Являются ли этические нормы госслужащего более строгими чем нравственные нормы граждан

Опубликовано: 15.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Горбатов С.А. Проблемы нравственности и этики у государственных служащих // Политика, государство и право. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/10/3484 (дата обращения: 12.04.2021).

Когда начинают анализировать проблемы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, составлять таблицы значимости этих проблем и предлагать пути решения, наряду с проблемами социального обеспечения государственных служащих, заработной платой, оценкой эффективности их работы можно увидеть проблему нравственности. Ни один перечень проблем не посмеет обойти этическую сторону этой профессии. Но в большинстве случаев, упоминанием всё и ограничивается. Если рядом с другими проблемами гордо соседствуют крупные диаграммы, множество цифр просто кричат о низких показателях или, наоборот, слишком высоких, а колонка «Пути решения» пестрит самыми разнообразными вариантами, то невдалеке от нравственных проблем обычно записано: «Недоверие людей к чиновником вызвано их плохим отношением к населению. Необходим контроль» и на этом все.

Для анализа заявленной темы необходимо ответить на ряд вопросов, которые окажут помощь в рассмотрении данного вопроса.

Первый вопрос, который нас интересует, можно сформулировать так: почему нравственной проблеме государственных служащих нужно уделить особое внимание и на каком основании ее значимость можно приравнять к значимости других, экономических и социальных, проблем этой сферы?

Начать нужно хотя бы с того, что в глазах каждого человека государственный служащий олицетворяет государство. С давних времен русский народ привык уважать и бояться того, кто выступает от имени государства: охраняет ли он порядок, следит за поступлениями налогов или просто отвечает на вопросы граждан. Поэтому внимание населения, из любопытства, интереса, их обязанностей, особенно пристально приковано к таким людям. Для простых граждан имеет большое значение этичность должностного поведения государственных служащих, а под таким пристальным взглядом народных масс трудно что-либо скрыть. Поведение человека, облаченного властью, является своеобразным эталоном для остальных. Моральные и этические нормы не являются обязательными, их устанавливает общество, и от того, на сколько добросовестно им следуют государственные служащие, во многом будет определять, как им будут следовать люди других профессий. Более того, зачастую именно по нравственным качествам представителей той или иной государственной службы делают вывод о качестве работы всего органа, а профессиональные и деловые качества отодвигаются на второй план.

Прежде чем говорить об этическом кодексе, необходимо понять, так ли он необходим, а для этого сформулируем второй вопрос и ответим на него.

Второй вопрос таков: в чем проявляется проблема нравственности и этики государственных служащих и каковы ее причины?

К сожалению, в последнее время все чаще можно заметить крайне высокомерное отношение со стороны государственных служащих к населению, такие плохие «помощники» для этой профессии, как тщеславие и честолюбие, сильную нетерпимость к критике, наличие множества невыполненных обещаний. В некоторых государственных аппаратах порой складывается ситуация, когда всецело от непосредственного начальника зависит благополучие и карьера служащего. Нередки случаи, когда новый служащий, впервые попадая в коллектив, вынужден адаптироваться к установленным порядкам, которые не только не соответствуют нравственным принципам, но и порой не соответствуют закону. Перед давлением со стороны коллектива такой служащий отказывается от этических устоев.

Немаловажную роль играет кадровая работа и способ принятия персонала. Всем известные «теневые принципы» кадровой политики, такие как принятие на работу родственников, земляков; корпоративная закрытость; увольнение неугодных резко снижают планку соблюдения этических норм государственными служащими.

Причин, по которым в настоящее время мы сталкиваемся с такими проблемами, много, но можно выделить три основополагающие:

1. Устаревшие механизмы контроля и регулирования государственно-служебных отношений

Эта причина подразумевает под собой тот факт, что одного правового регулирования, каким бы безупречным оно ни было, не хватает для устранения всех негативных явлений в этой сфере. Время СССР, когда моральные ценности негласно приравнивались к правовым нормам, а потому соблюдались на инстинктивном уровне, прошло. Современной России необходимо пойти инновационным путем и в этом направлении, чтобы заменить канувшую в лету идеологию другим эффективным инструментом контроля за нравственной стороной государственной службы.

2. Отсутствие связи между гражданским обществом т государственной службой

Эта причина проявляется в отсутствии рычагов воздействия у гражданского общества на кадровую политику

3. Пробелы и упущения в нормативной базе государственной службы и кадровой политики

Ответ на третий вопрос должен окончательно убедить нас в серьезности поставленной проблемы: можно ли предоставить цифровые данные или данные опросов, касающиеся данной проблемы?

Конечно же, да! И эти данные будут далеко не утешительными.

Из проведенных социологических исследований в системе государственной службы стало известно, что 4-ое место в списке причин, по которым авторитет чиновников в глазах людей резко падает, занимают именно низкие нравственные качества (данные приведены в таблице 1)

Таблица 1 Причины снижения авторитета чиновников по мнению населения

Причина Доля ответивших, %
Взяточничество 33,8
Оторванность от интересов граждан 31,3
Бюрократизм 29,9
Низкие нравственные качества 18,7
Слабая профессиональная подготовка 18,0
Пренебрежение к законам 15,7

Конечно, взяточничество и бюрократизм занимают лидирующие позиции, так как наиболее остро воспринимаются населением, однако сразу после них люди выделяют нравственность(18,7%). Не на много, но уровень нравственности чиновников более важен населению, чем уровень профессиональной подготовки и на это стоит обратить внимание.

Другие данные были получены в ходе социологического опроса в 2012 году, который провели ученые кафедры государственной службы и кадровой политики ИГСУП РАНХиГС при президенте РФ. Были опрошены 1008 респондентов из числа государственных служащих в 20 субъектах нашей страны. Данные опроса приведены на рисунке 1.


Большинство экспертов считает, что проблема нравственности стоит очень остро (56,7%), в отличие от самих служащих (30,3%). Естественно, позиция государственных служащих не может быть объективна, но хотя бы тот факт, что почти треть людей этой профессии видят особую остроту в проблеме нравственности, заставляет обратить внимание на эту проблему.

Теперь возникает главный вопрос, четвертый: что же необходимо сделать, чтобы решить проблему нравственности государственных служащих?

Во-первых, нужно дорабатывать существующее законодательство, обратить внимание на антикоррупционную деятельность, то есть пойти правовым путем.

Во-вторых, выработать систему стимулирования высоконравственного поведения чиновников, то есть пойти социальным путем.

Такой Этический Кодекс должен регулировать следующее:

  • отношения с коллегами;
  • отношения между руководителями и подчиненными;
  • отношения с клиентами (людьми, которые пользуются услугами);
  • отношение служащего к своей профессии, деятельности;
  • поведение служащего вне служебной деятельности;
  • нравственные качества служащего;

И главное, нормы этого Кодекса должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Только тогда возможно создать благоприятную нравственную почву для возрождения всех этических принципов государственной службы.

Ответив на четыре вопроса, остается сказать только одно. Упустив экономическую сторону, может наступить кризис, упустив социальную сторону, могут начаться митинги и протесты, а упустив нравственную сторону, страна лишится морали. Неизвестно, что хуже. Так пусть это и останется неизвестно.

Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам. Сфера государственной службы сформировала определённые особенности профессиональной этики государственного служащего. Моральные нормы и принципы работы государственного служащего приводят к усилению внимания к его профессиональной этике. Особый публично-правовой статус государственного служащего, обусловленный исполнением полномочий государственных органов, налагает на гражданских служащих ряд ограничений, запретов и требований.

Принципы служебного поведения гражданского служащего закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885, Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации, утвержденном 23.12.2010. В Росреестре также утвержден Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

Профессиональная этика базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, в обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество. Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем общаемся, желание и умение их понять, почувствовать. Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой. Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.

Вне зависимости от замещаемой должности гражданский служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, должен быть честным и беспристрастным. Неэтичный поступок гражданского служащего может нанести урон не только его чести и достоинству, но и причинить вред и ущерб репутации государственного органа.

Гражданский служащий должен при ответах на телефонные звонки и устные обращения в вежливой форме, максимально подробно информировать обратившихся по интересующим вопросам. При невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы, сотрудник, принявший звонок или обращение, должен переадресовать его на другое лицо или иной государственный орган или организацию, где обратившемуся смогут дать необходимую информацию.

Профессиональная этика государственного служащего обязывает сотрудника быть объективным, вежливым и внимательным, выслушивать обратившегося до конца, задавать уточняющие вопросы в корректной форме. Если необходимо, то спокойно без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного, задать уточняющие вопросы.

В служебном поведении государственный служащий воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Формирование должной морали в сфере государственной службы, уважительное отношение к государственной службе в общественном сознании, всему этому способствует соблюдение гражданскими служащими профессиональной этики.

Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Требования к служебному поведению на граждан­ской службе - система принципов и норм (пра­вил) служебного поведения и деятельности гражданских слу­жащих. Система требований включает подсистемы пра­вовых норм, морального регулирования и правил служебно­го этикета.

Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:

· этические принципы

Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущно­сти и социальному назначению деятельности должностных лиц.

· этические нормы

Этические нормы, с одной стороны, конкре­тизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравствен­ных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.

· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения

· рекомендации.

В основе систематизации этических принципов служеб­ного поведения гражданских служащих как основополагаю­щих требований к нравственной сущности и социальному на­значению их профессиональной деятельности, которых долж­ны придерживаться гражданские служащие в процессе вы­полнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Кон­ституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип законности;

Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принци­пов деятельности гражданских служащих.

В Законе «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» принцип законности определялся как прин­цип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении госу­дарственными служащими должностных обязанностей и обес­печении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого прин­ципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в про­цессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения непра­вомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.

Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должно­стных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной служ­бы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.

В практике следования принципу законности нередко воз­никает этическая коллизия: как следует поступать должност­ному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?

Закон «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дис­циплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».

2. принцип гуманизма;

Принцип гуманизма, выраженный в требовании ува­жения к человеку, веры в него, признания суверенитета и дос­тоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «ис­ходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержа­ние его профессиональной служебной деятельности».

Признание верховенства Конституции влечет за собой не­обходимость обеспечения прав человека и гражданину од­ним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.

Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип на­ходит выражение во внешних формах поведения граждан­ских служащих, проявляясь в характере их взаимоотноше­ний как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государствен­ные организации по своим житейским проблемам.

В соответствии с требованиями Закона «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» и руковод­ствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связан­ные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финан­совых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен до­пускать ситуации конфликта интересов, при которой «лич­ная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должност­ных обязанностей и при которой возникает или может воз­никнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».

3. принцип беспристрастности и независимости.

Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:

· участие на платной основе в деятельности органа управ­ления коммерческой организацией;

· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную долж­ность, а также избрания на выборную должность в орга­не местного самоуправления или на оплачиваемую вы­борную должность в органе профессионального союза;

· представительство по делам третьих лиц в государствен­ном органе, в котором он замещает должность граждан­ской службы;

· осуществление предпринимательской деятельности;

· получение в связи с исполнением должностных обя­занностей вознаграждения от физических и юридичес­ких лиц;

· выезд в связи с исполнением должностных обязаннос­тей за пределы территории страны за счет средств фи­зических и юридических лиц;

· использование сведений конфиденциального характе­ра, служебной информации, а также средств материаль­но-технического и иного обеспечения в целях, не свя­занных с исполнением должностных обязанностей;

· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных орга­низаций, а также публичное выражение своего отноше­ния к ним;

· создание в государственных органах структур полити­ческих партий, других общественных объединений (ст. 17).

Принципы профессиональной этики гражданских служащих:

1. принцип ответственности;

Принцип ответ­ственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространен­ным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.

Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к слу­жебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной граждан­ской службе Российской Федерации». Однако в пределах «по­веденческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответствен­ность.

Действующим началом моральной ответственности вы­ступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная от­ветственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов (эти­ческих кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести) и разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюде­нием этих требований.

2. принцип справедливости;

Принцип справедливости реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в дей­ственной защите прав граждан (а не в имитации ее), в удов­летворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, на­носит моральный ущерб авторитету власти в целом. Ведь, будучи непосредственно причастными к подготовке и приня­тию управленческих решений, которые могут оказаться судь­боносными для значительной части населения страны, чи­новники обладают делегированными властными полномочи­ями в глазах общественности. Поэтому они начинают иден­тифицироваться с государством, авторитет которого стано­вится производным от конкретных действий его функционе­ров, оцениваемых прежде всего по шкале «справедливо — несправедливо».

Данный принцип зиждется на равном уважении достоинства всех людей, требует одинаковых для всех сво­бод, равенства всех перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также социальной за­щищенности.

3. принцип лояльности;

Одним из центральных принципов практически во всех эти­ческих кодексах государственных служащих зарубежных стран является принцип лояльности, который должен пониматься прежде всего как:

· верность обществу, доверившему гражданскому служащему обеспечение его прав и законных интересов, т. е. об­щественному долгу;

· верность Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т. е. гражданскому долгу;

· верность своему делу, т. е. служебному долгу;

· верность слову, данным обязательствам, которые состав­ляют основу доверия населения к публичной службе и государственной власти в целом;

· законность действий, благожелательность и коррект­ность в отношении к гражданам, которым он оказывает социальные услуги в рамках своей компетенции.

4. принципа политической нейт­ральности.

Соблюдение принципа политической нейт­ральности гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей является признаком высокого профес­сионализма и нравственной зрелости. Речь идет о нейтраль­ной позиции в отношении политических партий и движений, о позиции осознанной лояльности и добросовестного служе­ния государству и его главному суверену — народу.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации"

В целях установления единых этических норм и правил служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (прилагается).

2. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур организовать изучение и принять меры к обеспечению соблюдения подчиненными работниками Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации.

3. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы управления кадров.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Кодекс этики и служебного поведения
федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации
(утв. приказом Генерального прокурора РФ от 25 марта 2011 г. № 79)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 23 декабря 2010 г. № 21), нормативных правовых актов Российской Федерации, а также с учетом общепризнанных нравственных принципов и норм российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми необходимо руководствоваться федеральному государственному гражданскому служащему органов прокуратуры Российской Федерации (далее - гражданский служащий) независимо от замещаемой им должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в органы прокуратуры Российской Федерации, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданского служащего для достойного осуществления им своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданского служащего, доверия граждан к органам прокуратуры и обеспечение норм поведения гражданского служащего, соответствующих единым нормам поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

7. Гражданскому служащему надлежит руководствоваться принципами морали в сфере государственной службы Российской Федерации.

Наряду с Кодексом этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 114, настоящий Кодекс служит основой для формирования в обществе уважительного отношения к федеральной государственной службе в органах прокуратуры, выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданского служащего, его самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданским служащим положений Кодекса являются одними из основных критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры

9. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего являются обязательными для граждан Российской Федерации, находящихся на федеральной государственной гражданской службе в органах прокуратуры.

10. Гражданский служащий, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов прокуратуры;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл его профессиональной служебной деятельности и деятельности органов прокуратуры в целом;

в) осуществлять служебную деятельность в пределах своих должностных полномочий и компетенции соответствующего органа прокуратуры;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы;

ж) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

з) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

и) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

к) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

л) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим органов прокуратуры должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органа прокуратуры, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего органов прокуратуры;

о) соблюдать установленные в органах прокуратуры Российской Федерации правила публичных выступлений;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органов прокуратуры Российской Федерации, а также оказывать содействие в получении указанными лицами достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11. Гражданский служащий обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также руководствоваться общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

12. Гражданский служащий при исполнении своих должностных полномочий обязан руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий.

13. Гражданский служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Гражданский служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Гражданский служащий, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы, указанную в разделах I и III Перечня должностей федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, и в соответствующих организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обязан представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

16. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.

17. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в орган прокуратуры, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органах прокуратуры норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

20. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе прокуратуры либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Этические нормы служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры

22. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

23. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:

а) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

б) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами в помещениях, занимаемых органами прокуратуры, за исключением курения табака в специально отведенных местах.

24. Гражданский служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества.

Гражданский служащий должен быть образцом добропорядочности и честности, сохранять в любой ситуации личное достоинство, быть вежливым, доброжелательным, корректным и внимательным, проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Взаимоотношения между гражданскими служащими должны основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи.

Критика недостатков в работе должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем гражданским служащим, к которому она обращена.

25. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность, разумная достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.

26. Гражданский служащий обязан постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

IV. Ответственность федерального государственного гражданского служащего за нарушение положений Кодекса

27. За нарушение положений Кодекса к гражданскому служащему могут быть применены меры морального воздействия в виде устного замечания, предупреждения о недопустимости неэтичного поведения, требования о публичном извинении и другие, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - меры юридической ответственности.

Соблюдение гражданским служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при решении вопросов поощрения или наложения дисциплинарных взысканий.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Утвержден Кодекс этики и служебного поведения госслужащих органов прокуратуры РФ. Он представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения. Госслужащие должны руководствоваться ими независимо от замещаемой должности.

В частности, госслужащий должен исполнять свои должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне, проявлять корректность и терпимость. Ему следует уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях склонения к коррупции, соблюдать установленные ограничения и запреты.

Госслужащему нельзя использовать служебное положение для влияния на деятельность органов госвласти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и др. при решении личных вопросов.

Названным лицам запрещается принимать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Речь идет о подарках, деньгах, ссудах, услугах материального характера и т. п.

Соблюдение положений кодекса учитывается при аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, при наложении дисциплинарных взысканий.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах.

Кодекс этических правил включает в себя три типа этических норм:

- предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего поступать в определенных ситуациях);

- запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

- рекомендательные (как следует вести себя государственного гражданского служащему в той или иной ситуации).

Для каждого государственного гражданского служащего Кодекс выступает как добровольно принятые на себя обязательства.

Этический кодекс способствует реализации следующих моральных принципов и норм кадровой политики в системе государственной службы:

-опора на ценности, нравы и традиции российского общества;

-соответствие этических норм общенациональным интересам, утвердившейся политической и правовой системы;

-более высокие стандарты для оценки этического поведения государственного служащего по сравнению с оценкой нравственности рядовых граждан;

-учет реальных сторон профессиональной деятельности государственных служащих, определение нравственных норм их поведения в типичных и наиболее ответственных ситуациях; самоограничение служащих в решении их личных вопросов, имеющих нравственное значение.

Этический кодекс не является версией юридического закона ни по содержанию, ни по механизму своего применения и воздействия. Нравственная составляющая поведения государственного служащего не может складываться по формуле «все, что не запрещено законом, разрешено». Никакая формальная процедура, никакое нормативное положение не отменяет моральных оценок и решений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем для оценки поведения правового и чем тот, который применяется для оценки нравственности рядовых граждан.

Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы, поскольку высшие должностные лица, государственные служащие иных категорий объективно наделены властью и полномочиями, которые могут оказывать, в том числе и к более строгому контролю над нравственностью ее представителей, вот почему чем выше статус государственного служащего, тем более строгими должны быть этические требования к нему.

Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного служащего.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан.

Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов "О противодействии коррупции, "О системе государственной службы "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
На основе данного кодекса разработан Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области.

1. Покажите отличие профессиональных и корпоративных этических кодексов.

2. Охарактеризуйте основные подходы к формированию этических кодексов государственной и муниципальной службы.

Раздел 5. ЭТИКЕТ КОММУНИКАЦИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Общее понятие этикета

Процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Этикет - это установленный порядок поведения где-либо, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса, часть нравственной культуры, ассоциирующийся с категорией прекрасного. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что – нет.

Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не «почему», а как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т. п. Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на ряде важнейших принципов.

Гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы.

Систематичность в выполнении предписаний и правил этикета. Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно.

Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим.

Искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку
поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой «автоматизм» поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях.

Скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из
выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности.

Чувство меры - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. В отношении служебного этикета следует отметить, что это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой — сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.

Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения. Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью.

Человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.

Читайте также: