Является ли работа водителя вредной

Опубликовано: 05.05.2024

Есть требования порядка проведения медосмотров, по которым мнения специалистов по охране труда разделяются. Редакция получает вопросы про неоднозначные требования закона и слышит споры специалистов на конференциях. Закон скорректировать мы не можем, но решили разобраться в неочевидных моментах. Узнайте ответы на восемь спорных вопросов про медосмотры, которые мы задали представителю Роструда.

Вопрос 1Про медосмотр при допустимых условиях труда

130

тыс. руб.

заплатит работодатель, если допустит сотрудника до работы без медосмотра

Вы спрашивали

Роструд отвечает

Направьте работника на медосмотр, если во время работы на него воздействуют вредные факторы, которые входят в Перечень (приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, далее — Приказ № 302н). При этом не важно, какой класс условий труда установили по результатам СОУТ.

Кроме того, в статье 213 ТК прописали, что проходить медосмотры должны работники с вредными и опасными условиями труда, там еще указали, что порядок проведения осмотров определяет уполномоченный Правительством орган исполнительной власти (ч. 4 ст. 213 ТК). Для реализации этой статьи Минздрав утвердил Приказом № 302н Перечень вредных и опасных производственных факторов. Все работники, которые подвергаются этим факторам, проходят медосмотры (п. 19 приложения 3 к Приказу № 302н).

Источником информации о наличии на рабочем месте вредных факторов могут быть не только результаты СОУТ, но и результаты исследований и испытаний, которые получили в рамках контрольно-надзорной деятельности или производственного контроля. Кроме того, можно использовать эксплуатационную, технологическую или другую документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяет работодатель в производственной деятельности. Это подтверждает судебная практика (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2016 № Ф09‑11194/16 по делу № А60-9401/2016).

Вопрос 2О том, где хранить медзаключения и паспорт здоровья

Вы спрашивали

После медосмотра работнику на руки выдают паспорт здоровья и заключение (пп. 10.2, 14 приложения 3 к Приказу № 302н). Можно ли забрать у работника эти документы и хранить их в организации? С одной стороны, без заключения не доказать, что сотрудник прошел предварительный медосмотр. А с другой, документы содержат персональные данные и Роскомнадзор может оштрафовать организацию.

Роструд отвечает

Храните медицинские заключения в организации, чтобы подтвердить прохождение предварительного медосмотра. При этом организуйте хранение в соответствии с требованиями закона о персональных данных и соответствующей главы Трудового кодекса (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; глава 14 ТК).

Обрабатывать персональные данные можно с целью соблюдения закона (ст. 86 ТК). А заключения работодатель хранит, чтобы подтвердить выполнение требований трудового законодательства. После того как работник уволится из организации, уничтожьте документ.

Срок хранения медзаключений не установлен, а в этом случае закон о персданных требует уничтожить или обезличить документ, когда больше нет цели обработки (п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Паспорт здоровья у работника не забирайте и не храните в организации. У работодателя нет законных оснований это делать. Медзаключение полностью подтверждает, что работодатель соблюдает закон. Можете запросить копию паспорта с письменного согласия работника, только тогда, когда еще не готов заключительный акт.

Вопрос 3
О том, кого направлять в центр профпатологии раз в пять лет

Вы спрашивали

Обязан ли работодатель направлять работников в центр профпатологии раз в пять лет или нужно это делать только по решению врачебной комиссии?

Роструд отвечает

Нет, не только. Направляйте в центр профпатологии раз в пять лет всех работников, которые заняты на работах с вредными или опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации или предельно допустимого уровня по действующему фактору. А также работников, у которых есть заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, и сотрудников со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве. Остальных работников направляйте только по решению врачебной комиссии (п. 37 приложения 3 к Приказу № 302н).

Вопрос 4
Про лицензию на право проводить предрейсовые медосмотры

Вы спрашивали

Может ли медработник по договору ГПХ проводить предрейсовые медосмотры без лицензии на право проведения таких осмотров?

Роструд отвечает

Нет, не может. У медработника должна быть лицензия с правом проводить предрейсовые/послерейсовые медосмотры. При этом не важно, оформили медработника по договору ГПХ или в штат. Также проверьте лицензию, если заключаете договор не с отдельным работником, а с медорганизацией (п. 8 Порядка, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Вопрос 5
Про медосмотры для работников торговли

Обратите внимание

Цель медосмотров для работников торговли — предупредить возникновение и распространение болезней (п. 3 приложения 3 к Приказу № 302н)

Вы спрашивали

Нужно ли всем работникам торговой организации проходить медосмотры? Например, директор, главный бухгалтер и экономист совсем не контактируют с товарами.

Роструд отвечает

Всем работникам торговой организации нужно проходить медосмотры. Исключений из этого правила нет. Такие требования прописали в ТК и приказе Минздрава и законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 213 ТК, п. 15приложения 2 Приказа № 302н, ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Вопрос 6
О том, нужны ли медосмотры при переводе сотрудника

Вы спрашивали

Работника перевели внутри организации на другую должность. При этом вредные и опасные факторы, которые воздействуют на работника, остались такими же. Нужно ли направлять сотрудника на внеочередной медосмотр?

Роструд отвечает

Нет, не нужно. Если набор вредных и опасных факторов не изменился, медосмотр вне графика не нужен. Пример таких случаев: заместителя повысили до начальника производства или слесаря перевели с одного участка на другой аналогичный.

Вопрос 7
Про требования чек-листа № 27

Вы спрашивали

Судя по требованиям проверочного листа № 27, инспектор спросит два отдельных списка контингента — для предварительных и периодических медосмотров. Почему одного общего списка недостаточно? Кроме того, в чек-листе предусмотрели поименный список для предварительного медосмотра. Разве такие бывают?

Роструд отвечает

Можно составить один общий список контингента работников, которые проходят предварительный и периодический медосмотр (п. 20 приложения 3 к Приказу № 302н). При проверке для инспектора его будет достаточно. При этом работодателю не запрещено заводить два разных списка.

В проверочном листе № 27 наличие списка контингента относится к одному пункту, хотя и имеет разделение. Так же и с поименным списком — он относится только к периодическим медосмотрам. Инспектор должен спросить только поименный список работников, которые проходят периодический медосмотр.

Вы спрашивали

В каком виде порекомендуете иметь подтверждения о направлении поименных списков в медицинскую организацию (вопрос 3 чек-листа № 27)? А также, какие виды учета выданных направлений, кроме журнала, можно использовать (вопрос 5 чек-листа № 27)?

Роструд отвечает

Письмо с уведомлением о вручении и ответное письмо из медорганизации подтвердят, что списки отправили. А порядок учета выданных направлений работодатель может установить локальным нормативным актом. Главное, чтобы в учетном документе было место для подписи работника, например, реестр, список и т. п.

Вопрос 8
Про договор на проведение медосмотра

Вы спрашивали

В Приказе № 302н нет прямого требования заключать договор на проведение медосмотра. Некоторые работодатели направляют работников проходить медосмотр самостоятельно, а потом возмещают. Подобной схемой пользуются и при периодическом медосмотре. Такие ситуации — проблема для специалистов по охране труда. Как объяснить работодателю, что он обязан заключать договор?

Роструд отвечает

Работодатель должен заключать договор с медорганизацией, чтобы выполнить свои обязанности. ТК требует, чтобы медосмотр проходил за счет средств работодателя (ст. 212 ТК). Для инспектора этот факт подтвердит только договор. Например, в договоре может быть указано, что работники проходят медосмотры, после чего медорганизация выставляет счет и работодатель оплачивает данную услугу.

Источник: СПРАВОЧНИК СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА (Эл. Журнал) № 8 2019г.

Любая трудовая деятельность может отрицательно сказаться на состоянии здоровья. Однако, в современном мире, есть перечень работ, на которых сотрудники максимально сильно рискуют жизнью. Для таких категорий людей на государственном уровне предусмотрены специальные льготы. Они направлены на восстановление трудоспособности, моральных сил, поднятия мотивации. Государство совместно с работодателями, пытается возместить ущерб для граждан, которые выбрали потенциально опасную занятость. В данной статье мы подробно рассмотрим, список каких профессий попадает под вредные условия труда и что за денежное вознаграждение и поощрения им полагается.

вредные и опасные производственные профессии

Правовая база

Сложные работы и должности, которые подпадают под вспомогательные материальные выплаты и иные льготные компенсации, строго определяются федеральным законодательством, а именно:

  • ТК РФ;
  • Постановлением Правительства под номером 198 и 188;
  • Законом №426.

Что это такое

Согласно нормативно-правовой базе РФ, трудовая деятельность человека, которая отрицательно сказывается на его здоровье, признается потенциально опасной. Признаки «вредности»: работник регулярно болеет, у него ослаблен иммунитет, наблюдаются сбои в репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной и других жизненно важных системах организма. Большинство заболеваний непосредственно связаны с особенностями выполнения конкретных задач в рамках рабочего процесса – высокое пылевыделение, холод или жара, повышенная влажность, воздействие химических реагентов, облучение и пр.

Чтобы окружающие условия деятельности были признаны, как тяжелые, специальная комиссия из членов уполномоченных государственных структур должна выдать соответствующее постановление. Проверка выявляет все факторы негативного влияния производственных процессов на жизнедеятельность человека, оценивает риски, на основе которых и делает выводы об уровне потенциальных угроз на предприятии. Затем создается список вредных и опасных профессий для конкретной организации. На базе последнего, работникам, попадающим в перечень, предоставляются государственные льготы.

Если процедура в полной мере не соблюдена, господдержка для такой компании не предусмотрена. Однако право работодателя на индивидуальные выплаты или другие виды компенсации (оздоровление в санаториях и пр.) в рамках действующего законодательства никто не ограничивает.

перечень вредных профессий и должностей

Классификация

Трудовой Кодекс и другие нормативные документы четко регламентируют, какие профессии относятся к потенциально вредным условиям труда. Всю деятельность можно условно поделить на несколько групп, каждая из которых базируется на количестве рисков для здорового образа жизни:

  • Оптимальный – производственные задачи выполняются в помещениях с отличным микроклиматом, который позитивно влияет на производительность. Территория предприятия также имеет благоприятную для рабочих атмосферу.
  • Допустимый – персонал работает в относительно нормальной среде. Факторы не выходят за рамки установленных показателей.
  • Небезопасный – наблюдается превышение нормативов, что влечет за собой урон здоровья.
  • Опасный – высшая градация угроз, трудовая активность в такой организации может причинить непоправимый вред организму.

Классификатор вредных профессий и должностей базируется на степени риска потенциального появления профзаболеваний. В зависимости от тяжести, он делится на 4 типа:

  • Первый – нарушения в жизнедеятельности человека носят обратимый характер. Они могут проявляться как на стадии выполнения рабочих задач, так и после их завершения (например, после выхода на пенсию). Такие патологии на сленге медиков называются «профессиональными» и, как правило, прекрасно лечатся или со временем исчезают сами собой.
  • Второй – более ярко выражены расстройства, иногда они могут приводить к утрате трудоспособности (неполной). Лицо, задействованное в таких производственных процессах, довольно часто бывает на больничных. У него наблюдаются болезни в хронической форме, вызванные именно работой.
  • Третий – у сотрудника присутствуют недуги, которые носят необратимый характер. Обычно они приводят к нетрудоспособности. Стойкие нарушения здоровья полностью нарушают уклад жизни человека.
  • Четвертый – сопровождается очень тяжелыми патологиями различных органов, которые достаточно плохо поддаются лечению. В некоторых случаях возможна полная потеря трудоспособности, как следствие, инвалидность.

Важно понимать, что категория и класс вредности по профессиям, четко регламентируется законодательной базой. Степень «опасности» конкретного предприятия оценивается государственными органами надзора и другими уполномоченными организациями. Стандартно такую проверку проводят сотрудники Роструда. В своей работе они руководствуются следующими документами:

  • постановлением правительства Российской Федерации;
  • статьями из ТК;
  • федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения между работниками и руководителями «тяжелых» производств.

классификатор вредных профессий и должностей

Как определить вредность профессии

При выявлении уровня «опасности», госкомиссия опирается на следующие показатели:

  • Недостаточно хорошее освещение, отрицательно сказывающееся на зрительных органах, а также негативно влияющее на психосоматическое состояние.
  • Громкость шумов и степень их воздействия на слух.
  • Высокая концентрация мелкодисперсных частиц в воздухе. Повышенное пылеотделение способствует засорению легких и трахеи, что постепенно нарушает функционирование дыхательной системы.
  • Работа с высокотоксичными химическими соединениями, вирусами, болезнетворными бактериями, радионуклидами.
  • Повышенная вибрация.
  • Разные виды излучений.
  • Чрезмерная влажность, низкая или сверхвысокая температура.
  • Продолжительность трудовой деятельности, сильная загрязненность, постоянное напряжение и другие факторы, приводящие к психическим и физиологическим расстройствам.

Конечно, это достаточно неточные формулировки, под которые можно «подстроить» абсолютно любой вид занятости. Поэтому чтобы дать четкое понятие, избежать недопониманий и возможных споров, в РФ существует принятый на правительственном уровне список (перечень) основных профессий, должностей, работ и производств, связанных с опасными, тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Выполнение специальной оценки условий труда сейчас обязательно для всех рабочих мест вне зависимости от их характера. Единственное исключение, предусмотренное статьей 3 закона № 426-ФЗ, включает места работы надомных и удаленных сотрудников. При этом позиции работников с разъездным, сезонным и иным характером работы наравне с другими подлежат проведению оценки.

Общие правила выполнения спецоценки определены положениями закона № 426-ФЗ, а также отдельным приказом Минтруда № 33н, который содержит действующую методику реализации этой процедуры. Однако в отношении некоторых категорий рабочих мест, характеризующихся, например, повышенным риском для работника, сложными условиями труда и так далее, может быть введен особый порядок выполнения СОУТ.

Общие правила выполнения спецоценки

Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Проведение СОУТ водителей

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.

Правила проведения измерений

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Оценка степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий труда производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителей пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести труда;
  • степень напряженности труда.

Для водителей электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также проведение измерения параметров электростатического поля. Кроме того, при проведении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые осуществляют посадку и высадку.

Каким бы ни было рабочее место, законодательство обязует работодателя проводить СОУТ. Методика предусмотрена приказом Минтруда, однако для отдельных категорий предусмотрен особенный порядок проведения процедуры. Специальная оценка условий труда водителей проводится по общим правилам с одним исключением, под которое попадают водители внутригородского пассажирского транспорта.

Проводить спецоценку условий труда может аккредитованная организация, отмеченная в государственном реестре. Таковой является экспертная лаборатория «Экостар». Обращайтесь за консультацией и получите помощь профессионалов в решении любых вопросов!

Проведение СОУТ водителей

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Проведение замеров проходит, когда транспорт или специальная техника работает в штатном режиме. Если речь о спецтехнике, дополнительно оснащенной навесным и прочим оборудованием, то замеряется уровень пыли, вибрации, шума в процессе его использования.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

Факторы, влияющие на класс вредности

В отличие от АРМ, СОУТ водителей теперь предусматривает идентификацию. Процедура проводится представителем аккредитованной экспертной организации, который обязан выявить факторы, влияющие на водителей, и сравнить их с предложенным Минтрудом классификатором. Проводившаяся ранее аттестация рабочих мест предусматривала оценку ряда факторов:

  • особенности освещенности;
  • присутствие в воздухе негативно влияющих на здоровье соединений и параметры микроклимата;
  • уровень вибрации, как общий, так и локальный;
  • напряженность рабочей обстановки;
  • шумность и наличие инфразвука;
  • тяжесть труда.

Согласно предложенному Минтрудом документу:

  • параметры освещенности могут влиять только на особо точные работы;
  • оценка микроклимата применяется, если оборудование на рабочем месте является его источником;
  • виброакустический фактор берется в расчет, если имеется оборудование, которое служит его источником.

Эти особенности проведения СОУТ водителей повлияли на количество льгот, которые раньше получали сотрудники на данной должности.

Как сохранить компенсацию?

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Чего ждать водителям от СОУТ в будущем?

Процесс СОУТ с учетом изменений может привести к негативу со стороны персонала. Рекомендуется, во-первых, всегда оповещать работников о том, что проводится процедура спецоценки, во-вторых, не пренебрегать сбором пакета документов и требовать от экспертной организации изменений, которые помогут сохранить класс вредности. Прежде чем отдать водителям карту СОУТ для ознакомления, стоит проверить ее самостоятельно.

Минтруд отметил особенности СОУТ водителей городского пассажирского транспорта, поэтому сейчас находится в разработке документ, который позволит оценивать их труд иначе. Это позволит работникам не лишится привычной компенсации.

Чем отличается спецоценка водителей от оценки, которая осуществлялась при аттестации?

СОУТ водителя легкового автомобиля отличается от АРМ тем, что не каждый фактор из списка, который раньше рассматривался при определении объема льгот и компенсаций, сегодня учитывается экспертом. Проводится процедура идентификации. Если работодатель не подойдет к вопросу разумно, сотрудник может потерять компенсации, так как рабочие условия будут признаны допустимыми.

Нужна ли специальная оценка условий труда для водителей?

Проведение СОУТ водителей является обязательным, как и специальная оценка рабочих мест в любых других отраслях. Работодатели обязаны проводить процедуру, иначе к ним могут предъявляться штрафные санкции.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

Процедура идентификации, которая проводится в рамках СОУТ, требует:

  • не учитывать освещенность, если сотрудник не выполняет точные работы;
  • исключить факторы микроклимата и виброакустики, если они не производятся технологическим оборудованием;
  • исключить эмоциональную и интеллектуальную нагрузку.

Видоизменился учет монотонности труда и сенсорной нагрузки. Все эти изменения привели к тому, что класс вредности не присваивается, а значит, исключаются и компенсации.

Как предупредить профессиональные заболевания водителей


Каждая профессия определённым образом воздействует на человека и может сделать его нетрудоспособным. Не является исключением и работа водителя.

Какие же именно профессиональные заболевания водителей довольно часто становятся проблемой тех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём? С чем они связаны, и как этого можно избежать?

Многие болезни связаны с тем, что многие часы или даже дни водитель находится в сидячем положении и практически без движения.

И это относится не только дальнобойщикам или водителям общественного или грузового транспорта. Многие большие города диктуют свои правила, и автомобиль уже стал далеко не роскошью, а прямой .

Для людей поездка на работу из-за постоянных пробок может длиться не один час, а, значит, без движения ежедневно обычный человек находится порой более 4–5 часов.

Можно сказать, что профессия водителя является бомбой замедленного действия для здоровья и жизни человека.

Происходит это из-за:

  1. длительного рабочего дня;
  2. наличия сверхурочных часов;
  3. частого нервно-психического напряжения.
  4. вибрации транспортного средства;
  5. слишком сильного напряжения мышц конечностей и туловища;
  6. вредного воздействия производственной среды;
  7. постоянного шума;
  8. ответственности за сохранность грузов;
  9. постоянной необходимости принимать срочные решения;
  10. работы в положении сидя;
  11. ответственности за жизнь пассажиров;

Совокупность вышеуказанных факторов может вызвать различные профессиональные болезни водителей.

Водитель автомобиля вредные факторы для медосмотра

Ответ на вопрос: Вопросы прохождения предварительного и периодического медосмотра регулируются Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских… В приказе Минздравсоцразвития № 302 есть 2 приложения.

Первое приложение касается вредных факторов на рабочем месте, а Приложение №2 определяет виды работ, при выполнении которых обязательны медицинские осмотры. В приложении 1 ряд вредных и опасных факторов, как основание для медицинского осмотра прямо указан – с учетом аттестации рабочих мест (или по результатам аттестации рабочих мест): это температурных режим, световой режим и др. Так, шум, являясь общебиологическим раздражителем, не только действует на органы слуха человека, но и может вызывать расстройство сердечнососудистой и нервной систем, пищеварительного тракта, а также способствовать возникновению гипертонической болезни.

Кроме того, шум является одной из причин быстрого утомления работающих, что может привести к несчастному случаю.

Вибрация — это сложный колебательный процесс, возникающий при периодическом смещении центра тяжести тела, или системы тел от положения равновесия, а также при периодическом изменении формы тела, которую оно имело в статическом положении. Вибрация возникает при работе машин и механизмов, имеющих неуравновешенные вращающиеся или совершающие возвратно-поступательное движение узлы и детали.

Справочник факторов приказа 302н по профессиям версия 2

Наименование производство, предприятие Направление на медосмотр.

Вредные факторы код -механик по обслуживанию ТС(транспортных средств) нефтедобывающие предприятия

Смотреть 874 автоклавер больницы

Смотреть 773 автослесарь (топливной аппаратуры) автотранспортные предприятия

Смотреть 767 автоэлектрик автотранспортные предприятия

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта.

СОГЛАСОВАНЫ: Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г.

07.12.2001 г. УТВЕРЖДЕНЫ: Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б.

21.12.2001 г. Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с , ст.14), , Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство )*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров. ________________ * Действует , здесь и далее по тексту.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в

Водитель автомобиля относится ли к вредным условиями труда

/ / 17.04.2018 835 Views Внимание В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.

В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ.

Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.


в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч.

4 ст. Содержание: Вредные производственные факторы по профессиям — основные моменты Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда 1.

Вредные условия труда водителя легкового автомобиля

Ранее уровень шума оценивался по гигиеническим критериям, базировавшимся на санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 36). Данным документом устанавливались предельно допустимые уровни (далее – ПДУ) шума в зависимости от класса автомобиля.

Для легковых автомобилей ПДУ по шкале А составлял 60 дБ, для грузовых – 70, для спецтехники – 80. Таким образом, один и тот же фактор оценивался по-разному.

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных.

Такие различия в оценке вызывали споры.


Также введение определения сидячей позы водителя, как «рабочая поза сидя» – позволяет уйти от определения неудобной, вынужденной или фиксированной рабочей позы, что естественно приближает условия труда к допустимому классу.

Внесены нововведения и в оценку напряженности трудового процесса при управлении транспортным средством.

Вредные условия труда водителя

Указанная позиция Верховного суда РФ, несомненно, должна найти отражение в будущих разъяснениях официальных органов по вопросу применения указанных правовых актов бывшего Союза ССР. Однако до появления таких разъяснений мы не считаем целесообразным руководствоваться Определением Верховного суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 при решении вопроса о назначении или отмене работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.При специальной оценке условий труда водителя автомобиля важным условием считается обязательное страхование, иначе деятельность будет незаконна.


Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды)

Водитель автомобиля вредные условия труда

Специальная оценка условия труда водителей Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле? Общие принципы оценки условий труда водителя В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса: Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались.

Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2.


В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.

В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Это разные автомобили.

Какие производственные вредные факторы у водителей автомобиля

/ / 19.04.2018 4,284 Views

  1. запросить бланки направлений у медицинского учреждения, с которым заключен договор на прохождение работниками (и кандидатами) обязательных медосмотров;
  2. разработать бланк самостоятельно.

В бланке обязательно должны быть следующие поля:

  1. цель медосмотра и т.д.(3*).
  2. наименование должности (профессии), которую занимает работник или планирует занять кандидат в работники;
  3. перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, действующих на рабочем месте по указанной профессии (должности);
  4. наименование работодателя;
  5. наименование медицинского учреждения, его адрес;
  6. фамилия, имя, отчество лица, направляемого на обязательный медосмотр, его пол, возраст, место проживания;

В заключение отметим, что предложенная позиция по ситуации основана на анализе законодательства, аналитических материалов.


ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. ГОСТ Р 51206-98. Автотранспортные средства.

Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины.

Важно Нормы и методы определения.

ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Профессиональные вредности водителя. Профессиональные болезни водителей

Профессиональные заболевания водителей условно можно разделить на несколько групп.

Дополняют этот букет геморрой и, конечно же, простатит, который является наиболее «представительным» заболеванием этой условно разделенной группы. Статистики утверждают, что простатитом страдают от 40 до 60% мужчин.

Постоянное напряжение за рулем вызывает сердечно-сосудистые заболевания. Потому-то у водителей наиболее часты инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма.

По большому счету перечисленным заболеваниям меньше подвержены автолюбители.

Профессиональные вредности водителя. Профессиональные болезни водителей и правило

Каждая профессия определённым образом воздействует на человека и может сделать его нетрудоспособным.

Не является исключением и работа водителя. Какие же именно профессиональные заболевания водителей довольно часто становятся проблемой тех, кто большую часть своей жизни проводит за рулём? С чем они связаны, и как этого можно избежать?

Водители имеют большие шансы развития некоторых заболеваний Многие болезни связаны с тем, что многие часы или даже дни водитель находится в сидячем положении и практически без движения. И это относится не только дальнобойщикам или водителям общественного или грузового транспорта.

Многие большие города диктуют свои правила, и автомобиль уже стал далеко не роскошью, а прямой .

Для людей поездка на работу из-за постоянных пробок может длиться не один час, а, значит, без движения ежедневно обычный человек находится порой более 4–5 часов.

Можно сказать, что профессия водителя является бомбой замедленного действия для здоровья и жизни человека. Происходит это из-за:

  1. ответственности за сохранность грузов;
  2. постоянного шума;
  3. слишком сильного напряжения мышц конечностей и туловища;
  4. вибрации транспортного средства;
  5. вредного воздействия производственной среды;
  6. наличия сверхурочных часов;
  7. частого нервно-психического напряжения.
  8. работы в положении сидя;
  9. длительного рабочего дня;
  10. постоянной необходимости принимать срочные решения;
  11. ответственности за жизнь пассажиров;

Совокупность вышеуказанных факторов может вызвать различные профессиональные болезни водителей.

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

24.02.2015 11 027Темы: ,


Методика специальной оценки условий труда существенно изменила подход к определению количества и уровней вредных факторов на рабочих местах водителей.Почему это надо знать?По результатам аттестации рабочих мест водителей их условия труда часто признавались вредными.

Однако сейчас ситуация может измениться.

С чем связаны такие ожидания? Почему труд водителя из вредного перейдет в класс допустимого?

Необходимо понять, чего ожидать работодателям от использования новой методики.

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации.

Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда.

Читайте также: