Является ли бригадир должностным лицом

Опубликовано: 11.05.2024

Должностная инструкция бригадира на производстве используется для формализации трудовых взаимоотношений между сотрудником и его нанимателем. В её разделах излагаются требования к квалификации бригадира, предоставленные ему права, его функции, а также критерии возможной ответственности. Она обладает юридической значимостью и может использоваться как в суде, так и в административных спорах по трудовым отношениям.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции бригадира на производстве

1. Общие положения

  1. Бригадир на производстве нанимается и увольняется главой компании по предложению руководителя производства.
  2. Лицо, претендующее на эту позицию, должно отвечать следующим требованиям:
    • высшее (средне-специальное) образование технического профиля;
    • прохождение инструктажа по стандартам охраны труда;
    • опыт работы в сфере управления производством от трех лет.
  3. Бригадир подчиняется руководителю производства.
  4. В случае отсутствия бригадира (повышение квалификации, лечение заболевания и пр.) его обязанности выполняет другой специалист, назначенный руководителем производства.
  5. Бригадир на производстве должен разбираться в:
    • положениях законодательства и нормах, относящихся к его деятельности;
    • параметрах технической и пожарной безопасности, применения индивидуальных средств защиты;
    • правилах снабжения подчиненных инвентарем и инструментами;
    • критериях оценки результативности деятельности подчиненных;
    • принципах работы с соответствующей документацией;
    • технологиях и оборудовании, задействованными на производстве;
    • планировании процессов производства;
    • параметрах складировании произведенной продукции, а также сырья и полуфабрикатов;
    • требованиях по качеству продукции, а также необходимых в производстве сырья и полуфабрикатов;
    • правилах обнаружения дефектов в продукции;
    • принципах проведения погрузочно-разгрузочных мероприятий;
    • порядке использования ресурсов в процессах производства;
    • нормативах выполнения операций и расхода ресурсов;
    • составе персонала, задействованном в производстве;
    • управленческой структуре компании;
    • опыте функционирования современных производств соответствующего профиля;
    • мерах по профилактике несчастных случаев;
    • инфраструктуре и ресурсах компании.
  6. Бригадир на производстве руководствуется:
    • актуальной правовой базой;
    • правомочными распоряжениями топ-менеджеров;
    • соответствующими документами компании;
    • предписаниями этой инструкции.

2. Функции

Бригадир на производстве отвечает за решение следующих задач:

  1. Организация процесса производства в соответствии с установленными критериями.
  2. Текущий контроль за качеством выпускаемой продукции и задействованными в производстве сырье и полуфабрикатах.
  3. Отслеживание надлежащего графика трудовых процессов.
  4. Текущий контроль корректности технологических процессов.
  5. Снабжение подчиненных соответствующими инструментами и инвентарем.
  6. Тестирование возможностей нового профильного оборудования.
  7. Текущий контроль достаточности уровня запасов сырья и полуфабрикатов.
  8. Отслеживание качества работы оборудования.
  9. Обеспечение эффективной работы подчиненных.
  10. Наблюдение за безопасностью производственных процедур.
  11. Проведение текущего инструктажа по правилам эксплуатации оборудования и нормам охраны труда.
  12. Участие в выявлении причин возникновения проблем на производстве.
  13. Участие в проведении инвентаризационных мероприятий.
  14. Информирование руководства по замеченным проблемным моментам.
  15. Поддержание надлежащих процессов документооборота в сфере своей ответственности.
  16. Внедрение мер по совершенствованию процессов производства.

3. Ответственность

Бригадир на производстве несет ответственность за:

4. Права

Бригадир на производстве владеет следующими полномочиями:

  1. Предлагать пути улучшения производственных процессов.
  2. Знакомиться с проектами документов, относящихся к производственным процессам.
  3. Участвовать во встречах руководства компании, посвященных проблемам производства.
  4. Руководить подчиненными, задействованными в производстве.
  5. Иметь доступ к данным, нужным для качественного выполнения своих обязанностей.
  6. Требовать от руководства поддержания параметров, нужных для качественной производственной деятельности.
  7. Предлагать меры по поощрению и наказанию подчиненных, а также по их кадровым перемещениям.
  8. Приостанавливать трудовые процессы на производстве в случае выявления нарушений критериев безопасности.
  9. Подписывать документы в пределах своей ответственности.
  10. Получать дополнительные выплаты при выполнении оговоренных KPI.

Параметры должностной инструкции

В бизнес-практике наиболее распространен стандартный формат инструкции. Её типовая структура:

  • Общие параметры.
  • Рабочие функции.
  • Потенциальная ответственность.
  • Должностные права.

Если компания использует расширенный формат, то к описанным четырём разделам могут добавляться какие-то из следующих:

  • Правила взаимодействия с другими служащими и подразделениями.
  • Правила внесения изменений в положения инструкции.
  • Критерии оценки результативности (KPI).
  • Условия труда.
  • Запрет на совершение каких-то действий.
  • Порядок передачи и приема трудовой смены.

Наиболее востребован расширенный вариант инструкции в крупных компаниях, с многочисленным персоналом, задействованном в разнообразных операциях.

Общие положения

Начальный раздел отведен под закрепление общих параметров трудовой деятельности: правил подчинения, основ кадровых перемещений и других. Основную роль играют квалификационные характеристики кандидата на должность: уровень его образования, опыт профильной деятельности, а также конкретные навыки. Они помогают отбирать качественные кадры, способные решать должностные задачи.

Внимание! Описанные здесь навыки и умения должны соответствовать функциям, перечисленным во втором разделе.

Обязанности

Каждый работник выполняет несколько групп должностных функций:

У руководящих сотрудников отдельно оговаривается обязанность грамотно управлять подчиненными, а также взаимодействовать с другими менеджерами.

Ответственность

Аспекты возможной ответственности сотрудника определяются на базе действующего законодательства, обладающего значительным объемом и сложностью. К этому можно добавить возможные нюансы, связанные с адвокатами, свидетелями и другими аспектами, задействованными в процессах трудовых споров. Многообразие возникающих факторов выходит за рамки должностной инструкции, поэтому раздел составляется в лаконичной форме, с небольшим количеством конкретики.

Права

Руководителям в данном разделе предоставляется обширный перечень прав, который может включать и возможность останавливать процесс производства, если были обнаружены критические нарушения в области безопасности и охраны труда.

Должностная инструкция для руководящих позиций проходит определенный порядок подтверждения. Она согласовывается с:

  • юристом, специализирующемся на трудовых вопросах;
  • сотрудниками кадрового отдела;
  • специалистами в той области, для которой создается инструкция;
  • профильными заместителями руководителя.

Только после учета полученных от них замечаний инструкция отправляется на сбор подписей. Их ставят, в соответствии с нормами делопроизводства, те руководители, которые участвовали в согласовании текста документа. Окончательным этапом утверждения инструкции является проставление подписи главой организации-работодателя, а также самим работником, для которого она составлялась. Обычно это происходит в процессе трудоустройства, наряду с подписанием остальной трудовой документации.

Внимание! Чистовой вариант инструкции должен обладать основными признаками официально документа. Поэтому его распечатывают на фирменном бланке, с датой создания, реквизитами компании и прочими официальными атрибутами.

Примечания к ст.285 (и вообще главе о должностных преступлениях) 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Если мастер цеха и бригадир наделены такими полномочиями, то да.

Андрей, в данном преступлении специальный субъект - работающий в гос. органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, ко всему прочему имеющими полномочия представителя власти, либо лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Если данное лицо не работает в такого рода организациях, то не может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ. Что касается ст. 201 УК РФ, то здесь необходимо исходить из полномочий бригадира в коммерческой или некоммерческой организациях.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Уголовный кодекс Российской Федерации

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

У вас несовершеннолетняя дочь. Её интересы не могут быть нарушены. Поэтому место проживание определено в вашей квартире, а место проживания матери вместе с ребёнком. Выплачивайте 20 т.р. либо за услуги. Вы же сами заявляете, что купили сейчас квартиру. Возможно в вашем сообщении не точности. Уточните все детали.

ответы на вопрос:

Напишите на него жалобу вышестоящему руководству. Лучше коллективную жалобу подать

Желаю Вам удачи и всех благ!

Не стоит этого терпеть, обратитесь с заявлением на имя руководства, не последует реакции можете писать соответствующее заявление в прокуратуру.

Наш кв завода превышает свои должностные полномочия уже не первый раз повышает голос и грозится уволить либо перевести.

Ответ. Это МО РФ либо иное министерство?. В любом случае ком. взавода не может перевести или уволить. Но можно на него подать жалобу вышестоящему командиру, либо в военную прокуратуру, если вышестоящее командование не решила вопрос, либо минуя вышестоящее командование сразу писать жалобу в воен. Прокуратуру.

ответы на вопрос:

Ваша мама может обратиться с жалобой о нарушении трудового законодательства в государственную трудовую инспекцию (ст. 356 ТК РФ).

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Бригада является одной из прогрессивных коллективных форм организации труда, наиболее полно отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса и задачам повышения эффективности производства. Бригадная форма работы создает более широкие возможности для применения научной организации труда, повышения его содержательности, ускорения роста производительности трудя и улучшения качества продукции (работ, услуг). Бригадная форма развивает у членов бригады чувство коллективизма, товарищескую взаимопомощь, творческую активность, способствует воспитанию коммунистического отношения к труду.

В бригаду объединяются рабочие для совместного и согласованного выполнения общего производственного задания. Совместная работа членов бригады должна создавать законченную продукцию или ее часть.

Бригада образуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя строительно-монтажной организации либо по его поручению распоряжением начальника участка.

Для более широкого привлечения рабочих к управлению производством в крупных бригадах может создаваться совет бригады, избираемой ее членами открытым голосованием.

Совет (собрание, производственное совещание) бригады рассматривает вопросы совершенствования внутрибригадной организации труда, хозяйственного расчета, развития социалистического соревнования, выполнения производственных заданий, соблюдения технологической и трудовой дисциплины, обеспечения безопасности труда, повышения качества продукции и другие.

Предложения, выработанные в бригаде, вносятся на рассмотрение мастера (производителя работ).

Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями. Назначение бригадира производится приказом (распоряжением) руководителя строительно-монтажной организации, строительного участка по представлению мастера (производителя работ).

Бригадир работает в бригаде в качестве рабочего по своей специальности, уделяя необходимое время руководству бригадой.

Бригадир наряду со знаниями, предусмотренными по его профессии в тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах, должен знать:

Ø технологию производства, организацию, оплату и нормы труда, применяемые в бригаде;

Ø правила производства и приемки работ, формы и условия применения бригадного хозяйственного расчета;

Ø требования, предъявляемые к качеству строительно-монтажных работ, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям, используемым на рабочих местах бригады;

Ø номенклатуру приспособлений и оснастки, необходимые для производства работ;

Ø правила эксплуатации ручного и механизированного инструмента, приспособлений и инвентаря; инструкции по охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии и противопожарной безопасности при выполнении работ, порученных бригаде;

Ø должны уметь читать рабочие чертежи и монтажные схемы, пользоваться нормами и расценками на строительные и монтажные работы, применять документации по организации труда (технологические карты, карты трудовых процессов строительного производства) и калькуляции трудовых затрат, производить замеры выполненных бригадой работ.

Для более широкого обмена передовым опытом производственной и воспитательной работы, организация социалистического соревнования в строительных организациях может создаваться совет бригадиров, который избирается общим собранием бригадиров.

Организация и оплата труда в бригадах:

Организационные формы бригад, их численный и квалификационный состав устанавливаются исходя из содержания и характера производственного процесса, принятой технологии производства строительно-монтажных работ, объема, сложности и сроков их выполнения, требований научной организации труда и производства, применяемых технических и организационных средств, достигнутого уровня выполнения норм выработки, заданий по росту производительности труда, материально-технического обеспечения рабочих мест и других факторов.

Бригады могут быть специализированными и комплексными.

Специализированная бригада объединяет, как правило, рабочих одной профессии, занятых на однородных технологических процессах (видах работ).

Комплексная бригада организуется из рабочих различных профессий для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл производства или его законченную часть.

Для обеспечения взаимозаменяемости и расширения совмещения профессий рабочие комплексных бригад, как правило, должны уметь выполнять работы по одной или нескольким смежным профессиям.

В зависимости от условий производства и организации труда крупные бригады могут делиться на звенья (в т.ч. специализированные) для выполнения отдельных видов работ и для работы в нескольких сменах.

Каждой бригаде устанавливаются производственные (нормированные) задания по выполнению строительно-монтажных работ в соответствия с рабочими чертежами и действующими строительными нормами и правилам и создаются необходимые организационно-технические условия для их выполнения.

В целях повышения экономической эффективности строительного производства, развития инициативы и расширения участия рабочих в управлении производством бригады должны, как правило, переводиться на хозяйственный расчет в соответствии с действующим Положением о новой форме бригадного хозяйственного расчета в строительстве бригадном подряде. При этом бригадам могут устанавливаться плановые показатели по росту производительности труда, экономии материалов, топлива, электроэнергии, улучшению использования строительных машин и механизмов и других.

Оплата труда рабочих строительных бригад осуществляется в соответствии с действующими тарифными ставками, сдельными расценками, месячными окладами и положениями о материальном стимулировании.

Сдельная оплата труда применяется в основном в сочетании с премированием за выполнение и перевыполнение установленных бригаде количественных и качественных производственных показателей (сдельно-премиальная система оплаты труда), по аккордным нарядам, составленным за весь комплекс основных и вспомогательных работ, с премированием за его выполнение в установленный срок и досрочно. При повременной оплате труда должны применяться нормированные задания (нормы обслуживания, нормативы численности) с премированием за их качественное и своевременное выполнение.

В целях усиления материальной заинтересованности рабочих и улучшения работы бригады, упрощения учета выработки продукции начисление им заработной платы должно осуществляться, как правило, по конечным результатам работы.

Распределение коллективного заработка между членами бригады, а также доплата бригадирам производится в соответствии с действующим законодательством.

Права и обязанности бригадира:

При работе бригады в несколько смен в помощь бригадиру, обязанности и права которого определены настоящим Положением, можно назначать сменных бригадиров. Бригадирами назначается наиболее квалифицированные рабочие.

Основные обязанности бригадира:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине бригадира возложенных на него обязанностей влечет за собой применение мер общественного воздействия или наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

Бригадир имеет право:

Ø принимать участие в разработке текущих, перспективных и встречных планов бригады;

Ø давать рабочим бригады необходимые указания по производству работ, имеющие для них обязательный характер;

Ø вносить совместно с мастером (производителем работ), а при его отсутствии другим руководителем предложения о зачислении рабочих в бригаду и исключения из нее с учетом мнения бригады;

Ø приостанавливать работу в тех случаях, когда нарушение правил по технике безопасности может повлечь за собой угрозу здоровью или жизни рабочих, с немедленным сообщением об этом мастеру (производителю работ), а при его отсутствии другому руководителю;

Ø представлять совместно с профгруппоргом мастеру (производителю работ), а при его отсутствии другому руководителю предложения:

а) о присвоении или повышении рабочих в установленном порядке квалификационных разрядов;

б) о моральном и материальном поощрении членов бригады, в том числе о премировании из фонда мастера;

в) о лишении или снижении размера премий, вознаграждения по итогам работы строительно-монтажных организаций отдельным членам бригады и соответствии с действующими положениями;

г) о применении мер общественного воздействия или наложении дисциплинарных взысканий на отдельных членов бригады за неисполнение ими обязанностей, возложенных на них правилами внутреннего трудового распорядка.

Права и обязанности звеньевых определяются ведомственными положениями о производственной бригаде и бригадире соответствующими инструкциями, утвержденными руководителем предприятия.

При работе бригады в несколько смен в помощь бригадиру, обязанности и права которого определены настоящим Положением, можно назначать сменных бригадиров. Бригадирами назначается наиболее квалифицированные рабочие.

Права и обязанности бригадира:

3.1. Основные обязанности бригадира:

3.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине бригадира возложенных на него обязанностей влечет за собой применение мер общественного воздействия или наложение дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством.

3.3. Бригадир имеет право:

давать рабочим бригады необходимые указания по производству работ, имеющие для них обязательный характер;

а) о присвоении или повышении рабочих в установленном порядке квалификационных разрядов;

б) о моральном и материальном поощрении членов бригады, в том числе о премировании из фонда мастера;

в) о лишении или снижении размера премий, вознаграждения по итогам работы строительно-монтажных организаций отдельным членам бригады и соответствии с действующими положениями;

г) о применении мер общественного воздействия или наложении дисциплинарных взысканий на отдельных членов бригады за неисполнение ими обязанностей, возложенных на них правилами внутреннего трудового распорядка.

3.4. Права и обязанности звеньевых определяются ведомственными положениями о производственной бригаде и бригадире соответствующими инструкциями, утвержденными руководителем предприятия.

Общие положения о мастере в строительстве.

1.Мастер является руководителем и непосредственным организатором строительного производства и труда рабочих на порученном ему участке работ.

2.На должность мастера назначаются лица, имеющие законченное высшее или среднее техническое образование по строительной или другой соответствующей выполняемой работе специальности, а также наиболее квалифицированные рабочие, окончившие школы мастеров.

3.Лица без специального технического образования, работающие в настоящее время мастерами и не закончившие ранее школы мастеров (десятников), должны пройти в сроки, установленные руководителем строительной организации, обучение в государственных школах строительных мастеров и получить от аттестационной комиссии удостоверение на право занимать должность мастера.

Мастер должен обладать следующими основными техническими знаниями по своей специальности:

а) свободно читать рабочие чертежи и монтажные схемы, разбираться в сметах и единичных расценках на порученные работы;

б) уметь пользоваться основными геодезическими инструментами, применяемыми на стройке;

в) знать назначение и правила применения основных строительных машин, механизированных инструментов и приспособлений по соответствующим видам работ;

г) знать правила и способы определения качества выполняемых работ и правила приемки основных строительных материалов;

д) знать и уметь применять технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ по своей специальности;

е) знать нормы и расценки; уметь производить обмеры выполненных работ и производить по ним подсчет заработной платы рабочих;

ж) уметь применять тарифно-квалификационный справочник, тарифные ставки и поощрительные системы оплаты труда;

з) знать правила производства работ в зимнее время;

к) знания, правила охраны труда, техники безопасности и правила пожарной безопасности.

4.Назначение, перемещение и увольнение мастера производится руководителем строительной организации (строительно-монтажного управления, управления начальника работ и др.) по представлению старшего производителя работ или производителя работ, подчиненного непосредственно руководству строительной организации.

5.Мастер подчиняется непосредственно производителю работ и получает от него производственные задания.

6.Мастеру подчиняются все рабочие, занятые на руководимом им участке работ, и для этих рабочих указания мастера являются обязательными и могут быть отменены только производителем работ.


П о общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является существенным поводом для наказания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Организацию-работодателя и должностное лицо могут привлечь и по иным статьям КоАП РФ, например, за нарушение правил охраны труда, требований пожарной безопасности, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и т.д. (ст. 5.27.1, 20.4, 18.15 и др. КоАП РФ).

Если с юридическим лицом все понятно, то должностное лицо может вызывать вопросы. Всегда ли это руководитель компании? Как понять, кого накажут за неверное ведение воинского учета, к примеру? Могут ли сотрудника привлечь к уголовной ответственности? В статье ответим на эти и другие вопросы, не затрагивая дисциплинарной и материальной ответственности.

Административная ответственность

Должностное лицо

Чтобы ответить на вопрос о том, кто из сотрудников работодателя будет наказан за то или иное отступление от закона, необходимо разобраться с термином «должностное лицо».

Должностное лицо – это руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Оно понесет ответственность в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Давайте разбираться, что представляют собой организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции предполагают полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий. Например:

Таким образом, можно сделать следующие выводы (Схема на стр. 12):

1) должностным лицом считается не только руководитель, но и другой работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

2) указанные функции должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции, локальном нормативном акте или в ином документе, с которым работник ознакомлен под подпись;

3) к ответственности можно привлечь сотрудника, который совершил нарушение в рамках своих обязанностей.

Рассмотрим на примерах из судебной практики, кто подлежит административной ответственности и при каких обстоятельствах.

Главный бухгалтер

При наличии в должностной инструкции, трудовом договоре или ином документе определенных обязанностей, главный бухгалтер будет подлежать административной ответственности за нарушение норм закона.

Суд признал законным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера учреждения за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ). В ходе рассмотрения дела судья изучил должностную инструкцию сотрудника и пришел к выводу, что последний выполнял административно-хозяйственные функции. Таким образом, главный бухгалтер является должностным лицом и подлежит наказанию за совершенное административное правонарушение (постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 44-АД18-20).

Специалист по охране труда

Минтруд РФ считает, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа (письмо Минтруда России от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В ходе проверки инспекция труда привлекла к ответственности председателя правления компании по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Истец пытался оспорить постановление о назначении наказания и настаивал на том, что в организации имеется лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий труда, которому предоставлены соответствующие полномочия. Суд не согласился с истцом и отметил, что ответственность за обеспечение и своевременность обучения и проверку знаний требований охраны труда сотрудников несет работодатель. Соответственно, председатель правления, выполняющий организационно-распорядительные функции в компании и наделенный соответствующими полномочиями, является надлежащим субъектом административной ответственности, который предусмотрен ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (постановление Московского городского суда от 29.10.2015 № 4а-3049/2015).

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).

Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).
Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.

Читайте также: