Входит ли служба в армии в трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию

Опубликовано: 17.09.2024

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

- Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

- Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, - сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Наша справка:

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

С 2019 года мужчинам со стажем более 42 лет можно уходить на пенсию на два года раньше предусмотренного для их года рождения пенсионного возраста. Однако в льготные 42 года включат не все периоды, которые обычно засчитывают в страховой стаж. В частности, в него не войдет срочная служба в армии, хотя по Конституции это долг и обязанность каждого мужчины.

  • Группа депутатов Госдумы не согласилась с такой нормой законодательства и уже разработала законопроект, предлагающий учитывать службу в СА в льготном стаже для мужчин. Однако решение по проекту пока не принято.
  • 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Министерством труда и соцзащиты возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Нужно отметить, что по действующему сейчас законодательству этот период не включается только в льготный стаж, дающий мужчине право на 2 года раньше уйти на пенсию. Но в общий страховой стаж этот период по-прежнему включается и за него начисляются пенсионные баллы, влияющие на размер будущей пенсии.

Какие периоды учитываются в стаже для досрочного выхода на пенсию

Если у мужчины имеется 42 и более лет стажа, он может оформить пенсию на два года раньше положенного срока, но не раньше, чем в 60 лет. При этом еще нужно учитывать график, согласно которому в период с 2019 по 2022 г. постепенно для мужчин увеличивается пенсионный возраст.

Подсчет льготного стажа производится с учетом ограничения, предусмотренного в части 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Согласно этой норме, в 42-летний стаж включают продолжительность:

  • официальной трудовой деятельности или иных периоды, в течение которых гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • периоды временной нетрудоспособности (оплачиваемые больничные).

Все иные периоды, которые обычно входят в страховой стаж, не учитываются при определении права мужчины на льготу. Это касается продолжительности:

Таким образом, льгота полагается только тем мужчинам, кто непосредственно проработал 42 года и более, без учета различных социально-значимых периодов.

Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года

Еще в 2018 г., когда была предложено снизить на 2 года пенсионный возраст для мужчин, предполагалось предоставлять такое право именно гражданам с длительным трудовым стажем. Под льготу должны попадать граждане, значительно перевыполнившие требования к стажу для назначения страховой пенсии по старости. При этом изначально не предполагалось учитывать различные нестраховые периоды, в течение которых в ПФР не перечисляются страховые взносы. И именно в таком содержании был принят закон, утверждающий такое льготное основание.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B-09-05-3633168/

Законопроект о включении службы в СА в стаж 42 года

Еще в 2019 г. группа депутатов Госдумы разработала и внесла на рассмотрение проект закона № 725662-7, предполагающий включение срока службы в армии в льготный стаж для мужчин. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отметили, что этот период связан с исполнением конституционного долго мужчин по защите Отечества. Его исключение ставит в неравное положение защитников Родины и тех, кто уклонился от службы по призыву.

Депутаты предлагают в целях устранения сложившейся несправедливости пересмотреть нормы законодательства и включить службу в армии в 42 года стажа, дающие право мужчине уйти на пенсию на 2 года раньше срока. Эти изменения предложено ввести с 1 января 2020 года.

Однако предложенную инициативу не поддержал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам, а также Счетная палата, Правительство и Комитет Совета Федерации по соц. политике. Среди недостатков законопроекта отмечается следующее:

  • Период службы в армии необоснованно ставится в приоритетное положение по отношению к другим нестраховым периодам, которые тоже исключаются при подсчете продолжительности льготного стажа.
  • Инициатива противоречит концепции предоставления досрочного выхода на пенсию для граждан с продолжительным стажем работы.
  • Одобрение проекта закона поставит лиц, проходивших службу по призыву, в преимущественное положение по отношении к другим категориям военнослужащих.

Тем не менее, окончательное решение по проекту не принято, и он пока находится в очереди на рассмотрение в первом чтение, которое планируется в течение весенней сессии Госдумы.

Будет ли включена служба в армии в льготный стаж 42 года в 2021 году?

Вполне возможно, что в 2021 году порядок учета льготного стажа будет скорректирован и в него начнут включать срок службы в армии. Так, 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Минтрудом возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях (в 42-летний стаж для мужчин).

«Это нестраховой период, но, учитывая то, что служба в армии является конституционной обязанностью, у человека в отличие от других нестраховых периодов нет права выбора. В итоге тот человек, который не служил, оказывается в более выгодных условиях в пенсионном отношении, чем тот, который служил».

Елена Бибикова, зампред комитета СФ по соцполитике

По словам Бибиковой, для реализации такой инициативы потребуется 2 млрд рублей ежегодно. Вероятно, о принятом решении по этому вопросу сообщит Президент В. Путин в ходе традиционного ежегодного послания Федеральному Собранию в 2021 году.

Многие мужчины, которые обратились на основании данной статьи в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости в связи с наличием стажа более 42 лет, получили в ответ отказ в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 42 года.

Причиной явилось то, что пенсионный орган не включал в стаж период прохождения военной службы по призыву.

Возможно ли обжаловать такое решение пенсионного органа через суд? Ведь многие решения об отказе в назначении досрочно пенсии по старости по другим основаниям успешно обжаловались в суде и суд обязывал пенсионный орган назначить пенсию.

Рассмотрим на примере одного мужчины, который обратился в суд с таким иском.

Гражданин обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Воронежской области (межрайонное) о признании отказа в назначении страховой пенсии по старости досрочно и назначении пенсии незаконными.

В обоснование иска указывал, что 20.04.2020 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Павловском районе (межрайонное) Воронежской области с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости, в связи с наличием длительного трудового стажа – более 42 (сорока двух) лет.

Однако решением от 30.04.2020 года в досрочном назначении пенсии по старости в связи с наличием длительного, более 42-х лет стажа, ему было оказано , так как ГУ УПФ РФ в Павловском районе (межрайонное) Воронежской области не учло период прохождения с 30.10.1978 года по 03.12.1980 года военной службы по призыву .

Считая, что данным решением ответчика нарушены его права, истец просил суд признать незаконным решение пенсионного органа.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 06 июля 2020 года исковые требования были удовлетворены .

  • Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Павловскому району (межрайонное) Воронежской области от 30.04.2020 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием длительного страхового стажа - более 42 лет.
  • Обязать ГУ УПФ РФ по Павловскому району (межрайонное) Воронежской области учесть период прохождения истцом с 30.10.1978 года по 03.12.1980 года военной службы по призыву, в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи с наличием длительного страхового стажа - более 42 лет.
  • Обязать ГУ УПФ РФ по Павловскому району (межрайонное) Воронежской области, назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно, в связи с наличием длительного страхового стажа (более 42 лет) с даты обращения, то есть с 20.04.2020 года».

Разрешая спор, суд пришёл к выводу о том, что спорный период военной службы по призыву подлежит включению в подсчет страхового стажа.

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда согласилась с выводом суда перовой инстанции.

Разрешая исковые требования, и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что

  • В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
  • При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
  • Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
  • Согласно ст. 63 Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР (действовавшей в период призыва и прохождения истцом действительной срочной военной службы в рядах Вооруженных сил СССР), устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
  • Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 30.10.1978 года по 03.12.1980 года) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
  • Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.
  • В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

Учитывая приведенные выше нормы, а также обстоятельства, установленные в судебном заседании, с учетом положений ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд пришел к выводу о том, что период прохождения военной службы гражданином в рядах Советской Армии по призыву с 30.10.1978 г. по 03.12.1980 г. подлежит зачету в страховой стаж истца, поскольку службе в Советской армии в указанный период предшествовала работа истца в колхозе имени Ленина, и за данным периодом также следовал период работы в совхозе «Коммунар», что также является условием для включения данного периода в подсчет страхового стажа.

Данная позиция согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2020 г. № 16-КГ19-34.

Установив, что спорный период подлежит включению в страховой стаж, и с учетом спорного периода страховой стаж истца на дату обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ по Павловскому району (межрайонное) Воронежской области для назначения страховой пенсии по старости составляет более 42 лет, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 20.04.2020 г. в соответствии с ч. 1.2 ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Пенсионный орган не согласился с данными судебными актами и обжаловал их в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции решила, что выводы судов были основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

В данной статье дается анализ положений о подсчете длительного стажа при выходе на пенсию в 2019 году женщин в 55 лет и мужчин в 60 лет по новому закону 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии длительного стажа 37 и 42 года соответственно.

Исчисление страхового стажа для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 нового закона о пенсиях осуществляется по специальным правилам, зная которые Вам удастся избежать ошибочного заключения о пенсионных правах.

Наиболее распространенными вопросами при подсчете длительного стажа являются:

• включается ли период обучения?

• учитывается ли служба в армии по призыву?

• входит ли период ухода за ребенком?

Содержание статьи:

Общие положения о праве на досрочную пенсию при наличии длительного стажа

retiree

Новые положения ч. 1.2 ст. 8 «Условия назначения страховой пенсии по старости» федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяют в 2019 году уйти на пенсию досрочно женщинам с 55 лет и мужчинам с 60 лет при наличии длительного страхового стажа: 37 лет и 42 года соответственно.

При этом, сохраняется общее требование о наличии минимального количества пенсионных баллов – в 2019 году 16,2 балла.

Правила исчисления страхового стажа при назначении пенсии досрочно по указанному основанию раскрываются в части 9 статьи 13 «Порядок исчисления страхового стажа» федерального закона № 400-ФЗ. Согласно сформулированных законодателем правилам в страховой стаж засчитываются:

• периоды работы (ч. 1 ст. 11);

• периоды иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11);

• период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 12).

Согласно этой же норме права, при подсчете длительного стаже не применяются положения о его льготном исчислении (например, год за два или год за полтора) по правилам части 8 статьи 13 федерального закона № 400-ФЗ.

Другими словами, применение ранее действующего законодательства в части правил исчисления стажа, имевших место до введения в действие нового правового регулировании в части назначения пенсии, не допускается.

Таким образом, иные нестраховые периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, кроме периода получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, не учитываются при подсчете длительного стажа и назначении досрочной пенсии женщинам в 37 лет и мужчинам в 42 года.

Таким образом, законодатель не предусмотрел включение при исчислении 37-летнего и 42-летнего страхового стажа, дающего право на льготное назначение страховой пенсии по старости женщинам и мужчинам соответственно, иных нестраховых периодов, предусмотренных ст. 12 федерального закона № 400-ФЗ, к каковым относятся и периоды прохождения военной службы по призыву, и периоды учебы, и периоды ухода за ребенком.

Учитываются ли указанные периоды при расчете размера пенсии, назначенной досрочно по ч. 1.2 ст. 8 федерального закона № 400-ФЗ

retiree

Поскольку в 2019 году у будущих пенсионеров период обучения, службы в армии, ухода за детьми имели место до 31.12.2001 года, включение данных периодов в страховой стаж позволяет увеличить стажевый коэффициент, а значит и количество пенсионных баллов за период до 01.01.2002 года в порядке конвертации пенсионных прав.

Расчет размера пенсии по рассматриваемому основанию, в отличие от порядка подсчета стажа при возникновении права на пенсию, производится по общим правилам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж» федерального закона № 400-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, что также было предусмотрено и ранее действовавшим законодательством.

Что касается периодов ухода за детьми, то до 06 октября 1992 года во всех случаях исчисления общего время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. После указанной даты в страховой и общий стаж включается период ухода за детьми в возрасте до полутора лет.

Включение периода обучения зависит от выбранного порядка расчета пенсии.

Если пенсия рассчитывается по п. 4 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» федерального закона от 17.12.2001 г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период обучения включается во всех случаях и в календарном порядке.

Если же пенсия рассчитывается по п. 3 ст. 30 федерального закона 173-ФЗ, то в общий стаж работы засчитываются, согласно действовавшему в советское время законодательству, обучение в высших учебных заведениях, если ему предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период обучения обучение в училищах и школах системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Выводы

Таким образом, при решении вопроса о возникновении права на досрочную пенсию по старости в 2019 году женщинам в 55 лет при наличии страхового стажа 37 лет и мужчинам в 60 лет при наличии страхового стажа 42 года в указанный стаж НЕ включаются периоды службы в армии по призыву, уходу за детьми и другие нестраховые периоды, кроме периода получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Внимание❗ Поскольку единственным заинтересованным лицом при оформлении пенсии является будущий пенсионер, именно от его действий зависит принимаемого решение Пенсионного фонда РФ. При этом отказ в назначении пенсии можно оспорить.

Возможно, до выхода на пенсию нужно учесть и другие моменты.

✔сделать предварительный расчет Вашей будущей пенсии;

✔составить независимый расчет пенсии, которую Вы уже получаете,

Для этого просто оформите заявку.

/ ЗАЯВКА /

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.

фото 413_2

В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.

фото 413_1

Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.

фото 413_4

Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:

Читайте также: