Являются ли персональные данные госслужащих внесенные в личные дела государственной тайной

Опубликовано: 03.10.2024

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Об этом мы писали здесь. Но даже в перечисленных случаях во избежание возможных разногласий рекомендуется получить предварительное согласие работника на распространение его персональных данных.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Г осслужащие являются субъектами персональных данных (ПДн). Это конфиденциальные сведения, которые должны передаваться третьим лицам без нарушений законодательства, с выполнением соответствующих норм ТК РФ. Об этом говорится в статье 88 данного норматива. Работодатель является оператором ПДн и должен беспрекословно придерживаться требований законодательных норм в отношении сбора, обработки и выполнения других действий с персональной информацией госслужащего.

Нормы законодательства о защите персональных сведений

В трудовом праве определение защиты ПДн каждого работника, включая и пребывающего на госслужбе, появилось не так давно – с принятием нового ТК РФ, который начал действовать с 01.02.2002 года. Необходимость защиты персональной информации госслужащих была вызвана многими причинами, одной из которых считаются требования договоров международно-правового характера.

Во Всеобщей декларации, призванной регулировать основные права и свободы граждан, действующей с 10.12.1948 года, в статье 12 предусмотрено требование: никто не должен быть объектом вмешательства в его семейную, личную жизнь, подвергаться противозаконным посягательствам на честь гражданина и его репутацию. Также каждый субъект ПДн имеет право быть защищенным от подобного рода вмешательств.

В Конвенции «О защите прав человека…» в первом пункте указывается на право каждого гражданина на уважение его семейных отношений, вероисповедания, личной жизни, на защиту его переписки, жилья. Это также касается государственных служащих. Этот важный принцип подтверждается пунктом 1 ст. 9 указанной выше Конвенции, подписанной 26.05.95 г. Содружеством Независимых Государств.

В статье 85 ТК РФ определяется понятие персональных данных субъекта, их обработки. ПДн любого человека, также и государственного служащего, это в первую очередь сведения, касающиеся непосредственно определенного гражданина. Эти данные нужны работодателю для реализации требования ТК РФ при заключении трудового договора и во время выполнения рабочих обязанностей каждым нанятым на государственную службу сотрудником.

Из всех сведений, имеющих отношение к конкретному государственному служащему, относятся к персональным только те из данных, которые необходимы для реализации трудовых взаимоотношений.

Статья 65 ТК России определяет ПДн как:

  • личные сведения субъекта, пребывающего на госслужбе;
  • информацию о трудовом стаже на должностях государственного значения;
  • информацию об имеющемся образовании, наличии специальных навыков и знаний, квалификационном уровне;
  • сведения о фактическом состоянии здоровья;
  • персональную информацию;
  • данные о пребывании на воинском учете.

Кроме перечисленной персональной информации, зачастую требуются также другие сведения личного характера, которые заносятся в личные дела каждого госслужащего.

К ним относятся данные о:

  • профессиональном росте;
  • движении по карьерной лестнице;
  • произведенных на госслужбе переводах;
  • прохождении курсов повышения квалификационного уровня;
  • профподготовке;
  • переподготовке;
  • получении новой специальности или квалификации;
  • результатах аттестации;
  • участии в конкурсах и другие данные, имеющие непосредственное отношение к государственному служащему.

Эта информация может относиться к конфиденциальной.

В Трудовом Кодексе РФ в части 6 статьи 89 предусмотрено, что персональные сведения государственного служащего разделены на два вида:

1. Факты, не подлежащие субъективному оцениванию. К примеру, это может быть специальность госслужащего, полученная им по окончании определенного учебного заведения.

2. Информация оценочного характера, содержащаяся, в частности, в характеристике, результатах аттестации, иных документах.

Какая информация относится к персональным данным госслужащего

Информацию, которую можно отнести к персональной в отношении государственных гражданских служащих, можно определить, основываясь на положениях ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации», действующего с 20.02.95 г.

Статья 2 этого документа позволяет отнести к персональным данным госслужащего:

  • информацию в документированном виде, к примеру, приказы о предоставлении компенсаций, гарантий, переводе на иную работу;
  • сведения о гражданах, сообщенные, к примеру, работником своему работодателю во время трудоустройства и в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 88 ТК РФ, такие сведения относятся к конфиденциальным.

Понятие обработки ПДн

  • создании базы информационных ресурсов в результате получения, хранения, документирования сведений о конкретном сотруднике в порядке, оговоренном статьей 86 ТК РФ;
  • применении конкретных документов, другой информации, входящей в состав персональных данных государственного служащего, хранящихся работодателем с соблюдением установленного порядка;
  • передаче иным лицам с соблюдением требований, изложенных в статье 88 ТК РФ, каким-либо другим способом, если такие действия не противоречат требованиям актуальных законодательных документов;
  • предоставлении сотруднику доступа к его ПДн в соответствии с требованиями статьи 86 ТК РФ.

Требования по защите персональной информации госслужащего

  1. Процесс обработки ПДн госслужащего может быть реализован только для обеспечения выполнения требований законодательства и других нормативов в этой сфере; оказания содействия в его трудоустройстве, проведении обучения; повышения по службе; обеспечения личной безопасности; выполнения действий по контролю количественных и качественных показателей в соответствии с выполняемыми госслужащим служебными обязанностями; принятия мер по сохранности имущества.
  2. Требования Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов должны беспрекословно выполняться работодателем во время определения объема, содержания ПДн гражданского госслужащего, подлежащих обработке.
  3. Все ПДн госслужащего разрешается получать непосредственно только от него. В случае невозможности выполнения этого требования по каким-либо причинам возможно получение этой информации от третьих лиц. При этом необходимо в обязательном порядке предварительно уведомить госслужащего и получить от него письменное разрешение на эти действия.
  4. Работодатель обязан сообщить государственному служащему о преследуемых целях, источниках, способах, используемых для получения ПДн. Также нужно уведомить субъекта ПДн о характере получаемых персональных сведений и последствиях, которые ожидают работника в случае отказа от предоставления согласия в письменном виде на предоставление такой информации.
  5. Собственник наделен правом получать ПДн и заниматься их обработкой, если такие сведения касаются вероисповедания, политических, прочих верований сотрудника, а также относятся к его личной жизни. В случаях, связанных с реализацией трудовых отношений, владелец предприятия может получать и заниматься обработкой ПДн работника, касающихся его личной жизни, исключительно при наличии его разрешения, предоставленного в письменной форме.
  6. Работодатель не наделен правом получать, вести обработку ПДн государственного служащего о его участии в деятельности общественных, профсоюзных организаций, объединений. Исключением являются случаи, регламентированные законодательством.
  7. Принимая решения, касающиеся интересов госслужащего, работодатель не может руководствоваться его ПДн, если они получены при их автоматизированной обработке или с помощью электронных средств связи.
  8. Защита ПДн госслужащих от незаконного применения, утраты обеспечивается работодателем за его средства в законном порядке, предусмотренном федеральными законами.
  9. Государственные служащие, лица, их представляющие, обязаны под расписку знакомиться с документацией компании, описывающей порядок обработки ПДн, устанавливающей права, обязанности каждого сотрудника в этом направлении.
  10. Госслужащим не рекомендуется отказываться от своих прав, которые им предоставлены законом, на сохранность и защиту их личной тайны.
  11. Определять средства и меры по защите ПДн собственник и госслужащие обязаны вместе.

В настоящее время четкая процедура, которая бы регламентировала процесс обработки ПДн, законодательно не установлена.

Условия передачи ПДн третьим лицам

  • осуществлять передачу ПДн третьим сторонам разрешается только при наличии письменного разрешения работника. Исключением считают случаи, при которых требуется предупредить угрозу жизни, здоровью субъекта персональной информации, и когда это предусмотрено федеральным законодательством;
  • если отсутствует письменное разрешение госслужащего на предоставление его личных сведений с коммерческими целями;
  • предупреждать третьих лиц, которые получают ПДн госслужащего, о возможности применения этой информации только в заявленных целях. Также необходимо требовать от таких лиц предоставлять подтверждение соблюдения этого требования. Лица, получившие ПДн госслужащего, должны выполнять требования режима конфиденциальности. Это положение не применяется к обмену ПДн госслужащего в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
  • передавать ПДн работника внутри одной компании, руководствуясь локальным нормативным документом компании, ознакомление госслужащего с которым должно в обязательном порядке осуществляться под расписку;
  • разрешать пользоваться ПДн служащего исключительно лицам, уполномоченным на выполнение этих операций. Эти работники должны пользоваться правом получения только тех личных сведений, которые нужны для реализации конкретных функций;
  • не требовать данные о состоянии здоровья сотрудника. Исключение составляет информация, относящаяся к установлению возможности исполнения государственным служащим его служебных функций;
  • передавать ПДн работника другим сотрудникам можно с соблюдением порядка, предусмотренного ТК РФ. Такие данные должны быть ограничены только теми сведениями, которые нужны для выполнения этими членами коллектива их рабочих функций.

Права госслужащего на защиту ПДн

  • получение полной информации по собственным ПДн и используемым способам их обрабатывания;
  • неоплачиваемый и беспрепятственный доступ к личным сведениям, получение копий, сделанных на основе информации, в которой содержатся персональные сведения субъекта. Исключением из этого требования считают случаи, оговоренные законодательством;
  • выбор представителей с целью защиты личной информации;
  • возможность доступа к ПДн медицинского характера с использованием услуг медицинского работника на свое усмотрение;
  • возможность требовать исключения или исправления некорректных, неверных, неполных личных сведений, данных, обработанных с нарушениями норм законодательства о труде.

Если собственник предприятия отказывается исключать, вносить изменения в ПДн госслужащего, он может подать заявление в письменном виде работодателю, что не согласен с такими действиями, и обосновать такое несогласие. Личные сведения оценочного характера государственный служащий может дополнить соответствующим заявлением, в котором будет выражена его точка зрения.

Госслужащий может требовать от работодателя известить всех лиц, получивших ранее неверные или неполные сведения личного характера о субъекте, а также обо всех выполненных в них исключениях, дополнениях, исправлениях.

Субъект ПДн также имеет право обратиться в суд с жалобой на неправомерность действий или бездействие со стороны работодателя во время обработки его личной информации, требуя защиты своих персональных сведений.

Трудовое законодательство содержит также требования по применению определенных мер ответственности за нарушение работодателем и его представителями норм, обеспечивающих регулирование обработки и защиты ПДн. Но данная норма (ст. 90 ТК РФ) имеет бланкетный (отсылочный) характер и не является предметом для отдельного рассмотрения.

1. Утвердить прилагаемое Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

2. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 640 "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст.2501) не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Руководителям государственных органов:

обеспечить защиту персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты за счет средств государственных органов в порядке, установленном федеральными законами;

определить лиц, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

30 мая 2005 года

от 30 мая 2005 года N 609

о персональных данных государственного гражданского служащего

Российской Федерации и ведении его личного дела

1. Настоящим Положением определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий), а также ведения его личного дела в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.

3. Представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

4. Представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

5. При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;

б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;

е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

6. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

а) получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);

б) осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

г) требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

д) обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

7. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом и другими федеральными законами.

8. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" на основе персональных данных гражданских служащих в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации формируются и ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры гражданских служащих.

9. Представитель нанимателя или уполномоченное им лицо вправе подвергать обработке (в том числе автоматизированной) персональные данные гражданских служащих при формировании кадрового резерва.

10. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Личное дело гражданского служащего ведется кадровой службой государственного органа.

11. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - к сведениям, составляющим государственную тайну.

12. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта Российской Федерации предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

13. Средствам массовой информации по их обращениям предоставляются следующие сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, указанных в пункте 12 настоящего Положения:

а) декларированный годовой доход;

б) перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

в) перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности.

14. Сведения, указанные в пункте 13 настоящего Положения, предоставляются на основании данных, имеющихся в кадровой службе государственного органа на дату получения обращения соответствующего средства массовой информации.

15. В предоставляемых средствам массовой информации сведениях запрещается указывать:

а) иные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, кроме указанных в пункте 13 настоящего Положения;

б) данные о супруге, детях и иных членах семьи гражданского служащего;

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании;

д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

16. К личному делу гражданского служащего приобщаются:

а) письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должность гражданской службы);

б) собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии;

в) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса);

г) копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

д) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

е) копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

ж) копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

з) копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

и) экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт;

к) копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы;

л) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

м) копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

н) аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

о) экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации;

п) копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга);

р) копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва;

с) копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены;

т) копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы;

у) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

ф) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

х) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

ц) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

ч) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

ш) медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

щ) справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.

17. В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела.

К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования.

19. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит:

а) приобщение документов, указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Положения, к личным делам гражданских служащих;

б) обеспечение сохранности личных дел гражданских служащих;

в) обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах гражданских служащих, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Положением;

г) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям;

д) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов Российской Федерации для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям;

е) информирование гражданских служащих, указанных в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта, об обращении общероссийского или регионального средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этих гражданских служащих;

ж) ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. Гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих, установленного настоящим Положением.

21. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы.

22. При назначении гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации его личное дело передается в государственный орган по месту замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации.

23. Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы (за исключением гражданских служащих, указанных в пункте 22 настоящего Положения), хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив.

Если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы.

Личные дела гражданских служащих, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Текст документа сверен по:


Название источника:
Президент РФ


Дата начала:
27.10.2010

Название:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста) [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2019. 18 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2019/3/18/yavlyayutsya_personalnye_dannye_dejstvitelno_konfidencialnymi_ili_kak_sootnosyatsya_kategorii_person

Достаточно часто в отечественных публикациях и выступлениях звучат утверждения, что персональные данные являются конфиденциальными и вследствие этого охватываются понятием «тайна». Некоторых это приводит к выводу о целесообразности объединения в одном законе норм, регулирующих как тайны, так и персональные данные.

Попробуем разобраться, насколько верна такая позиция.

Понятие конфиденциальности

В русском языке синонимами слова «конфиденциальный» традиционно являются «секретный», «тайный», «доверительный», «не подлежащий огласке»[1]. Поэтому понятия «тайна», «секрет», «конфиденциальность» всегда признавались равнозначными и использовались для обозначения того, что неизвестно другим и не должно быть раскрыто под угрозой применения мер ответственности.

В отечественном законодательстве нашел закрепление подход, согласно которому под тайной понимаются сведения, которые не известны третьим лицам и не могут быть ими свободно получены, обладают определенной ценностью, защищаются от несанкционированного доступа к ним. В частности, выделяются государственная (в том числе военная), профессиональная, служебная, коммерческая тайна, секрет производства – для них установлены соответствующие правовые режимы.

Изучение зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что за понятием «конфиденциальность» сегодня признается более широкое значение – им охватываются как собственно тайны (секреты), так и иные формы ограничения применительно к конкретным типам информации[2]. Выделяют две основные разновидности конфиденциальности:

– секретность (secrecy), которая понимается как форма сокрытия информации, которая носит недобровольный характер и предусматривает санкции за разглашение. Именно под режим secrecy подпадают упомянутые выше государственные, профессиональные, служебные, коммерческие тайны, тайны частной жизни (личные, интимные, семейные), а также, например, информация для служебного пользования, согласованная контрагентами конфиденциальная информация и т.п.

– приватность (privacy), представляющая собой форму ограничения доступа к личным сведениям, в силу которой всякое использование таких сведений допускается только с согласия субъекта этих сведений. Эта разновидность конфиденциальности распространяется на личную информацию, которая не является тайной (секретом), но использование которой третьими лицами допустимо лишь при условии соблюдения определенных правил. Под режим privacy подпадает любая личная информация, использование которой третьими лицами может привести к нарушению неприкосновенности частной жизни субъекта этой информации.

Надо признать, что обозначенное разграничение проникло и в отечественное право. Именно о privacy (как разновидности конфиденциальности) идет речь в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в которой под конфиденциальностью информации предлагается понимать «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Эта новация стала результатом начала ратификационного процесса подготовки России к участию в Конвенции 108[3], о которой речь пойдет далее.

Конвенция 108

Эту часть статьи хотелось бы предварить замечанием, уже звучавшим в моей предыдущей работе: общеизвестный термин «personal data» было бы вернее перевести на русский язык не как «персональные данные», а как «личные данные», «личные сведения» или «личная информация» (далее эти выражения будут использоваться как синонимы). На мой взгляд, это значительно облегчило понимание целей и сущности отечественного законодательства о персональных данных.

В преамбуле Конвенции 108 отмечается увеличение трансграничного потока личной информации, которая сегодня подвергается автоматизированной обработке (включающей хранение, аналитику, изменение, уничтожение, поиск, распространение личных сведений). Указывается, что в этих условиях необходимо усиление защиты прав и свобод граждан, в частности права на неприкосновенность частной жизни.

С учетом этого цель Конвенции 108 состоит в обеспечении для каждого частного лица уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в том что касается автоматизированной обработки его личной информации (ст. 1). Для краткости эта цель обозначена как «защита данных». Иными словами, использованное в Конвенции 108 выражение «защита данных» должно пониматься в контексте защиты не самих по себе личных данных, а прав и основных свобод частных лиц, которые могут быть нарушены при автоматизированной обработке (использовании) этой информации.

В ст. 7 Конвенции 108 закреплено положение, касающееся обеспечения безопасности личных данных: в ней предусмотрено, что для целей безопасности личной информации, хранящейся в автоматизированных базах данных, принимаются надлежащие меры, направленные на предотвращение (1) случайного или несанкционированного уничтожения / (2) случайной потери сведений / (3) несанкционированного доступа, изменения или распространения таких сведений.

Помимо упомянутых мер безопасности Конвенция 108 в ст. 8 закрепляет дополнительные гарантии для субъектов личных сведений, предоставляя им возможность: (1) знать об автоматизированных базах личных данных и их целях; (2) получать подтверждение того, что их личная информация хранится в такой базе; (3) добиваться исправления или уничтожения данных, если они подверглись обработке в нарушение национального законодательства; (4) при невыполнении указанных просьб использовать соответствующие средства правовой защиты.

В силу ст. 10 Конвенции 108 каждое государство, присоединившееся к Конвенции 108, должно закрепить надлежащие санкции и определить средства правовой защиты на случай нарушения норм национального законодательства, в котором воплощены принципы защиты данных, изложенных в Конвенции.

Отечественное законодательство о персональных данных

В 2006 году в рамках упомянутого ратификационного процесса был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), который, как следует из его ст. 1, призван урегулировать отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой как с использованием средств автоматизации, так и без таковых в установленных законом случаях[4]. В качестве цели Закона о персональных данных (подобно Конвенции 108) указывается на «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

В п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных предусмотрена обязанность оператора при обработке данных принимать меры по обеспечению их безопасности – необходимые правовые, организационные и технические меры, направленные на предотвращение: (1) неправомерного или случайного доступа к ним; (2) уничтожения данных; (3) их изменения; (4) блокирования; (5) копирования данных; (6) предоставления; (7) распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Помимо этого в Законе о персональных данных содержится ст. 7, носящая наименование «Конфиденциальность персональных данных», которая закрепляет следующее положение: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». По всей видимости, именно ст. 7 и подводит многих юристов к мысли о том, что персональные данные – это сведения, которые следует рассматривать как разновидность тайны.

Однако подобные выводы неверны.

Во-первых, под категорию «персональные данные» на сегодняшний подпадают разные по своей природе разновидности личной информации, в том числе сведения, однозначно не являющиеся секретными и ни в коей мере не относящиеся к тайне (на это указывалось в моей предыдущей статье о персональных данных).

Во-вторых, ст. 7 Закона о персональных данных, по сути, лишь устанавливает общий запрет на использование личных сведений граждан без их согласия операторами и другими лицами, получившими доступ к этим сведениями. Иными словами, в данной статье Закона о персональных данных, как и ст. 2 Закона об информации, под конфиденциальностью понимается privacy.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие «персональные данные» отнюдь не тождественно понятию «тайна». Это заключение основано в том числе и на том, что конфиденциальность персональных данных предполагает иную форму ограничения (privacy), отличающуюся от режима секретности (secrecy).

Другие работы автора в открытом доступе – http://rozhkova.com/all.html

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1991. С. 293; Словарь иностранных слов. М.:

[2] См. например, Shils, Edward A. The Torment of Secrecy: The Background and Consequences of American Security Policies. Chicago: Ivan R. Dee. 1956, reissued 1996.

[3] Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».

[4] «…без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным».

Следовательно, основным критерием при определении персонализации необходимо, чтобы информация была однозначно соотносима с определенным человеком.

Судебная практика относит к числу персональных данных следующую информацию о гражданине:

К данному перечню может быть отнесена иная информация, неразрывно связанная с личностью ее обладателя (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А56-4788/2010).

Согласно п. 4 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Обязательными реквизитами бланка паспорта гражданина РФ являются: серия и номер паспорта, а также наименование органа, выдавшего паспорт, дата его выдачи, код подразделения, личный код и личная подпись (п. 8 Описания бланка паспорта гражданина РФ).

Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что под паспортными данными понимаются данные паспорта как бланка (серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа, код подразделения) и данные о владельце паспорта (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации, семейное положение, сведения о детях).

Такие паспортные данные, как серия и номер, являются неотъемлемыми реквизитами самого паспорта как документа, делающие его уникальным бланком среди прочих. И их можно отнести к персональным данным.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09 по делу N А43-3182/2008-5-74 отмечено, что суд располагал полученными от соответствующего органа сведениями, подтверждающими принадлежность паспорта определенной серии и определенного номера конкретному гражданину, т.е. у суда имелась возможность идентифицировать лицо.

Такие данные, как наименование органа, выдавшего паспорт, код подразделения, дата выдачи, к персональным данным не относятся, поскольку не позволяют идентифицировать личность владельца паспорта.

Суды часто делают выводы о том, что серия и номер паспорта, дата его выдачи, наименование органа, его выдавшего, код подразделения (данные паспорта) относятся не к личности гражданина, а к бланку документа, удостоверяющего его личность, в связи с чем не относятся к персональным данным (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 N 07АП-1437/2018 по делу N А45-31682/2017, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 N 07АП-1435/2018 по делу N А45-31683/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 N 09АП-23673/2010-ГК по делу N А40-30314/09-45-201, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А56-4788/2010, Определение Московского городского суда от 17.09.2012 N 4г/6-7692; Определение Московского городского суда от 29.02.2012 по делу N 33-6709). Например, в Определении Верховного Суда РФ от 08.09.2020 N 308-ЭС20-11154 по делу N А63-13382/2019 указано, что к информации, позволяющей идентифицировать лицо, относится совокупность следующих данных: фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта и т.д.

Имеется также судебная практика, где серия и номер паспорта рассматриваются в качестве персональных данных (Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2020 N 308-ЭС20-11154 по делу N А63-13382/2019, Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 26.01.2018 по делу N 33-42/2018).

Аналогичный смысл заложен в ст. 84 НК РФ и Определении Московского городского суда от 13.05.2019 N 4г-4164/19.

Таким образом, часть паспортных данных (серия, номер, ФИО, дата и место рождения, адрес места регистрации, сведения о семейном положении и детях) относится к персональным данным, другая часть (наименование органа, выдавшего паспорт, код подразделения, дата выдачи) к персональным данным не относится.

Арбитражный суд Самарской области

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Читайте также: