Является ли механик должностным лицом

Опубликовано: 16.05.2024

Механик по автотранспорту – это сотрудник, от усилий которого зависит исправность машин, находящихся в собственности предприятия. Он отвечает за техосмотр транспорта, своевременную замену комплектующих и усовершенствование ремонтных методик. Сотрудники в пределах одной компании могут специализироваться в разных сферах автомеханики. Чтобы четко установить сферу ответственности каждого работника, выпускается должностная инструкция механика по автотранспорту.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции механика по автотранспорту

Общие положения

1.1. Документ регламентирует такие аспекты профессиональной деятельности механика по автотранспорту: должностные задачи, условия работы, права, обязанности, сфера ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение механика осуществляется с помощью создания начальством предприятия распоряжения. Данная процедура контролируется российским трудовым законодательством.
1.3. Непосредственными начальниками механика по автотранспорту являются:

  • главный механик;
  • начальник производства;
  • гендиректор компании.

В случае их отсутствия эта функция переходит сотрудникам-заместителям.

1.4. При отсутствии механика по автотранспорту на рабочем посту по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка) его задачи перепоручаются работникам, обладающим соответствующими знаниями, квалификацией, опытом работы. Замещение производится в соответствии с внутренними правилами организации.
1.5. К соискателю на должность механика по автотранспорту предъявляются следующие требования:

  • высшее/среднее профильное образование;
  • опыт работы по специальности от одного года.

1.6. Механик по автотранспорту должен быть осведомлен в:

  • методических документах и нормативах, которые затрагивают организационные вопросы ремонта и обслуживания рабочего оборудования;
  • технологиях изготовки продукции компании;
  • организационных аспектах ремонтной службы;
  • технических параметрах и структурных деталях рабочего оборудования;
  • правилах применения оборудования, целях, в которых оно используется и режиме работы;
  • методах и технологиях проведения ремонтных и монтажных работ;
  • нормативов заполнения, предъявляемых к техпаспортам, дефектным ведомостям, инструкциям по эксплуатированию оборудования и другой техдокументации;
  • правилах приема и сдачи оборудования по окончании ремонтных работ;
  • положениях по рациональному распределению рабочих обязанностей в процессе ремонта;
  • положениях по модернизации приборов и обеспечения для ремонтных работ;
  • основах организации трудовой деятельности, управленческой и производственной сфер;
  • нормах охраны труда;
  • трудовом законодательстве (ТК РФ) и своде законов по защите окружающей среды.

1.7. В процессе трудовой деятельности механик по автотранспорту опирается на:

  • нормативную документацию и методические материалы, которые затрагивают его профессиональную компетенцию;
  • устав, принятый в организации;
  • правила трудового распорядка;
  • распоряжения, поступающие от гендиректора предприятия и непосредственного начальства;
  • данную инструкцию и трудовой договор;
  • правила противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

2.1. В сферу должностных функций механика по автотранспорту входят следующие задачи:

  • проведение профилактического осмотра транспорта предприятия;
  • организация постоянного, надежного и технически корректного использования специализированного оборудования, поддержание приборов в рабочем состоянии;
  • создание планирований и графиков осмотра, проверки и профилактического ремонта инвентаря, которые соответствуют правилам Единого кодекса планово-предупредительных ремонтных работ;
  • создание и внедрение методик по уменьшению расходов на ремонт машин/прицепных составов;
  • планирование техобслуживания вверенных машин;
  • контроль осуществления ремонта приборов и реализация подготовки производства в технической сфере;
  • принятие участия в оказании техпомощи транспортных средств предприятия;
  • организация составления технических и отчетных документов;
  • организация учета приборов и их передачи уполномоченным лицам в конце ремонта;
  • заполнение и отправка заявок на покупку материалов и запчастей, которые требуются для проведения ремонтных работ транспортных средств;
  • принятие участия в экспериментальных мерах, которые направлены на внедрение и освоение инновационных технологий, а также в испытаниях поступившего оборудования;
  • осуществление качественного ремонта в отведенные непосредственным начальством сроки и содействие рациональному расходованию технических материалов;
  • следование правилам техники безопасности и охраны труда в процессе проведения ремонтных работ;
  • содействие уменьшению числа незапланированных ремонтов и ситуаций, в которых оборудование простаивает;
  • организация действий сотрудников предприятия, которые находятся в его подчинении;
  • использование средств индивидуальной защиты, разработанных предприятием для конкретного типа работ, и ношение установленной формы.

Права

3.1. Механик по автотранспорту наделен следующими полномочиями:

  • отслеживание своевременного выполнения задач и поручений от сотрудников, которые находятся в подчинении;
  • направление запросов и получение необходимой информации и документов, которые затрагивают профессиональному деятельность механика и подчиненных ему работников;
  • взаимодействие с другими структурными подразделениями и компаниями по рабочим вопросам в рамках профессиональной компетенции;
  • получение сведений от начальства предприятия, которые нужны для выполнения трудовых обязанностей и координации работы подчиненных;
  • требование от начальства предприятия обеспечения надлежащих условий для корректного выполнения профессиональных обязанностей;
  • требование от начальства предприятия своевременной выдачи средств индивидуальной защиты и полной комплектации инвентаря для проведения ремонта;
  • внесение предложений по усовершенствованию рабочего процесса и улучшению его условий;
  • прекращение производственной деятельности в случае появления угрозы жизни автомеханика и его коллег.

Ответственность

4.1. Автомеханик несёт дисциплинарную ответственность при совершении следующих действий:

  • причинение материального ущерба предприятию и/или его работникам;
  • отправка начальству недостоверных сведений о качестве и состоянии проведенных ремонтных работ;
  • пренебрежение к реализации трудовых обязанностей и последующем уклонении;
  • отказ от исполнения или некорректное исполнение приказов, поступающих от гендиректора предприятия или от непосредственного начальства;
  • невыполнение ремонтных работ в установленные сроки;
  • некорректная эксплуатация оборудования и прочих устройств, ведущая к неисправности приборов для ремонтных работ;
  • отказ от содействия в предотвращении выявившихся нарушений, которые представляют угрозу работе организации, а также безопасности находящихся на ее территории сотрудников;
  • игнорирование норм противопожарной безопасности на производстве, пренебрежение средствами защиты.

Условия работы

5.1. Механик по автотранспорту наделен материальной ответственностью за доверенное ему ремонтное оборудование и прочий инвентарь.
5.2. Механик по автотранспорту имеет в подчинении работников и структурные подразделы организации, которые перечисляются в соответствующих документах.
5.3. Автомеханик проводит ремонтные работы, основываясь на установленные нормативы выполнения профессиональных задач по обслуживанию транспортных средств.

Правила составления должностной инструкции

Должностная инструкция не подразумевает строгих правил оформления. Ее составители руководствуются спецификой конкретного предприятия и разрабатывают пункты самостоятельно. Поэтому инструкции сотрудников, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут различаться. Причина заключается в том, что организация предъявляют различные требования к соискателям, исходя из своего профиля.

Созданием должностной инструкции занимаются следующие должностные лица:

  • специалист отдела по работе с персоналом;
  • HR-специалист;
  • сотрудник отдела кадров.

Должностная инструкция распечатывается в одном экземпляре и предоставляется сотруднику. Если на производстве несколько автомехаников, то каждому из них выдается данный документ. Инструкция обретает юридическую силу, когда на нее помещаются три подписи:

  • от сотрудника, для которого документ составлен;
  • от сотрудника, ответственного за ознакомление коллеги с инструкцией;
  • от генерального директора предприятия.

Структура должностной инструкции

Отсутствие единого образца привело к выработке неформальных правил составления инструкций. Они подразумевают деление документа на пять разделов:

  • Общие положения;
  • Должностные обязанности;
  • Права;
  • Ответственность;
  • Условия работы.

Составители инструкции имеют право менять пункты и придавать документу иную структуру. Но на указанный выше план ориентируются большинство сотрудников за счет его краткости и простоты.

Информация о начальстве

В правом верхнем углу должностной инструкции помещаются сведения о директоре предприятия. Составитель указывает следующую информацию:

  • ФИО начальника;
  • занимаемая должность;
  • наименование предприятия;
  • подпись с расшифровкой.

Общие положения

Общие положения расписывают формальные аспекты должности механика по автотранспорту:

  • обозначение категории, к которой относится должность;
  • указание приказа, на основании которого сотрудник был принят в штат;
  • субординационные вопросы: кому подчиняется автомеханик и кого имеет в подчинении;
  • требования к квалификации сотрудника (образование, дополнительные курсы, стаж работы и т.д.);
  • нормативные и правовые акты, в который механик по автотранспорту должен быть осведомлен;
  • объем знаний, который должен быть усвоен сотрудником на момент вступления в должность.

Справка! Независимо от должности, в списке документов указываются правила противопожарной безопасности и охраны труда.

Должностные обязанности

Раздел, посвященный должностным обязанностям, является центральным. От качества его разработки зависит слаженность работы сотрудников на производстве. Целью этой главы является предоставление сотруднику исчерпывающих сведений о предстоящих задачах. Функции автомеханика состоят из таких общих пунктов:

  • умение пользоваться оборудованием и проверять его исправность;
  • поддержание рабочих инструментов в приемлемом состоянии;
  • организация проведения ремонтных работ;
  • предотвращение неисправностей приборов;
  • внедрение в производство новых технологий;
  • выполнение ремонтных работ в установленные сроки.

Важно! Если автомеханики на предприятии отвечают за разные сферы ремонта, этот пункт обязательно заносится в должностную инструкцию.

Права

К правам относится список действий, которые механик по автотранспорту принимает для улучшений условий работы. Этот раздел включает в себя следующие варианты:

  • проявление инициативы по оптимизации производственного процесса;
  • требование от руководства предоставления необходимого оборудования;
  • вовлечение в работу прочих отделов организации в пределах компетенции;
  • получение от руководства документов и прочей информации, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей.

Правила прописываются с целью очерчивания круга возможностей, которые сотрудник имеет права себе позволить. При злоупотреблении полномочиями его ждет дисциплинарная ответственность.

Ответственность

Под ответственностью понимаются последствия, которые настигнут автомеханика за определенные поступки. Эти поступки наносят ущерб организации, штату сотрудников или самому механику. В категорию проступков входят следующие действия:

  • неподчинение начальству;
  • злостное нарушение условий, прописанных в трудовом договоре;
  • допущение неисправности оборудования, за которое сотрудник ответствен;
  • халатное отношение к выполнению обязанностей и игнорирование обозначенных сроков;
  • некорректное исполнение должностных обязанностей;
  • нанесение материального ущерба организации.

Все эти проступки ведут за собой наказание. Форма наказания бывает разной – от выговора до увольнения с работы и судебного разбирательства.

Справка! В разделе «Ответственность» должен быть пункт, указывающий на то, что вне наказания осуществляются с учетом российского трудового законодательства.

Условия работы

В условиях работы прописываются все детали, которые не вошли в предыдущие главы. В частности, указывается характер работы с прочими структурными подразделениями. При наличии командировок прописываются условия поездок. Обозначаются материальная ответственность и ценности, на которые она распространяется.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".


П о общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является существенным поводом для наказания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Организацию-работодателя и должностное лицо могут привлечь и по иным статьям КоАП РФ, например, за нарушение правил охраны труда, требований пожарной безопасности, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и т.д. (ст. 5.27.1, 20.4, 18.15 и др. КоАП РФ).

Если с юридическим лицом все понятно, то должностное лицо может вызывать вопросы. Всегда ли это руководитель компании? Как понять, кого накажут за неверное ведение воинского учета, к примеру? Могут ли сотрудника привлечь к уголовной ответственности? В статье ответим на эти и другие вопросы, не затрагивая дисциплинарной и материальной ответственности.

Административная ответственность

Должностное лицо

Чтобы ответить на вопрос о том, кто из сотрудников работодателя будет наказан за то или иное отступление от закона, необходимо разобраться с термином «должностное лицо».

Должностное лицо – это руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Оно понесет ответственность в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Давайте разбираться, что представляют собой организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции предполагают полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий. Например:

Таким образом, можно сделать следующие выводы (Схема на стр. 12):

1) должностным лицом считается не только руководитель, но и другой работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

2) указанные функции должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции, локальном нормативном акте или в ином документе, с которым работник ознакомлен под подпись;

3) к ответственности можно привлечь сотрудника, который совершил нарушение в рамках своих обязанностей.

Рассмотрим на примерах из судебной практики, кто подлежит административной ответственности и при каких обстоятельствах.

Главный бухгалтер

При наличии в должностной инструкции, трудовом договоре или ином документе определенных обязанностей, главный бухгалтер будет подлежать административной ответственности за нарушение норм закона.

Суд признал законным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера учреждения за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ). В ходе рассмотрения дела судья изучил должностную инструкцию сотрудника и пришел к выводу, что последний выполнял административно-хозяйственные функции. Таким образом, главный бухгалтер является должностным лицом и подлежит наказанию за совершенное административное правонарушение (постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 44-АД18-20).

Специалист по охране труда

Минтруд РФ считает, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа (письмо Минтруда России от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В ходе проверки инспекция труда привлекла к ответственности председателя правления компании по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Истец пытался оспорить постановление о назначении наказания и настаивал на том, что в организации имеется лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий труда, которому предоставлены соответствующие полномочия. Суд не согласился с истцом и отметил, что ответственность за обеспечение и своевременность обучения и проверку знаний требований охраны труда сотрудников несет работодатель. Соответственно, председатель правления, выполняющий организационно-распорядительные функции в компании и наделенный соответствующими полномочиями, является надлежащим субъектом административной ответственности, который предусмотрен ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (постановление Московского городского суда от 29.10.2015 № 4а-3049/2015).

Когда идет речь о таком специальном субъекте преступления, как должностное лицо, не возникает сомнений, почему законодатель всегда выделял эту категорию в данном качестве. Должностные лица, являясь носителями государственных властных полномочий, должны поддерживать доверительное и уважительное отношение граждан к государственной власти и существующему правопорядку. Поэтому когда такие лица совершают преступления, этими действиями они не только нарушают права и свободы граждан и организаций, но и подрывают авторитет государства и закона, порождают снижение уровня правосознания граждан. Тем не менее, само по себе наличие уголовно-правового запрета еще не предполагает решения проблемы.

Одним из дискуссионных вопросов квалификации должностных преступлений является возможность применения данных норм в отношении преподавателей учебных заведений.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Преподаватели учебных заведений не являются представителями власти и, как правило, не выполняют административно-хозяйственных полномочий, оценка совершенных ими действий осуществляется преимущественно в рамках выполнения организационно-распорядительных функций. Именно по этому пути идет судебная практика.

Так, старший преподаватель кафедры университета В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, так как получила взятку в размере 500 рублей от студента, который был не готов к сдаче зачета по дисциплине «Материаловедение». Суд установил, что согласно должностной инструкции В. основными видами учебной работы старшего преподавателя согласно должностной инструкции являются: чтение лекций, проведение практических занятий (семинаров), лабораторных работ, прием зачетов по лабораторным и практическим работам, примем экзаменов и зачетов; руководство курсовым проектированием (курсовыми работами), производственной практикой, дипломным проектированием (в порядке исключения). В., являлась старшим преподавателем кафедры «Промышленное и гражданское строительство» архитектурно-строительного факультета, выполняла в указанном образовательном учреждении организационно-распорядительные функции, то есть являлась должностным лицом [1].

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [2] разъясняется, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, а также по приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии ).

Сторонники расширительного толкования данного положения полагают, что в данном случае Верховный Суд РФ не дал исчерпывающего перечня лиц, которые должны признаваться должностными, а лишь привел пример, указал направление для дальнейшего разрешения подобных ситуаций [3]. Однако возникают сомнения, о каком руководстве трудовым коллективом или находящимися в подчинении работниками в случае с обычными преподавателями может идти речь. Другой вопрос: можно ли считать осуществление таких профессиональных функций, как принятие зачетов и экзаменов и выставление в результате оценок, решениями, влекущими юридически значимые последствия. К сожалению, текст постановления Пленума Верховного Суда РФ сформулирован таким образом, что судьи вынуждены применять норму о специальном субъекте к преподавателям, получившим денежное или иное вознаграждение за проставление желаемых для взяткодателя оценок, ведь если преподаватель ставит неудовлетворительную оценку, для студента это может влечь ряд последствий: лишение стипендии, пересдача экзамена, отчисление и так далее.

Как отмечают А.В. Бриллиантов и Е.Ю. Четвертакова, характер правовых последствий может носить вероятностный или отдаленный во времени характер, то есть действия должностного лица могут создавать лишь вероятность наступления определенных последствий [4]. Такое утверждение представляется спорным, так как именно в случае с преподавателями нельзя однозначно говорить о характере предполагаемых последствий. В конечном счете, лицом, от которого зависит их наступление, выступает ректор учебного заведения, декан, заведующие кафедрами и другие лица, которые изданием определенных локальных актов решают вопрос о дальнейшем положении конкретного студента. Кроме того, студентам всегда предоставляется право пересдать зачет или экзамен в случае выставления оценки «неудовлетворительно» или «не зачтено», и даже после принятия соответствующего решения комиссией преподавателей, решение об отчислении студента может принять только ректор или иное лицо, на которое внутренними документами учебного заведения возложены такие полномочия. Эти лица и должны признаваться должностными.

Так, согласно п. 4.8 Положения «О текущем контроле и промежуточной аттестации знаний студентов, обучающимся по направлению подготовки (специальностям) высшего образования» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»[5] пересдача экзаменов, промежуточных и итоговых зачетов производится не более двух раз. Для второй пересдачи создается комиссия, состоящая не менее чем из трех преподавателей кафедры и декана факультета. Студенты, имеющие к окончанию промежуточной аттестации академическую задолженность по четырем и более дисциплинам <…> по представлению декана факультета, приказом ректора, отчисляются из Университета.

Представляется, что для целей должностных преступлений не следует вышеперечисленные действия преподавателей считать тем юридическим фактом, который влечет правовые последствия в виде отчисления студента. Если следовать подобной логике, можно придавать правовое значение и другим действиям преподавателей, например, выставлению оценок за контрольные работы, выставлению отметок о пропуске студентом занятия в журнал учета посещаемости (что может влечь обязанность студента «отработать» пропущенное занятие). Аналогичным образом можно привлекать к ответственности и старост учебных групп, так как они согласно внутренним актам учебного заведения обязаны вести учет посещаемости студентов. При наборе студентом определенного количества пропусков занятий без уважительных причин, для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности явиться на воспитательную беседу с лицами, ответственными за учебный процесс, а также в виде наложения различных мер дисциплинарного взыскания и так далее. Разнообразие таких фактов огромно, однако это не значит, что каждое подобное действие влечет юридически значимые последствия. Как обоснованно отмечает В.Ф. Лапшин, пересдача зачета или экзамена является разновидностью учебного процесса, и выставленная неудовлетворительная оценка признается основанием для повторной пересдачи, но никак не влияет на правовой статус обучающегося и не меняет общий учебный процесс вуза [6].

Другая ситуация складывается при проведении итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и вступительных экзаменов по приему абитуриентов. В обоих этих случаях решение преподавателя или комиссии преподавателей является окончательным, без возможности пересдачи в текущем учебном году и не требует вынесения специальных актов от имени руководства учебного заведения [7]. В таких ситуациях действия преподавателя являются юридически значимыми и напрямую влекут правовые последствия.

Таким образом, несмотря на широкое толкование понятия должностного лица, которое дает Верховный Суд РФ, судам следует внимательнее относиться к вопросу о привлечении преподавателей учебных заведений, не являющихся членами государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии, к уголовной ответственности за совершение действий, которые однозначно безнравственны, но формально не содержат в себе всех признаков состава должностного преступления. Нельзя забывать, что целью установления уголовной ответственности должностных лиц является наказание виновных, которые своими действиями действительно причинили вред интересам государственной власти, государственной и муниципальной службы, а вовсе не подведение под законодательную формулу всех мнимо похожих ситуаций.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // БВС РФ. 2009. № 12.

Когда идет речь о таком специальном субъекте преступления, как должностное лицо, не возникает сомнений, почему законодатель всегда выделял эту категорию в данном качестве. Должностные лица, являясь носителями государственных властных полномочий, должны поддерживать доверительное и уважительное отношение граждан к государственной власти и существующему правопорядку. Поэтому когда такие лица совершают преступления, этими действиями они не только нарушают права и свободы граждан и организаций, но и подрывают авторитет государства и закона, порождают снижение уровня правосознания граждан. Тем не менее, само по себе наличие уголовно-правового запрета еще не предполагает решения проблемы.

Одним из дискуссионных вопросов квалификации должностных преступлений является возможность применения данных норм в отношении преподавателей учебных заведений.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Преподаватели учебных заведений не являются представителями власти и, как правило, не выполняют административно-хозяйственных полномочий, оценка совершенных ими действий осуществляется преимущественно в рамках выполнения организационно-распорядительных функций. Именно по этому пути идет судебная практика.

Так, старший преподаватель кафедры университета В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, так как получила взятку в размере 500 рублей от студента, который был не готов к сдаче зачета по дисциплине «Материаловедение». Суд установил, что согласно должностной инструкции В. основными видами учебной работы старшего преподавателя согласно должностной инструкции являются: чтение лекций, проведение практических занятий (семинаров), лабораторных работ, прием зачетов по лабораторным и практическим работам, примем экзаменов и зачетов; руководство курсовым проектированием (курсовыми работами), производственной практикой, дипломным проектированием (в порядке исключения). В., являлась старшим преподавателем кафедры «Промышленное и гражданское строительство» архитектурно-строительного факультета, выполняла в указанном образовательном учреждении организационно-распорядительные функции, то есть являлась должностным лицом [1].

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [2] разъясняется, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, а также по приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии ).

Сторонники расширительного толкования данного положения полагают, что в данном случае Верховный Суд РФ не дал исчерпывающего перечня лиц, которые должны признаваться должностными, а лишь привел пример, указал направление для дальнейшего разрешения подобных ситуаций [3]. Однако возникают сомнения, о каком руководстве трудовым коллективом или находящимися в подчинении работниками в случае с обычными преподавателями может идти речь. Другой вопрос: можно ли считать осуществление таких профессиональных функций, как принятие зачетов и экзаменов и выставление в результате оценок, решениями, влекущими юридически значимые последствия. К сожалению, текст постановления Пленума Верховного Суда РФ сформулирован таким образом, что судьи вынуждены применять норму о специальном субъекте к преподавателям, получившим денежное или иное вознаграждение за проставление желаемых для взяткодателя оценок, ведь если преподаватель ставит неудовлетворительную оценку, для студента это может влечь ряд последствий: лишение стипендии, пересдача экзамена, отчисление и так далее.

Как отмечают А.В. Бриллиантов и Е.Ю. Четвертакова, характер правовых последствий может носить вероятностный или отдаленный во времени характер, то есть действия должностного лица могут создавать лишь вероятность наступления определенных последствий [4]. Такое утверждение представляется спорным, так как именно в случае с преподавателями нельзя однозначно говорить о характере предполагаемых последствий. В конечном счете, лицом, от которого зависит их наступление, выступает ректор учебного заведения, декан, заведующие кафедрами и другие лица, которые изданием определенных локальных актов решают вопрос о дальнейшем положении конкретного студента. Кроме того, студентам всегда предоставляется право пересдать зачет или экзамен в случае выставления оценки «неудовлетворительно» или «не зачтено», и даже после принятия соответствующего решения комиссией преподавателей, решение об отчислении студента может принять только ректор или иное лицо, на которое внутренними документами учебного заведения возложены такие полномочия. Эти лица и должны признаваться должностными.

Так, согласно п. 4.8 Положения «О текущем контроле и промежуточной аттестации знаний студентов, обучающимся по направлению подготовки (специальностям) высшего образования» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»[5] пересдача экзаменов, промежуточных и итоговых зачетов производится не более двух раз. Для второй пересдачи создается комиссия, состоящая не менее чем из трех преподавателей кафедры и декана факультета. Студенты, имеющие к окончанию промежуточной аттестации академическую задолженность по четырем и более дисциплинам <…> по представлению декана факультета, приказом ректора, отчисляются из Университета.

Представляется, что для целей должностных преступлений не следует вышеперечисленные действия преподавателей считать тем юридическим фактом, который влечет правовые последствия в виде отчисления студента. Если следовать подобной логике, можно придавать правовое значение и другим действиям преподавателей, например, выставлению оценок за контрольные работы, выставлению отметок о пропуске студентом занятия в журнал учета посещаемости (что может влечь обязанность студента «отработать» пропущенное занятие). Аналогичным образом можно привлекать к ответственности и старост учебных групп, так как они согласно внутренним актам учебного заведения обязаны вести учет посещаемости студентов. При наборе студентом определенного количества пропусков занятий без уважительных причин, для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности явиться на воспитательную беседу с лицами, ответственными за учебный процесс, а также в виде наложения различных мер дисциплинарного взыскания и так далее. Разнообразие таких фактов огромно, однако это не значит, что каждое подобное действие влечет юридически значимые последствия. Как обоснованно отмечает В.Ф. Лапшин, пересдача зачета или экзамена является разновидностью учебного процесса, и выставленная неудовлетворительная оценка признается основанием для повторной пересдачи, но никак не влияет на правовой статус обучающегося и не меняет общий учебный процесс вуза [6].

Другая ситуация складывается при проведении итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и вступительных экзаменов по приему абитуриентов. В обоих этих случаях решение преподавателя или комиссии преподавателей является окончательным, без возможности пересдачи в текущем учебном году и не требует вынесения специальных актов от имени руководства учебного заведения [7]. В таких ситуациях действия преподавателя являются юридически значимыми и напрямую влекут правовые последствия.

Таким образом, несмотря на широкое толкование понятия должностного лица, которое дает Верховный Суд РФ, судам следует внимательнее относиться к вопросу о привлечении преподавателей учебных заведений, не являющихся членами государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии, к уголовной ответственности за совершение действий, которые однозначно безнравственны, но формально не содержат в себе всех признаков состава должностного преступления. Нельзя забывать, что целью установления уголовной ответственности должностных лиц является наказание виновных, которые своими действиями действительно причинили вред интересам государственной власти, государственной и муниципальной службы, а вовсе не подведение под законодательную формулу всех мнимо похожих ситуаций.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // БВС РФ. 2009. № 12.

Читайте также: