Являются ли профсоюзы некоммерческой организацией

Опубликовано: 17.09.2024

Первичная профсоюзная организация работников

С оздание и деятельность профсоюзной организации регламентировано Трудовым кодексом РФ, Законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее Закон о профсоюзах), законодательством Российской Федерации, международными правовыми нормами.

Профсоюзная организация — это объединение работников с целью организованного представления и эффективной защиты всем коллективом прав и достоинства каждого члена профсоюза.

Первичная профсоюзная организация

Согласно ст. 3 Закона о профсоюзах определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.

Необходимо иметь в виду, что данное понятие не предполагает наличие вышестоящего профсоюза.

Она может быть создана гражданами для защиты коллективных прав, независимо от участия в другом профсоюзе.

Первичная профсоюзная организация в силу закона является самостоятельным субъектом права.

Первичная профсоюзная организация является самым первым, самым многочисленным элементом профсоюзного движения. На конкретном предприятии первичная профсоюзная организация осуществляет представление интересов работников через свои органы.

В первичную профсоюзную организацию входят работники одной и той же организации.

Это отличает профсоюзную организацию от других видов профсоюзов: территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз и т.д. последние объединяют работников различных организаций, которые объединены общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.

Профсоюзная организация: порядок создания

Нормативным актом, регулирующим порядок создания профсоюзной организации, является Федеральный закон «Об общественных объединениях».

Процесс создания профсоюзной организации включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Разработка проекта положения о первичной профсоюзной организации

О бязательным документом при создании первичной профсоюзной организации является «Положение» об организации.

Данное положение является основным документом организации и, как правило, оно включает:

  • общие положения;
  • члены профсоюза, их права и обязанности;
  • основные задачи и цели организации;
  • органы профсоюзной организации;
  • взаимоотношения с органами управления предприятия;
  • материально-имущественная составляющая профсоюзной организации и т.д.

При разработке проекта Положения о первичной организации необходимо учесть следующие ключевые моменты:

  • принадлежность к тому или иному профсоюзу;
  • размер профсоюзных взносов – как правило, 1% от заработной платы работника;
  • статьи расходов в бюджете первичной профорганизации;
  • борьба со штрейкбрехерством;
  • тайное голосование при избрании руководителя профсоюзной организации и т.д.;

Этап 2. Созыв учредительного собрания

П ервичная профсоюзная организация учреждается физическими лицами (работниками).

Для ее создания необходимо не менее 3-х работников, изъявившие желание создать первичную профсоюзную организацию.

На заседании учредители созывают собрание и принимают:

  • решение о создании первичной профсоюзной организации;
  • Положение о первичной организации;
  • решение о создании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
  • решение о регистрации первичной профсоюзной организации.

Учредители первичной организации при созыве собрания определяют дату, место и время проведения собрания, а также повестка дня собрания.

При этом, учредители сообщают об этом работникам, пожелавшим вступить в профсоюз.

Повестка дня должен включать в себя ряд вопросов, в частности:

  • о создании первичной профсоюзной организации и принятие в её члены.
  • о проекте Положения о первичной профсоюзной организации.
  • выборы профсоюзного комитета, руководителя профсоюзной организации и ревизионной комиссии.
  • о регистрации первичной профсоюзной организации.
  • о профобслуживании в региональном объединении членов профсоюза.

Этап 3. Проведение собрания

  1. Обязательная регистрация делегатов и гостей:
    • Ф.И.О.;
    • адрес;
    • место работы;
    • должность;
  2. Выбор председательствующего и секретаря собрания;
  3. При регистрации выдаются заявления на прием в профсоюз и перечисление членских взносов;
  4. Обязательное ведение протокол собрания.
  5. Принятие решения о создании первичной профсоюзной организации.
  6. По окончании проведения собрания составляется список учредителей;

Первичная профсоюзная организации считается созданной с момента принятия соответствующих решений на собрании.

Она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные соответствующими законами и Положением о первичной профсоюзной организации.

Учредители первичной профсоюзной организации автоматически становятся её членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Профсоюз при вступлении в членство выдает участнику профсоюзный билет.

П ервичная профсоюзная организация подлежит государственной регистрации.

Однако следует иметь в виду, что государственная регистрация вновь созданной профорганизации проводится в уведомительном порядке, что является не обязанностью, а правом.

При принятии решения, что профсоюзная организация не будет иметь статуса юридического лица, то данная организация в этом случае не подлежит регистрации в органах юстиции.

В случае создания первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица для ее регистрации в регистрирующий орган подаются:

Социально ориентированные некоммерческие организации — явление в российском законодательстве далеко не новое: данная категория юридических лиц появилась в позитивном праве в 2010 году[1]. Тем не менее сегодня, спустя 8 лет, правовое регулирование отношений с участием социально ориентированных НКО нельзя назвать всесторонне развитым и охватывающим все сферы и формы деятельности таких организаций.

Например, остаётся неясным, с какого момента некоммерческая организация становится социально ориентированной. Вместе с тем, вопрос относительно момента возникновения у лица определённого правового статуса, по моему мнению, является существенным. Особенно, когда речь идёт о бюджетных ассигнованиях, выделяемых для определённой категории лиц. Если нет чёткой границы между лицами, как определить: кому можно оказывать государственную поддержку, а кому нет?

В настоящем блоге я предприму попытку, анализируя законодательство, правоприменительную практику и умные книжки, ответить на этот вопрос.

Согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[2] социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

При этом п. 2 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» гласит, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» чётко выделяет признаки социально ориентированных некоммерческих организаций, однако он не вносит ясность в ответ на наш вопрос, не устанавливая чётко момент приобретения некоммерческой организацией статуса социально ориентированной.

Норма-дефиниция, содержащаяся в п. 2.1 ст. 2 Закона, указывает на признаки, при наличии которых некоммерческая организация признаётся социально ориентированной. III и VI главы закона также не содержат в себе нормы, регулирующие эти моменты. Поэтому представляется, что некоммерческая организация становится социально ориентированной с момента приобретения всех признаков социально ориентированной НКО.

Буева Л.П. деятельностью называет «способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»[3]. Как мы видим, профессор Л.П. Буева делает акцент на том, что это целенаправленное преобразование повседневной действительности. И, действительно, деятельность не может быть спонтанной, неосознанной. Это противоречило бы её сущности[4]. Так что и действия некоммерческой организации, чтобы соответствовать главному признаку — социальной ориентированности — должны быть направлены на сознательно поставленную цель. Иными словами, некоммерческая организация не может считаться социально ориентированной, если осуществляет определённые ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» виды деятельности неосознанно, опосредованно.

Например, выдуманный Фонд «Антикоррупционер» в выдуманном нами мире с идентичной российской правовой системой выявляет коррупционную сеть в Алтайском крае: сотрудники отдела охраны Алтайского государственного заповедника закрывают глаза на охоту в заповеднике, потому что охотники регулярно платят им какую-то сумму денег. Фонд «Антикоррупционер» передаёт материалы расследования органам предварительного расследования, и те, в свою очередь, доводят совместно с прокуратурой дело до суда. Сотрудников отдела охраны и охотников привлекают к уголовной ответственности. Охота в заповеднике прекращается. Повлияло ли это благоприятно на окружающую среду? Очевидно. Защитили ли такие действия Фонда «Антикоррупционер» животных? Безусловно. Но подпадают ли действия Фонда в данном примере под подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[5]? Вряд ли. Сотрудники Фонда не занимались непосредственно защитой окружающей среды, их основная цель — выявление и устранение всевозможных коррупционных сетей, и неважно, в какой сфере эти сети сформированы. То есть по норме, содержащейся в подп. 4 п. 1 ст. 31.1 Закона, Фонд «Антикоррупционер» не может быть наделён статусом социально ориентированной организации, потому что предусмотренной ст. 31.1 Закона деятельность он осуществлял не целенаправленно.

Балашов Л.Е. в своей монографии представил диаграмму-структуру человеческой деятельности[6], в основе которой лежат три составляющих: цель, средство и результат, помимо субъекта и объекта деятельности. Такая модель лучше всего подойдёт для рассмотрения структуры деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями.

Сразу отметим, почему мы будем рассматривать деятельность некоммерческих организаций через призму человеческой деятельности. Петражицкий Л.И. писал, что «действительным реальным субъектом права может быть только отдельный человек. Но позитивное право может для известных целей перевести правоспособность и на нечто такое, что не является реальным лицом. Такие… вымышленные для целей права субъекты, существующие только в качестве «отвлеченного понятия», а не в действительности. и суть юридические лица»[7]. Такая ситуация характерна и для нашего писаного права: согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом, а также – в некоторых случаях – через своих участников. Органы – в конечном итоге – формируются физическими лицами, так что представляется возможным отождествлять человеческую деятельность и деятельность юридических лиц, в данном случае – некоммерческих организаций.

Возвращаясь к анализу философского понятия деятельности, необходимо указать следующее. Цель представлена в рамках человеческой деятельности в трёх ипостасях: целеполагание (установка целей), целенаправленность (следование цели), целесообразность (соответствие цели)[8] — так что она (цель) присутствует на протяжении всего процесса осуществления деятельности: начинается всё установкой цели и заканчивается - сравнением результата с целью. Следовательно, деятельность можно разделить на соответствующие этапы:

  1. установка цели и задач, которые будут способствовать достижению цели (планирование);
  2. действия, направленные на достижение цели и выполнение задач (работа, достижение результата);
  3. анализ результата и его сопоставление с целями (подведение итогов).

Исходя из такой структуры деятельности можно сделать вывод, что началом осуществления социально ориентированной деятельности некоммерческой организацией будет являться установка целей, направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. То есть это тот самый момент, начиная с которого некоммерческая организация становится социально ориентированной и может претендовать на поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, исходя из буквального толкования законодательства.

Вместе с тем, органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку, согласно ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», но не обязаны, и, хотя момент, с которого НКО становится социально ориентированной должен быть установлен объективно, они (органы государственной власти и местного самоуправления) вряд ли согласятся с тем, что некоммерческая организация, которая только планирует заниматься социально ориентированной деятельностью, может рассчитывать на государственную поддержку от них. Иначе можно было бы создать Фонд помощи пострадавшим от цунами на территории г. Москвы и получать от государства или муниципалитетов государственную (муниципальную) поддержку.

Если же началом деятельности будет считаться её окончание (анализ результата и его сопоставление с целями), то какой тогда вообще будет смысл от поддержки таких организаций?

Иными словами, буквальное толкование в данном случае будет способствовать злоупотреблению правом и нерациональному использованию бюджетных средств.

Наиболее целесообразным и максимально прагматичным представляется толковать п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с телеологической точки зрения.

Если мы обратимся к Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) и Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009, то придём к выводу, что создание социально ориентированных некоммерческих организаций как института права — это решение, принятое государством для передачи роли исполнителя общественно-полезных услуг обществу. Естественно, чтобы достичь этой цели нужно вызвать у людей интерес к этой роли. Показать, что деятельность некоммерческой организации может не только приносить пользу обществу, но и доход тем, кто её осуществляет (вместе с тем, деятельность должна соответствовать принципу некоммерческой направленности).

Ставя цель популяризовать социально ориентированные некоммерческие организации, естественно, нужно поощрять всяческими способами непосредственно их деятельность, следовательно, приобретение некоммерческой организацией статуса социально ориентированной неразрывно связано с предоставлением таким организациям преимуществ по сравнению с другими участниками гражданских правоотношений. Так что условию «осуществление предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» видов деятельности», очевидно, НКО будут соответствовать с момента, когда их деятельность станет видимой.

Учитывая то, что сущность социально ориентированных некоммерческих организаций заключается в предоставлении таким организациям особой поддержки от публично-правовых образований, потому что такие организации помогают в решении социальных проблем, для признания некоммерческой организации социально ориентированной необходимо показать органам государственной власти, местного самоуправления и общественности, в целом, что организация действительно функционирует, и её деятельность направлена на достижение социально-значимых целей. В Волгограде, например, представители органов местного самоуправления запрашивают определённый перечень документов при взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями для подтверждения факта осуществления последними социально ориентированной деятельности[9].

Только в этом случае некоммерческие организации могут претендовать на преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям. То есть НКО становится социально ориентированной, когда видны результаты её социально ориентированной деятельности. Стоит отметить, что мы не делаем акцент на субъективном определении должностными лицами соответствия НКО критериям, установленным п. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ведь в случае нарушения права социально ориентированной некоммерческой организации на предоставление ей тех или иных преимуществ она может обжаловать действия органов государственной власти и местного самоуправления через суд[10], то есть статус социально ориентированной некоммерческая организация приобретает независимо от мнения представителей публично-правовых образований, но исходя из сущности таких организаций, следует, что приобретение статуса социально ориентированной некоммерческой организации тесно связано с диалогом НКО с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, некоммерческая организация приобретает статус социально ориентированной организации с момента, когда осуществляемая ею социально ориентированная деятельность становится заметной.

Таким образом, с учётом особенностей сущности правового статуса социально ориентированной некоммерческой организации приобретение некоммерческой организации статуса социально ориентированной во многом зависит от осуществляемой ею деятельности и возможности подтвердить её (деятельности) социальную ориентированность, при этом целеполагание, действия, направленные на достижение результата такой деятельности должны быть направлены на социальную помощь гражданам или развитие гражданского общества.

[1] См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" // РГ, N 72, 07.04.2010

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145

[3] См.: Буева Л. Л. Человек: деятельность и общение — М.: 1978. С.63

[4] См.: Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. С. 650

[5] Охрана окружающей среды и защита животных.

[6] См.: Философия: Учебник / Л.Е. Балашов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. С. 483

[7] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., 1907, т. II, с 313

[8] С.М.: Л.Е. Балашов. Указ. соч. С. 483

[9] См.: Решение Центрального районного суда г. Волгограда по делу № 2а-4494/2016г. от 09.06.2016 г. // Режим доступа: Банк судебных решений «РосПравосудие»

[10] Например, Определением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N ВАС-15453/12 от 03.12.2012 было засилено постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2012 по делу N А73-12249/2010, в котором суд указал, что коллегия адвокатов согласно её уставу и закону об адвокатской деятельности не является социально ориентированной некоммерческой организацией.

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

5 июня для некоммерческого сектора в России произошло очень важное событие. Минэкономразвития опубликовало список социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Реестр был нужен давно как минимум для отсева действительно социальных НКО от симулякров, созданных только ради получения грантов (в год до 4 тыс. НКО получают президентские гранты на сумму около 9 млрд руб.). Проблему порождало само устройство российского некоммерческого сектора.

Сектор без границ

Закон о некоммерческих организациях был принят еще в 1996 году. С тех пор он не раз менялся, и с 2008 года регистрация и ведение реестра НКО были возложены на Минюст, он же отвечал за прием и публикацию отчетов этих организаций. Фактически роль Минюста свелась к выборочному контролю и надзору за некоммерческим сектором. Параллельно с этим поддержка НКО в форме распределения субсидий по регионам оказалась в ведении Минэкономразвития.

Сам некоммерческий сектор всегда был очень неоднородным. К нему в России относятся не только классические НКО, например благотворительные фонды, но и многочисленные организации, попавшие в этот сектор просто потому, что больше их поместить некуда.

Возможно, поэтому к некоммерческому сектору относятся адвокатские палаты, бюро и коллегии, хотя адвокатов трудно заподозрить в некоммерческой деятельности, как и членов нотариальных палат, которые тоже причислены к НКО.

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности. Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк. Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д. К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс. организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс. Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня. Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко. В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций. Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти. Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

В России первые профсоюзы появились в начале 20 века. В СССР на каждом предприятии работала профсоюзная организация, у профсоюзов были свои детские лагеря, санатории, гостиницы и своя газета «Труд». Профсоюзы помогали людям получить образование, жилье, лечение и социальные льготы. После перестройки профсоюзы никуда не делись, но их деятельность изменилась.

Профсоюз может быть всероссийским или в одной компании

Профсоюзы — это объединения людей с общими профессиональными интересами и целями. В России их деятельность регулируют Трудовой кодекс, закон «О профессиональных союзах» и Конституция.

Профсоюзы в России разные:

  • первичные — объединения на предприятиях и в организациях. Первичные профсоюзы не зависят от размера компании и формы собственности, поэтому создать свое объединение могут слесари из одного цеха, журналисты газеты, работники ИП Лососев;
  • региональные — объединения в рамках одного города или региона. Могут быть отраслевыми или объединять несколько профсоюзов из разных сфер;
  • общероссийские — профсоюзы, которые объединяют работников отрасли из разных регионов. Например, профсоюз машиностроителей.

Еще есть ассоциации — это самые крупные профсоюзные организации, например Федерация независимых профсоюзов России или объединение профсоюзов СОЦПРОФ. В них входят общероссийские, региональные и первичные профсоюзы.

Вот примеры разных профсоюзов:

  • Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности;
  • Горно-металлургический профсоюз;
  • газеты «Ведомости»;
  • Машиностроительного завода;
  • работников образования;
  • курьеров.

По закону каждый может создать свой профсоюз или вступить в уже существующий и выйти из него в любой момент.

Профсоюзы могут устроить забастовку или не дать уволить человека

По закону профсоюзы защищают права работников. Вот что может сделать профсоюз:

  • контролировать, чтобы соблюдались трудовые права работников. Например, работникам задерживают зарплату — профсоюз может потребовать у работодателя рассказать, что происходит и когда люди получат деньги. Если работодатель откажется решать вопрос, пойти в трудовую инспекцию или суд и при этом рассказать работникам, что они законно могут не выходить на работу. Еще профсоюз может содействовать, чтобы компанию привлекли к административной и уголовной ответственности;
  • повлиять на зарплату и условия труда. Если в профсоюз входят больше половины работников, он имеет право вести переговоры с работодателем и заключать коллективный договор — документ, в котором обозначают условия труда, оплаты и социальные гарантии;
  • устроить забастовку. Обычно профсоюзы не поддерживают эти меры, а иногда считают их провокацией. Например, в 2019 году по России прошли бойкоты водителей такси, а в итоге оказалось, что профсоюзы их не устраивали — акции были провокациями, возможно, конкурентов. Но устроить забастовку или митинг профсоюз может. Так, в том же 2019 году профсоюз «Курьер» устраивал акции курьеров Деливери-клаба с требованием выплатить зарплаты;
  • участвовать в принятии локальных нормативных актов — внутренних документов компании. Профсоюз может повлиять на принятие приказов и положений о премировании, правилах внутреннего распорядка, аттестации сотрудников;
  • влиять на увольнение членов профсоюза. Если работодатель увольняет сотрудника — члена профсоюза, он обязан учесть мнение самого профсоюза.

Конечно, это всё в теории, на практике многое зависит от активности самих профсоюзов и желания работодателя идти на контакт.

В 2007 году на заводе «Форд-Всеволожск» началась забастовка. Она длилась месяц, в ней приняли участие 1,5 тысячи человек из 2,2 тысячи всех работников. Работники остановили конвейеры, а завод начал терпеть убытки — всего 5 млн долларов. В итоге работники добились, чтобы зарплаты увеличили на 16—21%.

Чуть позже работники алмазодобывающей компании «Алроса» начали бессрочную голодовку с требования повысить зарплату и улучшить условия труда. Протест быстро охватил разные цеха предприятия, а в местный профсоюз «Профсвобода» вступили сотни человек.

Руководители завода начали вести переговоры, но затем резко изменили политику: стали делать выговоры, угрожать увольнением. Через месяц лидера профсоюза Валентина Урусова задержали по делу о хранении наркотиков. Активистов профсоюза стали увольнять с предприятия, а Урусова осудили на шесть лет. Из тюрьмы он вышел через пять лет, в 2013 году.

Жители России не верят в профсоюзы

В России к профсоюзам относятся как к пережитку прошлого. В некоторые профсоюзы, особенно в госструктурах, вступают добровольно-принудительно: платят 1% от зарплаты в качестве взноса и иногда получают билеты в театр.

За некоторыми профсоюзами стоят политические партии: например, объединение профсоюзов СОЦПРОФ поддерживает Единую Россию, а объединение профсоюзов Тамбовской области выходит на митинги под флагами этой же партии:


Часто членство в профсоюзах формальное, а сами организации мало чем помогают работникам, да люди не спешат обращаться за помощью в профсоюз. Центр изучения общественного мнения в 2019 году проводил опрос об отношении к профсоюзам в России, и вот что получилось:

  • 53% опрошенных считают, что профсоюзы не помогают защищать права;
  • 7% — меняют работу, если что-то не так;
  • 6% — идут к начальству, если возникли проблемы;
  • 2% — обращались за помощью в профсоюз.

Отдельно 82% опрошенных отметили, что профсоюзы в России не играют значительной роли.

Андрей Кудинов, руководитель профсоюза водителей такси «Возрождение»

В нашем профсоюзе тысяча участников, но мы не стремимся делать традиционный профсоюз, скорее просто объединяем людей, которые хотят защитить свои права. Поэтому у нас нет членских взносов, мы не дарим билеты на концерты и не ходим на первомайские митинги.

Наши цели — это личная безопасность водителей такси, достойные зарплаты и соблюдение прав.

Мы боремся законными методами. Например, недавно к нам обратился человек: его товарища, он работает водителем такси, избили и ограбили. Мы обратились в правоохранительные органы, затем помогали им в деле, так сказать, держали вопрос на контроле. Через четыре дня задержали преступников, теперь им грозит срок по статье «Разбой».

Мы часто сотрудничаем с полицией, еще можем обращаться в прокуратуру и контролирующие органы. Можно сказать, что мы — прослойка между водителями, государством и обществом.

Бойкот считаем нерабочим инструментом, потому что водителям каждый день нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи.

Считаю, что тех профсоюзов, которые были раньше, конечно, уже нет и не будет. Бизнесу профсоюзы неудобны, но если совсем без них, где-то может начаться произвол. Мы не просим ничего сверхъестественного: чтобы были комфортные условия труда, вовремя платили заработанные деньги и уважали мнения работников.

Наемные сотрудники, как менее защищенная, по сравнению с работодателями, сторона трудовых отношений, имеют закрепленное в Конституции РФ право на защиту своих интересов с помощью профессиональных объединений. Любой работник вправе инициировать создание, вступить и быть членом профсоюзной организации.

Коротко обоснуем значение профсоюзов и их роль в организации, а также расскажем, как действовать, если профсоюза на предприятии пока еще нет. Для заинтересованных предоставляется пошаговый алгоритм создания профсоюза «с нуля».

Что сейчас называют профсоюзом

Люди объединяются в союзы, чтобы совместно защищать общие интересы. Это касается и профсоюзов – добровольной консолидации людей, работающих в одной сфере (как правило, на одном предприятии), для осуществления представительства и защиты трудовых прав и обеспечения социальных потребностей трудящихся.

Из истории профсоюзов

Рабочие объединения начали возникать в противовес эксплуатации. Самые первые такие объединения возникли в Англии в середине 18 века, затем получили широчайшее мировое распространение. Они по-разному назывались в тех или иных регионах, но имели сходные функции и полномочия:

  • в Англии – «трейд-юнионы» (Trade-Unions);
  • в США – «Рыцари труда», а затем «Американская федерация труда»;
  • в Германии – несколько типов рабочих объединений: христианские, социал-демократические и др.;
  • во Франции – синдикаты;
  • в России начиная с 19 века создавались рабочие товарищества и союзы, во время СССР объединившиеся в ВЦСПС, преемником которой в РФ стал ФНПР и Союз независимых профсоюзов.

Что может профсоюз

Роль профсоюзов исторически менялась вместе с развитием рыночных отношений. В течение последнего времени их широкие полномочия также несколько изменились: снова постепенно усиливается государственный контроль и определяющие функции работодателя.

Зона ответственности профсоюзных организаций:

  • условия труда сотрудников;
  • контроль над справедливым формированием фонда оплаты труда;
  • обеспечение выполнения трудовых прав работников, в том числе и при трудовых спорах;
  • участие в разработке нормативных актов, затрагивающих экономические интересы работников;
  • согласование некоторых увольнений;
  • защита работников от трудовой дискриминации по какому-либо признаку;
  • заключение колдоговоров по представительству персонала;
  • участие в образовании сотрудников;
  • контроль над соблюдением условий трудовых договоров.

ВАЖНО! Профсоюз действует на основании внутренних, а не правовых отношений, то есть регламентируется не законодательными актами, а принимаемым Уставом. Исключение составляют профессиональные объединения некоторых государственных органов, таких как военнослужащие, органы внутренних дел, таможенники и др.: их деятельность подконтрольна федеральному законодательству.

Создание профсоюза «с нуля»

Если на предприятии действует профсоюзная организация, любой работник может стать ее членом. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзу никак не ограничивает никаких прав и свобод сотрудника, которые гарантированы ему по законам РФ.

Если такой организации на предприятии нет, ее можно создать. Это разрешено и регламентировано Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Для этого нужно будет инициировать появление первичной профсоюзной организации («первички», «ППС») – ячейки, действующей непосредственно в конкретном структурном подразделении. При создании такой ячейки ее «авторы» автоматически становятся членами вновь созданной общественной организации.

Предпосылки создания профсоюза

Что побуждает работников задумываться о создании объединения для защиты своих интересов? К сожалению, это чаще всего сложившаяся ситуация, в которой эти права систематически попираются. Воля коллектива в основном необходима, если имеют место конфликты и споры с работодателем. Именно в таких условиях сотрудники максимально мотивированы для вступления в профсоюз.

Организация объединения проходит быстрее и легче при наличии лидера и /или активной группы, которая впоследствии сформирует инициативное ядро – будущих учредителей профсоюза.

Создание профсоюза шаг за шагом

Инициаторами создания профсоюза могут быть сами работники либо выборный орган городской профсоюзной организации. В зависимости от инициативы, алгоритм создания профсоюза будет несколько отличаться.

Пошаговый алгоритм создания ППС по инициативе персонала:

  1. Ищите минимум двух единомышленников. Закон разрешает формировать первичную профсоюзную организацию по желанию трех сотрудников. Три и более человека, решивших учредить первичную профсоюзную ячейку, составляют инициативную группу.
  2. Наладьте контакт с отраслевым профсоюзом. Маленькая ячейка должна стать частью большого и сильного объединения. Нужно выбрать профсоюз региональный соответствующей отрасли и провести переговоры с его руководством. Крупная организация даст «добро» и поможет будущей ячейке с формированием учредительной документации.
  3. Рекламируем будущий профсоюз. Другие сотрудники организации в большинстве должны разделять стремления инициативной группы. Для этого нужна пропагандистская (рекламная) работа для информирования о будущих целях и задачах профсоюза, для того чтобы сагитировать сотрудников пополнять его ряды.
  4. Первое собрание. Его нужно провести вне зависимости от отношения работодателя к формируемому профсоюзу. Если начальство против, его необязательно информировать о времени, месте и повестке дня собрания (без согласия руководства его нельзя назначать на рабочие часы, в остальном ограничений нет). С лояльным руководством этот процесс упрощается. На собрании нужно сформировать комитет профсоюза, органы контроля, ознакомить заинтересованных с программой, принять Устав. Важно решить, будут ли учредители регистрировать профсоюз как юридическое лицо (это не обязательно, но такая регистрация дает дополнительные права, например, на собственный банковский счет, имущество и др).
  5. Вступаем в организацию. Пришедшим на собрание и удостоверившимся в полезности существования профсоюза предлагается вступить в это объединение. Добрая воля подтверждается написанием заявления о вступлении. В тексте обязательно должно упоминаться, что вступающий не возражает против уплаты членских взносов согласно Уставу (обычно это 1% от зарплаты).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работники не чувствуют уверенности в своих силах по созданию профсоюзной ячейки, они всегда могут обратиться за консультациями и помощью в местную Федерацию профсоюзов.

Создание первичной профсоюзной организации по инициативе городского выборного профсоюзного органа

Инициатива может исходить необязательно «изнутри» – от работников организации, но и «сверху» – от более крупного отраслевого профсоюза.

  1. Нужен ли предприятию профсоюз? Анализируется ситуация на конкретном предприятии: необходимо уточнить, в чем заключаются интересы персонала, нащупать проблемные места, определить возможности сотрудничества с работодателем.
  2. Единомышленники на предприятии. Можно идти сразу двумя путями – искать точки соприкосновения с работодателем и «вербовать» заинтересованных в создании профсоюза сотрудников.
  3. Руководство формированием инициативной группы. Кто бы ни был изначальным инициатором, организация профсоюзной ячейки производится по доброй воле ее непосредственных членов – работников предприятия.
  4. Обычный учредительный порядок. Дальнейшие шаги аналогичны тем, что происходят при организации профсоюзной ячейки по инициативе работников: агитация, собрание, написание заявлений.
  5. Акт президиума отраслевого профсоюза. Создание новой ячейки закрепляется соответствующим решением президиума городского профобъединения.

ВАЖНО! Образец устава профессионального союза от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Создание на предприятии профсоюзного органа – это прогрессивный шаг для защиты интересов, прав и свобод сотрудников.

Читайте также: