В чем заключается работа составителя поездов по первой ступени контроля охраны труда

Опубликовано: 17.09.2024

Контрольная система в сфере охраны труда (ОТ), включающая в себя три уровня контроля, была разработана еще в период существования СССР. Не являясь обязательной для всех предприятий, она признана эффективным инструментом ОТ. Трехступенчатый контроль на сегодняшний день используется в отдельных сферах производства, например, в строительстве (правила ОТ, утв. Приказом №336н от 1/06/15 Минсоцзащиты), в полиграфии (правила ОТ, утв. Приказом №237 от 4/12/02 МПТР). В отраслях, организациях разрабатываются контрольные мероприятия, учитывающие принцип трехступенчатости и специфику работы.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.

1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:

  • рабочие места и подходы к ним;
  • вентиляцию, освещение;
  • оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  • сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
  • электрическую безопасность;
  • наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
  • проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • устраняют недостатки, если они обнаружены.

2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:

  • помещение, рабочие места в нем и условия труда;
  • как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  • аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
  • выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
  • делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
  • вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.

3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:

  • состояние помещений и рабочих мест;
  • состояние оборудования, задействованного в производстве;
  • работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
  • процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
  • выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.

Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).

По аналогичному принципу, с учетом вида деятельности, проводится контроль в других производственных сферах.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Контрольный журнал

Документ является одним из наиболее важных составляющих контроля ОТ по трем ступеням – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать такую информацию:

  • номер ступени;
  • число, когда проводилась проверка;
  • нарушения, недочеты;
  • ФИО ответственного за устранение;
  • меры по устранению и их сроки;
  • ФИО контролирующих устранение;
  • отметку об устранении с датой и подписью ответственного.

Вопрос: Обязательно ли ведение журналов трехступенчатого контроля на предприятии?
Посмотреть ответ

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы составителя поездов при проведении маневровых работ на железнодорожных путях.

1.2. К самостоятельной работе в качестве составителя поездов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

- профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение по профессии;

- предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;

- вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;

- первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.

1.3. Составитель поездов, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.

1.4. Составитель поездов обязан проходить:

- периодические медицинские осмотры - ежегодно;

- повторный инструктаж по безопасности труда - не реже одного раза в квартал;

- обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, - один раз в год;

- внеплановый и целевой инструктаж по безопасности труда - по мере необходимости.

1.5. Составитель поездов с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.

1.6. Составитель поездов обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по территории предприятия; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.

1.7. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ (мастеру или начальнику смены).

1.8. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

1.9. Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.10. Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать другие, случайные источники не допускается.

1.11. Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).

1.12. При составлении поездов имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; общая вибрация; высокое значение напряжения в контактной сети, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.13. Администрация предприятия должна обеспечивать составителя поездов средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

- плащ непромокаемый - 1 шт. на 3 года;

- комбинезон хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой - 1 шт. на год;

- рукавицы брезентовые - 6 пар на год;

- ботинки кожаные - 1 пара на год;

- жилет сигнальный - до износа;

- респиратор - до износа.

- куртка на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- брюки на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- валенки - 1 пара на 2,5 года.

1.14. Составитель поездов без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.

1.1. К выполнению работы по профессии составитель поездов допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Составитель поездов должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Составитель поездов должен пройти инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.4. После первичного инструктажа перед допуском к самостоятельной работе составитель поездов должен пройти стажировку под наблюдением опытного составителя поездов.
1.5. Составитель поездов, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.6. Составитель поездов, допущенный к самостоятельной работе, должен знать и соблюдать меры безопасности при производстве маневровой работы, правила пользования тормозными башмаками, установленные способы сигнализации и правила пользования сигнальными принадлежностями, правила закрепления стоящих на путях вагонов.
1.7. Составитель поездов, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда при выполнении своих обязанностей к самостоятельной работе не допускается.
1.8. Составитель поездов, направленный для участия в выполнении несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Составителю поездов запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.10. Во время работы на составителя поездов могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся вагоны, тепловоз, транспортные средства;
— незащищенные подвижные элементы вагонов, тепловоза;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности вагонов, рельсов, тормозных башмаков;
— неудовлетворительные погодные условия (температура, влажность и подвижность воздуха);
— повышенное скольжение (вследствие замасливания, обледенения, увлажнения поверхностей, по которым перемещается составитель поездов);
— физические перегрузки.
1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, составитель поездов во время работы должен пользоваться выданной ему специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю работ и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.13. Составитель поездов, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Составитель поездов обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара составитель поездов должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний составителю поездов следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.18. Составитель поездов, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, подвергает опасности как себя, так и окружающих, поэтому может рассматриваться как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы составитель поездов должен надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.2. Перед началом работы составитель поездов должен принять дежурство, получить от сдающего смену всю необходимую для работы информацию – о наличии, расположении вагонов, под какими операциями они находятся, получить от непосредственного руководителя план предстоящей работы.
2.3. Составитель поездов должен знать о том, что без распоряжения непосредственного руководителя нельзя приступать к выполнению маневровой работы.
2.4. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности сигнальных принадлежностей; приступать к работе без сигнальных принадлежностей или с неисправными сигналами нельзя.
2.5. Перед началом работы составитель поездов должен осмотреть рабочую зону, проверить состояние железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов, убедиться в том, что нет препятствий для маневровой работы.
2.6. Перед началом маневровых работ составитель поездов должен предупредить работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы, ремонт пути о предстоящих маневрах.
2.7. Составителю поездов следует убедиться в том, что ничего не мешает безопасному выполнению работы и оценить достаточность освещения рабочей зоны.
2.8. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности необходимых средств индивидуальной защиты.
2.9. Обо всех неисправностях и неполадках составитель поездов должен сообщить непосредственному руководителю и не приступать к работе до их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Составитель поездов во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.2. Во время работы составителю поездов не разрешается оставлять свою рабочую зону; это допускается только в исключительных случаях с разрешения непосредственного руководителя.
3.3. Составитель поездов должен не допускать посторонних людей в зону выполнения маневровых работ.
3.4. Составитель поездов должен выполнять маневровую работу под наблюдением и контролем непосредственного руководителя.
3.5. Приступая к маневровой работе составитель поездов должен убедиться в том, что тепловоз находится за пределами района предстоящей маневровой работы.
3.6. Составитель поездов должен своевременно подготовить стрелки для маневровых передвижений и по маршруту следования тепловоза.
3.7. При переводе стрелки составитель поездов должен проверить плотно ли прилег остряк к рамному рельсу и обязательно положить закладку.
3.8. После подготовки маршрута составитель поездов должен подать соответствующий сигнал машинисту тепловоза.
3.9. Составитель поездов обязан требовать от машиниста тепловоза своевременного выполнения поданных сигналов и установленных скоростей движения при маневрах.
3.10. Скорость подхода тепловоза к вагонам при прицепке должна быть не более 3 км/ч.
3.11. Отцепку или прицепку вагонов можно производить только после полной остановки вагонов.
3.12. При расцепке вагонов с автосцепкой нужно приподнять рычаг вверх, чтобы он вышел из гнезда и подтянуть на себя; после расцепки необходимо поставить рычаг обратно в гнездо.
3.13. Для закрепления вагонов составитель поездов должен пользоваться исправными тормозными башмаками.
3.14. Запрещается использовать тормозные башмаки, имеющие следующие неисправности:
— лопнувшая головка;
— отсутствие опорной пластинки;
— изогнутая подошва;
— лопнувший, расплющенный, изогнутый носок подошвы;
— изношена или лопнула подошва или борт;
— отсутствие ручки башмака.
3.15. Составитель поездов должен знать о том, что запрещается вместо тормозных башмаков и вагонных подкладок применение любых других, не предназначенных для этих целей предметов.
3.16. При пользовании тормозными башмаками составителю поездов запрещается следующее:
— укладывать башмаки под вторые и последующие колесные пары без специального приспособления;
— поднимать башмак, который выбит из-под колеса, до прохода вагонов.
3.17. При подаче вагонов на погрузочно-разгрузочную площадку составитель поездов обязан идти впереди вагонов на расстоянии видимости его машинистом, по междупутью или обочине полотна, предупреждая работников о движущихся вагонах.
3.18. Составителю поездов запрещается во время движения вагонов находиться на головке автосцепки, на бортах платформ, у раскрытых дверей вагонов.
3.19. Перед заездом на пути составитель поездов обязан дополнительно проверить правильность маршрута и убедиться в отсутствии препятствий для движения.
3.20. Составитель поездов при переводе стрелок обязан убедиться в исправности стрелочного перевода, установить стрелочную закладку, а после окончания маневровой работы стрелку поставить в нормальное положение и запереть на замок или закладку.
3.21. Составителю поездов запрещается:
— перебегать пути перед движущимся тепловозом;
— подлезать под вагоны для перехода занятого пути;
— проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;
— стоять или сидеть на рельсах;
— производить сцепление или расцепление вагонов без рукавиц;
— производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, настила переезда;
— входить во время движения маневрового состава в пространство между вагонами для осмотра сцепного устройства и правильности соединения и разъединения головок автосцепки;
— подавать сигнал машинисту для движения, не убедившись в правильности приготовленного маршрута.
3.22. Составителю поездов следует проявлять осторожность при передвижении по путям.
3.23. При хождении по путям составителю поездов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
— ходить вдоль путей разрешается только по обочине пути или середине междупутья, обращая внимание на передвижение подвижного состава по смежным путям;
— следует внимательно смотреть под ноги, так как на междупутьях могут быть расположены канавы, тумбочки для тормозных башмаков, стрелочные тяги и другие устройства;
— переходить пути следует под прямым углом, чтобы была хорошая видимость в обе стороны, что позволяет остановиться на междупутье, если по соседнему пути движутся вагоны или тепловоз;
— нельзя наступать на рельсы, ставить ногу между рамным рельсом и остряком или рельсом и крестовиной;
— нельзя на ходу подниматься на подножки вагона или тепловоза и прыгать с них.
3.24. Если на пути следования имеются какие-либо препятствия, составителю поездов следует обойти эти препятствия.
3.25. При передвижении составителю поездов следует обращать внимание на неровности на поверхности и скользкие места, остерегаться падения из-за поскальзывания.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, составитель поездов должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.5. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы составителю поездов следует сдать смену в установленном порядке.
5.2. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.3. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

Составитель поездов - это очень важная и сложная профессия. Обо всех тонкостях и особенностях этой работы будет рассказано в данной статье.

Кто такой составитель поездов?

Как можно вкратце охарактеризовать профессию? Если брать официальную формулировку, то составитель поездов - это человек, который занимается расформированием и формированием подвижного состава. То есть вся работа рассматриваемого специалиста заключается в перестановке вагонов поездов, обязательно в определенном порядке. Конечно же, заниматься этим можно только при наличии знаний и после проведения инструктажа.

составитель поездов

О профессиональных обязанностях

Необходимо упомянуть и обязанности составителя поездов. Функций у этого специалиста действительно много: фактически именно от него зависит эффективность движения поездов. Вот лишь некоторые основные обязанности представителя рассматриваемой профессии:

  • Работы по переводу стрелок, которые являются нецентрализованными.
  • Своевременное ограждение вагонов поезда тормозными башмаками.
  • Обеспечение сохранности и безопасности составов.
  • Отцепление и прицепка вагонов.
  • Работы при изменении состава поездов - руководство маневров локомотива.

Конечно же, есть у составителя поездов и множество других обязанностей и функций. Однако зависеть их количество будет только от места работы, а именно от самой станции и региона, где она находится.

Рабочий день: принятие и сдача дежурства

Сухое перечисление основных профессиональных обязанностей если и даст представление о работе, то самое минимальное. Именно поэтому стоит описать непосредственно сам рабочий день специалиста, то, как он выглядит, как распланирован.

Итак, составитель поездов начинает свой рабочий день с получения инструктажа по безопасности. Происходит это на специальной планерке. После этого каждый работник принимает так называемый "инвентарь строгого учета" и определенное расположение вагонов. Начинается планирование всей дальнейшей рабочей деятельности с дежурным по станции. Она включает в себя, как правило, проверку вагонов, их обслуживание, сцепку, отцепку и т.д.

обязанности составителя поездов

Стоит также учесть, что каждое свое действие составитель поездов согласует по рации с дежурным. Работы действительно много, и заскучать представителю рассматриваемой профессии уж точно не удастся. А помимо обслуживания вагонов, необходимо подготавливать составы, грамотно заполнять журнал учета, проверять принимаемые вагоны - и обязательно лично! Таким образом, дел у работника станции действительно много.

Должностная инструкция составителя поездов прописывает, что принятие дежурства всегда устанавливает и фиксирует начальник станции в соответствии со всеми условиями и нормами. По принятии дежурства работник обязан проверить состояние всех вагонов, их расположение, наличие инвентаря и специальных пломб на аппаратах. Сдача же дежурства осуществляется только после проверки составов, расстановки вагонов по местам и обеспечения безопасности согласно установленным нормам.

Какими качествами должен обладать составитель поездов?

Как и любой другой работник, составитель поездов должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но какими именно? В первую очередь это, конечно же, добросовестность и внимательность. Только эти два качества будут составляющими высокого профессионализма. Однако не стоит забывать и про коммуникабельность, стрессоустойчивость и бесконфликтность. Дело в том, что работать приходится с живыми людьми. Зачастую необходимо и управлять работниками квалификацией ниже: это могут быть специалисты с более низким разрядом или помощник составителя поездов.

инструкция составителя поездов

Конечно же, каждый может ошибиться. И сильно нервничать из-за этого ни в коем случае не стоит - это только усугубит ситуацию. Как раз такое качество, как стрессоустойчивость, поможет добиться взаимопонимания с коллегами. Быть спокойным и невозмутимым в рассматриваемой профессии очень важно. Нужно быть даже хладнокровным. Чтобы работа была слаженной, эффективной и четко организованной, следует работать, в первую очередь, над собой, над своим характером.

Где можно обучиться профессии?

Профессия "составитель поездов" требует обязательного образования. А какого именно? Об этом и будет рассказано далее. Дабы поступить в колледж или техникум, не обязательно оканчивать все одиннадцать классов школы. Девять лет будет являться оптимальной базой для поступления в железнодорожный колледж. В учебных заведениях, готовящих составителей поездов, дают следующие основные знания:

  • техника безопасности движения;
  • применение специальных звуковых и ручных сигналов;
  • руководство движением локомотива;
  • использование тормозных башмаков;
  • применение переносных радиостанций;
  • грамотное закрепление составов на рельсах;
  • обеспечение сохранности грузов, их разгрузка.

помощник составителя поездов

Стоит также указать примерный перечень предметов, по которым будет прочитан курс лекций:

  • Курс железных дорог.
  • Охрана труда.
  • ОБЖ или БЖД.
  • Устройство грузовых вагонов и их обслуживание.

О разрядах в профессии

Как и во многих других профессиях, в работе составителя поездов существуют определенные разряды. Всего их четыре:

  • 3 разряд. Представитель самого низкого разряда ведет свою рабочую деятельность в небольших районах движения транспорта на железных дорогах, имеющих при этом не общее пользование. Таким образом, сфера деятельности работника с третьим разрядом в некоторой степени ограничена.
  • 4 разряд характеризуется тем, что его носители должны работать с железнодорожным транспортом не общего пользования, но уже в напряженных районах. Соответственно, из-за этого сложность работы в сравнении с третьим разрядом заметно повышается.
  • 5 разряд. Специалисты работают с железнодорожным транспортом уже общего пользования. Однако работа ведется в малодеятельных районах, то есть там, где работают специалисты с третьим разрядом.
  • 6 разряд. Обладатели этого разряда, последнего и самого сложного, работают в напряженных районах с железнодорожным транспортом общего пользования.

охрана труда составителя поездов

Таким образом, обязанности составителя поездов самые различные. К тому же данная классификация по разрядам позволяет выстраивать систему взаимоотношений начальников и подчиненных. Представителям высокого разряда начальство может выдать под руководство рабочих с более низкой квалификацией. Однако зависит это, опять-таки, от станции и региона, где эта станция расположена.

О правах составителя поездов

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов. Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

  • специальную рабочую форму;
  • сигнальный фонарь;
  • желтый флажок;
  • рацию и носимую радиостанцию, а также иные принадлежности.

профессия составитель поездов

Работник имеет право подавать жалобу, если ему не были выданы принадлежности в виде спецодежды, спецобуви, сигнальных элементов и т.д. Охрана труда составителя поездов полностью базируется на правах последнего. Стоит отметить, что работник станции имеет еще и такое немаловажное право, как прием и окончание дежурства с минимальными затратами времени и с оптимальным ритмом работы всей станции. Проще говоря, начало и окончание работы должны быть своевременными, а рабочие часы специалиста не должны превышать норму.

Недостатки профессии

Есть в профессии составителя поездов некоторые недостатки. Конечно, их не так уж и много, однако указать о них стоит:

  • Высокая ответственность. Работа составителя поездов является довольно непростой, к тому же очень важной. Стоит понимать, какая ответственность лежит на представителях профессии. Естественно, чем выше разряд, тем выше и ответственность: однако опыт дает о себе знать. Со временем профессия не будет казаться такой уж изнурительной и сложной.
  • Физический труд. Рассматриваемая профессия очень тяжелая и по-настоящему мужская. Именно поэтому трудиться зачастую приходится руками. Не стоит забывать и о наличии ночных смен, которые могут выматывать довольно сильно.

Конечно же, есть в работе составителя поездов и много других недостатков. Но большинство из них будут субъективными, поэтому указывать их не стоит.

Достоинства профессии

Профессия составителя поездов имеет и множество плюсов. К основным достоинствам работы можно отнести:

    Хороший доход.Заработная плата у рассматриваемого специалиста действительно достойная. Однако точные цифры указать не получится: все зависит от региона, самой стации, а также имеющегося разряда. Многие составители поездов утверждают, что их заработная плата достаточно высока, чтобы они продолжали работать.

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 сентября 2001 г. N ПОТ РО-32-ЦД-855-01, и устанавливает основные требования охраны труда для составителя поездов при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

На основе настоящей Инструкции на железнодорожной станции разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для составителя поездов с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К производству маневровой работы на железнодорожных станциях допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр (обследование) и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, стажировку на рабочем месте и первичную проверку знаний требований охраны труда.

В процессе работы составитель поездов должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры (обследования) и психиатрическое освидетельствование, повторные инструктажи по охране труда не реже 1 раза в три месяца, а также внеплановые и целевые инструктажи по охране труда.

1.3. Составителю поездов необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка железнодорожной станции, регламентирующие порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений на железнодорожной станции.

Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах предусматриваются перерывы для обогревания. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Микроклиматические параметры, при которых наружные работы следует прекратить, устанавливают местные органы власти.

1.4. Составитель поездов должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов и меры по защите от их воздействия;

вредное воздействие нефтепродуктов и основных химических грузов на организм человека, а также признаки отравления;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности, порядок ограждения подвижного состава, опасных мест;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

места хранения аптечки первой помощи или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

правила нахождения на железнодорожных путях;

безопасные способы выполнения маневровой работы;

требования настоящей Инструкции.

1.5. Составитель поездов должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную дежурным по железнодорожной станции работу;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены технологическим процессом и должностными обязанностями;

руководить маневровой работой по формированию и расформированию поездов, перестановке вагонов, отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче и уборке вагонов с (на) погрузочно-выгрузочных путей необщего пользования и других (специальных) путей, обеспечивая личную безопасность, безопасность людей, движения поездов и сохранность подвижного состава при осаживании маневрового состава вагонами вперед;

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников станций и локомотивного депо, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, приспособления и средства индивидуальной защиты;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;

быть предельно внимательным в местах движения вагонов и транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.6. В процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;

расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли;

повышенный уровень шума;

повышенный уровень вибрации;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха;

повышенная напряженность электрического поля;

повышенный уровень статического электричества;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов;

напряженность и тяжесть труда.

1.7. Составитель поездов обеспечивается следующей специальной одеждой и обувью:

костюм "Движенец-Л" или костюм хлопчатобумажный;

комплект мужской для защиты от воды;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

жилет сигнальный со световозвращающими накладками;

головной убор летний;

теплозащитный костюм "Движенец";

сапоги утепленные на нефтеморозостойкой подошве;

галоши на валенки;

шапка-ушанка со звукопроводящими вставками;

1.8. Личную одежду и специальную одежду и обувь следует хранить отдельно в шкафчиках гардеробной.

Составитель поездов должен следить за исправностью специальной одежды и обуви, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики гардеробной в чистоте и порядке.

Специальная одежда и обувь, выдаваемая составителю поездов, является собственностью ОАО "РЖД" и подлежит обязательному возврату по окончании срока носки, а также при увольнении или при переводе на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены Нормами.

1.9. Составитель поездов должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

не использовать поврежденные розетки, рубильники и другое электрооборудование;

не эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

не применять открытого огня, открытых нагревательных приборов;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

1.10. Составитель поездов должен немедленно извещать дежурного по станции или начальника станции о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

В случаях травмирования людей составитель поездов обязан сообщить об этом дежурному по станции и оказать первую помощь пострадавшему.

1.11. Принимать пищу следует в столовых, буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Воду пить следует только кипяченую, хранящуюся в специальных закрытых бачках, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по железнодорожному транспорту.

1.12. При нахождении на территории железнодорожной станции, в том числе и при проходе по служебному маршруту, составитель поездов должен сознательно распределять и переключать свое внимание.

Во время прохода по путям или во время работы составитель поездов должен:

распределять свое внимание между перемещением и выполнением своих служебных обязанностей;

переключать свое внимание с ближнего пространства на более удаленное для наблюдения за движущимся подвижным составом.

Составитель поездов, зная свойства внимания, должен сам контролировать свои действия на путях и безопасно выполнять свою работу.

Необходимо учитывать, что при утомлении организма нарушается оперативная (сиюминутная) память и внимание, снижаются зрение, слух, координация движений, снижается активность человека, появляется сонливость. Поэтому после окончания работы при проходе вдоль путей, через пути или по маршруту служебного прохода, составителю поездов надо быть особенно осмотрительными и не допускать отвлечения внимания от наблюдения за движущимся подвижным составом.

Составителю поездов следует соблюдать особую осмотрительность и внимание при нахождении на путях при плохой видимости, при сильных снегопадах, туманах и при сильном шуме, создаваемом работающей техникой, проходящим подвижным составом, особенно зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов и шума от подвижного состава.

Если, проходя по междупутью, составитель поездов видит, что к нему приближаются четный и нечетный поезда, он должен сойти на обочину или в другое междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. Если составитель поездов оказался между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами, то нужно немедленно присесть или лечь на землю в междупутье.

В темное время суток, во время тумана, гололеда, метели необходимо снизить свою скорость передвижения вдоль путей, повысить осмотрительность, внимание к звуковым сигналам, подаваемым локомотивами, электропоездами, автодрезинами или автомотрисами.

Выходя из помещений или зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, составителю поездов необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

После выхода из помещения в ночное время требуется выждать некоторое время (1 - 2 мин.), пока глаза не привыкнут к темноте. Необходимо помнить, что в междупутье расположены различные устройства: кабельные ящики, стойки, дроссель-трансформаторы, предельные столбики, лотки, канавы и другие препятствия.

Если при проходе по территории железнодорожной станции обнаружен разлив или рассыпание опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти их следует так, чтобы ветер не нес на вас пары или частицы этих веществ. Необходимо исключить курение. К таким опасным и вредным веществам относятся: бензин, керосин, мазут, солярка, нефть, ацетон, технический спирт и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

1.13. При нахождении на железнодорожных путях составитель поездов должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить к месту работы и обратно в пределах железнодорожной станции по установленным маршрутам служебного прохода, разработанным с учетом местных условий;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, обращая внимание на предметы, выступающие за пределы габаритов погрузки подвижного состава и приближения строений;

выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, связи и другие препятствия);

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не наступая на головку рельса, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями;

подниматься и сходить с переходной площадки или специальной подножки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути и препятствий в междупутье или обочине пути;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

оказавшись на пути следования поезда, до его приближения отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья на минимальное расстояние до крайнего рельса: при движении поездов со скоростями до 140 км/ч - 2 м; 141 - 160 км/ч - 4 м; 161 - 200 км/ч - 5 м;

отойти в безопасное место при расстоянии до приближающего поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее 5 минут до прохода поезда при скоростях 141 - 200 км/ч;

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава.

1.14. При нахождении на железнодорожных путях составителю поездов запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

пролезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы;

подниматься на специальные подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения подвижного состава;

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на территории железнодорожной станции и путях необщего пользования в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при проследовании подвижного состава.

1.15. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях составитель поездов должен соблюдать следующие требования безопасности:

не приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

не подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Составитель поездов, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по станции.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли.

1.16. Составитель поездов, виновный в нарушении требований охраны труда и настоящей Инструкции, привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Читайте также: