Вредна ли работа в аэропорту

Опубликовано: 02.05.2024


Жить рядом с аэропортом не только некомфортно, но и опасно для здоровья. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты исследований американских и британских ученых, опубликованные в British Medical Journal. Специалисты пришли к выводу, что шум повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Как близость к аэропорту влияет на качество жизни и стоимость жилья? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Борис Бейлин.

Исследования проводились в США и в Англии. Проанализировав статистические данные страховых компаний, ученые установили, что люди, живущие рядом с аэропортом, чаще страдают от нарушений сна, повышенной нервозности и гипертонии. Каждые лишние 10 децибел повышают показатель заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями как минимум на 3,5 процента. Это средние данные по Америке. В Великобритании ситуация еще тревожнее. Известно, что в районах, прилегающих к лондонскому аэропорту Хитроу, живет более трех миллионов человек. Специалисты сравнили две группы: тех, кто имеет дома вблизи взлетной полосы с шумовой нагрузкой выше 60 децибел, и тех, кто живет дальше от аэропорта, где уровень шума - 50 децибел. Выяснилось, что количество госпитализаций с инсультом у первой группой больше на 25 процентов, с ишемической болезнью сердца - на 20 процентов, с другими сердечно-сосудистыми заболеваниями - на 15 процентов. В этих данных нет ничего удивительного, говорит заведующий терапевтическим отделением Клинической больницы №1 Сергей Стеблецов:

"Если находиться вблизи места, где постоянно производится шум, то гарантированно будет бессонница, повышение артериального давления. А если у человека уже есть какие-то нарушения в сердечно-сосудистой системе, мы можем получить увеличение количества инсультов, инфарктов и всех заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой деятельностью".

Впрочем, и без всяких медицинских исследований люди понимают, что выбирать жилье стоит подальше от аэропорта. Правда, в России к некомфортным относят только зоны, вплотную прилегающие к взлетной полосе, отмечает эксперт рынка недвижимости Никита Чулочников:

"Зона в радиусе 3-5 километров от аэропорта является непривлекательной с точки зрения безопасности, уровня шума, сброса керосина и так далее. Всё, что располагается дальше 5-7 километров от аэропорта, уже является привлекательным. Там аэропорт на цены не влияет".

Это касается многоквартирных домов. А вот уровень цен на загородную недвижимость прямо связан с расстоянием от аэропорта, говорит руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко:

"Если жилье попадает непосредственно в зону шумового воздействия от низко летящих самолетов, это является серьезным недостатком для жилья (таким же, как и железная дорога под окном, которая тоже создает постоянный шум). В данном случае наличие постоянного шума от самолетов может снижать стоимость жилья на 20-30 процентов".

Напомню, что в Московском регионе аэропорт Шереметьево вплотную прилегает к Химкам, Долгопрудному и Лобне. Основные районы Домодедово находятся в девяти километрах от одноименного аэропорта. В непосредственной близости к аэропорту Внуково живут более 20 тысяч человек. Это не считая дачных поселков и садовых товариществ.

Популярное

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "В конце концов, пусть они предъявят какие-то доказательства. Если это происходило, должны быть следы. Между прочим, на территории США после сентябрьских терактов с башнями-близнецами действует специальное законодательство, которое серьёзно расширило компетенции спецслужб".

НАТАЛЬЯ КАСПЕРСКАЯ: "Какие технологии приводят к тому, что дети начинают убивать себя? School shooting – он действительно пришёл из США. Это – определённый способ самоубийства, такая декларация, что "вот я сам себя убью и вас с собой захвачу".

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Поскольку государство на Украине полностью деградировало, и экономический базис этого государства деградировал, там идет процесс анархизации – когда распад государственных структур доходит до такого этапа, когда государство прекращает существовать не только фактически, но и юридически, когда его даже при желании заметить на этой территории невозможно".

Попросите работодателя провести специальную оценку условий труда на Вашем рабочем месте, в случае признания условий труда вредными, работодатель будет обязан Вам доплачивать.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

Вам нужно пройти медкомиссию в наркологическом диспансере. В настоящее время требования к выдаче справки для водительского удостоверения существенно ужесточились. В судах прокуратура периодически предъявляет иски о прекращении права управления транспортными средствами в связи с ухудшением здоровья (по тем лицам, которые состоят на учете в наркологическом диспансере). Поэтому врач и страхуется.

В случае, если по результатам комиссии Вам будет отказано в выдаче справки, Вы вправе обжаловать ее решение в суде.

ответы на вопрос:

Если направление на мед. осмотр было выдано официально, то обращаться в суд. если нет, то искать другие доказательства и также обращаться в суд;

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018)

""ТК РФ Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 213 ТК РФ

""Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

Консультант Плюс: примечание.

Категории работ, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, определены "нормативными актами".

""Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, "порядок" проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

Федеральными "законами" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

(часть шестая введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

""Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

(часть введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Сразу скажу, что называть аэропорт не буду, но находится в ЕС.

Как я туда попала

Никогда даже не мечтала попасть в аэропорт. Мне казалось, что туда берут только своих и всё очень-очень сложно.

Однажды я наткнулась на обьявление, где требовались сотрудники на позицию "инспектор авиационной безопасности". Обязанности: проверка ручной клади и регистрируемого багажа, контроль пассажиров и сотрудников аэрпорта. Так это было написано в обьявлении. Как было на деле, расскажу чуть позже.

Отправила мотивационное письмо и резюме. Позвонили через неделю, пригласили на интервью. Проходило на трех языках (в том числе английском). Все те, кто прошел интервью, на следующий день шли сдавать тесты - языковые, на логику, скорость, умение различать цвета и предметы. Так же давали снимки сумок из рентгена, в которых за 4 секунды надо было найти нож или пистолет.

Обучение

Далее обучение, которое длилось три недели. Перед курсами надо было за свой счет пройти медкомиссию, получить справку от наркоголога и психиатра. На этом этапе люди отсеивались, потому что не у всех есть столько денег на начальном этапе работы. Ты даже не знаешь, получишь ли в итоге работу. Общие расходы - 100 евро.

Кстати у чек-ина двух недельные курсы. У некоторых всего пару дней. Курсы были оплачиваемые, с 9 до 17 по рабочим дням. Был вводный курс по авиации в целом, проходили термины, запрещенные предметы и опасные вещества. Рассказывали про систему аэропорта, помещения, систему безопасности, другие отделы и т.д. Каждые два-три дня письменный тест. По ходу курсов люди отсеивались, так как не успевали усваивать материал. Много рассказывали про терроризм, аварии, связанные с самолетами. Показывали разные видео с камер аэропорта, комментировали их.

Интеграция

Все, кто удачно сдал тесты, на три недели становились практикантами. У каждого был свой руководитель практики. По сути мы были тенью. То есть полностью повторяли все то, что рассказывал руководитель, делали, что говорят. На самом деле это очень важный этап, потому что в этот момент ты понимаешь хочешь ли вообще работать на этой должности.

Теперь уже можно рассказать, что на самом деле представляет из себя "инспектор авиационной безопасности". Это человек, который:

1. Работает в терминале на fast track, билетном контроле перед ним, в терминале на линиях. Проще говоря это тот, кто просит вас снять все вещи, сидит за рентгеном или возле арки.

2.Так же есть посты. Например, в вип центре аэропорта, а терминалах бизнес авиации, где находятся только частные самолеты, на нестандартом регистрируемом багаже и т.д.

Во время практики "оттачивается" схема проверки людей руками - тех, у кого был сигнал арки. В начале обучения для меня это было самой неприятной части, но потом пиривыкаешь. В нашем аэропорту женщин проверяли женщины, мужчины мужчин.

Плюсы

Всегда есть обеденный перерыв - час. У персонала есть своя кухня (у каждого департамента своя), зона отдыха, учебные классы, ноус, разные настольные игры. Везде стоят кулеры с водой.

Работать на линиях можно в перчатках, которые доступны в неограниченном количестве. Резиновые, как у докторов, или тряпичные. Я работала исключительно в перчатках.Вы бы знали какие грязные чемоданы у людей! После пятой сумки руки все черные. Плюс, когда открываешь сумку, можно порезаться. Коллега однажды так порезала руку о бритву, которая в чемодане лежала. На каждой линии стоят дезирнфекторы для рук, аптечка.

Стабильная зарплата (хотя на нас сильно экономили), все официально. У каждого сотрудника была страховка. Зубного врача оплачивали на 50 процентов.

Дешевые авиабилеты. Определенная авиакомпания (не лоукостер) предлагала билеты сотрудникам аэропорта за 30 евро в одну сторону. Бизнес классом - 150. Любая точка мира, куда летает эта авиакомпания.

Выдавался полный комплект формы. Четыре рубашки - две с короткими рукавами и две с длинными. Так же галстук, брюки, юбка, жилетка, пиджак и обувь на каблуке. Химчистка за счет работадателя.

Бесплатный транспорт с и на работу.

Очень романтичная работа. Мне ее действительно не хватает. Подумываю о том, чтобы вернуться, но на более высокую должность.

Минусы

Платили реально мало. Хватало только чтобы оплатить счета и покушать.

Физически сложзная работа. Постоянно на каблуках, присесть можно редко. За день проходят тысячи пассажиров и каждый думает, что особенный.

Много смен, мало выходных. И единственное, что возбуждает - сон. Под конец работы меня не интересовали ни отношения, ни тусовки и путешествия.

Пассажиры

Очень и очень разные. Сложнее всего было работать с пассажирами из России. Я правда никого не хочу обидеть, но для меня это была просто трагедия. После рейсов В Москву уставала больше всего. Многие говорят только (!) по русски. Грубили коллегам, которые по русски не понимали или говорили очень плохо. Неохотно открывали сумки, все время писали жалобы.

Большая часть пассажиров из Скандинавии были сильно за 65, все с металлическими протезами. Их всегда нужно было дополнительно проверять руками.

Многие мужчины реально не знают, что в их сумках, потому что их собирали жены. Бывают и такие, которые везут тоннами косметики жене, духи, одежду. Из своих вещей только трусы, майка и пена для бриться :)

Возможности пассажиров

Если у вас есть инвалидность, сломана рука, нога, вы не видете или не слышите, в аэропортах есть услуга агента, который вас БЕСПЛАТНО проводит до важего гейта, поможет донести сумки и т.д. Если у вас сломана нога или сидите в инвалидной коляске, то агент бесплатно вам предоставит коляску и будет вашим сопровождающим. О необходимости этого агента лучше всего сообщить на чек-ине.

Так же вы можете использовать услугу fast track бесплатно, если у вас есть инвалидность или вы ограничены в передвижениях.

Если вы носите религиозную одежду или украшения, из соображений этики у вас есть право не снимать из перед проходом через арку, но будьте готовы, что тогда вас могут проверить руками или в комнате индивидуального досмотра.

Вы можете брать с собой жидкости для детей и провозить как ручную кладь. Ограничений нет. Только условие, что вашему ребенку не 15 лет и в бутылке не виски с колой. Жидкость могут просканировать или прпросить попробовать ребенка.

П.С: я не знаю, что это за флешмоб, но читать все авторские посты очень-очень интересно! Сразу извиняюсь за свой русский язык :)

Обновлено 19/07/16 22:46:

По поводу отобранных вещей

Если у вас отобрали ножницы, или, например, очень дорогой, но превышающий норму крем, то вам не обязательно с ним прощаться :) У вас есть право отдать вещь провожающим, сдать как регистрируемый багаж (за отдельную плату на чек-ине упакуют в коробочку как багаж) или оставить в камере хранения аэропорта

Жизнь в городе около аэропорта имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ – хорошее транспортное сообщение и относительная легкость сдачи квартир в аренду.


Среди недостатков – некоторый дискомфорт из-за пролетающих самолетов. Но одно дело дискомфорт, а другое дело – реальный вред здоровью.

Редакция портала KVARTIRAzaMKAD.ru уже сравнивала плюсы и минусы проживания рядом с аэродромами. Но сейчас это вопрос встает с новой остротой. , развития самих аэропортов, а , активного строительства жилья в соседних городах, например, Домодедово. Какие факторы могут вредить здоровью человеку? Их делят на две группы — шум и вредные выбросы от самолетов.

«Основные вредные вещества, которые образуются при работе двигателей самолета, это оксиды азота и углерода, керосин, сажа, диоксид серы, — рассказывает Ольга Запецина, руководитель Департамента „Экологическое проектирование“ EcoStandardgroup. — Они вызывают болезни дыхательных путей и оказывают угнетающий эффект на флору.

Другой важный аспект — шумовое воздействие. Оно оценивается по двум составляющим: до отрыва воздушного судна от земли и после. На основе расчетов шумового воздействия от движения воздушного судна в воздухе (с учетом используемых воздушных коридоров), выводится расстояние санитарных разрывов». (В грубом приближении, «санитарные разрывы» — это санитарные защитные зоны, только для их расчета используются несколько разные правила).

Клиники Экспертных Медицинских Технологий Ирина Арланова считает, что проживание вблизи аэропорта, конечно, воздействует на организм.

«В первую очередь, это шум. У людей, страдающих заболеваниями, высокий шум может спровоцировать повышение давления, появление различных нарушений ритма. У людей, страдающих любого вида неврологическими проблемами, чаще бывают головные боли, головокружения, стрессы, нарушение сна. Во вторую очередь, проживание вблизи аэропорта опасно вибрацией. Хроническое воздействие электромагнитных волн тоже вызывает нарушение сердечного ритма, головные боли, повышение артериального давления, и также возможно обострение психических нарушений».

Коллегу дополняет Павел Краснокутский, Клиники «Медси» на Солянке: «При расположении жилья на расстоянии 3–5 км от полос идёт негативное воздействие на организм шумов и вибраций, создаваемых двигателями самолетов. Шум, создаваемый двигателями реактивных самолетов, превышает 110 дБ. Длительное и регулярное шумовое воздействие свыше 80–90 дБ вызывает постепенное снижение слуха.

Воздействие шумов меньшей интенсивности, особенно в ночное время, приводит к нарушениям сна, появлению бессонницы, неврозов, нарушениям в работе системы у жильцов окрестных районов. В связи с этим в некоторых странах введены ограничения на полеты ночное время».

Эту информацию подтверждает и помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава по связям с общественностью Игорь Ободков, который, несмотря на то, что не видит особых поводов для беспокойств, всё же отмечает, что в европейских городах ряд аэропортов, действительно, не работает ночью в силу нормативов, призванных обеспечить спокойный здоровый сон местным жителям. Причем, это необязательно должна быть «вся ночь». Например, в густонаселенном Израиле существует запрет на полеты с часу ночи до пяти утра.

Что же касается выбросов от самолетов, то они не просто рассеиваются в атмосфере. Иногда, хотя и редко, под них попадают водители, следующие по дорогам вблизи полос. Они рассказывают с небольшими вариациями следующее: случается резкая острая боль в глазах, перестаёшь видеть и не понимаешь: ехать дальше или тормозить, что это — вселенская техногенная катастрофа или локальная беда.

Впрочем, всё познаётся в сравнении: мобильные телефоны с их гарантированными излучениями, шумные и загрязненные автомобильные трассы воздействуют на организм похлеще любого аэропорта, посему соседство с последними для жителя мегаполиса, и особенно, заведомо загрязненных его районов, наподобие Братеево или Капотни, выглядит не так уж устрашающе.

Многие из тех, кто летал самолетами, обращали внимание на то, насколько все продуманно и четко организовано в воздушной гавани – и все это благодаря тем, кто работает в аэропортах.

Кем можно работать в аэропорту

Как и на любом крупном предприятии, в аэропорту нужен широкий спектр специалистов с разным образованием или вовсе без него. Ведь аэровокзал – это не только полеты, но и работа с людьми, обслуживание техники, обеспечение безопасности и норм законодательства.

Составляя список профессий в аэропорту, условно разобьем их по направлениям деятельности. Будем говорить только о гражданской авиации, поскольку военная и имеет ряд особенностей, достойных рассмотрения в отдельной статье.

Работа, непосредственно связанная с небом:

  • Пилот гражданской авиации – это профессионал, управляющий самолетом и обеспечивающий доставку пассажиров и грузов до места назначения в соответствии с расписанием. Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот обязаны проверить исправность всех приборов, уточнить маршрут, метеорологическую и орнитологическую обстановку. В экстренных ситуациях им необходимо принимать верные решения в состоянии стресса и недостатка времени, чтобы спасти жизни пассажиров. Это сложная, но престижная работа, за которую хорошо платят.
  • Бортпроводник. Чаще всего стюардессами работают женщины, хотя в последнее время в профессии увеличивается количество мужчин. Требования авиакомпаний к претендентам весьма жесткие: рост от 160 до 175 см для девушек и от 170 до 185 см для парней, приятная внешность, отсутствие видимых шрамов и тату, хорошее здоровье и знание английского языка. Задача бортпроводников – встретить пассажиров, разместить их, провести инструктаж и обслуживать во время полета.
  • Бортинженер следит за состоянием всех систем и механизмов самолета (шасси, электроника, топливная система, датчики). Он может находиться как в аэропорту, так и на борту воздушного судна.
  • Авиадиспетчер работает в специально оборудованном помещении аэропорта. Он на мониторе отслеживает место пребывания самолетов, вошедших в зону его ответственности, поддерживает связь с экипажем, дает ему необходимую информацию и советы в трудной ситуации. Эта работа очень тяжелая и ответственная, даже небольшая ошибка грозит катастрофой.

Профессии по обслуживанию пассажиров (служба организации перевозок):

  • Агенты по регистрации. Это мужчины и женщины, которые перед вылетом проверяют документы, принимают и взвешивают багаж, снабжают его бирками, а ручную кладь – стикерами и выдают посадочные талоны пассажирам. Работать нужно очень быстро, поскольку после объявления регистрации на рейс к стойкам выстраиваются длинные очереди, при это необходимо сохранять вежливость и оперативно реагировать на все возникающие проблемные моменты.
  • Агенты по сопровождению встречают пассажиров перед посадкой, сканируют их посадочные талоны, еще раз проверяют паспорта, а у клиентов с электронной регистрацией – ручную кладь, затем пропускают на борт самолета. Также они решают вопросы, связанные с размещением пассажиров при замене авиакомпанией воздушного судна.
  • Менеджеры авиакомпаний, которые базируются в конкретном терминале, оказывают информационные услуги пассажирам, купившим билеты на их рейсы, и помогают решить возникающие проблемы.
  • Медики работают с персоналом аэропорта, проверяют состояние пилотов и бортпроводников, оказывают медицинскую помощь всем работникам. В ведомственных поликлиниках востребованы врачи, медсестры и санитарки. Для обслуживания пассажиров и гостей в крупных аэровокзалах создаются бригады скорой помощи, а также приглашаются наркологи.
  • Работники кухни. Большие аэропорты имеют собственные цеха, занимающиеся приготовлением холодного и горячего питания для пассажиров. Здесь работают опытные повара и кондитеры, а также комплектовщики, складывающие еду в специальные контейнеры согласно с требованиями авиакомпаний. Кроме того, не обойтись без грузчиков-водителей, мойщиков посуды, маркировщиков.

Работники, обеспечивающие безопасность и правопорядок:

  • Специалист по паспортному контролю. Это сотрудник правоохранительных органов, к которому подходят пассажиры после стойки регистрации. Он проверяет документы, обращает внимание на визы, после чего пропускает на досмотр.
  • Специалисты по авиабезопасности работают на входах в терминалы и посадочные залы, просвечивая багаж специальными рентгенами в поисках запрещенных предметов. Также они проводят личный досмотр при помощи рамки и портативных металлоискателей, проверяют ручную кладь. Без их контроля в зону вылета не попадут даже сотрудники аэропорта.
  • Таможенники. Эти люди оформляют таможенные декларации пассажиров, идущих по «красному коридору», то есть перевозящих ценности, подлежащие декларированию. Работа в основном бумажная, но требующая внимания и ответственности.
  • Правоохранители. К вопросам безопасности авиасообщения во всем мире стали относиться намного серьезнее. Актуальной остается проблема наркотрафика. Кроме того, в крупных транспортных хабах может скапливаться по несколько тысяч человек, особенно в периоды массовых задержек рейсов. Планы людей срываются, что приводит к повышенной нервозности и конфликтам. Общественной безопасностью занимаются полицейские, а более серьезным правонарушениям противостоят представители спецслужб. Нередко к работе привлекают кинологов со специально обученными собаками, способными отыскать наркотики или взрывчатку.
  • Пожарные. У каждого аэропорта есть своя служба, ответственная за быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с возгораниями. Неудачно приземлившийся самолет, другие ЧП на летном поле – и команда немедленно выезжает на место происшествия.

Профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов:

  • Диспетчеры по техническому обслуживанию контролируют состояние самолетов (или вертолетов), находящихся на летном поле. Авиакомпании заключают договора на техобслуживание с аэропортами.
  • Техники и наладчики проверяют работоспособность систем самолетов, производят необходимые ремонтные работы, указывают на крупные проблемы, требующие более серьезного вмешательства. Кроме того, время от времени приходится чинить багажную ленту или снегоочистительную машину.
  • Инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию отвечает за бесперебойную работу систем подсветки взлетных полос и других электрических устройств, призванных обеспечивать комфортные условия для пилотов и безопасность полета в целом.
  • IT-специалисты поддерживают в рабочем состоянии все компьютерные программы, использующиеся в аэропорту. Они защищают их от несанкционированных вмешательств, своевременно обновляют, а также вносят предложения относительно закупок новых компьютеров и другого оборудования.

Аэропорт – это огромный организм, где все системы взаимосвязаны. Поэтому в воздушных гаванях требуется масса представителей рабочих профессий, таких как уборщики, охранники, кладовщики, носильщики, грузчики, заправщики. Например, на летном поле очень оживленное дорожное движение: к воздушным судам доставляют пассажиров, багаж, продукты, топливо, поэтому нужны водители и специалисты, регулирующие весь этот процесс, чтобы не случалось аварийных ситуаций.

Так же, как и в любой другой компании, в аэропорту не обойтись без управленцев, особенно ценятся узкие специалисты, способные наладить работу по какому-либо направлению, например, по туристическому продукту или сотрудничеству с посольствами и органами власти. Требуются кадровики, бухгалтеры, финансисты, деловоды и т. д.

Кстати, многие должности в аэропорту не считаются «мужскими» или «женскими», но традиционно преимущественно девушки работают на регистрации пассажиров, проверке вещей, в кадровых, медицинских и диспетчерских службах, в кулинарных и кондитерских цехах, в зоне duty-free – продавцами, официантками, бариста и др.

Где лучше учиться

Для одних должностей в аэропорту обязательно требуется высшее или среднее специальное образование, а чтобы занимать другие, достаточно окончить школу и пройти курсы.

Пилоты обязаны получить диплом специального летного учебного заведения и налетать необходимое количество часов. Среди вузов можно назвать Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт ГА. В Краснокутском, Сасовском и Бугурусланском училищах гражданской авиации, Омском летно-техническом колледже учатся специалисты по аэронавигации.

Правоохранители учатся в ссузах и вузах своей системы, а инженеры могут окончить технические или классические университеты. В администрации требуются люди с высшим гуманитарным образованием. Должны иметь профильное образование медики и кулинары.

Однако ко многим профессиям требования не так высоки. Диплом вуза от стюардессы требовать никто не будет – достаточно сертификата учебного центра при аэропорту или курсов, организованных авиакомпанией. Для представителей рабочих профессий или обслуживающего персонала хватит и среднего образования, а функциональным обязанностям их научат непосредственно на рабочем месте.

Кому подходит

От всех, кто работает в аэропорту, требуются:

  • ответственность и дисциплинированность;
  • трудолюбие;
  • отсутствие вредных привычек;
  • коммуникабельность, доброжелательность и умение работать с людьми;
  • любовь к авиации;
  • готовность повышать свою квалификацию.

Плюсы и минусы

Работа в воздушной гавани имеет целый ряд преимуществ:

  • стабильная работа и официальное трудоустройство;
  • неплохая заработная плата;
  • частые премии;
  • возможность получить льготный кредит;
  • шанс построить карьеру.

Минусы также есть. Это ночные смены и продолжительный рабочий день, высокий уровень ответственности и риск терактов. Кроме того, большинство аэропортов расположено на окраине или за чертой города, поэтому добираться домой приходится долго.

Сколько получать

Больше всего получают, конечно же, пилоты. Их доход зависит от масштаба авиакомпании, эксплуатируемого воздушного судна и часов налета. Командир экипажа в крупной компании зарабатывает в среднем около 500 тысяч рублей в месяц, второй пилот – порядка 350 тысяч рублей. Региональные перевозчики и лоукостеры платят меньше – приблизительно 100 тысяч рублей. Стюардессы могут рассчитывать на суммы от 45 тысяч рублей ежемесячно. Остальные работники аэропорта получают зарплаты большие, чем их коллеги по цеху в других местах трудоустройства.

Перспективы работы в отрасли

Авиация сейчас бурно развивается, поэтому трудоустройство в этой сфере сулит неплохие перспективы. Такие большие российские аэропорты, как Шереметьево (обслуживает в год около 40 миллионов человек), Домодедово (свыше 30 миллионов), Пулково (более 13 миллионов), постоянно нуждаются в самых разных работниках. Также регулярно появляются вакансии в региональных аэропортах.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в аэропорту подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия профессии в аэропорту подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Читайте также: