В чем заключается работа ревизионной комиссии в снт

Опубликовано: 17.09.2024

На ревизора (ревизионную комиссию) СНТ возложены функции по проверке финансово-хозяйственной деятельности и соблюдению законодательства исполнительными органами управления товарищества. Ее члены назначаются и отстраняются от должности решением общего собрания СНТ, которому предоставляют отчет о проведенных ревизиях.

Ревизионная комиссия или ревизор

Деятельность ревизионной комиссии в садоводческом товариществе регламентирована Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Закон допускает наличие в СНТ как одного ревизора, так и нескольких, действующих в составе ревизионной комиссии.

Ответ на вопрос, сколько именно ревизоров необходимо избрать, следует искать в уставе товарищества. В соответствии с положениями статьи 20 закона № 217-ФЗ, возможны следующие варианты:

  • Единственный ревизор;
  • Ревизионная комиссия из трех или более человек.

Порядок формирования и состав ревизионной комиссии должны быть определены в уставе СНТ (п 10 ст. 8 Федерального закона № 217-ФЗ). Эти сведения должны быть внесены в документ с момента учреждения товарищества.

Александр Васильев

Срок полномочий

Срок, в течение которого ревизионная комиссия или ревизор занимают свои должности, также определяется уставом СНТ. Закон ограничивает максимальный срок их полномочий – не более 5 лет с момента избрания (п. 5 ст. 16 Закона № 217-ФЗ).

Количество сроков избрания для ревизоров СНТ не ограничено.

Если срок полномочий истек, а преемник не избран, статус предыдущего ревизора становится неопределенным. Федеральный закон № 217-ФЗ устанавливает правило о том, что исполнительные органы СНТ продолжают осуществлять деятельность после истечения срока полномочий до момента, пока не будут избраны их преемники.

Александр Васильев

Порядок назначения

Правила избрания ревизора или членов ревизионной комиссии определяются Законом № 217-ФЗ и уставом СНТ. Закон определяет:

Кто не может быть ревизором

Поскольку ревизионная комиссия осуществляет проверку деятельности органов управления, закон устанавливает ряд ограничений на вхождение в ее состав лиц, деятельность которых может вызвать конфликт интересов.

Согласно ст. 20 Закона № 217-ФЗ не допускается назначение ревизорами:

  • председателя СНТ, членов правления и их родственников;
  • родственников тех лиц, которые сами являются родственниками председателя или членов правления.

К числу родственников, для которых действует запрет, отнесены супруги, дети (в том числе усыновленные), родители, дедушки и бабушки, внуки, братья и сестры, а также супруги перечисленных лиц.

Вознаграждение и договор

Если устав СНТ подобных положений не содержит, заключение договора не является необходимым. Ревизионная комиссия может осуществлять деятельность на безвозмездной основе на основании решения назначившего ее общего собрания СНТ.

Права и обязанности

Основной функцией ревизионной комиссии (ревизора) является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества. Конкретные права и обязанности ревизора определяются в уставе СНТ, а также положении о ревизионной комиссии. Условия этих документов не должны противоречить статье 21 Федерального закона № 217-ФЗ, определяющей основы деятельности ревизоров.

Положение о ревизионной комиссии может включать следующие права и обязанности ее членов:

  • проверка того, как органы управления СНТ (председатель и правления) выполняют решения высшего органа – общего собрания членов СНТ;
  • наличие, состав и состояние имущества, находящегося в общем пользовании садоводов, включая проверку сохранности денежных средств;
  • выявление того, законно ли были заключены сделки председателем СНТ;
  • проверка сроков рассмотрения председателем и правлением заявлений членов СНТ.

Обо всех выявленных нарушениях ревизионная комиссия должна сообщать общему собранию в ежегодном или внеочередном отчете. Устав и положение о ревизионной комиссии может предусматривать обязанность осуществлять ревизию и формировать такой отчет более часто – раз в полугодие или квартал.

Непосредственное руководство деятельностью ревизионной комиссии осуществляет ее председатель. Он собирает членов комиссии, определяет сферу их ответственности и осуществляет оперативное управление проведением ревизий.

Для осуществления своей деятельности ревизионная комиссия имеет право требовать у органов управления СНТ документы, которые необходимы им для работы, а также их копии (ст. 21 Закона № 217-ФЗ).

Проверка может проводиться ревизионной комиссией по собственной инициативе в рамках предоставленных ей полномочий по закону и уставу СНТ, либо по желанию общего собрания и других органов управления.

Отчет и протокол

Свою деятельность ревизионная комиссия может осуществлять в форме заседаний, а также в виде текущей работы по подготовке к ним. Проведенные заседания оформляются протоколами, в которых фиксируются заслушанные сообщения и исследованные документы.

Выводы, к которым пришла комиссия, оформляются в виде отчета (акта) по итогам ревизионной проверки. Этот документ составляется в письменной форме.

Отчет ревизионной комиссии СНТ по итогам работы предоставляется общему собранию СНТ, которое избрало их. Как правило, отчет предоставляется на ежегодном собрании о ревизии работы СНТ за прошедший год.

Возможно и представление внеочередного отчета по запросу собрания, либо по инициативе самой комиссии. Ревизор имеет право обратиться с требованием о созыве внеочередного общего собрания членов товарищества (ч. 7 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ).

Ревизионный отчет СНТ должен содержать:

  • информацию о проведенной ревизии: основания, сроки проведения, проанализированные вопросы;
  • выявленные ревизионной комиссией нарушения в деятельности председателя и правления СНТ, сведения о недостачах общего имущества и иные несоответствия;
  • предложения ревизоров об устранении допущенных нарушений.

Выводы ревизионной комиссии являются основанием для принятия общим собранием СНТ решений по их итогам. Но они не носят полностью обязывающего характера. Общее собрание СНТ может сделать иные выводы по затронутым в нем вопросам.

Члены товарищества имеют право знакомиться с заключениями (отчетами) ревизионной комиссии или ревизора, а также протоколами заседаний ревизионной комиссии (п. 5 ст. 11 Закона № 217-ФЗ). По желанию члена товарищества он вправе снять копии с этих документов. Эта услуга осуществляется на платной основе. Размер платы определяется решением общего собрания СНТ. При этом плата не должна быть заградительной. Ее размер должен быть экономически обоснован расходами на изготовление копий. Чрезмерно большая плата будет основанием для обжалования решения об ее установлении в суде.

Ответственность

Вопрос об ответственности членов ревизионной комиссии СНТ напрямую не урегулирован положениями № 217-ФЗ. Однако это не означает, что они не несут ответственности за свои действия.

Члены ревизионной комиссии подотчетны назначившему их общему собранию СНТ. При выявлении неудовлетворительной работы общее собрание может прекратить их полномочия и избрать новых членов.

Поскольку члены ревизионной комиссии являются выборными лицами, а не работниками СНТ, применение к ним дисциплинарных санкций за невыполнение обязанностей невозможно.

Однако, если в деятельности членов ревизионной комиссии усматриваются правонарушения административного или даже уголовного характера, члены СНТ или органы его управления могут обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

В статье приводится общая информация о деятельности ревизионной комиссии СНТ. При возникновении вопросов обратитесь к специалисту, который поможет на них ответить.

Кроме привычных форм организаций, таких как ООО или АО, существует много других коммерческих и некоммерческих, в том числе распространены различные товарищества. Одни из наиболее известных – садоводческие и жилищные. По гражданскому кодексу и те и другие относятся к товариществам собственников недвижимости (ТСН).

В 2017 году был выпущен Федеральный закон № 217, он начал свое действие (за исключением одной статьи, касающейся пользования недрами) с 1 января 2019 года. В основном именно он определяет все аспекты работы СНТ. При этом ГК в статьях 123.12-123.14 также устанавливает несколько важных моментов:

  • Аналогично обществу с ограниченной ответственностью для ТСН установлены границы ответственности – товарищество не отвечает по обязательствам своих членов, а они, в свою очередь, не отвечают по его обязательствам.
  • В уставе ТСН необходимо указать основную информацию, включая цели деятельности, состав органов управления, порядок голосования, а также сведения о наименовании.
  • Общее собрание членов СНТ, кроме прочего, принимает решение о размере взносов и других обязательных платежей.
  • Помимо собрания в ТСН, действуют еще два органа управления: единоличный исполнительный орган (председатель) и коллегиальный (правление).

Обязательно, чтобы товарищество регулярно проходило проверку. Для этого избирается ревизионная комиссия. Также привлекается аудиторская компания или профессиональный независимый аудитор.

Задачи товарищества. Управление

Можно ли владеть участком, не вступая в СНТ, и зачем вообще его организовывать? Да, закон разрешает не вступать в товарищество не только собственникам, но и тем, кто пользуется участком на праве пожизненного владения, аренды и т.п. (п. 1 ст. 5 закона 217-ФЗ), но при этом сохраняет за такими владельцами права и обязанности практически аналогичные обычным членам СНТ:

  1. Пользование общим имуществом.
  2. Уплата взносов.
  3. Участие в собраниях и голосование (не по всем вопросам) и другие.

Причины, по которым создание СНТ оправдано и более удобно для группы владельцев (количество членов товарищества должно быть не менее 7):

  • Упрощение решения вопросов с общими коммуникациями: электричество, вода, газ и т.д., вывозом ТБО, охраной и другими насущными проблемами. От имени организации проще заключать договора, делать заказ работ.
  • Защита интересов членов СНТ перед третьими лицами, разрешение конфликтных ситуаций по возможности путем голосования, а не через судебные разбирательства. Предоставление консультационной и юридической поддержки.
  • Отстаивание интересов СНТ перед государственными органами.
  • Содействие в разработке участков на территории товарищества, организации межевания, установлении границ и т.п.
  • Минимизация издержек на содержание общего имущества (водопровода, электрических сетей, дорог, прибрежной полосы, если СНТ находится рядом с водоемом), больше возможностей облагородить территорию (например, построить детскую площадку) за счет совместных сборов и членских взносов.

Для того чтобы такое сообщество работало эффективно, обязанности и права распределяются между тремя органами управлениями, которые я уже назвала выше: общее собрание членов СНТ, правление и председатель и одним органом контроля – ревизионной комиссией.

Общее собрание

Раз в год или чаще (предусматривается уставом) собирается очередное общее собрание. По необходимости оно может быть внеочередным и созываться правлением, ревизором (комиссией) или коллективом из членов товарищества (в этом случае их должно быть не меньше 1/5 от всего количества), а также местной администрацией.

Порядок проведения очень похож на тот, что установлен для ООО: подготовка повестки со списком вопросов на рассмотрение, предупреждение о месте и времени всех заинтересованных лиц (за две недели или больший срок), голосование и закрепление хода собрания и его результатов в протоколе.

Обратите внимание! Уведомлять о проведении собрания можно разными способами: поместить информацию на сайт, доску объявлений СНТ, в местных СМИ, разослать извещения по почте (в т. ч. числе электронной).

За неделю до собрания правление обязано предоставить возможность желающим ознакомиться с различными документами, по которым принимаются решения.

Собрание правомочно при минимальной 50-процентной явке членов СНТ или их представителей. К протоколу с решениями прикладывается список с подписями присутствовавших лиц. Вопросы, входящие в компетенцию общего собрания: выбор ревизоров, председателя, утверждение отчетов (в т. ч. ревизионных) и смет, принятие решений по общему имуществу, определение политики по взносам (размер, обоснование, порядок внесения, расходование) и другие.

Наличие утвержденной сметы и документов по взносам очень важно для целей ведения бухгалтерского и налогового учета. Первоисточником, на который необходимо опираться в формировании учета, будет, в том числе, устав и протоколы общих собраний членов СНТ.

Правление

Следующим в иерархии идет правление товарищества. Председатель входит в число членов правления (количеством не менее трех и не более 5% от числа членов товарищества) и возглавляет его. Сроки и частота заседаний определяются уставом.

Важно! Для принятия решений необходимо присутствие не менее половины участников правления. Проводится обычное голосование. Если его результат 50/50, то решающим будет голос председателя.

Принимает решения о проведении общего собрания, по текущей деятельности, заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями и т.д. В компетенцию правления входит также подготовка отчетности, в т. ч. годовой.

Председатель фактически выступает аналогом директора в обычной организации: действует от имени товарищества без доверенности, обладает правом первой подписи, заключает договора, принимает на работу сотрудников.

Ревизионная комиссия

В состав комиссии должно выходить не меньше трех человек – членов товарищества. При этом ими не могут быть:

  • Председатель.
  • Члены правления.
  • Близкие родственники вышеуказанных лиц.

В число обязанностей комиссии входит: проверка законности заключенных товариществом сделок, выполнение решений органов управления, ревизия деятельности, выявление нарушений и подготовка предложений по их устранению. Комиссия обязана сообщать обо всех обнаруженных несоответствиях и ошибках общему собранию.

Членство в СНТ. Взносы

Членами товарищества могут стать только физические лица (п. 1 статьи 17 закона) на основании заявления. Как уже выше говорилось, в СНТ могут вступить не только собственники, но и правообладатели (например, арендаторы). В форме заявления они обязательно должны указать:

  1. ФИО.
  2. Адрес проживания и почтовый.
  3. Электронную почту (при наличии).
  4. Согласие с правилами устава.

Понадобятся также копии правоустанавливающих документов: свидетельства о праве собственности, договора аренды и т. д. Некоторым заявителям может быть отказано в членстве по следующим причинам:

  • товарища ранее исключили из-за неуплаты взносов и задолженность не погашена;
  • нет документов, подтверждающих право на участок;
  • заявитель не является владельцем или правообладателем участка;
  • нарушены требования к заполнению заявления.

Особые условия действуют для отдельных категорий граждан: автоматически членами СНТ становятся те, кто был членом реорганизуемой организации, если она создавалась до вступления в силу закона 217-ФЗ. Если земля в садоводстве передана в бессрочное владение, аренду, пользователям не требуется разрешение государственных органов – владельцев.

Важно! С 1 января 2020 года при бурении и использовании скважин общих для всего СНТ или нескольких товариществ потребуется лицензия (см. статью 51 закона 217-ФЗ).

После того как кандидатура заявителя рассмотрена и одобрена, с момента принятия такого решения он становится членом товарищества и в течение трех месяцев получает членскую книжку или другой подтверждающий документ.

От статуса владельцев и пользователей земельных участков зависит учет получаемых взносов – различается их прием от членов СНТ и всех прочих. Бухгалтеру, кассиру, другому ответственному за прием взносов лицу нужно знать в каком качестве выступает их плательщик. В частности это влияет на применение онлайн-кассы и налоговый учет.

Взносы

До появления нового федерального закона существовало три вида взносов, но затем из их числа исключили вступительные и остались только два: членские и целевые.

Целевые направляются на создание или приобретение общего имущества, оплату регистрационных, кадастровых документов и работ, связанных с получением земельных участков для товарищества, расходы на обеспечение мероприятий, утвержденных решением общего собрания СНТ.

Размер взносов может зависеть от площади земельного участка или недвижимости, доли собственности и т.п. данных. Такие условия включаются в устав. Допускается начисление санкций за задержку уплаты (пени).

Согласно пунктам 3 и 6 статьи 14 Федерального закона № 217-ФЗ взносы необходимо перечислять на расчетный счет. По факту их продолжают платить и принимать наличными – не каждый садовод-огородник готов специально оплачивать квитанцию или делать перевод, многие из них проводят лето за городом и не имеют возможности обратиться в отделение банка, даже доступ к интернету есть не у всех.

В данном случае есть некоторое противоречие между ГК, который позволяет совершать платежи в любой форме и специализированным федеральным законом № 217-ФЗ, устанавливающим особые правила для СНТ. Обычно считается, что кодекс – всему голова, но не забудьте, что в нем прописаны основополагающие правила, а в отраслевых документах они могут уточняться.

Т.е. с точки зрения закона прием наличных платежей (взносов) в товариществе – нарушение, но пока за него штрафовать ФНС не собирается. Если вы все-таки хотите твердо следовать букве закона, то вот какие шаги нужно предпринять:

  • Внести в устав и другие документы СНТ изменения, касающиеся формы внесения взносов. Если товарищество не прошло процедуру переименования (см. выше), то добавить к названию правильную формулировку «товарищество собственников недвижимости». Для корректировки устава придется или внести этот вопрос на очередное общее собрание или инициировать внеочередное.
  • Зарегистрировать изменение устава в ЕГРЮЛ.
  • Разместите всеми возможными способами информацию о вариантах оплаты (в отделении банка, через мобильные приложения, терминалы и т.п.) – укажите на сайте, разнесите листовки, отправьте смс, повесьте объявление со ссылкой на нормативные акты и принятое общим собранием решение на информационной доске. Так вы достигнете максимального охвата членов СНТ.
  • Напечатайте образцы квитанций (бланки) и разместите их в открытом доступе с примером заполнения. Можно выдать по несколько бланков квитанций каждому товарищу для последующей оплаты или напечатать индивидуальные квитанции и вручить на собрании.

Объясните руководству, что в данный момент принятие наличных не грозит санкциями со стороны налоговых органов, но все может измениться, причем сейчас есть возможность приучить людей платить, как положено с наименьшими потерями, делать это в авральном порядке будет гораздо сложнее.

Системы налогообложения и бухучет

Выбора как такового нет. Фактически придется определиться между ОСНО и УСН. Для удобства, учитывая, что не каждое товарищество способно позволить себе бухгалтера, в большинстве случаев используют упрощенную систему. Вот «доходный» или «расходный» вариант – решают, ориентируясь на возможность подтверждать все расходы.

Бухгалтерский учет от СНО не меняется и базируется на принципах учета некоммерческих организаций. Большинство операций несложные и формируются с участием 86 счета «Целевое финансирование».

Рассмотрим несколько типовых проводок:

  • Начислены целевые взносы Д 76 К 86.3 (субсчет может быть другим, это просто общепринятая нумерация).
  • Начислены членские взносы Д 76 К 86.2.
  • Поступление членских или целевых взносов на счет Д 51 К 76.
  • Начисление заработной платы руководящему составу (председатель, члены правления, главный бухгалтер и т.п.) – Д 26 К 70.
  • Зарплата обслуживающего персонала (дворники, сторожа и т.д.) – Д 20 К 70.
  • Начислены взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование Д 20, 26 К 69.
  • Удержан из доходов работников НДФЛ Д 70 К 68.
  • Выплачена заработная плата Д 70 К 51, 50.

Обратите внимание! Принимать взносы необходимо на расчетный счет, но снимать полученные средства со счета для выплаты зарплаты или на другие расходы не запрещается.

  • Выданы денежные средства подотчетным лицам для закупки материалов, оплаты работ или услуг Д 71 К 51, 50.
  • Приобретены материалы, инструменты (малоценные) и т.п. для СНТ Д 10 К 51, 50, 71.
  • Оплачены услуги или работы Д 20, 26 К 51, 50, 71.
  • Начислены расходы по электроэнергии, водоснабжению и иные аналогичные (включая вывоз мусора) Д 20 К 60.
  • Оплачены поставщикам вышеуказанные ресурсы и услуги 60 К 51, 50, 71.
  • Отражены затраты за счет целевого финансирования Д 86.2 (или 86.3 в зависимости от типа использованных средств) К 20, 26, 69, 10…
  • Если ведется учет НДС, то добавляются проводки Д 19 К 60 – начисление налога и Д 68 К 19 – принятие к вычету.

Если СНТ ведет коммерческую деятельность (выручка от нее должна идти на основные цели товарищества), то в бухгалтерском учете присутствуют следующие операции:

  • Выручка от продажи (оказания услуг, выполнения работ) Д 62 К 90.1.
  • Начислен НДС Д 90.3 К 68.
  • Получена оплата от покупателя (заказчика) Д 51, 50 К 62.
  • Отражены расходы по коммерческой деятельности (себестоимость) Д 90.2 К 20, 26, 69…
  • Сформирован и отражен на соответствующих счетах результат Д 90.9 К 99 при получении прибыли и Д 99 К 90.9 при убытке. Полученная прибыль закрывается по итогам года на 84 счет (Д 99 К 84), но т.к. основная деятельность у СНТ – некоммерческая, то нераспределенная прибыль перебрасывается на счет целевого финансирования проводкой Д 86 К 84, эти суммы идут на цели товарищества.

Учет основных средств ведется так же, как у коммерческих организаций, с применением счетов 07, 08, 01 и 02. Приобретение ОС за счет целевых взносов должно также показать увеличение добавочного капитала товарищества, для чего используется счет 83: Д 86.3 К 83 — отражено увеличение ДК за счет целевых средств, затраченных на капитальные вложения. При выбытии соответствующего основного средства необходима проводка – Д 83 К 01.

Доходы СНТ

В товариществе поступления могут быть не только в виде взносов. Например, на собрании может быть принято решение о продаже принадлежащего товариществу имущества – земли, строений, техники. В отличие от взносов, которые в основном не подлежат налогообложению и включению в доходы СНТ, прочие поступления и доход от коммерческой деятельности напротив облагаются налогами.

Разобьем наши поступления на две группы: на те, что относятся к необлагаемым объектам, и остальные, включаемые в базу по налогу на прибыль или по единому налогу на УСН:

Группа 1. Неподлежащие налогообложению поступления. Здесь все просто – это только взносы членов СНТ, точка.

Группа 2. Облагаемые поступления:

  • Взносы, плата, поступающие от других собственников или правообладателей, не являющихся членами товарищества. Несмотря на целевой характер таких денежных средств, они не отнесены к суммам, освобожденным от налогообложения (все «льготные» поступления перечислены в статье 251 НК РФ).
  • Доходы от платных услуг, работ, реализации товаров или имущества.

При получении средств из группы 1 не требуется использовать онлайн-кассу, а вот для платы, получаемой от прочих граждан из группы № 2, применение кассы обязательно. Направлять чек можно электронно на email или на телефон. Наверняка такая информация у председателя и главного бухгалтера будет.

Если СНТ получает оплату на счет от юридических лиц (например, за проданное оборудование или участок), то это обычный безналичный платеж и применения ККМ не требует. Вот если представитель покупателя решит рассчитаться картой через терминал СНТ, то это уже расчет с применением средства электронного платежа и чек пробить товарищество обязано.

Расходы и отчетность

Количество расходов у СНТ довольно большое. В первую очередь это:

  • коммуналка;
  • ремонт общих дорог;
  • поддержание работоспособности различных систем: сети электроснабжения, дизельные станции, водонапорные башни, газопровод, водопровод и т.п.;
  • зарплата;
  • налоги, взносы, сборы;
  • покупка канцелярских принадлежностей, материалов, инструментов.

Если товарищество владеет техникой, то добавятся затраты на ГСМ, ремонт, техобслуживание, а еще есть уборка мусора, снега, экстренные ситуации (например, обрыв проводов из-за бури), капремонт.

Учет доходов и расходов в разрезе целевого финансирования и коммерческой деятельности ведется раздельно, поэтому возникает проблема с распределением общих расходов, к примеру, к ним относится заработная плата председателя. В НУ можно провести разделение пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ), а в БУ по объему выручки или удельному весу оплаты труда. Второй способ не слишком удобен, к тому же появится разница между бухгалтерским и налоговым учетом, поэтому наиболее оптимальный способ – пропорционально выручке.

Что касается отчетности, помимо «стандартных» деклараций и расчетов, необходимо сдать:

  • Бухгалтерскую отчетность с обязательным приложением отчета «О целевом использовании средств».

Важно! В декларации УСН обязательно включается раздел 3, информирующий о целевом использовании имущества.

В большинстве случаев учет в товариществе приходится вести самому председателю. Если работа складывается максимально просто (чего почти никогда не бывает), то достаточно выбрать УСН «доходы» и поддерживать порядок в документах. В остальных случаях следует хотя бы раз в квартал прибегать к помощи профессионального бухгалтера, который поможет разобраться с хитросплетениями учета.

Земельные отношения
Земельные отношения Права на землю
Права на землю Правовые отношения
Правовые отношения Государственные земли
Государственные земли Государственный контроль
Государственный контроль Классификация земель
Классификация земель Использование земель
Использование земель Дачное товарищество
Дачное товарищество Дачные участки
Дачные участки

Дачное товарищество

Содержание статьи:

Ревизионная комиссия: основные положения

Ревизионная комиссия садоводческого товарищества – избирательный орган, созданный для контроля над финансовой деятельностью организации. Выбор такой структуры происходит на общем собрании путем голосования. При избрании определяются члены комиссии и их денежное довольствие, выплачиваемое из дачного фонда или членских взносов.

Членом комиссии может стать любое заинтересованное лицо, за исключением тех граждан, которые занимают различные посты управления садоводческого товарищества или являются их близкими родственниками. После утверждения, избранник наделяется полномочиями ревизора, регламентируемыми отдельными положениями устава дачной общности. Порядок и размер оплаты за труд устанавливается учредительной документацией или соответствующим договором.

Количество участников такой структуры определяется уставом или положением товарищества. Их число варьируется в зависимости от величины активов предприятия (от одного до трех человек). Если дачное предприятие небольшое и его фонд формируется за счет членских взносов, в составе комиссии утверждается один человек – ревизор. Срок исполнения полномочий – 2 года. Досрочное прекращение обязанностей возможно по инициативе не менее одной пятой от общего количества участников общности.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Для организации ревизионной деятельности, если содержания устава недостаточно, принимается пояснительный документ – положение о ревизионной комиссии в садоводческих товариществах. Указанная бумага разъясняет полномочия назначенных лиц по организации контроля над активами общности, а также устанавливает порядок работы и ответственность за ее исполнение. Положение утверждается управляющим составом организации: председателем и секретарем.

Права и обязанности ревизионной комиссии садоводческого (дачного) товарищества

Права и обязанности ревизоров устанавливаются согласно государственным нормативным актам, указам некоммерческого товарищества и дополнительного положения. При исполнении возложенных полномочий ответственное лицо осуществляет деятельность согласно приоритетности законов. В этом случае главенствующими позициями обладают федеральные нормы. Например:

  • ФЗ № 7 от 12.01.96 с дополнениями от 30.03.16.
  • ФЗ № 66 от 15.04.98 с правками от 31.01.16.
  1. Осуществление незапланированной проверки отчетности.
  2. Контроль над деятельностью членов правления в сфере приема и перераспределения денежных средств.
  3. Требование от членов общности или ее работников объяснения в письменном либо устном виде.
  4. Возможность учреждения внеочередного собрания путем подачи соответствующего требования в управляющий орган.
  5. Проведение внеочередного общего собрания при выявлении фактов, угрожающих товариществу со стороны управляющего состава.

Обязанности ревизионной комиссии:

  1. Проверка финансовой отчетности организации один раз в год и последующий доклад об этом на общем собрании.
  2. Организация проверки деятельности садоводческого товарищества или ее руководителей по первому требованию заинтересованных лиц (участников товарищества, учредителей и пользователей дачных участков).
  3. Содействие сотрудникам государственной налоговой службы при проверках очередного и внепланового характера.
  4. Контроль над исполнением решений, принятых на общем собрании участников.
  5. Доклад членам огороднического товарищества о выявленных нарушениях.

Дополнительный перечень прав и обязанностей ревизионной комиссии закрепляется соответствующими пунктами устава, положением о профессиональной деятельности и отдельными решениями садоводческой организации.

Плановая проверка ревизионной комиссией

Плановая проверка ревизионной комиссией осуществляется для контроля над финансовой деятельностью садоводческого (дачного) товарищества в периоды, оговоренные нормативными актами, но не реже одного раза в течение года.

Основное направление работы: проверка ежегодного отчета общности и индивидуальных документов о приеме/расходе денежных средств, поданных представителями правления организации.

Материалами для проверки являются:

  • Бухгалтерская отчетность:
  • Договор с компанией-подрядчиком услуг.
  • Трудовой договор с работником организации.

Процедура ревизионной проверки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению.
  2. Осуществление проверки на основании полномочий, закрепленных законодательными актами, уставом товарищества и соответствующим положением.
  3. Оформление результатов.
  4. Представление итогов проверки в управляющий орган или на общем собрании.
  5. Контроль над исполнением вынесенных решений (если были выявлены нарушения, необходимые для устранения).

Согласно результатам исследований оформляется соответствующий отчет – акт проверки. Документ составляется в двух экземплярах, которые утверждаются главным ревизором, руководителем и бухгалтером некоммерческой организации. Один документ подшивается в папку протоколов заседаний ответственного органа, другой – передается председателю товарищества. Образец акта ревизионной комиссии садоводческого товарищества можно скачать здесь [Образец акта ревизионной комиссии садоводческого товарищества]. Документ состоит из трех основных частей:

  1. Введение. Здесь указываются: основание проверки, дата и место ее проведения, кто является составителем и на каком основании была проведена проверка. В дополнении описываются сведения о сроках осуществления процедуры, и вносятся реквизиты счетов дачного товарищества.
  2. Описательная часть. Указываются данные, полученные в результате анализа финансовой отчетности и других документов. Если были выявлены какие-либо нарушения – описывается их перечень, устанавливается виновник и определяется размер фактического ущерба.
  3. Итоговая часть. Здесь содержатся выводы по проведенной проверке, оформленные в табличном виде. Указываются возражения членов управления товарищества и устанавливается решение, необходимое к исполнению.

К такой процедуре могут привлекаться сторонние лица для дачи необходимой информации в устной или письменной форме. График проверки устанавливается уставом огороднического товарищества или соответствующим положением, но не позднее двухмесячного срока после наступления следующего отчетного периода.

Внеплановая проверка ревизионной комиссией

Внеплановая проверка ревизором может происходить по факту требований одного из учредителей организации, членов правления или инициативной группы граждан – пользователей дачных участков. Дополнительные основания могут возникнуть в результате открытия противоправных фактов, влияющих на функционирование садоводческого товарищества.

Решение о проведении внеплановой проверки находится в компетенции председательствующего лица ревизионной комиссии. При составлении акта по внеочередному исследованию указываются данные об инициаторе процедуры и основаниях для ее проведения.

При организации внеплановой проверки возможно присутствие лиц из управляющего состава дачного товарищества. Посещение мероприятия в обязательном порядке необходимо для граждан, в отношении которых осуществляется разбирательство.

Последствия проведения проверки ревизионной комиссией садоводческого (дачного) товарищества

По завершении проверки комиссия может инициировать проведение внеочередного общего собрания членов садоводческого товарищества. Также комиссия может обратиться в правоохранительные органы, наложить штраф на получающих денежное довольствие функционеров товарищества или ограничиться ознакомлением проверяемых лиц с результатами проверки.

Если ревизионная комиссия не предпринимает никаких мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений – заинтересованными лицами может быть инициировано внеочередное собрание участников. На этом мероприятии принимается решение о досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии и назначении новых уполномоченных лиц.

Заключение

Ревизионная комиссия садоводческого товарищества создается для организации контроля над финансовой деятельностью этой организации. Основные положения:

  1. Назначается общим собранием членов общности.
  2. Срок полномочий – 2 года.
  3. Состав участников комиссии: от одного до трех человек.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по ревизионной комиссии садоводческого (дачного) товарищества

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Антонина Михайловна Тимофеенко. Кому подотчетна ревизионная комиссия нашего садоводческого товарищества? Членам управления общности или простым дачникам?

Ответ: Здравствуйте, Антонина Михайловна. Согласно ст. 25 ФЗ № 66 от 15.04.98, ревизионная комиссия подотчетна общему собранию участников садоводческого товарищества.

1. Около половины членов товарищества создали инициативную группу, потребовавшей внеочередного проведения общего собрания и досрочного переизбрания председателя товарищества и правления. Правильны ли действия инициативной группы?

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов такого объединения (ст. 22). Таким образом, в данном случае инициативная группа имела право ставить вопрос о досрочном переизбрании председателя и членов правления. В соответствии с требованиями Главы V ФЗ-66 от 15.04.1998 г.инициативная группа должна собрать подписи не менее 1/3 членов СНТ, передать список с требованием о назначении даты внеочередного собрания в правление. В течение 7 дней правление садоводческого некоммерческого товарищества должно дать письменный ответ о назначении даты проведения собрания или о мотивированном отказе. Инициативная группа имеет право обжаловать отказ правления в суде. В случае положительного решения собрание проводится не позднее 1 месяца с даты подачи требования или предложения о проведении внеочередного собрания.

2. Можно ли обойтись без правления и председателя садоводческого товарищества, которые ничего не делают?

Согласно Закону РФ № 66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» общее собрание членов товарищества, правление и его председатель являются органами управления некоммерческого объединения и потому их избрание обязательно. В случае неудовлетворительной работы правления и председателя, общее собрание садоводов может избрать новый состав правления СНТ и другого председателя.

3. В нашем садоводческом товариществе не избираются органы правления, ревизионная комиссия. Единоначалие осуществляет лишь председатель товарищества. Правомерно ли такое положение дел?

Такое положение дел в товариществе не соответствует ни уставу товарищества, ни Закону РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В сложившейся ситуации решение некоторых важных оперативных вопросов по организации деятельности товарищества без согласования с правлением становится невозможным, а принятие таких решений самостоятельно председателем будет незаконным. Кроме того, отсутствие ревизионной комиссии оставляет за рамками правового поля контроль за его финансовой деятельностью, что не исключает возможность злоупотреблений. Необходимо создать инициативную группу, которая бы действовала с соответствии с положениями Главы V указанного закона. В задачу инициативной группы должно войти выдвижение требования о проведении внеочередного собрания и выборы полноценных органов управления товариществом.

4. Следует ли понимать ст. 25 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» так, что ревизионная комиссия контролирует не только финансовую и хозяйственную деятельность товарищества, но и организационно–управленческую?

Ревизор (ревизионная комиссия СНТ) не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность товарищества и подменять собой его руководящие органы. В случаях, предусмотренных уставом и упомянутым законом, указанные контролирующие органы дают свое заключение о правомерности или неправомерности финансово–хозяйственной деятельности объединения, в том числе и управленческой на основании документальной ревизии или инвентаризации.

5. В нашем товариществе на общем собрании при отсутствии кворума были избраны уполномоченные, которые без доверенностей от членов товарищества решают теперь важные дела без самих садоводов. Правильно ли это?

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе принимать на своих собраниях любые решения, касающиеся деятельности организации без личных доверенностей членов объединения, поскольку их представительство утверждено решением общего собрания членов объединения, на котором они избраны (ст. 20 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Однако, если при их избрании кворума не было, то выборы уполномоченных СНТ следует признать недействительными, также как недействительными и решения, принятые такими уполномоченными.

6. Может ли быть председателем СНТ не член товарищества?

В силу ст. 18 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правление садоводческого некоммерческого товарищества возглавляет председатель правления, избранный из числа правления на срок два года. В свою очередь, на основании ч. 3, п. 1, ст. 22 названного федерального закона правление СНТ избирается прямым тайным голосованием из числа его членов. Таким образом, председателем СНТ не может быть лицо, не являющееся членом данного СНТ. Однако в данной статье Закона есть одна оговорка: ". если уставом такого объединения не предусмотрено иное". Значит председателем правления может быть и представитель одного из членов СНТ при условии соответствующей нормы в уставе СНТ.

7. Как правильно избрать уполномоченных для проведения общих собраний в СНТ?

В условиях, когда в СНТ невозможно собрать кворум для принятия важных решений, самым оптимальным вариантом являются выборы уполномоченных представителей. Если в Уставе СНТ уже внесены соответствующие положения о выборах уполномоченных, то дальше работать проще. Если нет, то порядок работы будет следующим (помним, что собрать кворум не получается):

  1. На заседании правления утвердить схему распределения участков по кустам. От каждого куста будет избираться 1 уполномоченный представитель. Целесообразно количество уполномоченных устанавливать, исходя из того, что на общих собраниях должны быть максимально представлены интересы всех членов СНТ. Закон не определяет количество садоводов, от которого избирается один уполномоченный. Практика подсказывает такой расклад:
  • 100 участков - 1 уполномоченный от 3 участков;
  • 200 участков - 1 уполномоченный от 5 участков;
  • 500 участков - 1 от 10 участков;
  • 1000 участков - 1 от 15 участков

Т.е. надо стремиться к тому, чтобы на собрание приходили от 50 до 100 человек. Кворум при таком раскладе от 51 до 100 человек соответственно. Это количество вполне возможно собрать.

  1. На общем собрании СНТ внести соответствующие изменения в устав товарищества, определив: число членов СНТ, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий, порядок избрания уполномоченных (открытым голосованием или тайным с использованием бюллетеней); возможность досрочного переизбрания уполномоченных товарищества, не обязательно всех сразу. (Подробнее можно посмотреть положения по избранию уполномоченных в проекте Устава СНТ "Пищевик", глава 6 и ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)

Протащить изменения возможно через организацию общего собрания членов СНТ или заочного голосования, другого пути нет, т.к. изменения в Уставе можно принять большинством в 2/3 голосов, проголосовавших за новую редакцию, из более чем 50% членов СНТ, принявших участие в собрании. Т.е., если в СНТ 100 членов, то на собрании должны присутствовать не менее 51 члена. Из них 34 (2/3) должны проголосовать за Устав (подробнее об организации заочного голосования в СНТ >>>).

  1. После принятия решения общим собранием товарищества правление готовит бланки протоколов по выборам уполномоченных по кустам. Бланки протоколов имеют специальный вид, который соответствует решаемой задаче (образец протокола по выборам уполномоченных в СНТ). Форма протокола утверждается решением правления. Далее организуются собрания членов СНТ по кустам. Лучше, если члены правления сами организуют собрания садоводов. Если эту задачу возложить на самих садоводов, то выполнять её они будут несколько месяцев, если вообще выполнят. Исходя из формы протокола, вполне возможно, что собрание куста пройдёт в 2 - 3 этапа, т.е. всех садоводов собрать сразу в одно время не получится. Во время проведения собрания желательно иметь схему распределенния товарищества по кустам.
  2. По окончанию выборов уполномоченных по кустам правление собирает готовые протоколы. Они заверяются печатью СНТ и хранятся в деле постоянно. По итогам выборов правление своим решением утверждает список уполномоченных. Каждому уполномоченному выдаётся удостоверение на право представлять садоводов от того или иного участка (куста) на общих собраниях товарищества. Следует помнить, что передавать свои полномочия другим лицам, в т.ч. и членам СНТ, уполномоченные не могут (ст. 20 п. 2 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)

Всё! Далее можно собирать общее собрание и принимать решения. Для большей демократичности собраний уполномоченных следует стремиться к тому, чтобы повестки дня собраний, необходимые справочные материалы, предлагаемые варианты решений по обсуждаемым вопросам выдавались уполномоченным для предварительного обсуждения по кустам. Это позволило бы избежать на самом собрании уполномоченных ненужных дебатов и срывов. Да и уполномоченные в таком случае будут представлять действительное мнение садоводов.

8. У меня в собственности 3 участка в СНТ, являюсь членом товарищества уже больше 10 лет. Даёт ли мне владение 3 участками право иметь 3 голоса на общем собрании садоводов?

Нет, не даёт. В ФЗ-66 от 15.04.1998 г. прямо указано, что членом СНТ может быть лицо, владеющее участком в границах товарищества. Сегодня есть возможность у некоторых садоводов иметь несколько участков, и не важно, каким количеством участков. Вступили в СНТ Вы один раз. А приобретая ещё участки в товариществе, Вы не становитесь членом СНТ ещё 2 раза. Логично? Другой вопрос - уплата взносов. Здесь надо подходить к вопросу дифференцированно, исходя из целей, на которые сдаются взносы. Подробно об этом см. страницу "О членских, целевых, вступительных и др. взносах в СНТ"

1. Правовое положение ревизионной комиссии СНТ.
2. Порядок избрания ревизионной комиссии.
3. Досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии.
4. Права и обязанности Ревизионной комиссии.
5. Привлечение внешних консультантов.
6. Основные принципы работы комиссии.
7. Законность в работе ревизионной комиссии.
8. Планирование работы комиссии.
9. Оперативность и объективность ревизий и проверок.
10. Периодичность заседаний и их подготовка.

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ САДОВОДЧЕСКОГО

НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА (СНТ)

Раздел I. Правовое положение, права и обязанности Ревизионной комиссии СНТ.

1. Правовое положение ревизионной комиссии СНТ.

1.1. Ревизионная комиссия является внутренним постоянно действующим контрольно-ревизионным органом Садоводческого Некоммерческого Товарищества (далее – СНТ) и подотчетна Общему собранию членов СНТ. В процессе своей деятельности Ревизионная комиссия сохраняет полную независимость от органов управления и должностных лиц СНТ.

1.2. Ревизионная комиссия действует в интересах членов СНТ и самого СНТ.

1.3. Целями деятельности Ревизионной комиссии СНТ является осуществление ежегодных, а в необходимых случаях внеплановых ревизий/проверок финансово-хозяйственной деятельности СНТ. Ревизии/проверки деятельности СНТ не должны нарушать нормальный режим работы Правления СНТ. Общая численность ревизий не может превышать двух раз в год. Общая численность проверок не может превышать двух раз в год.

1.4. Внеочередные ревизии/проверки проводятся по решению Общего собрания членов СНТ, а также по инициативе членов Ревизионной комиссии, либо по требованию 1/3 общей численности членов СНТ.

1.5. Работой Ревизионной комиссии руководит ее председатель.

1.6. Ревизионная комиссия принимает решения в пределах своей компетенции.

1.7. Решения ревизионной комиссии носят для исполнительных органов и для Общего собрания членов СНТ рекомендательный характер.

1.8. В своей деятельности Ревизионная комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом СНТ и настоящим Положением.

1.9. Члены Ревизионной комиссии несут персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по контролю финансово-хозяйственной деятельности товарищества, предусмотренных в п. 3 ст. 25 Федерального закона от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ и Уставом товарищества.

2. Порядок избрания ревизионной комиссии.

2.1. Ревизионная комиссия избирается Общим собранием членов СНТ только из членов СНТ прямым открытым голосованием сроком на один год. Срок полномочий членов Ревизионной комиссии исчисляется с момента избрания их Общим собранием членов СНТ до момента избрания нового состава Ревизионной комиссии.

2.2. Общим собранием членов СНТ может быть принято решение о досрочном прекращении полномочий членов Ревизионной комиссии.

2.3. Члены Ревизионной комиссии могут переизбираться на новый срок неограниченное количество раз.

2.4. В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления СНТ, а так же являющиеся членами товарищества их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры и их супруги . В состав Ревизионной комиссии не может быть избран член СНТ, имеющий право подписи бухгалтерской и финансовой отчетности СНТ.

2.5. Численный состав ревизионной комиссии устанавливается Общим собранием членов СНТ. Ревизионная комиссия может состоять из одного или не менее трех членов.

2.6. К компетенции Ревизионной комиссии относится избрание председателя и секретаря Ревизионной комиссии большинством голосов от общего числа избранных членов комиссии. Ревизионная комиссия вправе в любое время переизбрать своего председателя и секретаря.

3. Досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии.

3.1. Право досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии принадлежит Общему собранию членов СНТ.

3.2. Вопрос о досрочном переизбрании председателя и членов Ревизионной комиссии может быть поставлен по требованию не менее одной трети членов товарищества.

3.3. Основаниями для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий ревизионной комиссии являются:

- ненадлежащее выполнение членами Ревизионной комиссии своих функций;

- сокрытие в сговоре с виновниками злоупотреблений и нарушений финансово-хозяйственной деятельности, наносящих убытки СНТ.

3.4. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя и всего состава Ревизионной комиссии должно быть мотивированным и обоснованным.

3.5. Член Ревизионной комиссии вправе по своей инициативе приостановить свою деятельность в ее составе в любое время, но не менее, чем за 30 дней до выхода из состава комиссии, письменно известив об этом председателя Ревизионной комиссии.

3.6. В случае прекращения полномочий Ревизионной комиссии Общим собранием членов СНТ одновременно должен быть рассмотрен вопрос об избрании нового состава Ревизионной комиссии.

4. Права и обязанности Ревизионной комиссии.

4.1. В компетенции председателя Ревизионной комиссии находится организация текущей работы Ревизионной комиссии, созыв и проведение заседаний Ревизионной комиссии, подписание документов, исходящие от имени Ревизионной комиссии, а также представление Ревизионной комиссии на заседаниях Правления СНТ и Общего собрания членов СНТ.

4.2. В компетенции секретаря Ревизионной комиссии находится организация ведения протоколов заседаний Ревизионной комиссии, осуществление передачи актов и протоколов Ревизионной комиссии Правлению СНТ и председателю Правления СНТ, право подписи выписок из протоколов заседаний Ревизионной комиссии.

4.3. Ревизионная комиссия обязана:

- проводить один раз в год плановую ревизию финансово-хозяйственной деятельности СНТ по итогам деятельности за прошедший год и предоставлять членам СНТ информацию о результате данной проверки на ежегодном Общем собрании членов СНТ с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

- проводить внеплановые ревизии/проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ по решению общего собрания членов СНТ (не чаще одного раза в год), либо по требованию 1/3 общей численности членов товарищества (не чаще одного раза в год), а также своевременно информировать органы управления СНТ о результатах проведенных проверок.

4.4 Ревизионная комиссия имеет право:

- самостоятельно определять методы и формы ревизии/проверки, руководствуясь законодательством Российской Федерации;

- проверять у СНТ в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности и наличии денежных сумм;

- получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии органов управления и членов СНТ, поручивших провести ревизию/проверку;

- требовать в пределах своей компетенции от органов управления СНТ предоставления информации (документов и материалов);

- требовать письменных объяснений от членов Правления СНТ и/или членов СНТ по вопросам, находящимся в компетенции Ревизионной комиссии;

- вносить предложения в планы работы органов управления СНТ;

- требовать созыва заседаний Правления СНТ, созыва внеочередного Общего собрания членов СНТ в порядке, предусмотренном Уставом СНТ;

- в случае необходимости привлекать к своей работе экспертов и консультантов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, не являющихся членами СНТ, рекомендовать СНТ заключение гражданско-правовых договоров с привлекаемыми экспертами и консультантами;

- проводить внеплановые ревизии/проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ по своей инициативе не чаще одного раза в год, а также своевременно информировать органы управления СНТ о результатах проведенных ревизий.

4.5. Также к компетенции Ревизионной комиссии относятся:

- контроль выполнения правлением СНТ и его председателем решений общих собраний;

- контроль состояния имущества СНТ;

- контроль своевременности рассмотрения правлением СНТ и его председателем заявлений членов товарищества;

- контроль достоверности данных, содержащихся в финансовой отчетности СНТ, бухгалтерской отчетности и иных отчетах, а также других финансовых документов СНТ;

- контроль соответствия деятельности и документов СНТ законодательству Российской Федерации, требованиям Устава СНТ и иных документов СНТ;

- информирование органов управления СНТ о выявленных в ходе проверок фактах нарушениях установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также о нарушениях требований нормативных правовых актов Российской Федерации, требований Устава и внутренних документов СНТ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

4.6. В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ Ревизионная комиссия вправе по результатам проверки созвать внеочередное Общее собрание членов СНТ. Данными исключительными полномочиями Ревизионная комиссия может воспользоваться не чаще одного раза в год только в случае возникновения угрозы интересам товарищества и его членов либо выявления злоупотреблений членов Правления и его председателя.

4.8. В случае отказа Правления созвать внеочередное Общее собрание членов СНТ Ревизионная комиссия вправе обжаловать такое решение правления в суд.

5. Привлечение внешних консультантов.

5.1. Ревизионная комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов и консультантов на возмездной или безвозмездной основе . В качестве экспертов и консультантов могут выступать как физические, так и юридические лица.

5.2. Решение о необходимости привлечения экспертов или консультантов принимается членами Ревизионной комиссии на заседаниях Ревизионной комиссии и оформляется протоколом заседания Ревизионной комиссии, в котором должно быть отражены основания для привлечения экспертов и консультантов. Решение о привлечении экспертов и консультантов на возмездной основе должно быть подтверждено решением Общего собрания членов СНТ.

5.3. В случае неудовлетворительно проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов СНТ и при наличии данных о злоупотреблениях в указанной сфере деятельности Общее собрание вправе принять решение о привлечении к проверке внешнего аудитора.

Раздел II. Принципы работы ревизионной комиссии СНТ

6. Основные принципы работы комиссии.

Ревизионная комиссия, являясь контрольным органом СНТ, подотчетным Общему собранию членов СНТ, осуществляет свою работу при строгом соблюдении принципов: законности, плановости, оперативности, объективности, персональной ответственности за качество контроля финансово-хозяйственной деятельности товарищества.

7. Законность в работе ревизионной комиссии.

7.1. Ревизионная комиссия решает все основные вопросы своей компетенции в интересах выполнения задач, вытекающих из:

- обязательных норм действующего законодательства Российской Федерации;

- прав и обязанностей Ревизионной комиссии, изложенных в ст. 25 Федерального закона от 15 апреля 1998г. № 66-ФЗ, Уставе товарищества и настоящем регламенте;

- решений Общих собраний членов СНТ;

- результатов предыдущих ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности СНТ.

7.2. В проведении ревизий/проверок принимают участие все члены комиссии, распределяя между собой участки контроля: члены, знающие бухгалтерскую работу, анализируют финансовую сторону деятельности товарищества, а знающие хозяйственную работу - хозяйственную сторону.

7.3. Ревизионная комиссия принимает свои решения только после обсуждения результатов ревизий/проверок, квалифицируя вскрытые недостатки и нарушения строго в соответствии с законодательством.

8. Планирование работы комиссии.

Для планирования работы Ревизионной комиссии председатель Правления и бухгалтер СНТ обязаны предоставить Ревизионной комиссии следующие документы:

- копии решений отчетно-выборного Общего собрания членов СНТ и следующих за ним собраний;

- копию годовой приходно-расходной сметы;

- копию отчета Правления об исполнении приходно-расходной сметы за истекший год;

- копию плана работы Правления СНТ;

- копии решений Правления СНТ, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности, и решений, принятых по заявлениям членов СНТ.

9. Оперативность и объективность ревизий и проверок.

9.1. При необходимости проведения внеочередной ревизии/проверки по решению Общего собрания членов СНТ, по собственной инициативе или по требованию 1/3 общего числа членов СНТ, Ревизионная комиссия не позднее чем в трехдневный срок, принимает соответствующее решение, доводит его до Правления СНТ и при содействии этого органа приступает к реализации.

9.2. Ревизионная комиссия осуществляет ревизии/проверки в установленные ею сроки и в необходимом объеме.

9.3. При сборе необходимой для работы информации Ревизионная комиссия вправе требовать от подвергаемых контролю лиц письменных объяснений по выявленным ею нарушения или злоупотреблениям в финансово-хозяйственной деятельности.

9.4. Ревизионная комиссия путем тщательного и всестороннего анализа и оценки документальной и иной информации должна добиваться объективности результатов ревизий и проверок.

Раздел III. Заседания ревизионной комиссии.

10. Периодичность заседаний и их подготовка.

10.1. Ревизионная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях. Заседания Ревизионной комиссии проводятся по мере необходимости, перед началом ревизии/проверки и после ее проведения.

10.2. Первое заседание Ревизионной комиссии после избрания ее членов проводится в течение 14 дней со дня принятия решения Общим собранием членов СНТ. На первом заседании Ревизионной комиссии должны быть рассмотрены вопросы об избрании председателя и секретаря Ревизионной комиссии.

10.3. Председатель комиссии может назначить и провести ее внеочередное заседание по своей инициативе или по требованию члена комиссии. Член Ревизионной комиссии может требовать созыва заседания Ревизионной комиссии в случае выявления нарушений, требующих безотлагательного решения Ревизионной комиссии по их проверке и устранению.

10.4. Заседания ревизионной комиссии могут быть посвящены принятию решений о проведении очередной или внеочередной ревизии/проверки либо обсуждению и принятию решений по итогам осуществленной ревизии/проверки.

10.5. Вся организационная и информационная подготовка заседания Ревизионной комиссии возлагается на ее председателя.

Читайте также: