В чем заключается работа психолога в женской консультации

Опубликовано: 17.09.2024


Наиболее сложным периодом в новейшей истории России можно назвать 90-е годы ХХ века, когда серьезные политические и экономические потрясения в стране привели к процессу депопуляции. Именно в те годы появился термин «Русский крест», который обозначает снижение рождаемости, когда естественная убыль населения из-за смертности не покрывается количеством рожденных детей. Население России стало сокращаться в ответ на тяжелые социально – экономические условия жизни. В тот же период стали актуальны проблемы снижения количества родов и увеличения числа прерываний беременности на раннем сроке по желанию женщины. Именно тогда Россия стала единственной Европейской страной, где на одни роды приходилось до пяти абортов.
За последние 20 лет произошли существенные изменения в снижении количества прерываний беременности по желанию женщины и увеличению количества родов. В настоящее время на одни роды приходится менее трех абортов. Хотя данный показатель также указывает на негативный прогноз репродуктивного здоровья у женщин фертильного возраста. Катастрофическая ситуация с депопуляцией в России, которая возникла в 90е годы ХХ века вынудила обратить внимание на вопросы семьи и материнства. И, чтобы получить возможность выхода из социальной катастрофы, в обществе стали уделять больше внимания ценностям семьи и вопросам деторождения.
В периоды социальной нестабильности и экономической неопределенности у большого количества людей увеличивается уровень тревоги вплоть до серьезной дезорганизации поведения. В таких условиях единственным верным решением была фокусировка внимания на семье и семейным ценностях. В семье с гармоничными взаимоотношениями супругов оптимальным образом реализуются суппортивная функция (психотерапевтическая, эмоциональная поддержка) и также первичный социальный контроль, который ориентирован на поддержание здоровья и социально одобряемые формы поведения родителей и детей.
На фоне экономической нестабильности и в связи с депопуляцией населения, с 1 января 2007 года в рамках Приоритетного национального проекта Здоровье, реализуется программа по материальной поддержки семьи и стимулирования при рождении второго и последующих детей. Многолетняя реализация данного проекта привела к тому, что в настоящее время большое количество семей решаются на рождение вторых и третьих детей. В первые годы реализации программы по выплатам Материнского капитала, молодые люди часто комментировали свое желание иметь нескольких детей следующими аргументами: «сейчас модно рожать нескольких детей», «везде говорят, что детей должно быть несколько», «планировали иметь двоих детей, а раз сейчас можно получить деньги за рождение второго ребенка, то решили не затягивать» и пр. Конечно, данные высказывания не отражают глубинные установки этих родителей, невозможно оценить воспитательный потенциал пары и взаимоотношения между супругами. Зато можно утверждать, что акцент на семейных ценностях и рождении детей, который делается в СМИ в последние десятилетия и реализация Приоритетного национального проекта Здоровье, привели к пропаганде многодетности и увеличению количества родов.
И это одна часть трудностей, связанных с репродукцией и решением задачи депопуляции населения в России. Другая серьезная проблема – это репродуктивное поведение. Термин «репродуктивное поведение» подразумевает планирование количества детей в семье, времени их рождения и применение адекватных средств контрацепции в периоды, когда рождение ребенка нежелательно (не запланировано). Одной из важных традиционных функций семьи является репродукция, т.е. рождение и воспитание детей. Потребность в детях означает, что реализация репродуктивной функции зависит от силы мотивации к рождению ребенка. Широко распространен термин «репродуктивная установка», которая характеризует желание иметь определенное число детей определенного пола. По мнению А. И. Антонова, репродуктивные установки являются социально – фиксированными, они характеризуют человека как готового к определенному репродуктивному поведению.
Репродуктивные ожидания молодых женщин позволяют спрогнозировать уровень детности в семьях в ближайшие 10-15 лет. [1] Исходя из сложившейся ситуации, можно говорить о положительной мотивации к деторождению у фертильных женщин. Важно учитывать, что феномен материнства и поведение женщины по вынашиванию беременности и уходу за младенцем не является инстинктивным. Данное поведение социально обусловлено и формируется в процессе развития и воспитания девушки. Для формирования мотивации к многодетности необходимо создавать соответствующие социальные условия и учитывать материальное благополучие и экономическую защищенность семьи, имеющей нескольких детей. [2]
Также следующей серьезной социальной проблемой является несформированное контрацептивное поведение у женщин фертильного возраста. До настоящего времени многие молодые женщины не уделяют достаточного внимания вопросам надежной контрацепции, не обращаются к гинекологу по поводу подбора подходящих, надежных средств защиты от нежелательной беременности. Устойчивы мифы, что оральные контрацептивы (гормональные таблетки) могут вредить здоровью и приводят к набору массы тела, ВМС (спираль) не защищает от беременности, может самостоятельно выпасть, привести к серьезным заболеваниям и пр. Некоторые женщины уверены в том, что вреда от аборта меньше, чем от постоянного использования современной контрацепции. Имея длительный опыт работы в государственной системе здравоохранения, связанной с репродукцией, считаю, что сохраняется тенденция, при которой у молодых женщин собственное здоровье и благополучие не являются приоритетными. С большой натяжкой можно говорить о ситуации репродуктивного выбора, связанной с решением вопроса нежелательной беременности.
К сожалению, для большого количества женщин, аборт по желанию на раннем сроке является рутинным способом «планирования семьи». Ими не рассматриваются альтернативы в виде использования надежной контрацепции при нестабильных отношениях с партнером, при трудной материальной ситуации или неподходящем времени для рождения ребенка (завершение учебы, продвижение по карьере, налаживание стабильных отношений с партнером и пр.)
Деятельность в рамках проекта по работе с женщинами в ситуации репродуктивного выбора ведется в женских консультациях при ГБУЗ НСО НГКПЦ с 2011 года. За это время психологами проведена работа более, чем с тысячей женщин, обратившихся по поводу прерывания незапланированной беременности. Основными формами работы с такой категорией пациенток являются психологическое консультирование, беседы. В подавляющем большинстве случаев это были разовые встречи-консультации. Сложно говорить про эффективность данного вида деятельности и также важно определить, что считать критерием качества работы психолога в данном случае? Сохранение беременности и рождение ребенка? Более ответственное отношение к собственному здоровью и признание необходимости использовать современную контрацепцию?
Программа по работе с женщинами в ситуации репродуктивного выбора реализуется в течение нескольких лет. За данное время в стране существенно изменилась экономическая ситуация и с 2014 года отмечается стагнация темпов экономического развития. Например, в последние 2-3 года увеличивается количество женщин, выбирающих прерывание беременности в связи с тяжелым экономическим положением семьи. Также на приеме практически сошли на нет молодые женщины, планирующие прерывание беременности из-за ситуативных причин (конфликт с партнером). Совершенно очевидно, что экономическая ситуация и социальная незащищенность молодой семьи приводит к тому, что при случайной беременности выбор делается в пользу прерывания и отказа от рождения ребенка. Работу психолога и эффективность такой работы только условно можно оценить по статистике сохраненных беременностей. Например, если в первые годы реализации проекта по консультированию женщин в ситуации репродуктивного выбора, в нашем медицинском учреждении получали 5-7% сохраненных беременностей, то начиная с 2014 года количество женщин, сохраняющих случайную беременность, меньше 5%.

Таблица 1.Количество родов и абортов в ГБУЗ НСО НГКПЦ

Год Количество родов Общее количество абортов Количество абортов по желанию женщины
% %
2016 6695 7,4 6,39
2015 6304 7,5 6,39
2014 5894 7,56 6,32

В последние 2-3 года основной причиной прерывания беременности является тяжелая материальная ситуация семьи или женщины. Также вызывает тревогу, что около 20% женщин говорят, что из-за материальных проблем отказываются от использования надежных средств контрацепции.
За годы работы в проекте по консультированию женщин в ситуации репродуктивного выбора, считаю приоритетными следующие направления работы:
1. Консультирование по вопросам формирования контрацептивного поведения у фертильных женщин. Использование современной надежной контрацепции позволит сохранить репродуктивное здоровье у молодых женщин и отложить время рождения детей на несколько лет, за которые возможно будет создание определенной материальной базы.
2. Просветительская деятельность, направленная на формирование представления о ценности собственного здоровья и знания о его поддержании. В данном направлении возможны разные формы работы: лекции, семинары, тренинги для женщин и пар.
3. Консультирование по вопросам создания семьи и особенностей функционирования семьи в разные периоды семейной жизни. Такая работа поможет молодым людям справляться с трудностями, связанными с адаптацией к семейной жизни и к планированию рождения здоровых детей.
4. Внимание к вопросам, увеличивающим ценность семьи, супруги в которой ориентированы на деторождение.
Период беременности и рождения ребенка является нормативным кризисом как в семейных отношениях, так и кризисом идентичности у молодой женщины. И поэтому в современном мире особенно сложно сделать выбор за рождение ребенка и решиться на серьезные изменения в жизни, которые последуют за таким выбором. Прерывание беременности, тем более, незапланированной, случайной беременности, позволяет и женщине, и паре, остаться в знакомой ситуации и не сталкиваться с психологическими и бытовыми трудностями, следующими за решением о рождении ребенка. Работа психолога с женщинами, а иногда и с семьями в ситуации репродуктивного выбора требует тактичности, соблюдения этического кодекса психолога и ориентирована на самостоятельное и ответственное решение женщины по поводу ее беременности. [4] Иначе вместо ответственного репродуктивного поведения у молодых женщин мы получим женщин с психологической травматизацией из-за некорректной работы в этой сложной жизненной ситуации.
Литература
1. Скрицкая Т.В. Особенности репродуктивных установок у современных студентов. Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 г. В 3 т. –Москва – Ростов-на-Дону. 2007. Т 3. -с.214-215.
2. Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен Вестник Кемеровского государственного университета. Выпуск 2 (22). Кемерово, 2005. –с.169-174.
3. Скрицкая Т.В. Представления о здоровом образе жизни у беременных женщин. Психология здоровья: материалы круглого стола с международным участием, СПб., 14-15 декабря 2009г., -с.140-142.
4. Скрицкая Т.В. Специфика работы психолога с персоналом перинатального центра. Перинатальная психология и психотерапия. Сборник материалов III международного конгресса. 30 мая – 2 июня 2008г. СПб.,–с. 163-167.

I. Общие положения
1. Психолог женской консультации относится к категории специалистов.

2. На должность психолога женской консультации назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование, стаж консультативной работы не менее 2 лет/

3. Назначение на должность психолога муниципального учреждения здравоохранения и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством.

4. Психолог женской консультации должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психологической помощи и гарантии прав граждан.

4.3. Декларацию прав и свобод человека.

4.4. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.

4.5. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.7. Этический кодекс психолога

4.8. Психологию личности, основы общей и дифференциальной психологии, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование, специфику и методы доабортного консультирования.

4.9. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
5. Психолог женской консультации подчиняется непосредственно руководителю женской консультации


  1. осуществляет медико-психологический патронаж беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в медико-психологической защите и поддержке, выявление факторов психологического и социального риска у женщин для благополучного завершения беременности;

  2. оказывает психологическую помощь женщинам и членам их семей на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности;

  3. осуществляет мероприятия по предупреждению абортов, проведение консультаций по вопросам психологической защиты женщин, обращающихся по поводу прерывания нежелательной беременности, формирование у женщин сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшая поддержка в период беременности;

  4. оказывает психологическую помощь несовершеннолетним, направленную на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовку к семейной жизни, ориентацию на здоровую семью;

  5. оказывает психологическую помощь женщинам-инвалидам, особенно в части формирования репродуктивного поведения;

  6. психологическую помощь бездетным супружеским парам;

  7. осуществляет мероприятия по профилактике насилия в семье: психологическая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия;

  8. проводит консультативную работу с медицинским персоналом по вопросам социальной психологии и деонтологии;

  9. ведет необходимую документацию

1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медико-психологической помощи населению, улучшению организации труда.

3. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

4. Принимать участие в методических совещаниях по вопросам психологической помощи.

5. Повышать свою квалификацию на курсах, семинарах.

IV. Ответственность

Психолог муниципального учреждения здравоохранения женской консультации несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства.

3. За причинение материального ущерба - в пределах действующего трудового и гражданского законодательства.

4. За ошибки, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни человека - в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства.

– медицинский психолог Городской больницы № 7 г. Чебоксары.

Лазарева Елена Юрьевна

– аспирант кафедры социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета.

Аннотация. В данной статье представлена информация о работе медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста в условиях городской больницы — в женской консультации, а также результаты психологического исследования женщин, находящихся на лечении в гинекологическом отделении. Показано, что работа медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста охватывает диагностическое, коррекционное и профилактическое направления, ориентированные как на сохранение репродуктивного здоровья женщины, так и на содействие протеканию процесса родов, создание оптимальных условий для развития ребенка и поддержание гармоничных отношений в семье. Психодиагностическая работа позволяет выявлять дезадаптивные поведенческие стратегии женщин и использовать их в качестве психотерапевтических мишеней. Обязательным условием эффективной работы психолога лечебного учреждения является тесное взаимодействие с врачами-специалистами и средним медицинским персоналом.

Ключевые слова: медицинский психолог, женщины, беременность, роды, гинекологические заболевания.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Женская консультация в составе Городской больницы № 7 г. Чебоксары работает с 1961 года. Здесь оказывается квалифицированная медицинская помощь как женщинам с гинекологическими заболеваниями, так и беременным. Особое значение имеет работа акушер-гинекологов по родовым сертификатам, которая позволила повысить качество обслуживания беременных женщин в условиях женской консультации: расширился диапазон исследований (генетических, иммунологических, функциональных), обеспечена своевременность и доступность лечения современными лекарственными средствами, организован дневной стационар, созданы комфортные условия для пребывания беременных в женской консультации. Проводятся профилактические осмотры женщин с целью своевременного выявления гинекологических заболеваний. Женщины, имеющие гинекологические заболевания, своевременно проходят лечебно-профилактические мероприятия и регулярно наблюдаются специалистами. Активно проводится профилактика абортов среди женщин репродуктивного возраста, особо уделяется внимание девочкам-подросткам, их обучению методам контрацепции.

Женская консультация проводит свою работу совместно с врачами общей практики (семейной медицины) и врачами-педиатрами по принципу акушерско-терапевтического педиатрического комплекса с участием медицинского психолога, что позволяет наблюдать всех членов семьи, начиная с младенческого возраста и в течение всей жизни. В работу активно внедряются новейшие разработки в области психического здоровья будущих матерей, а также детей подростков и молодежи [1; 2; 3].

При консультации работают школы будущих матерей и отцов, в которых ведется психопрофилактическая подготовка женщин к предстоящим родам и последующему материнству, а мужчин к отцовству. Организовано взаимодействие специалистов детской поликлиники и женской консультации с целью улучшения состояния здоровья родителей будущего ребенка, проводится работа в Школе для беременных. Занятия проводятся по установленному графику и тематическому плану. Их задачи:

• обучение и формирование знаний по уходу за ребенком раннего возраста;

• активное участие семьи в процессе подготовки беременной к рождению ребенка;

• создание благоприятных условий появления на свет ребенка, внутриутробного развития с учетом психологических моментов.

Акушеры-гинекологи рассказывают все о ходе беременности и родах, как женщина может помочь себе и ребенку во время родов, проводят занятия по дыханию, массажу, самообезболиванию. Педиатры дают информацию об уходе за малышом, уделяя большое внимание грудному вскармливанию.

Медицинским психологом делается акцент на установление глубокого контакта мамы с малышом, как женщина может чувствовать и понимать желания своего еще не родившегося ребенка. Проводятся занятия по дородовому воспитанию. Тематический план разнообразен и соответствует запросам беременных женщин присутствующих на занятиях:

• С беременными на начальных сроках беременности (до 20 недель), еще не привыкшими к своему состоянию, нуждающимися в поддержке и разъяснении специфики и закономерности родового процесса, работа заключается:

– снять невротическое состояние, сомнения в своих силах, придать женщине уверенности в себе;

– определиться в целях и задачах этого ответственного периода;

– вовлечь женщину во внутреннюю духовную работу, укрепить индивидуальную, эмоциональную связь с ребенком, настроиться на доверие к самой себе, мужу, медицинскому персоналу;

– расширение интересов духовного развития женщины.

• На поздних сроках беременности (20—30 недель) направленная работа по снятию страхов перед родами, занятия по позитивному планированию родового процесса.

Иногда беременные женщины приходят на занятия с мужьями. Работа начинается с психокоррекции отношения мужчин к восприятию родового процесса. При желании мужа присутствовать при родах отцы должны обучаться разным способам воздействия на сенсорные системы плода, также супруги должны обучаться преодолению алекситемии и повышению эмпатии. Разбор наиболее сложных случаев, состояний, переживаний в семье, могут быть случаи непреодолимого страха перед родами, гипертрофированной обидчивости у беременной, у мужей может быть навязчивая тревога за супругу и будущего ребенка или появление необоснованных странных чувств к жене — отторжения, холодности, раздражения, хотя все в семье как будто бы нормально. При выявлении такой ситуации работа продолжается индивидуально.

Независимо от сроков беременности на занятиях уделяется внимание периоду новорожденности. Для понимания периода новорожденности он рассматривается как продолжение внутриутробной жизни. Рассказывается о том, что младенец в утробе ведет «насыщенную» жизнь на примере научных исследований. Многие его реакции связаны с состоянием матери. К сожалению, многие будущие мамы недооценивают значение беременности для развития способностей ребенка, а у них в этот период есть потрясающий шанс сформировать интеллект, творческие и музыкальные способности малыша, приучить к соблюдению режима. Проводится обучение будущих мам разным видам релаксации: звуковая, цветовая, диетотерапия и так далее. Уделяется внимание двигательной активности, подбору определенного арсенала необходимых игрушек для развития ребенка на первом году жизни. Разработано специальное методическое руководство — комплекс по «Перинатальной психологии». Ожидаемые результаты:

◊ Постоянное наблюдение за супружеской парой от зачатия до благоприятных родов и далее, включая ранний возраст ребенка, применяя систему методов воздействия на беременную женщину и плод, способствуя рождению здорового ребенка;

◊ Прогрессивное просвещение супружеских пар и способствование гармоничному развитию детей, которым предстоит родиться.

Также проводится работа акушер-гинекологами, врачами общей практики и медицинским психологом в Школе репродуктивного здоровья по повышению рождаемости. В тематический план работы школы входят психологические занятия по профилактике абортов «Семь причин для счастья при беременности». Подробно рассказывается о том, как ведет себя будущий малыш, находясь внутри матери, если она приняла решение идти на аборт. Также существует курс лекций о вредном воздействии прерывания беременности на здоровье женщины. Лекции проходят в форме бесед и дают будущим родителям ответы на вопросы, помогающие овладеть теоретическими и практическими навыками и в будущем ответственно подходить к планированию беременности, правильной подготовке, наблюдению у специалистов, знанию критических периодов беременности и формированию благоприятного и здорового образа жизни, семейной гармонии и постоянной связи с будущим ребенком. Ежегодно проводится более двух десятков школ.

Благодаря такой работе за последние несколько лет количество абортов среди женщин детородного возраста снизилось вдвое (2006 — 87, 2007 — 65, 2008 — 34, 2009 — 16, 2010 — 3, 2011 — 0). Важное условие в работе специалистов: «Даже сохраненный один ребенок — это сохранение еще одной вселенной». Дарить ребенку жизнь и наполнять его детство счастьем, учить познавать мир — это святая миссия женщины. От того, насколько успешно она ее выполнит, зависит благополучие общества.

Приведем итоги последних лет работы по АТПК (Акушерско-терапевтический педиатрический комплекс — по типу бригады). В 2009 году чудо рождения малыша пережили 437 семей. Это самый высокий показатель за последние пять лет. В сравнении с 2002 годом он возрос в 2,3 раза (2005 — 192, 2006 — 302, 2007 — 375, 2008 — 404, 2009 — 437, 2010 — 363, 2011 — 403). Отмечена тенденция к увеличению количества женщин, решившихся на рождение второго ребенка, — на 50%, а на рождение третьего — на 10%. Раньше эти показатели были очень низкие.

В данной работе также представлены результаты исследования 101 женщины с гинекологическими заболеваниями. Психодиагностические методики, использованные в исследовании, позволили выявить эмоциональные и поведенческие характеристики данных больных. Полученные результаты показали различия в психологических особенностях эмоциональной и поведенческой сферы больных гинекологическими заболеваниями и группы здоровых. Выявленные особенности позволяют обозначить область психосоматических соотношений в гинекологии, что необходимо для выработки комплексных подходов, учитывающих психосоциальные и биологические факторы гинекологического заболевания в лечебном процессе.

Исследование глубины и уровня проявления депрессивных состояний гинекологических больных проводилось с помощью опросника депрессии Бека, который используется в качестве стандартизованной меры глубины депрессии. Баллы подсчитывались по трем шкалам опросника: когнитивно-аффективная субшкала (С-А), шкала соматических проявлений депрессии (S-P), общая шкала депрессии.

Достоверные различия выявлены по шкале соматических проявлений депрессии (S-P), по другим шкалам значения достоверно близки с результатами, полученными для нормативной группы. Поэтому можно сделать вывод, что для данной группы больных возникающее состояние депрессии связано с соматическими симптомами проявления болезни, которое у них на достоверно значимом уровне выражено больше, чем у здоровых (t=4,63; p=0,0001). А это значит, что у данных больных заболевание сказывается не только в виде физических симптомов, но и оказывает влияние на психологическую сферу больных, изменяя эмоциональный фон настроения и формируя соответствующие формы реагирования на заболевание.

Эмоциональная сфера личности является важной характеристикой, более или менее стойкие нарушения которой могут провоцировать возникновение психосоматических симптомов при гинекологических заболеваниях. В проведенном исследовании характеристики эмоциональной сферы больных гинекологическими заболеваниями оценивались с помощью опросника В.К. Зарецкого «Запрет на выражение чувств». Результаты подсчитывались по шести шкалам опросника и одной суммарной шкале. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Из полученных результатов видно, что достоверные различия наблюдаются по шкале радости (t=2,73 при р=0,007). Это говорит о том, что данные больные склонны больше проявлять негативные эмоции, чем положительные. Психосоматический компонент заболевания здесь может проявляться в смещении акцента с имеющихся неразрешенных внутриличностных проблем на соматические проявления болезни, которые сопровождаются негативными эмоциями. Негативные эмоции, как считают больные, допустимы в ситуации болезни более, чем в ситуациях межличностного взаимодействия. В других случаях бурное выражение радости может восприниматься больными как социально неприемлемая форма поведения.

Возникающие психосоматические проявления при гинекологических заболеваниях также могут быть обусловлены психологическими установками, определяющими поведенческие особенности данных больных. Исследование характеристик перфекционизма проводилось с помощью опросника «Перфекционизм» (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова). Результаты подсчитывались по семи шкалам опросника и одной суммарной шкале. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Из полученных результатов видно, что между гинекологическими больными и здоровыми наблюдаются достоверные различия по шкалам перфекционизма. Максимальное достоверное различие характеристик перфекционизма выявлено по шкале контроль над чувствами (t=3,62; p=0,0001), затем идет шкала поляризованное мышление (t=2,39; p=0,018), далее общий суммарный показатель перфекционизма (t=2,33; p=0,02) и наименьшее различие — по шкале завышенные притязания и требования к себе (t=2,23; p=0,027).

Это говорит о том, что исследуемые больные предъявляют к себе высокие требования, которые выражаются в стремлении к достижению значительных результатов в выполняемой ими работе. Мышление по типу всё или ничего усиливает данные тенденции в поведении. Контроль над чувствами не позволяет больным открыто выражать свои эмоции. Достоверные различия в общем уровне перфекционизма свидетельствуют о его повышении во всех сферах жизнедеятельности гинекологических больных, что может сопровождаться постоянной неудовлетворенностью теми или иными аспектами жизни и приводить к психосоматическим проявлениям заболевания. Эти особенности личности, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях, могут оказывать влияние на восприятие данными больными себя, собственного здоровья, социального благополучия и эмоционального равновесия.

Исследование духовной сферы больных гинекологическими заболеваниями проводилось с использованием опросника «Структура индивидуальной религиозности» (Ю.В. Щербатых). Баллы подсчитывались по восьми шкалам и шкале самооценки религиозной убежденности. В качестве нормативных данных использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой (2009).

Достоверные различия между здоровой группой и гинекологическими больными выявлены практически по всем шкалам опросника. В порядке убывания различий — это наличие религиозного самосознания (t=5,37; p=0,0001), которое характеризует внутреннюю потребность гинекологических больных в религиозном веровании. Внешние признаки религиозности у гинекологических больных также достоверно выражены по сравнению с группой здоровых (t=4,61; p=0,0001). Это может говорить о том, что в большинстве своем данные больные соблюдают и выполняют все религиозные предписания. Различия со здоровой группой гинекологических больных наблюдается по шкале отношение к религии как к образцу моральных норм поведения (t=4,1; p=0,0001). Гинекологические больные в большей степени, чем здоровые, воспринимают религиозное учение как свод норм и правил поведения, соблюдение которых характеризует человека в таких положительных аспектах как культурность и порядочность. В большинстве своем данные больные оценивают себя более религиозными, чем здоровые (t=3,86; p=0,0001). Это говорит о том, что среди гинекологических больных встречается больше людей, которые считают себя верующими, нежели атеистами. Не менее значим для данных больных поиск в религии поддержки и утешения, по сравнению со здоровой группой (t=3,44; p=0,0001). Большинство больных обращаются к религии в надежде на помощь. Принимая участие в богослужении, данные больные приобретают заряд оптимизма и веры в положительный исход имеющейся у них проблемной ситуации. Это способствует снятию внутреннего напряжения и дает им облегчение. На достоверно значимом уровне выявлены различия больных и здоровых по шкале отношение к магии (t=3,37; p=0,0001). Это свидетельствует о том, что большинство гинекологических больных верят в магическую силу религиозных обрядов.

Проведенное исследование позволяет дать характеристику эмоциональной сферы и поведенческих особенностей больных гинекологическими заболеваниями. Эмоциональная сфера гинекологических больных характеризуется в большей степени негативным эмоциональным фоном. Психосоматический аспект заболевания заключается в смещении акцента в эмоциональном реагировании с внутренних конфликтов на соматические ощущения, в связи с чем происходит сглаживание межличностных проблемных ситуаций и усиление проявления негативных эмоций по поводу заболевания. В поведенческой сфере гинекологических больных превалирует контроль над чувствами, сопровождающийся мышлением по типу «всё или ничего» и завышенными требованиями к себе.

Таким образом, работа медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста охватывает диагностическое, коррекционное и профилактическое направления, ориентированные как на сохранение репродуктивного здоровья женщины, так и на содействие благоприятному протеканию процесса родов, создание оптимальных условий для развитие ребенка и поддержание гармоничных отношений в семье. Психодиагностическая работа позволяет выявлять дезадапативные поведенческие стратегии женщин и использовать их в качестве психотерапевтических мишеней. Обязательным условием эффективной работы психолога лечебного учреждения является взаимодействие с врачами-специалистами и средним медицинским персоналом.

1. Емешева Л.Ю., Николаев Е.Л. Клинические особенности родов в этнографических группах чувашей: возможность акушерско-психологических соответствий? // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2005. – № 1. – С. 112–114.

2. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 4. – С. 361–366.

3. Потенциал здоровья студенческой молодежи: личностные и поведенческие факторы риска / Е.Л. Николаев, Н.И. Комиссарова, Н.Н. Григорьева и др. // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2010. – № 39-3. – С. 16–21.

Ссылка для цитирования

Максимова Н.В., Лазарева Е.Ю. О работе медицинского психолога с женщинами репродуктивного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Способность рожать детей — это естественная возможность женщине и мужчине продолжать свой род. Чтобы родить здорового ребенка женщина должна быть к этому готова и с физиологической стороны, и психологической. Основной задачей психолога при подготовке к родам является научить женщину руководить своим телом и энергией во время беременности. Однако, проблема стоит значительно шире.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка являются одной из актуальных проблем современного общества. Совсем еще не давно беременная женщина находилась под наблюдением и контролем только медицинских работников. Но это не только медицинская, но так же и социальная проблема, имеющая экономическое, нравственное и общественное значение.

В последние годы возник интерес к проблемам психологического состояния беременной женщины, ее личностные особенности, ее переживания и эмоции.

Перинатальными психологами доказано, что психологическое состояние женщины влияет на благополучие протекания беременности и родов, и проведение подготовки к родам и материнству а так же уменьшает количество осложнений беременности и родов влияет на развитие ребенка в будущем.

Одной из психологических проблем беременных женщин является повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство, и неустойчивость эмоционального состояния [49].

Чаще всего их одолевают сомнения в нормальности будущего ребенка, благополучного вынашивания и родов, изменения самой себя, и жизненной ситуации, изменения отношений с отцом ребенка после рождения ребенка и т. д. Эти тревоги происходят от плохой информированности беременных женщин об особенностях протекания беременности, родов, развития ребенка, чувства одиночества, отличия от других женщин, субъективное непонимание. Очень часто состояние тревоги неблагоприятно влияет на течении беременности и развитии ребенка. Женская консультация играет важную роль на каждом этапе подготовки женщины к выполнению роли матери, особенно на этапе беременности [19].

Цель : выявить и описать специфику работы психолога-консультанта в женской консультации.

сбор и изучение литературных источников по проблеме исследования;

изучение работы психолога-консультанта в женской консультации на основании изучения документации

обоснование методов работы с беременными женщинами на различных этапах сроков беременности

-изучение образовательного аспекта в консультировании беременных женщин - изучение научения, как основы консультационного процесса.

Структура реферата : работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка литературы и рецензии.

Глава 1. Психологические проблемы женщин в период беременности

У беременной женщины появляются следующие проблемы:

появление психического дискомфорта, которое появляется при повышенной чувствительности к запахам, сонливостью, утомляемость, тошнотой и рвотой ;

опасения за жизнь и здоровье будущего ребенка;

уменьшение физической привлекательности;

на отношение женщины к беременности оказывают влияние социальные факторы, внутрисемейные взаимоотношения, индивидуальные особенности личности [19];

нежелание иметь детей.

Бывает так, что у женщин наступают роды, когда они находятся в состоянии физического и психического истощения из-за неправильного образа жизни.

Из-за всего вышеизложенного следует, что беременная женщина должна быть надлежащим образом информирована об особенностях беременности [15].

Работа психолога, направленная на профилактику таких состояний, крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода [52].

В процессе психологического консультирования психологу необходимо учитывать психологические и физиологические особенности беременных женщин для должного проведения психологического консультирования. Данные особенности будут рассмотрены нами далее.

1.1. Психологические и физиологические особенности беременности

В медицине известно, что эмоции, которые испытывает мать, вызывают изменения биохимии крови, частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления, этим самым ребенок, подвержен влияниям меняющегося эмоционального фона [51].

Перинатальные психологи, установили, что при наступлении беременности изменяются отношения с отцом ребенка. При этом мужчина начинает ревновать жену к еще не рожденному ребенку, а затем к родившемуся ребенку. Женщина при дисгармонии супружеских отношений дефицит положительных эмоций восполняет за счет отношений с ещё, не родившемся ребенком, а затем с родившемся. Женщина сама бессознательно препятствует своевременной сепарации сына, это помогает возникновению его соперничества с отцом за внимание женщины, формированию у мальчика комплекса Эдипа, а у отца комплекса Лая. Работа психолога должна учитывать семейные взаимоотношения беременной женщины с мужем чтобы предотвратить развитие у ребенка комплекса Эдипа или Электры, если родиться девочка [5].

В развитии ребенка еще не родившегося выделяют :

Во время данных периодов происходят значительные изменения в женском организме, развиваются системы и органы ребенка, и органы, обеспечивающие их совместную жизнь. Этот процесс сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и развитием психических функций будущего ребенка [25].

Чтобы происходили эти процессы развития, организм беременной женщины и ее психика подвергаются серьезной перестройке.

Значительные изменения происходят в функционировании эндокринной системы, центральной нервной системы, обменных процессов. Отражением гормональных изменений являются также усиление пигментации сосков, увеличение размера молочных желез, нередко появление молозива, на коже груди и живота могут появиться так называемые растяжки беременных [37].

Н. В. Боровикова предложила называть рефлексивное принятие своего нового образа я в положении - аффектом осознания себя беременной, с момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Она так же предложила термин синдром беременности для отражения психологических изменений, возникающих у женщины в связи с беременностью. То есть, автор термина все происходящие с женщиной в о время беременности психологические изменения, объявляет патологическими.

В. Д. Менделевич связывает изменения психического функционирования и поведения женщины во время беременности с процессами адаптации ее организма и личности к новому физиологическому состоянию.

В начале беременности возникают изменения функционирования центральной нервной системы беременной женщины - это понижение возбудимости коры головного мозга и относительное повышение возбудимости подкорковых образований. Из-за этого у беременных появляется заторможенность, повышается потребность во сне и отдыхе, происходит ограничение общения беременной с внешним окружением. Женщине необходимо время, чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, и слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам. Эти изменения являются адаптивными, так как, приводят к благотворным, итогам беременности. Физиологические изменения, влияют на эмоции женщины и в то же время появляются от перемен происходящих в аффективной сфере. Женщина испытывает радость, удовлетворение и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, и – страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

Первые месяцы беременности характеризуются становлением гестационной доминанты. Отношение женщины материнству нейтрально, но настроение может колебаться от подавленности до уровня эйфории. Во втором и третьем триместре гестационная доминанта уже обычно сформирована. [23].

Автор принципа гестационной доминанты А. А. Ухтомский. Данный принцип состоит в том, что под влиянием любого возбуждения, которое вызывают внешние или внутренние раздражителями, формируется очаг господствующего возбуждения - доминанта, он обеспечивает деятельность организма в определенном направлении и способствующий оказывать тормозящее действие на работу других нервных центров, препятствующих этому. Аршавский предложил термин материнская доминанта или гестационная доминанта. Гестационная доминанта направлена на создание новой констелляции звеньев в ЦНС, которая формирует новый гормональный профиль, гомеостаз и форму поведения в процессе беременности. Гестационная доминанта состоит из физиологического и психологического компонентов.

По мнению перинатальных психологов, проблемой является готовность беременной женщины к материнству. Степень психологической готовности к материнству отражает психологический компонент гестационной доминанты [59].Физиологический компонент состоит в том, что, помощью гестационной доминанты направляются и поддерживаются на соответствующем уровне все физиологические процессы, совершающиеся в организме беременной [27].

Как считает Савельева особого внимания заслуживает пс ихологи-ческий компонент гестационной доминанты (ПКГД). Он проявляется в заторможенном состоянии беременной, ей интересен только ребенок. При появлении различных стрессовых ситуаций испуг, страх, сильные эмоциональные переживания в центральной нервной системе беременной помимо гестационной доминанты могут возникать и другие очаги стойких возбуждений. Это в значительной степени ослабляет действие гестационной доминанты и нередко сопровождается патологическим течением беременности, и родов. В норме гестационная доминанта должна быть сформирована правильно еще до момента зачатия [44].

В своем исследовании мы будем обозначать психологический компонент гестационной доминанты - ПКГД. Добряков выделяет пять типов психологического компонента гестационной доминанты:

Оптимальный тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей мамы за свое дитя. Гипогестогнозический тип характеризуется недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины, имеющие данный тип ПКГД, не склонны менять жизненный стереотип. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило передоверяется другим лицам (бабушкам, няням) , так как сами матери очень заняты. Нередко этот тип ПКГД встречается у многодетных матерей.

Эйфорический тип характеризуется преобладанием повышенногонастроения, уверенностью в благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли сейчас и в ближайшем будущем. Беременность может быть очень желанной, однако, убедившись, что зачатие произошло, «беспечная женщина» добровольно одевает «розовые» очки. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают женщин врасплох, их тяжесть преувеличивается. Эти женщины притенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания [23].

При тревожном типе причины повышенной тревожности, которые определяют все поведение женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами, состоянием здоровья, бытовыми трудностями и гестационная доминанта подавляется доминантой нерешенных социальных проблем то есть, тревожась, мать наносит вред своему малышу.

Депрессивный тип предполагает максимальную выраженность тревожных состояний, что в свою очередь может привести к развитию невротических реакций. У нее могут появиться бредовые, ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, намерения избавиться от ребенка.

Большая роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении. Но, количество женщин, не встающих на учет по беременности, повышается. Будущая мать согласно своим интересам, вредит плоду, лишая его элементарной помощи в выявлении и санации очагов внутриутробной инфекции, своевременной диагностике и профилактике врожденных пороков развития плода, часто женщины в будущем отказывается от своих детей [17].

Обеспечить нормальное течение беременности и дальнейшее благополучное рождение здорового ребенка помогают психологи осуществляющие пред. родовую, профилактическую подготовку в ходе психологического консультирования беременных женщин на базе женской консультации.

1.3. Структура и функционирование женской консультации

Женская консультация — это учреждение здравоохранения, оказывающее амбулаторную лечебно-профилактическую, акушерскую, и гинекологическую помощь населению. Работа женской консультации основана на участков-территориальном принципе.

Главной целью ее работы является - оказание первичной квалифицированной помощи женщинам, услуг по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов, по профилактике, диагностике и лечению гинекологических заболеваний.

Женская консультация осуществляет следующие, функции:

1) диспансерное наблюдение беременных, в том числе выделение женщин "групп риска" в целях предупреждения и раннего выявления осложненной беременности, родов и послеродового периода;

2) выявление, установление медицинских показаний и направление беременных женщин, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями на стационарное лечение учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных (дорогостоящих) видов медицинской помощи [56].

3) физическую и профилактическую подготовку беременных к родам, в том числе подготовку семьи к рождению ребенка;

4) патронаж беременных;

5)консультирование и оказание услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов согласно установленным стандартам и подготовки к беременности и родам;

6)организацию и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления гинекологических и онкологических заболеваний;

7)обследование и лечение беременных и гинекологических больных с использованием современных медицинских технологий, в том числе условиях дневного стационара и на дому (стационар на дому);

диспансеризацию гинекологических больных в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, включая реабилитацию.

установление медицинских показаний и направление на санаторно-курортное лечение беременных женщин и женщин с гинекологическими заболеваниями;

осуществление прерывания беременности в ранние сроки (при задержке менструации на срок более 20 дней), а так же выполнение малых гинекологических операций с использованием современных медицинских технологий (гистероскопия, лазеро- ,криотерапия и т.д.);

10) обеспечение взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных между женской

консультацией и другими лечебно-профилактическими учреждениями (кожно-венерологическим, онкологическим, психоневрологическим, наркологическим, противотуберкулезным диспансерами и т. д.) территориальным фондом обязательного медицинского страхования Р. Ф.;

11)клинико-экспертную оценку качества оказания медицинской помощи не беременным женщинам, в период беременности, после родовом периоде и эффективности лечебных и диагностических мероприятий [49];

экспертизу временной нетрудоспособности по беременности, родам, в связи с гинекологическими заболеваниями, определение необходимости и сроков временного или постоянного перевода, работника по состоянию здоровья на другую работу, направление в установленном порядке на медико-социальную экспертизу женщин с признаками стойкой утраты трудоспособности;

оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи;

повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством Р.Ф.;

внедрение в практику современных диагностических и лечебных технологий, новых организационных форм работы, средств,

профилактики и реабилитации больных;

16)выполнение санитарно-гигиеническихипротиво-эпидемиологических мероприятий для обеспечения безопасности пациентов и персонала предотвращения распространения инфекций [40];

17)проведение мероприятий в области информирования и повышения санитарной культуры населения по различным аспектам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья женщин, профилактики абортов, а так же инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ-инфекцией;

анализ показателей работы женской консультации, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества акушерско-гинекологической помощи.

ВЕБИНАР: Практика образовательной кинезиологии: освобождение от стресса и синдрома хронической усталости

Методика проведения тренинга «Исцеление отношений с мамой – путь к гармоничной и счастливой женщине»

Скоро

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Проблемы в организации работы психолога в учреждениях родовспоможения

/module/item/name

На круглом столе «Организация работы психолога в учреждениях родовспоможения. Проблемы и пути решения» специалисты в области перинатальной психологии обсудили, как должна быть организована работа психолога, что нужно для оснащения кабинета, какую информацию можно прописывать в истории болезни, а также другие вопросы.

Виктория Алексеевна Чеботарева, перинатальный психолог, психолог женской консультации №40 Приморского района Санкт-Петербурга, рассказала о стандарте оснащения кабинета врача-психотерапевта, медицинского психолога или психолога. Виктория Алексеевна сделала акцент на некоторых пунктах стандарта, чтобы показать его оторванность от реальных нужд специалиста:

«Кушетка медицинская — кого я туда буду класть? Кушетка психоаналитическая. Кресло функциональное, но почему только одно: оно для меня или для женщины? Аппарат для измерения артериального давления: зачем он психологу, который этим не занимается? По стандарту, в кабинете медицинского психолога должен быть еще и стетофонендоскоп… Требования по оснащению кабинета психопрофилактики, где проходят занятия для беременных, не сильно отличаются. Среди прочего оборудования там обозначен в том числе набор кукол-муляжей, комплект аудио- и видеоаппаратуры и набор игрового инвентаря. Непонятно, сколько должно быть кукол и что входит в игровой инвентарь. Когда есть стандарты оснащения, главный врач женской консультации или заведующая может за счет бюджетных средств закупить это оборудование, но если нам нужно то, что в стандарте не предусмотрено, нужно искать другие ресурсы».

Ольга Александровна Ризаханова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России откликнулась на выступление Виктории Чеботаревой:

«Есть действующий приказ о федеральных стандартах «Стандарты помощи женщинам при нормальном течении беременности». Стандарт — это частота назначений и кратность применения. Например, если утрировать, клинический анализ крови: частота назначений —1 (значит, всем делают), кратность — 2. Конечно, речи о психологе, даже с частотой назначения 0,0001, нет. Для врача вас нет ни в клинических рекомендациях, ни в стандартах, а вы, безусловно, нужны. Какие нужно сделать последовательные шаги, чтобы вам нормировано войти в стандарты? Появиться в клинических рекомендациях, где отмечается уровень доказательности ваших действий (A, B, C). Если вы окажетесь в уровне B, вы уже попадете в стандарт… В порядках деятельности всей организации написано, что у вас в кабинете должен быть стетоскоп, и это очень хорошо, потому что это закрепляет ваше нахождение в медицинской организации: есть кабинет, и вы там должны сидеть. Но что именно вы там должны делать — не нормировано».

Игорь Валериевич Добряков, кандидат медицинских наук, психиатр, медицинский психолог, доцент, старший научный сотрудник научно-организационного отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева», заведующий кафедрой перинатальной психологии Института практической психологии «Иматон», научный консультант программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия», при обсуждении содержания методических рекомендаций, подчеркнул:

«Методические рекомендации должны отвечать на вопрос, все ли женщины, встающие на учет в женскую консультацию, должны осматриваться психотерапевтами или медицинскими психологами. Врач направляет к медицинскому психологу или женщина сама принимает это решение. Должны быть определены информативные и простые методики. Московские коллеги рассказали, что обследуют беременную женщину час-полтора. Как потом соединить все эти результаты?»

Игорь Михайлович Акулин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения и медицинского права Санкт-Петербургского государственного университета, в своем выступлении сделал акцент на другом аспекте проблемы:

«Меня интересует правовой статус клинического психолога. Является ли он медицинским работником? Да. Осуществляет ли он медицинскую деятельность? Конечно. Оказывает ли он медицинскую помощь, медицинскую услугу? Да. Осуществляет ли он медицинское вмешательство? Конечно, потому что это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека виды медицинских обследований… Как юриста меня беспокоит ответственность психолога, если он осуществляет медицинскую деятельность и медицинское вмешательство».

Валентина Анатольевна Мошкивская, перинатальный психолог, психолог СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1», обратила внимание на проблему обсуждения состояния пациентки разными специалистами:

«Медицинский психолог ведет журнал приема пациентов, делает записи в историю пациентки о проводимых мероприятиях. И это является камнем преткновения. С одной стороны, акушеры-гинекологи хотят видеть развернутую информацию, например, как в психиатрическом стационаре описывается пациентка, их не устраивает запись «Консультация прошла». Но, с другой стороны, я не имею права писать объемную психиатрическую информацию о пациентах, потому что это должно быть под замком. И у меня возникает вопрос, какой объем информации мы должны предоставлять?»

Юлия Владимировна Заманаева, кандидат психологических наук, психолог СПб ГБУЗ «Родильный дом №17», психолог-консультант, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия» в Институте «Иматон», ответила Валентине Анатольевне:

«Я для себя определила внутреннюю цель: зачем я пишу в историю пациентки? Чтобы обозначить, что я есть, что я работаю, поэтому пишу минимум информации. Всю остальную информацию я передаю врачу, от которого поступил запрос. Например, если этот врач — акушер-гинеколог и ожидаются проблемы в родах, мы это обсудим лично, чтобы врач был предупрежден».

Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, согласилась с выступающими:

«Действительно, не прописаны стандарты написания заключений для соматического стационара. Были случаи, когда психолог описал психическое и эмоциональное состояние пациентки, акцентуацию характера, а женщина, так как она имеет право смотреть свою историю болезни, увидела эти записи и возмутилась, почему специалист описал ее именно так. Необходимо продумать вопрос, какие именно параметры мы должны отражать в данном заключении, исходя из специфики медицинского учреждения».

Читайте также: