Является ли оперуполномоченный должностным лицом

Опубликовано: 17.09.2024

Профессия оперуполномоченного хорошо известна многим по сериалам, но в реальной жизни она достаточно сильно отличается от созданного фильмами образа. Оперуполномоченный представляет собой должностное лицо, которое входит в состав подразделений органов ОВД, ФСБ, системы исполнения наказаний и пр. Данный специалист имеет полномочия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Именно он опрашивает свидетелей, занимается обследованием помещений и транспортных средств и выполняет иную рутинную работу.

Задачи и полномочия

Оперуполномоченный – это должностное лицо, наделенное полномочиями по совершению оперативно-розыскных мероприятий. Он может опрашивать свидетелей, обследовать помещения и автотранспорт, осуществлять наблюдение за людьми.

Оперативники могут работать в органах МВД, ФСБ, ФСИН, наркоконтроле, органах госохраны и пр. Полномочия таких сотрудников регулируются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В работе они также должны опираться на нормы Уголовно-процессуального кодекса. В зависимости от места работы полномочия оперативников могут отличаться. Но в любом случае им доступны полномочия для поиска преступников, право выполнения разведывательной работы, использования метода сбора информации и пр.

Основными задачами оперативников являются:

  • предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений;
  • розыск лиц, которые скрываются от следственных органов и суда;
  • розыск без вести пропавших лиц;
  • установление личности неопознанных трупов.

К служебным обязанностям относится опрос потерпевших, свидетелей, подозреваемых. Сотрудники имеют допуск к секретным материалам, поэтому они не могут разглашать известные им сведения.

Помимо допросов и опросов, к основным задачам сотрудников службы безопасности можно отнести:

  1. Поиск доступных для анализа или разыскиваемых документов и объектов.
  2. Сбор образцов для проведения сравнительного анализа.
  3. Идентификация личности и наблюдение.
  4. Извлечение сведений с разных техсредств, включая перехват переговоров.
  5. Инспекция предметов.
  6. Оперативные эксперименты.
  7. Обследование определенных участков, производственных площадей и сооружений, транспортных средств и жилых зданий.
  8. Обеспечение безопасности лиц, которые нуждаются в защите со стороны государства.

Основная ответственность сотрудников службы безопасности заключается в возможности проведения оперативного розыска, который начат после открытия уголовного дела. От оперативности их работы во многом зависит успех дела.

Сотрудники правоохранительных органов должны следовать инструкциям и распоряжениям следователей и прокуроров. Они проводят обыски и обращения к другим субъектам.

Сотрудники, которые проводят поисковую деятельность, обязаны направлять запросы в международные организации и правоохранителям по принятым стандартам взаимодействия.

Результатами работы оперативники делятся со следователями, прокурором, дознавателями или судом. Выводы оперативников (если следователь сочтет это возможным) могут рассматриваться в качестве доказательств в уголовных делах или служить поводом к возбуждению нового уголовного дела.

Требования к кандидатам на должность

Сотрудники должны обладать особыми качествами, которые необходимы для работы в указанной сфере.

Другими личными качествами, которые востребованы в профессии, являются честность, ответственность, хорошая обучаемость, стремление к профессиональному развитию и пр.

Среди специальных навыков, которыми должны обладать оперативники, можно выделить:

  1. Навыки работы на компьютере.
  2. Работа с офисными программами.
  3. Навыки поиска информации в интернете.

Но попасть в ОВД на должность оперативника могут как мужчины, так и женщины. В профессии по объективным основаниям больше мужчин, так как не все женщины могут выдержать столь плотный режим работы.

Среди прочих требований к кандидатам:

  1. Возраст в пределах 35 лет.
  2. Отсутствие проблем со здоровьем (это должна подтвердить медкомиссия) и хорошая физическая форма. Пригодность для мужчин подтверждает категория годности А в военной карточке. Кандидату предстоит пройти Военно-медицинскую комиссию в м/ч МВД.
  3. Отсутствие судимости у близких родственников и самого кандидата.
  4. Знание уголовного законодательства.
  5. Хорошая ориентация в российской правовой системе.

Профессиональный отбор завершит полиграф, который позволит определить психологическую готовность к службе.

Условия работы

Рабочий процесс оперативного работника предполагает 5-6 дневную рабочую неделю с графиком с 9 до 18 часов. Суббота может стать сокращенным рабочим днем. В ряде случаев могут быть нерегулярные рабочие часы (ненормированный рабочий график), отсутствовать выходные или отпуск.

Средняя зарплата оперативников во многом зависит от региона. В Брянской области она составляет от 37,5 тыс. р., в Тюменской – от 37,3 тыс. р., в Пермском крае – от 39,2 тыс. р., в Калининградской области – 39,4 тыс. р., в Свердловской – 40 тыс. р., в Архангельской – от 43 тыс. р., в Бурятии – от 43,5 тыс. р.

Зарплата состоит из оклада и премиальной части. Премиальные составляют обычно более 50% от зарплаты. Премия может начисляться по разным основаниям, в том числе за выполнение плана или раскрытие особо важного преступления и пр.

Зарплата сотрудника будет увеличиваться по мере его карьерного роста. В рамках данной профессии он будет таким:

  1. Младший оперуполномоченный.
  2. Оперуполномоченный.
  3. Старший оперуполномоченный.
  4. Оперуполномоченный по особо важным делам.
  5. Старший оперуполномоченный по особо важным делам.

Например, в Москве и Санкт-Петербурге действуют надбавки за работу с секретными сведениями в размере 500-1500 р., надбавки за личные высокие результаты работы – 1400-8000 р., доплаты за звание – до 15 тыс. р. В столице оперуполномоченным дополнительно положена столичная доплата в размере 10% от базовой ставки (около 2000 р.).

Преимущества и недостатки работы оперативника

Преимуществами работы оперативника являются:

  1. Регулярное и стабильное получение заработной платы.
  2. Востребованность профессии.
  3. Возможность карьерного роста.
  4. Общественная значимость и полезность работы.
  5. Наличие дополнительных льгот: внеплановое зачисление ребенка в детский сад, оплачиваемый отпуск, продленный отпуск, возможность досрочного выхода на пенсию и пр.
  6. Наличие дополнительных преимуществ в виде доступного бесплатного медобслуживания, возможности льготного приобретения жилья.

При этом не лишена работа оперуполномоченного сотрудника объективных минусов:

  1. Высокая психологическая и физическая нагрузка.
  2. Сверхурочный график работы, ненормированный рабочий день.
  3. Угроза жизни и здоровью.

Таким образом, официальной задачей оперуполномоченных является выполнение задач по оперативному розыску. Оперативно-розыскной деятельностью они занимаются оперативно и негласно. Основными задачами оперативников являются предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, розыск скрывающихся преступников. Работа оперативных сотрудников является достаточно сложной в физическом и психологическом плане, часто им приходится работать сверхурочно на условиях ненормированного графика. Компенсируются неудобства высокими доходами и доступными им дополнительными льготами. Для работы оперативником подойдут лица в возрасте до 35 лет с высшим юридическим образованием и хорошим состоянием здоровья. От них требуется внимательность, хорошая память и высокий уровень стрессоустойчивости.

Даже тех, кто не планирует работать в полиции, интересует зарплата оперуполномоченного. Доходы отечественных защитников закона часто обсуждаются.

Толки касаются нечистых на руку полицейских, прозванных у нас «оборотнями в погонах». Некоторые граждане уверены, что опера получают баснословные деньги. Это миф. Также как и то, что все поголовно представители закона только и ждут повода обчистить карманы честных граждан. У недоверия к полиции есть корни. К сожалению, неправомочные действия единиц бросают тень на всю профессию.

Оперуполномоченные – должностные лица, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью. Это особое направление ФСБ и МВД. Специалисты, занимающиеся расследованиями административных, экономических, политических и уголовных преступлений наделены не только полномочиями, но и большой ответственностью.

Оперуполномоченный

Кто такие оперуполномоченные?

Дела, которыми занимаются оперативники, засекречены и не подлежат разглашению.

Название должности «оперуполномоченный уголовного розыска» было введено в 1918 году. Со временем его изменили на «инспектор уголовного розыска». Сейчас снова актуально старое наименование. Оперуполномоченные России трудятся в штатах:

  • ФСБ.
  • МВД.
  • ОБЭП.

Схема подчинения в МВД

Опера представляют профессию, востребованную во многих ведомствах страны. Они обладатели различных званий, что влияет на величину получаемого оклада.

В ведомствах к названию «оперуполномоченный» прибавляют:

  • старший;
  • старший…по особо важным делам;
  • по особо важным делам.

Между собой представители профессии, объединённые единым правовым статусом, разделены званиями.

Простому оперуполномоченному, работающему в уголовно-исполнительных органах или в органах внутренних дел, присваиваются звания до капитана полиции. Старший опер может дослужиться до майора. Если должность включает наименование «по особо важным делам», максимум можно получить звание полковника.

Структура преступности

Доходы оперуполномоченных РФ в 2021 году

Если брать средний показатель по стране, получится, что среднестатистический оперативник России получает 46 200 рублей в месяц. Сравните с тем, сколько зарабатывают представители других профессий в полиции. Если рассматривать средний показатель по регионам, получим иные цифры.

Таблица: зарплата оперуполномоченных в разных регионах

От чего зависит зарплата

Зарплаты оперуполномоченных

Сколько получают оперуполномоченные в разных регионах

Выплаты российским оперуполномоченным

Рассматривая среднюю зарплату отечественного полицейского, наделённого особыми полномочиями, следует учитывать, что, помимо оклада, он получает и другие выплаты от государства или региона. Льготы социального характера оперуполномоченных страны урезали, однако, увеличили размеры компенсаций для них.

Открытые вакансии оперуполномоченный

В 2021 году оперуполномоченные получают следующее:

Занимая должности в отделах ФСБ, можно рассчитывать на хорошие пенсии по окончании службы, так как данная структура приравнена к военной сфере.

Его служба и опасна, и трудна. Смотрите сами.

Требуются ли оперуполномоченные в России

Оперуполномоченные нужны во многих регионах России. По состоянию на начало 2021 года в стране открыто более 10000 вакансий. Больше всего нуждаются в представителях профессии в Москве и Московской области, Кемеровской и Волгоградской областях.

Заработки оперуполномоченных в других странах

Если рассматривать зарплаты оперативников стран СНГ, получим или близкие к российским показатели, или доходы, которые отстают от того, что получают отечественные работники органов дознания. Кстати, российским оперуполномоченным, как и другим сотрудникам полиции, выезд за границу запрещён.

В Соединённых Штатах Америки коллеги наших оперативников зарабатывают лучше. Оклады и надбавки, как и у нас, зависят от звания и органов, в которых служит полицейский. Так, среднестатистический полицейский в год получает 40 000 USD, частный детектив – 3500-4700 USD в месяц. К этому нужно прибавить премиальные за успешно выполненную работу. В сыскных компаниях сотрудники в месяц получают от 2 700 до 4 500 USD в месяц.

Работая в ФБР, можно зарабатывать в месяц до 160 000 USD.

Для сравнения приведём заработки оперуполномоченных в некоторых других странах:

  • Австралия – 53 500 USD в год;
  • Китай – от 775 до 1 500 USD в месяц;
  • Израиль – 1 975 USD в месяц;
  • Германия – от 4 200 до 6 500 EUR в месяц;
  • Франция – 6 200 EUR в месяц;
  • Великобритания – 4 300 – 6 000 EUR в месяц.

Как устроиться на работу в полицию? Какие требования предъявляются к кандидатам? Ответы из первых уст.

Отечественные оперуполномоченные зарабатывают не так много, как хотелось бы. Служба в органах дознания требует от сотрудников самоотдачи, приходится многим жертвовать ради профессии. Будем надеяться, что государство не оставит без внимания своих защитников и будет продолжать повышать им заработную плату до должного уровня.

от 30 августа 2017 года N 685

О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2004, N 34, ст.3529; 2006, N 1, ст.10; 2011, N 27, ст.3873; 2015, N 1, ст.67.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение N 1).

2. Установить, что должностные лица, перечисленные в пункте 1 Перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

19 октября 2017 года,

регистрационный N 48613

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 30 августа 2017 года N 685

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

1.1. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

1.1.2. Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник главного управления; первый заместитель (заместители) начальника главного управления; начальник управления; первый заместитель (заместители) начальника управления.

1.1.3. Помощник Министра.

1.1.4. Главный инспектор.

1.1.5. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.2. В Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:

1.2.1. Начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции.

1.2.2. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.3. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Министр внутренних дел по республике, начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации; заместитель министра - начальник полиции; заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции; заместители начальника полиции.

1.3.2. Оперуполномоченный (начальник, заместитель начальника, старший оперуполномоченный по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

1.3.3. Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий.

1.3.4. Должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

1.3.5. Должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства.

1.3.6. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный.

1.3.7. Должностные лица подразделений организации дознания.

1.3.8. Должностные лица управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

1.3.9. Должностные лица межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.3.10. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.3.11. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.3.12. Должностные лица подразделений дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД.

1.3.13. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.3.14. Должностные лица подразделений организации и осуществления административного надзора.

1.3.15. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.3.16. Должностные лица оперативных подразделений.

1.3.17. Начальник центра временного содержания иностранных граждан.

1.3.18. Начальник, заместитель начальника специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

1.4. В управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, управлениях внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, Управлении внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур", Четвертом управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлении внутренних дел по г.Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю:

1.4.1. Начальник управления (отдела, отделения); заместитель начальника управления (отдела) - начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник отдела (отделения) полиции; заместитель начальника отдела (отделения) полиции; начальник пункта полиции; оперуполномоченный.

1.4.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.4.3. Должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

1.4.4. Должностные лица отделов (отделений) ГИБДД.

1.4.5. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.4.6. Должностные лица подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.4.7. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.4.8. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.4.9. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.4.10. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.4.11. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.4.12. Должностные лица подразделений дознания.

1.4.13. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.4.14. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.4.15. Должностные лица подразделений по осуществлению административного надзора.

1.4.16. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.5. В линейных управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте:

1.5.1. Начальник линейного управления (отдела, отделения); заместитель начальника линейного управления (отдела) - начальник полиции; заместитель начальника полиции; начальник линейного отдела (отделения) полиции; заместитель начальника линейного отдела (отделения) полиции; начальник линейного пункта полиции; оперуполномоченный.

1.5.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.5.3. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних.

1.5.4. Должностные лица подразделений по досмотру.

1.5.5. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.5.6. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.5.7. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.5.8. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.5.9. Должностные лица подразделений дознания.

1.5.10. Начальник дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.6. В Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.6.1. Должностные лица строевых подразделений.

1.6.2. Должностные лица специализированного отдела регистрации и технического надзора автомототранспортных средств, экзаменационной и разрешительной работы.

В разделах, посвящённых «кухне» органов внутренних дел, мы стараемся заострить внимание нашей аудитории на контрастах между общепринятыми представлениями о последних (а также медийной картиной и образами в искусстве) и реальностью.

Таким образом мы надеемся создать более сбалансированное представление о фактическом положении дел в системе МВД.

Если обратиться к разделу нашего сайта, посвящённому следователям, легко видеть, что следователь является никем иным как чиновником. В отношении оперативных уполномоченных полиции эту идею усвоить несколько сложнее. Само название должности подразумевает именно динамичный характер работы, мы также знаем, что оперативные работники чаще подвергаются физическому риску и сами применяют насилие. Это рождает иллюзию их большей самостоятельности. Но это лишь иллюзия.

Значит ли это, что оперативные уполномоченные тоже занимаются преимущественно формалистикой, а не погонями и поиском улик?

Начать стоит с того, что фактически оперативной работой в системе МВД России занимаются также инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные (которые дублируют на своих участках функции целого министерства, подробнее об этом вы можете прочесть в соответствующем разделе).Это означает, например, что участковый тоже может получать информацию негласно. Но официально это оформить нельзя, и тот, кто полезной информацией поделился, не будет числиться агентом по документам. Оперативники же работают с агентами официально ради двух целей:

  • для раскрытия преступлений, которые уже совершены и сообщения о них зарегистрированы (например, у вас украли кошелек и вы заявили об этом);
  • для предупреждения преступлений, о которых обычно не заявляют: торговля наркотиками, финансовые преступления, коррупция; а также для пресечения противоправной деятельности тех лиц, о которых поступила оперативная информация.

Сами оперативные работники при формальной специализации в расследованиях разных типов преступлений (например, есть подразделения по расследованию экономических преступлений или поиску пропавших без вести), эту специализацию редко соблюдают из-за дефицита кадров.

Но главной задачей оперативников с точки зрения руководства всех уровней остаётся обеспечение «высокой статистики раскрываемости» и составление разнообразнейшей отчётности.

Как уже было сказано, система МВД в низшем звене испытывает дефицит кадров и поэтому на одного следователя в России приходится 0,88 оперативного работника. То есть один человек часто занимается несколькими делами и сотрудничает с несколькими следователями. И каждый следователь ждёт от оперативника материалов, дающих ту самую раскрываемость.

В свою очередь, руководство оперативников требует отчетности о том, что оперативник не только помогает следователю, но и занимается второй задачей: ведет оперативную деятельность по неявным преступлениям и совершающим противоправные деяния лицам. В современной структуре МВД это значит заполнение большего числа документов.

Поэтому сотрудники имеют всё меньше времени на реальную работу – ту самую, о которой они пишут отчёты, – с наблюдениями, негласными мероприятиями, формированием сети осведомителей.

Это заставляет оперативников постоянно балансировать между приоритетами. В итоге вместо «динамичной» работы мы видим работу безусловно стрессовую и опасную, при этом забюрократизированную до предела и подчинённую узкокорпоративным интересам и системе формальных показателей.

Как строится совместная работа следователей и оперативников? Кто из них выше по статусу?

Отношения оперативников и следователей не иерархические, а скорее партнёрские. Причём следователь и оперативник являются своего рода соответчиками при сбое конвейера следственного процесса. При общем обвинительном уклоне российского следствия (подробнее об этом читайте в разделе, посвящённом работе следователя) оправдательный приговор в суде может быть основанием для дисциплинарных санкций не только для гособвинителя, но идля следователя и для оперативного работника.

В свою очередь, оперативные сотрудники не заинтересованы в выполнении поручений следователя по делам с уже предъявленным обвинением. Они аргументируют это тем, что «лицо уже установлено», преступление раскрыто, их часть работы выполнена и воспринимают такие дела как вынужденную дополнительную нагрузку. Однако невыполнение поручений грозит тем, что в следующий раз следователь будет затягивать направление дела в суд, что отрицательно скажется на показателях оперативников. Так как в итоге раскрываемость зависит от направленных в суд дел, оперативник возьмёт на себя и эту дополнительную нагрузку.

Другой пример: в случае «приостановления» уголовного дела на этапе следствия на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (т.н. «глухари» для следствия) оперативный работник, занимавшийся этим делом, оказывается ответственным за снижение раскрываемости.

Так что партнёрство следователя и оперативника скреплено, так сказать, и кнутом и пряником: следователь заинтересован в том, чтобы дело было направлено в суд, а значит – чтобы был обвиняемый, оперативник заинтересован в том, чтобы помочь следователю этого обвиняемого установить.

При этом обвиняемый должен иметь нужные характеристики: либо вина его должна быть очевидна, либо это должен быть «слабый» подозреваемый/обвиняемый – представитель маргинальных слоёв населения, не имеющий возможностей для подкупа или квалифицированной защиты.

Можно предположить, что против людей, которые представляются следствию неблагонадёжными или неспособными защититься, оперативники часто используют разного рода провокации вроде «контрольных закупок»?

В законе об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) оперативным сотрудникам запрещено провоцировать граждан на совершение преступления. С другой стороны, при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как проверочная закупка или оперативный эксперимент сложно провести грань между фиксацией противоправных деяний (которые гражданин совершал бы и без вмешательства полиции), и фактическим побуждением к таким деяниям. Самый популярный пример – разовая контрольная закупка наркотических средств.

Согласитесь, что контрольную закупку наркотиков в притоне, за которым была установлена слежка и о котором неоднократно поступали сигналы от окрестных жителей, сложно назвать провокацией.

То есть сам по себе метод эффективен и приносит пользу.

Конвейер не должен давать обратного хода: если благодаря полученным не вполне прозрачным путём уликам возбуждено уголовное дело, эти сведения будут легализованы следователем в уголовном процессе.

Однако более серьёзной проблемой можно назвать то, что в процессе получения признательных показаний (которые фигурируют в большинстве дел, доведённых до суда) оперативные сотрудники используют незаконные методы.

Это не всегда насилие. Часто оперативники умеют правильно разговорить потенциального подозреваемого, пренебрегая запретом задавать наводящие вопросы.

Это помогает сформировать такие признательные показания, при которых будущий подозреваемый узнает и запомнит обстоятельства совершения преступления, о которых он мог не подозревать в силу своей непричастности, что в дальнейшем позволяет создавать и подкреплять впечатление его виновности перед другими участниками процесса. В итоге даже отказ от показаний на суде скорее всего не поможет обвиняемому.

Безусловно, оперативникам приходится заниматься и живой работой, но проводится она по остаточному принципу в свободное от формалистики время. Как правило, время это не рабочее, а личное.

оперуполномоченные мвд на совещании

Среди сотрудников полиции есть свое разделение труда. Одни собирают доказательства по преступлениям, другие конвоируют и охраняют подозреваемых, третьи — пресекают массовые беспорядки. Однако есть и те, кто преступников ищет.

Деятельность оперуполномоченного

 оперуполномоченный — это сотрудник оперативно-розыскного отдела МВД

Оперуполномоченный (или по-простому — опер) — это сотрудник оперативно-розыскного отдела МВД, ФСБ или иной силовой структуры. Иными словами, это должностное лицо, у которого имеется право проводить определенные мероприятия по охране правопорядка: разыскивать преступников, пропавшие ценности, пресекать преступления и правонарушения и т.д. Деятельность оперуполномоченного регламентируется ФЗ №144 "Об оперативно-розыскной деятельности", где прописаны основания и основные задачи для любого работника оперативно-розыскного отдела.

Вкратце, в задачи оперуполномоченного входит:

Опрос свидетелей и потерпевших;

Осмотр мест преступлений (жилых домов, машин, промышленных помещений);

Наблюдение за людьми;

Поиск информации в разных средствах коммуникации (например, прослушка, наблюдение с помощью специальной аппаратуры);

Контроль за почтовыми, телеграфными и другими отправлениями.

Чем отличается опер от следователя?

чем работа опером в полиции отличается от работы следователем

В Российской империи люди этой профессии назывались агентами уголовно-сыскной полиции, а после Октябрьской революции они стали называться оперуполномоченными. При этом обязанности между следователями прокуратуры и операми были поделены: первые ведут дело и устанавливают все обстоятельства преступления, чтобы представить дело в суде, вторые — занимаются розыском преступников и ищут доказательства их вины.

Это разделение труда сохраняется и поныне:

Следователи Следственного комитета, ФСБ или МВД занимаются сбором и систематизацией доказательств преступления.

Оперуполномоченные в зависимости от направления работы занимаются розыском подозреваемых, сбежавших преступников, пропавших без вести, украденных ценностей, контрабанды и т.д. Кроме того, они ведут агентурную работу и занимается пресечением преступлений.

Требования к навыкам оперуполномоченного

требования для трудоустройства оперуполномоченным уголовного розыска

Профессия оперуполномоченный достаточно сложна физически и морально, поэтому большинство занимающихся этим делом — мужчины. Женщины на этой работе встречаются крайне редко.

Кандидат в оперы должен отвечать определенным требованиям:

Возраст до 35 лет. Однако с учетом стажа в органах МВД на других должностях допускаются кандидаты до 50 лет.

Высшее юридическое образование.

Для мужчин — обязательная служба в армии.

Физическая подготовка, навыки владения оружием и приемами рукопашного боя.

Отсутствие судимостей как у самого кандидата, так и в его семье.

Также от оперативного работника ожидают смелости, инициативности, умения работать в команде, высоких морально-волевых качеств.

Однако главный навык любого хорошего сыщика — это налаживание контакта с людьми. Причем работать ему приходится с весьма специфическим контингентом: бывшими уголовниками, наркоманами и в целом маргинальными людьми. Выстроить среди них агентурную сеть — весьма нетривиальная задача. К сожалению, этому нельзя научиться в полицейском вузе. Подобный навык нарабатывается в ходе длительной практической работы.

Опер, как правило, работает шесть дней в неделю, выходной — только воскресенье. Но это все только на бумаге. Часто им приходится работать и в отпуске, и в выходные дни.

Как стать оперуполномоченным?

как стать опером в полиции

Чтобы устроиться на работу опером, необходимо закончить ведомственный вуз МВД или пройти курсы профессиональной переподготовки, если уже есть иная специальность. После обучения курсанту будет присвоено офицерское звание — это тоже обязательное условие для работы оперуполномоченным. Обучение в вузе займет от трех до пяти лет и уже во время обучения будет зачисляться рабочий стаж. Поступить можно в следующие учебные заведения:

Московский университет МВД России

Краснодарский университет МВД России

Санкт-Петербургский университет МВД России

Академия управления МВД России

Волгоградская академия МВД России

Нижегородская академия МВД России

Омская академия МВД России

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК)

Выпускники этих вузов получают звание младшего лейтенанта и могут без проблем идти работать по своей специальности. Ведь все нужные юридические знания они получают в период обучения, а также, когда проходят стажировку.

Какая у оперуполномоченного зарплата

какая у опера зарплата в полиции

Опер — достаточно востребованная профессия и помимо того еще и перспективная, ведь хороший сыщик на вес золота. Если он при этом еще и наделен организаторскими способностями, то в дальнейшем вполне может возглавить состав органа полиции или найти себе место в частных структурах (к примеру, служба безопасности банка, крупной компании).

За время работы у любого хорошего опера появляются разные полезные знакомства и связи, которые помогут двигаться по карьерной лестнице вверх, имея определенные профессиональные навыки и аналитические способности.

Зарплата оперуполномоченного варьируется от 20 000 до 40 000 руб. Эта цифра зависит от премий, звания, занимаемой должности, и различных надбавок, а также стажа работы. Таким образом, молодой сотрудник может иметь зарплату 20 000 — 25 000 руб., а опытный — вдвое больше. В Москве зарплата оперов в полиции на 10 000 — 15 000 руб. выше, чем в регионах.

Карьерные перспективы оперуполномоченного

кто такой оперуполномоченный: плюсы и минусы работы

Карьерный путь опера занимает много времени, ведь нужно всё время посещать курсы повышения квалификации. Звание и должность в правоохранительных органах взаимосвязаны и опер может быть претендентом на повышение звания до капитана, а старший опер уже до майора, и так можно дорасти и получить звание подполковник.

Еще существует такая должность, как “младший оперативный сотрудник”, она не дает права на звание офицера. Её занимают прапорщики транспортных и территориальных органов внутренних дел. Они занимаются в основном расследованиями мелких общеуголовных преступлений, поэтому карьерного роста в этой должности фактически нет.

Вакансии в полиции для оперуполномоченных

Как правило, структурные подразделения МВД РФ вывешивают вакансии на своих официальных сайтах. При этом требования к оперуполномоченным будут серьезно отличаться между собой. Зависеть они будут от того, в каком конкретно отделе будет трудиться кандидат. В некоторых случаях понадобится даже знание языков программирования и баз данных (РНР, HTML, Javascript, СУБД Oracle и т.д.).

Абсолютный минимум для трудоустройства в полиции: высшее или среднее профессиональное образование.

Плюсы и минусы профессии оперуполномоченного

Занятие оперов очень тяжелое и даже опасное, не каждый захочет и сможет выбрать себе такую профессию. Но в этой работе есть и свои преимущества.

Востребованность и хорошая зарплата. Работая в правоохранительных органах, опер заслуживает уважение от жителей своего города, ведь он защитник общества.

Полезная деятельность. Вычисляя и задерживая преступников, опер меняет мир в лучшую сторону, защищая невинных граждан от нарушителей закона и опасности.

Льготы. Занимая эту должность, работник имеет такие льготы как длинный отпуск, можно выйти на пенсию раньше, чем люди, не работающие в правоохранительных органах, бесплатное медобслуживание, специальные программы по приобретению жилья.

    Психологическая и физическая нагрузка. Оперу иногда приходится задерживать преступников, вести допрос, настаивать на своем. А нарушители закона — не из приятных людей и общение с ними несет негатив.

График работы. Часто опера работают сверхурочно, иногда вообще не появляются дома, что приводит к проблемам в семье и различным заболеваниям.

Угроза жизни и здоровью. На оперативного работника могут внезапно напасть, нанеся ущерб здоровью

Читайте также: