Что значит работы по заявлению приостановлены ведомством

Опубликовано: 17.09.2024

Принудительное взыскание задолженности судебными приставами-исполнителями (СПИ) не может длиться вечно. Рано или поздно СПИ вынесет постановление, прекращающее действие исполнительного производства (ИП). Расскажем, как узнать, что прекращено взыскание по исполнительному производству и можно ли самому добиться отмены его действия.

Как узнать об исполнительном производстве и его прекращении

В соответствии с 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» СПИ обязан известить стороны о начале и прекращении исполпроизводства, и о проводимых в его рамках мероприятиях. Делается это путем направления письменных уведомлений по месту жительства (или регистрации) обоих сторон конфликта, повлекших за собой суд и возбуждение исполнительного производства.

Но часто этого недостаточно и должники, как и взыскатели, остаются в неведении об этапах взыскания задолженности и принимаемых СПИ мерах. Поэтому стоит периодически самостоятельно проверять, что происходит с вашими исполпроизводствами.

Сделать это можно следующими способами:

    Через Госуслуги. В настройках личного кабинета портала размещена опция отправки email-уведомлений при изменении суммы судебной задолженности. Тогда при появлении новых или завершении старых исполпроизводств на почту пользователя будут приходить соответствующие письма.

Но это лишь в теории — в Госуслугах сведения о судебных задолженностях часто отображаются некорректно, поэтому такой способ мониторинга взысканий стоит воспринимать в качестве запасного.

Кроме того, некоторые банки уведомляют своих клиентов по СМС об аресте или снятии ареста со счетов судебными приставами. К примеру, вам пришло СМС от Сбербанка с номера 900, в котором указано, что «по карте прекращено взыскание. (далее будет идти номер и дата исполлиста, фамилия и контакты пристава)». Это значит, что исполнительное производство в вашем отношении было прекращено, отменено или приостановлено.

Что означает прекращение исполпроизводства

Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

Причинами взыскания могли стать:

  • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
  • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
  • алименты;
  • штрафы;
  • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства. Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы. С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

Пристав арестовал банковскую карту?
Закажите звонок юриста

Когда завершают производство

В ст. 43 229-ФЗ есть подробная информация, как закрыть исполнительное производство. СПИ наделен полномочиями отменять его на следующих основаниях:

  • судом было принято решение прекратить исполнение выданного им же или иной судебной инстанцией (должностным лицом) исполнительного документа;
  • взыскатель выразил отказ от взыскания средств в суде (именно в суде, поскольку если взыскатель просто заберет исполнительный документ у приставов, то он сможет его повторно предъявить к исполнению);
  • между взыскателем и задолжавшим ему лицом было заключено мировое соглашение;
  • суд отменил предыдущие исполнительный документ, на основании которого взыскатель мог инициировать принудительное взыскание задолженности приставами;
  • исполнительный документ, в рамках которого СПИ возбудил исполпроизводство, отменили или признали недействительным;
  • в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Непосредственно порядок прекращения исполпроизводства прост: пристав получает сведения, на основании которых он должен закрыть исполпроизводство, затем он его закрывает и снимает все ограничения с гражданина. Банки, в свою очередь, после получения сведений о прекращении ИП, обязаны разблокировать счета гражданина.

Когда ИП прекращается судом

Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:

  1. Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
  2. Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
  3. Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.

При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.

Кто может прекратить исполнительное производство

Действующая редакция ГПК РФ определяет, что решение о прекращении исполпроизводства принимает суд общей юрисдикции, находящийся в районе деятельности исполняющего свои обязанности судебного пристава. То есть по тому же населенному пункту или району, по которым действует территориальный орган ФССП. Основанием для принятия судом решения служит поданное одной из сторон заявление. На отмену исполпроизводства у суда есть 10 дней.

О дате и времени рассмотрения судом дела обязаны быть извещены все участвующие в нем стороны: судебный пристав-исполнитель, сам должник и взыскатель. Их неявка не является препятствием к принятию судом решения. После рассмотрения заявления судом выносится определение, направляемое взыскателю, судебному приставу и должнику.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 440 ГПК РФ стороны могут подать частную жалобу на выданное судом решение.

Если находящийся на исполнении у судебного пристава исполнительный документ ранее был выдан арбитражным судом, то его отмена осуществляется той же судебной инстанцией. Либо арбитражным судом, находящимся в зоне исполнения СПИ его обязанностей. Арбитражные суды привлекаются, если должником выступает юрлицо или прошедшее в ФНС регистрацию в качестве предпринимателя физическое лицо.

Несмотря на прямое участие суда, точку в исполнительном производстве ставит именно судебный пристав. Он наделен следующими полномочиями:

  • прекращать ИП по причине фактически исполненных требований;
  • возвращать исполнительный лист взыскателю по его требованию или по причине выявления нарушений в нем, отмены документа;
  • прекращать исполпроизводство по причине отсутствия у должника средств и имущества для взыскания;
  • отменять исполнительный лист по причине истечения срока давности судебного акта.

Однако приставы редко проявляют инициативу, поэтому должнику стоит самостоятельно искать причины законного аннулирования исполнительного документа, а затем уже заставлять судебного пристава закрыть исполпроизводство.

Поскольку не всегда должники способны убедить приставов закрыть исполпроизводство, помощь юристов будет просто неоценима.

Последствия прекращения исполнительного производства

Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:

  • розыск должника и принадлежащего ему имущества;
  • приостановление действия водительского удостоверения;
  • запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
  • запрет на выезд за границу.

Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.

Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.

При завершении исполпроизводства все документы по нему остаются в материалах дела, направляемого в архив. Выданное приставом постановление стороны вправе обжаловать согласно общим правилам подчиненности или в суде.

Чтобы узнать больше о том, как отменить решение суда о принудительном взыскании долгов и прекратить исполпроизводство, обратитесь к юристам компании любым удобным способом: позвонив нам самостоятельно или заказав обратный звонок, воспользовавшись онлайн-формой на странице.

Портал государственных услуг помогает упростить такие процедуры, как оплата задолженностей, предоставление налоговой декларации НДФЛ для получения вычета, запись на приём к врачу или проверка состояния пенсионного счёта. Получить требуемые услуги можно в любое время и в любом месте. На сайте Госуслуг можно как заполнить заявление на получение той или иной услуги, так и посмотреть статус заявления.

При необходимости надо явиться в ведомство за получением результата. Назначают определенное время, и ждать в очереди не придется. Частично дистанционные услуги тоже экономят время.

Важно! Все возможности портала открываются только при подтверждении учетной записи.

Преимущества и недостатки онлайн-проверки

Чтобы получить услугу в государственном учреждении, нужно явиться с необходимым пакетом документов, выстоять очередь, а если возникнут сложности, сотрудники будут вынуждены вызвать ещё раз. К преимуществам использования портала государственных услуг Российской Федерации можно отнести:

  1. Экономия времени. Не нужно идти в учреждение, чтобы узнать, когда услуга будет исполнена. Например, можно подать заявление на зачисление ребёнка в детский сад и проверять место в очереди, не приходя в дошкольное учреждение или после сдачи ЕГЭ можно отслеживать результаты, не посещая школу.
  2. Возможность постоянного контроля статуса заявки. На портале Госуслуги проверить готовность документов можно в любое время.
  3. Информирование на каждом этапе. При изменении статуса заявки приходит уведомление с разъяснениями. Например, если при подаче заявления на получение загранпаспорта возникают сложности, то ведомство отправляет уведомление, в котором всё подробно указано.
  4. Своевременное реагирование и исправление ошибок. Например, если госпошлина была уплачена, но услугой не воспользовались, то можно написать заявление на возврат. Его рассмотрят в ближайшее время.
  5. Доступ к другим сайтам. Благодаря ЕПГУ, можно отслеживать получение услуг на других сайтах. Например, чтобы отследить получение больничного листа, нужно зайти в личный кабинет на сайте ФСС через портал Госуслуг.

К недостаткам проверки статуса государственных услуг в электронном виде относятся возможные сбои в работе. Но всегда можно обратиться с жалобой в службу поддержки. Они определят причину проблемы и оперативно ее устранят.

Статусы о ходе предоставления услуги

Как узнать статус госуслуги после подачи заявления? В личном кабинете можно отследить статус заявки. Виды статусов:

Пошаговая инструкция отслеживания статуса заявления

Результат заявления в Госуслугах можно узнать как на компьютере, так и в приложении на смартфоне или планшете. Для проверки статуса нужен номер заявки.

Сначала надо осуществить вход на портал Госуслуг, введя логин и пароль, затем перейти в личный кабинет (правый верхний угол). Вверху экрана будут расположены вкладки. Для просмотра историй заявок необходимо перейти на вкладку «Заявление». Поиск необходимого обращения осуществляется через раздел «Проверка статуса заявления».

Данные, которые необходимо указать в поиске:

  1. Отметить, кто гражданин – физическое или юридическое лицо.
  2. Указать ФИО.
  3. Ввести дату рождения.
  4. Указать номер обращения (идентификационный номер).

Затем нажать «Далее» и на экране появятся записи обо всех поданных заявлениях и о государственных служащих, которые их рассматривали.

Обратите внимание! Идентификатор указан на расписке, выданной в МФЦ при первичном направлении документов.

Что делать, если отсутствует идентификатор

Как проверить статус заявления на Госуслугах при отсутствии идентификационного номера — обратиться в ближайшее отделение МФЦ. Информация выдается при предоставлении паспортных данных. Также в МФЦ можно повторно запросить идентификационный номер.

Его можно определить в личном кабинете. В разделе с историей заявлений в каждом обращении указан номер.

Сроки исполнения заявки

После отправки заявления ведомство проверяет данные. В среднем ответ присылают через 1-3 дня. Зависит от вида услуги. Если в её оказании требуется работа нескольких учреждений, то ответ может прийти через 5-7 дней.

Какими ещё способами можно проверить статус заявки

Так как проверить на портале Госуслуг готовность документов не всегда представляется возможным, статус заявления можно узнавать в ближайшем отделении МФЦ или позвонить на горячую линию, где потребуется назвать ФИО и СНИЛС.

Перейдя в личном кабинете ЕПГУ в раздел «История обращений», можно найти данные о госуслуге.

Портал государственных услуг имеет массу преимуществ перед традиционным предоставлением услуг. Им можно пользоваться круглосуточно и контролировать ход предоставления той или иной услуги.

img

Не нужно спешить расставаться со своими деньгами, оплачивая покупку новой жилплощади. Сделка завершается не в момент расчёта, а после регистрации перехода права собственности в ЕГРН. В осуществлении этой процедуры иногда отказывают или приостанавливают её на некоторое время. Происходит это по нескольким причинам.

  1. Несоответствие документации предъявляемым требованиям.
    Например, в тексте договора отсутствуют необходимые сведения или условия. К таковым относятся данные о лицах, продолжающих пользоваться жильём после его продажи:
    - зарегистрированные здесь жильцы, которые отказались от приватизации, хотя имели такое право. Кстати, такие «отказники» могут причинить немало хлопот покупателю, если в будущем захотят воспользоваться своим правом на проживание – суд всегда будет на их стороне;
    - не достигшие совершеннолетия лица, лишившиеся родительской опеки;
    - осужденные, отбывающие срок в местах лишения свободы;
    - если жильё было зарегистрировано как долевая собственность, то необходимо согласие всех дольщиков.
    Все они должны быть перечислены в договоре о купле-продаже. Если таковых нет, это тоже необходимо указать.
  2. Неправильно оформлена доверенность на представителя.
    Остановить регистрацию могут из-за доверенности, составленной не по правилам. В ней зачастую не прописаны полномочия представителя на совершение регистрации.
  3. На регистрацию предоставлены не все необходимые документы.
    Регистрировать не будут до тех пор, пока стороны не предоставят всего комплекта документации. Часто забывают про свидетельства о рождении для несовершеннолетних. Надо помнить, что сделка с участием несовершеннолетних обязательно должна быть оформлена с участием нотариуса. Об этом часто забывают и покупатель, и продавец. Точный перечень того, что понадобится в конкретной ситуации, можно выяснить на сайте rosreestr.gov.ru.
  4. Не произведена уплата госпошлины.
    Если нет квитанции, подтверждающей оплату пошлины, заявку даже не станут рассматривать. Таким же образом поступят в случае, когда госпошлина оплачена не полностью. Средства, уже переведённые государству, можно возвратить, подав соответствующее заявление.
  5. На объект недвижимости наложены обременения.
    Лежащее на квартире обременение или её арест тоже являются основанием для отказа. Перед заключением договорённости стоит заказать выписку из ЕГРН. В ней наложенное бремя будет указано. Вопрос только в том, насколько актуальна эта информация. Ведь обременение может быть наложено через день – два после получения документа. Тогда нелегитимность сделки выяснится лишь при обращении в Росреестр, сотрудники которого, конечно, не станут регистрировать переход права собственности.
  6. Отсутствие необходимых сведений в Росреестре.
    Приостановка порой никак не связана с действиями участников сделки и происходит по не зависящим от них причинам. В Росреестр не вовремя поступили сведения из смежных ведомств. Закрепляя изменения, служащие сами запрашивают информацию в тех учреждениях, с которыми взаимодействуют. Бывает, что эти органы не успевают предоставить запрошенные данные, и процесс приостанавливается. После поступления материалов он возобновится.
  7. Несоответствие данных в предоставленных на регистрацию документах и информации, содержащейся в ЕГРН.
    Несовпадение содержания предъявленных документов и сведений, содержащихся в регистрационной базе. К примеру, при оформлении на нового хозяина земельного участка выясняется, что его границы определены неверно, заходят на соседнее владение или включают в себя муниципальную территорию.

Приостановив регистрацию, Росреестр уведомляет продавца и покупателя об этом. Извещение отправляют по электронному адресу (если он был указан) или передают через МФЦ (если заявление было подано через него). Регистратор вправе сообщить эту неприятную новость, просто позвонив по телефону. В уведомлении обязательно указаны причины остановки процедуры и действия, необходимые для их устранения. На это даётся трёхмесячный срок. Но регистрацию возобновят раньше, если основания для её заморозки исчезнут.
Вовсе отказываются регистрировать право на приобретённую недвижимость в том случае, если отведённое время истекло, а препятствия так и не устранены. При отказе уплаченную пошлину не возвращают. Поэтому специалисты советуют очень внимательно отнестись к подготовке подаваемых в ЕГРН бумаг. Наилучший вариант – привлечение к этой работе опытного профессионала-юриста.
Следует предварительно ознакомиться с предлагаемыми механизмами расчёта между сторонами, чтобы быть уверенным, что финансовые интересы обеих будут соблюдены, даже если регистрация приостановится.

Правовое регулирование учета сделок с недвижимым имуществом находится в постоянном движении: постоянно меняется законодательство, активно принимаются изменения, государственные органы принимают внутренние документы регламентирующие порядок учета сделок с недвижимостью.

Любая сделка с недвижимым имуществом, которая в силу закона подлежит государственной регистрации, является основным предметом регулирования государственного регистрирующего органа. В соответствии с российским гражданским законодательством, к недвижимому имуществу относятся не только квартиры, помещения, дома, земельные участки и т.д., но и объекты прочно связанные с землей, а именно воздушные и морские (речные) суда. Из-за обширности рассматриваемых правоотношений, сузим круг до изучения имущества, учет которого является обязанностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Все сделки с таким имуществом, с некоторыми оговорками, подпадает под действие Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ[1] (далее – Закон). В Закон постоянно вносятся правки и изменения направленные на улучшение и упрощение процедуры регистрации, а также на защиту прав Заявителей. Не смотря на стремление законодателя к постоянному улучшению нормативной базы в области государственной регистрации недвижимости, остаются пробелы, осложняющие жизнь лицам, которые обращаются в государственный орган регистрации, за получением соответствующей услуги.

Порядок осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета закреплен в ст. 29 Закона и включает в себя в числе прочих обязательных условий проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В ранее действовавшем Законе N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[2] основания для приостановления и отказа в государственной регистрации не были жестко взаимосвязаны. Это порождало многочисленные жалобы и судебные споры. В настоящее время отказ в регистрации возможен только по тем же основаниям, что и предшествующее отказу приостановление.

При подаче основного пакета документов государственный регистратор, ссылаясь на нормы Закона может приостановить государственную регистрацию на указанные в Законе сроки. При этом основания для приостановления регистрационных действий прописываются в приостановлении. Для целей устранения приостановления регистрационных действий, Заявитель в установленные Законом сроки, должен устранить причины, препятствующие государственной регистрации, выполнив все указания и замечания указанные в уведомлении о приостановлении. Обычно устранение замечаний происходит путем подачи дополнительных документов, информационных писем и т.д. При этом рассмотрение документов возобновляется в день поступления в орган регистрации прав документов, устраняющих причины приостановления. Срок возобновления государственной регистрации после подачи Заявителем дополнительных документов в Законе не установлен (ограничавается лишь сроками самой приостановки). Подразумевается, что такой срок должен быть разумным. Однако государственные регистраторы не редко используют данный пробел в законодательстве, для максимального затягивания момента возобновления регистрационных действий.

После возобновления регистрационных действий, государственный регистратор принимает решение либо о регистрации поданных изначально документов, либо о второй приостановке. При второй и последующих уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, заявители зачастую сталкиваются с тем что, устранив все замечания в первой приостановке, они полагают, что осуществится государственная регистрация и (или) кадастровый учет. Но на практике часто бывает, что заявитель получает новую приостановку, с основаниями, которые не были отражены в первом уведомлении о приостановлении. Таким образом, получается, что государственный регистратор провел еще одну правовую экспертизу и выявил дополнительные основания для приостановления, абсолютно никаким образом не связанные с уже устраненными Заявителем по первой приостановке причинами. В данном случае у Заявителя появляется закономерный вопрос, о проведении правовой экспертизы поданных документов таким образом, чтобы в первоначальной приостановке были отражены абсолютно все основания указанные в статье 27 Закона, которые препятствуют проведению государственной регистрации. Ответ на вопрос Заявителя не дает ни регистрирующий орган, ни Законодатель.

Таким образом, делаем вывод, что законодательство не ограничивает государственного регистратора в количестве приостановок в указанный в Законе срок, в том числе, в случае если после устранения заявителем всех причин препятствующих осуществлению государственной регистрации, регистратором будут выявлены дополнительные нарушения в представленных документах, не указываемые им ранее.

В своей статье «Ключевые вопросы применения нового Закона о государственной регистрации недвижимости» автор указал: «только в случае, если в течение срока приостановления государственной регистрации прав не устранены причины, препятствующие ее осуществлению, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ, государственный регистратор отказывает в регистрации прав»[3]. Соответственно, поиск новых оснований для приостановления государственной регистрации, а как следствие и дальнейшего отказа, не связанных с поданными заявителем документами для устранения оснований приостановления, противоречит самой сути ст. 27 Закона.

Данный пробел в законодательстве, значительно затягивает государственную регистрацию, давая возможность государственному регистратору неограниченное количество раз в установленный законодательством срок производить приостановление регистрационных действий. Кроме того, государственный регистратор, видя определенное количество оснований для приостановления государственной регистрации при, например, 10 причинах, имеет право 10 раз выносить уведомление о приостановлении заявителю, в каждом уведомлении о приостановлении указывая по одной причине. И, к сожалению, такие случаи на практике встречаются довольно часто.

Выходом из данной ситуации стало бы закрепление такого понятия как «первоначальная правовая экспертиза», при проведении которой государственный регистратор, выявляет все препятствующие регистрации основания и «последующие правовые экспертизы» которые будут направлены на изучение дополнительных документов, поданных для устранения причин приостановления. При этом если при «последующих правовых экспертизах» будут выяснены обстоятельства препятствующие проведению государственной регистрации, которые могли бы быть выяснены при «первоначальной правовой экспертизе» и соответственно сразу же отражены в первой приостановке, при этом данные обстоятельства никаким образом не связаны с подачей дополнительных документов служащих для устранения причин приостановки, такие действия государственного регистратора должны признаваться неправомерными.

Кроме того, видится необходимым закрепление в законодательстве, максимального срока в который государственный регистратор обязан принять решение после подачи дополнительных документов на устранение приостановления государственной регистрации.

Приостановление государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных Законом, может быть обжаловано в административном порядке (ч. 9, ст. 26 Закона) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте Российской Федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Обжалование указанного приостановления в судебном порядке, возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (ч. 1, ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Несмотря на появление при регистрирующем органе апелляционных комиссий, пока самым эффективным вариантом для Заявителя (хотя и самым время затратным, как в денежном выражении так и во временном) остается обжалование действий регистратора в судебном порядке. Обжалование решения о приоставновке в суд, зачастую ограничевается получением Росреестром копии жалобы и опреативной регистрацией поданных Заявителем документов.

[1] Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

[2] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

[3] Кирсанов А.Р. Ключевые вопросы применения нового Закона о государственной регистрации недвижимости // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. N 9. С. 6 - 14.

Приостановление регистрации права собственности на квартиру, участок или другую недвижимость допускается только по основаниям, указанным в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ или Закон о регистрации). Такие причины регистраторы обязаны указать в уведомлении, которое направляется заявителю. Алгоритм действий после вынесения решения о приостановке зависит от его оснований. В большинстве случаев нужно подавать новые или дополнительные документы, устранять нарушения.

Случаи приостановления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав возникали и ранее. Но с 1 января 2017 года вступил в силу Закон о регистрации, который в отличие от ранее действовавшего закона, предусматривает новые исчерпывающие основания и сроки для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

В большинстве случаев, при наличии на то причин, принятие окончательного решения по представленным документам откладывается на три месяца. Но при этом Законом о регистрации четко предусмотрено, что приостановление осуществляется на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более трех месяцев. Это значит что, если причины приостановления устранены до истечения указанного в уведомлении срока, регистрация будет возобновлена в кратчайшие сроки.

Однако встречаются ситуации, когда в течение указанного срока причины приостановления не устранены. В этих случаях государственный регистратор обязан принять решение об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права. Но у заявителя всегда есть возможность самому продлить срок приостановления для устранения замечаний этот срок может достигать шести месяцев.

Итак, подробнее остановимся на том, что нужно знать заявителю о возможности самостоятельно приостановить государственную регистрацию недвижимости.

Так согласно ст. 30 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в ст. 15 Закона о регистрации.

В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев.

Поступление в орган регистрации прав заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прерывает течение соответствующего срока, установленного ст. 16 Закона о регистрации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Указанный срок, истекший до поступления данного заявления, не засчитывается в новый срок.

Сторонам сделки необходимо помнить о том, что приостановление государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

Так же заявителям нужно знать, что приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки не допускается.

Указанные в ст. 30 Закона № 218-ФЗ заявления представляются соответствующими лицами способами, предусмотренными ст. 18 Закона о регистрации, в порядке , установленном органом нормативно-правового регулирования.

Кроме того, заявитель вправе подать заявление о прекращении регистрации и возврате документов, а после устранения замечаний вправе в любое время представить документы повторно.

Читайте также: