Является ли библиотекарь педагогическим работником

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Обзор документа

Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).

Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.

Раздел III "Должности педагогических работников" дополнить после квалификационной характеристики должности "Тьютор" квалификационной характеристикой должности "Педагог-библиотекарь", изложив ее в следующей редакции:"Педагог-библиотекарь.

Нет, библиотекарь школы никак не относится к педагогическим работниками школы.

Благодарим за обращение на наш сайт.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

от 8 августа 2013 г. № 678

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Педагог-библиотекарь

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251 н «Об утверждении Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. 2011, регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна оплачиваться дополнительно.

ответы на вопрос:

школьный библиотекарь сельской школы, получая 0,5 ставки библиотекаря может работать не более 4 часов в день.

ответы на вопрос:

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251 н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии

10 июля 2018 г. 19:54

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиотекарь - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь - среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Должностные обязанности. Обеспечивает составление библиографического описания документа и формирование точек доступа, индексирование содержания классификационными индексами, предметными рубриками и ключевыми словами в соответствии с установленными стандартами и правилами. Осуществляет работы по организации и ведению карточных и электронных каталогов, включая их редактирование.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы в сферах библиотечного и архивного дела, информации, информационных технологий и защиты информации, авторских и смежных прав; порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учета фонда документов библиотеки; теоретические и практические методы обработки информации с использованием современных технологий; стандарты и нормы, форматы и стандартизированные процедуры, относящиеся к описанию, презентации и передаче содержательной информации, включая стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) и других международных организаций; отечественные и зарубежные достижения в области библиотечного дела; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Библиотекарь-каталогизатор I категории - высшее профессиональное образование по специальностям "Библиотечно-информационные ресурсы", "Библиотечно-информационная деятельность" и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь-каталогизатор II категории - высшее профессиональное образование по специальностям "Библиотечно-информационные ресурсы", "Библиотечно-информационная деятельность" без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора не менее 3 лет.

Библиотекарь-каталогизатор - среднее профессиональное образование по специальности "Библиотековедение" без предъявления требований к стажу работы либо среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

ответы на вопрос:

В соответствии с п. 2.1. Приложения к приказ Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 педагогам-библиотекарям установлена продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы - 36 ч. в неделю. Так что количество ставок зависит от продолжительности рабочего времени конкретного работника, а не от количества классов в образовательной организации.

ответы на вопрос:

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 (далее – Постановление) заново установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей. Постановление вступает в силу 26 мая 2015 года. ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил Сборник нормативных правовых актов с комментариями «Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих бучение», Информационный бюллетень №3.

Принятые ранее постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724, от 29 ноября 2003 г. N 726, от 11 мая 2007 г. N 283, от 11 мая 2007 г. N 283, от 16 июля 2009 г. N 576, от 21 мая 2012 г. N 502, а также пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617, пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581, признаны утратившими силу.

Отметим, что прежними документами продолжительность удлиненных отпусков устанавливалась в соответствии с местом работы педагогического работника, определялась в отношении некоторых категорий работников организаций, которые новым Законом об образовании отнесены по роду деятельности к организациям, занимающимся обучением (научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, занимающиеся лечением, оздоровлением и (или) отдыхом, организации соц обслуживания и др.).

В новом Постановлении должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей указаны в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее – Номенклатура должностей).

Как следует из документа продолжительность отпусков в календарных днях не изменилось — 42 и 56 дней.

Например, согласно приложению к Постановлению воспитатели, старшие воспитатели, инструкторы по физической культуре, концертмейстеры, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тренеры-преподаватели и другие пед работники дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, а также воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования — имеют отпуск продолжительностью в 42 дня.

Тем же педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении; педагогам, работающим в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств); педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также воспитателям, музыкальным руководителям работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, — установлен отпуск продолжительностью 56 дней.

Педагогическим работникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры должностей, а это педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, и педагогические работники, за исключением воспитателей, музыкальных руководителей работающих в группах для детей дошкольного возраста указанных образовательных организаций, — предоставляется отпуск в 56 дней.

Педагогические работники организаций, осуществляющих обучение, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры должностей, имеют отпуск продолжительностью 42 дня. Тем же медработникам, работающим в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней.

Заместители руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, за исключением организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств), — имеют отпуск продолжительностью 42 дня, а те же руководители в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования – 56 дней.

Таким образом, со вступлением в силу нового Постановления в случае приведения в соответствие с законом наименований и уставов организаций с учетом их организационно-правовой формы и получения (переоформления) лицензии на образовательную деятельность право на удлиненный отпуск сохраняется за большинством педагогических работников таких обучающих организаций. Вместе с тем работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.

Примечание. В соответствии с законом об образовании в РФ:

— организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

— установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация,

профессиональная образовательная организация,

образовательная организация высшего образования;

типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.

О продолжительности рабочего дня.

Организация дополнительного образования, Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г. Регистрационный № 36204) установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Приказ). Приказ подготовлен с учетом положений нового Закона об образовании и изменений, внесенных в ТК РФ, и вступил в силу 10 марта 2015 года. С этого времени приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован Минюстом РФ 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709) утратил силу.

О работе с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФ ТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников, с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата тесно взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим документом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что мы не комментируем документы, а только информируем о них. По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

Как отмечается в документе продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 36, 30, 25, 24, 20 и 18 часов в неделю.

Например, у старших воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, инструкторов по труду, педагогов-библиотекарей, преподавателей-организаторов ОБЖ она составляет 36 часов в неделю; у музыкальных руководителей и концертмейстеров — 24 часа в неделю за ставку заработной платы; у учителей-дефектологов и учителей-логопедов — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.

Учителям школ, педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания, учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.

О рабочем времени педагога

Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Учебная нагрузка больше или меньше ставки только с согласия педагога

В соответствии с документом педагогическая или учебная (преподавательская) работа сверх установленной нормы часов либо ниже установленной нормы за ставку заработной платы выполняется работником только с его письменного согласия. В договоре должны быть произведены изменения.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Каким образом проводится аттестация работников библиотеки образовательной организации?

Проведение аттестации работников библиотеки образовательной организации зависит от того, какие должности занимают эти работники. Как правило, штатными расписаниями образовательных организаций предусматриваются должности заведующего библиотекой, педагога-библиотекаря и (или) библиотекаря.

Библиотека в силу части 1 статьи 18, части 2 статьи 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» является неотъемлемым структурным подразделением любой образовательной организации. Поэтому должность заведующего библиотекой (при наличии таковой в штатном расписании) будет относиться к группе должностей руководителей структурных подразделений.

Законодательством об образовании предусмотрено обязательное проведение аттестации педагогических работников и руководителей образовательных организаций (статья 49, часть 4 статьи 51 Федерального закона № 273-ФЗ). Руководители структурных подразделений, также как заместители руководителей образовательных организаций, в этот перечень не входят. Аттестация данных работников может проводиться в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям, или, например, в целях определения необходимости повышения квалификации и стимулирования профессионального и личностного роста. Для аттестации этих работников в образовательной организации принимается соответствующее решение и разрабатывается локальный нормативный акт. В общем случае работник считается соответствующим занимаемой должности, если результаты его труда соответствуют требованиям квалификационной характеристики и должностной инструкции.

Руководитель библиотеки образовательной организации обязан обеспечить деятельность библиотеки в соответствии с локальным нормативным актом (положением) о библиотеке.

Если работник библиотеки замещает должность педагога-библиотекаря, его аттестация проводится по правилам, установленным законодательством об образовании в отношении педагогических работников, так как педагог-библиотекарь включен в номенклатуру должностей педагогических работников по постановлению Правительства Российской Федерации 8 августа 2013 г. № 678.

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и, по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), в целях установления квалификационной категории (часть 1 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ). Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок № 276).

При аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия рассматривает представление работодателя, внесенное в аттестационную комиссию, и, при наличии, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником. В представлении работодатель дает мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором (пункты 10, 11, 14 Порядка № 276).

Педагог-библиотекарь осуществляет библиотечно-педагогическую деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 768н, и профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», утвержденным приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н. Обобщенные трудовые функции педагога-библиотекаря: информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса, проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры, организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению. Конкретные трудовые обязанности педагога определяются трудовым договором и должностной инструкцией (часть 6 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ).

Аттестация работников библиотек, занимающих должности библиотекарей, осуществляется на основании статьи 26 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в соответствии Порядком проведения периодической аттестации работников библиотек, утвержденным приказом Минкультуры России от 24 июня 2016 г. № 1435 (далее – Порядок № 1435). Данный Порядок распространяется на работников библиотек, занимающих должности, соответствующие должностям, перечисленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее – Справочник). В перечень должностей специалистов, занятых в библиотеках, включена должность библиотекаря, предусматривающая квалификационное категорирование по должностям: ведущий библиотекарь, библиотекарь I или II категории, библиотекарь (раздел 4.2. Справочника).

Периодическая аттестация работников библиотек проводится в целях определения соответствия работников библиотек занимаемым должностям и квалификации на основе оценки результатов их профессиональной деятельности. Аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня работников библиотек, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на назначение на должность при сокращении численности или штата работников, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда (пункт 2 Порядка № 1435).

Аттестация работников библиотек подразделяется на очередную и внеочередную. Очередная аттестация проводится с периодичностью раз в пять лет с целью подтверждения соответствия работников библиотек занимаемым должностям. Внеочередная аттестация может проводиться до истечения пяти лет после проведения предыдущей аттестации по решению руководителя организации, с которой аттестуемое лицо состоит в трудовых отношениях, после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей и (или) изменении условий оплаты труда (пункт 6 Порядка № 1435).

Порядок № 1435 подробно регламентирует организацию и проведение аттестации, указывает категории работников, освобожденных от аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информационный портал разработан и поддерживается
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2017 — 2021

При использовании материалов информационного портала на внешних интернет-ресурсах ссылка на первоисточник обязательна

Как стать библиотекарем? фото

Библиотекари — работники, занимающиеся комплектованием фонда той или иной библиотеки. Они создают каталоги книг и других печатных изданий, заведуют справочно-информационными фондами. Также они ведут просветительскую работу среди людей, популяризируя разные книги и мотивируя население к чтению. Ну и конечно, библиотекарь — тот самый сотрудник, которого посетители всегда находят «на абонементе»: он выдаёт им книги и принимает их обратно, помогая в выборе нужной и интересной литературы.

Это непростая, но очень интересная профессия, обучиться которой сможет любой желающий. Главное — искренне любить книги и обладать определённым типом личности и характера.

Что нужно, чтобы стать библиотекарем?

Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело. Оно включает в себя несколько важных функций:

  • управленческие (библиотекарь должен обладать навыками управления как работой учреждения в целом, так и книгофонда. В его компетенцию входят управление, хранение и архивирование всей имеющейся информации. Он владеет информационными технологиями, позволяющими ему максимально эффективно организовать работу учитывая современные реалии;
  • просветительские. Библиотекари организуют разные мероприятия для посетителей, в зависимости от категорий населения;
  • общие. Речь идёт о так называемых надпрофессиональных навыках, незаменимых при работе с людьми. Это коммуникабельность, умение чувствовать человека (чтобы подобрать для него нужную книгу), терпение, усидчивость.

Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости.

Как стать библиотекарем

Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:

  • общественной. Она открыта для всех, кто желает регулярно читать книги. Именно здесь популярны разные общественные мероприятия в виде полезного и бесплатного досуга;
  • школьной. Это важнейшая часть среднего образования. Кроме стандартных учебников, здесь всегда можно найти книги, незаменимые для общего и разностороннего развития детей разных возрастов. Здесь детям прививают любовь к чтению;
  • в ВУЗе. Такие учреждения являются хранилищами ценных книг и изданий, необходимых для полноценного образования студентов. Чаще всего речь идёт о библиотеках определённой специализации с отдельными коллекциями книг и журналов, расформированных по разным тематикам. Важно знать о том, что работа в такой библиотеке часто требует от сотрудника наличия учёной степени — как минимум, кандидата наук.

Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря. Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало. Эта профессия требует определённых черт характера:

  • спокойствие;
  • усидчивость;
  • хорошая концентрация внимания;
  • готовность к регулярному выполнению монотонной работы;
  • способность к глубокому анализу и синтезу.

Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.

Что нужно, чтобы стать библиотекарем? изображение

Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.

Как стать библиотекарем?

В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы. Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя).

В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности. Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет.

Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа. Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.

Как стать библиотекарем без образования

Как стать библиотекарем без образования?

В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения. В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием.

Тем не менее, повышать профессиональный уровень не помешает никогда. Для тех, кому нравится профессия библиотекаря, могут идеально подойти курсы профессиональной переподготовки по библиотечному делу. Они длятся меньше, чем повторное обучение в вузе или колледже, а пройти их сейчас реально и в заочном порядке. Например, в Современной научно-технологической академии представлена образовательная программа по направлению «Библиотечное дело», которая реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.

Читайте также: