Является ли госслужащим юрисконсульт государственного унитарного предприятия

Опубликовано: 16.05.2024

Человеческая натура – удивительная штука, люди всегда стремились узнать друг о друге больше, чем следовало бы, и если человеку удается подсмотреть что-то в замочную скважину, то он на некоторое время забывает об обыденности своего существования. Сегодня мы можем понаблюдать за частной жизнью звезд посредством СМИ, а также исследовать доходы, расходы и нажитое непосильным трудом имущество чиновников и членов их семей посредством ведомственных интернет-ресурсов. На самом деле тут речь пойдет даже не о том, кого интересуют эти доходы, а о том, почему государственная машина пишет и распространяет необъятные массивы «написанного» на что попало, а также о том, кто еще помнит о существовании прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ.

Государственное унитарное предприятие (ГУП) – «создание» необычное. Тем, кому когда-либо было интересно, известны справедливые сомнения в целесообразности существования таких предприятий. ГУПы активно работают в различных отраслях экономики нашей необъятной страны и в основном осваивают бюджетные средства, с той или иной степенью успеха и эффективности. Работающие с ГУПами (обычно в рамках закупок) коммерческие структуры, а часто и сами ГУПы (как это ни странно звучит) ломают голову над «непонятным» правовым статусом государственного предприятия.

В Концепции развития гражданского законодательства РФ прямо указано на двойственность правовой природы унитарного предприятия, что является наследием советского «представления о рыночном хозяйстве, следствием сохранения в современном российском гражданском праве институтов прежнего, советского гражданского права, основанного на государственной, плановой экономике». Такая двойственность уже имеет определенные негативные последствия для экономических отношений с участием унитарных предприятий. Поэтому в Концепции также сделан вывод «о бесперспективности данной организационно-правовой формы юридического лица и желательности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций». С чем, вероятнее всего, сегодня следует согласиться. В целях реализации идей Концепции Правительством РФ была разработана и утверждена Государственная программа под названием «Управление федеральным имуществом» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 16.02.2013 №191-р), которая предусматривает в качестве одной из целей государственной политики по управлению федеральным имуществом - отсутствие к 2018 году ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения. Как мы видим, существовать им осталось не долго. Однако еще несколько лет ГУПы будут продолжать осуществлять свою обычную хозяйственную деятельность, исполняя требования отраслевых норм. Рассказать о ГУПах можно много интересного, ограничусь только методами противодействия коррупции в этих структурах.

Немногие знают, что создан уже довольно большой массив правовых актов, посвященных антикоррупционным вопросам. Например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Приняты также Указ Президента РФ от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ от 02.04.2013 №310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 №208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», а также отраслевые приказы органов государственной власти (министерств и ведомств). Следует отметить, что указанные документы прямо не называют ГУПы и их должностных лиц субъектами, обязанными исполнять антикоррупционные требования, например, требования о предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера. Однако в них можно найти понятие «организация, создаваемая для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», которое сегодня «негласно» включает в себя и ГУПы.

Известно, что ГУПы владеют государственным имуществом. При этом они не имеют никакого отношения к государственной власти, не осуществляют властные полномочия, функции государственного надзора или контроля, не реализуют государственные задачи. ГУПы, как и любое коммерческое предприятие иной организационно-правовой формы в нашей стране, целиком и полностью зависят от властных государственных решений. ГУПы не являются собственниками имущества и не имеют возможности самостоятельно, без решения собственника (например, государства в лице Росимущества) распорядиться этим имуществом. Задачей ГУПа является эффективное использование предоставленного ему государственного имущества в целях извлечения из него прибыли. Распространившееся в государственной среде толкование понятия «организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами» позволяет слишком широко трактовать антикоррупционные нормы и «клеймить позором преступно нажитого» того, кто даже не обозначен в законе. Понятна необходимость предоставления сведений о доходах и расходах государственными служащими, как того требует закон (см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), но работники отраслевых «организаций», включая ГУПы, гос.служащими очевидно не являются.

Вспомним ст.50 ГК РФ, которая делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие. ГУП – это коммерческая организация, целью существования которой является получение прибыли. Согласно ст.113 ГК РФ, ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, о чем говорилось выше. При этом действующее законодательство РФ не называет среди целей создания ГУП – выполнение задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Теоретически ГУП может прожить и без бюджетных средств (субсидий и гос.контрактов), если очень постарается, а вот бюджетное учреждение скорее всего не сможет. Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Таким образом, «организацией, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», наверное, можно назвать бюджетное учреждение, но не ГУП, и в Постановлении Правительства РФ от 13.03.2013 №208 разъясняется порядок предоставления сведений о доходах, расходах и имуществе руководителем бюджетного учреждения. Порядок предоставления сведений должностными лицами иных организаций, подведомственных государственным органам, на сегодняшний день Правительством РФ не установлен. Однако некоторые министерства и ведомства на свое усмотрение (как карта ляжет) определяют круг должностных лиц подведомственных организаций, обязанных выполнять антикоррупционные требования. Например, все министерства и ведомства разработали и утвердили перечни должностей государственной гражданской службы, согласно которым замещающие их лица должны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом отдельные министерства и ведомства разработали и утвердили перечни должностей подведомственных организаций, согласно которым замещающие их лица должны предоставлять подобные сведения, с указанием организационно-правовых форм таких организаций. Например, Минфин России прямо предусмотрел такую обязанность для должностных лиц казенных учреждений, бюджетных учреждений и ГУПов (Приказ Минфина РФ от 7 июня 2012 г. N 75н). Министерство труда и социальной защиты РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также уточнили перечень обязанных должностных лиц казенных учреждений, бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 мая 2013 г. N 223н; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 мая 2013 г. N 361). Другие министерства и ведомства используют общее понятие - «организация, созданная для выполнения задач, поставленных перед министерством (ведомством)». Например, Минобороны РФ (Приказ Минобороны РФ от 3 апреля 2012 г. N 788), Федеральное агентство по рыболовству (Приказ Федерального агентства по рыболовству от 25 февраля 2013 г. N 131), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 20 мая 2013 г. N 216) используют такое понятие в своих приказах. Министерство сельского хозяйства РФ использует понятие «организация, находящаяся в ведении министерства» (Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 3 апреля 2013 г. N 167). Очевидно, что к подобным подведомственным «организациям» мы правомерно можем отнести бюджетные учреждения, но не ГУПы, учитывая их правовой статус, полномочия, цели их создания. Кстати, эти ведомственные акты уже благополучно одобрены Минюстом РФ, в полномочия которого входит проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Хотелось бы также отметить, что такое толкование терминов закона, позволяет фактически приравнять статус должностного лица ГУПа к статусу государственного гражданского служащего в части возникновения дополнительных обязанностей и наложения запретов на основании таких же ведомственных приказов. Например, ст.12.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает: «если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов». Однако ни один закон при этом не содержит оснований предоставления гарантий и прав должностным лицам ГУПов, аналогичных предоставляемым государственным гражданским служащим, например, длительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставление субсидий на приобретение жилого помещения, профессиональная переподготовка и стажировка, условия пенсионного обеспечения и прочее. По понятным причинам должностные лица ГУПов покорно выполняют властные предписания и обжаловать ничего не собираются, как и требовать дополнительных гарантий. Однако ст.ст.2, 17, 23, 34 Конституции РФ никто не отменял. Хочется надеяться, что Минюст РФ, анализируя акты министерств и ведомств, не забывает о существовании Основного закона нашей страны, общественность же может наслаждаться предоставленными ей дополнительными возможностями.

Правительство выступило с предложением приравнять всех руководителей госкомпаний, ГУПов и МУПов, а также акционерных обществ с контрольным госпакетом к статусу должностных лиц. Такие поправки к УК РФ, подготовленные Минюстом РФ, были недавно внесены на рассмотрение депутатов. Как предполагается, новый статус повысит ответственность руководителей за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, способное повлечь «причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества», и поможет снизить злоупотребления в сфере решения государственных и муниципальных задач.

Но специалисты считают, что нововведения, если они будут приняты, значительно снизят инициативность глав компаний и в целом не окажут того благоприятного влияния, какое подразумевали создатели проекта.

Денис Ермаков, адвокат Коллегии адвокатов «Эгида», г.Самара:

Комментируя факт, связанный с законопроектом Правительства РФ, предложенным к рассмотрению в Госдуме РФ о внесении изменений в УК РФ в связи с отнесением руководителей госкомпаний, ГУПов, МУПов, а также ОАО с контрольным госпакетом к категории должностных лиц, необходимо обратить внимание на ряд существенных обстоятельств, которые могут повлиять на реализацию на практике этого закона в случае его принятия.

Логика действий Министерства юстиции, подготовившего законопроект, ясна и достаточно прозрачна. Это очередная попытка приравнять незаконные действия перечисленных в законопроекте должностных лиц к коррупционным и, соответственно, повысить уровень их ответственности в случае их привлечения к уголовной ответственности, что совершенно логично на фоне декларируемой государством активизации борьбы с коррупцией в стране.

Что касается различных ГУПов и МУПов, то в отношении их руководителей все более или менее понятно в связи с тем, что, как правило, указанные предприятия по факту учреждаются государством, им же и финансируются на 100 %, а следовательно и ответственны прежде всего перед своим единственным учредителем, каковым является государство, при этом финансово-хозяйственная деятельность этих предприятий, чаще всего, существенно понятней и прозрачней для государства, чем деятельность ОАО с так называемым госпакетом, так как их деятельность носит предпринимательский характер, а соответственно несет в себе значительные финансовые риски, которые просчитать заранее руководитель зачастую просто не в состоянии.

Что касается непосредственно руководителей ОАО с госпакетом, то действующее законодательство, а именно ст.289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» несет в себе прямой запрет на участие должностных лиц в какой бы то ни было форме предпринимательской деятельности, что, по моему мнению, содержит существенное противоречие с комментируемым законопроектом и, самое главное, создает возможность неоднозначных трактовок действий перечисленных в законопроекте должностных лиц ОАО с госпакетом уже должностными лицами правоохранительных органов, уполномоченных на привлечение к уголовной ответственности руководителей ОАО с госпакетом, что само по себе таит значительную коррупционную угрозу.

Из законопроекта непонятен также момент наделения статусом должностного лица руководителя ОАО. Само по себе наделение статусом должностного лица - это абсолютно специальная процедура, она не может происходить автоматически и без согласия самого лица, соответственно, возникает вопрос, в какой момент должностное лицо ОАО становится должностным лицом в соответствии с УК РФ, например, в случае покупки всего пакета акций или его части государством.

Исходя из вышеизложенного, полагаю, что на практике с применением данного закона действительно возникнут проблемы, во-первых, в связи с естественным желанием руководителей перечисленных организаций снизить свою управленческую активность из-за боязни неверного шага и возможного привлечения к уголовной ответственности со всеми вытекающими из нее последствиями, что напрямую отразится в глобальном масштабе на экономике страны, а во-вторых, в связи с возможным проявлением коррупции при расследовании данной категории уголовных дел.

Анна Хмельницкая, юрист, Юридическая компания «Хренов и Партнеры»:

Правительством РФ был внесён в Государственную Думу разработанный Министерством юстиции проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Основным направлением указанного законопроекта является ужесточение ответственности руководителей, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями государственных и муниципальных унитарных предприятий, некоммерческих организаций, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.

Данным законопроектом предусматривается отнесение указанных лиц к должностным лицам.

Кто считается должностными лицами на сегодняшний день?

В главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», в примечании к статье 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» устанавливается, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а так же в вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Указанный законопроект вносит изменение в данное примечание и относит к должностным лицам, помимо перечисленных, также руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием.

Ранее в случае причинения вреда интересам других организаций (некоммерческой организации, государственному и муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях в порядке статьи 201 УК РФ.

Указанным проектом планируется, в связи с отнесением руководителей вышеуказанных организаций к категории должностных лиц, внести изменения в статью 201 УК РФ.

Учитывая, что термин «должностное лицо» используется, в соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК РФ, в отношении всех статей главы 30 УК РФ, то, следовательно, на руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием будет распространяться ответственность, за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных и внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки и т.д.

В связи с изменением круга должностных лиц, изменениям подвергнется также статья 293 УК РФ, предусматривающая ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Законопроектом предлагается помимо крупного ущерба (сумма превышает миллион пятьсот тысяч рублей), предлагается ввести особо крупный ущерб (сумма свыше семи миллионов пятисот тысяч рублей).

Сама по себе цель указанного законопроекта понятна: повышение ответственности руководителей за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, снижение злоупотреблений руководством.

С одной стороны, безусловно, в интересах государства обеспечить любым возможным путём надлежащее исполнение руководителями государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием своих обязанностей. Предложенные меры поспособствуют более ответственному отношению Однако «полезность» любой нормы зависит от её исполнимости на практике.

Главы компаний явно не захотят нести такую серьёзную ответственность, и это приведёт, с большой долей вероятности, к уменьшению поля их деятельности и увеличению числа нововведений, а так же понизит их инициативность в решении отдельных вопросов, от которых во многом зависит развитие той или иной организации.

На мой взгляд, имело бы смысл не переделывать уже имеющиеся статьи УК РФ, а дополнить его самостоятельной нормой главы 30 УК РФ, регулирующей ответственность указанных лиц, с учётом особенностей их деятельности.

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают



Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?


Mira, добрый день. Я являюсь муниципальным служащим. Тем не менее, я не подписываю никаких документов, связанных с распределением бюджетных средств.
Работники наших подведомственных учреждений муниципальными служащими не являются, то есть может быть и так, что вы не муниципальный служащий.
Но! Лучше уточнить это в вашем отделе кадров(!).
То, что вы подписывали листы ознакомлений с основными законами, связанными с ограничениями и запретами, может косвенно свидетельствовать о том, что вы замещаете муниципальную должность. Резюме: быстрее идите в отдел кадров.

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст. 14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Если конечно нет ведомственных и иных ограничений. Например если вы военнослужащий или сотрудник ОВД.

Государственный служащий — кто это

О том, кто такие госслужащие и кто к ним относится, будет полезно знать каждому, ведь работа в качестве государственного служащего достаточно распространена в Российской Федерации. В то же самое время, действующее законодательство достаточно строго регламентирует как правовое регулирование того, кто является государственным служащим, так и широкий перечень особенностей и нюансов их деятельности, в том числе и широкого перечня социальных гарантий. Также в нормативных документах предусмотрен полный и точный список профессий госслужащих и тех лиц, которые к ним относятся.

Кто такой государственный служащий

Государственный служащий — это человек, который находится на государственной службе, то есть, фактически обладает особой властью и осуществляет определенные управленческие задачи в рамках функционирования всей вертикали системы власти. В целом, выделяют несколько аспектов и возможных характеристик для того, кем являются государственные служащие. Так, выглядят они следующим образом:

  • В соответствии с дефиницией закона зрения государственными служащими называются люди, несущие государственную службу, занимаясь особой служебной деятельностью. При этом государственные служащие несут свою службу в рамках контракта и получают за нее денежное довольствие и определенные социальные гарантии.
  • С административно-управленческой точки зрения под госслужащими понимаются непосредственно лица, которые фактически олицетворяют собой государство в тех или иных аспектах его существования и выполняют какую-либо функцию в рамках несения своей службы.
  • С уголовно-правовой точки зрения госслужащие являются особыми субъектами, которые несут отдельные дополнительные виды ответственности за преступления против власти и интересов государственной службы как системы.

Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.

Чтобы лучше понимать принципы функционирования системы государственной службы, стоит ознакомиться и с нормативами законодательства, которые регламентируют ее с правовой точки зрения:

  • Федеральный закон №58 от 27.05.2003. В этом нормативном документе устанавливаются базовые принципы госслужбы в Российской Федерации, а также указываются конкретные разновидности государственной службы.
  • Федеральный закон №53 от 28.03.1998. Означенный закон регулирует военную службу, которая также относится к системе государственной службы в Российской Федерации.
  • Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Этот закон фиксирует принципы несения непосредственно государственной гражданской службы.
  • Указ Президента №1574 от 31.12.2005. В данном документе рассматривается полный список профессий государственных гражданских служащих и иных лиц, имеющих определенный классный чин или входящих в иную группу госслужащих.

Кто относится к госслужащим в России

Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:

Госслужащие и кто к ним относится

Кто относится к госслужащим — список профессий

Полный список профессий и должностей государственной гражданской службы приведен в отдельном Указе Президента РФ, упомянутом ранее. Однако, чтобы не перечислять полностью абсолютно все категории и должности госслужащих, стоит рассмотреть список профессий государственных служащих в более простом виде. Так, к госслужащим причисляют следующие категории граждан, которые занимаются своей деятельностью, как служащие таких структур:

  • Правительство. Правительство РФ, а также все подчиненные ему министерства — это представители исполнительной ветви власти в России и в полной мере считаются государственными служащими.
  • Прокуратура. Прокуратура в России является органом федеральной власти, в полной мере относимым к государственной службе.
  • Правоохранительные органы и иные военизированные органы. Сотрудники МВД, службы судебных приставов, исполнения наказаний, ФСБ — все являются государственными служащими.
  • Военнослужащие. Как уже упоминалось ранее, все военнослужащие в Российской Федерации являются государственными служащими.

Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации

Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:

Кто не является госслужащими

Чем отличаются госслужащие от бюджетников

Бюджетниками в России называют людей, которые работают в бюджетных учреждениях — тех, финансирование которых полностью или частично обеспечивается со стороны федерального или регионального бюджета. Так, наиболее часто бюджетниками являются сотрудники системы здравоохранения, образования, коммунальных служб, заведений культуры. Однако необходимо понимать, что между госслужащими и бюджетниками есть ряд важных отличий:

  • Госслужащие являются именно служащими, что предполагает особое правовое регулирование их статуса. Бюджетные работники трудятся по трудовому договору, а не контракту, и являются обычными трудящимися со всеми причитающимися правами и обязанностями.
  • Госслужащие получают денежное довольствие и содержание, размеры которого строго зафиксированы государственными или ведомственными нормами и имеют четкие критерии изменения. Бюджетники получают зарплату, которая зависит от финансирования и решений бухгалтерии и руководства заведения.
  • Госслужащие имеют широкий спектр дополнительных социальных гарантий, но также на них возложены и дополнительные обязательства, и ответственность.
  • Бюджетники получают страховую пенсию, а в отношении госслужащих предоставляется государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет.

Заключение

Государственная служба в Российской Федерации — это сфера деятельности, в которой сейчас занято более 2,5 млн человек. Она предлагает своим участникам возможность стать членом государства и представителем власти. Причем за это предусмотрено денежное содержание и широкий перечень дополнительных выгод и гарантий, за что приходится платить дополнительной ответственностью и меньшими потенциальными доходами чем в сфере частного трудоустройства или ведения бизнеса.

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: