Является ли завхоз должностным лицом

Опубликовано: 17.09.2024

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции заведующего хозяйством

1.Общие положения

2. Обязанности

Список функций заведующего хозяйством:

  1. Управление областью хозяйственного обеспечения деятельности предприятия.
  2. Обеспечение хранения соответствующих хозяйственных ценностей.
  3. Мониторинг ситуации на рынке с хозяйственными товарами, закупаемыми для нужд предприятия.
  4. Представление предприятия во взаимодействии с контрагентами в сфере закупок соответствующих товаров и их последующего обслуживания.
  5. Мониторинг достаточности количества хозяйственных товаров, а также проведение их своевременных закупок.
  6. Взаимодействие с другими подразделениями предприятия по вопросам их заявок на закупку соответствующих хозяйственных товаров.
  7. Руководство работой персонала, занятого в сфере хозяйственного обеспечения предприятия.
  8. Знание марок и особенностей востребованного предприятием хозяйственного инвентаря.
  9. Отслеживание корректности бухгалтерской документации в сфере хозяйственного обслуживания предприятия.
  10. Соблюдение принципов документооборота в своей сфере ответственности.
  11. Участие в мероприятиях по инвентаризации в своей зоне ответственности.
  12. Наблюдение за соблюдением правил пожарной и технической безопасности в своей сфере ответственности.
  13. Выполнение правомочных указаний руководства предприятия в пределах своей ответственности.

3. Должностные права

Список прав заведующего хозяйством:

  1. Управлять рабочей деятельностью своих подчиненных.
  2. Знакомиться с проектами указаний менеджмента предприятия по собственной сфере деятельности.
  3. Предлагать менеджменту предприятия рекомендации по улучшению ситуации в зоне своей ответственности.
  4. Доносить до менеджмента предприятия данные о недостатках, которые были выявлены в ходе выполнения своих функций.
  5. Запрашивать данные от подразделений предприятия, которые востребованы в ходе выполнения своей деятельности.
  6. Вносить предложения менеджменту предприятия по кадровым вопросам в отношении своих сотрудников.
  7. Ставить свою подпись на соответствующих документах предприятия.
  8. Требовать от менеджмента предприятия создания условий, которые нужны для эффективного обеспечения хозяйственной деятельности предприятия.
  9. Представлять предприятие во взаимодействии с партнерами в границах своей ответственности.

4. Ответственность

Заведующего хозяйством можно привлечь к ответственности за нарушения, совершенные на рабочем месте, в следующих случаях:

Актуальность должностной инструкция

Документ раскрывает основные аспекты рабочей деятельности заведующего хозяйством. Корректно составленная должностная инструкция избавляет нанимателя и специалиста от процессов постоянных согласований рабочих моментов.

Для нанимателя содержимое документа избавляет от нужды постоянно контролировать действия подчиненного, а также консультировать его по спорным вопросам.

Сотруднику документ дает ясное описание круга его функций, а также прав, которые он приобретает на работе.

Таким образом, документ служит средством предотвращения трудовых споров, а также помогает эффективности течения рабочих процессов. Дополнительно можно упомянуть, что должностная инструкция может использоваться в трудовых спорах, в том числе и в суде.

Алгоритм составления должностной инструкции

Форма же инструкции подчиняется определенным стандартам. Типовая должностная инструкция включает 4 части:

  • Общие положения.
  • Обязанности.
  • Ответственность.
  • Права.

К вышеперечисленным разделам могут добавляться и другие, в которых раскрыты условия труда, должностные связи, критерии оценки работника. Целесообразность их включения определяется работодателем и зависит от его размеров, отраслевой принадлежности и других аспектов.

Внимание! Возможные последующие изменение инструкции являются непростым делом. Если работодатель решил поменять уже действующий текст документа, то ему нужно руководствоваться статьёй 74 ТК, по которой предусмотрена довольно долгая процедура внесения изменений в трудовой договор, а следовательно, и в должностную инструкцию. Поэтому уже при первоначальном написании документа нужно внимательно отнестись к его содержанию.

Общие положения

В этой части документа содержатся такие базовые рабочие моменты, как порядок подчинения, сфера ответственности и другие. Особо важны требования по навыкам, которыми должен обладать кандидат на данную должность. Эти навыки должны соотносится с тем набором функций, который дан в следующем разделе.

Внимание! Иногда специфика предприятия требует навыков, не характерных для данной позиции. Например, знание делового английского или понимание отраслевой технической документации. В таком случае нужно обязательно упомянуть их в данном разделе.

Обязанности

В эту часть включают перечень функций, которые должен выполнять заведующий хозяйством. Для предотвращения рабочих конфликтов они должны быть описаны полно и исчерпывающе. Но не рекомендуется перегружать раздел второстепенными функциями, которые могут отвлекать специалиста от выполнения его основных обязанностей.

Права

Данная часть включает перечень прав, которыми наделяется заведующий хозяйством для выполнения его обязанностей. В этот раздел включают 5-6 стандартных пунктов, которые дополняются работодателем по мере необходимости.

Ответственность

Эта часть в общей форме описывает случаи, когда заведующего хозяйством можно привлечь к ответственности. Описание даётся в максимально общей форме, т.к. возможные конкретные меры наказания определяют позднее, в ходе юридических разбирательств.

После того как должностная инструкция составлена, её показывают профильным специалистам. Обычно её согласовывают с юристом и специалистом-кадровиком. После учета их замечаний документ отправляется к руководителю предприятия. Далее документ распечатывается на фирменном бланке, с соблюдением всех атрибутов, необходимых для официального документа. На заключительном этапе документ должен быть подписан всеми задействованными сторонами: руководителем предприятия, специалистами, с которыми согласовывался его текста, и самим заведующим хозяйством.

Кто является должностным лицом в организации

Должностное лицо в организации, с точки зрения действующего законодательства. Где и как применяется.

В законодательстве отсутствует единое определение должностного лица организации.

Должностное лицо согласно КоАП

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностное лицо согласно УК РФ

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в нормах гл. 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ. Данный вывод сделал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.06.2010 N 885-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что то обстоятельство, что Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит депутата представительного органа муниципального образования к числу должностных лиц местного самоуправления (ст. ст. 2, 40), само по себе не означает, что такой депутат не может признаваться должностным лицом по смыслу п. 1 примечаний к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Анализ указанных определений свидетельствует о том, что под должностным лицом понимается лицо, наделенное распорядительными полномочиями или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Должностное лицо и судебная практика

Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).

Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства спорта РФ от 25 апреля 2019 г. № 05-05-2-20/10893 О разъяснении определения «должностное лицо»

Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.

Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее - Постановление Пленума).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

Состояние неудовлетворенности собой очень пронзительное. И вопрос «Как быть?» крутится в голове навязчивой песней. «Работа, работа, уйди от Федота, а перейди на меня» — вот такой считалкой я глушила свои вопросы.

Ну, что сказать? Считалка сработала! Работаю я менее полугода на должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе. Попала я в школу стремительно и неожиданно даже для самой себя.

Эту историю прислала моя подписчица Валентина Е.

Как это было

Конец года 2019-го не слишком воодушевлял меня сложившимися обстоятельствами. Это и поиск работы, и отсутствие очевидных перспектив, возраст-то 50+.

Да и оптимизм к четвертому месяцу безденежья метался от нуля к минусу. Не то чтобы все было безнадежно, но как-то нерадостно. Но вот в конце декабря случилась хорошие новости и у меня!

Получила приглашение на работу. Правда, с малюсенькой зарплатой, и только в январе после праздников. Но все-таки сумрак начинал рассеваться. В общем, жила и ждала Нового года.

И вот случился «вдруг». О том, что ищу работу, я оповестила многих. Звонок утром, 20 декабря от бывшей коллеги: «Есть такая тема — поработать завхозом в школе, пойдете?». Ок, не знаю, но пообщаться схожу.

И каким-то образом все динамично и гладко завертелось. И школа знакомая (сын ее закончил), и в пешем доступе, и собеседование на удачное время — 12 часов.

И вот я на месте, беседую с руководителем. В итоге — принята! С понедельника меня ждут в должности замдиректора по АХД.

Типичный рабочий день

Первый день, как и первая пара недель, были обычными и ознакомительными. Все проходило без каких-то неожиданностей или сюрпризов. Рабочий день с 8 до 16:30, но он не проходил, а буквально пролетал птицей.

Сначала, как водится, адаптация к коллективу. А он немаленький: педагоги, человек 50, администрация школы, и мои непосредственные помощники — технический персонал.

По большей части все шумные, неугомонные, обидчивые и характерные. Знакомились, притирались и привыкали друг к другу, конечно, не сразу и не быстро. Благо, этот этап уже позади.

Теперь мы неплохо понимаем друг друга, в общем, работаем. А параллельно необходимо было вести документооборот. В бюджете все делается грамотно и четко:

  • учет приход и расход материала;
  • акты на списание;
  • акты выполненных работ;
  • декларации;
  • регистрация и отслеживание договоров и дополнительных соглашений;
  • учет энергоносителей;
  • учет рабочего времени;
  • ответы на предписания;
  • составление приказов и распоряжений.

А еще проверки. От санитарно-эпидемиологической станции, от пожнадзора и других контролирующих органов. А также контроль над закупкой и расходованием материалов, над ведением текущих ремонтов.

И, как начинающая фея, часто исполняю разные «хотелки» по теме благоустройства. В общем, обязанностей немало, за целый день телефон буквально раскаляется.


Почему продолжаю работать

Работая не так долго, вот какой удивительный момент я отследила. Когда в этих стенах учился мой сын, а я приходила на родительские собрания, то мне всегда на переменах было очень шумно.

И даже злилась порой на чрезмерную, как мне казалось, активность детей. А теперь ведь совсем другое дело!

Я приняла этот школьный мир детей сразу. И их громкий разговор и игра в догонялки меня не раздражает, а даже вдохновляет двигаться быстрее.

В период карантина мы скучаем по детской и радости, и даже шалости. В общем, то ли я выбрала работу, то ли она меня, но наш союз на сегодня очень взаимный.

Есть ли бенефиты

Скажу сразу — нет. Официально может быть плюсом к заработной плате — это надбавка за интенсивность труда. Максимальный ее порог — это 50 % от оклада.

Но какой она будет, это зависит и от управления образования, и непосредственно от директора.

Итак, у меня официальное оформление, отпуск 28 дней, выходные — суббота, воскресенье. Но весь этот набор идет с такой перчинкой — ненормированные часы, и если что, то «ты в строю».


Зарплата и перспективы

Оклад у замдиректора 9000 росс. руб. Да-да, такие нынче зарплаты в ДНР. Плюс процент за интенсивность труда. В сумме набегает 12 000 – 13 000 руб.

Перспективы? Их нет, только педобразование и вперед, по учительской стезе.

Можно сказать, что обычные будни завхозов — это что-то купить или сделать. Но у меня часто дело дополняется идеями творчества или нестандартного хода. И мне это нравится.

На работе я с хорошим настроением, и дарю это состояние и школе, и людям. А может, это и есть тот истинный миг счастья, или состояние полной востребованности?


П о общему правилу нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является существенным поводом для наказания и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 5.27 КоАП РФ). Организацию-работодателя и должностное лицо могут привлечь и по иным статьям КоАП РФ, например, за нарушение правил охраны труда, требований пожарной безопасности, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев и т.д. (ст. 5.27.1, 20.4, 18.15 и др. КоАП РФ).

Если с юридическим лицом все понятно, то должностное лицо может вызывать вопросы. Всегда ли это руководитель компании? Как понять, кого накажут за неверное ведение воинского учета, к примеру? Могут ли сотрудника привлечь к уголовной ответственности? В статье ответим на эти и другие вопросы, не затрагивая дисциплинарной и материальной ответственности.

Административная ответственность

Должностное лицо

Чтобы ответить на вопрос о том, кто из сотрудников работодателя будет наказан за то или иное отступление от закона, необходимо разобраться с термином «должностное лицо».

Должностное лицо – это руководитель и другой работник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Оно понесет ответственность в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Давайте разбираться, что представляют собой организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции предполагают полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Например:

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий. Например:

Таким образом, можно сделать следующие выводы (Схема на стр. 12):

1) должностным лицом считается не только руководитель, но и другой работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

2) указанные функции должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции, локальном нормативном акте или в ином документе, с которым работник ознакомлен под подпись;

3) к ответственности можно привлечь сотрудника, который совершил нарушение в рамках своих обязанностей.

Рассмотрим на примерах из судебной практики, кто подлежит административной ответственности и при каких обстоятельствах.

Главный бухгалтер

При наличии в должностной инструкции, трудовом договоре или ином документе определенных обязанностей, главный бухгалтер будет подлежать административной ответственности за нарушение норм закона.

Суд признал законным привлечение к административной ответственности главного бухгалтера учреждения за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10 КоАП РФ). В ходе рассмотрения дела судья изучил должностную инструкцию сотрудника и пришел к выводу, что последний выполнял административно-хозяйственные функции. Таким образом, главный бухгалтер является должностным лицом и подлежит наказанию за совершенное административное правонарушение (постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 44-АД18-20).

Специалист по охране труда

Минтруд РФ считает, что специалист по охране труда в своей деятельности не осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и не может рассматриваться как должностное лицо, которое привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа (письмо Минтруда России от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В ходе проверки инспекция труда привлекла к ответственности председателя правления компании по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Истец пытался оспорить постановление о назначении наказания и настаивал на том, что в организации имеется лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий труда, которому предоставлены соответствующие полномочия. Суд не согласился с истцом и отметил, что ответственность за обеспечение и своевременность обучения и проверку знаний требований охраны труда сотрудников несет работодатель. Соответственно, председатель правления, выполняющий организационно-распорядительные функции в компании и наделенный соответствующими полномочиями, является надлежащим субъектом административной ответственности, который предусмотрен ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (постановление Московского городского суда от 29.10.2015 № 4а-3049/2015).

Читайте также: