных мер уголовно-правового характера;
  • обеспечивает подготовку проектов организационно-распорядительных документов, актов прокурорского реагирования, докладных записок, предложений в планы работ, справок по вопросам содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
  • по поручению старшего помощника прокурора рассматривает обращения и ведет прием граждан;
  • выполняет иные поручения прокурора области, его заместителей и старшего помощника прокурора области по надзору за исполнением уголовных наказаний.

3. Основные направления деятельности

3.1. В целях реализации возложенных задач и функций старший помощник прокурора:

  • осуществляет руководство и планирование работы, несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач;
  • анализирует состояние законности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы области и практику прокурорского надзора;
  • обеспечивает организацию, контроль и проверку исполнения относящихся к сфере надзора организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области;
  • организует исполнение поручений руководства прокуратуры области;
  • вносит руководству прокуратуры области предложения по вопросам, отнесенным к сфере надзора;
  • участвует в проверках горрайспецпрокуратур, оказывает практическую и методическую помощь в осуществлении надзора;
  • готовит предложения для рассмотрения на заседаниях коллегии, координационных, межведомственных и оперативных совещаниях, проводит оперативные совещания;
  • организует методическую работу и повышение уровня профессиональной подготовки;
  • вносит руководству прокуратуры области предложения об установлении и изменении должностных обязанностей старшего помощника и помощника прокурора, о назначении и освобождении от должности, присвоении классного чина и установлении и изменении должностных окладов и доплат в отношении помощника прокурора;
  • готовит предложения о направлении на стажировку отраслевых работников горрайспецпрокуратур, обеспечивает их стажирование в прокуратуре области;
  • рассматривает материалы средств массовой информации, организует рассмотрение поступивших обращений и прием граждан по вопросам исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей;
  • совместно с отделом кадров прокуратуры области обеспечивает подбор и расстановку кадров в порученной сфере надзора, их аттестацию, вносит предложения о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности помощника прокурора и отраслевых работников горрайспецпрокуратур;
  • ведет учет работы;
  • организует и контролирует работу помощника прокурора.
  • В целях реализации возложенных задач и функций помощник прокурора:
  • осуществляет планирование своей работы;
  • анализирует состояние законности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы области и практику прокурорского надзора;
  • обеспечивает исполнение поручений руководства прокуратуры области;
  • вносит руководству прокуратуры области предложения по вопросам, отнесенным к сфере надзора;
  • несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач;
  • участвует в проверках горрайспецпрокуратур, оказывает практическую и методическую помощь в осуществлении надзора;
  • готовит предложения для рассмотрения на заседаниях коллегии, координационных, межведомственных и оперативных совещаниях, проводит оперативные совещания;
  • организует повышение уровня своей профессиональной подготовки;
  • при отсутствии старшего помощника прокурора исполняет его обязанности.

3.3. Служебные обязанности старшего помощника прокурора и помощника прокурора определяются распоряжением прокурора области.

4. Делопроизводство

4.1. Делопроизводство старшего помощника прокурора и помощника прокурора обеспечивает инспектор в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота.

Положение, утвержденное прокурором области 08.02.2011, считать утратившим силу.

Читайте также: