Является ли тренер педагогическим работником

Опубликовано: 07.05.2024

Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», тренер – это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Говоря о трудовой функции тренера, необходимо обратиться к квалификационным справочникам.

Требования к должности «тренер» приведены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта"».

В соответствии со ст. 251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ).

С принятием специальной гл. 54.1 ТК РФ, которая установила особенности регулирования труда тренеров, приоритет в регулировании труда тренеров отдан отрасли трудового права. Тренер-преподаватель является педагогическим работником (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 н, Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216 н).

Кроме того, Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» установлены квалификационные требования к должности «тренер-преподаватель», в том числе требования к образованию и опыту работы.

Учитывая изложенное, на тренера-преподавателя распространяются нормы педагогического законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 52 ТК РФ.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

П. 24 ст 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплено понятие тренер, которым является физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Требования к должности - тренер установлен Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих "Раздел

"Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" , согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 августа 2011 г. N 916 н

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 г. N 191 н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер"

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Однако, организация самостоятельно решает, руководствоваться ли ей профессиональным стандартом "Тренер" или соответствующим квалификационным справочником в части квалификационных требований к специалистам. Если организация примет решение руководствоваться квалификационным справочником, то по рекомендации аттестационной комиссии на должность тренера может быть назначено лицо, не имеющее специального образования, но обладающее достаточным опытом работы и компетентностью. Однако такое назначение является правом, а не обязанностью организации (Гарант).

ответы на вопрос:

Вам необходимо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, включив такой вид деятельности, как

92.62 Прочая деятельность в области спорта.

Лицензированию подлежат определенные виды (тренерская деятельность связанная с рыбалкой, стрельбой и еще ряд).

С уважением, www.advokathome.COM

ответы на вопрос:

ответы на вопрос:

Для получения лицензии на тренерскую деятельность необходимо обратиться в Министерство образования области. На официальном сайте смотрите пакет документов для лицензирования.

Если это не будет являться образовательной деятельностью, то лицензированию она не подлежит.

Общероссийские спортивные Федерации (на основании уставной деятельности) имеют право выдавать свои инструкторские квалификации, книжки, дипломы, удостоверения и т.д., но только на основании государственных свидетельств (дипломов). На основании этих документов Вы будете являться тренером или инструктором, в зависимости от выданного документа.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности:

""1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

""2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

""3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

""4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

""5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

""6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

""7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

""8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

""9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

""10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

""11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

""12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными "законодательством" Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

""1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

""2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Консультант Плюс: примечание.

В части 16 статьи 91 слова ", по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту" исключены Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ.

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Госдума во вторник приняла во втором, основном чтении правительственный законопроект о наделении тренеров спортивных школ и центров статусом педагогических работников.

"Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки, соответственно, в обучающихся и педагогических работников", - говорится в пояснительной записке.

Законопроектом вводится понятие "тренер-преподаватель". Cогласно тексту документа, это физлицо, которое "имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов". Как поясняли ранее в кабмине, тренеры, которые обучают детей в спортивных школах и центрах, будут официально считаться педагогическими работниками со всеми правами, обязанностями и социальными гарантиями.

Закон должен вступить в силу с января 2023 года. Тренеры, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, до вступления закона в силу будут переведены на должности тренера-преподавателя или старшего тренера-преподавателя с их письменного согласия не позднее 1 сентября 2023 года, но не ранее "момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью".

Стаж работы в должности тренера будет засчитан в стаж педагогической работы. При этом тренеры-преподаватели должны будут не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет пройти аттестацию "в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогических работников". Квалификационные категории тренеров планируется зачесть как квалификационные категории педагогических работников.

Также законопроектом уточняется содержание спортивной подготовки. Разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки будет осуществляться Минспорта.

Другие поправки

Документ выделяет организации, основная работа которых связана со спортивной подготовкой юных спортсменов, в отдельную категорию - "дополнительные образовательные организации спортивной направленности". "Для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа"", - говорится в тексте документа.

Прописываются обязанности таких организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки: обеспечивать участие обучающихся в соревнованиях и медобследование, а также проведение аттестации тренеров-преподавателей, бороться с использованием допинга и информировать об ответственности за его применение, обеспечивать учащихся спортоборудованием, экипировкой и инвентарем, обеспечивать их проезд и проживание в период соревнований и другое.

Устанавливается также, что в структуре таких организаций могут создаваться интернаты, предусматривающие проживание обучающихся. "За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ и субъектов РФ, родительская плата не взимается", - указано в законопроекте.

"Если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки", - говорится в документе.

Представители уполномоченных спортивных федераций наделяются правом беспрепятственно посещать любые организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, и используемые такими организациями объекты спорта.


В связи с введением новой главы 54.1, посвященной особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров в Трудовой Кодекс РФ, регулирование труда тренеров стало более детальным. Вместе с тем остаются определенные вопросы, связанные с регулированием отношений, возникающих между тренером и работодателем.

Одним из таких является вопрос о правовом статусе тренера как педагогического работника и является ли вообще тренер педагогическим работником? Данный вопрос имеет значение не только для теории, но и для практики, поскольку в случае положительного ответа на поставленный вопрос, на тренера будут распространяться нормы связанные с дополнительными гарантиями и компенсациями с одной стороны и определенными ограничениями с другой.

Определение понятия тренер содержится в ст. 2 Федерального Закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно, этой статье, тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Кроме того, определение понятия тренера, как работника, содержится в ст. 348.1 ТК РФ, которая определяет тренеров как работников, чья трудовая функция состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.

Как мы видим, Трудовой Кодекс не содержит такого важного признака тренера, как наличие специального образования.

Вопрос об образовании тренера не разрешен на законодательном уровне. Не совсем понятно, каким оно должно быть? Понятно, что тренер, должен разбираться в приемах подготовки спортсменов к соревнованиям в том или ином виде спорта, его правилах, запрещенных к использованию методик подготовки (в частности запрещенных к употреблению спортсменами препаратов) и т.д. Но должен ли он обладать педагогическими навыками? Ведь спортсмен, достигая определенного возраста может сам становиться тренером, должен ли он в таком случае получить дополнительное образование? Или достаточно разбираться только в избранном им виде спорта? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим особенности трудовой деятельности тренеров.

Тренер, в процессе своей деятельности воздействует на личность спортсмена, он должен вызывать доверие у спортсмена, чтобы у последнего не возникало желание искать другого наставника, а уж тем более прекращать свои спортивные тренировки (все это может привести к ухудшению спортивных результатов спортсмена). Причем на то, что деятельность тренера носит педагогический характер не должен влиять факт узкой направленности деятельности тренера, поскольку тренер руководит только спортивными тренировками спортсмена, поскольку нет педагога, который влияет на всю личность в целом, − все педагоги ограничены той либо иной сферой влияния на человека.

Тренер должен сформировать личность своего подопечного, в процессе осуществления своей деятельности, не выходя при этом за рамки моральных и этических норм. Результаты деятельности тренера должны соответствовать образовательным стандартам, эти результаты можно оценить только косвенным путем, − наблюдая за достижениями спортсмена.

Деятельность тренера начинается задолго до осуществления занятий по подготовке спортсмена. Он должен быть способен оценить возможности лица в сфере спорта. Тренер должен уметь набирать учеников (спортсменов). агитировать за занятие тем или иным видом спорта.

Чтобы быть хорошим тренером, надо быть неплохим спортсменом, надо самому поддерживать себя в хорошей форме. Вместе с тем, отличный спортсмен, после ухода из спорта, не всегда может стать отличным тренером. Для этого необходимо обладать рядом черт: владеть определенными знаниями в сфере организации тренировочного процесса, знать физиологию, психологию, основы медицины. Со всем этим спортсмен уже сталкивался, когда сам готовился к соревнованиям, однако он не обладает всем набором необходимых навыков. Ведь все люди, и спортсмены не являются, исключениями являются индивидуальными, а, следовательно, требуют индивидуального подхода, поэтому то, что было хорошо для данного спортсмена, который становится тренером, необязательно будет хорошо для того, кого он взялся тренировать. Именно поэтому законодательство предусматривает требование к специальному образованию тренера. Известная олимпийская чемпионка Ирина Роднина на встрече со слушателями Дипломатической академии МИД России отмечала, как недостаточно в нашей стране хороших, профессиональных тренеров.

К сожалению, действующее законодательство не содержит ни определения «педагогического работника», ни «педагогической деятельности».

В толковом словаре В. Даля содержится определение понятия «педагогика» −наука о воспитании и обучении молодежи, а под педагогом понимается человек, посвятивший себя этому предмету. Т.е. педагог – это человек, который занимается воспитанием и обучением молодежи.

Бриллиантова Н.А. и Архипов В.В. на основе анализа Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предлагают следующее определение: «под педагогической деятельностью следует понимать деятельность работников образовательных учреждений, непосредственно связанных с обучением и (или) воспитанием российских граждан и иных лиц» 1 . На наш взгляд, данное определение достаточно точное и емкое для определения педагогической деятельности. На его основе мы можем сформулировать следующее определение педагогического работника: педагогический работник – это лицо, обладающее необходимым образовательным цензом, а также соответствующее иным обязательным требованиям, установленных законодательством РФ, другими нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также нравственным нормам общества, трудовая функция которых состоит в осуществлении образовательного процесса и (или) воспитании российских граждан и иных лиц. Введение такого признака педагогического работника как соответствие нравственным нормам общества, конечно является спорным, поскольку не имеет четкого критерия, но с другой стороны, само законодательство говорит, о том, что лица, которые выполняют воспитательные функции должны соблюдать моральные устои общества.

Впервые только ТК РФ 2001 г. предусмотрел особенности регулирования труда педагогических работников, ранее в КЗоТ 1971 г. было лишь положение о дополнительном основании прекращения трудового договора (п. 3 ст. 254 КЗоТ 1971 г.): совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Факторами дифференциации, по которым тренеры и педагогические работники выделяются в отдельную группу, является специфика труда в двух данных отраслях (сфере спорта и педагогической сфере),− и та, и другая сфера очень важны для нормального функционирования российского общества. Конечно, сфера спорта не носит столь всеобъемлющего значения для населения как сфере образования, поскольку, к сожалению, не всем спорт интересен и не все считают его необходимым элементом нормального функционирования общества, в отличие от образования. Вместе с тем, именно достижения спортсменов в какой-то степени влияют на престиж государства. Очень часто спортивные соревнования приобретают политический характер (для этого можно ознакомиться с историей возрожденных Олимпийских Игр). Кроме профессионального спорта должен быть хорошо развит и любительский спорт. Таким образом, можно сказать, что результат труда педагогических работников – это мозг нашей страны; а результат тренерской работы – это тело страны. Именно поэтому необходимо дифференцировать правовое регулирование труда и тренеров и педагогических работников. Однако проводя такую дифференциацию, на наш взгляд, законодатель не учел всей специфики работы тренера, не относя прямо спортивного тренера к категории педагогического работника, но на подзаконном уровне тренер рассматривается именно как педагогический работник.

Например, в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» упоминаются тренеры-преподаватели образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля, кроме того в отдельную группу педагогических работников выделяются руководители физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Представляется, что законодатель должен разрешить данный вопрос окончательно, не допуская коллизий в правовом регулировании трудовой деятельности тренеров.

В частности, на наш взгляд, существенным является вопрос, может ли в качестве тренера выступать лицо, которое не может допускать к осуществлению педагогической деятельности (напр., если лицо лишено заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; или лицо, имеющее определенное заболевание и т.п.)? Должен ли тренер проходить аттестацию, о которой говориться в ч. 5 ст. 332 ТК РФ?

Законодателю следует выработать четкую классификацию всех тренеров, причем каждой группе такой классификации должны быть присущи определенные особенности с точки зрения правового регулирования. В качестве критериев классификации тренеров можно выделять возрастной критерий спортсменов (тренер, работающий с лицами, не достигшими 18 лет и с совершеннолетними спортсменами), количественный критерий спортсменов (личный или командный тренер), самой программы подготовки (специальные школы со спортивным уклоном, общеобразовательные школы, индивидуальные тренировки и т.д.), есть и другие критерии, например, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.2008 г. №225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» можно разделить тренеров не только по квалификационным группам, но и выполняемых тренерами функций (например, тренер-врач).

Для всех групп тренеров, которые будут рассматриваться в качестве педагогических работников должны быть установлены дополнительные права, обязанности, гарантии и компенсации:

Тренерам должен предоставляться не только ежегодный дополнительный отпуск, но и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, по аналогии с педагогическими работниками.

На тренеров следует распространять нормы ст. 336 ТК РФ о дополнительном основании прекращения трудового договора.

Для тренеров должны быть установлены такие же ограничения на занятия педагогической деятельностью, которые предусмотрены для педагогических работников (ст. 331 ТК РФ).

Отметим, что на наш взгляд только одна категория тренеров не может рассматриваться в качестве педагогических работников, а именно тренеров, которые работают с совершеннолетними спортсменами, вне зависимости от того, осуществляются ли индивидуальные или коллективные тренировки. Шевченко О.А. не разделяет подход, согласно которому, следует рассматривать в качестве педагогов только тренеров, которые работают с несовершеннолетними спортсменами, поскольку «признание тренера педагогическим работником не только во многом улучшит положение как спортсменов, так и самих тренеров, предоставит последним дополнительные правовые гарантии, но и наделит их специальной юридической ответственностью» 2 .

Кроме вопроса о распространении на тренеров правовых норм о педагогических работниках, содержащихся в главе 52 ТК РФ, возникает и ряд других вопросов, например, можно ли увольнять тренера по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы?

На наш взгляд на практике вопрос будет решаться исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №63) «О применении судами Трудового Кодекса Российской Федерации». В п. 46 данного Постановления указано, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с совершением ими аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (пункт 8 части первой статьи 81 ТК РФ), судам следует исходить из того, что по этому основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Таким образом, к определенным категориям тренеров данное положение будет применимо, в случае осуществления им воспитательной функции. Например, в Постановлении Министерства труда РФ от 22.01.1993 г. №8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации», говорится, что старший тренер-преподаватель по спорту среди прочих функций осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Подобные обязанности закреплены и для тренера-преподавателя. В ряде случаев нельзя говорить о воспитательной функции тренеров. Например, для тренеров взрослых команд или совершеннолетних спортсменов. Опять же встает вопрос о необходимости дать четкую классификацию тренеров именно с точки зрения их социальной роли.

Без сомнения, тренера нельзя полностью отождествлять с педагогическим работником, у него есть своя специфика деятельности, в данном случае законодателю необходимо лишь заимствовать ряд норм, регулирующих деятельность педагогических работников и распространить их на деятельность тренеров.

Кратко подведем итоги всему вышесказанному:

Трудовая функция ряда тренеров имеет ярко выраженный педагогический характер. Можно даже отметить, что тренер – это, в ряде случаев, частный случай педагогического работника. К сожалению, такой вывод трудно выявить, основываясь только на правовом регулировании. Данный вывод основан как на правовом поле, так и на социальной роли тренера в обществе, на его функциях, которые он выполняет наряду с подготовкой спортсмена к соревнованию. Он формирует личность спортсмена, молодым спортсменам он помогает социализироваться в нашем обществе. Хотя на подзаконном уровне ряд работников-тренеров прямо отнесен к педагогическим работникам;

На законодательном уровне отсутствует четкое разграничение тренеров по группам, что свидетельствует о недостатках дифференцирования правового регулирования в рамках трудового законодательства. В качестве критериев дифференциации тренеров по группам можно избрать возрастной критерий спортсменов, целевой характер подготовки спортсменов (например, для достижения определенных высоких результатов или это любительские занятия спортом), командный или индивидуальный вид спорта и т.п.

Классифицируя тренеров по разрядам необходимо учитывать устоявшееся подзаконное регулирование данного вопроса. Необходимо включать особенности регулирования труда тренеров только в одну главу Трудового Кодекса, с целью избежания возможных коллизий (например, если на ряд категорий тренеров распространить нормы о педагогических работниках, то неизбежно тренеры подпадают под регулирование двух глав сразу (Главы 52 и 54.1 ТК РФ)). Таким образом на тренеров не следует распространять нормы Главы 52 ТК РФ, нужно только некоторые нормы ее глав распространить на тренеров, чья деятельность носит ярко выраженный педагогический характер.

В данном случае может встать такой вопрос: есть педагогический работник в смысле Главы 52 ТК РФ, есть педагогический работник, являющийся тренером, на которого распространяются нормы Главы 52 ТК РФ и Главы 54.1 ТК РФ. Таким образом, получается различные права, обязанности, гарантии и компенсации для этих двух категорий работников. На самом деле дифференциация существует и в рамках регулирования труда педагогических работников, она складывается и закрепляется на подзаконном уровне (например, разным категориям педагогических работников предоставляются различные ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска). Применительно к тренерам подход к дифференцированному регулированию будет решен на законодательном уровне. Это позволит снять те проблемные вопросы, о которых говорилось в настоящей работе.

Это позволит тренерам получать социальные гарантии наравне с учителями. При этом новые нормы, по словам разработчиков, не отменяют и не уменьшают уже имеющиеся гарантии и стимулирующие выплаты, которые получают тренеры согласно Трудовому кодексу.

Проектом закона вводится специальное понятие - тренер-преподаватель,- лицо, осуществляющее обучение детей в спортивных школах и центрах. Сами детские спортшколы выделяются в особую категорию «дополнительных образовательных организаций спортивной направленности». Программы спортивной подготовки при этом станут дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта. Стандарты спортивной подготовки Минспорта будет согласовывать с Минпросвещения.

Законопроект разработан по поручению Президента России по итогам заседания Совета по развитию физкультуры и спорта.

Вот как о перспективе принятия новых норм говорит председатель Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лариса Зорина:

В соответствии с Уставом Российского профессионального союза работников культуры наш профсоюз объединяет не только работников культуры и искусства, но и спорта, средств массовой информации, полиграфии, профильных образовательных учреждений и органов власти соответствующих отраслей. В нашем регионе представители трудовых коллективов спортивных учреждений и организаций входят в профсоюз работников культуры.

Два года назад начался переход детских юношеских спортивных школ из сферы образования в сферу физической культуры и спорта. Это было обосновано разницей целей и задач. Если в образовании главная цель вовлечения детей в спорт - это их занятость в свободное от учебы время и формирование здорового образа жизни, то задача сферы спорта не только в этом, важнейшая задача - выявление у детей спортивных данных, воспитание и подготовка спортсменов, в том числе и высших достижений, а это совершенно иные программы, иной режим тренировок и временных затрат. В результате нововведений произошло то, что люди, ранее работавшие в должности «тренер-преподаватель», которые всегда были в системе образования и имели соответствующие льготы, утратили право ими пользоваться. Среди прочего это было бесплатное предоставление жилья на условиях социального найма, а также компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (прим. — в 2021 году 2160,00 рублей), что по нынешним временам имеет для работника существенное значение. Кроме того эта категория педагогов потеряла в отпуске, если ранее отпуск был 56 календарных дней, то теперь только 28. Словом налицо ухудшение условий. Нужно помнить, что тренер бывает с детьми зачастую круглосуточно, особенно на сборах, соревнованиях. А если ребенок заболел? Бывает, что нужно в ночное время решать вопрос с врачом, госпитализацией. Все это накладывает дополнительную ответственность, которая выглядит никак не меньшей, чем у педагогов системы образования.

В самой тренерской среде также пока нет однозначного отношения к принимаемому законопроекту.

Так, по мнению начальника отдела координации и методического обеспечения организаций КАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края» Ивана Самсонова, с принятием законопроекта во-первых, будет повышен уровень контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ФКиС). Следует отметить, что в этой сфере имеется ощутимый пробел в законодательстве, которым вовсю пользуются негосударственные организации.

Во-вторых, измениться уровень социальных гарантий тренеров и иных специалистов, поименованных как педагогические работники, которые позволят решить вопрос компенсационных выплат работникам в сельской местности.

В-третьих, мы надеемся, что будет частично решена проблема с дефицитом кадров не только на селе, но и в городах. Ведь мало кто обращает внимание, что ранее недостаток педагогических кадров в организациях, реализующих образовательные программы в области ФКиС, частично решался за счет привлечения бывших спортсменов, получивших профессиональное физкультурное образование, но работающих в правоохранительных и иных ведомствах. Сюда следует отнести военных, полицейских, а также сотрудников организаций, исполняющих публично-значимые функции (адвокаты, нотариусы ). В настоящее время, вышеназванной категории работников, запрещено заниматься оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью в качестве тренера, инструктора по спорту

Однако, при всех плюсах принятия законопроекта имеется ряд отрицательных моментов:

Система образования обязана выполнить основной показатель эффективности деятельности: 80% вовлеченных в занятия допобразованием к 2024 г. без необходимости исполнения каких-либо показателей спортивной результативности. Это непременно отразится на системе подготовки спортивного резерва.

Система образования не заинтересована в обязательной организации, проведении и финансовом обеспечении спортивных соревнований. В настоящее время на систематической основе практически не проводятся школьные и студенческие спортивные соревнования, а если и проводятся, то зачастую формально.

Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности по реализации образовательных программ спортивной подготовки осуществляется представителями «обрнадзора», являющихся, как правило, бывшими учителями-предметниками, не имеющими профессионального представления в вопросах спорта. Это многократно осложняет процесс реализации программ. Напомним, система образования основана на примате «психологизма», а спортивная подготовка на - «психофизиологии». То есть при наличии общего сущностного начала в педагогическом характере деятельности, не учитываются иные, оказывающие существенное значение принципы специальной тренировки, медицинского обеспечения

Настоящие условия хозяйствования (материально-техническое обеспечение, медицинское и др.) не позволяют многим организациям получить лицензию на образовательную деятельность. Причем требования к организации медицинской сопровождения, мягко говоря, слегка завышены, не учитывают настоящих реалий.

Руководство системой ФКиС в муниципалитетах лишается профильных физкультурно-спортивных организаций, преобразованных в организации дополнительного образования с иными основными целями своей образовательной деятельности.

По словам Ивана Ивановича Самсонова, плюсы и минусы представленного законопроекта руководителям и сотрудникам спортивных учреждений и организаций еще только предстоит почувствовать, а это изменение налаженного ритма, неопределенность и стрессы. Именно через профсоюз работники данной сферы имеют возможность озвучить свои опасения, чаяния и пожелания. Поэтому профсоюз максимально вовлечен и погружен в данный вопрос.

в Министерстве юстиции

25 января 2021 года,

регистрационный N 62203

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 года N 952н

Содержание

I. Общие сведения

Спортивная подготовка и физическое воспитание детей и взрослых

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация и проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов; преподавание предметной области физической культуры по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам; физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей и взрослых

Тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность в области спорта

Дополнительное образование детей и взрослых

Дополнительное профессиональное образование

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

Планирование содержания занятий физической культурой и спортом

Проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией

Проведение занятий физической культурой и спортом

Психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом

Организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях

Формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения

Обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом

Проведение работы по предотвращению применения допинга

Осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки

Осуществление организации и судейства соревнований по виду спорта и физкультурно-
спортивных тестовых мероприятий с населением

Обеспечение хореографической и акробатической подготовки спортсменов и обучающихся

Организация и проведение дистанционных занятий физкультурно-спортивной направленности

Организация и координация работы тренерско-
преподавательской бригады

Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-
спортивных обществ (по виду спорта, спортивной

Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Обобщение и распространение передового опыта деятельности тренера-
преподавателя

Оказание экспертной и методической помощи по вопросам компетенции

Планирование, организация и координация тренерско-
преподавательской работы в спортивной сборной команде муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-
спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Взаимодействие с физкультурно-
спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах муниципального уровня, субъекта Российской Федерации, физкультурно-спортивных обществ (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Подготовка спортсменов и совершенствование навыков соревновательной деятельности в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Планирование, организация и координация тренерско-
преподавательской работы в спортивной сборной команде Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Контроль, учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Взаимодействие с физкультурно-
спортивными организациями, организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, в целях пополнения резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Осуществление отбора спортсменов в резерв спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Отбор перспективных спортсменов, комплектование спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация привлечения тренерско-
преподавательских кадров для спортивных сборных команд Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Организация воспитательной работы в спортивных сборных командах Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Руководство подготовкой и переподготовкой тренерско-
преподавательских кадров

Руководство разработкой и реализацией программ развития вида спорта

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Деятельность по подготовке спортсменов и физическому воспитанию обучающихся

Читайте также: