Является ли сотрудник милиции военнослужащим

Опубликовано: 17.09.2024

Сотрудники МВД не являются военнослужащими. В отпуск сотрудник полиции имеет право идти совместно с супругой и не понятно с чем связан вопрос.

Сотрудник внутренних дел не является военнослужащим. Его супруга может пойти в отпуск тогда же когда отпуск предоставят и мужу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").

""офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми "актами" Российской Федерации. 2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Таким образом сотрудник полиции не является военнослужащим, а отпуск Вам будет предоставлен согласно графика отпусков где Вы работаете.

Нет, сотрудники МВД не являются военнослужащими, супруга имеет право идти в отпуск одновременно с супругом если работодатель не против и по графику отпусков Они совпадают.

1. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

2. Доставление, то есть принудительное препровождение, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в служебное помещение воинской части или военной полиции.

Доставление военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест, - 48 часов.

Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части, либо в комнате (камере) органа, воинской части или подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, либо на гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотр транспортного средства осуществляются в присутствии не менее двух понятых. При этом личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии не менее двух понятых того же пола.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии должностного лица воинской части. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного должностного лица.

5. Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка, и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

В случае необходимости изъятые вещи и (или) документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

6. Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в случаях, когда совершенный им дисциплинарный проступок препятствует исполнению его должностных и (или) специальных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо когда исполнение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется на срок не более чем до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, а в случае назначения дисциплинарного взыскания - не более чем до окончания исполнения дисциплинарного взыскания.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется в порядке, установленном общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Отстранение от управления транспортным средством применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, если имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения либо совершил иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортным средством или его эксплуатацией. Отстранение от управления транспортным средством применяется до устранения причины отстранения.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который отстранен от управления транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

Должностное лицо воинской части, гарнизона или органа военной полиции, отстранившее военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, от управления транспортным средством, обязано обеспечить сохранность этого транспортного средства до окончания отстранения. Порядок хранения транспортных средств, от управления которыми отстранены военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, определяется общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

8. Медицинское освидетельствование осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения.

Медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае необходимости при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотра транспортного средства и (или) при изъятии вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись и (или) иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

10. О применении к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, за исключением меры, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, составляется протокол. В протоколе указываются дата, время и место его составления; должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, к которому применена мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке; время, место и мотивы применения указанной меры; описываются все действия, произведенные при применении такой меры, все обнаруженное при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотра транспортного средства и (или) медицинского освидетельствования в той последовательности, в какой осуществлялись досмотр и медицинское освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент досмотра и медицинского освидетельствования; перечисляются и описываются с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков все изъятые вещи и документы, а также делается отметка о примененных фото- и киносъемке, видеозаписи и (или) иных установленных способах фиксации вещественных доказательств.

Форма протокола о применении к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке определяется общевоинскими уставами с учетом требований, установленных настоящей статьей.

К протоколу прилагаются материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи и (или) иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, а также справки (акты) о медицинском освидетельствовании.

Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, к которому применена соответствующая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при применении такой меры понятых или других лиц - также этими лицами. В случае отказа военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол приобщается к материалам о дисциплинарном проступке.

11. Должностные лица воинских частей, гарнизонов или органов военной полиции, которые имеют право применять предусмотренные настоящей статьей меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

12. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке применяются к военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

Можно ли военным, полицейским и госслужащим открывать ИИС

Военные, полицейские и госслужащие имеют право открыть ИИС, получать доход от вложений и 1 из 2 вычетов, полагающихся по закону. Однако есть несколько ограничений по выбору активов, в которые они могут вкладывать деньги. К тому же до сих пор существуют спорные моменты о том, считать ли инвестиции предпринимательской деятельностью или нет.

Можно ли военнослужащим открывать ИИС

Если говорить о том, можно ли военнослужащим открывать ИИС, ответ однозначный: да, можно. Но для военных есть ограничения по инвестированию средств, которые важно учитывать при выборе стратегии.

Возможные инвестиции для военнослужащих

Военнослужащие вправе открывать индивидуальный инвестиционный счет, а также вкладывать деньги в ПИФы, передавать их в доверительное управление. Однако стоит понимать, что брокер или управляющая компания являются посредниками, которые вкладывают средства в разные капиталы, в том числе иностранные. Военные не могут делать инвестиции в зарубежные активы, поэтому они должны заранее уточнить стратегию инвестирования.

Ограничения по инвестициям для военных

ИИС для военнослужащих доступен, как и для всех остальных граждан страны. Но вкладывать средства в покупку зарубежных активов запрещается, например:

  • акции и облигации иностранных компаний;
  • облигации зарубежных государств;
  • облигации в иностранной валюте;
  • ценные бумаги, эмитированные зарубежными филиалами российских компаний.

Подобный порядок связан с тем, что военные не имеют права размещать средства на иностранных счетах. Поэтому хотя военнослужащий и может открыть ИИС, но вправе ли он инвестировать в любые активы – однозначно нет. Для получения дохода ему можно выбирать только российские финансовые инструменты.

Можно ли открыть ИИС сотруднику полиции

Сотрудник полиции является госслужащим, работающим в МВД. Поэтому он не имеет право заниматься никакими видами предпринимательской деятельности. Вместе с тем полицейские и другие работники органов имеют право получать доход с ценных бумаг, но не имеют права владеть ими.

Это означает, что они могут открыть ИИС, передать средства в доверительное управление и получать доход, а также 1 из 2 видов вычета, установленный государством, но самостоятельно покупать и продавать ценные бумаги запрещается, поскольку эта деятельность приравнивается к предпринимательской.

Как инвестировать сотрудникам органов

Должностные лица вправе:

  • открыть ИИС;
  • передать средства в доверительное управление;
  • приобрести пай в инвестиционном фонде.

Если говорить о том, можно ли сотруднику полиции открыть ИИС, ответ положительный. Но самостоятельно заниматься покупкой и продажей ценных бумаг запрещается. Допускается только получение пассивного дохода.

Во что нельзя инвестировать сотрудникам ФСБ и МВД

Сотрудники МВД и ФСБ вправе вкладывать средства в любые активы, за исключением зарубежных финансовых инструментов:

  • акций компаний;
  • облигаций иностранных государств и компаний;
  • ценных бумаг, выпущенных представительствами российских компаний за рубежом.

Следует понимать, что ИИС для покупки зарубежных активов запрещается открывать не только самому сотруднику органов, но также членам его семьи – супруге/супругу и несовершеннолетним детям.

Если открытие счета может привести к конфликту интересов, такая сделка запрещается. Например, сотрудник ФСБ расследует экономические преступления, получает закрытую информацию и использует ее в своих интересах для покупки акций компаний. Подобные действия могут породить конфликт между его интересами и интересами ФСБ или государства в целом.

ИИС для госслужащих

ИИС доступен для госслужащих, поэтому они могут открыть счет у любого брокера. Однако на покупку акций и других ценных бумаг действуют определенные ограничения.

Может ли госслужащий иметь акции

Госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Однако передача средств в доверительное управление не являются таковой. В этом смысле ответ на вопрос, можно ли госслужащим открывать ИИС, однозначно положительный. Вместе с тем самостоятельная покупка и продажа ценных бумаг нередко признаются предпринимательской деятельностью, поэтому она попадает под запрет для должностных лиц.

Поэтому они могут приобретать акции, облигации, вкладывать деньги в другие активы. Однако существуют определенные ограничения. Например, чиновники не могут покупать иностранные акции и даже некоторые российские ценные бумаги, если они эмитированы за рубежом. В некоторых случаях ограничения распространяются даже на отечественные активы.

Разрешенные каналы инвестиций для госслужащих

Каждый госслужащий может открыть ИИС у лицензированного брокера, в качестве которого может выступать банк либо другая финансовая компания. Чиновникам доступны все открытые способы инвестирования:

  • покупка и продажа акций;
  • покупка и продажа облигаций;
  • передача денег в доверительное управление;
  • приобретение пая в инвестиционном фонде.

Однако служащие могут совершать не все действия на открытом ИИС: практически для всех должностных лиц введены определенные ограничения.

Что нельзя госслужащим на бирже

Государственный служащий не может инвестировать в активы, если такое вложение может в будущем привести к конфликту интересов. Например, сотруднику Министерства промышленности и торговли запрещается передавать заявку на покупку акций компании «Роснефть» и других предприятий промышленной группы. В этом случае личный финансовый интерес гражданского служащего, чиновника может войти в противоречие с интересами министерства или другого ведомства.

Однако допускается передача этих бумаг в доверительное вправление. В этом случае он будет не лично участвовать в инвестировании, а просто получать пассивный доход. В этом случае брокер будет взимать:

  • годовую комиссию от вложенной суммы (обычно 1%-2%);
  • часть дохода (обычно 10%-20%).

Также существует перечень важных государственных должностей, представителям которых запрещается делать вложения в иностранные акции, облигации и другие зарубежные активы. Это:

  • руководство Центрального Банка;
  • сотрудники генеральной прокуратуры;
  • сотрудники федеральных министерств и других органов власти;
  • главы регионов;
  • главы муниципалитетов;
  • депутаты муниципалитетов.

Важно понимать, что в каждом ведомстве могут существовать собственные списки сотрудников, которые не могут инвестировать в определенные активы. Например, индивидуальный инвестиционный счет для госслужащих не может создаваться для операций с такими инструментами:

  • акции, паи и имущество зарубежных компаний (Amazon, Google и многие другие);
  • активы российских компаний, которые были эмитированы их зарубежными представительствами – например, VTB Capital;
  • еврооблигации, выпущенные российскими компаниями;
  • ETF, торгующиеся на Московской бирже.

Наряду с этим чиновникам запрещается передавать средства на ИИС в доверительное управление, если управляющая компания будет инвестировать их в зарубежные акции и другие активы иностранных корпораций. Таким образом, госслужащий может открыть ИИС, но сможет ли он приобретать любые активы – нет. Ограничения связаны как с инвестированием, так и с передачей средств в доверительное управление.

Спорные моменты для депозитариев

Отдельные спорные моменты связаны с признанием инвестирования через ИИС предпринимательской деятельностью. С одной стороны, вложения в акции, облигации и другие инструменты действительно можно считать предпринимательством, потому что это деятельность, сопряженная с рисками и направленная на получение дохода.

С другой стороны, депозитарий не регистрирует ИП, когда открывает счет, а потому не может считаться предпринимателем (по формальному основанию). Поэтому военнослужащим, полицейским, работникам органов рекомендуется открывать счет только для передачи средств в доверительное управление. В таком случае они точно не считаются предпринимателями – вместо них инвестированием занимается управляющая компания.

Таким образом, все госслужащие вправе открывать ИИС. Но они могут приобретать далеко не все активы. Например, военным, полицейским, должностным лицам запрещаются инвестиции в зарубежные инструменты. В отдельных случаях исключается покупка и российских ценных бумаг, если это ведет к конфликту интересов.

Можно ли военным, полицейским и госслужащим открывать ИИС

Военные, полицейские и госслужащие имеют право открыть ИИС, получать доход от вложений и 1 из 2 вычетов, полагающихся по закону. Однако есть несколько ограничений по выбору активов, в которые они могут вкладывать деньги. К тому же до сих пор существуют спорные моменты о том, считать ли инвестиции предпринимательской деятельностью или нет.

Можно ли военнослужащим открывать ИИС

Если говорить о том, можно ли военнослужащим открывать ИИС, ответ однозначный: да, можно. Но для военных есть ограничения по инвестированию средств, которые важно учитывать при выборе стратегии.

Возможные инвестиции для военнослужащих

Военнослужащие вправе открывать индивидуальный инвестиционный счет, а также вкладывать деньги в ПИФы, передавать их в доверительное управление. Однако стоит понимать, что брокер или управляющая компания являются посредниками, которые вкладывают средства в разные капиталы, в том числе иностранные. Военные не могут делать инвестиции в зарубежные активы, поэтому они должны заранее уточнить стратегию инвестирования.

Ограничения по инвестициям для военных

ИИС для военнослужащих доступен, как и для всех остальных граждан страны. Но вкладывать средства в покупку зарубежных активов запрещается, например:

  • акции и облигации иностранных компаний;
  • облигации зарубежных государств;
  • облигации в иностранной валюте;
  • ценные бумаги, эмитированные зарубежными филиалами российских компаний.

Подобный порядок связан с тем, что военные не имеют права размещать средства на иностранных счетах. Поэтому хотя военнослужащий и может открыть ИИС, но вправе ли он инвестировать в любые активы – однозначно нет. Для получения дохода ему можно выбирать только российские финансовые инструменты.

Можно ли открыть ИИС сотруднику полиции

Сотрудник полиции является госслужащим, работающим в МВД. Поэтому он не имеет право заниматься никакими видами предпринимательской деятельности. Вместе с тем полицейские и другие работники органов имеют право получать доход с ценных бумаг, но не имеют права владеть ими.

Это означает, что они могут открыть ИИС, передать средства в доверительное управление и получать доход, а также 1 из 2 видов вычета, установленный государством, но самостоятельно покупать и продавать ценные бумаги запрещается, поскольку эта деятельность приравнивается к предпринимательской.

Как инвестировать сотрудникам органов

Должностные лица вправе:

  • открыть ИИС;
  • передать средства в доверительное управление;
  • приобрести пай в инвестиционном фонде.

Если говорить о том, можно ли сотруднику полиции открыть ИИС, ответ положительный. Но самостоятельно заниматься покупкой и продажей ценных бумаг запрещается. Допускается только получение пассивного дохода.

Во что нельзя инвестировать сотрудникам ФСБ и МВД

Сотрудники МВД и ФСБ вправе вкладывать средства в любые активы, за исключением зарубежных финансовых инструментов:

  • акций компаний;
  • облигаций иностранных государств и компаний;
  • ценных бумаг, выпущенных представительствами российских компаний за рубежом.

Следует понимать, что ИИС для покупки зарубежных активов запрещается открывать не только самому сотруднику органов, но также членам его семьи – супруге/супругу и несовершеннолетним детям.

Если открытие счета может привести к конфликту интересов, такая сделка запрещается. Например, сотрудник ФСБ расследует экономические преступления, получает закрытую информацию и использует ее в своих интересах для покупки акций компаний. Подобные действия могут породить конфликт между его интересами и интересами ФСБ или государства в целом.

ИИС для госслужащих

ИИС доступен для госслужащих, поэтому они могут открыть счет у любого брокера. Однако на покупку акций и других ценных бумаг действуют определенные ограничения.

Может ли госслужащий иметь акции

Госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Однако передача средств в доверительное управление не являются таковой. В этом смысле ответ на вопрос, можно ли госслужащим открывать ИИС, однозначно положительный. Вместе с тем самостоятельная покупка и продажа ценных бумаг нередко признаются предпринимательской деятельностью, поэтому она попадает под запрет для должностных лиц.

Поэтому они могут приобретать акции, облигации, вкладывать деньги в другие активы. Однако существуют определенные ограничения. Например, чиновники не могут покупать иностранные акции и даже некоторые российские ценные бумаги, если они эмитированы за рубежом. В некоторых случаях ограничения распространяются даже на отечественные активы.

Разрешенные каналы инвестиций для госслужащих

Каждый госслужащий может открыть ИИС у лицензированного брокера, в качестве которого может выступать банк либо другая финансовая компания. Чиновникам доступны все открытые способы инвестирования:

  • покупка и продажа акций;
  • покупка и продажа облигаций;
  • передача денег в доверительное управление;
  • приобретение пая в инвестиционном фонде.

Однако служащие могут совершать не все действия на открытом ИИС: практически для всех должностных лиц введены определенные ограничения.

Что нельзя госслужащим на бирже

Государственный служащий не может инвестировать в активы, если такое вложение может в будущем привести к конфликту интересов. Например, сотруднику Министерства промышленности и торговли запрещается передавать заявку на покупку акций компании «Роснефть» и других предприятий промышленной группы. В этом случае личный финансовый интерес гражданского служащего, чиновника может войти в противоречие с интересами министерства или другого ведомства.

Однако допускается передача этих бумаг в доверительное вправление. В этом случае он будет не лично участвовать в инвестировании, а просто получать пассивный доход. В этом случае брокер будет взимать:

  • годовую комиссию от вложенной суммы (обычно 1%-2%);
  • часть дохода (обычно 10%-20%).

Также существует перечень важных государственных должностей, представителям которых запрещается делать вложения в иностранные акции, облигации и другие зарубежные активы. Это:

  • руководство Центрального Банка;
  • сотрудники генеральной прокуратуры;
  • сотрудники федеральных министерств и других органов власти;
  • главы регионов;
  • главы муниципалитетов;
  • депутаты муниципалитетов.

Важно понимать, что в каждом ведомстве могут существовать собственные списки сотрудников, которые не могут инвестировать в определенные активы. Например, индивидуальный инвестиционный счет для госслужащих не может создаваться для операций с такими инструментами:

  • акции, паи и имущество зарубежных компаний (Amazon, Google и многие другие);
  • активы российских компаний, которые были эмитированы их зарубежными представительствами – например, VTB Capital;
  • еврооблигации, выпущенные российскими компаниями;
  • ETF, торгующиеся на Московской бирже.

Наряду с этим чиновникам запрещается передавать средства на ИИС в доверительное управление, если управляющая компания будет инвестировать их в зарубежные акции и другие активы иностранных корпораций. Таким образом, госслужащий может открыть ИИС, но сможет ли он приобретать любые активы – нет. Ограничения связаны как с инвестированием, так и с передачей средств в доверительное управление.

Спорные моменты для депозитариев

Отдельные спорные моменты связаны с признанием инвестирования через ИИС предпринимательской деятельностью. С одной стороны, вложения в акции, облигации и другие инструменты действительно можно считать предпринимательством, потому что это деятельность, сопряженная с рисками и направленная на получение дохода.

С другой стороны, депозитарий не регистрирует ИП, когда открывает счет, а потому не может считаться предпринимателем (по формальному основанию). Поэтому военнослужащим, полицейским, работникам органов рекомендуется открывать счет только для передачи средств в доверительное управление. В таком случае они точно не считаются предпринимателями – вместо них инвестированием занимается управляющая компания.

Таким образом, все госслужащие вправе открывать ИИС. Но они могут приобретать далеко не все активы. Например, военным, полицейским, должностным лицам запрещаются инвестиции в зарубежные инструменты. В отдельных случаях исключается покупка и российских ценных бумаг, если это ведет к конфликту интересов.

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

  • нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;
  • прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

Комментарий к ст. 25 Закона о Полиции

1. Пункт п. 2 ч. 2 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусматривает возможность прикомандирования сотрудников полиции к государственным органам, а также к организациям. Однако перечень организаций, не относящихся к государственным органам, в рассматриваемом Федеральном законе не приведен.

2. Сотрудники полиции одновременно являются должностными лицами органов внутренних дел. Поэтому следует иметь в виду, что согласно ст. 19 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перечень министерств, ведомств и организаций, к которым могут быть прикомандированы сотрудники органов внутренних дел, определяется министром внутренних дел Российской Федерации и утверждается Правительством РФ.

3. В настоящее время такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1994 г. N 877. В данный перечень не входят профсоюзы работников полиции.

4. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел к представительным органам государственной власти и органам государственного управления определен в п. п. 10.1 - 10.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

5. Лица рядового и начальствующего состава полиции для работы в качестве помощника по трудовому договору (контракту) прикомандировываются на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующему исполнительному органу государственной власти. При этом служба в органах внутренних дел для данных лиц приостанавливается (ч. 8 ст. 38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

6. Сотрудники полиции могут быть в установленном порядке назначены представителями в иностранные государства (п. 10.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

7. В любом случае решение о прикомандировании должно приниматься с учетом желания сотрудников и интересов подразделений органов внутренних дел (п. 10.2 указанной Инструкции).

8. Исходя из ч. 3 комментируемой статьи все права, предоставленные полиции в целом, вправе реализовывать сотрудник полиции в пределах территории, обслуживаемой территориальным органом внутренних дел, в штате которого он служит. Таким образом, на обслуживаемой территории при наличии к тому повода и фактического основания (отсутствии обстоятельства, исключающего производство по делу) каждый сотрудник полиции обязан, к примеру, в соответствии с подведомственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела (п. 8 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона). Причем именно его подпись будет иметь юридическое значение.

Уголовное дело будет считаться возбужденным с момента подписания сотрудником полиции соответствующего постановления, а не с момента его утверждения начальником органа внутренних дел (начальником полиции). Утверждение постановления руководителем - форма реализации ведомственного контроля (ч. 2 ст. 49 настоящего Федерального закона) за действиями (решениями) сотрудника полиции.

9. За пределами территории обслуживания органа внутренних дел, в котором служит сотрудник полиции, последний не только реализует права (обязанности) полиции в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ, но и действует в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 настоящего Федерального закона.

10. Порядок ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определен Инструкцией о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение, утвержденной Приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. N 938, Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.

11. Постоянное хранение и ношение боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками полиции допускается с разрешения начальника главного управления и управления МВД России, министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД (ОВД) УРО, образовательного или научно-исследовательского учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел, командира (начальника) подразделения при органе внутренних дел.

12. К боевому огнестрельному оружию, выдаваемому для постоянного хранения и ношения сотрудникам полиции, относятся 9-мм пистолет Макарова (ПМ), 5,45-мм пистолет ПСМ. В исключительных случаях на период осложнения оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам полиции могут выдаваться автоматы или пистолеты-пулеметы.

13. Иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящие на вооружении в органах внутренних дел Российской Федерации, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения оперативно-служебных задач.

14. К специальным средствам, выдаваемым для постоянного хранения и ношения сотрудникам полиции, относится имеющийся на вооружении в системе Министерства внутренних дел РФ слезоточивый газ в аэрозольной упаковке.

15. Одновременно с выдачей боевого огнестрельного оружия и специальных средств сотруднику полиции выдается соответствующее снаряжение для их открытого и скрытого ношения, а также принадлежности по уходу за материальной частью. Ношение боевого огнестрельного оружия без использования соответствующего снаряжения (кобуры, ремня, револьверного шнура) запрещено.

16. Сотрудник полиции, получивший боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства для постоянного хранения и ношения, обязан обеспечить сохранность боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств, постоянно поддерживать их в технически исправном состоянии.

17. На службе выданные сотруднику полиции боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства находятся при нем. При ношении боевое огнестрельное оружие должно быть закреплено пистолетным (револьверным) шнуром.

18. В местах постоянного проживания сотрудника полиции боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства могут храниться лишь при наличии прочного металлического ящика с внутренним замком, прикрепленного к стене или полу. К огнестрельному оружию, боеприпасам, специальным средствам не должны иметь доступ посторонние лица и дети.

19. Одетые в гражданскую одежду сотрудники полиции носить огнестрельное боевое оружие, боеприпасы и специальные средства обязаны только скрытно, исключая возможность их хищения.

20. Демонстрация сотрудником полиции боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств окружающим (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством), а также передача их другим лицам запрещаются.

21. При необходимости выезда сотрудника полиции в командировку с боевым огнестрельным оружием, боеприпасами и специальными средствами об этом делается отметка в командировочном удостоверении с указанием вида огнестрельного оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия средств, а запись скрепляется печатью органа (подразделения) внутренних дел, воинской части.

22. При отсутствии возможностей надежной сохранности боевого оружия и боеприпасов по месту временного проживания командированные сотрудники полиции должны сдать их в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел.

23. Сотрудники полиции, награжденные именным боевым огнестрельным оружием, регистрируют его в органе внутренних дел по месту жительства в установленном порядке.

24. О понятии "оружие" см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

25. См. содержание и комментарий к ст. ст. 12 - 13, 26 - 28, 35, 41 настоящего Федерального закона.

Читайте также: